ХХ век подверг серьезному испытанию российское общество. Мы наблюдаем уничтожение таких величайших жизненных ценностей, как человек, его жизнь и здоровье, Родина, патриотизм. Общество, лишенное здоровых ценностей, не сможет существовать. Новая система ценностей российского общества формируется болезненно и противоречиво. Вот почему становление ценностного сознания личности в современной ситуации является одной из наиболее важных и актуальных задач.
Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание.
Под историческим сознанием целесообразно понимать ценностное отношение человека к историческому прошлому, систему ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени.1
Как и другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я.Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому.
Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмысление прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности.
Историческое сознание, как персональный способ ориентации, – это сложное личностное образование, состоящее из следующих компонентов:
Когнитивный (система представлений, взглядов, идей, установок личности в отношении исторического прошлого)
Операционно-деятельностный (система способов познания исторического прошлого)
Ценностно-смысловой (система мотивов, интересов и объектов ценностного отношения человека).
Основными объектами отношений выступают Вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: Ценность Жизни, Бытия, Добра, Истины, Красоты, Гармонии, Свободы, Природы, Отечества.
Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории.
П.Г.Постников выделяет следующие уровни исторической образованности как личностного качества:
Уровни | Их характеристика |
Базовый |
Сформирована научная историческая картина мира Ученик: воспроизводит систему ценностей адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей |
Оптимальный |
Ученик обладает: развитой культурой исторического мышления и речи определенным стилем исторического мышления устойчивым интересом к историческому опыту Освоена историческая культура как базовая основа развития |
Расширенный |
Ученик: прогнозирует собственное поведение на основе имеющихся норм и ценностей выстраивает собственную линию поведения в социальной, коммуникативной, жизненной ситуации. Сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские качества Развиты потребности и механизмы самообразования в области истории |
Как показывает опыт, огромные возможности для развития исторического сознания имеет внеклассная работа по истории.
Внеклассная работа носит характер внеурочной деятельности. Она осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных классов или части класса.
В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие детей является добровольным, что делает внеурочную деятельность особенно привлекательной. Школьники выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения.
Во внеклассную деятельность часто вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры, спорта, медицины и т.д. Если на уроках преобладает в основном познавательная деятельность, то во внеклассной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности. В ходе внеклассной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и учеников они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Деятельность детей в свободное от уроков время чаще всего носит творческий характер и эмоционально окрашена.
Но, главное достоинство внеурочной (внеклассной) работы, в сравнении с классно-урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Внеклассные занятия нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении.
Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по истории позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, сформировать общеучебные умения и навыки, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому.
Значение внеклассной работы по истории в развитии исторического сознания школьников еще более возрастает, если к ней привлекаются студенты педагогических вузов. Несколько лет студенты I и II курсов исторического факультета НТГСПА, члены общества любителей искусства, музыки, путешествий (ОЛИМП), созданного О.В.Рыжковой, кандидатом исторических наук, работали с учениками эстетического класса гимназии. Школьники, совместно со студентами в начале каждого учебного года, используя прием «мозгового штурма», составляли план работы, куда обязательно включали тематические праздники, исторические вечера.
Готовясь к праздникам, учащиеся посещали занятия кружка «Культура и быт народов Урала», которые вели студенты, ездили совместно со студентами на экскурсии в музеи Н.Тагила, Верхотурья, Екатеринбурга, Москвы, занимались в школьном клубе эрудитов. Праздники и вечера становились кульминацией совместной деятельности и итогом всей предшествующей работы.
Их организация строилась на основе технологии коллективных творческих дел (КТД). Рассмотрим подготовку и проведение внеклассного мероприятия «С днем рождения, Москва!» (праздник на Арбате). Идея праздника, посвященного истории и культуре Москвы, возникла после возвращения ребят из поездки. Школьники и студенты, побывавшие в Кремле, на Красной площади, захотели поделиться тем, что узнали и увидели. Так возникла идея провести сначала заочное путешествие в Московский Кремль. Ребята, побывавшие в столице, помогли одноклассникам совершить воображаемую экскурсию по Кремлю. Они показали иллюстрации самых знаменитых памятников и соборов Кремля, рассказали о них. А завершили экскурсию игрой «Колесо истории». По окончании игры возникло желание провести праздник на Арбате «С днем рождения, Москва!».
Творческая группа из студентов и школьников продумала сценарий праздника, разработала условия и характер конкурсов, критерии их оценки. Все участники, разделившись на пять групп, начали подготовку. Они изучали дополнительную литературу. Никто из ребят не остался в стороне. Каждый включился в тот вид деятельности, который соответствовал его интересам и способностям. Обучающиеся в художественной школе готовили оформление и костюмы. Ученики музыкальной школы позаботились о музыке.
В ходе праздника команды показывали сцены из истории старой Москвы, описывали исторические памятники, пели песни, рассказывали стихи, состязались в знании истории и культуры Москвы. Праздник завершился чаепитием.
Таким образом, сотрудничество школьников и студентов во внеклассной деятельности позволяет учащимся расширять свой кругозор, овладевать новыми способами получения информации, приемами познания исторического опыта, осваивать историческую культуру, развивать личностные, социальные, нравственные, гражданские качества, усваивать общечеловеческие ценности. Студенты активизируют и обогащают процесс развития исторического сознания.
Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской и взрослой аудиториями. Открываются возможности для Формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в архивах, музеях, библиотеках.
Внеклассная работа носит добровольный характер, неограниченна временем, способствует развитию познавательный способностей и наклонностей учеников, учитель при этом свободой в выборе содержания внеклассной работы.
Вряд ли сегодня иного школ, в который есть музей, но практически в каждой школе можно выпустить историческую газету или провести неделю истории. Широко распространенной формой работы стали олимпиады, викторины, конкурсы по истории, экскурсии практически проводил каждый учитель истории. Однако вряд ли все соблюдают методические требования к экскурсионной работе. Они могут быть сведены к следующему; определение тепы и целей экскурсии. Подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий, разнообразие приемов экскурсии, подведение итогов и оформление результатов.
В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления:
а) расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках,
б) получение новых знаний краеведческого характера.
Второе направление связано с "оживлением" исторического материала путей ознакомления с историей родного края; изучение истории города, улиц, зданий; культурного прошлого родного края.
По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года исследовательская работа, работа музея) и эпизодические походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических газет, предметная неделя.
Основные направления и формы внеурочной работы по истории. Внеклассная работа
Массовая | Групповая | Индивидуальная |
Исторические вечера Лекции Беседы Исторические Экскурсии Викторины Конкурсы Олимпиады Конференции просмотр фильмов 'Неделя истории в школе' |
Исторический кружок Исторический клуб Походы Экспедиции Выпуск газет Лектории Факультативы |
Чтение исторической литературы Посещение архива Работа в музее Написание рефератов Выполнение творческих заданий |
Внеклассная работа по истории
Методические подходы к патриотическому воспитанию учащихся во внеклассной работе по истории
2000
Автор-составитель: Лазутина Л.В., учитель истории Тамбовской классической гимназии имени Г.Р. Державина.
Под редакцией Праздниковой Г.З., методиста кабинета ППО ТОИПКРО.
Рецензенты:
Авдеева Т.Н., заведующая кабинетом истории ТОИПКРО;
Евтихиева Л.Ю., к.ф.н., доцент кафедры Российской истории ТГУ им. Г.Р. Державина.
Методические рекомендации составлены на основе обобщения опыта учителя истории Лазутиной Людмилы Васильевны и тех достижений в организации и проведении внеурочной работы, которые имеются в Тамбовской классической гимназии им. Г.Р.Державина.
В методических рекомендациях кратко рассматриваются виды и формы внеклассных мероприятий с разными возрастными группами школьников, приводятся материалы для проведения некоторых видов внеклассной работы по истории, организации системы патриотического воспитания.
Краеведческий материал делает предлагаемые методические рекомендации особенно интересными для учителей истории, литературы, классных руководителей, организаторов воспитательной работы.
Содержание
От составителя
Виды и формы внеклассной работы
Научное общество учащихся
Державинские чтения
Краеведческие чтения
Экскурсии
Приложения
Исторический вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Георгия Петровича Шторма (5-е классы)
Державинский урок
КВН «Восток - дело тонкое» (6-е классы)
Рыцарский турнир
Историческая игра "История городов Тамбовской губернии"
Литературно-краеведческая викторина "Г.Р. Державин и Тамбовский край"
Литература
Виды и формы внеклассной работы
1. Экскурсии:
а) дети получают дополнительный материал по изучаемой теме(если экскурсия учебная) и расширяют свой кругозор (если она носит познавательный характер);
б) конкретизируется представление учащихся об исторических процессах;
в) осуществляется принцип наглядности преподавания истории;
г) учащиеся накапливают конкретно-образный материал, в процессе осмысления которого происходит развитие исторического мышления;
д) учитель имеет возможность применять не только иллюстративно-созерцательный метод изучения истории, но и исследовательский.
2. Исторический (или историко-краеведческий) кружок.
Формы работы кружка разнообразны и зависят от его тематики, от возрастных особенностей членов кружка. Самыми распространенными являются: тематические заседания, встречи с интересными людьми, работа лекторской группы, организация и проведение вечеров, КВН, викторин и т.д., выставок рисунков учащихся к памятным датам или "Иллюстраций к учебнику истории", выпуск стенгазет на исторический сюжет или "Занимательная история", экскурсии, исследовательская работа учащихся под руководством преподавателя.
Таким образом, работа исторического кружка реализует многие формы внеклассной работы по истории. Именно кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий.
В 1998/1999 учебном году Лазутина Л.В. ведет исторический кружок "Введение в историю" в 3-х классах, факультативные занятия в 11-х классах "Спорные вопросы истории России".
3. Научное общество учащихся. (См. ниже)
4. Создание и работа школьного музея.
Несколько лет назад Лазутина Л.В. была руководителем клуба "Поиск", который занимался сбором материала о женщинах-медиках, наших землячках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Затем круг поиска расширился: стали собирать материал о тех медиках, которые работали в госпиталях г. Тамбова. Кроме того, клуб был инициатором проведения многих мероприятий военно-патриотического характера, таких как слеты участников поиска, вечера, встречи с ветеранами, уроки мужества, читательские конференции, экскурсии по экспозициям музея и т.д. Материалы были переданы музею медицины и пополнили его экспозицию.
5. Издание исторических бюллетеней, стенгазет, рукописных журналов - одна из организационных форм внеклассной работы.
В гимназии издаются "Вестник гимназии" и "Методический вестник" (инициатива и исполнение принадлежат МО учителей истории, русского языка и литературы, руководителем которого является учитель Лазутина Л.В.).В кабинете истории оформлены три стенда, объединенные названием - "Мозаика исторических дат". Один стенд отведен для памятных (победных) дней России. Все 15 страниц выполнены в едином стиле и в нужный момент помещаются на стенде. Два других - "За страницами учебника истории" (фотографии проведенных внеклассных мероприятий по истории); "Династия Романовых". На стенде представлены красочные портреты, гербы дома Романовых и Российской империи. Стенды обновляются. На них будут представлены тамбовский гербовник (гербы и рассказы о тех городах, которые входили в состав Тамбовской губернии), новая фотоиллюстрация внеклассных мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Наглядно представлены некоторые страницы истории тамбовского края: "Крепость на Цне", "Тамбов губернский", "Тамбов православный". Находится в работе экспозиция "Краеведы земли тамбовской", где представлены фото и текстовый материал о 20 известных краеведах, начиная с Березнеговского С.А. и до наших современников: Мизиса Ю.А., Кученковой В.А., Овсянникова И.И., Андреева В.Е.
6. Встречи с интересными людьми.
7. Исторические вечера.
Организация, подготовка и проведение исторического вечера представляют собой процесс коллективного решения учащимися ряда познавательных и организационных задач. Здесь речь идет об игровых, инсценировочных элементах. В процессе подготовки к вечеру, работы над текстом выступлений, над ролью каждого участника вечера, обсуждения костюмов и декораций, музыкального оформления происходит постановка и решение творческих задач в основе своей познавательного характера. Исторические вечера могут быть тематическими, занимательными.
8. Внеклассное чтение по истории.
Обязательным условием является целенаправленное руководство учителя внеклассным чтением ребенка: своего рода "рекламирование" той или иной книги, систематические обзоры на уроке или во время посещения областной детской библиотеки, проведение викторин, читательских конференций, выставок книг по какой-либо теме, привлечение дополнительного материала к изучению новой темы на уроке и использование его при подготовке внеклассного материала, составление кроссвордов и т.д.
9. Внеклассная историко-краеведческая работа.
Сравнительная близость и доступность местного материала дает учителю возможность включить учащихся в поиск, исследование и обработку историко-краеведческого материала (исследовательская работа, оформление стендов кабинета истории; встречи с интересными земляками; экскурсии в ТОКМ). Увлекательными и познавательными стали историко-краеведческие игры ("200-лет Тамбовской губернии"); Державинские чтения; творческие вечера Т.Л. Курбатовой и В.Т. Дорожкиной; встреча с автором книги "Неизвестный Тамбов" Кученковой В.А. Историко-краеведческая работа детей дает результаты: собранный материал о Муравьеве Н.В., авторе книги "Улицы и площади Тамбова", учащимися 9 класса стал началом работы над темой с условным названием "Они могли бы быть почетными гражданами Тамбова".
10. Исторические игры.·обучающая игра (помогает узнать новое по какой-либо исторической теме);·развивающая игра (развивает память, побуждает обращаться к словарям, энциклопедиям, научно-популярной литературе по истории); Игра дает возможность ребенку ощутить собственный успех; создает условия для интеллектуального общения детей и родителей.
11. Олимпиады. По своей форме внеклассные
1 П.Г.Постников. Историческое сознание как цель, ценность и результат образования. Пиош, № 8. С.60, 2003.