Группа: 4 – 10 – 98
БУБ студент: Заболотный
Александр Эдуардович адрес: г. Запорожье, ул. Мира, д. 10, кв.
18 телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: политология факультет: дистанционное обучение специальность: БУБ отделение: бакалаврат
Преподаватель консультант: Калюжный
МАУП 2000.
Тема: Происхождение, сущность и типы государств
ПЛАН
Введение……………………………………………………………………..…... 3
1. Происхождение и сущность государства
1.1 Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть…………………………………………………… 5
1.2 Общие закономерности возникновения государства, его признаки и сущность………………………………………………. 8
1.3 Теории происхождения и сущности государства………………………………………………..………………12
2. Типология государства
2.1 Основные вопросы типологии государств…………………..……14
2.2. Общая характеристика отдельных типов государств…………15
Выводы………………………………………………………………………..…..20
Список использованной литературы……………………………………….22
Введение
Создание новой Украины обусловливает постоянную потребность в теоретическом осмыслении и предоставлении созидающим силам научного инструментария, с помощью которого только и может быть достаточно эффективным процесс этого создания.
Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества с неизбежностью требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития государства, так и поиск возможных путей их практического воплощения в украинской действительности.
Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об отношении различных общественных сил, политических организаций к государству в силу того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы, функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.
Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого, а также выступает организацией всех граждан.
Основная задача настоящей работы заключается в раскрытии такого теоретически важного понятия, как государство – его происхождение, сущность, типология.
Данная работа предполагает достижение нескольких целей: во-первых, исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения государства; во-вторых, получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства; в-третьих, исследовать общие черты различных государств, систему их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой и получить представление о типах государств характеризующихся общими сущностными признаками
Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. Практическое значение данной темы связано с определением исторических рамок существования государства.
Работа написана с учетом громадного исторического и политического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.
1. Происхождение и сущность государства
1.1 Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть
При анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его историческое происхождение (образование, возникновение), а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству.
Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение в познании этого явления, без чего нельзя понять сущность государственно- правовых и политических явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. Практическое значение данной темы связано с определением исторических рамок существования государства.
В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанный с учетом громадного исторического и политического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.
Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его
образованию предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип
коллективного или кооперативного производства, который был результатом
слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой.
Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако
с момента естественного возникновения коллективности труд человека
становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая
выступала экономической формой организации людей.
Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда,
добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и
т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию
использовались коллективно, распределение продуктов труда было
уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным
«коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как
естественное состояние первоначально возникшей коллективности.
Формой социальной организации в тот период (после первобытного строя) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства, но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.
Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.
Стала другой общественная организация – первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствуется. Роды объединились в племена, а последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть, уже существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с государством.
Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации. В своем первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.
Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты.
С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической революцией, приведшей к появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного общества.
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объёма избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.
Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства и проникновение в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.
На этом этапе первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами.
Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.
У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части – собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.
1.2 Общие закономерности возникновения государства, его признаки и сущность
с марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государство.
Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более явно осуществляет его господство.
Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и
государства» делает общий вывод, что государство никоим образом не
представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть
продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание,
что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на
непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна
была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах
«порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все
более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
Если общественное производство в результате тысячелетней революции
пришло к частной собственности, то для всех других областей организации
общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в
производстве. Возникновение государства – это приспособление общества к
новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве
(экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения
частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались.
Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в
надстройке, к которой относится государство.
Для марксистского понимания происхождения государства недостаточно
сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности и
раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения сделать
выводы о том, что государство не устраняет борьбы классов. Государство есть
«продукт» и «проявление» непримиримости классов.
Сложившийся экономический базис, основанный на частной собственности на средства производства, развивается под охраной и защитой государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы; государство не примиряет, а только, умеряет, столкновение, классов, для, того, чтобы, они не уничтожили друг друга в бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.
Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно- организованному обществу, специально определяются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.
Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения.
В качестве признака государства рассматривается не территория как таковая, а присущее государству деление граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства. второе отличие заключается в наличии общественной власти, интересы которой не совпадают с интересами населения. Государственная власть – это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.
Публичная власть воплощается в аппарате власти (государственный аппарат). Первоначально государственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат принуждения.
Аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытно-общинного строя:
- во-первых, наличием особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд;
- во-вторых, наличием особого аппарата принуждения для подчинения чужой воли насилию (полиция, армия);
- в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов;
- в-четвертых, важнейшим качеством государства – суверенитетом, который означает независимость и самостоятельность в определении и проведении политики как внутри, так и вовне государства;
- в-пятых, возможностью государства заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко всему обществу или его части;
В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает выявление главного и определяющего в процессе, как возникновения, так и дальнейшего развития, функционирования государства, а также познание закономерностей развития государственно-организованного общества. Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как
машина для поддержания господства одного класса над другим, причем
меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в
диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие
государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое
является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие
классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии.
Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих
государств.
Социалистическое государство на этапе диктатуры пролетариата осуществляет ее уже в интересах гигантского большинства населения, тем самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Со сломом государственного аппарата, рассчитанного на осуществление преимущественно функций подавления, на первое место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические положения в социалистических государствах так и остались только в теории, на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией; государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно- государственной верхушке.
Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в социалистических, так и в западных буржуазных государствах.
Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества.
Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной.
Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание – гражданским обществом.
Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от
населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может
рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая
самыми различными системами властеотношений и институтов. И. Кант писал,
что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К.
Маркс исходил из того, что государство следует рассматривать как
определенную ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое
публично-властными структурами и отношениями.
1.3 Теории происхождения и сущности государства
Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и иные теории, в которых связь государства с процессами классообразования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных идеологических представлений и интересов.
Теологическая теория довольно многоаспектна.
У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.
Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.
Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.
Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.
Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении
Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем
передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам –
королям.
Договорная теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.).
Согласно этой теории государство возникает в результате заключения
общественного договора между людьми, находящимися в «естественном»
состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого
первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма
– государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и
безопасности заключивших договор индивидов.
Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был также К.
Каутский.
Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, - «вот родители и повивальная бабка государства», - заявил Л. Гумплович.
2. Типология государства
2.1 Основные вопросы типологии государств
Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются, во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых, осуществляемая государством цель.
Попытки типизации государств предпринимали также: Г. Елинек, Г.
Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
До последнего времени вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиций формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.
Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три макроформации:
первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную
(коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями
такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной
собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-
третьих, наличие или отсутствие товарного производства. Следовательно,
государственно-организованное общество – элемент экономической общественной
формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства:
азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления
истории социального развития положена идея естественноисторического
процесса смены одной общественно-экономической формации другой.
Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, её ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в её рамках.
2.2 Общая характеристика отдельных типов государств
1. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом
государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия,
Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и
Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение
государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали
рабовладельческий строй.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д.
В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт, создаваемый посредством внеэкономического принуждения. Рабовладельческое хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.
Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.
Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.
Рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.
Классовая сущность государства проявлялась в его функциях, которые показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство. Функции рабовладельческого государства:
- подчинение сопротивления рабов;
- охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства производства;
- идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;
- обороны страны и мирного контакта с другими народами;
- захвата чужих территорий;
- по управлению завоеванными территориями.
2. Феодальное государство является исторически вторым типом государства, который отображает качественный скачек в поступательном развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество.
Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.
Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному
– удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся
тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства.
Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть
продан, куплен, наказан своим господином.
В истории Западной Европы феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху
(V – XVII века). Экономический строй, взаимоотношения классов,
государственные порядки и правовые институты нашли свое отражение в
сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические противоречия
между феодалами и угнетенными массами, борьба между различными
группировками среди феодалов – вот чем характерно это общество.
Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и
к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя
существует раннефеодальное государство (конец V – середина XI века).
Феодализм еще только консолидируется и упрочняется как новая общественно-
экономическая формация; в рамках данного этапа государства сначала
организуются в большие, но весьма слабые по степени интеграции монархии.
Для второго этапа – периода полного развития феодального строя, фазы его
расцвета (середина XI – конец XV века) типичны централизованные сословно-
представительные монархии. Для третьего этапа – периода позднего
средневековья (конец XV – XVII век), полосы заката, упадка феодализма и
зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные
монархии.
3. Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе.
В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование современного западного общества и его государства закономерно, что при достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении эволюционным путем появляется новая социальная система, существующая с оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и его государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование, государственная система социального страхования есть свидетельство конвергенции двух социально противоположных систем.
4. Социалистическое государство представляет собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества.
В теоретическом плане «социалистическое государство» означает некую абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую набор признаков, принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. В первую очередь необходимо наличие материальных (экономических) предпосылок, связанных с обобществлением собственности, концентрацией её в руках меньшинства во все увеличивающихся размерах, что приводит к углублению классовых противоречий, которые решаются в ходе социалистической революции.
Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое выступает политической организацией большинства населения во главе с рабочим классом.
Если все предыдущие государства были основаны на частной собственности, то экономической основой социалистического государства является общественная собственность в различных её формах, что дает возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить все причины, её порождающие.
Модель социализма 30-50-х годов базировалась на полном огосударствлении основных средств производства, вмешательстве государства во все сферы общественной жизни; административно-командной организации труда и других видов общественной деятельности; примате общественного интереса перед личным и свертывании на этой основе ряда прав и свобод граждан; первенстве партийного интереса и интереса государственной безопасности над всякими другими; идеологическом давлении государства на граждан. В практическом воплощении данной модели сопутствовали тоталитаризм и вождизм, произвол и террор, конформизм, догматизм и идеологический вакуум.
Современная модель социализма реально ставит человека с его потребностями и интересами в центр всей общественной жизни; освобождает его от патерналистской политики государства; допускает разнообразие форм собственности; утверждает трудовой характер присвоения; гарантирует социальную справедливость в распределительных отношениях; социальную защищенность малоимущих через государственные и общественные фонды
Выводы
I. Причины происхождения государства:
I.I Экономические причины
1. «Неолитическая революция» – переход от собирательства к производящей экономике.
2. Три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесла; появление купцов.
3. Рост производительности труда и появление излишков.
4. Появление частной собственности.
I.II Социальные причины
1. Разложение рода и появление семьи.
2. Появление антагонизмов.
3. Раскол общества на классы.
II. Признаки отличающие государство от общественной власти
- наличие публичной власти, не совпадающей с населением;
- территориальное подразделение граждан (подданных) государства;
- взимание налогов, принудительных сборов с населения для содержания публичной власти.
III. Признаки государства, отличающие его от других политических организаций:
- наличие особого аппарата управления (публичная власть);
- государство есть официальный представитель всего общества;
- разделение населения по территориальному признаку;
- суверенитет;
- наличие аппарата принуждения;
- налоги, займы.
IV. Государство в собственном смысле слова (классовый подход) есть
политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над
другим, причем меньшинства над большинством, сущность такого государства
заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.
Государство (общесоциальный подход) – политическая организация- ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса между ними.
Государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам (И.
Кант).
V. Тип государства – это взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами.
V.I Типы государств (формационный подход)
- рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное;
- социалистическое.
Критерии классификации:
- наличие или отсутствие частной собственности;
- наличие или отсутствие противоположных классов;
- наличие или отсутствие товарного производства.
V.II Макроформации
1. Первичная – первобытно-общинный строй.
2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая; феодальная; буржуазная.
3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая фаза социализм).
Список использованной литературы
1. Боднар А. Основы политологии. – К., 1991.
2. Панарин А.С. Политология: Учебник. – М., 1997.
3. Санистебан Л.С. Основы политической науки. – М., 1992.
4. Рябов С.Г. Політологічна теорія держави. – К., 1996.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 1996.
6. Гаєвський Б.А. Сучасна українська політологія: Навч. посібник. –
К.:МАУП, 1999. – 268 с.
7. Мамут Л. Государство: Полюсы представлений //Общественные науки и современность. – 1996. - №3.