Введение
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной дипломной работы очевидна: для того чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении.
В рыночной экономике давно уже сформировалась самостоятельное направление позволяющее решать задачи, стоящие перед предприятием известное как «Финансовое управление» или «Финансовый менеджмент».
Финансовый менеджмент как наука имеет сложную структуру. Одной из составных его частей является финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учёта и вероятностных оценках будущих факторов хозяйственной жизни. Связь бухгалтерского учёта с управлением очевидна. Управлять – значит принимать решения. Управлять – значит предвидеть, а для этого необходимо обладать достойной информацией.
В связи с этим бухгалтерская отчётность становится информационной основой последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений.
Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база.
Финансовый менеджмент базируется на нескольких основных концепциях: временная ценность денежных ресурсов, денежные потоки, финансовый риск, цена капитала, эффективный рынок и др.
Для финансового менеджера временная ценность денежных ресурсов имеет особое значение, поскольку в аналитических расчётах приходится сравнивать денежные потоки, генерируемые в разные периоды времени.
В настоящих условиях финансовый менеджер становится одним из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа решения принятого руководством предприятия, и предложения наиболее приемлемого варианта действия.
Деятельность финансового менеджера в общем виде может быть представлена следующими направлениями: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов.
Итак, успешное финансовое управление, направленное на:
– выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы
– избежание банкротства и крупных финансовых неудач
– лидерства в борьбе с конкурентами
– приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы
– рост объёмов производства и реализации
– максимизация прибыли
– минимизация расходов
– обеспечение рентабельной работы фирмы
и есть цель финансового менеджмента.
Главная цель данной работы – исследовать финансовое состояние предприятия ООО» Валентина», выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;
характеристика источников средств предприятия: собственных и заемных;
оценка финансовой устойчивости;
расчет коэффициентов ликвидности;
анализ прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по улучшению финансово – хозяйственной деятельности.
Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ООО «Валентина» за 2007, 2008 годы, а именно:
бухгалтерский баланс,
приложение к бухгалтерскому балансу
отчет о движении денежных средств
отчет о прибылях и убытках
А также, статистическая отчётность утверждённые Минфином и Госкомстатом Российской Федерации, система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Валентина».
Предметом исследования является сама методика анализа финансовой деятельности и практика применения её в управленческой деятельности.
При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и методы:
горизонтальный анализ вертикальный анализ,
анализ коэффициентов,
сравнительный анализ.
1. Значение и сущность анализа финансового состояния предприятия как инструмента принятия управленческого решения
1.1 Значение финансового анализа в современных условиях
Финансы предприятия – это экономическая категория, особенность которой заключается в сфере ее действия и в присущих ей функциях. Они функционируют в сфере материального производства, где создаётся совокупный общественный продукт и национальный доход.
В ходе финансирования хозяйственной деятельности предприятий возникают определённые финансовые отношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.
Финансы предприятий – это экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, а также, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.
По своему содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятий можно систематизировать по следующим направлениям:
связанные с формированием уставного капитала;
связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости;
между коммерческими организациями и предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг;
между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, а также с вышестоящей организацией;
между коммерческими организациями и отдельными работниками;
между хозяйствующими субъектами и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет;
между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе хранения денег в банках, получения и погашения ссуд.
Финансы предприятия выполняют три основные функции:
Формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия;
Обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;
Обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы». Каждое звено финансов определённым образом связано с процессом воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Каждое звено финансовой системы представляет собой определённую сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:
государственная бюджетная система;
внебюджетные специальные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
Современная финансовая система государства состоит из централизованных и децентрализованных финансов.
Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макро уровне. Финансовые отношения предприятий в свою очередь относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микро уровне.
Финансы – это совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.
Исходя из этого, финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для развития, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т.е. улучшение финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.
Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:
– имущественное состояние предприятия;
– степень предпринимательского риска;
– достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
– потребность в дополнительных источниках финансирования;
– способность к наращиванию капитала;
– рациональность привлечения заемных средств;
– обоснованность политики распределения и использования прибыли.
Основу информационного обеспечения анализ финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности.
Она состоит из форм бухгалтерской отчетности, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации приказом «О типовых формах квартальной бухгалтерской отчётности организаций и указаниях по их заполнению в 1998 году» от 27 марта 1996 года №31 и приказом «О формировании годовой бухгалтерской отчётности» от 21 ноября 1998 года №81 н, который внёс изменения и дополнения к Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчётности; а именно: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и их использовании – форма №2, справка к форме №2 и приложения к бухгалтерскому балансу, форма №5, а также статистическая отчетность по труду и себестоимости Утвержденная Госкомстатом Р.Ф.
Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.
Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результат выполненных формализованных аналитических процедур не является или, по крайней мере, не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Результаты анализа – «материальная основа» управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения.
Все это лишний раз свидетельствует о том, что финансовый анализ в современных условиях становится элементом управления, инструментом оценки надежности потенциального партнера.
Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток, как на порядок подготовки документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния. Именно такое понимание логики финансового анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности; если он основан на данных только бухгалтерской отчетности – внешний анализ; внутрихозяйственный анализ может быть дополнен и другими аспектами: анализом эффективности авансирования капитала, анализом взаимосвязи издержек, оборота и прибыли и т.п.
Финансовый анализ деятельности предприятия включает:
– анализ финансового состояния;
– анализ финансовой устойчивости;
– анализ финансовых коэффициентов:
– анализ ликвидности баланса;
– анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.
1.2 Информационная база финансового анализа
В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчётности.
К ним относятся: прибыль от реализации; прибыль от финансово – хозяйственной деятельности; прибыль отчётного периода; нераспределённая прибыль отчётного периода. Непосредственно по данным формы №2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов: прибыль от прочей реализации; прибыль от внереализационной деятельности; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных платежей; брутто-прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг. В форме №2 по всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.
Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово – хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.
Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:
Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.
Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.
Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.
Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.
Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.
Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.
В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.
Принцип осторожности предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.
Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.
Пользователи информации различны, цели их конкурентны, а нередко и противоположны. Также различных пользователей бухгалтерской отчётности интересуют только определённые показатели финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и её структура, факторы, воздействующие на её величину, налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т.е. Устойчивости и надёжности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, Для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы данной организации.
Классификация пользователей бухгалтерской отчётности может быть выполнена различными способами, однако, как правило, выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия; собственно бухгалтеры.
В соответствии со статьей 13 III главы Федерального закона РФ «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ все организации «…обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность. Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из:
•бухгалтерского баланса;
•отчёта о прибылях и убытках;
•приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
•аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности, если она в соответствии и Федеральным законом подлежит обязательному аудиту;
•пояснительной записки».
В том же Законе отмечено, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчётный период и предшествующий ему году и т.д.
1.3 Основные подходы к финансовому анализу
Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:
экспресс-анализ финансового состояния,
детализированный анализ финансового состояния.
Экспресс-анализ финансового состояния.
Его целью является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа В.В. Ковалев предлагает рассчитать различные показатели и дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.
Автор считает, что экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.
Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.
Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Третий этап – основной в экспресс-анализе; его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.
Таблица 1. Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа
Направление анализа | Показатели |
1. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования. | |
1.1. Оценка имущественного положения |
Величина основных средств и их доля в общей сумме активов. Коэффициент износа основных средств. Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия. |
1.2. Оценка финансового положения. |
Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников. Коэффициент покрытия. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме. Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников. Коэффициент покрытия запасов. |
1.3. Наличие «больных» статей в отчетности. |
Убытки. Ссуды и займы, не погашенные в срок. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность. Векселя выданные просроченные. |
2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности. | |
2.1. Оценка прибыльности. |
Прибыль. Рентабельность общая. Рентабельность основной деятельности. |
2.2. Оценка динамичности. |
Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала. Оборачиваемость активов Продолжительность операционного и финансового цикла. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности. |
2.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала. |
Рентабельность авансированного капитала. Рентабельность собственного капитала. |
Детализированный анализ финансового состояния.
Его цель – более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.
Программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования.
1.1. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.
1.2. Выявление «больных» статей отчетности.
2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования.
2.1. Оценка имущественного положения.
2.1.1. Построение аналитического баланса-нетто.
2.1.2. Вертикальный анализ баланса.
2.1.3. Горизонтальный анализ баланса.
2.1.4. Анализ качественных сдвигов в имущественном положении.
2.2. Оценка финансового положения.
2.2.1. Оценка ликвидности.
2.2.2. Оценка финансовой устойчивости.
3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.
3.1. Оценка основной деятельности.
3.2. Анализ рентабельности.
3.3. Оценка положения на рынке ценных бумаг.
Характеристика основных показателей, используемых в анализе, финансово-хозяйственной деятельности будет проведена в практической части данной работы.
Движение любых ТМЦ, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности. Характеристика финансового состояния проводится по следующей схеме:
анализ доходности;
анализ финансовой устойчивости;
анализ кредитоспособности;
анализ использования капитала;
анализ уровня самофинансирования;
анализ валютной самоокупаемости.
Анализ доходности хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли, или доходов.
Относительный показатель – уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции, определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.
В процессе анализа изучают динамику изменения объема чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие.
Финансово устойчивым считается такое предприятие, которое за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы, не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности являются правильная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств уделяет основное внимание.
Характеристика финансовой устойчивости включает в себя анализ:
состав и размещение активов хозяйствующего субъекта;
динамики и структуры источников финансовых ресурсов;
наличия собственных оборотных средств;
кредиторской задолженности;
наличия и структуры оборотных средств;
дебиторской задолженности;
платежеспособности.
Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок. Кредитоспособность заемщика характеризуется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.
При анализе кредитоспособности используется целый ряд показателей. Наиболее важными из них являются, норма прибыли на вложенный капитал и ликвидность. Норма прибыли на вложенный капитал определяется отношением суммы прибыли к общей сумме пассива по балансу. Ликвидность хозяйствующего субъекта – это способность его быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств. Более подробно показатели, характеризующие ликвидность будут рассмотрены во второй главе данной работы.
Вложение капитала должно быть эффективным. Под эффективностью использования капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на 1 рубль вложенного капитала. Эффективность капитала – комплексное понятие, включающее в себя использование оборотных средств, основных фондов и НМА. Поэтому анализ эффективности капитала проводится по отдельным частям.
1. Эффективность использования оборотных средств характеризуются, прежде всего, их оборачиваемостью. Под оборачиваемостью средств понимается продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за отчетный период
2. Эффективность использования капитала в целом. Капитал в целом представляет собой сумму оборотных средств, основных фондов и НМА. Эффективность использования капитала лучше всего измеряется его рентабельностью. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением балансовой прибыли к величине капитала.
Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников: амортизационных отчислений и прибыли. Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования можно определить с помощью коэффициента самофинансирования:
где П – прибыль, направляемая в фонд накопления;
А – амортизационные отчисления;
З – заемные средства;
К – кредиторская задолженность и др. привлеченные средства.
Однако хозяйствующий субъект не всегда может полностью обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами и поэтому широко использует заемные и привлеченные денежные средства, как элемент, дополняющий самофинансирование.
Принцип валютной самоокупаемости заключается в превышении поступлений валюты над его расходами. Соблюдение этого принципа означает, что хозяйствующий субъект не «проедает» свой валютный фонд, а постоянно накапливает его.
Коэффициенты отчетности.
Важнейшими коэффициентами отчетности, использующимися в финансовом управлении, являются:
коэффициенты ликвидности;
коэффициенты деловой активности или эффективности использования ресурсов;
коэффициенты рентабельности;
коэффициенты структуры капитала;
коэффициенты рыночной активности.
Важным инструментом финансового менеджмента является не только анализ уровня и динамики основных коэффициентов в сравнении с определенной базой, считает автор, но и определения оптимальных пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной финансовой стратегии.
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно двумя третями экономической рентабельности. Предприятие, использующие кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага.
То есть для того, чтобы повысить рентабельность собственных средств, предприятие должно регулировать соотношение собственных и заемных средств.
Большое внимание Е.С. Стоянова уделяет операционному анализу, называемому также анализом «издержки-объем-прибыль», – отражающим зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства 29.
Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В соответствии с учредительными документами, предприятие может осуществлять следующие виды деятельности:
розничная торговля;
оптовая торговля;
посреднические услуги при купле-продаже товаров народного потребления;
посреднические услуги при купле-продаже продукции с 4 208 747 х 100% = 68,68%
2. На конец года:
Р.А. на конец года= 2 419 416 + 222 040 = 2 641 456 рублей
Доля Р.А. на конец года=2 641456 руб. 6 часть обязательств перед кредиторами. Но в то же время превышение кредиторской задолженности над дебиторской даёт предприятию возможность использовать эти средства, как привлечённые источники.
2. Оценка финансовой устойчивости ООО «Валентина»
В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов – за счёт заёмных средств, важной аналитической характеристикой является финансовая устойчивость предприятия.
Финансовая устойчивость – это определённое состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным, либо улучшиться, либо ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы «возмутителем» определённого состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложения капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности.
На практике применяют разные методики анализа финансовой устойчивости. Проанализируем финансовую устойчивость предприятия с помощью абсолютных показателей.
Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.
Общая величина запасов и затрат равна сумме строк 210 и 220 актива баланса.
Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников:
Наличие собственных оборотных средств;
Наличие собственных и долгосрочных заёмных источников формирования запасов и затрат или функционирующий капитал;
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат. В виду отсутствия краткосрочных заёмных средств данный показатель суммарно равен второму.
Определение типа финансового состояния предприятия
Показатели | 2007 | 2008 | ||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
|
1. Общая величина запасов и затрат | 768 302 | 658 324 | 658 324 | 2 795 978 |
2. Наличие собственных оборотных средств | -265 451 | 226 565 | 226 565 | 459 856 |
3. Функционирующий капитал | -265 451 | 476 477 | 476 477 | 770 168 |
4. Общая величина источников | -65 451 | 476 477 | 476 477 | 1 699 928 |
Трём показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя запасов и затрат формирования:
1. Излишек или недостаток СОС | -1 033 753 | -431 759 | -431 759 | -2 336 122 |
2. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заёмных источников | -1 033 753 | -181 847 | -181 847 | -2 025 810 |
3. Излишек или недостаток общей величины основных источников | -833 753 | -181 847 | -181 847 | -1 096 050 |
То есть не одного из вышеперечисленных источников не хватало ни на начало, ни на конец года.
С помощью этих показателей определяется трёхкомпонентный показатель типа финансовой ситуации
Возможно выделение 4х типов финансовых ситуаций:
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости и отвечает следующим условиям: Фс іО; Фт іО; Фо і0; т.е. S= {1,1,1};
2. Нормальная устойчивость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность: Фс< 0; Фті0; Фоі0; т.е. S={0,1,1};
3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором всё же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов: Фс<0; Фт<0; Фоі0; т.е. S={0,0,1};
4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности: Фс<0; Фт<0; Фо<0; т.е. S={0,0,0}.
На ООО «Валентина» трёхкомпонентный показатель финансовой ситуации S={0; 0; 0} как в 2007, так и в 2008 году. Таким образом финансовую устойчивость в начале и в конце отчётного периода можно считать критической.
Исходя из целей, поставленных в данной работе, более приемлемо использовать для анализа финансовой устойчивости ООО «Валентина» относительные показатели. Эти коэффициенты, рассчитанные в таблице 12.
Из данных таблицы можно сделать выводы о состоянии каждого коэффициента и о финансовой устойчивости предприятия в целом.
Коэффициент независимости на ООО «Валентина» на конец 2008 года составляет 0,56, что близко к рекомендуемой норме, следовательно, предприятие имеет собственных средств больше, чем заемных и что говорит о его финансовой независимости. Но нужно отметить снижения данного коэффициента по сравнению с 2007 года на 0,31.
Значение коэффициента соотношения заёмных и собственных средств свидетельствует, что в начале отчётного периода предприятие привлекало на каждый 1 руб. собственных средств, вложенных в активы 15 коп. заёмных средств. В течение отчётного периода заёмные средства выросли до 78 коп. на каждый 1 руб. собственных вложений. Тенденция резкого увеличения заёмных средств может в будущем усилить зависимость предприятия от привлечённых средств. На ООО «Валентина» это выражается в постоянном росте кредиторской задолженности с одновременным падением доли собственных средств.
Коэффициент манёвренности собственных средств и коэффициент обеспеченности собственными средствами на начало 2007 года имели отрицательное значение так, как у предприятия не было собственных оборотных средств. В течение 2-х лет данные показатели росли и к концу 2008 года эти коэффициенты приобрели значения соответственно 0,13 и 0,14 при норме не менее 0,1. Это связано с появлением собственных оборотных средств на ООО «Валентина». Но так как в абсолютном выражении сумма увеличения собственных оборотных средств была довольно значительной, то при продолжении данной тенденции предприятие будет иметь возможность улучшения финансовой автономности в будущем.
Коэффициент реальной стоимости основных и материальных оборотных средств, начиная с конца, 2007 года постепенно снижается, так на конец 2007 года он составлял 0,7, а к концу 2008 года составил лишь 0,4. Такое резкое снижение негативно влияет на финансовое положение предприятия, т. к. имущество произвольного назначения составило лишь 40% в имуществе предприятия.
Коэффициент реальной стоимости основных средств на конец периода также ниже нормативного и составляет 0,37%, что свидетельствует о слишком малой доли основных средств в имуществе предприятия.
Ликвидность предприятия – это способность возвратить в срок полученные в кредит денежные средства, или способность оборотных средств превращаться в денежную наличность, необходимую для нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать общий показатель ликвидности, вычисляемый по формуле, приведённой в таблице 13. С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точке зрения ликвидности. Данный показатель применяется также при выборе наиболее надёжного партнёра из множества потенциальных партнёров на основе отчётности.
Различные показатели ликвидности не только дают характеристику устойчивости финансового состояния организации при разной степени учёта ликвидности средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Например, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Покупатели и держатели акций предприятия в большей мере оценивают платежеспособность по коэффициенту текущей ликвидности.
Исходя из данных баланса на ООО «Валентина» коэффициенты, характеризующие платежеспособность, имеют следующие значения.
Проанализируем коэффициенты L2, L3, L4 и их изменение.
Коэффициент абсолютной ликвидности на конец 2008 года составил 0,06, при его значении на начало года 0,04. Это значит, что только 6% краткосрочных обязательств предприятия, может быть немедленно погашено за счёт денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Этот показатель практически в 3 раза ниже нормативного, что может вызывать недоверие к данной организации со стороны поставщиков. Хотя можно отметить рост данного показателя за отчётный период в 1,5 раза, что является позитивным моментом.
Значение промежуточного коэффициента покрытия с 0,2 на начало 2008 года уменьшилось до 0,18 на конец года и стало ниже нормативного значения на 0,052. To есть за счёт дебиторской задолженности, в случае её выплаты, ООО «Валентина» сможет погасить 18% кредиторской задолженности. Но в целом значение данного коэффициента можно назвать прогнозным, так как предприятие не может точно знать когда и в каком количестве дебиторы погасят свои обязательства. То есть практически соотношение можно считать на конец 2008 года неудовлетворительным, и в действительности может ещё более ухудшиться вследствие зависимости от таких факторов, как: скорости платёжного документооборота банков; сроков дебиторской задолженности; платежеспособности дебиторов.
Общий текущий коэффициент покрытия L4 сократился за отчетный период на 0,3 и составил на конец года 1,1. Смысл этого показателя состоит в том, что если предприятие направит все свои оборотные активы на погашение долгов, то оно ликвидирует краткосрочную кредиторскую задолженность на 100% и у него останется после данного погашения задолженности для продолжения деятельности 10% от суммы оборотных активов.
Таким образом, все показатели кроме, характеризующие платежеспособность предприятия на ООО «Валентина» находятся на уровне ниже нормы, кроме того, при этом наблюдается их незначительное снижение. В целом вывод о платежеспособности можно сделать по общему коэффициенту ликвидности. Его значение на конец года составляло 0,498, то есть в среднем предприятие не сможет покрыть ещё 50,2% обязательств в порядке их срочности. По сравнению с 2007 годом общая ликвидность средств предприятия несколько улучшилась. Так в прошлом году ООО «Валентина» не могло погасить в порядке срочности 51% обязательств.
Система критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации была определена в постановлении Правительства РФ №498 от 20 мая 1994 года «О некоторых мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности предприятий», принятом в связи с Указом Президента РФ №2264 от 22.12.1993 г.
В соответствии с данным постановлением Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе РФ распоряжением №31-р от 12.08.1996 г. утвердило Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса.
Согласно этому Методическому положению анализ и оценка структуры баланса организации проводится на основе показателей:
коэффициента текущей ликвидности;
коэффициента обеспеченности собственными средствам и;
коэффициентов восстановления платежеспособность.
Чтобы организация была признана платежеспособной, значения этих коэффициентов должны соответствовать нормативным, указанным в таблице 13.
Согласно статье 1 Закона РФ «О несостоятельности предприятий, внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей, неспособности погашать обязательства кредиторам в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
На ООО «Валентина» коэффициент текущей ликвидности на конец отчётного периода равен 1,16, при его значении на начало года 1,4. То есть это значение свидетельствует о недостаточной общей обеспеченности предприятия оборотными средствами.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, необходимыми для его финансовой устойчивости, на начало 2007 года отсутствовал, а на конец 2006 года составил 0,14, и достиг нормативного значения. В тоже время нужно отметить сокращение данного коэффициента по сравнению с началом 2008 года, когда он составлял 0,29.
Согласно Методическим положениям, если хотя бы один из этих коэффициентов имеет значение меньше нормативного, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности. На анализируемом предприятии коэффициент текущей ликвидности находится на уровне ниже нормы, следовательно, представляется необходимым определить сможет ли данное предприятие восстановить свою платежеспособность в течение ближайших 6 месяцев. В соответствии с расчётом, данный показатель принимает значение в 2008 году 0,585, при нормативе >1. Это свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшие 6 месяцев нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность.
На основе проведенного анализа финансовой деятельности ООО «Валентина» были сделаны следующие выводы.
Не смотря на увеличение стоимости имущества предприятия в 2008 году, его финансовая устойчивость ухудшилась по ряду показателей. Имея на балансе значительную по величине стоимость оборотных активов, предприятие нуждается в большей величине собственных оборотных средств, а также в долгосрочных заемных средствах, т.е. более мобильных средствах.
Все показатели, характеризующие платежеспособность, находятся на уровне ниже нормы, что объясняется, в основном, наличием у предприятия значительной суммы кредиторской задолженности, которая увеличилась в 2008 году почти в 4 раза. Это говорит о том, что на предприятии плохо организовано управление кредиторской задолженностью, скорость оборота которой составляет почти 60 дней, что свидетельствует о том, что ее погашение происходит слишком медленными темпами. Для решения сложившейся ситуации, предприятию необходимо четко структурировать все долги по срокам выплаты и стараться выплачивать их в порядке очередности.
Доля оборотных средств в составе имущества достаточно высокая. Не смотря на это, предприятие испытывает острую потребность в оборотных средствах. Такое положение на предприятии сложилось из-за замораживания значительной части оборотных средств в виде материальных запасов. За отчетный период предприятие не только не смогло уменьшить остатки продукции на складах, но и произошло их увеличение почти в 4 раза. Причинами такого положения являются проблемы со сбытом, которые обусловлены жесткой конкуренцией на рынке данного товара в г. Кингисеппе.
Для решения сложившейся ситуации необходимо четко изучить рынок своего товара, возможности создания новых каналов сбыта продукции, повышения конкурентоспособности продукции за счет увеличения качества или снижения цены.
2.1 Анализ формирования и распределения прибыли
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о финансовых результатах и их использовании». К ним относятся:
•прибыль от реализации продукции;
•прибыль от прочей реализации;
•доходы и расходы от внереализационных операций;
•балансовая прибыль;
•налогооблагаемая прибыль;
•чистая прибыль и др.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции; результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:
Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период.
Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений.
Исследование влияние факторов на прибыль.
Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов. Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 14., используя данные отчётности предприятия из формы №2.
Из данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2000 году существенно увеличилась по сравнению с 2007 годом на 62 374 руб. или в 6 раз. В 2007 году прибыль по сравнению с 2006 годом наоборот резко снизилась на 1 726 460 тыс. руб. или в 159 раз. Таким образом наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.
Увеличению балансовой прибыли способствовало:
Увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности на 43 648 руб. или на 76,5%.
На вышеуказанное увеличение повлияло:
Появившаяся статья доходов – «Проценты к получению» в сумме 7 966 руб., что увеличило балансовую прибыль на 10,8%.
Превышение абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным изменением операционных расходов на 37 707 руб.
Снижению балансовой прибыли способствовало:
Убыток от внереализационных операций в сумме 27 409 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%. Нужно отметить, что по сравнению с 2007 годом в отчётном году произошло снижение данного убытка на 18 726 руб. или почти в 3 раза;
Анализ прибыли отчётного года
Наименование показателя | Код | За отчётный | За предыдущий | Отклонения | |
стр. |
Год |
Год |
+ / – |
% |
|
1. Выручка от реализации товаров, работ услуг. | 010 | 7 504 492 | 5 649 432 | +1 855 060 | 132,8 |
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг. | 020 | 6 396 664 | 4 341 500 | 2 055 164 | 147,3 |
3. Коммерческие расходы. | 030 | 300 612 | 441 138 | -140 526 | 68,1 |
4. Управленческие расходы. | 040 | 607 712 | 665 264 | -57 552 | 91,3 |
5. Прибыль от реализации | 050 | 199 504 | 201 530 | -2 026 | 99 |
6. Проценты к получению. | 060 | 7 966 | 7966 | ||
7. Проценты к уплате. | 070 | ||||
8. Доходы от участия в других организациях. | 080 | ||||
9. Прочие операционные доходы. | 090 | 150 170 | 20 689 | 129 481 | В 7,2 раз |
10. Прочие операционные расходы. | 100 | 256 997 | 165 224 | 91 773 | 155,5 |
11. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности. | 110 | 100 643 | 56 995 | 43 648 | 176,5 |
12. Прочие внереализационные доходы. | 120 | ||||
13. Прочие внереализационные расходы. | 130 | 27 409 | 46 135 | -18 726 | 59,4 |
14. Прибыль отчётного периода. | 140 | 73 234 | 10 860 | 62 374 | В 6 раз |
15. Налог на прибыль. | 150 | 12 587 | 2 759 | 9 792 | В 4,5 раза |
16. Отвлечённые средства. | 160 | 121 047 | 258 013 | -136 966 | 46,9 |
17. Нераспределённая прибыль отчётного периода. | 170 | -60 400 | -249 912 | -310 312 | 24,2 |
Незначительное влияние оказало сокращение прибыли от реализации на 2 026 руб. или на 1%, что привело к снижению балансовой прибыли на 2,8%.
Таким образом, факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме, были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти в 6 раз.
2.2 Анализ рентабельности
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
Рентабельность продукции, продаж;
Рентабельность производственных фондов;
Рентабельность вложений в предприятия.
1. Рентабельность продукции.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации;
Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации;
Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Расчёт данных показателей по ООО «Валентина» представлен в таблице 15.
На основе расчётов можно сделать следующие выводы:
Показатель общей рентабельности за отчетный период вырос с 0,19 в 2007 до 0,97 в 2008 году, то есть увеличился в 5 раз. Это говорит о том, что в 2008 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 1 копейки балансовой прибыли. Надо отметить резкое снижение данного показателя по сравнению с 2006 годом, когда он составлял 23,3% и упал за 2007 год до 0,19.
Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также вырос в 2008 году с 0,14 на начало года до 0,8 на конец отчетного периода. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом, в 2008 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь
Показатели рентабельности продукции ООО «Валентина»
Показатели | Расчет | 2006 | 2007 | 2008 | Отклонения + /- | |
1999 от 1998 | 2000 от 1999 | |||||
1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг. | стр. 010 | 7 459 444 | 5 649 432 | 7 504 492 | -1 810 012 | 1 855 060 |
2. Прибыль от реализации. | стр. 050 | 1 622 552 | 201 530 | 199 504 | -1 421 022 | -2 026 |
3. Балансовая прибыль. | стр. 140 | 1 737 320 | 10 860 | 73 234 | -1 726 460 | 62 374 |
4. Чистая прибыль. | с. 140–150 | 1 142 091 | 8 1014 | 60 647 | -1 133 990 |
52 546 |
Расчетные показатели |
||||||
1. Рентабельность всей реализованной продукции. | стр. 050 стр. 010 | 21,7 | 3,6 | 2,6 | -18,1 | -1 |
2. Общая рентабельность. | стр. 140 стр. 010 | 23,3 | 0,19 | 0,97 | -23,11 | 0,78 |
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли. | с. 140–150 стр. 010 | 15,3 | 0,14 | 0,8 | -15,16 | 0,66 |
На основе данных таблицы построим диаграмму.
Рисунок 5. Изменение показателей рентабельности продукции за 2006–2008 г.
Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный период на 1% и составила к концу 2008 года 2,6%. Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку меньше прибыли от реализации.
Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие.
В 2007 г. вследствие снижения спроса на продукцию, а также вследствие получения убытков от внереализационных операций показатели рентабельности продукции существенно снизились.
2. Рентабельность вложений предприятия.
Рентабельность вложений предприятия – это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
2. Рентабельность вложений по чистой прибыли;
3. Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 16.
Показатели для расчёта рентабельности
Показатели | Код стр. | 2006 | 2007 | 2008 |
1. Прибыль балансовая | 140 | 1 737 320 | 10 860 | 73 324 |
2. Прибыль чистая | 140–150 | 1 142 091 | 8 101 | 60 647 |
3. Среднегодовая стоимость имущества | 399 | 4 847 436 | 4 208 746 | 6 514 241 |
4. Собственные средства | 490 | 3 544 562 | 3 667 076 | 3 667 076 |
5. Доходы от участия в других организациях | 080 | - | - | - |
6. Долгосрочные финансовые вложения | 140 | 20 142 | 20 142 | 20142 |
7. Долгосрочные заёмные средства | 590 | - | - | - |
На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что если за 2007 г. все показатели рентабельности вложений ООО «Валентина» упали по сравнению с 2006 г., то в 2008 году произошла противоположная ситуация. Все показатели рентабельности вложений увеличились.
Общая рентабельность вложений в 2007 г. упала с 35,8% в 2006 г. до 0,26%, в 2008 году возросла до 1,12%. То есть на 1 руб. стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно невелико для такого предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия в 2007–2008 г.
Показатели рентабельности вложения
Показатели | Расчёт | 2006 г. | 2007 г. | 2009 г. | Отклонение 2000 от 1999 |
1. Общая рентабельность вложений | 140 / 399 | 35,8 | 0,26 | 1,12 | +0,86 |
2. Рентабельность вложений по чистой прибыли |
140–150 399 |
23,6 | 0,002 | 0,93 | +0,928 |
3. Рентабельность собственных средств |
140–150 490 |
32,2 | 0,22 | 1,65 | +1,43 |
4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений |
080 140 |
- | - | - | - |
5. Рентабельность перманентного капитала |
140–150 490+590 |
32,2 | 0,22 | 1,65 | +1,43 |
Рентабельность собственных средств также невысока и в течении 2007 года упала с 32,2% до 0,22%, то есть в 146 раз и в 2008 году увеличилась лишь на 1,43%. Динамика этого показателя за последние годы позволяют сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший результат. Рентабельность перманентного капитала и его динамика аналогичны рентабельности собственных средств, в виду отсутствия долгосрочных заёмных средств.
В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств ООО «Валентина».
Активы | 6 514 241 руб. |
СС | 3 667 076 руб. |
ЗС | 929 760 руб. |
ЗС/СС | 0,253 |
НРЭИ | 73 234 руб. |
ЭР | 1,12% |
Дифференциал | -0,58 |
ЭФР | -0,15 |
Из приведенных выше расчетов видно, что в 2008 году на ООО «Валентина» ЭФР отрицательный, так как дифференциал меньше нуля. Такой эффект дает не приращение, а вычет из рентабельности собственных средств. Для того, чтобы ЭФР стал положительным, а дифференциал больше нуля, необходимо увеличивать экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. Предприятие не использует ЭФР для регулирования рентабельности собственных средств, хотя такая необходимость существует.
Балансовая прибыль на ООО «Валентина» в 2008 году существенно увеличилась по сравнению с 2007 годом на 62374 руб. или в 6 раз. Её увеличению способствовало: увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, в основном за счёт появления статьи дохода «Проценты к получению» и превышения абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным превышением операционных расходов, что увеличило балансовую прибыль на 60,5%. Снижению балансовой прибыли способствовал убыток от внереализационных операций в сумме 27 409 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%.
Таким образом факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим в 6 раз.
Результатом от прочей финансово-хозяйственной деятельности в 2008 году стал убыток в размере 98 863 руб., в то время как в предыдущем году наблюдался убыток в размере 144 535 руб., который уменьшился за отчетный период на 54 674 руб.
В отчётном году результат от прочих внереализационных операций представляет собой убыток, который уменьшился по сравнению с 2007 годом на 68%.
После уплаты налога на прибыль в распоряжении предприятия осталось 60 647 руб. Этих средств оказалось недостаточно для покрытия всех расходов. В 2008 году убыток отчетного периода составил 60 400 руб.
За 2008 год показатели общей рентабельности продукции и рентабельность продаж по чистой прибыли увеличились, по сравнению с 2007 годом, хотя за аналогичный период прошлого года наблюдался резкий спад всех показателей рентабельности продукции.
Если за 2007 год все показатели рентабельности вложений ООО «Валентина» упали по сравнению с 2006 г., то в 2008 году произошла противоположная ситуация. Общая рентабельность вложений находится на низком уровне, так на 1 рубль имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли.
В целом все показатели прибыли и рентабельности в отчётном году возросли, что положительно характеризует деятельность ООО «Валентина» в 2008 году.
3. Основные направления улучшения финансового состояния предприятия
Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т.е. низкая квалификация большинства менеджеров как среднего, так и высшего звена.
Производство – процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен прежде всего проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам – по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т.д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать – значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать – значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать – значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать – значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.
Знания, необходимые в области управления трудовыми ресурсами, финансами и в целом производством, даёт наука, называемая менеджментом. Данную глобальную систему можно разбить на три основные функционирующие подсистемы:
Менеджмент – как управление в условиях рынка – обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.
Для современного менеджмента характерны:
– стабильное стремление к повышению эффективности производства;
– широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений;
– постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
– ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности предприятия;
– использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
– изменение функции планирования – от текущего к перспективному;
– упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
– оценка управления работой в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;
– максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
– привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ею;
– осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;
– опора на инновации, нововведения в каждом сегменте работы предприятия, нестандартные решения;
– проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;
– способность разумно рисковать;
– возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевой.
Термин «Менеджмент» относится к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Управляющий менеджер обычно независим от собственности на капитал фирмы, в которой работает. Работа менеджера – производственный труд, характерный для условий комбинирования высокотехнологического производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Таким образом, менеджмент можно определить как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организацию и управляют ею путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджер создает условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и добивается результатов, соответствующих поставленным целям. Отсюда менеджмент – это ещё и умение реализовать поставленные цели, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Менеджер объединяет работников различных специальностей – инженеров, проектировщиков, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров, финансистов и других специалистов, действующих под его руководством, выступая, таким образом, в качестве процесса воздействия на деятельность каждого отдельного работника, группы, организации в целом с целью достижения максимальных конечных результатов. Основная задача менеджера – обеспечить нормальное существование фирмы на рынке при любых изменениях ситуации.
Возросшие сегодня требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются ныне профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют и контроль за выполнением намеченного.
Если ООО «Валентина» намерено не только лишь выжить, но и проявлять активность в направлении развития своего производства, изменив принципы управления деятельностью предприятия, то ему необходимо пересмотреть в целом структуру управления предприятия. Рассматриваемому хозяйственному субъекту рекомендуется создать такую структуру управления, при которой в основе права на принятия решений лежит компетентность, а не занятие официального поста.
В обстановке роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней, а также и исполнителей, происходит развитие так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. При этом заметим, сокращается необходимость и в вертикальной координации.
Руководителю ООО «Валентина» необходимо уделить особое значение подбору кадров, но в силу того, что управляющий не в силах осуществить данную работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного развития фирмы. Каждый менеджер должен понимать, что производительность труда зависит очень во многом от квалификации самих работников, а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.
Поэтому для обеспечения высокой производительности труда работников, руководству ООО «Валентина» необходимо формировать и реализовывать программы систематического обучения и подготовки кадров в целях более полного раскрытия их возможностей.
Определив потребности предприятия в кадрах, руководителю ООО «Валентина» рекомендуется разработать программу, удовлетворяющую данную потребность, которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Также в качестве рекомендации можно предложить руководству ООО «Валентина» формирование кадров производить на базе собственного персонала, т.к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к фирме. Руководству ООО «Валентина» необходимо прислушаться к данным рекомендациям, т.к. на сегодняшний день это предприятие испытывает большие трудности в управлении трудовыми ресурсами, это связано с большой текучестью кадров, что не может положительно влиять на общее благополучное развитие фирмы. В то же время желательно, чтобы на предприятие приходили и люди со стороны с новыми идеями, предложениями и свежими взглядами.
Положительные стороны системы участия персонала в управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого как раз и является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувство ответственности за качество выполняемых работ, а как известно, уровень качества продукции является одной из определяющих конкурентоспособности предприятия в целом.
При помощи анализа финансового состояния, становится очевидным, что в условиях рынка ООО «Валентина» оказалось в крайне неустойчивом финансовом положении, которое осложняется ещё и тем, банк не даёт кредиты на льготных условиях, к тому же увеличивается число конкурентов. Все эти факторы встают на ту чашу весов, которая склоняется в сторону неминуемого разорения данной структуры. Чтобы выйти из подобной ситуации, руководству ООО «Валентина» необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом. Для этого необходимо:
– проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям фирмы;
– обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;
– проводить активную коммерческую деятельность;
– уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой товарам и услугам.
Многие организации в России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.
Маркетинг – это одновременно и комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит:
изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке;
исследование продукта;
анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объёма товарооборота предприятия;
изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
выявление особенностей рекламной деятельности;
определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;
изучение своей «ниши» на рынке в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.
На сегодняшний день маркетинг представляет нечто большее, нежели просто проталкивание товаров и услуг на рынке. Маркетинг – двусторонний процесс: в распоряжение фирмы поступает информация о потребностях покупателя с тем, чтобы она могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги. Маркетинг, таким образом, основан на союзе потребителя и производителя. Следовательно, маркетинг выступает как процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателю и сбытом.
Если предприятие намерено получать прибыль, нужно продавать продукцию, а для этого необходимо искать покупателя, выявлять его нужды, создавать соответствующие товары, продвигать их на рынке, договариваться о ценах.
Как показал проведенный анализ, ООО «Валентина» обладает значительной товарно-материальной базой и достаточным производственным потенциалом для ведения хозяйственной деятельности.
Решение проблемы выживания можно осуществить различными способами. Один из них – избавление от незадействованных основных фондов, товарно-материальных запасов, сокращение численности персонала, сдача в аренду производственных помещений и т.д. Данная политика ни в коем случае не улучшит финансовое положение, она лишь позволит ООО «Валентина» существовать ещё какое-то время, но вероятность потенциальной возможности экономического роста с проведением данных мероприятий будет значительно снижаться.
Принятие указанной политики выживания путем наименьшего сопротивления позволило бы судить о пассивности и нежелании руководства принимать решения и действовать в направлении развития собственного предприятия. Проведение активной политики, направленной на развитие, разумеется, связано с трудностями в плане решения огромной массы различных проблем, но ни тех задач, которые не смог бы разрешить руководитель, есть только его нежелание и неумение.
К сожалению, иногда настоящие рыночные идеи рождаются только вследствие бедственного положения фирмы. Думаю, что данное сложившееся положение должно подтолкнуть руководство ООО «Валентина» на решительные действия для создания условий по стабилизации рыночных позиций.
Поэтому для того, чтобы обеспечить производство и сбыт своей продукции, анализируемому предприятию рекомендуется пересмотреть свою ценовую политику, в надежде, что снижение цен вызовет благожелательную ответную реакцию потребителей. Руководству ООО «Валентина» необходимо было иметь собственную методику установления оптимальной цены посредством изучения цен конкурентов.
Руководитель должен комплексно решать проблему выживания предприятия, используя все возможные резервы – как внешние, так и внутренние. Предполагаем, что использование всех приемлемых резервов для снижения себестоимости было бы весьма полезным мероприятием, направленным на компенсацию потерь в прибыли от снижения цен. Сокращение издержек необходимо для того, чтобы выстоять в условиях конкуренции на рынке и гарантировать фирме финансовый успех. Руководству ООО «Валентина» хотелось бы рекомендовать предпринять все обоснованные действия по снижению не только переменных, но и условно-постоянных затрат.
Переменные затраты возрастают, либо убывают пропорционально объему производства. Они включают в себя: расходы на закупку сырья и материалов; потребление энергии для технологических целей; транспортные издержки и другие расходы. Сокращение переменных издержек возможны за счет приобретения материальных запасов и конструкций по более низким ценам, снижения транспортных расходов и т.д.
Постоянные затраты не следуют за динамикой объёма производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п. Снизить данные издержки возможно за счет пересмотра политики начисления амортизации, связанной с увеличением срока службы основных средств. Реализация данного мероприятия вполне реальна, т. к. имея удовлетворительную ремонтную базу ООО «Валентина» в состоянии обеспечить более длительную эксплуатацию оборудования.
Также можно временно снизить отчисления на страхование имущества предприятия, расходы по содержанию зданий и сооружений и т.п.
В отличие от переменных большую часть постоянных затрат при сужении деятельности предприятия и снижении выручки от реализации уменьшить нелегко. Каким же образом возможно, не меняя структуру издержек, и снижая цены на услуги не только стабилизировать финансовое положение, но и улучшить финансовый результат.
Показателем рыночной стабильности фирмы является её способность успешно развиваться в условиях трансформации внешней и внутренней среды. Для этого необходимо располагать гибкой структурой финансовых ресурсов и при возникновении потребности иметь возможность привлекать заемные денежные средства, т.е. быть кредитоспособным. Кредитоспособность свидетельствует о потенциале предприятия в своевременном возврате кредитов с процентами при сохранении благоприятной для предприятия динамикой прибыли. Необходимость привлечения внешних источников финансирования не всегда связана с недостаточностью внутренних источников финансирования. Данными источниками, как известно, являются нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. Рассматриваемые источники самофинансирования стабильны, но ограничены стоимостью и сроком использования оборудования, скоростью оборота денежных средств, темпам реализации продукции, величиной текущих расходов. Поэтому свободных денег часто не хватает, и дополнительное их вливание, направленное на увеличение оборачиваемости активов будет крайне полезным.
Все предприятия рано или поздно, в большей или меньшей степени испытывают дефицит свободных денежных средств. Как его преодолеть? Одним из решений данной проблемы может стать получение предприятием кредита в Государственном или коммерческом банке. Однако обращение в банк за кредитом ещё не гарантирует его получения. Банк должен быть уверен в финансовой прочности своего клиента. Специальный отдел банка, ведающий кредитованием бизнеса, рассматривает и анализирует представляемые предприятием данные и делают заключение о возможности предоставления данному хозяйственному объекту краткосрочного кредита.
Как показал ранее проведенный финансовый анализ, рассматриваемое предприятие имеет реальную возможность рассчитывать на получение краткосрочного кредита. В структуре источников средств ООО «Валентина» преобладает собственный капитал, а общая ликвидность предприятия за анализируемый период, по сравнению с 1999 годом, несколько улучшилась.
Использование краткосрочных кредитов и займов, направленных на покрытие текущих потребностей производства, представляется весьма эффективным мероприятием.
Однако необходимо помнить, что нельзя увеличивать любой ценой соотношение заёмных и собственных средств, необходимо его регулировать. Если новое заимствование выгодно предприятию, то это не значит, что оно выгодно банкиру, т.к. увеличивается его риск. Свой риск банкир попытается компенсировать увеличением процентной ставки за кредит. Увеличение же коэффициента финансовой зависимости приведет к снижению ликвидности предприятия и, как следствие, ухудшению финансовой устойчивости. Сама по себе задолженность не благо и не зло. Это акселератор развития предприятия и акселератор риска. Проблема для управляющего состоит не в том, чтобы исключить все риски вообще, а в том, чтобы принять различные, рассчитанные риски.
В заключение нужно сказать, что если руководство ООО «Валентина» займётся стратегическим планированием финансов, а также других основополагающих систем управления бизнесом, и активно применит хотя бы предложенные в данной работе мероприятия, то предприятие имеет неплохой шанс не только сохранить основную долю объёмов производства и реализации продукции, но и улучшить свои финансовые результаты.
Заключение
Главная цель хозяйствующего субъекта современных условиях – получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.
В первой главе данной работы был показан механизм формирования финансовых ресурсов предприятия, составляющих основу экономического потенциала государства. Основным источником финансовых ресурсов действующих предприятий выступает выручка от реализации продукции, услуг, работ. В процессе перераспределения выручки отдельные её части принимают форму доходов и накоплений.
В главе второй, занимающей большую часть работы, было исследовано действующее предприятие и его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.
В третьей главе были описаны основные направления улучшения финансового состояния предприятия.
Исследования показали, что деятельность предприятия финансируется в основном за счет собственных средств. Баланс предприятия можно охарактеризовать ликвидным в недостаточной мере, из-за чего предприятие постоянно испытывает недостаток в денежных средствах. Ликвидность средств предприятия за анализируемый период несколько увеличилась по сравнению с 2007 годом, но предприятие нельзя назвать платёжеспособным в достаточной степени.
Нужно сказать, что на предприятии наблюдается неумелое управление капиталом. Налицо также тенденция к снижению финансовой устойчивости фирмы. Поэтому для стабилизации финансового состояния предприятия хотя бы до уровня прошлых лет предлагается провести следующие мероприятия:
– необходимо в первую очередь изменить отношение к управлению,
– осваивать новые методы и технику управления,
– усовершенствовать структуру управления,
– самосовершенствоваться и обучать персонал,
– совершенствовать кадровую политику,
– продумывать и тщательно планировать политику ценообразования,
– изыскивать резервы по снижению затрат,
– активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия.
Как уже говорилось выше, предприятия являются основными звеньями хозяйствования и формируют основу экономического потенциала государства.
Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее её доход, тем большим становится её вклад в социальную сферу государства, в её экономический потенциал, наконец, тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.
Список использованных источников
Положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н.
Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.95 N552, с учетом изменений и дополнений, утвержденных правительством РФ от 01.07.97. N661.
Инструкция Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.97. N115.
Инструкция ГНС РФ от 10.08.96. №37.
Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 1994–96.
Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 288 с.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995.
Ветров А.А. Операционный аудит-анализ. – М.: Перспектива, 1996.
9. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 1993.
Гусева Е.Г. Управление производством на малом предприятии. Учебно-практическое пособие. – М.: МГУЭСИ, 1998. –114 с.
Ефимова О.В. Финансовый анализ – М.: Бухгалтерский учет, 1996.
Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчётности. – М.: Финансы и статистика, 2000. –512 с.
Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. – М.: Финансы и статистика, 1998.
Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. – М.: АОДИС, МВЦентр, 1994.