Содержание
1. Современные формы правления, их виды
2. Монархия как форма правления, ее виды
3. Республика как форма правления, ее виды
4. Государственный режим: понятие, виды
Список использованных источников
1. Современные формы правления, их виды
Каждому способу производства соответствует свой тип государства. Истории известны следующие основные типы государства: рабовладельческое (в двух вариантах - азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое. От типов государства следует отличать - формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства складывается из трех элементов:
1) формы правления;
2) формы государственного устройства;
3) политического режима.
При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим - его функциональную сторону.
Термин "форма правления" содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия или республика. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов "монархия" или "республика" (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказано, что она республика).
В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И.Благож) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.
Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция "республики советов". В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.
По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).
Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, "коллективный монарх" в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).
Понятие "форма государственного правления" (или просто "форма правления") отвечает на вопрос, кто "правит" в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.
Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:
- строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);
- характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;
- порядок образования;
- степень участия населения в формировании.
Форма правления - это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан; система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной, исполнительной власти. Реальный порядок их функционирования и взаимодействия называется режимом. Понятие государственного режима не следует смешивать с политическим режимом, который понимается как система приемов, методов и форм осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Политическим режимом обусловливается присущий тому или иному периоду существования государства порядок политических отношений, степень политической свободы. Следует помнить, что государственный режим связан с формой правления.
Порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления: монархия и республика.
2. Монархия как форма правления и ее виды
Монархия (от греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Главный признак монархии - наследственный характер передаваемой власти, которая считается непроизводной от какой-либо другой власти. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности и за свои действия. Однако встречаются случаи "выборной монархии".
Типичные черты монархической формы государственного правления:
а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;
б) династическое наследование верховной власти;
в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;
г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается "милостью Божией");
д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен").
В современном мире существует несколько видов монархий:
абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар) означает абсолютную власть правителя, т.е. характеризуется всевластием главы государства: монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. В государстве реально нет иных властей: отсутствует парламент, а судебная власть либо отсутствует либо воплощается в лице монарха или уполномоченных им лиц. В ряде стран абсолютные монархи являются лицами, возглавляющими духовные конфессии (Саудовская Аравия, Оман). Абсолютная монархия характеризуется наличием авторитарного политического режима, а государственный режим - абсолютизм;
дуалистическая монархия в чистом виде практически не встречается, с определенными оговорками можно выделить такую монархию в Иордании, Кувейте, Марокко, Королевстве Непал. В государстве присутствуют две ветви власти: наследственный монарх и избираемый народом парламент. Парламент принимает законы, а монарх сохраняет полномочия в сфере исполнительной власти; наделен правом вето, исключающим вступление в действие не одобренного монархом закона. Он может принимать акты (указы); лично может назначать на должности премьер - министра. Правительство ответственно перед монархом, а не парламентом. Для данного вида монархии типичен авторитарный политический режим и ограниченный дуализм как государственный режим.
парламентарная (конституционная) монархия - самый распространенный вид монархии. Главный признак - ограничение власти монарха парламентом, ответственность правительства перед парламентом, а не монархом. Последний играет роль символа государства (монарх царствует, но не правит). Парламентарная монархия имеет место в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. Странах.
Парламент может формировать правительство и в необходимых случаях увольнять его в отставку, т.е. выражать реальный вотум недоверия. Хотя власть монарха не распространяется на законодательную сферу, тем не менее в большинстве стран монарх подписывает законы. Но либо по традиции, либо по закону монарх не имеет права вето, и должен подписывать любой, принятый парламентом закон. В конституции Японии это записано прямо, а в конституциях других стран - подразумевается, но фактически никогда не оспаривается монархом. В некоторых странах сохранено формальное право монарха издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Но акты монарха приобретают юридическую силу после процедуры контрассигнации, т.е. подписания премьер - министром, министром.
За монархом также сохраняется полномочия подписания специального акта для вступления главы правительства в должность. Но часто у него нет выбора, т.к. главой становится лидер победившей партии, лидер парламентской правительственной коалиции. Для данной формы правления характерны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. При последнем юридически парламент осуществляет контроль за правительством, но правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством, через эту партийную фракцию контролирует работу парламента.
Выделяют старые и новые конституционные монархии. В старых монархиях (Англия) монархи лишились власти 150-200 лет назад, но там сохраняются "спящие" полномочия монарха, когда в обычной жизни невостребованные полномочия применяются в кризисной ситуации. Это -право королевы Англии назначать премьер - министра, если места в парламенте разделились пополам и нет доминирующей партии. Указами монарха распускается парламент. Фактически решения принимает премьер - министр, но оформляется это указом короля. Монархи также принимают послов; их вверительные и отзывные грамоты; награждают граждан орденами, медалями; присваивают почетные звания, титулы; олицетворяя государство, совершают официальные визиты.
3. Республика как форма правления, ее виды
Республика (лат. espublica от res - дело и publicus - общественный) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа, а все органы высшей власти избираются населением посредством прямых или многоступенчатых выборов. Прямые выборы президента присущи Мексике, Египету, Венесуэл, косвенные - США.
Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:
а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;
б) наличие выборного главы государства;
в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;
г) производность государственной власти от суверенитета народа: "respublica est res populi" ("государство - всенародное дело");
д) юридическая ответственность главы государства.
Выделяют три основных разновидности республики - президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).
Президентская республика характеризуется доминирующей ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Классический пример президентской республики - США, где и была впервые введена эта форма правления. Преобладает президентская республика в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.), а ряде стран Азии и Африки в виде "суперпрезидентской" республики.
Отличительная черта президентской республики - жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Президент возглавляет исполнительную власть: назначая правительство (без участия парламента или с минимальным его участием), он является его главой. Если в стране есть премьер - министр, он скорее является помощником президента. Правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом. Последний не имеет права объявлять вотум недоверия правительству и премьер - министру, иногда может объявить вотум лишь отдельному министру. Президент не имеет права роспуска парламента. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы. Однако есть и исключения. Согласно Египетской конституции парламент может высказать недоверие правительству, а президент может распустить парламент за это, или может вынести спорный вопрос на всенародный референдум. Для данной формы правления характерен дуалистический государственный режим.
Для президентской республики характерно:
а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);
в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;
г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
В парламентской республике главное звено - парламент, который формирует правительство, избирает министров, главу правительства и главу государства - президента, являющегося переизбираемым символом государства (Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль, Венгрия, Чехия). При формальном главенстве парламента вся полнота власти принадлежит правительству. Роль парламента сводится к тому, что после регулярных выборов депутатов, эти представители образуют правительство, которое затем управляет страной. Более 90% законопроектов, рассматриваемые и принимаемые парламентом, вносит правительство.
Парламент обладает правом вынесения вотума является правительству, что влечет за собой отставку правительства либо парламента и проведение досрочных выборов. Но в большинстве случаев вотум уравновешивается правом правительства распускать парламент. Формально этим правом обладает президент, но он издает указы по официально оформленной просьбе премьер - министра. Президент назначает премьер - министра, других министров с согласия парламента. Президент может издавать акты, но они должны проходить процедуру контрассигнации. У правительства может быть солидарная ответственность, то есть недоверие к одному из ключевых министров: обороны, финансов, внутренних дел, может вызвать отставку всего правительства. Эти отставки часто влекут роспуск парламента, так как правительство может потребовать от президента этого и он обязан выполнить. При данной форме правления может существовать либо парламентарный либо министериальный государственный режим.
Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:
а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;
б) президент является главой государства, но не главой правительства;
в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
г) правительство ответственно перед парламентом;
д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;
ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;
з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская) сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. От президентской такая республика сохранила избрание президента непосредственно народом, от парламентской то, что глава исполнительной власти имеет право роспуска парламента, а парламент обладает правом на вотум недоверия. Так, во Франции Президент должен назначить главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Польше, Македонии, Португалии и ряде других стран.
В теократической республике главным лицом является духовный глава государства (Исламская республика Иран).
В настоящее время существуют и гибридные формы республик. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах президента страны раз в 5 лет избирают эмиры - монархи, возглавляющие эмираты. По традиции избирается президентом глава самого большого эмирата - Абу - Даби. В 1996 г. он был переизбран в пятый раз. Африканское государство Малави является республикой с пожизненной должностью президента, на Гаити власть президента передается по наследству.
Примеры советской республики представляли собой союзные республики бывшего СССР. Такой республике присущи следующие черты:
1) экономическая основа - единственный сектор в экономике - социалистический в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности, отсутствие многоукладности экономики;
2) политическая основа - Советы народных депутатов, отсутствие политического плюрализма;
3) ядро политической системы - коммунистическая партия, отсутствие многопартийности;
4) господство командно-административной системы.
В настоящее время в республиках Прибалтики сложились элементы парламентарной республики, в России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа.
4. Государственный режим и его виды
Политический режим - это совокупность реальных средств и методов, при помощи которых осуществляется власть в конкретном государстве. Кроме термина "политический режим" в научной литературе используется термин "государственный режим".
Под государственным режимом понимается реальный порядок функционирования и взаимодействия частей государственного механизма. Государственный режим может соответствовать тому, что написано в конституции, а может и не соответствовать. Например, в конституции записан один порядок избрания или отстранения президента от власти, а на самом деле применяется другой, который иногда не записан. В таком случае реальный государственный режим не совпадает с конституционным регулированием.
Данные понятия синонимами не являются, т.к. чаще всего их значения не совпадают. Политический режим понимается как нечто более объемное и значительное, включающее в себя не только деятельность органов государства, но также деятельность и реальный статус других элементов политической системы: партий, общественных организаций и т.д. В политический режим включаются также реальный статус и правовое положение граждан, наличие прав и свобод. В отличие от этого государственный режим в первую очередь характеризует деятельность государственных органов, их взаимоотношения и проявления власти.
В литературе по зарубежному государственному праву нет единой классификации государственных режимов. Чаще всего выделяют те же виды государственных режимов, что и политических: демократический, авторитарный (властный), тоталитарный. Вместе с тем существует специальная классификация государственных режимов, включающая:
абсолютистский государственный режим;
министериальный государственный режим, когда правительство формируется одной крупной фракцией;
дуалистический государственный режим (ограниченный дуализм власти) при абсолютной и дуалистической монархиях;
парламентарный государственный режим при системе, когда правительство формируется партийной парламентской коалицией;
президентский государственный режим;
легитимный государственный режим;
нелигитимный государственный режим;
либеральный государственный режим;
режим социальной демократии.
Список использованных источников
1. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 480с.
2. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 669с.
3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. / Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2001.– 639с.
4. Арановский, К. В. Государственное право зарубежных стран: учебник для вузов / К. В. Арановский. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998. – 488с.