;;o;;;;;;;;;;;;;;;;;;;o;;;;;;;;;;;;;;;;;;;o;;;;;;;;;;;;;;;;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;.;;;;;o;;;;;;;;;;;;;;;;;;;o;;;;;;;;;;;;;;;;;;;o;;;;;;;;;;;;;;;;;;;o;;;;;;;;;;;;;;;;;;;o;;;;;;;;;;;;;;;;;Министерство образования Российской Федерации
Хабаровская государственная академия экономики и права
Кафедра финансов
Контрольная работа
"Расходы организации: сущность, классификация"
Содержание
1. Расходы организации – сущность, классификация
2. Себестоимость продукции – экономическое содержание, затраты
3. Основные этапы формирования себестоимости продукции
4. Планирование себестоимости и определение резервов экономии
5. Список использованной литературы
1. Расходы организации – сущность, классификация
В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль, как правило, зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.
В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как «издержки», «затраты», «расходы». Внимательное ознакомление с сущностью перечисленных выше терминов позволяет сделать вывод о том, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же – затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки – это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д. Под затратами будем понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат – расходы. На такое понимание вышеуказанных терминов нас ориентирует стандарт 18 МСФО «Выручка», а также отечественные ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации». В соответствии с указанными документами расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами.
Расходы организации | |||
По обычным видам деятельности | Прочие расходы | ||
Расходы,
связанные с
изготовлением
продукции и
продажей
продукции,
приобретением
и продажей
товаров, расходы,
осуществление
которых связано
с выполнением
работ, оказанием
услуг. материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; |
Выбытие активов, связанное с: предоставлением за плату во временное пользование (владение) активов организации предоставлением за плату прав, возникающих из патентов и других видов интеллектуальной собственности участием в уставных капиталах других организаций с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции; оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление кредитов, займов; |
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью; на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно – просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; |
Расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.); Потери от вынужденной остановки производства; Расходы, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий; |
2. Себестоимость продукции – экономическое содержание, затраты
Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. В нем как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции зависит размер прибыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль. Затраты на производство и реализацию продукции представляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Они обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции. Затраты включаются в себестоимость с помощью специальных методов, определенных отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости.
Все затраты на производство и реализацию продукции составляют полную себестоимость.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
По экономическому содержанию затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) группируются по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
1. Материальные затраты включают в себя:
стоимость покупных сырья и материалов, топлива; основных вспомогательных материалов; комплектующие изделия и полуфабрикаты; тару; запчасти для ремонта и прочие затраты.
Стоимость материальных ресурсов складывается из цен их приобретения.
2. Затраты на оплату труда включают в себя: выплату заработной платы; выплату премий; вознаграждения по итогам работы за год; компенсирующие и стимулирующие выплаты; стоимость бесплатного питания; единовременное вознаграждение за выслугу лет; оплату учебных отпусков; оплату труда внештатных сотрудников и другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.
3. Отчисления на социальные нужды включают отчисления в: фонд обязательного социального страхования; Пенсионный фонд; Фонд обязательного медицинского страхования.
4. Амортизация основных фондов включает амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основе их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном разделе приводятся амортизационные отчисления на полное восстановление по собственным и арендованным основным фондам.
Прочие затраты включают: некоторые виды налогов; отчисления в страховые фонды; вознаграждения за изобретения и рацпредложения; затраты на командировки; оплату услуг связи; плату за аренду; амортизацию по нематериальным активам и др.
3. Основные этапы формирования себестоимости продукции
На практике используются различные подходы к расчету себестоимости. Применение того или иного подхода определяется особенностями производственного процесса, характером выпускаемой продукции или оказываемых услуг и другими факторами. Может быть определена как полная, так и усеченная себестоимость производимой продукции. Полная себестоимость (absorption costing) рассчитывается с учетом всех понесенных предприятием затрат. Усеченная себестоимость (direct costing) предполагает отнесение на себестоимость единицы продукции только переменных затрат. Постоянная часть общепроизводственных затрат, а также коммерческие и общехозяйственные расходы списываются на уменьшение выручки в конце отчетного периода без распределения на выпущенную продукцию.
При использовании метода полного распределения затрат на себестоимость единицы продукции относятся как переменные, так и постоянные затраты. Цена определяется как полная себестоимость, увеличенная на требуемую рентабельность. Себестоимость может быть рассчитана исходя из фактически понесенных предприятием затрат или на основании установленных норм расхода сырья и материалов, а также нормативных затрат на оплату труда. Использование нормативной себестоимости позволяет контролировать эффективность расходования ресурсов и своевременно реагировать на возникающие отклонения.
Фактическую себестоимость единицы продукции можно определить только после того, как в учете отражены все затраты. Основным недостатком этого метода считается довольно низкая оперативность (данные можно получить лишь по окончании выполнения заказа, изготовления изделия и пр.). На практике, как правило, используются оба подхода.
В зависимости от объекта калькулирования можно выделить позаказный, попередельный, попроцессный методы, а также расчет себестоимости отдельных функций (Activity based costing, ABC). На выбор того или иного объекта калькулирования себестоимости влияет специфика бизнеса (поточное производство, мелкосерийное, учет по отдельным заказам). Позаказный метод применятся при изготовлении, например, уникального оборудования, при выполнении отдельных заказов. Попередельный метод более характерен для предприятий с серийным и поточным производством, когда изделие проходит несколько этапов обработки. При этом объектом калькулирования становится продукт каждого передела (стадии производства). Попроцессный метод свойственен объектам добывающей промышленности, но применяется также в отраслях с несложным технологическим циклом.
Одна из основных проблем, связанных с определением полной себестоимости единицы продукции, – необходимость распределения косвенных затрат. Наиболее простой способ – прямое распределение затрат обслуживающих подразделений пропорционально единой базе (заработная плата основных производственных рабочих, затраты на сырье и материалы, человеко-часы). Однако такой подход, как правило, не позволяет достоверно и экономически обоснованно распределить косвенные затраты, а значит, может стать причиной неверных управленческих решений.
Более точным является метод многоуровневого распределения, выполняемый в несколько этапов.
Шаг 1. Все затраты за период группируются по подразделениям. К примеру, по подразделению «столовая» будут сгруппированы следующие затраты: заработная плата персонала столовой, расходы на продукты питания, стоимость потребляемой электроэнергии и т.д.
Шаг 2. Затраты вспомогательных подразделений перераспределяются среди производственных отделов и цехов. К примеру, затраты на содержание столовой необходимо распределить на два производственных цеха. Для этого надо выбрать базу: в случае со столовой будет целесообразно распределить ее затраты пропорционально количеству работающих в каждом цехе.
Шаг 3. Затраты, отнесенные на производственные подразделения, распределяются на выпущенную продукцию. В качестве базы для распределения может использоваться количество человекочасов, потраченное на выпуск каждого вида продукции, стоимость сырья и материалов и т.д.
При формировании структуры производственной себестоимости в прямые затраты включаются материальные затраты и стоимость услуг производственного назначения от сторонних компаний, а все затраты, которые нужно будет распределять на объекты калькулирования, объединены в группы в зависимости от источника их возникновения.
Начальным этапом формирования себестоимости является отнесение прямых затрат на производственные заказы. Как правило, это не составляет труда: в соответствии со спецификациями на виды готовой продукции и полуфабрикаты сырье и материалы списываются на конкретные заказы в аналитике видов затрат и методов возникновения затрат.
Методика распределения общепроизводственных затрат и отнесения их на себестоимость готовой продукции включает несколько этапов, которые мы рассмотрим подробнее.
Суммы общепроизводственных затрат учитываются в аналитике видов затрат (производственные участки цехов и непроизводственные подразделения предприятия). На этом же счете собираются все затраты на вспомогательные материалы и группируются по видам затрат и методам возникновения затрат.
Все затраты (и прямые, и косвенные распределяемые) собираются на основании первичных документов по производственным заказам, выполненным в рамках межцеховой кооперации. При этом суммируется общее время работы каждого подразделения-исполнителя на подразделение-заказчика в рассматриваемом периоде. Затраты по межцеховой кооперации группируются по местам их возникновения и одному виду затрат – «Общие затраты по межцеховой кооперации». Все собранные в рамках производственных заказов затраты суммируются, калькулируется итоговая себестоимость.
4. Планирование себестоимости и определение резервов экономии
Выявление роли себестоимости продукции в условиях применения свободных (договорных) цен имеет существенное практическое значение для всех производственных структур. Предприятия должны самостоятельно планировать свою деятельность, руководствуясь заключенными договорами с поставщиками и покупателями продукции. Они сами с учетом конъюнктуры спроса и предложения должны устанавливать цены на производимую продукцию. В себестоимости находят свое выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукцией. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы как производства в целом, так и отдельных его служб. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение, потому что позволяет определить тенденции изменения затрат производства, выполнение плана по уровню себестоимости, влияние факторов изменения издержек производства и на этой основе дать оценку работы предприятия и установить резервы снижения себестоимости продукции. Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется при планировании и сравнительном анализе.
Существует три системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции хозяйствующего субъекта:
1) система нормативного учета и калькулирования себестоимости продукции;
2) система «стандарт-кост»;
3) система «директ-кост».
В основу системы нормативного учета и калькулирования себестоимости продукции положены следующие важнейшие принципы:
1) предварительное нормирование затрат и исчисление нормативной себестоимости единицы продукции;
2) своевременный систематический учет изменений норм и определение влияния этих мероприятий на себестоимость продукции;
3) предварительный контроль затрат на основе первичных документов и фиксирования отклонений от норм и момент их возникновения с одновременным выявлением причин и виновников;
4) ежедневная информация об отклонениях от норм.
При нормативном учете фактическая себестоимость продукции исчисляется путем алгебраического суммирования нормативной себестоимости и выявленных за отчетный период изменений норм и отклонений от норм. Здесь следует отметить, что в настоящее время нормативы наиболее полно разрабатываются в основном только на прямые затраты: сырье, материалы и полуфабрикаты, производственную заработную плату. По другим статьям, отражающим расходы на обслуживание производства и управление (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские расходы), из-за трудности нормирования в ряде случаев ограничиваются разработкой годовой сметы затрат с разбивкой по кварталам и месяцам. Трудности нормирования косвенных расходов в конечном итоге оказывает влияние на прибыльность хозяйствующего субъекта, поэтому должны быть преодолены.
Принципиальное отличие американской системы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции от отечественной системы нормативного учета заключается в том, что в ней нет категории «отклонения от норм». Если та или иная норма перевыполняется, то изменяется сама норма во времени, что становится все труднее и труднее ее выполнить. Поэтому американские экономисты разбивают их с точки зрения трудности выполнения на три категории:
1) «совершенные» или «идеальные» стандарты, которые требуют самой высокой степени совершенства при их выполнении;
2) стандарты, которые можно достигнуть при хорошем выполнении работы и использовании соответствующих методов труда;
3) стандарты, легко выполнимые на практике.
Система учета «директ-костинг» создает основу для исследования зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью. В её сущности лежит принцип деления всех затрат, необходимых для производства единицы продукции (работ, услуг), на постоянные и переменные. Постоянные расходы не связаны непосредственно с производственным процессом и потому не включаются в производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Эти расходы собираются на отдельном счете и по истечении отчетного периода полностью списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции, полученной в данном отчетном периоде. Важным преимуществом системы «директ-костинг» является то, что она позволяет решать стратегические задачи по выпуску продукции с большей рентабельностью, в результате чего, возможно, быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия внешней среды.
Анализ себестоимости проводится по следующим основным направлениям:
– анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;
– анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости 1 руб. товарной продукции;
– анализ структуры затрат, ее динамики;
– факторный анализ себестоимости по статьям;
– изучение расходов по обслуживанию производства и управлению;
– анализ потерь от производственного брака;
– выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ себестоимости может проводиться как ретроспективный, так и оперативный, предварительный, прогнозный.
Ретроспективный анализ проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах их изменения. Оперативный анализ себестоимости (проводится ежедневно или по данным учета за 1, 5, 10 дней) направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь. Предварительный анализ себестоимости проводится на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Перспективный (прогнозный) анализ проводится для оценки изменения себестоимости продукции, как в целом, так и по отдельным изделиям в связи изменениями в прогнозируемом периоде на рынке ресурсов. Для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий, применяется показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции. Наиболее известный и широко используемый на практике обобщающий показатель – затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции. Он позволяет характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности и определяется делением суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем.
В процессе дальнейшего анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери, а также занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции. Большой удельный вес в себестоимости продукции занимают прямые материальные затраты. Их размер зависит от влияния факторов: изменения объема продукции, ее структуры и уровня затрат в себестоимости отдельных изделий. В себестоимости продукции материальные затраты занимают большой удельный вес; в отдельных отраслях промышленности их доля превышает 90–95% всех затрат. Учитывая эту особенность, показывающую важное направление и источник резервов снижения себестоимости и роста прибыли, а также немалые проблемы в рыночных условиях по обеспечению производства материальными ресурсами соответствующего ассортимента, качества и ритмичности поставок, анализу материальных затрат должно уделяться большое внимание и место в анализе себестоимости продукции. На величину материальных затрат и их изменение в процессе производства и реализации продукции оказывает влияние множество разнообразных факторов, в том числе и факторов, связанных с особенностями технологии и организации производства конкретной продукции, работ и услуг. Совокупное влияние всех факторов на отклонение фактически материальных затрат от плановых, пересчитанных на фактические объем и структуру выпущенной товарной продукции, проявляется для большинства предприятий разных отраслей от трех основных факторов, сокращенно названных: «за счет норм», «за счет цен» и «за счет замены». Последний фактор выражается в отклонении нормы расхода и цены заменяющего материала от нормы расхода и цены заменяемого материала.
Дальнейший анализ направлен на выявление конкретных причин, вызывавших влияние данных факторов, и конкретных работников, по вине или инициативе которых произошло влияние этих факторов. При таком исследовании все больше проявляется специфика не только анализируемой отрасли, но и отдельных производств, особенности их технологии и организации, а также системы управления.
К косвенным затратам относятся те виды расходов предприятия, которые не включаются прямо в себестоимость отдельных видов продукции, а для этого используются определенные методы. В себестоимости продукции они представлены следующими основными комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, общезаводские расходы, непроизводственные расходы. Выявление и мобилизация резервов снижения расходов на обслуживание и управление производится путем анализа их динамики, причин отклонения от сметы затрат, а также обоснованности и их распределения между товарной продукцией и незавершенным производством, отдельными видами продукции. Анализ динамики этих расходов осуществляется путем сравнивания фактической их величины на рубль товарной продукции (работ, услуг) за ряд отчетных периодов, а также с плановым их уровнем на отчетный период. Такое сопоставление в целом и по отдельным статьям этих расходов покажет их долю в рубле товарной продукции, как она изменялась по годам или кварталам, какая наблюдается тенденция – их снижение или повышение в рубле товарной продукции. Дальнейший анализ направлен на выявление причин или факторов, вызывавших эти изменения. Учитывая, что не все виды косвенных затрат находятся в одинаковой связи с объемом продукции, они при анализе подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные расходы. Анализ косвенных затрат проводится отдельно по условно-постоянным и условно-переменным статьям.
Условно-постоянные расходы включают в себя: цеховые (общепроизводственные), заводские (общехозяйственные); часть расходов по эксплуатации и содержанию оборудования. Анализ проводится сопоставлением суммы и уровня этих затрат за отчетный период в динамике и с планом.
Условно-переменные расходы: расходы на электроэнергию для производственных нужд, часть расходов по эксплуатации и содержанию оборудования, износ инвентаря. Анализ производится сравнением величины на 1 руб. товарной продукции (т.е. уровня затрат) с плановым или базисным уровнем, пересчитанным на фактический объем выпуска продукции.
Коммерческие расходы включают затраты погрузочно-разгрузочные работы, доставка, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбытов т.д.
Путем сопоставления фактических затрат по каждой статье сметы с плановыми и фактическими за предшествующий период определяется отклонение от плана и изменение этих затрат по сравнением с прошлым периодом. Далее, детально изучаются причины, вызывающие как перерасход, так и экономию по каждой отдельной статье (или элементу) этих затрат.
В заключение анализа определяется резервы снижения себестоимости продукции, основными источниками которых являются:
– увеличение объема производства продукции (при увеличении объема производства продукции возрастает только переменные затраты, сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий);
– сокращение затрат на производство продукции за счет повышения уровня производительности труда;
– экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива;
– сокращение непроизводительных расходов, производственного брака
Величину потерь от производственного брака сравнивают с показателями прошлых лет. Устанавливают меру обеспечения возмещения потерь от брака за счет поставщиков, рабочих и других виновников возникновения брака, выявляют резервы снижения себестоимости за счет уменьшения этих потерь.
Сумму потерь от брака рассчитывают по формуле (В):
В = А – Б, где:
А – затраты на производственный брак, в том числе:
– себестоимость окончательно забракованных изделий и т.д.;
– расходы на исправление брака.
Б – стоимость брака по цене возможного использования и суммы, взысканные с поставщиков за поставку бракованного сырья, материалов и т.д.
Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье за счет конкретных организационно-технических мероприятий.
Список использованной литературы
Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Фролова Т.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
Клишевич Н.Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ. – М.: Изд-во КноРус, 2007.
Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования. – Москва.: Изд – во Вершина 2007.