Содержание
1. Сущность познания как вида деятельности человека
2. Движение познавательного процесса
Введение
Гносеология – наука о познании (от греч. gnosis – знание, logos – учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в неразрывной связи с многообразными видами человеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека, гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания. Поэтому проблемы, решаемые гносеологией, являются сопряженными с онтологией, антропологией, социальной философией, аксиологией.
Познание – это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а является движением ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценка. Рассмотрение названных элементов позволяет ответить на ключевые вопросы гносеологии.
Сущность познания как вида деятельности человека
Для философии познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути своей вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.
Функцию ориентации человека в окружающем мире выполняет знание. Оно представляет собой высший уровень сведений о мире, получаемый человеком с помощью сознания. Знание существует в форме образов и знаков и используется в качестве идеального плана практической деятельности людей. Без знаний (обыденных, научных, художественных и др.) невозможно формирование картины мира. Ф. Бэкон подчеркивал в связи с этим, что знание есть сила. Знание следует отличать от мнения, которое, по словам Г. Гегеля, есть всего лишь «субъективное представление, произвольная мысль, плод воображения». Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, точных или же искаженных. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Феномен познания мира человеком изучают под собственным углом зрения и другие науки – логика, психология, социология.
Ведя речь о познании и знании, не следует противопоставлять знание и веру, как это практиковалось в эпоху средних веков. Вера есть познание вещей, процессов и явлений материального и духовного мира без доказательств. «Я верю, что есть Бог»; «я верю, что скоро наступит весна»; «я верю в успех своего дела» и т.д. и т.п. Вера это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи, еще пока невидимые и таинственные для человека. Вера тем самым активно участвует в процессе познания, будучи необходимым его компонентом. Но следует здесь заметить, что существует и так называемая ложная вера, в основе которой лежит ослепление разума, фaнaтизм и слабость человека.
Существует и вера разумная, которая олицетворяет силу человека и способствует его эмоциональной и интеллектуальной активности, стимулирует познавательный поиск. Всеми учеными всегда двигала их глубокая вера в человеческий разум, и без этого они не смогли бы сделать своих открытий. В этом смысле разумная вера и является как бы светом во тьме, двигателем истины и прогресса. Разумная вера как факел освещает дорогу знанию, способствует творчеству и придает человеку уверенность и силы на этом пути. Напротив, отсутствие веры порождает скептицизм и ощущение пустоты существования, бесплодности познания. Таким образом, мнение, вера и знание представляют собой необходимые ступени движения к истине, важные формы духовного опыта человека. Основы гносеологии были заложены в античной философии. Здесь познание стало рассматриваться как особый процесс, одно из проявлений деятельности человека. Демокрит выделял знание «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). По его убеждению, истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте. Сама же истина «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Однако прийти к истине сможет не каждый человек, а лишь мудрец. Сократ поднимал и решал вопрос о методах достижения истинного знания. К числу таковых он относил прежде всего диалектику как искусство ведения спора, научной дискуссии. Аристотель создал наиболее совершенную по тем временам теорию познания. Он осмысливал процесс познания с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина рассматривалась им как знание, соответствующее вещам, а заблуждение как искажение истины. Этот мыслитель разработал также логику как науку о способах и формах правильного мышления. Он выделял субъект и объект познания, отчетливо сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине. Платон рассуждал о природе знания. С его точки зрения, знание это «тень идеи», воспоминание бессмертной души о том, что было в ней раньше. В античной философии появился также скептицизм, ставивший под сомнение познаваемость мира (Диоген, Секст Эмпирик).
В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существования Бога как высшей причины всех вещей. Фома Аквинский полагал, что бытие Бога якобы можно обнаружить с помощью таких доказательств, как факт причинности всего, упорядоченности и целесообразности в мире, совершенства и разнообразия этого мира. В это время разум рассматривался как важнейшая интеллектуальная способность души человека, однако, по своим возможностям он якобы стоит все же ниже веры. Выдвигался и соответствующий лозунг: знать, чтобы верить в существование Бога.
Философия эпохи Возрождения считала, что целью разума является проникновение в глубину и сущность вещей и процессов, обнаружение растворенной в природе некоей «божественности». Д. Бруно, Н. Кузанский выдвигали идею бесконечности и разнообразия природного мира. Соответственно, познание рассматривалось как бесконечный процесс. В его основе лежит здоровое сомнение, скепсис, т.е. критическое отношение к получаемым данным.
В рамках философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии значительно возрос, что было обусловлено промышленной революцией, быстрым развитием точных наук – механики, математики. В центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) познания. В научном знании стали видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира и обретения собственной свободы. В гносеологии большую роль играла борьба рационализма (Р. Декарт) и сенсуализма (Д. Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания.
Немецкая классическая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал прежде всего И. Кант в работе «Критика чистого разума». Он исходил из того, что человеку доступен лишь «мир явлений», а «мир сущностей» (внутренние процессы и связи) непознаваем и остается таинственной «вещью в себе». Г. Гегель обосновывал тезис о том, что истина представляет собой динамичный процесс и иллюстрировал его на большом научном и историческом материале.
Классический марксизм XIX в. последовательно утверждал принцип гносеологического оптимизма, что означает убежденность в безусловной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятельности человека, глубоко социальной по своей сути. Познание тесно увязывается с практикой. Полагается, что окружающий человека мир не только можно познать, но и практически преобразовать.
В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность познания мира человеком. Это течение называется агностицизмом. Его представители не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека. Например, сводят познание мира лишь к отражению внешних явлений. Первой исторической формой агностицизма был античный скептицизм. В Новое время известными агностиками были Д. Юм, Д. Беркли, а позже и И. Кант. Элементы агностицизма имеют место в таких течениях современной философии, как позитивизм, экзистенциализм.
Так что же представляет собой познание? В чем его сущность?
Прежде всего, познание – это особый вид отражательной деятельности человека. Во все времена в истории философии под ним понималось целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя в нем с целью получения достоверного знания. Кратко говоря, познание – это творческий поиск знания.
Познание является духовной стороной практической деятельности человека. Оно протекает в рамках системы «человек – средства труда – природа» по мере того, как человек с помощью этих орудий вскрывает «скорлупу» мира, под которой таится сущность вещей, например, – природа магнетизма, сущность жизни и т.д. Он вскрывает и постигает тайны мира.
Познание есть высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно, путем постановки и решения познавательных проблем и задач. Информация с помощью абстрагирующей деятельности мозга обретает знаковую форму (2+2=4), что удобно для обработки, сохранения и последующего ее использования.
Познание – это социальный процесс целенаправленной и творческой деятельности человека, в ходе которой возникают идеальные образы внешнего мира и формируется знание как цель познания. Кратко говоря, познание это не только поиск, но и дальнейшее движение знания.
Познание как процесс представляет собой субъект-объектное отношение. Это означает наличие и взаимодействие в нем других сторон – субъекта и объекта. Субъект познания (индивид, социальная группа, общество в целом) осуществляет познавательную деятельность, ставит те или иные задачи и решает их. На объект познания (отдельная вещь, часть материального мира или же весь мир в целом) направлена познавательная активность субъекта. В ходе познания объект распредмечивается (постигается чувствами и умом) и обретает иную форму существования – форму идеального (идеи, образы и др.).
Познание возможно лишь при опоре на так называемый интеллектуальный фонд. Под ним подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и понятийный аппарат, имеющиеся научные факты и другое. Это очень важно – опираться на уже достигнутое в познании, чтобы всякий раз не начинать его на пустом месте, с «нуля». И. Ньютон замечал в связи с этим, что он видел в науке дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов.
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка как инструмента общения. Он является коллективным достоянием всего общества, важнейшим элементом культуры человечества. Для науки же язык есть прежде всего накопитель и хранитель информации, гигантская кладовая знаний и сведений о мире.
Познание всегда есть творчество, т.е. постоянное создание чего-то нового, ранее неизвестного. Главным критерием (показателем) творчества является новизна и общественная ценность полученных результатов. Творчество есть, по выражению К. Маркса, «дьявольски серьезное дело». Оно требует больших умственных и физических усилий (недаром ведь говорят о «муках творчества»), а нередко и гражданского мужества и даже самопожертвования. Большую роль в творчестве играет интуиция как тип мышления со своеобразной природой. Интуиция – это как бы внезапное озарение некоего «сверхсознания», творческое воспламенение, когда истина открывается субъекту сразу, без сложной цепи логических процедур и доказательств. Она всегда является результатом большой предварительной работы ума и души человека. В этом смысле интуитивное познание доступно лишь натурам одаренным, трудолюбивым и целеустремленным.
Движение познавательного процесса
Итак, познание человека представляет собой развивающийся, т.е. динамичный процесс. Это обусловлено прежде всего появлением у общества все новых и новых потребностей и, соответственно, развитием и совершенствованием практики. Именно поэтому познание и следует рассматривать, по мысли В.И. Ленина, «в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их». Какова же внутренняя логика (последовательность) познавательного процесса?
Познание есть переход от улавливания («схватывания») внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к постижению внутренних, относительно устойчивых связей. В итоге это дает знание сущности («тайны») вещи. От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления к сущности, такова в основном логика движения процесса познания. Неудивительно, что Г. Гегель образно сравнивал познание с лестницей, которая убегает в глубину, где спрятана истина. От описания к раскрытию и объяснению причин – таков ход познания.
Первая ступень (уровень) познания представляет собой чувствительное (эмпирическое) познание, или «живое созерцание», по определению В.И. Ленина. Оно проявляется прежде всего в форме ощущения, в котором отражаются отдельные признаки и свойства предметов, например, температура воды, цвета радуги. С помощью восприятия формируется целостный образ явления или предмета (образ воды в реке, радуги в небе и т.д.). Представление помогает человеку сохранить в своей памяти образ предмета или явления, которые он когда-то наблюдал в своей жизни.
Эмпирическое познание всегда субъективно по форме и индивидуально по своему характеру. Это неизбежно порождает многообразие суждений и оценок относительно одного и того же явления, например, выявление потребительских свойств вещи. Однако оно в основном все же обеспечивает связь человека с внешним миром и правильную ориентацию в нем. Дело и в том, что каждый предмет имеет свои объективные (независимые от человека) свойства и параметры, знание которых и дает человеку возможность верно ориентироваться в окружающем мире. Но все же эмпирическое познание ограничено в своих возможностях, поскольку фиксирует лишь внешнюю сторону предметов мира. Оно имеет пределы и в связи с ограниченными возможностями самих органов чувств – зрения, слуха и др. На протекание «живого созерцания» влияет психологическое состояние человека (страх, гнев и иные негативные эмоции), которое может уводить в сторону от истины. Неудивительно, что на ступени эмпирического познания имеет место отражение «обманчивой видимости вещей», «мира явлений», что еще не дает полной картины того, что есть на самом деле.
Вторая ступень (уровень) познания – рациональное, или теоретическое познание («абстрактное») мышление. Оно проявляется прежде всего в форме понятия, которое отражает в мышлении общие признаки и свойства предметов. Например, понятие «человек» фиксирует то общее, что присуще всем представителям этого биологического вида. Понятия, как обыденные так и научные, составляют скелет мыслительного процесса. Суждение – это логическая связь понятий, посредством которой отражаются зависимости между вещами. Вот пример простейшего суждения: «Человек есть разумное существо». Умозаключение представляет собой связь между двумя или несколькими суждениями. Вот пример простого умозаключения: «Человек есть разумное существо. Следовательно, он может познавать окружающий мир».
Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее (скрытое) в вещах – их структуру, сущность, законы и другое. Это касается также и познания социальных явлений. Они настолько сложны, что их невозможно увидеть даже в микроскоп, например, духовные отношения. Названные нами выше особенности рационального познания резко расширяют возможности человека. В итоге к деятельности человеческого глаза как весьма совершенного органа чувств добавляется еще и деятельность абстрактного мышления. Это позволяет человеку обобщать великое множество фактов и событий, познавать даже те вещи, с которыми он непосредственно не соприкасается. Рациональное познание – это исследование «мира сущностей», и поэтому оно составляет важнейший компонент любой науки.
Выделение нами в процессе познания двух ступеней (эмпирической и рациональной) вовсе не означает, что они существуют сами по себе в некоем «чистом» виде и обособленно друг от друга. Нет, «живое созерцание» всегда предполагает мыслительную деятельность человека, размышление о наблюдаемом предмете. С другой стороны, абстрактное мышление не будет иметь никакой ценности, если не станет опираться на эмпирические сведения о внешнем мире.
Наличие в познавательном процессе двух относительно самостоятельных ступеней (компонент) обусловило существование и борьбу в истории философской мысли двух противоположных течений – сенсуализма и рационализма, их острую полемику.
Сенсуализм (Д. Локк, К. Гельвеций, Л. Фейрбах и др.) всегда подчеркивал особую роль чувств в познании. Его исходный тезис звучал так: «Все, что есть в знании получено из чувств». Сенсуализм преимущественно есть философский материализм, поскольку он руководствуется идеей первичности материи как объекта познания человека. Однако имел место и идеалистический сенсуализм. Его исходный тезис звучит еще более радикально: «Нет ничего, кроме ощущений». Такая точка зрения («мир есть мое «я»») называется солипсизмом.
Напротив, рационализм (Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель и др.) всегда настаивал на особой роли разума как якобы единственного и достоверного источника человеческих знаний. Его исходный тезис звучал так: «Все, что есть в знании, получено посредством разума». Рационализм означает безграничную веру в человеческий разум, в знания как основной двигатель общественного прогресса.
Сенсуализм и рационализм представляют собой два крайних подхода к объяснению источников и природы знания, внутренней логики познавательного процесса. Крайних же позиций желательно избегать, что и было предпринято, в частности, И. Кантом в его учении о трех ступенях (формах) познания. Он выделил чувственное, рассудочное и разумное познание, разграничив их предмет и функции. Немецкий философ не противопоставлял между собой эти ступени, показывая их необходимость и значение каждой в отдельности. Его учение явилось большим вкладом в исследование «анатомии» познавательного процесса, форм его проявлений и границ.
Процессу познания присущи и определенные противоречия. Они символизируют собой извилистость, проблемный и даже конфликтный характер познания. Назовем некоторые из имеющих место противоречий.
Противоречие между субъектом и объектом (т.е. между человеком и внешним миром) является вечным и совершенно естественным. Оно представляет собой несоответствие между потребностью человека в практическом преобразовании мира и недостатком (или же отсутствием вообще) знаний о нем. Собственно говоря, с этого несоответствия всегда и начинается процесс познания. Известно, например, что К. Маркс взялся за написание «Капитала» в силу горячего желания устроить мир «по-человечески» и недовольства недостатком теоретических знаний об экономическом устройстве современного ему буржуазного общества.
Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленно-понятийным отражением внешнего мира. Известно ведь, что восход Солнца можно объяснить с помощью органов чувств, полагая, что движется лишь Солнце вокруг неподвижной Земли. Но это явление можно объяснить и с помощью научных размышлений, доказывая подвижность обоих небесных тел. Это противоречие разрешается путем экспериментальной проверки наших предположений с помощью системы логических доказательств и суждений.
Противоречие между сложившейся теорией и появившимися новыми научными фактами и экспериментальными данными также естественно для познания. В таком случае требуется или уточнить теорию с помощью этих фактов или же, наоборот, признать ее устаревшей и исчерпавшей себя и свои возможности.
В ходе познания возникают противоречия между течениями в науке, школами и отдельными теориями. Такое противоречие имеет место и в философии, например, – между «линией Демокрита» и «линией Платона» – Обычным является несоответствие между стремлением человека познать внешний мир полнее и точнее и наличием субъективных и объективных пределов для этого (рамка способностей человека, недостаточный уровень развития науки и техники и др.). Противоречия вполне естественны для человеческого познания как живого и развивающегося процесса. Их общей основой является практика, общественная жизнь. Противоречия и разрешаются в ходе практики путем поиска новых методов и фактов, совершенствования интеллектуальных способностей субъекта познания.
Заключение
Познание – это отражение сознанием человека действительности в чувственных и логических формах. У познания две цели: а) прямая, непосредственная – получение знания, достижение истины, б) косвенная, опосредованная – использование полученных знаний в практической деятельности. Понятно, что вторая цель (практическая) базируется на первой (теоретической).
Можно выделить три этапа познания.
1. Чувственное познание, где главную роль играют органы чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Они непосредственно связывают человека с предметным миром, они дают чувственный материал для нашего логического мышления. Основными формами, результатами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. Ощущение – это чувственное отражение отдельных свойств предметов (ощущение цвета, звука, температуры, веса и т.д.). Восприятие – это чувственный образ предмета в целом, совокупность, комплекс, единство ощущений (образ человека, образ дерева и пр.). Представление – это образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью (зимнее представление о лете, представление отсутствующего человека и т.п.).
Образное мышление и оперирует представлениями, создавая все более сложные их формы (комбинированные, ассоциативные представления);
2. При логическом познании доминирует абстрактное мышление человека во всеоружии его операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и т.д. Основными формами логического познания являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это отражение существенных общих свойств предметов в словесной форме (атом, человек, дерево, пространство, техника). Суждение – это связь понятий, дающая новое знание (например: «Техника – это искусственные материальные средства человеческой деятельности» или «Сознание – это свойство мозга»). Умозаключения – это связь суждений, дающая новое знание (например: «Все люди обладают сознанием. Я – человек. Следовательно, я обладаю сознанием»),
3. Практический этап познания, когда полученные знания применяются на практике и проверяются, уточняются, корректируются в ходе практической деятельности человека. Практика как материальная деятельность имеет важное значение для познания:
• она является основой и источником познания,
• она является конечной целью познания,
• она определяет потребность познания,
• она является критерием оценки результатов познания, проверки их на истинность и ложность.
Итак, познание – это неотъемлемое свойство человеческой натуры, вечный поиск истины. Он вмещает в себя муки творчества, радость от удач и досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на путь познания следует знать, говоря словами Д. Бруно, что тысячи дорог ведут к заблуждению, но лишь одна – к Истине.
Список литературы
Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие – М.: Знание, 1998.
Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Зеленев Л.А., Владимиров А.А. Основы философии: Учеб. пособие для пед. училищ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Лекторский В.А. Теория познания // Вопросы философии. – 1999. – №8. – с. 72–73.
Суркова Л.В. От теории познания – к философии познания // Вестник МГУ. Философия. – 2001. – №2. – с. 3–4.