Рефетека.ру / Физика

Курсовая работа: Разработка схемы судовой электростанции

Оглавление


1. Расчет мощности электростанции. Выбор источников электроэнергии и трансформаторов

1.1 Выбор трансформаторов

1.2 Расчёт мощности электростанции

1.3 Выбор источников электроэнергии судовой электростанции

1.4 Расчет мощности и выбор аварийного генератора

2. Разработка схемы судовой электростанции и выбор электрооборудования

2.1 Разработка схемы судовой электростанции

2.2 Выбор шин ГРЩ

2.3 Выбор кабеля

2.4 Выбор коммутационных аппаратов

2.5 Выбор электроизмерительных приборов

2.6 Выбор измерительных трансформаторов

3. Проверка оборудования электроэнергетической установки на работоспособность в условиях короткого замыкания

3.1 Расчет токов короткого замыкания

3.1.1 Расчёт токов К.З. для точки К1 на фидере генератора

3.1.2 Расчёт токов К.З. для точки К2 на шинах ГРЩ

3.1.3 Расчёт токов К.З. для точки К3 на фидере РЩ6

3.2 Проверка коммутационно - защитной аппаратуры

3.3 Проверка шин ГРЩ

3.4 Проверка измерительных трансформаторов тока

4. Определение изменения напряжения при пуске двигателя

4.1 Графический метод расчета

4.2 Аналитический метод расчета

5. Выбор средств автоматизации электростанции

6. Конструктивная разработка ГРЩ электростанции

Список литературы

1. Расчет мощности электростанции. Выбор источников электроэнергии и трансформаторов


1.1 Выбор трансформаторов


По данным таблицы нагрузок 1.2 для приёмников 220В выбираем трансформатор.

Условие выбора: Разработка схемы судовой электростанции где

Разработка схемы судовой электростанции - число трансформаторов;

Разработка схемы судовой электростанции - номинальная мощность трансформатора;

Разработка схемы судовой электростанции-коэффициент одновременности;


Разработка схемы судовой электростанции кВт; Разработка схемы судовой электростанции кВАр; Разработка схемы судовой электростанциикВА


Для АРЩ:


Разработка схемы судовой электростанции кВт; Разработка схемы судовой электростанции кВАр; Разработка схемы судовой электростанции кВА


Выбираем четыре трансформатора ТС3М и их технические данные сведём в таблицу 1.1


Технические данные трансформаторов Таблица 1.1

Мощность, кВА Количество Напряжение Потери К. З., кВт Напряжение К. З.,% КПД,%


первичное вторичное


250 2 380 230 4100 5,1 98
63 2 380 230 1475 4,75 97,5

Один трансформатор постоянно находятся в работе. Второй, в соответствии с правилами Регистра обеспечивает питание приемников взамен отказавшего. Трансформаторы подключаются к различным секциям ГРЩ.


1.2 Расчёт мощности электростанции


В соответствии с требованиями Регистра произведем расчет нагрузки СЭС в ходовом режиме. Воспользуемся табличным методом расчета.

При заполнении таблицы нагрузок в графы 2-4 вносят данные задания, в графы 5-8 - параметры двигателей, выбранных по условию Разработка схемы судовой электростанции, где Разработка схемы судовой электростанции - мощность в графе 4.

Рассмотрим заполнение таблицы нагрузок:

Графа9. Коэффициент загрузки выбирается с учетом рекомендаций табл.2.3

[2, стр.8]. Максимальное значение его не должно превышать отношение Разработка схемы судовой электростанции

Графа10. Коэффициент полезного действия принимают равным номинальному, если Кз>0,6. Если Кз<0,4 то КПД определяют по выражению:


Разработка схемы судовой электростанции,


где Разработка схемы судовой электростанции

Графа11. Коэффициент мощности приемника определяют в зависимости от загрузки ЭД Кз ([4], рис.3.2)

Графа12. Коэффициент одновременности Ко работы приемников выбираем с учетом наличия резервных механизмов и условий плавания судна.

Графа13. Потребляемая активная мощность в ходовом режиме

Разработка схемы судовой электростанции


Графа14. Потребляемая реактивная мощность в ходовом режиме


Разработка схемы судовой электростанции


Результаты расчета сводим в таблицу 1.2

Для расчёта нагрузки СЭС других режимов работы воспользуемся пересчетными коэффициентами.

Маневренный: К=1,1

Аварийный: К=0,86

Стоянка без погрузки: К=0,58

Стоянка с погрузкой: К=1,05

Результаты пересчёта сводим в таблицу 1.3


Мощность СЭС в различных режимах Таблица 1.3

Мощность Ходовой Маневренный Аварийный Стоянка без погрузки Стоянка с погрузкой
Р, кВт 803,2 884,2 691,44 466,32 844,2
S, кВА 872,39 959,62 750,25 505,98 916,01

1.3 Выбор источников электроэнергии судовой электростанции


При выборе комплектации СЭС учитываем тип энергетической установки, требования Правил Регистра. Рассчитываемое судно имеет турбинную энергоустановку. По данным таблицы 1.2 и 1.3 выбираем 3 турбогенератора [2, табл 2.6], а их технические данные сводим в таблицу 1.4

В соответствии с Регистром в составе СЭС должен быть резервный генераторный агрегат, мощность которого позволяла бы заменить любой из агрегатов СЭС при его отказе.

В качестве резервного ГА на нашем судне будет использоваться ДГ (см. табл.1.4).


Технические данные Т-Г и Д-Г Таблица 1.4

Тип Pд, кВт Pг, кВт Напряжение, В n, об/мин G, г/кВт*ч T, тыс. ч Количество генераторов
ГМС-14-41-12 588 500 400 500 218 60 1
ТГУ-500 - 500 400 - - - 3

Коэффициент загрузки генераторов определяется по формуле:


Разработка схемы судовой электростанции,


где Разработка схемы судовой электростанции - потребляемая приемниками мощность в данном режиме; Разработка схемы судовой электростанции - суммарная мощность работающих в данном режиме генераторов.

Расчёты сведём в таблицу 1.5


Загрузка генераторов в различных режимах Таблица 1.5
Мощность Ходовой Манёвренный Аварийный Стоянка без погрузки Стоянка с погрузкой
Рген. 1000 1000 1000 500 1000
Рнагр. 803,2 884,4 691,44 466,32 844,2
Nген. 2 2 2 1 2
Кз 0,8 0,88 0,69 0,93 0,84

Примечание: таким образом мы видим, что генераторы во всех режимах работают с оптимальным коэффициентом загрузки (аварийный режим является кратковременным)

1.4 Расчет мощности и выбор аварийного генератора


Аварийный генератор должен обеспечивать питание приемников, обеспечивающих безопасность людей и судна. На основании этого составляем таблицу 1.6


Таблица 1.6. Нагрузки АДГ.

№ п/п Наименование приёмников Кол-во приём ников Аварийный режим



Мощность механизма, кВт Мощность электро двигателя кВт Коэф. загрузки электро двигателя КПД приём ника с учётом загрузки Коэф. одновре мённости Общая потребляемая мощность








Pi, кВт
1 Рулевое устройство 1 40 45 0,8 92 1 39
2 Насосы пожарные 1 42 45 1 87,5 1 51,4
3 Насосы баластно-осушительные 2 18 19 0,8 91 0,6 10
4 Аварийное освещение 14 1 14
5 Прожекторы 3 0,5
0,5 0,75
6 Радиооборудование 10 0,8 8
7 Электронавигационные приборы 10 0,8 8
8 Сигнально-отличительные огни
1



1
9 Системы управления СЭС и ГЭД
3



3

Суммарная мощность приёмников электрической энергии

получающих питание в аварийном режиме

135,15

По данным таблицы 1.6 выбираем АДГ мощностью 200 кВт.

2. Разработка схемы судовой электростанции и выбор электрооборудования


2.1 Разработка схемы судовой электростанции


При разработке СЭС учитываем число и тип генераторных агрегатов, трансформаторов, предусматриваем возможность параллельной и раздельной работы генераторов, питание ответственных приемников от основных и аварийных генераторов, питание от береговой сети при стоянке в порту.

При проектировании схемы предусматриваем параллельную работу генераторов на одну систему сборных шин, секционированных с помощью автоматических выключателей. Деление ГРЩ на секции позволяет поочередно проводить обслуживание секций при снятом напряжении. На фидеры, отходящие от ГРЩ, ставим автоматические выключатели.

При распределении приемников по схемам ГРЩ руководствуемся требованиями Регистра. Такие приемники, как рулевой электропривод, шпиль, брашпиль, пожарные насосы, балластно-осушительные насосы, компрессоры, радиооборудование, навигационное оборудование и др. получают питание по отдельным фидерам. Обеспечено подключение основных и резервных приемников одного назначения к разным секциям. Один из фидеров рулевого электропривода получает питание от аварийного распределительного щита.

Неответственные потребители, допускающие отключение при перегрузке генератора, группируем. Для уменьшения нагрева ГРЩ наиболее мощные источники подключаем ближе к источникам. На схеме показываем связь ГРЩ со ЩПБ, щитом аварийного генератора и подстанцией 220 В. При разработке схемы ГРЩ предварительно определяем число панелей ГРЩ.

На рисунке 2.1 приведена функциональная однолинейная схема СЭЭС.

С секции шин ГРЩ Ш1 получают питание следующие приемники 380 В:

1. Рулевое устройство

2. Насосы охлаждающей воды

3. Насосы масляные

4. Насосы циркуляционные

5. РЩ6-Компрессоров (главный и подкачивающий)

6. РЩ4-Насосов МО

7. РЩ8-Кондиционирования воздуха

8. РЩ2-Вентиляторов МО

9. РЩ9-Вентиляторов трюмов

10. РЩ5-Рефрижераторный

С секции шин ГРЩ Ш2 получают питание следующие приемники 380 В:

1. Подруливающее устройство

2. Брашпиль

3. Шпиль

4. Краны грузовые

5. Пожарный насос

6. Компрессор - главный

С секции шин ГРЩ Ш3 получают питание следующие приемники 380 В:

1. Лифт камбузный

2. Лифт грузовой

3. Лифт пассажирский

4. РЩ7-Камбузного оборудования

5. РЩ1-Котельного оборудования

6. РЩ3-Топливных насосов

С секции шин ГРЩ Ш4 получают питание следующие приемники 220 В:

1. Мастерская

2. РЩ12-освещения МО

3. РЩ13-освещения главной палубы

4. РЩ14-освещения шлюпочной палубы

С секции шин АРЩ Ш5 получают питание следующие приемники 380 В:

Пожарный насос

Балластно-осушительные насосы

Шлюпочные лебёдки

Рулевое устройство

С секций шин АРЩ Ш6 получают питание следующие приемники 220 В: РЩ10-радиооборудования, РЩ11-электронавигационного оборудования,

Аварийное освещение, РЩ16-сигнальноотличительных огней, Автоматическая сигнализация обнаружения пожара, РЩ15-освещения рулевой рубки и прожекторы.


2.2 Выбор шин ГРЩ


Т. к. распределение фидеров по длине шин ГРЩ производилось таким образом, что нагрузки слева и справа от турбогенераторов примерно равны, то ток, по которому будет производиться выбор шин ГРЩ (с учетом 20% неравномерности распределения нагрузки), можно определить по формуле: Разработка схемы судовой электростанции, где Разработка схемы судовой электростанции - сумма номинальных токов всех генераторов, кроме резервного, А.


Разработка схемы судовой электростанции Разработка схемы судовой электростанции А

Разработка схемы судовой электростанции А


Выбираем шины ГРЩ [2, табл.3.1] из условия I < I доп, при этом желательно выполнение условия h>4b

h=80 мм - высота шины;

b=8 мм -ширина шины;

L=1000 мм - расстояние между опорами;

Произведем проверку шин на возможность динамического резонанса. Для этого определим частоту собственных колебаний:


Разработка схемы судовой электростанции Гц.


Полученное частота не лежит в пределах от 40 до 60 и от 90 до 110 Гц, следовательно, механического резонанса не будет.


2.3 Выбор кабеля


Выбор кабеля включает в себя выбор марки, сечение кабеля, проверку выбранного кабеля на потерю напряжения. Сечение кабеля выбирается по расчетному току. Условие выбора: Разработка схемы судовой электростанции Кабель генератора и трансформатора выбирают по номинальному току:


Разработка схемы судовой электростанции.


Рабочие токи кабелей, соединяющих отдельные потребители с ГРЩ:


Разработка схемы судовой электростанции.


Рабочий ток фидера, питающего несколько приемников, определяется с учетом одновременности их работы по формуле:

Разработка схемы судовой электростанции


Выбор кабелей оформлен в виде таблицы 2.1 Коэффициенты К1 и К2 учитывают температуру окружающей среды и условия прокладки кабеля.

Для генератора, трансформатора и механизмов МО Т0=50 0С К1=0,87

Для камбузных моторов и плит Т0=45 0С К1=1

Для остальных приемников Т0=40 0С К1=1,06

Коэффициент К2 выбираем 0,85-для двухжильных кабелей 0,7-для трех - и четырехжильных кабелей.

Проверку линии на потерю напряжения производим путем сравнения потери напряжения в ней с допускаемой Регистром величиной: Разработка схемы судовой электростанции.

Потеря напряжения в линии генератор - шины не должна превышать 1%.

Потерю напряжения в линии без учета падения напряжения в разделке и наконечниках определяем по формуле:


Разработка схемы судовой электростанции,


где Разработка схемы судовой электростанции - длина кабеля (указывается в задании), м;

Разработка схемы судовой электростанции - число параллельных кабелей в линии;

Разработка схемы судовой электростанции, Разработка схемы судовой электростанции - активное и индуктивное сопротивление линии на единицу длины [2, табл.3.7], Ом/м.


Разработка схемы судовой электростанции


Полученное значение меньше допускаемого Регистром.

Выбор кабеля Таблица 2.3

Наименование фидера Номинальные данные Данные рабочего режима Поправрчные коэффициенты Расчетный ток, А Кабель

Мощность, кВТ Режим работы cos۴ К3 Iраб, А К1 К2
Марка Сечение n*S, мм Iдоп, А
Генератор №1 500 длит 0,85 1 849,04 0,87 0,7 975,9 КНР 6 (3*120) 189
Рулевое устройство 45 длит 0,9 0,6 49,276 1 0,85 49,28 КНРП 3*10 53,5
Трансф 1 стор 250 длит 0,87 1 414,76 0,87 0,85 476,7 КНР 4 (3*120) 133
Трансф 2 стор 250 длит 0,87 1 414,76 0,87 0,7 822,2 КНР 6 (3*95) 161
Брашпиль 55 крат 0,79 0,7 79,617 1 0,85 79,62 КНРП 3*25 85
Шпиль 55 крат 0,9 0,7 69,886 1 0,85 69,89 КНРП 3*16 71,4
Кран грузовой 55 крат 0,89 0,6 60,575 1 0,85 60,58 КНРП 3*16 64,6
Пож. Насос 45 крат 0,9 0,3 25,044 1,1 0,85 22,77 КНР 3*4 27,2
Лифт грузовой 5,5 крат 0,85 0,5 5,783 0,9 0,85 6,426 КНРП 3*1,5 10,2
Насос циркуляц. 30 длит 0,89 0,8 45,023 0,9 0,85 50,03 КНР 3*10 53,5
Насос маслян. 11 длит 0,87 0,8 17,464 0,9 0,85 19,4 КНР 3*2,5 22,1
Насос охл. Воды 55 длит 0,9 0,8 83,46 0,9 0,85 92,73 КНР 3*35 102
РЩ1 котельн. Оборудования 67 крат 0,87 0,8 104,01 0,89 0,85 116,9 КНР 3*50 140,25
РЩ2 вентил. МО 34,5 длит 0,87 0,9 60,25 1 0,85 60,25 КНР 3*16 64,6
РЩ3 Топл. Насосов 16,5 крат 0,88 0,5 15,826 0,87 0,85 18, 19 КНР 3*2,5 20,4
РЩ4 Насосов МО 76 крат 0,89 0,7 100,91 0,89 0,85 113,4 КНР 3*70 114,8
РЩ5 рефрижерат 8,5 длит 0,9 0,6 9,5662 1 0,85 9,566 КНР 3*1,5 10,2
РЩ7 Камбузн. Обор. 21,7 длит 1 0,8 29,306 0,89 0,85 32,93 КНР 3*10 34

2.4 Выбор коммутационных аппаратов


При выборе коммутационных аппаратов номинальный ток выключателя Iнв определяется номинальным током расцепителя Iнр, который выбирают по рабочему току Iраб приемника из условия: Разработка схемы судовой электростанцииРазработка схемы судовой электростанции.

Выключатели генераторов и трансформаторов выбирают по номинальному току (Серия АМ). Для сети освещения предпочтительно использовать пакетные выключатели с предохранителями. Iраб для генераторов и трансформаторов принимаем равным номинальному. Для Рулевого привода - защита от к. з. по току, превышающему номинальный на 25%. Для остальных приемников Iсраб перегруз=Iнрасц, Iсраб к. з. = (5-10) Iнрасц.

Установки по времени срабатывания выбираем для построения избирательности зашиты.

Выбор коммутационных аппаратов [1, стр 30-34] оформим в виде таблицы 2.2


Выбор коммутационных аппаратов. Таблица 2.2

Наименование фидера Тип аппарата Номинальные данные



I, A Iнр, А Iу, кА I2*t, кA2*c
1 Генератор АМ15 1500 1250 110 3000
2 Рулевое устройство А3724СР 80 50 15
3 Брашпиль А3713БР 80 80 75
4 Шпиль А3713БР 80 80 75
5 Пожарный насос А3724СР 80 50 15
6 Кран грузовой А3713БР 80 63 30
7 Трансформатор А3743СР 630 500 60
8 Прожектор ПВМ3-25 16 - -
9 РЩ6 компрессор ГСУ А3713БР 160 100 75

Проверку на динамическую и термическую стойкость производим после расчета токов КЗ.

2.5 Выбор электроизмерительных приборов


По требованию Регистра для каждого генератора переменного тока должны устанавливаться на ГРЩ и АРЩ следующие приборы:

а) амперметр с переключателем для измерения тока в каждой фазе Iном+30%;

б) вольтметр с переключателем для измерения фазных или линейных напряжений Uном+20%;

в) частотомер (допускается применение сдвоенного частотомера для параллельно работающих генераторов fном±10%);

г) ваттметр Рном+30% -15%

В цепях ответственных потребителей с током от 20 А и более - рулевое устройство, брашпиль, шпиль, пожарный насос, трансформатор - ставят отдельные амперметры. Эти амперметры допускается устанавливать на ГРЩ или у постов управления.

Для синхронизации генераторов на панели управления ГРЩ размещают синхроноскоп вместе с вольтметром, частотомером с переключателями. Выбор электроизмерительных приборов [2, стр 34-36] оформим в виде таблицы 2.3


Для панели управления

Прибор Класс точности Предел измерения Род тока Рпотр, Вт Тип
Амперметр 1,5 1,5 кА Перем. 3,5 Д 1500
Вольтметр 1,5 500 В Перем. 4,5 Д 1500
Частотомер 1,5 45-50 Гц Перем. 9 Д 1506
Синхроноскоп - - Перем. 8,1 Э 1505
Мегометр 1,5 0-5 МоМ Перем. 1,1 М 1503

Для генераторной панели

Прибор Класс точности Предел измерения Род тока Рпотр, Вт Тип
Амперметр 1,5 1,5 кА Перем. 3,5 Д 1500
Вольтметр 1,5 500 В Перем. 4,5 Д 1500
Частотомер 1,5 45-50 Гц Перем. 9 Д 1506
Ваттметр 2,5 600 кВт Перем. 7 Д 1503

Для панели питания с берега

Прибор Класс точности Предел измерения Род тока Рпотр, Вт Тип
Амперметр 1,5 1 кА Перем. 3,5 Д 1500
Вольтметр 1,5 450 В Перем. 4,5 Д 1500
Частотомер 1,5 45-50 Гц Перем. 9 Д 1506
Фазоуказатель 1,5 - Перем. 2 Д-145

Для панели потребителей

Приемник Iраб, А Тип амперметра Класс точности Предел измер. Рпотр, Вт
Пож. Насос 22,77 Д1500 2,5 75 3,5
РЩ камбузного обор. 32,93 Д1500 2,5 75 3,5
Насос охл. Воды 82,73 Д1500 2,5 150 3,5
Насос циркуляц. 50 Д1500 2,5 100 3,5
Насос маслянный 19,4 Д1500 2,5 75 3,5

Схемы включения приборов.


2.6 Выбор измерительных трансформаторов


Трансформаторы тока выбираем по номинальному току и напряжению с последующей проверкой соответствия его нагрузки заданному классу точности. Условия выбора ИТТ: Разработка схемы судовой электростанции; Разработка схемы судовой электростанции; Разработка схемы судовой электростанции, где

Разработка схемы судовой электростанции-рабочий ток в цепи; Разработка схемы судовой электростанции - рабочее напряжение в цепи; Разработка схемы судовой электростанции - мощность нагрузки вторичной цепи.

Нагрузка трансформатора тока:


Разработка схемы судовой электростанции,


Где Разработка схемы судовой электростанции - сопротивление контактов;

Разработка схемы судовой электростанции - сопротивление проводов, где Разработка схемы судовой электростанции - удельное сопротивление меди; Т - температура окружающей среды, Т=45 оС;

Разработка схемы судовой электростанции - длина проводов в один конец, Разработка схемы судовой электростанции =5м; k=2 - коэффициент при установке трансформатора в каждую из трех фаз; S=2,5мм2 - сечение провода; Разработка схемы судовой электростанции; Разработка схемы судовой электростанции - мощность потребляемая токовой обмоткой прибора. Выбор трансформаторов тока [2, табл.3.22] сводим в таблицу 2.4


Выбор трансформаторов тока Таблица 2.4

Наименование Тип f, Гц Iн, А Класс точности Sн2, ВА Uн, В Iн, А кол-во
Амперметр генератора ТШС-0,66 ОМ3 50 1000 1 40 660 5 4
Амперметр ПБ ТШС-0,66 ОМ3 50 1000 1 40 660 5 1
Амперметр брашпиля ТКС-0,66 ОМ3 50 100 1 40 660 5 1
Амперметр рулев. устр. ТКС-0,66 ОМ3 50 100 1 40 660 5 1
Амперметр РЩ топл. насосов ТКС-0,66 ОМ3 50 20 1 40 660 5 1
Амперметр РЩ рефрижерат. ТКС-0,66 ОМ3 50 10 1 40 660 5 1

Выбор измерительных трансформаторов напряжения (ИТН)

ИТН выбираем для вольтметров: генераторных панелей, панели ПБ, сети 220В, мегомметра.

На судах применяются ИТН типа ОСС - 0,16, понижающие напряжение с 380 до 127 В, номинальная мощность 160 ВА. Класс точности 1. С первичной и вторичной стороны ИТН защищают предохранителями. ИТН проверяют по условию работы в заданном классе точности.

Выбираем 8 измерительных ТН ОСС-0,16 для 4-и генераторов.


Выбор ИТН Таблица 2.5

приемники Тип U1, В U2, В S1, ВА S2, ВА
генератор ОСС-0,16 380 127 0,16 0,16

3. Проверка оборудования электроэнергетической установки на работоспособность в условиях короткого замыкания


3.1 Расчет токов короткого замыкания


Расчетным видом КЗ при проверке оборудования является трехфазное металлическое короткое замыкание.

В качестве расчетного режима принимаем режим работы СЭС при котором работает наибольшее количество источников и приемников электроэнергии и возможны наибольшие токи КЗ.

Используя схему СЭС составляем однолинейную расчетную схему.

На основании расчетной схемы составляется схема замещения для каждой точки КЗ, получаемая путем замены элементов расчетной схемы их активными и индуктивными сопротивлениями.

Дальнейшие расчеты ведем в относительных единицах, поэтому введем базисные величины:


Базисное напряжение: Разработка схемы судовой электростанции;

Базисная мощность: Разработка схемы судовой электростанции;

Базисный ток: Разработка схемы судовой электростанции;

Базисное сопротивление элемента: Разработка схемы судовой электростанции.


Далее определяем сопротивление элементов схемы, используя справочные материалы, приведенные в таблицах. Пренебрегаем сопротивлением трансформаторов, шин и автоматических выключателей.

Асинхронную нагрузку СЭС показываем на схеме замещения в виде эквивалентного АД, подключенного к шинам ГРЩ. Мощность эквивалентного двигателя:

Разработка схемы судовой электростанции Разработка схемы судовой электростанции


Расчет сопротивлений цепи генератора.


Разработка схемы судовой электростанции


Сопротивление кабеля генератора:


Разработка схемы судовой электростанции


Сопротивление кабельных наконечников.


Разработка схемы судовой электростанцииРазработка схемы судовой электростанции


Токовая обмотка трансформатора фазового компаудирования:


Разработка схемы судовой электростанции


Электродвижущая сила ЭД Разработка схемы судовой электростанции

Разработка схемы судовой электростанции


3.1.1 Расчёт токов К.З. для точки К1 на фидере генератора

Сопротивление кабеля генератора:


Разработка схемы судовой электростанции


При 2-х параллельно работающих генераторах с одинаковым отношением XG/RG


Разработка схемы судовой электростанции

Разработка схемы судовой электростанции

Разработка схемы судовой электростанции

Разработка схемы судовой электростанции

Разработка схемы судовой электростанции

Разработка схемы судовой электростанции


Условные сопротивления:


Разработка схемы судовой электростанции


Действующие значения сверхпереходных токов:


Разработка схемы судовой электростанции


Ударный ток КЗ:

Разработка схемы судовой электростанции


3.1.2 Расчёт токов К.З. для точки К2 на шинах ГРЩ

При К.З. на шинах Разработка схемы судовой электростанции=0

Сопротивление кабеля генератора:


Разработка схемы судовой электростанции

При 3-х параллельно работающих генераторов с одинаковым отношением XG/RG


Разработка схемы судовой электростанции


Условные сопротивления:


Разработка схемы судовой электростанции

Разработка схемы судовой электростанции


Действующие значения сверхпереходных токов:


Разработка схемы судовой электростанции


Ударный ток КЗ:


Разработка схемы судовой электростанции


3.1.3 Расчёт токов К.З. для точки К3 на фидере РЩ6

Необходимо учесть сопротивление дуги: RД=Разработка схемы судовой электростанции Ом [2, табл.3.7]. Контактным сопротивлением перехода шина - кабельный наконечник пренебрегаем.


Разработка схемы судовой электростанции

Условные сопротивления:


Разработка схемы судовой электростанции


Действующие значения сверхпереходных токов:


Разработка схемы судовой электростанции


Ударный ток КЗ:


Разработка схемы судовой электростанции


3.2 Проверка коммутационно - защитной аппаратуры


Выключатели, выбранные по номинальным данным, проверяем на включающую способность по условию: Разработка схемы судовой электростанции, где Разработка схемы судовой электростанции - наибольшее мгновенное значение тока КЗ выключателя, выбираемое из справочника.

АВ генератора: iу доп=110 кА

iу=14,25 кА

Секционные выключатели: iу доп. =110 кА

iу=31,65 кА

АВ РЩ6 компрессор ГСУ: iу доп=75 кА

iу=1,29 кА

Все выбранные аппараты удовлетворяют условию проверки.


3.3 Проверка шин ГРЩ


Проверяем шины ГРЩ на динамическую стойкость по условию:


Разработка схемы судовой электростанции, где

Разработка схемы судовой электростанции - допустимое напряжение в материале медных шин;

Разработка схемы судовой электростанции - расчетное напряжение в материале шин;

Разработка схемы судовой электростанции - максимальный изгибающий момент;

Разработка схемы судовой электростанции - момент сопротивления сечения шины относительной оси;


h=80 мм - высота шины;

b=8 мм -ширина шины;

а=0,04 м;

Разработка схемы судовой электростанции=1 м - расстояние между опорами;

Коэффициент формы определяется из [3,рис.10.23]


Разработка схемы судовой электростанции; Тогда Разработка схемы судовой электростанции;

Разработка схемы судовой электростанции;

Разработка схемы судовой электростанции; Разработка схемы судовой электростанции; Разработка схемы судовой электростанции;


Расчетное максимальное напряжение меньше допустимого: Разработка схемы судовой электростанции.

3.4 Проверка измерительных трансформаторов тока


ИТТ проверяем на динамическую стойкость при прохождении тока КЗ по условию: Разработка схемы судовой электростанции, где Разработка схемы судовой электростанции для трансформаторов типа ТШС

Проведём проверку ИТТ амперметра генератора Разработка схемы судовой электростанции;


Разработка схемы судовой электростанции; Разработка схемы судовой электростанции Разработка схемы судовой электростанции - условие выполнено.


4. Определение изменения напряжения при пуске двигателя


Изменение напряжения в сети, возникающее при пуске мощного асинхронного двигателя, не должно приводить к уменьшению напряжения на клеммах приемников электроэнергии более, чем на 35%. Это требование выполняется если изменение U на шинах ГРЩ не превышает 20%. Для расчета первоначального провала напряжения будем применять графический метод расчета. Рассчитывая величину изменения напряжения, выбираем электропривод компрессора главной силовой установки, пуск которого вызовет наибольшее изменение напряжения.

КПД и номинальный коэффициент мощности АД: Разработка схемы судовой электростанции; Разработка схемы судовой электростанции;

Сопротивление двигателя при пуске в о. е.:


Разработка схемы судовой электростанции; Разработка схемы судовой электростанции;


где Разработка схемы судовой электростанции - кратность пускового тока, Разработка схемы судовой электростанции;

Разработка схемы судовой электростанции - коэффициент мощности АД при пуске;

Разработка схемы судовой электростанции - полная мощность генератора;

Разработка схемы судовой электростанции - мощность электродвигателя;

Разработка схемы судовой электростанции

L=105 м - длина кабеля.

Разработка схемы судовой электростанции Ом; Разработка схемы судовой электростанции Ом;

Определяем сопротивление кабеля от ГРЩ до двигателя:


Разработка схемы судовой электростанции;

Разработка схемы судовой электростанции;

Определяем результирующие сопротивление и проводимость цепи в о. е.:


Разработка схемы судовой электростанции; Разработка схемы судовой электростанции;

Разработка схемы судовой электростанции;

Разработка схемы судовой электростанции;


4.1 Графический метод расчета


Полная проводимость цепи двигателя, о. е.


Разработка схемы судовой электростанции;


Разработка схемы судовой электростанции находим по графику 14 [2, стр.59] Разработка схемы судовой электростанции=9,5% Величина Разработка схемы судовой электростанциине превышает допустимую величину (20%).


4.2 Аналитический метод расчета


Разработка схемы судовой электростанции

Разработка схемы судовой электростанции

Разработка схемы судовой электростанции

Разработка схемы судовой электростанции


5. Выбор средств автоматизации электростанции


Средства автоматизации СЭС современных судов обеспечивают регулирование напряжения и частоты, синхронизацию, распределение активных и реактивных нагрузок между генераторами, разгрузку генераторов при перегрузке, защиту от обрыва фазы и понижения напряжения, защиту от токов КЗ и работы в двигательном режиме.

В соответствии с Правилами Регистра (Правила классификации и постройки морских судов Т.2 ч. ХI-505 стр):

1. Технические свойства судовой электростанции должны обеспечивать непрерывность питания электроэнергией согласно требованиям:

на судах, на которых нормальное снабжение электрической энергией обеспечивается двумя и более генераторами, работающими параллельно, следует применять средства, не допускающие при аварии перегрузки одного из генераторов, оставшихся для сохранения хода, управляемости и безопасности судна.

2. При восстановлении напряжения судовой сети после обесточивания включение ответственных механизмов, необходимых для управления судном, должно осуществляться автоматически по заданной программе, причем не должна возникать перегрузка сети.

3. В тех случаях, когда при снижении нагрузки электростанции предусматривается автоматическое отключение агрегатов, необходимо, чтобы оно не происходило также и при кратковременных колебаниях нагрузки.

4. Приводные механизмы генераторов с автоматическим пуском должны быть подготовлены к немедленному пуску.

5. Если предусматривается автоматический пуск находящихся в резерве ГА при перегрузке работающих, должно обеспечиваться следующее:

автоматическая синхронизация и подключение.

автоматическое распределение нагрузки.

предварительный выбор очередности пуска агрегатов и их подключение к сборным шинам ГРЩ.

6. Автоматизированные СЭС должны обеспечивать автоматическое или дистанционное включение электрических агрегатов с автоматической синхронизацией, принятием нагрузки и автоматическим распределением нагрузки.

Согласно 1 пункту произведем группировку менее ответственных потребителей по двум ступеням, подлежащим отключению при перегрузке генератора в случае их параллельной работы и отказе одного ГА. В ходовом режиме Рпотр. сетью=1324 кВт, Рген. =400 кВт;


Рс-Рген. = 492,08-400=92,08 кВт

1 ступень - 10% Рген=40 кВт,


2 ступень - 52,8 кВт.


1 ступень.

Плиты камбуза 26,8
Моторы камбуза 3,94
Мастерская 4,05
Насос опреснит. установки 3,98
Суммарная Р 38,8

2 ступень.

Система кондицион. Воздуха 55,22
Вентиляторы машинного отделения 25,71
Вентиляторы котельного отделения 8,42
Вентиляторы общесудовые 17,88
Суммарная Р 107,23

6. Конструктивная разработка ГРЩ электростанции


При конструктивной разработке ГРЩ исходными данными являются выбранная схема коммутации и оборудования ГРЩ с учётом распределения фидеров по секциям сборных шин ГРЩ.


Список литературы


Справочник судового электромеханика / Под ред. Г.И. Китаенко: В 3 т. - Л.: Судостроение, 1980. - Т.1. - 923 с.

Методические указания к курсовому проектированию для курсантов 4-го курса и студентов заочного обучения ЭМФ / Л.А. Лёмин, А.А. Пруссаков - Санкт-Петербург, 2004 - 72 с.

Баранов А.П. Судовые автоматизированные электроэнергетические системы: Учеб. для вузов. - М.: Транспорт, 1988. - 328 с.

Рефетека ру refoteka@gmail.com