Родился 1 октября 1886 г. в Саратове.
Отец Петр Иванович, управляющий канцелярией саратовского губернатора. Мать Елизавета Андреевна (рожденная Иванова), учительница музыки.
Учился в 1-й воронежской гимназии, причем последнее время на казенный кошт, ибо отец слабого, застенчивого юноши рано умер.
Окончил Ф. гимназию (1904) с золотой медалью и богатым запасом прочитанных тогда книг: Белинского, Добролюбова, Михайловского Горького, Чехова, Андреева и др. Это, разумеется, способствовало знакомству Ф. с социал-демократией, что определенно сказалось на перипетиях дальнейшего жизненного пути.
В Петербурге, скоропалительно предпочтя естественно-научное направление религиозно-нравственному, Ф. поступил на механическое отделение Технологического института. Марксистское самообразование и пропаганда среди рабочих захватили его. Однако, революция 1905 г. не просто лишила Ф. возможности продолжать учение, но и заметно отрезвила, арест и ссылка (куда он не попал благодаря "умягчительной" политике П.Святополк-Мирского) завершились для него двухгодичной высылкой за границу.
В 19061908 гг. Ф. изучал историю и философию в университетах Берлина и Йены, фактически хорошо подготовив себя и к поступлению на историко-филологический факультет Петербургского университета (1908), и к плодотворной научной деятельности.
До 1914-1915 гг., когда Ф. выдержал магистерские экзамены и стал приват-доцентом по кафедре средневековой истории Петербургского университета, он еще раз подвергался политическим преследованиям и укрывался в Италии. Впрочем, Ф. уже как бы "примерил на себя" формулу, которую, еще в XIX веке мимоходом изрек мудрец: "Я невысокого мнения о человеке, который в 20 лет не был республиканцем, а в 40 остался таковым"
1917 г. стал порубежным и для Ф., он отошел от преподавания гуманитарных дисциплин и поступил на работу в исторический отдел Публичной библиотеки. Здесь он сблизился с А.Карташовым и А.Мейером, вовлекшими его в процесс христианского осмысления происходящего. И хотя полное воцерковление Ф. произошло в первой половине 20-х годов, но "библиотечные посиделки" решительно не оставили места в его мировоззрении никаким чужеродным влияниям.
При большевиках Ф. входил в религиозный кружок "Воскресение" и Братство "Христос и свобода". В 1918 г. он и его сотоварищи стали издавать журнал "Свободные голоса", в первом номере которого Ф. опубликовал свое знаменитое и во многом программное эссе "Лицо России", где он декларировал свое желание "облечь плотью великую душу России".
В 1919 г. Ф. женился на "участнице мейеровского кружка" Е.Н.Нечаевой, которая выхаживала его во время болезни тифом и всячески поддерживала в последующей тяжелой жизни в Саратове.
По возвращению в Петербург в 1923 г. Ф. застал "нэповский" расцвет культурной жизни, благодаря чему он стал работать переводчиком в частных издательства, писать и публиковать свои статьи по медиевистике (т.е. истории средних веков), уделять повышенное внимание церкви в ее небесном и земном воплощении.
В 1924 г., под редакцией профессора И.Гревса, учеником которого в университете был некогда Ф., вышла в свет его единственная на родине книга "Абеляр". Подход Ф. к осмыслению своего времени со стороны горького опыта религиозной личности все более осложнялся и входил в прямой конфликт с положением человека и гражданина в советской стране.
В сентябре 1925 г., под предлогом научных занятий в иностранных библиотеках, Ф. выехал по французской визе в Париж.
Хотя надеждам Ф. на удачное трудоустройство заграницей поначалу не суждено было сбыться, но зимой 1926 г. в журнале "Версты" появились две замечательные статьи: "Три столицы" и "Трагедия интеллигенции". Они открыли целую серию статей, рецензий, эссе и других работ Ф. в "Пути" Н.Бердяева, "Новой России" А.Керенского, в журналах: "Современные записки", "Вестник РСХД", "Православная мысль" и пр.
Подобная "всеядность" безусловно талантливого и оригинального христианского мыслителя, по праву ставшего ведущим преподавателем парижского Православного богословского института (с 1926 г. Ф. читал здесь лекции по истории Западной церкви, латинскому языку и агиологии), неизбежно выдвинула его в число активных деятелей экуменического движения. С 1931 по 1939 гг. Ф., совместно с Ф.Степуном и И.Фондаминским, издавал журнал "Новый Град", прокламировавший переустройство общество на христианских основах.
До начала Второй мировой войны Ф., постепенно облекая в духовные ризы заблудшую культуру, униженный национальный вопрос и даже многогрешную революцию, написал и издал много книг: "Святые древней Руси" (1931), "И есть и будет" (1932), "Стихи духовные" (1935), "Эсхатология и культура" (1938), "Русский человек" (1938), "Создание элиты" (1939)
В конце 30-х годов Ф. подвергся резкой критике в стенах Богословского института, где давно усматривали "непозволительно левый уклон" в его статьях. Н.Бердяев, в свою очередь, в статье "Есть ли в православии свобода мысли и совести" встал на защиту Ф., обвинив всех его критиков в политизированности
Поле оккупации Парижа и недолгих, но тяжких скитаний, Ф., с помощью Американского Еврейского рабочего комитета, получил возможность выехать в США. 12 сентября 1941 г., отмучившись почти 8 месяцев в морской дороге, Ф. вступил на берег Нового света.
Через два года бесчисленных тревог и волнений на чужбине Ф. был приглашен на должность профессора истории в только что открывшейся Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Это надежно способствовало его устойчивому положению в обществе до конца жизни, как, впрочем, и новому, заключительному периоду творчества.
В крупнейшем периодическом органе эмиграции "Новом журнале" Ф. опубликовал, по мнению Ф.Степуна, свои самые лучшие и самые спорные статьи: "Новое отечество" и "Загадки России" (1943), "Россия и свобода" и "Запад и СССР" (1945), "Народ и власть" и "Христианская трагедия" (1949, 1950) Ф. сотрудничал также в эсеровском журнале "За свободу", в некоторых американских изданиях.
Ф., несмотря на прогрессирующую болезнь сердца, ставил себе и более серьезные задачи: составлял антологию "A Treasury of Russian Spirituality", корпел над "The Russian Religious Mind" главным трудом своей жизни по истории русской духовной культуры XXX вв. (успел издать лишь первый том по Киевской Руси и оставил в рукописи незавершенный второй, изданный посмертно под ред. И.Мейендорфа).
В августе 1951 г. здоровье Ф. катастрофически ухудшилось и его поместили в госпиталь г. Бэкон в штате Нью-Джерси. Но и здесь, несмотря на запрещение врачей и усиливающуюся слабость, до последних земных минут Ф. читал в оригинале "Вильгельма Мейстера" Гете
Скончался 1 сентября 1951 г.
Алехин Ю.В. Георгий Петрович Федотов
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.nature.ru/