Рефетека.ру / Финансовые науки

Курсовая работа: Расчет госпошлины с предприятия

Содержание


Практика взимания государственной пошлины с предприятий на примере ЗАО «Мираж»

Краткая экономическая характеристика предприятия

Исчисление государственной пошлины при обращении в арбитражный суд

Государственная пошлина за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды

Возврат государственной пошлины при отказе от договора аренды

Государственная пошлина при регистрации договора участия в долевом строительстве

Практика взимания государственной пошлины с предприятий на примере ЗАО «Мираж»


Краткая экономическая характеристика предприятия


Магазин «Хозяин» Закрытого акционерного общества «Мираж» (далее - ЗАО «Мираж») зарегистрирован 25.07.1998 г. как правопреемник ТОО «Мираж». Магазин «Хозяин» существует с 1995 года без изменения профиля деятельности. Форма собственности – частная, общедолевая. ЗАО «Мираж» имеет расчетный счет в банке, фирменный бланк и печать со своим наименованием. Предприятие действует на основании Устава.

Вид деятельности - торговая (оптово-розничная), отрасль - товары бытовой химии и хозяйственные товары, торговые точки - склад, два магазина, три павильона и три лотка на рынке. Магазин «Хозяин» ведет мелкооптовую и розничную торговлю с населением бытовой химией, хозяйственными товарами и строительными материалами.

Количество работников - на складе 8 чел., в магазинах - по 3 чел., в павильонах - по 2 чел., на лотках - по 1 чел., бухгалтерия - 3 чел., юрисконсульт - 1 чел., товаровед - 1 чел., руководитель - 1 чел., зам. по орг.работе - 1 чел. Итого 30 человек.

Режим работы магазина – ежедневно с 9 до 18 часов, выходной день – воскресенье. Средний товарооборот составляет 12000 тыс. рублей в месяц.

Торговая сеть ЗАО «Мираж» предлагает бытовую химию, средства личной гигиены, парфюмерию, сопутствующие товары, хозяйственные товары и строительные материалы. Общее число наименований достигает 5 тысяч. На полках магазинов «Хозяин» известные бренды соседствуют с товарами небольших производителей. Среди бытовой химии лидируют Procter&Gamble, Henkel, Benckiser.

ЗАО «Мираж» последовательно развивает свой бизнес и активно внедряет новые торговые технологии.

В торговой сети ЗАО «Мираж» разделяются направления оптовой и розничной торговли.

Функциональная структура ЗАО «Мираж».

Расчет госпошлины с предприятия

Расчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятия

Расчет госпошлины с предприятия

Расчет госпошлины с предприятия

Расчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятия


Расчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятияРасчет госпошлины с предприятия


Функциональная схема ЗАО «Мираж»


Оптовая торговля производится на складе, которым управляет заведующий складом.

Розничная торговля ведется в двух магазинах, в каждом из которых есть свой заведующий магазином; в трех павильонах и на трех лотках, которыми руководит один заведующий по мелкорозничной торговле.

Финансовую службу представляет бухгалтерия в составе 3 человек: бухгалтер оптовой торговли, бухгалтер розничной торговли и главный бухгалтер, в чьи обязанности входит отслеживание денежных потоков, аналитическая сводная отчетность и подготовка финансовой отчетности.

В обязанности юрисконсульта входит подготовка и ведение всей документации, контроль и подготовка договоров, решение текущих юридических вопросов, получение и оформление необходимых разрешений и лицензий, контроль сертификации поступивших товаров.

В практике предприятия встречаются арбитражные споры по расчетам за товары – как с поставщиками, так и с оптовыми покупателями.


Исчисление государственной пошлины при обращении в арбитражный суд


По экономическим спорам предприятие подает исковое заявление, в котором она фактически раскрывает суть вопроса. Копии заявления и прилагаемых к нему документов нужно передать всем сторонам, участвующим в судебном разбирательстве, до того, как оригинал будет подан в арбитражный суд. Кроме того, вместе с иском предприятие должно представить в суд справку об оплате госпошлины. Размер пошлины зависит от характера искового заявления и оспариваемой суммы (вместе с процентами, пенями и штрафами).

В бухгалтерском учете затраты на судебные разбирательства включаются в состав внереализационных расходов (п. 1 ПБУ 10/99).

В налоговом учете судебные расходы и арбитражные сборы уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 10 ст. 265 НК РФ), но с определенным условием.

Расходы на нотариальные услуги фирма включает в прочие расходы, связанные с производством и реализацией в пределах установленных тарифов. А вот сверхтарифные расходы на оплату услуг нотариуса не уменьшают базу по налогу на прибыль (п. 16 ст. 264 НК РФ).

Если предприятие выиграет дело, то с суммы, которую возместят, ему придется заплатить налог на прибыль (п. 3 ст. 250 НК РФ).

При проверке ЗАО «Мираж» налоговый инспектор посчитал, что налоговая база по НДС занижена на 450 000 руб. Кроме того, налоговая инспекция потребовала заплатить штраф в размере 45 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ) и пени в сумме 5000 руб.

ЗАО «Мираж» подал в арбитражный суд иск на ИФНС. Для судебного разбирательства ЗАО «Мираж» привлекало адвоката со стороны, которому было выплачено вознаграждение в сумме 50 000 руб.

ЗАО «Мираж» выиграл дело. Арбитражный суд распределил расходы между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований: 80 процентов возмещает ИФНС, 20 процентов – ЗАО «Мираж».

Расчет государственной пошлины для рассмотрения дела в арбитражном суде:

1. Сумма иска

450 000 руб. + 45 000 руб. + 5000 руб. = 500000 руб.

2. Размер государственной пошлины

Согласно п.1 ст.333.21 НК РФ: Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

от 100 001 рубля до 500 000 рублей - 3 500 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

3. Расчет государственной пошлины:

500000 руб. – 100000 руб. = 400000 руб. – сумма, превышающая 100000 руб.

400000 руб. * 2% = 8000 руб.

Итого госпошлина:

3500 руб. + 8000 руб. = 11500 руб.

В учете бухгалтерия ЗАО «Мираж» выполнила следующие записи по уплате госпошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд:

Дебет 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», субсчет «Госпошлина»; Кредит 51 «Расчетные счета» - 11500 руб. – оплачена государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде;

Дебет 91-2 «Прочие расходы»; Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», субсчет «Госпошлина» – 11 500 руб. – отражена сумма госпошлины в составе прочих расходов;

Дебет 91-2 «Прочие расходы»; Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с кредиторами» – 50 000 руб. – начислено вознаграждение за услуги адвоката;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с кредиторами»; Кредит 51 «Расчетные счета» – 50 000 руб. – выплачено вознаграждение адвокату;


Расчет возмещения убытков налоговой инспекцией


По решению арбитражного суда в обязанность налоговой инспекции вменяется возместить ЗАО «Мираж» убытки по ведению дела в размере 80% расходов.

1. Стоимость госпошлины 11500 руб.

2. Стоимость расходов на представительство в суде (адвоката) 50000 руб.

Итого расходов ЗАО «Мираж»

11500 руб. + 50000 руб. = 61500 руб.

К возмещению убытков налоговой инспекцией

61500 руб. * 80% = 49200 руб.

С возмещенной суммы предприятию следует заплатить налог на прибыль:

49200 руб. * 24% = 11808 руб.

В учете бухгалтерия ЗАО «Мираж» выполнила следующие записи:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с дебиторами»; Кредит 91-1 «Прочие доходы» – 49 200 руб. – отражена по решению арбитражного суда обязанность налоговой инспекции возместить фирме убытки по ведению дела;

Дебет 51 «Расчетные счета»; Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с дебиторами» - 49 200 руб. – возмещен убыток по ведению дела.

Дебет 99 «Прибыли и убытки»; Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – 11808 руб. – начислено постоянное налоговое обязательство - текущий налог на прибыль с внереализационных доходов: возмещенных по решению суда сумм расхода.


Государственная пошлина за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды


ЗАО «Мираж» заключило договор аренды на земельный участок, право на которое было надлежащим образом зарегистрировано в Главном управлении Федеральной регистрационной службы. В настоящее время заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, согласно которому изменяется назначение использования земельного участка - не под строительство, а для эксплуатации построенной АЗС.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Внесение в Единый государственный реестр прав записей при изменении, прекращении и расторжении договора аренды осуществляется в порядке, установленном Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Следовательно, дополнительное соглашение об изменении назначения использования земельного участка, переданного в аренду, является неотъемлемой частью договора аренды, изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но не влечет изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.

В настоящее время правовой основой регулирования правоотношений, связанных с уплатой государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество, ограничений (обременений) прав, их возникновением, переходом и прекращением, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Согласно подпункту 21 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 25 настоящего пункта, государственная пошлина уплачивается организациями в размере 300 рублей.

Учитывая нормы Правил ведения ЕГРП, касающиеся внесения изменений в зарегистрированный договор аренды недвижимого имущества, и Кодекса, за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, предусматривающего изменение назначения использования переданного в аренду земельного участка, должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, определенных подпунктом 21 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

Таким образом, ЗАО «Мираж» уплачивает госпошлину в размере 300 руб. за регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды.

Возврат государственной пошлины при отказе от договора аренды


До внесения в ЕГРП записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение представленных на государственную регистрацию документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора.

При прекращении государственной регистрации на основании соответствующих заявлений сторон договора заявителю возвращается половина уплаченной государственной пошлины (п.п.4, 5 ст.20 Федерального закона N 122-ФЗ, п.4 ст.333.40 НК РФ).

Плательщик государственной пошлины также имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины в счет будущего платежа за совершение аналогичного действия (п.6 ст.333.40 НК РФ), то есть за совершение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Возврат или зачет государственной пошлины осуществляется на основании заявления плательщика в порядке, установленном гл.12 НК РФ (п.7 ст.333.40 НК РФ).

В случае если организация в ближайшее время не планирует совершать аналогичные действия (регистрацию сделки с недвижимостью), то хотя бы половину напрасно уплаченной пошлины целесообразно вернуть, как это предусмотрено законодательством.

Для этого в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты государственной пошлины должно быть подано заявление о возврате причитающейся половины суммы налогового платежа (п.п.2, 8 ст.78 НК РФ).

Возврат суммы излишне уплаченного налога, к которому приравнивается государственная пошлина, производится в данном случае за счет средств федерального бюджета в течение одного месяца со дня подачи такого заявления (п.9 ст.78 НК РФ).

С одной стороны, в гл.25 НК РФ прямо указано, что суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст.270 НК РФ, подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ). О том, что оставленные государством суммы налогов, уплаченные в связи с несостоявшейся сделкой, являются особыми затратами и не подлежат учету в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, в Налоговом кодексе не говорится.

С другой стороны, перевод платежей за регистрацию сделок с недвижимостью (государственной пошлины) в разряд налоговых в связи с вступлением в силу новой гл.25.3 "Государственная пошлина" НК РФ пока не нашел отражения в гл.25 НК РФ. В ней по-прежнему платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами выделены в отдельную "неналоговую" категорию прочих расходов, поименованных в пп.40 п.1 ст.264 НК РФ.

По поводу этой категории расходов, произведенных, в частности, при несостоявшейся сделке по приобретению амортизируемого имущества (объекта недвижимости), у Минфина России позиция следующая. В Письме от 11.03.2004 N 04-02-05/3/20 финансовое ведомство делает следующее заключение. Если у организации нет расходов в виде амортизации приобретенного имущества, то и плата за регистрацию отсутствующего амортизируемого имущества в качестве расхода в налоговом учете не рассматривается.

Бухгалтерский учет суммы государственной пошлины, не возвращенной плательщику

В соответствии с п.10 ст.13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Поэтому расчеты с бюджетом по этим, приравненным к налоговым, платежам производятся с использованием счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Для этих целей целесообразно сформировать отдельный субсчет, например 68-10 "Расчеты по уплате государственной пошлины".

Рассмотрим возврат государственной пошлины при отказе от договора аренды.

ЗАО «Мираж» составило договор аренды здания на срок 2 года.

За государственную регистрацию договора аренды в 2005 г. согласно договору арендатор уплатил государственную пошлину в размере 7500 руб. В период регистрации договора стороны пришли к соглашению об отказе от заключения договора и подали соответствующее совместное заявление в регистрационную палату. Половина уплаченной пошлины возвращена арендатору на основании его заявления.

ЗАО «Мираж» приняло решение о том, что невозвращенную сумму государственной пошлины, уплаченной по несостоявшейся сделке, организация не будет принимать в качестве расходов в налоговом учете.

В этом случае отраженная в составе прочих (операционных или внереализационных) расходов невозвращенная сумма государственной пошлины формирует "бухгалтерскую" прибыль отчетного периода (п.4 ПБУ 10/99).

В этом же отчетном периоде в силу отсутствия влияния на "налоговую" прибыль указанных затрат образуются постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство, которое отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" (субсчет "Постоянное налоговое обязательство") в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет, "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль" (п.п.4, 7 ПБУ 18/02 ).


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Отражено перечисление государственной пошлины за регистрацию договора
аренды

68-10 51 7500

Отражен прочий расход в размере не возвращенной части государственной
пошлины (7500 руб. / 2 г.)

91-2 68-10 3750

Отражено постоянное налоговое
обязательство по налогу на прибыль (3750 руб. х 24%)

99 68-3 900

Отражен возврат государственной
пошлины

51 68-10 3750

Государственная пошлина при регистрации договора участия в долевом строительстве


ЗАО «Мираж» заключило договор участия в долевом строительстве, по условиям которого в собственность организации переходят 16 квартир в многоквартирном доме.

За государственную регистрацию договора была уплачена государственная пошлина в сумме 7500 руб., однако регистрирующий орган не принял документы на регистрацию договора, мотивируя отказ тем, что госпошлина была уплачена не в полном объеме. По мнению регистрирующего органа, госпошлина должна уплачиваться в зависимости от количества объектов (квартир), указанных в регистрируемом договоре.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену (цена договора долевого строительства) и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 12 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Статьей 25.1 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что запись о договоре участия в долевом строительстве (о его изменении, о расторжении, об уступке прав требования по этому договору), государственная регистрация которого установлена федеральным законом, вносится в содержащий записи о сделках подраздел III раздела, открытого на земельный участок, на котором возводится объект недвижимого имущества в порядке долевого строительства, Единого государственного реестра прав.

Следовательно, договор участия в долевом строительстве регистрируется как сделка, на основании которой возникает ограничение (обременение) права застройщика на земельный участок, предназначенный для застройки, и возводимый объект с целью возникновения на него залога в силу закона в пользу участников договора долевого строительства. При этом участник долевого строительства, как заявитель о регистрации договора участия в долевом строительстве, уплачивает государственную пошлину в соответствии с налоговым законодательством.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственную регистрацию прав) взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.

В соответствии со ст. 333.17 Кодекса организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина".

Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрено взимание государственной пошлины, в частности за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, с юридических лиц в размере 7500 руб.

Таким образом, юридически значимым действием является регистрация самого договора участия в долевом строительстве, при совершении которой применяются положения пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса об уплате государственной пошлины, как за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

При участии в долевом строительстве независимо от количества квартир сумма государственной пошлины взимается в размере 7500 руб. за государственную регистрацию договора.

Рефетека ру refoteka@gmail.com