Рефетека.ру / Финансовые науки

Отчет по практике: Финансовое управление предприятием

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО "Институт Парламентаризма и Предпринимательства"


Кафедра "Финансы и кредит"


Отчет

О прохождении преддипломной производственной практики

Финансовое управление предприятием


Минск 2009

Содержание


1. Система организации и управления производством, трудом и зарплатой, кадрами на предприятии

2. Организация финансовой работы на предприятии

3. Основные производственные фонды, их структура, назначение и порядок переоценки на предприятии

3.1 Документальное оформление и учет выбытия и перемещения основных средств

3.2 Документальное оформление поступления, списания и ликвидации основных средств

3.3 Учет износа основных средств

4. Оборотные производственные фонды и оборотные средства предприятия

5. Денежные доходы и прибыль. Их источники и порядок распределения

6. Налогообложение предприятия

Приложения

1. Система организации и управления производством, трудом и зарплатой, кадрами на предприятии


Основными задачами учета труда и заработной платы являются:

контроль за использованием рабочего времени и выработки;

правильное начисление заработной платы и распределение ее по направлениям затрат;

правильное исчисление налогов и других удержаний из зарплаты; контроль за использованием фонда заработной платы.

Кадровым подразделением предприятия решаются следующие задачи:

организовывается работа по комплектованию предприятия кадрами, рабочими и служащими и происходит разработка прогноза текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения на основе изучения рынка труда, установления прямых связей с учебными заведениями и службами занятости, контактов с предприятиями аналогичного профиля, формирования работников внутри предприятия о имеющихся вакансиях, использования средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников;

осуществляется работа по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств, контролируется правильность использования работников в подразделениях предприятия;

производится прием (заполняется личный листок по учету кадров, личная карточка формы Т2 и заключается контракт (Приложение 2,3,4), размещение и расстановка молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью, совместно с руководителями подразделений производится проведение их стажировки и работы по адаптации к производственной деятельности;

осуществляется планомерная работа по созданию резерва для выдвижения на основе таких организационных форм, как планирование деловой карьеры, передвижение руководителей и специалистов (обучение на специальных курсах, стажировка);

организовывается проведение аттестации работников предприятия, ее методическое и информационное обеспечение, принимает участие в анализе результатов аттестации, разработке мероприятия по реализации решений аттестационных комиссий, определяется круг специалистов, подлежащих повторной аттестации;

происходит разработка систем комплексной оценки работников и результатов их деятельности, служебно-профессионального продвижения персонала, подготовке предложений по совершенствованию проведения аттестации;

осуществляется своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия, учет личного состава, выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников, хранение и заполнение трудовых книжек и ведение установленной документации по кадрам, а также подготовка материалов для представления персонала к поощрениям и награждениям;

обеспечивается подготовка документов по пенсионному страхованию, а также документов, необходимых для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, а также представление их в орган социального обеспечения;

проводится работа по обновлению научно-методического обеспечения кадровой работы, ее материально-технической и информационной базы, внедрению современных методов управления кадрами с использованием автоматизированных подсистем "АСУ-кадры" и автоматизированных рабочих мест работников кадровых служб, созданию банка данных о персонале предприятия, его своевременному пополнению, оперативному представлению необходимой информации пользователям;

осуществляется методическое руководство и координация деятельности специалистов и инспекторов по кадрам подразделений предприятия, контролируется исполнение руководителями подразделений законодательных актов и постановлений правительства, постановлений, приказов и распоряжений руководителя предприятия по вопросам кадровой политики и работы с персоналом;

обеспечиваются социальные гарантии трудящихся в области занятости, соблюдение порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций;

проводится систематический анализ кадровой работы на предприятии, разрабатывает предложения по ее улучшению;

ведется табельный учет (Приложение 5), составление и выполнение графиков отпусков, контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка, анализ причин текучести, разрабатывает мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контролирует их выполнение. Составляется отчетность по учету личного состава и работе с кадрами.

Работники отдела кадров должны руководствоваться и должны знать:

нормативные правовые акты, другие руководящие, методические материалы по управлению персоналом;

трудовое законодательство Республики Беларусь;

структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития;

кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах;

источники обеспечения предприятия кадрами;

состояние рынка труда;

системы и методы оценки персонала;

методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров;

порядок оформления, ведения и хранения документации, их движением;

организацию табельного учета;

передовой отечественный и зарубежный опыт работы с персоналом;

основы социологии, психологии и организации труда;

основы профориентационной работы;

основы экономики, организации производства и управления;

средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

правила и нормы охраны труда; пожарной безопасности.

2. Организация финансовой работы на предприятии


В соответствии с существующими нормативными и уставными документами предприятие:

совершает со всеми субъектами хозяйственной деятельности сделки и другие юридические акты, в том числе купли- продажи, подряда, аренды, перевозки, совместной деятельности и т.д.;

самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса населения на товары народного потребления, работы, услуги и необходимости получения прибыли, обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников;

заключает договора, контракты, бартерные сделки со всеми субъектами хозяйствования на производство, поставку, оптовую и розничную продажу товаров, оказание услуг и другие хозяйственные договора;

укрепляет материально-техническую базу предприятия;

эффективно использует производственные мощности, основные фонды и оборотные средства;

обеспечивает рентабельную работу предприятия, устанавливает порядок распределения прибыли, самостоятельно устанавливает виды, размеры и направления использования фондов и резервов предприятия, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников;

решает вопросы научно-технического прогресса, разработки и применения новой техники и технологии, внедрения научной организации труда;

совершенствует организацию торговли, проводит работу по развитию торговой рекламы;

обеспечивает сохранность товарно-материальных ценностей;

осуществляет оперативный бухгалтерский учет результатов своей деятельности;

представляет статистическую отчетность в пределах, установленных законодательством, имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, торговые и производственные площади, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности;

обеспечивает для всех работников безопасные условия труда, использование ими прав и социальных льгот, предусмотренных законодательством, а также дополнительные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление.

Предприятие имеет право:

строить, приобретать, брать и сдавать в наем подсобные для своей деятельности помещения, а также всякого рода движимое и недвижимое имущество;

продавать материальные ценности и денежные ресурсы сторонним организациям, физическим лицам, выполняющим работы для предприятия, в том числе материально поощрять их коллективы и отдельных сотрудников;

приобретать в порядке оптовой и розничной торговли необходимое сырье, материалы, детали, оборудование, машины, механизмы, отходы производства, неликвиды, необходимый реквизит в установленном порядке по оптовым, договорным ценам по наличному и безналичному расчету;

устанавливать формы расчетов с организациями и предприятиями, физическими лицами по соглашению сторон. Периодичность расчетов определяется договором по соглашению сторон;

принимать любые решения, не противоречащие действующему законодательству и Уставу предприятия.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

доходы от реализации товаров;

поступления от платных услуг населению;

доходы от ценных бумаг;

поступления за аренду;

другие средства, образующиеся от участия в деятельности союзов, ассоциаций, АО, СП;

кредиты баков и других кредиторов;

иные законные поступления

3. Основные производственные фонды, их структура, назначение и порядок переоценки на предприятии


Основные средства представляют собой совокупность произведенных общественным трудом материально-вещественных ценностей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода.

Основные средства, функционирующие в отраслях материального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.), относятся к производственным основным средствам. Они неоднократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно и стоимость их переносится на созданный продукт частями по мере снашивания.

Непроизводственные основные средства изнашиваются постепенно и утрачивают свою стоимость по частям по мере снашивания.

Основные средства на предприятии учитываются как в текущем учете, так и в балансе по первоначальной или восстановительной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств состоит из фактических затрат на их приобретение, возведение (сооружение) и изготовление, включая расходы по доставке, монтажу и установке, проценты за кредит, уплату госпошлины и другие расходы. Например, в первоначальную стоимость объектов, приобретенных за счет бюджетных средств, включается налог на добавленную стоимость на основании документов поставщиков (счетов, накладных).

По объектам, бывшим в эксплуатации, в первоначальную стоимость включается сумма их износа.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается при достраивании, дооборудовании, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Затраты по ремонту основных средств (в том числе по ремонту и реставрации библиотечного фонда) на увеличение стоимости основных средств не относятся, а списываются на расходы по смете учреждения.

Если основные средства получены безвозмездно от других учреждений и организаций, то они принимаются на учет по той стоимости, по которой числились на балансе этих учреждений и организаций. При отсутствии данных о балансовой стоимости основные средства учитываются на основании акта по оценке приемочной комиссии, утвержденного руководителем учреждения.

При переоценке изменяются: первоначальная стоимость (после переоценки называемая восстановительной стоимостью), остаточная стоимость и сумма износа основных средств. При этом процент износа не изменяется, т. е. пропорциональное соотношение восстановительной стоимости, остаточной стоимости и суммы износа после переоценки должно сохраниться таким же, как и до переоценки. По восстановительной стоимости основные средства учитываются до следующей переоценки.

Переоценка основных средств проводится двумя способами:

путем индексации первоначальной стоимости отдельных объектов (индексный метод) или

путем применения прямых методов оценки (по аналогу и на основании экспертных заключений).

Коэффициенты (индексы) пересчета стоимости основных средств утверждаются Министерством статистики и анализа.

Метод прямой оценки является наиболее приемлемым и позволяет исправить неточности, накопившиеся в результате применения среднегрупповых индексов в ходе предшествующих переоценок, т. е. предусматривает возможность проведения уценки. Для документального подтверждения восстановительной стоимости при этом методе могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей, торговых, снабженческих организаций, а также опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения о стоимости объектов основных средств.

При использовании метода прямой оценки можно использовать документально подтвержденные сведения о цене соответствующего объекта в иностранной валюте на дату переоценки, пересчитанной в рубли по официальному курсу Национального банка на эту дату.

Для определения восстановительной стоимости импортируемых основных средств, изготовленных зарубежными производителями, приобретенных за иностранную валюту, необходимо произвести следующий расчет: пересчитать стоимость таможенных платежей и иных затрат по приобретению, доставке, монтажу и установке, которые уплачивались в белорусских рублях, в иностранную валюту по курсу Национального банка на момент их уплаты и прибавить эту стоимость к валютной стоимости оборудования. Рассчитанная таким образом первоначальная стоимость объекта основных средств в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка на дату переоценки.

Документы и материалы, являющиеся основанием для переоценки основных средств прямым методом, должны сохраняться вместе с другими документами по переоценке.

При проведении переоценки составляется Ведомость переоценки основных фондов,(Приложение №1) в которой по каждому объекту основных средств (инвентарному номеру) отражается первоначальная стоимость, восстановительная стоимость, сумма износа и остаточная стоимость после переоценки. Сумма износа определяется исходя из восстановительной стоимости основных средств и степени (процента) их износа по данным бухгалтерского учета до проведения переоценки. Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между восстановительной стоимостью и переоцененной суммой износа.


3.1 Документальное оформление и учет выбытия и перемещения основных средств


Причинами выбытия основных средств из предприятия могут быть безвозмездная передача их другим бюджетным учреждениям и организациям внутри министерства (ведомства), реализация, а также списание объектов по разным причинам:

пришедшие в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, пожара, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;

морально устаревшие объекты, т. е. объекты основных средств, применение которых становится

Для определения непригодности основных средств, неэффективности или невозможности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание основных средств приказом руководителя у предприятия создаются постоянно действующие или рабочие комиссии. Персональный состав комиссии утверждает руководитель учреждения.

В состав комиссии включаются:

руководитель или его заместитель (председатель комиссии);

главный бухгалтер или его заместитель (в централизованных бухгалтериях - руководители групп учета и другие работники этой бухгалтерии);

лица, на которые возложена ответственность за сохранность основных средств;

другие работники, которые занимаются техническим обслуживанием основных средств;

квалифицированные специалисты сторонних организаций.

Комиссия при непосредственном осмотре объекта, подлежащего списанию, устанавливает непригодность его к восстановлению и дальнейшей эксплуатации, причины, обусловившие необходимость списания объекта (физический или моральный износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и др.), а в необходимых накладных и др.). Материально ответственное лицо расписывается на документе поставщика в принятии объекта на ответственное хранение.

Принятие на баланс зданий, сооружений, насаждений оформляется актами о сдаче их в эксплуатацию.

Документы на поступление основных средств после их оформления вместе с технической документацией, если она имеется, передаются в бухгалтерию.

В бухгалтерии для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту присваивается инвентарный номер и заводится инвентарная карточка учета ОС формы № ОС-6 (Приложение №2).

Инвентарный номер обозначается на жетоне, который прикрепляется к объекту. В отдельных случаях инвентарный номер обозначается краской, например на обратной стороне ковров, или иным способом. При механизации учета основных средств объектам (предметам) присваиваются коды основных средств в соответствии с классификатором учетных номенклатур основных средств, утвержденным в установленном порядке.

Когда объект является сложным, т.е. включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном, объединяющем их объекте.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении. Номера инвентарных объектов, выбывших или ликвидированных за ветхостью, не должны присваиваться другим, вновь поступающим объектам основных средств.

Арендованные основные средства учитываются у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем. Инвентарные номера указываются в первичных документах.

После окончания работ по переоценке составляется Акт по результатам переоценки. Акт подписывается комиссией по переоценке основных фондов и утверждается руководителем предприятия. В акте указываются состав комиссии, результаты переоценки основных фондов (первоначальная стоимость до переоценки, восстановительная стоимость после переоценки, остаточная стоимость до и после переоценки), сумма недостачи и излишков основных фондов, выявленных при проведении инвентаризации, перечень документации по переоценке.


3.2 Документальное оформление поступления, списания и ликвидации основных средств


Основные средства, поступающие в предприятие, должны находиться на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом руководителя предприятия.

При поступлении объектов основных средств в учреждение оформляется Акт приемки-передач основных средств (приложение №3) (типовая междуведомственная форма № ОС-1), который составляется комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия. В акте отражается:

наименование объекта,

источник приобретения (финансирования),

дается краткая характеристика объекта,

перечень прилагаемой технической документации,

заключение комиссии,

первоначальная стоимость объекта,

сумма износа и

другие данные.

Акт подписывают члены комиссии, лицо, принимающее объект под свою материальную ответственность, и утверждает руководитель предприятия.

Акт составляется, как правило, на каждый отдельный объект. Для однотипных и имеющих одинаковую стоимость машин, аппаратуры, приборов, хозяйственного инвентаря и оборудования допускается составление общего акта на приемку нескольких объектов. На практике часто приемка отдельных предметов оформляется непосредственно на основании документов поставщиков (накладных, товарно-транспортных).

На объекты, подлежащие ликвидации, комиссия составляет Акт о ликвидации основных средств в бюджетных учреждениях ф. ОС-4 . В случае списания с баланса предприятия основных средств, выбывших вследствие аварии, к акту на списание прилагается копия акта об аварии, а также выясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

В актах на списание указываются следующие данные:

год изготовления или постройки объекта,

дата его поступления на предприятие и дата ввода в эксплуатацию;

первоначальная (восстановительная) стоимость объекта, сумма начисленного износа;

количество проведенных капитальных ремонтов;

причины выбытия объекта, состояние его основных частей, узлов, конструктивных элементов.

В актах на списание автотранспортных средств, кроме того, указываются:

пробег автомобиля;

техническая характеристика агрегатов, узлов, деталей и возможность их дальнейшего использования;

перечень узлов и деталей, подлежащих оприходованию после разборки.

Акты на списание основных средств утверждаются руководителем предприятия.

В зависимости от стоимости основных средств, подлежащих списанию, предприятие списывает их с баланса самостоятельно или с разрешения вышестоящей организации (объекты стоимостью до 60 минимальных заработных плат включительно списываются учреждениями самостоятельно, свыше 60 минимальных заработных плат до 160 минимальных заработных плат - с разрешения вышестоящей организации; свыше 160 минимальных заработных плат - с разрешения министерства, других органов государственного управления).

Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов (получения разрешения вышестоящей организации) на списание не допускается, а после их утверждения производится в течение месяца.

Перемещение основных средств внутри предприятия производится по накладным (требованиям) ф. № 434, выписываемым в двух экземплярах, если иной порядок не установлен министерствами и другими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов.

Суммы, полученные предприятием от продажи основных средств, а также материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств, приобретенных за счет средств бюджета, вносятся в доход соответствующего бюджета, а приобретенных за счет внебюджетных средств - относятся на увеличение источника внебюджетных средств.

В соответствии с Постановлением Совета Министров от 29 октября 1998 г., № 1659 реализация лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, производится по расчетным ценам, утвержденным Комитетом цен при Министерстве экономики на момент оплаты, за вычетом фактических затрат на их переработку.

Стоимость материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств и оставленных для ремонта и других хозяйственных нужд предприятия, относится на увеличение бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались основные средства.

Следует заметить, что решение реализовать или не реализовать материалы, полученные от ликвидации, в момент их оприходования не всегда будет осуществлено именно так, поэтому правильнее было бы отразить образование задолженности перед бюджетом после их реализации, а не в момент оприходования.

При перемещении основных средств внутри предприятия происходит смена материально ответственного лица.

Учет операций по выбытию и перемещению основных средств ведется в накопительной ведомости ф. № 438 (мемориальный ордер № 9). Записи в накопительную ведомость производятся по каждому документу. При этом в графе "Итого" записывается сумма выбывших и перемещенных материальных ценностей, которая должна равняться сумме записей по дебету субсчетов. По окончании месяца итоги по субсчетам записываются в книгу "Журнал-Главная".


3.3 Учет износа основных средств


В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются. Они утрачивают свои первоначальные свойства, физические качества, технико-эксплуатационные возможности, в результате чего уменьшается их стоимость.

Износ определяется и учитывается по зданиям и сооружениям, передаточным устройствам, машинам и оборудованию, рабочему скоту, транспортным средствам, производственному (включая принадлежности) и хозяйственному инвентарю, многолетним насаждениям, достигшим эксплуатационного возраста, нематериальным активам.

Износ основных средств определяется один раз в год (в конце года) путем умножения первоначальной стоимости отдельных инвентарных объектов, имеющихся в учреждении на конец отчетного года (независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или построены), на установленную годовую норму износа в процентах. Нормы износа утверждаются правительством.

Если первоначальная стоимость основных средств не меняется (в последнее время она менялась ежегодно в результате переоценки), то годовую сумму износа в рублях можно записать в инвентарных карточках, откуда она ежегодно записывается в накопительную ведомость. В ведомости подсчитывается годовая сумма износа по всем основным средствам учреждения.

Начисление износа прекращается при достижении нулевой остаточной стоимости основных средств. Такой порядок вызывает необходимость постоянного контроля за остаточной стоимостью каждого объекта основных средств. С этой целью в инвентарных карточках проставляется шифр нормы износа и год, в котором последний раз будет начисляться износ.

В течение года общая сумма износа может быть изменена за счет поступления и выбытия основных средств. Порядок отражения на счетах операций по поступлению и выбытию рассмотрен выше.

Сумма износа неучтенных объектов, выявленных инвентаризацией, определяется по действительному техническому состоянию объектов с оформлением соответствующего акта.

Сумма износа по выбывшим объектам определяется в каждом отдельном случае по данным аналитического учета.

4. Оборотные производственные фонды и оборотные средства предприятия


Особенно важно состояние платежеспособности и ликвидности предприятия. Оно может быть ликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемые средства для погашения внешней задолженности. По степени ликвидности статьи текущих активов условно можно разделить на следующие группы:

ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности к реализации (денежные средства, высоколиквидные ценные бумаги);

ликвидные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия (обязательства покупателей, запасы товарно-материальных ценностей);

неликвидные средства (требования к дебиторам с длительным сроком образования, т.е. сомнительная дебиторская задолженность).


Таблица 1. Структура оборотных активов предприятия

Активы на 01.01.2006, млн. руб. уд. вес, % на 01.01.2007, млн. руб.

уд. вес,

%

Сырье, материалы 187 3,0 237 3,1
Малоценный инвентарь 149 2,4 185 2,4
Незавершенное пр-во 92 1,5 78 1,0
Готовая продукция 4774 77,5 5795 76,0
Товары отгруженные 25 0,4 15 0,2
Расходы будущих периодов 2


Налоги по приобрет. ценностям 500 8,1 598 8,0
Дебиторская задолженность 171 2,8 125 1,6
Денежные средства 261 4,3 590 7.7
Итого 6161 100,0 7623 100,0

На начало 2007 года наличие денежных средств составило 590 млн. руб. и по сравнению с началом 2006 года они увеличились на 329 млн. руб.


Таблица 2. Структура денежных средств предприятия, млн. руб.

Денежные средства на 1.01 2006 на 1.01. 2007 Отклонение
Расчетный счет 35 258 223
Валютные счета 3 3 0
Прочие денежные средства 223 329 106
Итого 261 590 329

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что в отчетном году значительно увеличились денежные средства на расчетном счете. Увеличилась доля прочих денежных средств (переводы в пути, денежных документов, специальные счета в банках).

Сокращенный вариант аналитического баланса предприятия на соответствующие даты 2006 г. приведен в таблице 3.


Таблица 3. Баланс предприятия, млн. руб.

Активы и пассивы

На

1.01.2006

На 1.01.2007 Отклонение
I. Внеоборотные активы


Основные средства 10779 13661 2882
II. Оборотные активы


Запасы 5204 6294 1090
Товары отгруженные 26 15 -1
Дебиторская задолженность 171 126 -45
Итого текущих активов 6161 7623 1462
Баланс 17476 21988 4512
III. Собственный капитал 12011 15640 3629
Доля СК в балансе 68,7 71,1 2,4
IV. Долгосрочные обязательства - -
V. Краткосрочные обязательства


Кредиты и займы 1027 1029 2
Кредиторская задолженность 4413 5295 882
Баланс 17476 21988 4512

Финансовая устойчивость, как и финансовое положение предприятия, предполагает соблюдение определенных производственных и финансово-экономических соотношений, пропорций в его деятельности. Их принято представлять в нормативных показателях в виде соотношений между статьями его баланса. К таким показателям относятся прежде всего упоминаемые нами ранее:

структура имущества и капитала предприятия (вертикальный анализ баланса);

соотношения между элементами его имущества и капитала (горизонтальный анализ баланса, показатели финансирования) на определенный момент времени.

Значит, для предприятия с точки зрения его финансового результата и ликвидности можно определить оптимальную структуру имущества и капитала. В этом состоит смысл планирования баланса.

Основные средства «связывают» долгосрочный капитал и являются местом возникновения постоянных затрат, существующих независимо от уровня доходности и объема выпуска. Постоянные затраты по логике рационального хозяйствования должны вынуждать предприятие полнее и интенсивнее использовать мощности и увеличивать обороты (продажи) предприятия для возможного уменьшения себестоимости.

По состоянию на 1.01.2007 года первоначальная стоимость основных средств составила 20773 млн. руб. и возросла по сравнению с прошлым годом на 4826 млн. руб. В структуре основных средств наибольший удельный вес занимает здание - 79,5 % (16509 млн. руб.), машины и оборудование - 18,6 % (3865 млн. руб.).

Высокая доля основных средств снижает способность предприятия приспосабливаться к конъюнктурным колебаниям и изменениям спроса. Поэтому оснащенность основными средствами позволяет оценивать приспосабливаемость к изменению внешней среды, или гибкость предприятия.

Таблица 4. Структура основных средств предприятия, млн. руб.

Основные средства

На

1.01. 2006 г.

На

1.01.2007

Отклонение
Здание 12580 16509 3929
Передаточные устройства 54 71 17
Машины и оборудование 3051 3866 815
Транспортные средства 128 156 28
Инвентарь, другие средства 124 161 37
Итого 15937 20763 4826

5. Денежные доходы и прибыль. Их источники и порядок распределения


Товарооборот предприятия в 2007 году составил 49,5 млрд. руб. и по сравнению с 2006 годом увеличился на 8,7 млрд. руб. Темп роста товарооборота в действующих ценах составил 121,3 %, в сопоставимых — 106,8%.

Среднесписочная численность работников в 2007 году составила 1119 человек.

Среднегодовая производительность труда в отчетном периоде составила 3,7 млн. руб.

Товарные запасы на 1.01.2007 г. составили 7,4 млрд. руб., товарооборачиваемость - 61 день или замедлилась на 3 дня.

Валовой доход в отчетном периоде составил 8,8 млрд. руб. или 18, 47 % к обороту. По сравнению с прошлым годом валовые доходы выросли на 17,7 %. Уровень валовых доходов снизился на 0,15 % к обороту.

Уровень издержек обращения составил 15,13 % к обороту и по сравнению с прошлым годом снизился на 0,59 % к обороту.

В отчетном периоде получено балансовой прибыли в сумме 0,9 млрд. руб., рентабельность составила 1,90 % к обороту. По сравнению с прошлым годом уровень рентабельности возрос на 0,41 % к обороту.

Прибыль предприятия складывается из доходов, полученных от реализации товаров, услуг и иных поступлений от неторговой деятельности за вычетом расходов, определенных нормативными актами.

Прибыль, остающаяся у предприятия, после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений поступает в полное его распоряжение.

Оставшаяся прибыль направляется на различные фонды. Порядок расходования средств определяется предприятием самостоятельно.

В 2006 г. прибыль остающаяся в распоряжении предприятия составила 508 млн. руб.

Использование средств на социальное и производственное развитие предприятия осуществляется самостоятельно. Не использованные остатки средств в текущем году переносятся на следующий год и изъятию не подлежат. В отчетном периоде было использовано чистой прибыли по следующим направлениям:

благотворительная помощь - 26 млн. руб.;

единовременное поощрение - 87 млн. руб.;

единовременная помощь - 45 млн. руб.;

оплата дополнительных отпусков - 21 млн. руб.;

материальная помощь к отпуску - 95 млн. руб.

содержание социально-культурных мероприятий - 57 млн. руб.

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В процессе анализа необходимо изучить динамику издержек обращения.

Наибольший удельный вес в 2006 году в общей сумме издержек обращения занимают статьи:

заработная плата,

расходы на содержание помещений,

амортизация,

проценты за кредит,

расходы на ремонт,

налоги,

отчисления и сборы.

В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки деятельности предприятия, т.к. в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов хозяйствования.

Систематический анализ финансового состояния и умелое управление финансовыми ресурсами являются важнейшими условиями эффективной деятельности предприятия.

Для оценки финансового состояния предприятия применяется целая система показателей, характеризующих структуру активов и источники их финансирования, обеспеченность собственными средствами и эффективность их использования, конечные результаты хозяйственной деятельности (прибыль и рентабельность), оборачиваемость основных и оборотных средств, финансовую устойчивость, состояние расчетов с финансовыми органами.

Задача оценки финансового положения предприятия заключается прежде всего в том, чтобы дать развернутую характеристику финансового положения предприятия на начало и конец отчетного периода, с тем, чтобы видеть, какими активами (имуществом) располагает предприятие, как они размещены, насколько эффективно используются и за счет каких источников сформированы.

Другой важной задачей оценки финансового положения предприятия является определение платежеспособности предприятия, изучение конечных результатов деятельности. При этом особенно важно выявить, насколько эффективно были использованы имевшиеся у предприятия средства (капитал) для повышения рентабельности хозяйственной деятельности.

Основными источниками информации для оценки финансового состояния предприятия являются:

Баланс предприятия (форма № 1) (Приложение №1)

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

Отчет о движении фондов и др.средств (форма № 3)

Отчет о движении денежных средств (форма №4).

Данные статистической отчетности и оперативного учета по соответствующим показателям.

Конечная цель оценки финансового положения ЗАО "Иппокрена" - выявить положительные и отрицательные стороны в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Проблема обеспечения безубыточного функционирования, финансирования расширенного воспроизводства с одной стороны, убыточности и возможного банкротства с другой многих отечественных компаний, банков, предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности является как нельзя более актуальной. Показателем рыночной стабильности фирмы является ее способность успешно развиваться в условиях изменений внешней и внутренней среды. Только рост прибыли, нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы, осуществления ее расширенного воспроизводства.

Благодаря прибыли, выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. Залог выживаемости предприятия - его прочное положение на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не столько абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала предприятия, собственного капитала и объема его выручки, т.е. показатели рентабельности.

Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.


Таблица 5. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО "Иппокрена"

Показатели

Ед.

изм.

Факт за 2006 г. Факт за 2007 г. Отклонение % роста
Общая площадь м2 31250 31250

Товарооборот тыс.руб. 40810070 49522612 8712542 121,3
Среднесписочная численность чел. 1117 1119 2 100,2
Товарооборот на 1 м2 тыс.руб. 5530 6710 1180 121,3
Товарооборот на 1 работника (среднемес.) тыс.руб. 3045 3688 643 121,1
Товарные запасы на 1.01 тыс.руб. 7394867 9152368 1757501 123,8
Товарооборачиваемость дни 58 61 3 105,2
Средняя заработная плата на 1 работника тыс.руб. 237,9 267,2 29,3 112,3
Доходы от торговой и др.видов деятельности тыс.руб. 7711678 9055492 1343814 117,4
Валовые доходы от реализации тыс.руб.
8842990 1329458 117,7
в % к обороту % 7513532 18,47 -0,15 99,2
Прочие доходы тыс.руб. 198146 212502 14356 107,2
в % к обороту % 0,5 0,4 -0,1 80
9.Отчисление на пополнение собственных оборотных средств 6% тыс.руб. 429615 505556 75941 117,7
10.Издержки обращения тыс.руб. 6342718 7244803 902085 114,2
в % к обороту % 15,72 15,13 -0,59 96,2
в т.ч. расходы на оплату труда тыс.руб. 2724261 3149568 425307 115,6
удельный вес в издержках тыс.руб. 43 43,5 0,5 101,2
Налоги в себестоимости тыс.руб. 1292383 1482531 190148 114,7
удельный вес в издержках обращения % 20,4 20,5 0,1 100,5
Налоги от валового дохода тыс.руб. 339207 396370 57163 116,9
Балансовая прибыль тыс.руб. 600138 908763 308625 151,4
в % к обороту % 1,49 1,9 0,41 127,5
Прибыль, остающаяся в распоряжении тыс.руб. 319994 507427 187433 158,6
в % к обороту % 0,78 1,02 0,24 130,8
Прибыль на 1 работника тыс.руб. 537,3 812,1 274,8 151,1

6. Налогообложение предприятия


Из общей суммы прибыли производятся платежи бюджету и отчисления другим организациям по установленным нормативам, договору в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Расчеты с бюджетом (счет 68) (Приложение№ )

На счете 68 учитываются следующие налоги и неналоговые платежи:

Налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (дебет счетов 20, 26, 44 и других):

налог за пользование природными ресурсами (экологический налог) в пределах нормативов;

платежи за землю (земельный налог);

плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов.

Налоги с выручки от реализации продукции (работ, услуг) :

налог на добавленную стоимость заполняется налоговая декларация;

налог с продаж автомобильного топлива;

отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог; целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда; акцизы (для подакцизных товаров).

Налоги, включаемые в состав внереализационных расходов:

оффшорный сбор;

налоги, сборы и другие обязательные отчисления, уплаченные резидентами Республики Беларусь в бюджет и внебюджетные фонды других государств, не учтенные в составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), согласно законодательству этих государств, за исключением налогов сбор уплачиваемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятиия при наличии раздельного учета и документально подтверждения факта уплаты налогов, сборов и других обязательных отчислений за рубежом.

Налоги с прибыли (дебет счета 99):

налог на доходы; налог на прибыль;

налог на недвижимость;

экологический налог сверх нормативов:

плата за размещение отходов сверх установленных лимитов;

местные налоги и сборы.

Налог на приобретение автотранспортных средств (дебет счетов 08, 01) - 5% от покупной цены (без НДС).

Платежи за землю (земельный налог)

Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.

Юридические лица РБ, иностранные юридические лица, иностранные государства и международные организации, которым земельные участки переданы в аренду, являются плательщиками арендной платы.

Арендодателями земельных участков являются сельские, поселковые, городские и районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции, а также юридические лица РБ, имеющие земельные участки в собственности.

Земельный налог устанавливается в виде фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога индексируются в порядке, устанавливаемом Совмином РБ.

За арендуемые земельные участки плата взимается в размере, определяемом договором. При этом размер арендной платы не должен быть ниже ставок земельного налога по соответствующим категориям земель.

Основанием для исчисления земельного налога и арендной платы за землю является государственный акт на земельный участок.

Земельный налог юридическими лицами исчисляется с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Налог уплачивается землепользователями и собственниками земли в течение года равными частями, но не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября, а за земли сельскохозяйственного назначения - не позднее 15 сентября, 15 ноября.

Платежи за землю плательщиками относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Исчисленные суммы земельного налога организации отражают в бухгалтерском учете по дебету счетов: 20, 23, 25, 26, 29, 30, 44 и кредиту счета 68.

По вновь строящимся объектам исчисленные суммы земельного налога относятся на удорожание стоимости незавершенного строительства и отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 08 и кредиту счета 68.

Перечисление сумм земельного налога в бюджет отражается по дебету счета 68 и кредиту счета 51.

Налог на доходы

Объектом обложения налогом на доходы являются дивиденды и приравненные к ним доходы.

Дивидендом для целей налогообложения признается часть прибыли предприятия, хозяйственного общества или хозяйственного объединения, выплачиваемая соответственно собственнику (собственникам) данного предприятия либо участникам хозяйственного общества или хозяйственного объединения в связи с правом собственности на имущество предприятия либо участием в хозяйственном объединении, за исключением:

выплат акционеру (пайщику) в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд предприятия при его ликвидации либо при выходе акционера (пайщика) из состава участников;

выплат акционерам (пайщикам) предприятия в виде акций (паев) этого же предприятия, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде ни одного из акционеров (пайщиков).

К дивидендам для целей налогообложения приравниваются доходы от соглашений (долговых обязательств) предусматривающих участие в прибылях. К доходам от соглашений (долговых обязательств), не предусматривающих участия в прибылях предприятий, относятся облигации, векселя, депозитные сертификаты и другие ценные бумаги.

Акционером (пайщиком) для целей налогообложения признается предприятие, обладающее в любой форме правом на часть прибыли (дохода) либо всю прибыль (доход), полученную предприятием, и на часть имущества (либо все имущество) предприятия при его ликвидации, либо правом участвовать в распределении прибыли.

Не являются объектом обложения налогом на доходы зачисляемые в полном объеме в доход соответствующего бюджета дивиденды, начисляемые:

на долю в уставном фонде (пакет акций) хозяйственных обществ, переданную (переданный) в собственность Республики Беларусь и (или) административно-территориальной единицы в установленном порядке при реструктуризации задолженности этих хозяйственных обществ по платежам в бюджет;

на принадлежащие Республике Беларусь и (или) административно-территориальным единицам акции.

Юридические лица, уплачивающие налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов, не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены, представляют в налоговые органы по месту регистрации расчеты налога на доходы нарастающим итогом с начала года.

Налог на доходы уплачивается в бюджет не позднее дня, следующего за днем, в котором были начислены дивиденды и приравненные к ним доходы.

Если в течение месяца дивиденды начисляются неоднократно, то есть более одного раза, то в налоговый орган вместе с расчетом представляется справка с указанием даты начисления дивидендов и приравненных к ним доходов и суммы уплаченного налога.

Начисление налога на доходы отражается по дебету счета 99 и кредиту счета 68.

Налог на прибыль

В 2007 году действуют следующие ставки налога на прибыль:

24% - по прибыли, исчисляемой в общеустановленном порядке;

10% - по прибыли предприятий научно-производственных объединений, и других организаций агропромышленного комплекса, полученной от производственно-технического транспортного и научного обслуживания, материально-технического обеспечения, ремонта и производства техники и оборудования, обслуживания оросительных и осушительных систем, полученной от оказания этих услуг предприятиям и организациям агропромышленного комплекса;

При этом в 2007 году освобождены от уплаты налога на прибыль с направлением высвободившихся сумм на приобретение основных фондов производственного назначения юридические лица, обслуживающие сельское хозяйство, в т.ч. обособленные подразделения других юридических лиц (специализированные механизированные подразделения), - в части объемов выполненных работ (оказанных услуг) юридическим лицам и их обособленным подразделениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и пчеловодства. Предусматривается наличие перечня таких работ (услуг), утвержденного Советом Министров.

В состав доходов от внереализационных операций для целей налогообложения не включаются:

средства, поступающие из созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь фондов и бюджета РБ и использованные по целевому назначению. Расходы (убытки), для которых данные средства являются источником покрытия при формировании налогооблагаемой базы не учитываются. Суммы средств, поступившие из внебюджетных и централизованных фондов и использованные не по целевому назначению, взимаются в бюджет со взысканием

санкций в двойном размере;

взносы в уставный фонд, которые производятся учредителями в порядке, установленном законодательством;

средства, полученные субъектами хозяйствования в порядке долевого участия в строительстве жилья, содержании объектов непроизводственной сферы и использованные по целевому назначению;

доходы, полученные участниками совместной деятельности, после уплаты налога на прибыль участником, ведущим общие дела, подтвержденного платежным документами;

у организаций, финансируемых из бюджета и религиозных организаций (объединений), некоммерческих объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), созданных в соответствии с действующим законодательством;

вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами;

имущество и денежные средства, безвозмездно полученные от юридических и физических лиц РБ и других государств и использованные по целевому назначению. Указанное имущество и денежные средства, использованные не по целевому назначению, подлежат налогообложению в общем порядке. Если целевое назначение этого имущества и денежных средств не определено передающей стороной, они используются на выполнение задач, определенных уставами общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), положениями бюджетных организаций;

суммы средств, полученные на содержание аппарата управления объединениями (концернами), созданными по решению правительства РБ от организаций, входящих в состав этих объединений (концернов), перечисляемые этим организациями из прибыли, остающейся после налогообложения.

имущество, возвращенное собственнику либо участнику организации при ее ликвидации или выходе из состава участников, ранее внесенное в качестве вклада в уставный фонд этой организации, в части увеличения его стоимости, полученной в результате переоценки, проведенной в установленном законодательством порядке в процессе деятельности данной организации.

Налог на продажу товаров в розничной торговой сети

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» налог на продажу товаров в розничной торговой сети вводится областными и Минским городским Советами депутатов.

Например, в городе Минске в 2007 году дополнен перечень товаров, облагаемых налогом на продажу, следующими импортными товарами, реализуемыми через розничную торговую сеть:

бытовая телевизионная аппаратура,

бытовые радиоприемные устройства,

бытовая аппаратура магнитной записи,

бытовая видеоаппаратура,

музыкальные центры и

бытовые холодильники и морозильники.

Кроме этого, облагается налогом на продажу пиво, винно-водочные и табачные изделия, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением обручальных колец. В Минской области взимается налог на продажу пива, винно-водочных и табачных изделий и др.; в Гродненской области - налог на продажу пива, винно-водочных изделий, табачных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.

Налог на продажу товаров в розничной торговой сети уплачивается в размерах, не превышающих 15 процентов выручки от реализации товаров.

Предприятия обязаны вести раздельный учет выручки от реализации товаров, облагаемой налогом на продажу.

Налог на продажу устанавливается как надбавка к цене, исчисленная от выручки, полученной от реализации в розничной сети товаров и исключается из выручки при определении сумм других налогов и неналоговых платежей.

В торговых организациях, осуществляющих розничную торговле создаются комиссии по снятию остатков товаров, облагаемы налогом на продажу, на 1-е число месяца. В актах на списание остатков товаров указывается полное наименование товаров, розничной цены товара, в том числе стоимость стекло бутылок сумма 15-процентного сбора, продажная цена товара.

В приходных документах (накладных) дополнительной строкой указывается 15% сумма сбора, которая включается в продажную стоимость товара..

В товарных отчетах материально-ответственных лиц на начало отчетного периода остаток товаров отражается двумя графами: стоимость товаров по розничной стоимости, включая стоимость стеклопосуды, и сумма 15% налога, приходящегося на остаток товаров.

По вновь поступившим товарам в товарном отчете в разделе приход товаров отражается раздельно стоимость товаров по розничной стоимости и сумма 15% сбора.

Продажная стоимость товаров, облагаемых 15% налогом, определяется путем умножения розничной стоимости товаров [отпускная цена (с НДС) + торговая надбавка] без стеклобутылки на 100 и деления на 115, к полученной стоимости прибавляется стоимость стеклопосуды. Например, розничная стоимость коньяка с бутылкой 7500 рублей (бутылка - 500 рублей). Продажная цена равна [(7500 - 500) х 100] : 115 + 500 = 7868 рублей.

Сумма 15% сбора равна 368 рублей (7868 - 7500).

В бухгалтерском учете на основании актов снятия остатка налогооблагаемых товаров и на вновь получаемые товары на ожидаемое получение 15-процентного налога на продажу производится бухгалтерская запись: дебет счета 41 кредит счета 83 (субсчет 15% налог) - 368рублей.

Сумма выручки по налогооблагаемым товарам определяется по формуле: остаток на начало месяца плюс сумма полученных товаров минус остаток товаров на конец месяца с учетом 15-процентного налога. Сумма 15-процентного налога на продажу определяется путем умножения полученной выручки от реализации на 15 %.

Список литературы


1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: Новое знание, 2005.

2. Экономика предприятия: Учебное пособие/ В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина – М.: Новое знание, 2004.

3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Под общ. Ред. В.И. Стражева. – Мн., 2006.

4. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн. ООО "Интерпрессервис", УП "Экоперспектива", 2001.

5. Планирование деятельности фирмы. М.М. Алексеева – М.: Финансы и статистика, 2004г.

6. Финансы предприятий. А.Д. Шеремет., Р.С. Сайфулин – М.; Инфра-М, 2005г.

7.Уставные, плановые и отчетные документы ЗАО "Иппокрена"

Похожие работы:

  1. • Понятие несостоятельности
  2. • Развитие финансовых инструментов управления ...
  3. • Финансовая политика предприятия
  4. • Управление предприятием в условиях финансового кризиса
  5. • Организация финансов малых предприятий
  6. • Организация финансового управления предприятием ...
  7. • Антикризисное управление финансами при угрозе банкротства
  8. • Методика анализа финансовой деятельности предприятия ...
  9. • Антикризисное управление финансовыми ресурсами ...
  10. • Сущность и содержание финансового менеджмента
  11. • Повышение эффективности финансово-экономической деятельности ...
  12. • Финансовая стратегия предприятия
  13. • Антикризисное управление и диагностика финансового ...
  14. •  ... анализа и оценки финансового состояния предприятия
  15. • Несостоятельность и пути решения
  16. • Функции финансового менеджмента
  17. • Повышение эффективности финансовой деятельности ...
  18. • Совершенствование финансово-экономического ...
  19. • Анализ финансового состояния препдриятия
Рефетека ру refoteka@gmail.com