Рефетека.ру / Психология

Реферат: Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста

Содержание


Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста

Личность, ее виды и структура

Понятие психики и психического склада личности

Конфликты в юридической практике и стили их решения

Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста


В познании тайн природы, человека и всех видов его деятельности проявляется его психика. Понимание закономерностей психики человека позволяет эффективно организовать деятельность людей, их общение и взаимоотношения. Психическое состояние человека изучает психология (от греч. "psyche" - душа, "logos" - понятие, учение). Издревле существовало верование в то, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной "души". Постепенно накапливались знания о психике человека - сначала опытные (эмпирические), затем - научные. В процессе накопления этих знаний сложилась психология как наука, которая стала одной из важнейших учебных дисциплин.

Психология - наука об общих закономерностях психических процессов и своеобразии их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Психология изучает общие психические взаимодействия человека со средой, о том, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее (психическое) отражение и становится регулятором деятельности человека. Различают общую и прикладную психологию.

Общая психология - наука, изучающая общие закономерности и механизмы психической деятельности человека, его душевной жизни.

Прикладная психология - наука, изучающая общие закономерности и механизмы психической деятельности человека, ее своеобразия в конкретных условиях практической работы.

Потребность использования психологических знаний в различных областях практики вызвала развитие разнообразных прикладных отраслей психологии: возрастная, педагогическая, инженерная, управленческая, космическая, военная, социальная, психология труда, искусства, спорта и др. На стыке психологии и юридических наук возникла судебная психология (наука, представляющая собой систему психологических знаний, используемых судьей при выполнении своих функций), затем - юридическая психология.

Социальная психология - наука, изучающая социально-психологические закономерности поведения и деятельности людей, объединенных в социальные группы (трудовой коллектив, орган государства, формальные и неформальные объединения и др.). Она изучает коллективную психологию, явления индивидуальной психологии в их комплексе, межличностную психологию, т. е наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Знание социальной психологии - важнейшее условие постижения юридической психологии, поскольку в ее центре находится изучение человеческого общения. Общение - это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией. В деловом общении (коммуникация) предметом общения является дело, а содержанием - воздействие на партнера.

Юридическая психология по специфике исследуемых проблем и практической направленности неразрывно связана с юридической наукой и юридической практикой. Однако юридическая психология - прикладная отрасль психологии, а не юридической науки и юридической практики. Юридическая психология базируется на общей психологии, на той ее составляющей, которая именуется социальной психологией. По сути юридическая психология является частью социальной психологии. Это не только не умаляет ее значения для юриспруденции, а еще в большей степени подчеркивает ее своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в правовом поле государства, в сфере правового регулирования.

Юридическая (правовая) психология - наука, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом ("человек-право"). В центре вниманияэтой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Психическое состояние, особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля и др. протекают по общепсихологическим и психофизическим законам. Юридическая психология призвана увидеть эти состояния, исследовать их правовое значение в процессе рассмотрения юридического дела с целью снижения возможности нарушения правовых норм путем психологического исправления этих состояний.

Задачей юридической (правовой) психологии является научное соединение юридических и психологических знаний, постижение психолого-юридической сущности фундаментальных категорий права, раскрытие психических состояний различных субъектов правоотношения в конкретных ситуациях правоприменительной и правоохранительной деятельности, содействие пониманию юристами сущности поведения человека.

Психологическая культура юриста занимает центральное место в юридической (правовой) психологии и входит в систему знаний юридической деонтологии. Профессиональная компетентность юриста в значительной степени определяется его личностным потенциалом, т.е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием психологической культуры. Судья и следователь, прокурор и адвокат, администратор и воспитатель исправительных колоний, нотариус и юрисконсульт, инспектор уголовного розыска и криминалист-эксперт должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных правовых отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться. К раскрытию и расследованию преступлений имеет самое непосредственное отношение психологическая наука, изучающая такие процессы как ощущение и восприятие, запоминание и мышление, чувства и воля, свойства личности с индивидуальными особенностями, темперамент, характер и т.п.

Не секрет, что в условиях роста преступности в таких его опасных формах, как организованная преступность, заказные убийства, убийства на сексуальной почве и др., юристу иногда сложно выполнить современные требования гуманизации процесса расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. С одной стороны, он обязан повысить эффективность своей деятельности, с другой - усилить охрану и защиту прав и интересов граждан в процессе привлечения их к уголовной ответственности.

Овладение психологической культурой (системой психологических факторов-направлений) облегчает юристу решение этой задачи и выполнение главных требований, которые предъявляются к его профессиональной деятельности:

обеспечить защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств;

соблюсти права и законные интересы граждан и коллективов, а также этические нормы.

Напр., юридическая психология работника правоохранительной системы может быть представлена в таких направлениях:

профессиографическое - определяет психологическую структуру личности и деятельности прокурора, следователя, судьи и других работников правоохранительных органов, и на их основе разрабатывает рекомендации в области профессионального отбора и ориентации, профессионального обучения и воспитания, расстановки кадров, психодиагностики, психокоррекции (психоисправления) и предупреждения профессиональной деформации. Основная задача этого направления - определить рациональные соотношения между структурой личности и требованиями, которые предъявляются к этой личности правоохранительной деятельностью;

следственно-психологическое - представляет собой систему психологических рекомендаций и методов, направленных на более эффективное раскрытие преступлений - всесторонне и полное. Исследуются психологические закономерности раскрытия и расследования отдельных видов преступлений (убийства, сложные однократные хищения, изнасилования и др.), а также психология отдельных следственных действий: допроса, осмотра места происшествия, обыска, опознания и многих других. На основе выявленных закономерностей разрабатываются психологические рекомендации, направленные на быстрейшее раскрытие сложных преступлений, их высококачественное расследование, а также повышение эффективности, культуры и гуманизации таких следственных действий, как допрос, осмотр места происшествия и др.;

использование психолога в качестве специалиста-консультанта и эксперта - в процессе раскрытия преступлений, их расследований и рассмотрения в судебном заседании уголовных дел о совершенных преступлениях (напр., определение структуры преступной группы, лидера, психологических характеристик всех участников группы и соответствующих рекомендаций; определение эмоционального состояния обвиняемого в момент проступка - по делам об убийствах; исследование личности и состояния потерпевшей, в особенности несовершеннолетней - по делам об изнасилованиях и др.).

Не все указанные направления юридической психологии являются предметом изучения юридической деонтологии. К сфере изучения юридической деонтологии относится лишь то, что касается психологической культуры юриста.

Психологическая культура юриста включает: комплекс психологических знаний, в том числе психологию личности и деятельности, психологию юридического труда, психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения, при решении конфликтов и т.п.

Юридическая психология имеет определенную структуру: психология юридического труда, психология гражданского правового регулирования, криминальная психология, судебная психология, исправительно-трудовая психология и др. Специалисты в области юридической психологии предлагают широкие наборы ее отраслей. Наиболее устоявшимися в научной среде считаются криминальная психология, судебная психология и исправительно-трудовая психология. Каждая из них основывается на психологической культуре юриста-профессионала, поскольку имеет дело с личностью. Именно этой стороной юридической психологии она обогащает юридическую деонтологию и этой стороной соотносится с ней как целое и часть.

Криминальная психология - наука, изучающая психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности и групп правонарушителей, образованием их преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, созданием преступного стереотипа поведения.

Судебная психология - наука, изучающая основы раскрытия и расследования преступлений, судебно-психологической экспертизы и психологических аспектов судебного процесса. Психологию предварительного следствия и психологию судебного разбирательства выделяют как самостоятельные разделы юридической психологии.

Исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология - наука, исследующая специфику перевоспитания и исправления лиц, совершивших преступления и отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях, приобщения их к трудовой деятельности и к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на перевоспитание, структуру коллектива осужденных.

Психология юридического труда - наука, изучающая закономерности и явления психической жизни юристов, связанные с применением правовых норм и участием в юридической деятельности. Иначе: психология юридического труда рассматривает психологические особенности отражения юристом правовых явлений в процессе юридической деятельности.

Криминальная, судебная, исправительно-трудовая психология представлены в юридической психологии лишь в той мере, в какой они имеют отношение к психологической культуре юриста. Психология юридического труда имеет непосредственный выход на предмет юридической деонтологии.

Основная задача юридической психологии - выявление рациональных соотношений между личностью юриста и требованиями, которые ей предъявляются профессией. Такая же задача изучения психологической культуры юриста.

Юридическая психология (вместе с ней и психологическая культура юриста) тесно связана с управленческой психологией.

Управленческая психология - наука, изучающая психологический механизм управления системами, в которых человеку отведено основное место.

Связь юридической психологии с управленческой психологией наблюдается в том, что она изучает психологические закономерности для их наиболее успешного использования юристом – должностным лицом в процессе общения и принятии правильного решения. Вместе с тем задача юридической психологии состоит и в обобщении средств формирования направления психической деятельности всех ее участников.

Предмет юридической психологии - психологические особенности состава субъектов юридической практики разного уровня:

юриста как должностного лица (лидера), обладающего властными полномочиями, в соответствии с которыми он обязан создать оптимальный режим для эффективного рассмотрения юридического дела;

лиц, непосредственно заинтересованных в результатах юридического дела: истца, ответчика, заявителя, обвиняемого, подсудимого;

лиц, имеющих отношение к юридическому делу: адвокат, свидетель, эксперт-криминалист и др.

Психологическая культура юриста является лишь одной составной, но существенной частью предмета юридической психологии, ее ядром, можно сказать ее главным срезом.

Для юриста (лидера) главным является знание собственных психических возможностей, психических возможностей своих подчиненных и умение постичь психический состав других участников юридического дела с тем, чтобы создать оптимальный режим для эффективного рассмотрения юридического дела и принятия правильного решения.

Методологической основой юридической психологии, в том числе и психологии юридического труда (а также психологической культуры юриста), является системно-структурный анализ процесса деятельности в его взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Методы юридической психологии (они же являются методами изучения психологической культуры юриста):

наблюдение;

самонаблюдение;

тестирование;

анкетирование;

интервьюирование;

естественный эксперимент;

лабораторный эксперимент и др.

Для изучения конкретной психологической проблемы используется соответствующая методика приемов и правил.

Наша задача - изучение не юридической психологии (это отдельная учебная дисциплина), а психологической культуры юриста. Выполнение этой задачи невозможно без постижения основ общей психологии и общей теории юридической психологии (прежде всего психологии юридического труда), которые тесно связаны с юридической деонтологией. Этим объясняется то внимание, которое уделено им.

Личность, ее виды и структура


С позиции юридической деонтологии исходным началом в постижении структуры психики человека является уяснение общей характеристики личности.

Личность - социально-психологический облик человека, проявляющийся в устойчивом сочетании его индивидуальных психических свойств и системы социально-значимых качеств, мере овладения социальными ценностями и способностью к реализации этих ценностей.

Естественная природа человека такова, что он живет в обществе. Но то, что человек живет в данном обществе, а не в каком-то другом, от его естественной природы не зависит. Различие обществ – продукт культуры. Социальный характер человека повсюду однозначен. Общества, государства, их культуры повсюду различны. Свойства природы человека - универсальны.

Часто встречаются термины"личность", "индивид", "индивидуальность","человек". Казалось бы, это одно и то же, но только на первый взгляд. Термин "индивид" подчеркивает, что человеческая особь как единое целое, обладающее только ей присущими природными психическими и физическими качествами, отличается от других таких же особей. Индивид - это отдельный представитель биологического рода homo sapiens. В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психическогоразвития. Но человеческий индивид становится человеком только благодаря социальной наследственности - освоению опыта предшествующих поколений: системы общественных отношений, материальной и духовной культуры, знаний, традиций и т.п. Становление человеческого индивида как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют модели его поведения, критерии оценки этого поведения и др.

При употреблении термина "личность" акцент делается на индивиде как части социума, общества, участнике социальной деятельности, природные данные которого реализуются и приобретают определенное выражение в процессе общения с другими людьми. Личность - это социальное качество человека, это индивид, включенный в общественные отношения.

Различают такие виды личности:

социализированные - приспособленные к условиям своего социального бытия;

десоциализированные - отклоняющиеся от основных социальных требований;

психически аномальные (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития).

Социализованная личность обладает личностной индивидуальностью (автономией).

Термин "индивидуальность"употребляют для того, чтобы подчеркнуть наличие у человека системы качеств врожденного (природного) и приобретенного (социального) свойства, которые характеризуют его как сформировавшуюся неповторимую, своеобразную личность. Индивидуальность личности составляет неповторимое сочетание психических особенностей. Понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде социальных качеств, с неповторимой системой отношений человека к объективной реальности и с индивидуальными способностями социального взаимодействия. Личность находится в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести, чести, достоинства. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, способна корректировать свое поведение. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Обладая развитым чувством самоуважения, личность в состоянии посмотреть на себя со стороны. Ядро такой личности находится в тесной связи с ее высшим психическим качеством - духовностью, внутренней приверженностью к нравственному долгу, преданности человеческим ценностям.

Личностью может быть только человек, но не каждый человек (новорожденный не может быть личностью). В термин"человек" вкладывается более широкое содержание, чем в понятие"личность". Человек - это категория общего свойства, включающая в себя и понятие индивид, и понятие личность.

В структуре личности можно выделить следующие элементы:

биологические (характеризуют внутренний - нервно-психический механизм человеческой организации);

социальные (характеризуют приобретенный социальный опыт личности, степень ее включаемости в различные виды общественных отношений).

В юридическом смысле человек как субъект права отождествляется с понятием "личность". Личность - это человек как член общества и как носитель индивидуального начала.

Главное в юридическом понятии личности - это социальная ценность человека, благодаря которой он признается субъектом различных прав, свобод и обязанностей.

Формирование личности юриста-профессионала - это сложный процесс превращения требований современного законодательства, определенных ведомственных установлений в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения соответственно его специализации.


Понятие психики и психического склада личности


Психика - форма субъективного отражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с этим миром.

Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Благодаря психике происходит регуляция поведения человека, его приспособляемость к внешней среде, которая вызывает соответствующие потребности человека и заставляет его производить определенные действия. В психике человека представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

В сложное содержание психики личности входят, прежде всего, идеальные образы объективно существующих явлений. Психические образы - информационные модели объективного мира, используемые человеком для своей жизнедеятельности. Эти образы возникают у разных людей по-разному, что зависит от приобретенного опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и др. Кроме психических образов содержание психики включает и внеобразные компоненты - ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственной работы.

Человек как личность - это целостность, характеризующаяся такими свойствами: общими (родовыми), особенными (типовыми), единичными (индивидуальными). Его психика проявляется в трех видах психических явлений:

психические процессы (ни один психический процесс не может протекать более или менее долго);

психические состояния (протекают дольше, чем психические процессы);

психические свойства (наиболее стойкие, но способны изменяться).

Эти психические явления тесно связаны между собой и в совокупности дают представление о складе психики личности, в том числе о психическом складе личности юриста.

Личность юриста (судьи, следователя, прокурора, нотариуса, адвоката и др.) отличается сложностью и многогранностью. Она складывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определяющим является личность человека, избравшего определенную специальность в качестве одной из главных жизненных целей.

Итак, склад психики личности юриста, как и любой личности, - это психические процессы, психические состояния, психические свойства, образующие синтез интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств, которые приобретают различное сочетание и уровень в разных ситуациях.

Представим психические явления на схеме (при ее составлении использован труд: М.И. Еникеев. Основы общей и юридической психологии. М., 1996, с.47):

Психические процессы акты психической деятельности, формирующие образы тех условий, в которых осуществляется эта деятельность, ориентирующие и регулирующие ее (совокупность познавательных процессов - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; эмоциональных; волевых). Психические состояния текущие особенности психической деятельности, зависимые от условий этой деятельности и личных особенностей человека (мотивационные - желания, стремления, интересы, влечения, страсти; эмоциональные – эмоциональный тон ощущений, конфликтные эмоциональные состояния и др.; волевые - инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость; состояние организованности сознания - различная степень внимательности).

Психические свойства типичные для данного человека особенности его психики (темперамент - сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики; направленность - соподчиненная система потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок; характер - обобщенные способы поведения, как выражение определенного типа приспособления к окружающей среде; способности – психофизологические возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности)

Конфликты в юридической практике и стили их решения


Конфликты возникают в любой сфере человеческой деятельности. Разумеется, юридическая практика не свободна от конфликтных ситуаций в коллективе (группе) - между руководителем и подчиненными, между членами группы. Изучение конфликтов и путей их решения относится к сфере науки конфликтологии.

Зарождение конфликтологии приходится на ранние этапы развития языка и связано с представлением о конфликте как противоборстве, противостоянии между людьми ("мы" - "они"). Уже тогда высказывались различные суждения о причинах конфликтов и возможностей их преодоления, осуждались беспорядок, хаос, войны, вражда.

Проблемой поведения человека в конфликтной ситуации занимались ученые всех столетий.

Те из них (В. Паретто, Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли), которые заострили внимание на необходимости научного изучения конфликтов и недоразумений в обществе, считали конфликт нормальным социальным явлением, поскольку человеческой природе и общественным отношениям свойственны биологические, психологические, социальные и другие факторы, порождающие разнообразные конфликтные ситуации.

Разумеется, конфликт нельзя сводить только к фактору разрушения. Его функции могут быть и позитивными: создание социально-правовых групп; возникновение способов регулирования конфликтных отношений (норм, институтов, организаций); привнесение в общество здорового духа соперничества и конкуренции; конфликт как источник изменений и преобразований; конфликт как способ проявления противоположных взглядов и подходов; конфликт как школа формирования консенсуса и компромисса. Благодаря конфликту четче распознаются фигуры тех или иных должностных лиц, руководителей. Необходимо сознательное отношение к конфликту, изучение закономерностей его развития и решения, превращения их из стихийных процессов протекания в координируемый, контролируемый процесс.

Учеными дано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения человека в конфликтных ситуациях, выбора средств решения конфликтов, а также управления ими. Разработаны модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам.

В литературе имеется ряд определений термина "конфликт":

психологическое противоборство сторон;

противоречие между людьми вследствие решения каких-то проблем;

столкновение противоположных интересов и целей;

противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями и др.

Каждое из этих определений имеет в своем основании понятие "столкновение", которое детализируется в зависимости от содержания процесса столкновения.

Конфликт в юридической практике - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом целей, интересов и способов их достижения, препятствующее их практическому осуществлению и связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликты можно классифицировать на различные виды по определенным критериям.

Конфликты по количественному охвату участников:

внутриличностный конфликт - между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя;

межличностный конфликт - между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками;

межгрупповой конфликт - между различными группировками: организациями или группами одного либо неодинакового статуса.

Группа - это объединение людей по одному или нескольким признакам, носитель коллективного сознания, созданного ее ценностями и нормами.

Различают такие виды конфликтов в группе (коллективе):

по горизонтали - между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу;

по вертикали - между людьми находящимися в подчинении друг другу;

смешанные - между сторонами по горизонтали и по вертикали.

Наиболее распространенными являются вертикальные и смешанные.

Конфликты по причинам, которые их вызвали, могут быть обусловлены:

трудовым процессом;

психологическими особенностями взаимоотношений членов коллектива, их симпатиями и антипатиями, этническими различиями, действиями руководителя и др.;

личностными качествами членов коллектива, различиями их правовой, этической, психологической (некоммуникабельностью, агрессивностью, неумением контролировать эмоции и др.) культуры и т.д.

Конфликты по значению для группы (коллектива):

1. конструктивные (позитивные) - затрагивают принципиальные вопросы юридической деятельности, предотвращают застой в профессиональной работе, стимулируют активность, способствуют консолидации ее членов и выводят группу (коллектив) на более высокий и эффективный уровень профессиональной работы в случае разрешения конфликтных ситуаций;

2. деструктивные (негативные) - являются результатом ошибочного понимания правовой реальности, резкого расхождения взглядов и интересов членов коллектива, постановки волюнтаристских целей руководителя; обладают разрушительными последствиями, подрывают групповую сплоченность, блокируют профессиональную работу группы юристов-практиков или резко снижают ее эффективность.

Конфликт в своем развитии проходит такие стадии:

стадия вызревания потенциального конфликта формирование противоречивых интересов, принципов, норм, которые еще не осознаются сторонами. Эту стадию также квалифицируют как возникновение объективной конфликтной ситуации;

стадия перерастания потенциального конфликта в реальный осознание участниками конфликта своих верно (адекватно понятый конфликт) или ложно (неадекватно понятый конфликт) понятых интересов, принципов, норм. Ее также называют стадией объективной конфликтной ситуации;

стадия конфликтных действий обострение эмоционального фона протекания конфликтов. На этой стадии стороны сталкиваются с правовой действительностью, которая уточняет их первоначальные представления (образы конфликтной ситуации) и способствует разрешению конфликта либо прекращению конфликтных действий;

стадия снятия или разрешения конфликта

осуществляется за счет преобразования конфликтной ситуации или вследствие изменения представлений (образов конфликтной ситуации), имеющихся у сторон.

Образы конфликтной ситуации - идеальные картины, имеющиеся у каждого из участников конфликта, включая представления о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях) и о среде - группе (коллективе), где складываются конфликтные отношения.

Структура конфликта, как и структура любого явления, состоит из элементов:

объект конфликтной ситуации: трудности организационного либо профессионально-правового характера, особенности оплаты труда, специфика деловых и личных отношений конфликтующих сторон;

субъекты конфликтной ситуации: стороны конфликта - его участники - оппоненты (личность, группа, организация);

цели, субъективные мотивы участников конфликтной ситуации: основные установки юристов-специалистов на решение юридического дела, не совпадающие с конфликтующей стороной; их мотивы действовать так, а не иначе, обусловленные спецификой их взглядов, убеждений, интересов - материальных и духовных;

непосредственный повод (случай, провокация) и подлинные причины (нередко скрытые) конфликтной ситуации.

Важно вовремя распознать назревающий конфликт и предотвратить его. Чтобы предотвратить конфликтную ситуацию, необходимо устранить хотя бы один из элементов структуры конфликта.

Руководитель должен уметь распознавать конфликтную личность по таким качествам:

неадекватная (завышенная или заниженная) оценка своих возможностей и способностей, которая, как правило, противоречит адекватной оценке окружающих;

стремление лидировать во что бы то ни стало, не учитывая обстоятельств;

консерватизм мышления и нежелание преодолеть устаревшие взгляды и традиции;

излишняя принципиальность и прямолинейность в суждениях и оценках, постоянное стремление высказать (свою) правду в глаза;

сочетание эмоций, проявляющихся в тревожности, агрессивности, раздражительности, упрямстве.

Конструктивное решение конфликта предполагает наличие следующих факторов:

1. адекватное восприятие конфликта - умение без личных пристрастий и антипатий оценить намерения и действия свои собственные и противоположной стороны;

2. открытое общение - честное высказывание своей позиции, готовность к обсуждению объекта конфликта и к совместному нахождению пути выхода из конфликтной ситуации;

3. стремление конфликтующих сторон создать атмосферу взаимного доверия и сотрудничества.

Имеется несколько определенных стилей поведения при конфликтных ситуациях, т.е. стилей решения конфликтов.

Стиль решения конфликтов - это та мера, в рамках которой одна из сторон стремиться удовлетворить собственные интересы при пассивном (или активном) действии и интересы другой стороны при совместном (или индивидуальном) действии.

Представим основные стили решения конфликтов (в соответствии с сеткой Томаса - Килменна):


Стиль

конкуренции

(активное отстаивание собственной позиции)

Стиль

сотрудничества

(поиск путей совместного решения проблемы, удовлетворяющего обе стороны)

Активные

действия


Стиль компромисса (поиск решения, основанного на взаимных уступках)


Стиль

уклонения

(стремление уклониться от участия в конфликте)

Стиль

приспособления

(восстановление нормальной рабочей атмосферы путем совместного действия

с другой стороной)


Пассивные

действия

Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста

Индивидуальные

действия


Совместные

действия



Стиль конкуренции (соперничества) - возможен для профессионала-юриста, обладающего сильной волей, авторитетом, властью, уверенного в правильности своего решения (в том числе непопулярного) и настаивающего на нем. Этот стиль неприемлем для коллектива или личности, с которыми руководитель находится в доверительных и личных отношениях: он может вызвать только чувство отчуждения. Нецелесообразно использование этого стиля юристом, который не обладает властью и имеет точку зрения, не совпадающую с мнением начальника.

Стиль сотрудничества - возможен для профессионала-юриста, который активно отстаивает свои интересы, но принимает во внимание интересы другой стороны, пытаясь с ней сотрудничать. Этот стиль требует длительной работы, умения излагать суть своих интересов, выслушивать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Использование этого стиля полезно для обоих сторон, особенно если у них длительные, прочные и взаимозависимые отношения, Этот стиль способен удовлетворить интересы всех сторон (интегрировать их точки зрения, обогатиться совместным опытом) и усилить вовлечение сотрудников в совместную профессиональную деятельность.

Стиль уклонения - возможен при рассмотрении проблемы, не очень важной для какой-то стороны и она уклоняется от разрешения конфликта, не отстаивает свои права, не желает тратить силы и энергию на выработку решения (трудный день, нет власти для благоприятного для вас решения проблемы, осознание невозможности и нежелания решать вопрос в свою пользу, незначительность источника разногласий для траты на него сил, стремление получить дополнительную информацию прежде чем принять решение и др.). Этот стиль можно применять в случаях, когда одна из сторон: а) обладает большей властью; б) понимает, что не права; г) считает, что не следует продолжать контакты.

Стиль приспособления - применим тогда, когда сторонам важнее не разрешение конфликта, а восстановление согласия и спокойствия в коллективе. Тогда ради добрых отношений с коллегами одна сторона поступается своей точкой зрения, особенно если осознает, что: а) у нее недостаточно власти либо шансов одержать победу в конфликтной ситуации; б) правда на другой стороне.

Стиль компромисса - возможен при стремлении сторон урегулировать разногласия при взаимных уступках, частичном удовлетворении стремлений друг друга. Этот стиль применим, когда стороны тремятся к одной и той же цели (напр., занять одну и ту же должность или один и тот же кабинет), но понимают, что одновременно для них это невыполнимо и кто-то должен уступить. При этом обе стороны обладают одинаковой властью и имеют равно сильные аргументы в свою пользу. Однако сторона, для которой удовлетворение данного желания не столь принципиально, согласна на временное компромиссное решение, позволяющее что-то получить. Последнее, как известно, лучше, чем все потерять.

Стиль компромисса занимает срединное положение между стилями руководства и является наиболее применимым. Однако не следует его считать удобным на все случаи. Каждый из названных стилей решения конфликта может эффективно использоваться в определенных ситуациях. Надо лишь научиться стратегически правильно выбирать один из них, который наиболее подходит для конкретных обстоятельств, не осложняет ситуацию и не сильно нарушает ваш внутренний комфорт, дает возможность избежать стресс.

Рефетека ру refoteka@gmail.com