Курсовая работа
По дисциплине "Теория государства и права"
Тема: "Современные взгляды на право и государство, их происхождение и роль в обществе"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Взгляды на право и государство
1.1 Концепции правопонимания
1.2 Подходы к пониманию сущности государства
2. Происхождение государства и права
2.1 Теории происхождения государства и права
2.2 Современные взгляды на происхождение государства и права
3. Роль государства и права в обществе
3.1 Роль государства
3.2 Роль права
Список использованной литературы
1. Взгляды на право и государство
1.1 Концепции правопонимания
Причина разнообразия взглядов на то, что такое право, заключается в невозможности выразить одним определением все специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права.
Существует 2 типа правопонимания:
Юридический (право по содержанию больше закона, это совокупность объективных экономических, социальных, политических факторов),
Легистский (право равно закону, это воля государства).
Юридические концепции:
Теологическая (Ф.Аквинский, Августин). Сущность права выводится из религиозных догматов, миром управляет вечный закон – божественный разум. Он проявляется в естественном законе, который является основой закона человеческого. Необходимость подчинения позитивного права официальной церковной доктрине. Неотомизм – современное учение о праве, основанное на религиозной доктрине (Маритен, Месье, Хейвс): божественный закон призван устранять несовершенство закона человеческого.
Антропологическая (Хоубел, Малиновский): доказывается существование права на самых ранних этапах развития человеческого общества. Право – система норм, которая существует внутри той или иной социальной общности и опирается на публично признанный авторитет.
Насилия (Каутский, Гумплович, Дюринг, Шан Ян): право – способ давления на порабощенное племя, но не единственный и не основной. Монополия но легитимное насилие и сегодня атрибут государства.
Психологическая (Петражицкий, Кнапп): право – совокупность элементов субъективной человеческой психики. Право бывает официальное (то, что установлено государством) и неофициальное (личные переживания людей и определенные эмоции). На первый план выходят личные установки индивида, их эмоции, побуждающие его совершать определенные действия.
Социологическая (Паунд, Левеллин, Эрлих): право следует искать не в нормах, а в поведении субъектов правоотношений. Сама же по себе правовая норма лишена активной роли.
Социальная (солидаристская) (Леон Дюги): в основе – идея сотрудничества в осуществлении власти различными социальными группами, которую должен осознать каждый член общества. Право – средство достижения социальной гармонии, устранения социальных конфликтов.
Естественно-правовая (Гроций, Локк, Монтескье, Руссо, Радищев): право состоит из позитивного и естественного (это совокупность прав, которыми люди обладают от рождения). Позитивное право вытекает из естественного, оно признается, если ему не противоречит.
Марксистско-ленинская (Маркс, Энгельс, Ленин, Морган): право – возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса. Право – часть надстройки над экономическим базисом общества.
Классической наукой Теории государства и права за основу принята позитивистская концепция правопонимания, т.е. право – это результат правотворческой деятельности государства; это совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных возможностью применения мер государственного принуждения. Так, сторонник данной теории Г.Кельзен игнорировал связь правовой нормы с материальными условиями жизни общества, интересами индивидов. Он подчеркивал только то, что право - иерархическая система норм в виде лестницы, где верхние обусловливают нижние, а нижние оправдывают верхние.
1.2 Подходы к пониманию сущности государства
Государство – суверенная универсальная организация политической власти, признанная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внешних и внутренних функций. Это классическое определение. Понимание государства:
Государство – союз людей, сообщество (Аристотель, Гуго Гроций). Ильин определял государство как "родину, объединение публичным правом множества людей, связанных общностью духовной судьбы, на почве духовной культуры и правосознания".
Государство – механизм, своеобразное орудие выполнения определенных задач (Ленин, Радищев).
Государство – система управления обществом. Отождествление государства и аппарата государства.
Государство – компромисс между слоями и группами общества (Кистяковский). 5. Государство – легализованное насилие для установления и соблюдения порядка (Гумплович).
Наряду с данной классификацией существует и еще одна, которая определяется исходя из задач, которые решает государство:
Классовый подход: государство – политическая организация, которая поддерживает господство одного ласа над другим, причем меньшинства над большинством.
Социальный: государство – политическая организация, ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными отношениями и структурами. Государство – средство достижения компромисса между людьми. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые и групповые интересы господствующей верхушки с интересами всего общества.
2. Происхождение государства и права
2.1 Теории происхождения государства и права
Причины многообразия теорий:
исторические особенности развития общества (феодализм, ведение захватнических войн), своеобразие тех или иных регионов мира (экономическое развитие, культурные связи), идеологические предпочтения авторов теорий, разнообразие задач, которые они ставили перед собой (обосновать или, наоборот, ограничить власть монарха), сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права,
Теории происхождения государства и права:
Теологическая теория (Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кальвин, Августин) возникла и развивалась во времена средневековья и была призвана оправдывать произвол феодалов, абсолютизм монархов. Ее основные тезисы: государство и право созданы богом; процесс их создания аналогичен процессу сотворения мира богом. Власть императора – продолжение божественной власти. Религия обосновывает необходимость возникновения и существования государства и права. Государство же в свою очередь обязано защищать церковь.
Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский) развивалась в Древней Греции, Риме. Государство – разросшаяся семья, в которой власть императора является естественным продолжением власти отца. Император заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание (3 вида властеотношений в государстве: господин-раб, муж-жена, отец-дети). Человек – существо политическое, поэтому появление и существование государства и права для него естественно. Люди, будучи также существами общественными, объединяются, образуя патриархальную семью. За счет увеличения таких семей образуется государство.
Органическая теория (Спенсер, Прейс) рассматривает социальные процессы во взаимосвязи с биологическими закономерностями (межвидовая борьба, эволюция, естественный отбор). Государство сравнивается с человеческим организмом с самостоятельной волей и сознанием, отличным от воли и сознания входящих в него отдельных людей, а законы государства – с процессами человеческой психики. Возникновение человечества в результате эволюции привело к объединению людей в процессе естественного отбора (войны с соседями) в единый организм – государство.
Договорная теория (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Дидро, Гольбах, Радищев, Пестель) развивалась в период просвещения. В основе государства лежит общественный договор о правилах совместного проживания. Содержание договора: воля народа – источник любой политической власти в обществе; верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, обеспечение прав и свобод личности в рамках государства. До появления государства люди находились в естественном состоянии безвластия и незащищенности. Цель заключения договора – прекратить догосударственную "войну всех против всех" (Гоббс), обеспечить как свои интересы, так и общую пользу, а также соблюдение права. Суть общественного договора – установление между людьми равного суда и закона (Локк). При заключении договора члены общества передают часть своих естественных прав государству, которое в свою очередь обязуется защищать граждан, охранять их права и свободы. Существует группа прав, которые принадлежат человеку от рождения и не зависят от государственной воли (право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность и т.д.). Никто не может лишить человека этих прав. Их обеспечение и защита – важнейшая обязанность государства. Позитивный закон государства не может противоречить естественным правам. При возникновении коллизий действует естественный закон.
Теория насилия (Дюринг, Гумпович, Каутский) возникает и развивается в 19 веке. Положения теории реализуются на практике в 20 веке. Государство – продукт завоевания слабых племен более сильными. Завоевание привело к образованию классов и сословий, причем слабые племена обосновались внизу сословной иерархии, сильные – вверху. Племенное сознание превратилось в классовое. Государство и право более необходимо слабым племенам, нежели сильным, т.к. подчинение обеспечивает им состояние защищенности. Собственность также появляется как результат насилия одной части общества над другой, обосновывается институт экспроприации. Положительные стороны теории: ее научная и историческая обоснованность, утверждение монополии на легитимность насилия в качестве одного из основных признаков государства.
Психологическая теория (Цицерон, Петражицкий, Коркунов) объясняет образование государства свойствами человеческой психики, как то: стремление жить в коллективе, в рамках организованного общества, коллективного взаимодействия, стремление к общению, к поиску авторитета, желание повелевать и подчиняться. Общество и государство – сумма психологических взаимодействий людей и различных объединений. Право – особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные процессы, совершающиеся в сфере психики человека.
Марксистско-ленинская теория (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов): Изменение социально-экономических отношений, способа производства, общественное разделение труда приводят к появлении прибавочного продукта и разделению общества на классы, затем – к обострению антагонистических противоречий между ними, затем – к появлению государства как средства подавления и управления одного класса другим. Государство и право возникают там, где классовые противоречия не могут быть примирены (Ленин).
2.2 Современные взгляды не происхождение государства и права
Современная наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. Именно такой переход послужил толчком к трем крупным разделениям труда:
отделение скотоводства от земледелия,
отделение ремесла от земледелия (появление городов),
обособление слоя людей, занятых в сфере обмена и торговли (купцов).
Основные причины и закономерности возникновения государства:
родовая община начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников),
неизбежное при разделении труда появление специализации, прибавочного продукта, повышение производительности труда; создание условий для товарообмена и присвоения результатов чужого труда; появление частной собственности,
возникает семья, родовая община перестает быть стихийным образованием,
происходит возрастание Оли мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским – домашним. В связи с этим матриархат уступает место патриархату, где родство ведется по отцовской линии,
запрещение инцеста. Родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственно пресекающие его внутри рода были древнейшими элементами нарождающейся государственности. Л.Васильев: "Отказ от права на женщину своей группы создал условия для своего рода социального контракта с соседней группой на основе принципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций… Обмен женщинами заложил структурную основу культуры с ее ритуалами, нормами, правилами, табу и прочими социальными регуляторами",
отношения между родами предполагали существование нескольких кровнородственных родов, связанных тесными брачно-семейными узами. Эти дружественные общины объединяли свои усилия для охоты, рыбной ловли и иных мероприятий, требующих большого количества участников. Такие объединения коллективов назывались фратриями. В связи с новой организацией жизни появляется потребность в строгом территориальном обособлении,
постепенно в связи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельности повышается численность родоплеменной верхушки. Публичная власть отдаляется от общества.
Традиционно выделяют два пути возникновения государства:
восточный (азиатский). В странах востока традиционными и устойчивыми были земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращается в обособленную социальную группу;
европейский. Главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов
3. Роль государства и права в обществе
3.1 Роль государства
Рассматривая данный вопрос, ученые поделились на несколько групп:
Цель государства – утверждение нравственности (Платон, Аристотель, Гегель). Поведение человека должно соответствовать моральным представлениям общества о добре и зле.
Государство должно способствовать созданию в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Гроций, Ростоу, Бернс).
Назначение государства – утверждение всеобщей свободы (Руссо, Лассаль).
Государство служит орудием классового господства (Маркс, Энгельс, Ленин).
Роль современного цивилизованного государства:
охрана правопорядка, прав и свобод человека,
преодоление социальных противоречий,
проведение в жизнь решений, которые поддерживаются различными слоями общества,
сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов,
достижение социального компромисса, учет и координация интересов различных групп населения.
3.2. Роль права
Право является регулятором общественных отношений. Роль права раскрывается через функции права, под которыми подразумеваются наиболее существенные направления юридического воздействия на общественные отношения. Среди функций права можно выделить:
регулятивно-статистическая: направлена на закрепление в правовых нормах воздействия права на общественные отношение (основы конституционного строя),
регулятивно-динамическая: обеспечивает процесс осуществления намеченных задач, установление позитивных правил поведения, предоставление субъективных прав и возложение юридических обязанностей на субъекта права в интересах общества, государства, индивида (напр., избирательные права),
регулятивно-охранительная: предупреждение, пресечение нарушений прав и защита от нарушений,
воспитательная: право – общесоциальное средство воздействия, правового воспитания, основа правосознания и правовой культуры.
Список использованной литературы
ЛазаревВ.В., ЛипеньС.В. Теория государства и права.— М.: Спарк, 2000г.
Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и Л.И.Малько.— М.: Юристъ, 2001.
Алексеев С.С. Государство и право. М: Юридическая литература, 1993.