Введение
Понятие, функции и виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве
1.2 Издержки, связанные с рассмотрением дела
Распределение судебных расходов
Задача
Заключение
Список использованных источников
Введение
В гражданском судопроизводстве институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту в арбитражном процессе. Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и гражданского процессов, характере рассматриваемых споров, существование данного института обусловлено одними и теми же причинами.
Во-первых, при организации деятельности судов по рассмотрению и разрешению споров и собственно осуществлении данной деятельности государство несет значительные расходы, которые складываются из затрат на содержание судебной системы, материально-техническое обеспечение судов. Кроме того, в сферу судопроизводства вовлекаются лица, оказывающие содействие в осуществлении правосудия, — свидетели, эксперты, переводчики, деятельность которых требует материальной компенсации, совершаются процессуальные действия, требующие дополнительных материальных затрат, например, при осмотре доказательств на месте.
Полностью возложить на государство, а более точно на налогоплательщиков расходы, связанные с функционированием судебной системы, неоправданно.
Законом обязанность частично возместить расходы на судопроизводство возлагается на лиц, в интересах которых рассматриваются и разрешаются споры в судах. Причем, следует подчеркнуть, что к числу данных лиц относятся субъекты материально-правовых отношений, по поводу которых возник спор, рассматриваемый судом. Это стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования. От обязанности возмещения расходов освобождается прокуратура, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суд с иском в защиту государственных и общественных интересов1.
Во-вторых, уплата расходов возлагается на недобросовестную сторону, т.е. либо истца, обращающегося в суд с необоснованными требованиями, либо ответчика, добровольно не исполнившего свою обязанность перед другой стороной, что привело к возникновению дела в суде. Тем самым существование института судебных расходов призвано выполнить в известной мере превентивную (предупредительную) функцию, связанную с предотвращением случаев необоснованного обращения в суд, побуждением обязанное лицо добровольно и своевременно исполнить принятые на себя обязательства, урегулировать заинтересованным лицам свой спор в соответствии с действующим законодательством без привлечения к его разрешению суда.
1. Понятие, функции и виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве
Осуществление правосудия по гражданским делам влечет за собой значительные денежные затраты. Частично эти затраты ложатся на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, на территории которых действуют мировые судьи. Между тем, основная масса рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства дел возникает из частноправовых отношений. Поэтому в гражданском процессе исторически сложился институт судебных расходов, устанавливающий «платность» процесса судебной защиты прав и охраняемых законом интересов. Этим институтом регулируются денежные, возникающие в рамках гражданского судопроизводства, отношения между сторонами и государством, а также лицами, содействующими правосудию по гражданским делам (свидетелями, экспертами, представителями, переводчиками).
Судебные расходы представляют собой затраты, которые несут лица, участвующие в деле, по поводу и в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела в суде общей юрисдикции, а также мировыми судьями.
Возложение судебных расходов на стороны в гражданском процессе преследует две цели:
1) возместить затраты, которое несет российское государство в связи с осуществлением правосудия по гражданским делам, а также затраты добросовестных субъектов цивильных правоотношений;
2) предупредить необоснованные обращения за судебной защитой (сутяжничество) и необоснованные уклонения от выполнения гражданско-правовых, семейных, трудовых и т.п. обязанностей2.
При выполнении первой задачи речь идет о компенсационной (восстановительной) функции процессуального института судебных расходов, а при достижении второй цели проявляется его превентивная (предупредительная) функция.
Российское гражданское судопроизводство впитало в себя одну из древнейших аксиом процессуального права: «за процесс платит проигравший». Реализация этой аксиомы фиксируется в резолютивной части судебного решения, где суд распределяет судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
Выделяются два вида судебных расходов: 1) государственная пошлина; 2) издержки, связанные с рассмотрением дела (судебные издержки).
1.1 Государственная пошлина
Под государственной пошлиной понимается установленный законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий (например, принятие искового заявления, апелляционной, кассационной, надзорной жалоб) либо выдачу документов. Размер и порядок оплаты государственной пошлины регулируется Законом РФ от 9 декабря 1991г. «О государственной пошлине» (с изм. и доп.).
Различают два вида государственный пошлины:
1)пропорциональная — взыскивается с исковых заявлений и жалоб на решения суда по делам имущественного характера и зависит от цены иска, определяемой по правилам, установленным ст. 91 ГПК;
2)фиксированная, которая определяется в зависимости от категории или сущности требования, подлежащего оплате государственно!) пошлиной в размере, кратном установленному законом минимальному размеру оплаты труда.
Первый вид государственной пошлины — пропорциональная — зависит от цены иска.
Цена иска представляет собой институт искового производства, характеризующий стоимостное денежное выражение предмета спора между истцом (третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора в порядке ст. 42 ГПК) и ответчиком. Цена иска не определяется по неимущественным взысканиям, а также по делам особого производства, перечисленным в ст. 262 ГПК, и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, указанным в ст. 245 ГПК.
Что касается требований о возмещении морального вреда, то цена иска в них также не обозначается. Это связано с тем, что моральный вред, хотя и определяется судом в конкретной денежной сумме, признается законом вредом неимущественным, и, следовательно, государственная пошлина по таким искам не зависит от денежного эквивалента размера возмещения вреда (на данное обстоятельство специально указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» в ред. от 21 декабря 1993г.)3.
Обозначение цены иска по исковым требованиям, подлежащим денежной оценке, в силу ст. 131 ГПК является обязательным реквизитом искового заявления, предъявляемого в суд первой инстанции. При отсутствии указания на цену иска судья, руководствуясь ст. 136 ГПК, выносит определение об оставлении заявления без движения.
Если предметом искового требования выступает конкретная денежная сумма (например, иски о взыскании долга, понуждении к исполнению других обязательств в денежной форме и т.п.), то цена иска равна самой взыскиваемой сумме. В цену иска не должны включаться судебные расходы: на оплату помощи адвоката или иного представителя, на проезд истца к месту рассмотрения дела, почтовые расходы и т.п. издержки, которые истец понес или предполагает понести в связи с рассмотрением его дела в суде.
В индикационных исках, предметом которых является конкретное имущество, цена иска определяется стоимостью отыскиваемого имущества. Как правило, имущество оценивается исходя из рыночных цен, действующих на день предъявления иска, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам. Если объект иска составляют ценные бумаги, то при оценке учитываются их котировки в российской торговой системе. Цена иска, объектом которого выступают здания, сооружения и иное недвижимое имущество, не может быть ниже балансовой оценки строения (для строений, принадлежащих юридическим лицам), инвентаризационной оценки строения, а если инвентаризация объекта по каким-либо причинам не проведена, то не ниже оценки по договору страхования.
Определение цены иска при предъявлении требований о взысканиях периодических платежей характеризуется законодательным ограничением наибольшего периода взыскания, с общей суммы которого и устанавливается цена иска. Например, в исках о взыскании алиментов цену иска составляет совокупность алиментных платежей за один год; в исках о взыскании иных срочных платежей и выдач — совокупность всех платежей или выдач, но не более чем за три года, в исках о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах — совокупность платежей и выдач за три года, в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач — сумма, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи или выдачи, но не более чем за один год. Если в исковом заявлении речь идет о прекращении периодических платежей или выдач, цена иска рассчитывается исходя из суммы оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год.
Во избежание недобросовестности со стороны истца, желающего исказить настоящую цену иска в целях уменьшения размера подлежащей оплате государственной пошлины, судья вправе при принятии искового заявления сам определить цену иска.
При подаче кассационных и апелляционных жалоб на решения суда пошлина равна 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле, по указанной пропорциональной схеме. Аналогично рассчитывается размер государственной пошлины с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке.
За повторную выдачу копий (дубликатов) решений, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судом по просьбе сторон или других участвующих в деле лиц, а также за выдачу копий (дубликатов) названных документов, выдаваемых судом по просьбе заинтересованных лиц, взыскивается 1 % от МРОТ за каждую страницу документа.
За исковые заявления, содержащие требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.
Квитанция об оплате прилагается к исковому заявлению или иному документу, подлежащему оплате пошлиной. Отсутствие квитанции влечет за собой отказ в совершении требуемого процессуального действия при условии, что ходатай не освобожден от уплаты судебных расходов в доход государства. Если же в нарушение требований ст. 132 ГПК документ, подтверждающий оплату государственной пошлины в полном объеме, не приложен к подаваемому в суд исковому заявлению, судья, руководствуясь ст. 136 ГПК, выносит определение об оставлении заявления без движения. В этом определении истцу устанавливается разумный срок для оплаты (доплаты) пошлины, и если истец оплатит недостающую пошлину в установленное время, исковое заявление будет считаться поданным в день его первоначального представления в суд. При непредставлении истцом в указанное судьей время документа об оплате (доплате) государственной пошлины заявление считается не поданным и все документы возвращаются заявителю.
Статья 89 ГПК и ст. 5 Закона «О государственной пошлине» устанавливают случаи, когда отдельным субъектам гражданских процессуальных правоотношений предоставляется процессуальная льгота по освобождению от оплаты в доход государства одного из видов судебных расходов — государственной пошлины. Например, от уплаты государственной пошлины в доход государства освобождены истцы по делам о взыскании алиментов, о защите прав потребителей, возмещении материального ущерба, причиненного преступлением. Кроме того, в отношении отдельных лиц установлено безусловное, вне зависимости от категории дела и процессуального положения, освобождение от оплаты государственной пошлины.
К безусловным случаям освобождения от уплаты пошлины относят следующие категории субъектов:
1) Герои Советского Союза;
2) Герои Российской Федерации;
3) полные кавалеры ордена Славы;
4) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
5) лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»4;
6) лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»5.
Установленный федеральными законами перечень случаев освобождения от уплаты государственной пошлины в доход государства является исчерпывающим только в отношении юридических лиц. Что касается граждан, то судья вправе освободить конкретное физическое лицо от оплаты государственной пошлины. Единственным основанием для такого освобождения является тяжелое имущественное положение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Доказательства тяжелого имущественного положения (справки о доходах членов семьи, о количестве иждивенцев, документы, подтверждающие необходимость затрат заявителя на лечение, и т.п.) должны быть представлены самим заявителем, однако критериев их достаточности не установлено. Вопрос об освобождении оформляется определением судьи, которое может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи частной жалобы.
Кроме того, суд вправе предоставить отдельным субъектам гражданских процессуальных правоотношений (гражданам и юридическим лицам) в силу их тяжелого имущественного положения процессуальную льготу по рассрочке и отсрочке оплаты в доход государства государственной пошлины, а также по ее уменьшению.
Рассрочка уплаты государственной пошлины представляет собой оформленную определением суда (судьи) возможность заявителя требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, вносить установленную законом сумму платежа не единовременно в полном объеме, а по частям. Размер периодических платежей, порядок и срок их внесения должны устанавливаться судом, разрешающим вопрос о рассрочке.
Отсрочка уплаты государственной пошлины — оформленная определением суда (судьи) возможность заявителя требования внести установленную законом сумму платежа через определенное время после совершения судом необходимого процессуального действия, подлежащего оплате государственной пошлиной. Отсрочка бывает, двух видов:
1) на конкретное календарное время (на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты) — например, на 30 дней со дня возбуждения производства по делу, до 30 января 2004г.;
2) до наступления определенного юридического факта; чаще всего таким фактом выступает вынесение судом решения по рассматриваемому делу.
Уменьшение размера государственной пошлины представляет собой оформленную определением суда (судьи) возможность заявителя требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, внести сумму платежа в меньшем размере, нежели это установлено Законом «О государственной пошлине».
В отдельных, установленных ст. 93 ГПК, случаях предусмотрен возврат уплаченной государственной пошлины6. Например, основанием возвращения государственной пошлины является внесение ее в большем размере, чем установлено Законом «О государственной пошлине». Между тем не подлежит возврату уплаченная пошлина, если истец уменьшил цену иска после принятия искового заявления судом к своему производству.
Возвращается государственная пошлина государственными налоговыми органами по месту нахождения банка (его филиала), принявшего платеж, на основании определения суда о возврате пошлины. Государственная пошлина, уплаченная в бюджет, возвращается в течение месяца со дня принятия определения суда о возврате государственной пошлины.
1.2 Издержки, связанные с рассмотрением дела
Новым процессуальным законодательством с 1 февраля 2003г. значительно расширен перечень затрат, отнесенных к категории судебных издержек.
Как и прежде, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:
суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам;
расходы на производство осмотра на месте.
В качестве новелл следует назвать включение ст. 94 ГПК в судебные издержки:
сумм, подлежащих выплате специалистам;
расходов по оплате услуг переводчика;
расходов по оплате услуг представителя;
компенсации за фактическую потерю времени;
расходов на проезд и проживание сторон и третьих лиц в связи с их явкой в суд;
почтовых расходов по делу, понесенных стороной.
В отличие от ГПК РСФСР современная редакция ст. 94 ГПК оставляет указанный перечень открытым, предоставляя суду право относить к издержкам, связанным с рассмотрением дела, другие необходимые расходы. Критерием отнесения денежных затрат к судебным издержкам выступают два признака:
- необходимость оплаты определенных процессуальных действий или иных действий, непосредственно связанных с процессуальными (например, доставка процессуальных документов лицам, участвующим в деле, оплачиваемым курьером, не состоящим в штате суда);
- понесенные расходы должны быть направлены на своевременное и правильное рассмотрение судом конкретного гражданского дела.
ГПК исключил из основного перечня судебных издержек расходы по розыску ответчика, предполагая возможность предъявления иска по месту нахождения имущества ответчика либо по последнему известному месту жительства ответчика в РФ. Розыск ответчика осуществляется органами внутренних дел без какого-либо предварительного авансирования со стороны субъектов гражданского процесса по делам о защите интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, с последующим возмещением затрат в порядке отдельного приказного производства.
Порядок и размеры сумм, подлежащих выплате свидетелям и переводчикам, установлены Инструкцией от 14 июля 1990г. № 245 «О порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд» (в ред. постановления Правительства РФ от 2 марта 1993г. № 187)7. Порядок возмещения расходов военнослужащих, вызываемых в суд в качестве свидетелей и переводчиков, установлен приказом Министерства обороны РФ от 9 марта 1996г. № 99 «О возмещении расходов и выплате вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд».
Все суммы, подлежащие выплате свидетелям и переводчикам, выплачиваются немедленно по выполнении этими лицами своих обязанностей независимо от фактического получения и взыскания денежных средств со сторон.
Статья 99 ГПК устанавливает санкцию за злоупотребление сторонами процессуальными правами: правом на судебную защиту, представление доказательств, заявление ходатайств, на возражение против доводов и ходатайств других лиц, отводы и т.п. Гражданский процессуальный закон наделяет истца и ответчика широким комплексом прав, устанавливая в ст. 35 ГПК обязанность добросовестной реализации собственных правомочий. В гражданском процессе налицо сутяжничество, когда задача субъекта состоит не в получении защиты действительно нарушенного или оспоренного права, а в затягивании процесса.
Ответственность по ст. 99 ГПК относится к виду компенсационной, так как денежная сумма с виновного лица взыскивается не в доход государства (как при штрафной ответственности), а в доход противоположной стороны. Такой вид ответственности применяется только к недобросовестному истцу или ответчику при наличии в материалах гражданского дела доказательств вины лица, с которого взыскивается компенсация за фактическую потерю времени.
Критериями определения судом размера компенсации за потерю времени должны быть следующие обстоятельства:
- время, затраченное на устранение последствий противодействия правильному и своевременному рассмотрению дела;
- систематичность нарушения (для применения ответственности необходимо установить не менее двух фактов злоупотребления процессуальными правами, кроме случаев ответственности за недобросовестное заявление неосновательного иска);
- средства, потраченные добросовестной стороной, в связи с затягиванием процесса стороной, злоупотребляющей своими правами;
- степень вины лица, привлекаемого к ответственности (умысел, неосторожность).
2. Распределение судебных расходов
При решении вопроса об авансировании затрат на экспертное исследование, участие в доказательственном процессе специалиста и привлечение иногородних свидетелей действует принцип: платит тот, кто просит суд (судью) о совершении соответствующего процессуального действия. Здесь в полном объеме проявляется принцип состязательности, приоритет которого в гражданском процессе с 1995г. практически не подвергается сомнению. Краеугольный камень состязательности составляет правило: каждая сторона доказывает те факты и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Следовательно, если осуществление указанной обязанности влечет за собой денежные затраты, то их должна нести сторона, ссылающаяся на соответствующий факт.
Тяжелое имущественное положение сторон может служить основанием для полного освобождения от выполнения обязанности авансирования либо уменьшения размера вносимого предварительно платежа. Такое освобождение является процессуальной льготой, устанавливаемой на усмотрение суда (судьи), рассматривающего гражданское Дело. Доказательства тяжелого имущественного положения должны быть представлены самим заявителем. В случае положительного решения судом вопроса о предоставлении названной процессуальной льготы, а также если оплачиваемое процессуальное действие совершается по инициативе самого суда (судьи), необходимые расходы ложатся на бюджет.
В гражданском процессе действует правило: освобожденная от финансового процессуального бремени сторона не должна нести финансовых затрат, связанных с осуществлением правосудия по гражданскому делу, вне зависимости от его исхода. Между тем, судебные расходы должны выполнять компенсационную и превентивную функции, а потому если ответчик не освобожден уплаты судебных расходов, то издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с него пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Если же расходы были понесены бюджетом в связи с совершением процессуальных действий, которые, по общему правилу, должен был оплачивать ответчик, обладающий по данному делу льготой, а в иске было отказано, то эти издержки взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов. При частичном удовлетворении исковых требований судебные издержки относят на счет стороны, не освобожденной от их оплаты, пропорционально достигнутому противоположной стороной процессуальному результату. Если же обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, то все издержки ложатся на федеральный бюджет.
Перечень авансируемых затрат не является исчерпывающим, и судья вправе обязать сторону представить доказательства внесения на банковский счет управления (отдела) Судебного департамента денежных средств при положительном решении вопроса об удовлетворении различных ходатайств, процессуальные действия по которым влекут необходимость денежных издержек.
Если в резолютивной части решения суда указано на полное удовлетворение исковых требований, то в той же части судья обязан указать на взыскание с ответчика в полном объеме оплаченной истцом государственной пошлины, а также всех иных затрат истца, отнесенных законом к категории судебных издержек. Если на стороне ответчика выступало несколько субъектов (т.е. было пассивное процессуальное соучастие), понесенные истцом судебные расходы возмещаются с каждого ответчика прямо пропорционально взысканной с него денежной сумме (стоимости присужденного).
При полном и безусловном отказе суда удовлетворить заявленные исковые требования все судебные издержки ответчика подлежат взысканию с истцовой стороны, о чем также делается указание в резолютивной части судебного решения.
Если иск удовлетворен частично, то судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально достигнутому процессуальному результату. Например, если суд вынесет решение об удовлетворении одной третьей части от заявленных исковых требований, то две трети судебных расходов должен нести истец, а одну треть — ответчик.
Если судья по каким-либо причинам не укажет в резолютивной части своего решения на распределение судебных расходов между сторонами, указанный недостаток может быть исправлен путем вынесения дополнительного решения, но только до вступления данного решения суда в законную силу. После вступления решения суда, в котором проигнорировано распределение судебных расходов, в законную силу судебные расходы могут быть взысканы понесшим их лицом в общеисковом порядке.
По тем же правилам распределяются судебные расходы судом второй инстанции. Однако исправление «забывчивости» кассационного (апелляционного) суда по отношению к судебным расходам возложено в настоящее время на суд, рассматривающий дело по первой инстанции, решение которого было изменено или отменено вышестоящим судом. Вместе с тем, инициатива суда первой инстанции в данном отношении ограничена: распределение судебных расходов по измененному (новому) решению апелляционного или кассационного суда может быть произведено лишь при письменном заявлении лица, в чью пользу взыскиваются судебные расходы, или его представителя.
В отличие от предусмотренной прежним процессуальным законодательством возможности суда по собственной инициативе взыскивать стороне, в пользу которой состоялось решение, с другой стороны расходы по оплате помощи ее представителя, действующий ГПК в качестве обязательного условия возмещения таковых затрат называет письменное ходатайство заинтересованного лица. Суд вправе возместить только реально оплаченную доверителем представителю сумму, при этом допустимо ее «разумное» ограничение.
При реализации полномочия истца на отказ от иска судебные расходы должны быть распределены определением суда о прекращении производства по делу по ч. 4 ст. 220 ГПК и зависеть от основания отказа. Когда отказ истца связан с полным добровольным удовлетворением заявленных в суде требований ответчиком, истец получает возмещение судебных расходов, как если бы они распределялись в решении суда о полном удовлетворении иска. В остальных случаях расходы распределяются так, как если бы судом было вынесено решение об отказе в иске.
Определения суда по вопросам судебных расходов обжалуются в частном порядке. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения обжалуемого судебного акта и оплате государственной пошлиной не подлежит.
3. Задача
Условие: Фролов предъявил иск к Баранову, Хоботову и Казарину о возмещении ущерба, причиненного его имуществу противоправными действиями ответчиков. Цена иска – 13 350 руб. Суд удовлетворил его частично, взыскав в пользу истца 11 230 руб. Определите размер государственной пошлины, порядок ее уплаты и распределите судебные расходы между сторонами. Изменится ли размер государственной пошлины, если истец предъявит иск к одному из причинителей вреда?
Решение: Размер госпошлины по делу определяется исходя из цены иска. Согласно ст. 333.19 НК РФ по искам имущественного характера размер государственной пошлины определяется в процентном отношении к цене иска. Руководствуясь указанной выше ст. НК РФ, а так же ч. 1 ст. 91 ГПК РФ: госпошлина будет составлять 500 руб. 50 коп. при цене иска 13 350 руб. (т.е. 400 руб. + 3% от 3 350 руб.). По общему правилу госпошлину в суд истец должен уплатить одновременно с подачей заявления. В теоретическом материале, приведенном выше указаны случаи рассрочки и отсрочки уплаты госпошлины.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Таким образом, исходя из условий задачи (при условии, что ни истец, ни ответчик не освобождены от уплаты госпошлины), расходы будут распределены следующим образом:
- размер госпошлины, взимаемой с истца – 436 руб. 90 коп.
- размер госпошлины, взимаемой с ответчиков – 63 руб. 60 коп. Причем размер госпошлины, взимаемой с каждого ответчика в отдельности определяется судом.
- сумма в 11 230 руб. будет взыскана с ответчиков в пользу истца, из нее каждый из ответчиков возмещает ту часть, которая будет определена для них судом. Размер госпошлины при изменении количества причинителей вреда не изменится.
Заключение
Суд - это орган, который непосредственно материальных благ не производит, а содержится на средства, выделяемые из государственного бюджета. Судебные расходы — это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица с самостоятельными требованиями в целях их возмещения государству, побуждения заинтересованных лиц к урегулированию споров в соответствии с законом без вмешательства суда. Судебные расходы призваны также дисциплинировать участников процесса и не учинять необоснованных исков в суд, а также необоснованно не уклоняться от выполнения обязанностей.
Общим является положение, что судебные издержки первоначально несет истец. Если его требования удовлетворяются полностью или частично, то они соответственно перекладываются на ответчика, а если не удовлетворяются, то понесенные расходы истцу не возмещаются.
Действующий ГПК подразделяет судебные расходы в зависимости от того, является ли данная плата за совершение процессуальных действий предварительной или последующей, на два вида: государственную пошлину и судебные издержки, закрепленные в ст.88 ГПК.
Закон предусматривает освобождение от уплаты госпошлины по отдельным наиболее затрагивающими интересы граждан категориям дел (трудовым, авторским, алиментным и др.), а также предоставляет суду возможность в зависимости от имущественного положения лица освободить его от судебных расходов, уменьшить их или предоставить отсрочку.
В гражданском судопроизводстве институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту в арбитражном процессе.
Список использованных источников
ГПК РФ // СПС Консультант-Плюс
Комментарий к ГПК Российской Федерации / Под ред. В.М. Жуйкова и
М. К Треушникова. М., 2007.
Налоговый кодекс РФ (гл.25.3. "Государственная пошлина") // СПС Консультант-Плюс.
Гражданское процессуальное право России / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2002
Гражданский процесс: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. проф. М.К. Треушникова. М., 2005. Глава 10.
Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2006.
Жуйков В.М. Проблемы гражданского процессуального права. М., 2008.
Осокина Г.Л. Курс гражданского судопроизводства России. Общая часть. Томск, 2007.
СПС Консультант-Плюс
СПС Гарант
1 Жуйков В.М. Проблемы гражданского процессуального права. М., 2008, с.76
2 Жуйков В.М. Проблемы гражданского процессуального права. М., 2008, с.94
3 ВВС РФ. 1994. № 3
4 Указанный Закон действует с учетом внесенных в него изменений и дополнений, также постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002г. № 11-П ВВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699; СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2779.
5 ВВС РСФСР. 1992. № 4. Ст. 138.
6 Порядок возврата уплаченной в доход государства пошлины, помимо комментируемой статьи, регулируется Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 15 мая 1996г. № 42 по применению Закона Российской Федерации «О государственно!' пошлине» (с изм и доп ).
7 САПП РФ. 2003. № 10 ст. 847