Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1.Сущность теоретических подходов в юридической психологии…4
2. Теоретические подходы в психологии………………………………7
2.1. Личностный и деятельностный подходы в психологии…..……..7
2.2. Системный подход в юридической психологии…………………9
2.3. Другие теоретические подходы в юридической психологии….12
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………...…………………….15
Введение
Юридическая психология, как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности. В своей деятельности юридическая психология ставит следующие задачи: осуществлять научный синтез знаний психологического и юридического плана; раскрывать в достаточной мере психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий; обеспечивать достаточно четкое понимание юристами объекта своей профессиональной деятельности — поведения человека; раскрывать деятельность различных субъектов правоотношений, их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения; а также выработку рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества. Здесь следует заметить, что все указанные задачи решаются с помощью применения некоторых теоретических подходов.
Цель данной работы – исследовать основные теоретические подходы в юридической психологии с современной точки зрения. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
исследовать сущность теоретических подходов в психологии;
рассмотреть основные теоретические подходы в психологии;
сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектом исследования данной работы являются теоретические подходы в юридической психологии. Предмет исследования работы – основные виды теоретических подходов в современной юридической психологии.
Теоретической основой представленной работы выступили научные труды российских авторов, рассматривающих теоретические и практические аспекты юридической психологии с современной точки зрения.
Работа состоит из введения, теоретической части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 15 страницах, для написания использовано 11 научных источников.
1. Сущность теоретических подходов в юридической психологии
В основе системы любого научного знания, в том числе и юридической психологии, лежат определенные принципы, то есть основные положения, которые определяют методические и теоретические подходы к проведению различных исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке и трактовке результатов и т.п. Юридическая психология опирается на принципы, установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей области знания. Так, основными принципами, определяющими сущность теоретических подходов в юридической психологии, являются следующие.
Принцип объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений - данный принцип требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях законопослушного или противоправного поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установлении истины играют методы объективного наблюдения, лабораторного и натурного экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств, экспертных оценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты здесь играют только вспомогательную роль.[1]
Второй принцип - принцип детерминизма в области правовых отношений побуждает не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, обусловившие его возникновение. Различные формы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексом психофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а также объективных условий ее формирования в определенной социальной среде. Принцип детерминизма позволяет искать факторы, обусловившие противоправное поведение человека, а также прогнозировать его дальнейшее развитие в зависимости от методов воздействия на него в процессе следствия, отбытия наказания, готовности к ресоциализации и реабилитации.
Что касается следующего принципа - принципа единства сознания и деятельности, то его становление в отечественной психологии связано с пониманием деятельности, как ведущего фактора формирования личности в обществе. Именно включенность конкретной личности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения и формирования законопослушного или противоправного сознания человека в обществе.
Принцип развития гласит о том, что личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Так, личность не остается неизменной, а в зависимости от складывающихся обстоятельств может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Следовательно, юристу важно понимать, под влиянием каких объективных и субъективных факторов сознание правопослушного подростка деформировалось и превратилось в стимул противоправного поведения. Данный принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на человека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект как положительного, так и отрицательного порядка. Так, неблагоприятный психологический климат в семье или учебной группе (школа, училище, институт) может обусловить развитие агрессивности у подростка.[1]
Следующий принцип юридической психологии - принцип личностного подхода подразумевает под собой то, что юридическая психология имеет своим объектом, прежде всего личность, как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, то есть это лицо, выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому здесь юристу важно исследовать то, как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют и преломляются через сознание конкретной определенной личности, обладающей определенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающей определенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных форм поведения.
Внедрение в психологию принципа системности привело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельных процессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которой все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Согласно этому, деятельность человека понимается как целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс. Одним из проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей изменчивости личность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннего равновесия своей структуры. Для юридической психологии это положение важно, чтобы объяснить наличие психической «нормы», нормального, то есть адаптированного к нормам права поведения. При изучении каких-либо актов поведения юридические работники должны учитывать всю систему свойств личности. При оценке конкретного противоправного действия человека необходимо изучить структуру его личности в целом, его мотивацию, целенаправленность, индивидуально-психологические свойства.[1]
Итак, юридическая психология как наука, интегрирующая в себя психологические и юридические знания, наряду с общепсихологическими принципами должна соблюдать и основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки и действующего законодательства. Эти принципы хорошо известны специалистам в области юриспруденции, так как они законодательно введены в область права: это соблюдение законности, равенства граждан перед законом, презумпции невиновности, справедливости, гуманности.
Таким образом, вышеуказанные принципы определяют сущность применения определенных теоретических подходов в юридической психологии. Такими подходами, прежде всего являются – личностный подход, системный подход, различные психологические подходы (иллюстративный, комментаторский, объяснительный, феноменологический), исторический подход и т.п.
2. Теоретические подходы в психологии
2.1. Личностный и деятельностный подходы в психологии
Одним из основных теоретических подходов в юридической психологии является личностный подход, потому как юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована вся система правовых норм. Это позволяет построить структуру личности и выделить такие ее элементы, которые являются значимыми в криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, а также при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей и т.д.[1]
Личностный подход в юридической психологии реализует формулу "человек есть мера всех вещей", в том числе и правовых. Личность- ведь это не только объект правового воздействия, но и источник, формирующий само право, сила, творящая и преобразующая посредством права социальную действительность. Приоритет человеческой личности, ее интересов и потребностей, социальных групп во всех правовых решениях и действиях должен быть бесспорен, ибо такова гуманистическая природа всей отрасли права.
Следует отметить, что подлинно личностный подход с позиций справедливости в идеале требует изучения достаточно большого объема свойств личности, в частности обвиняемого, и включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Разумеется, в рамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологические особенности обвиняемого, но только имеющие значение для уголовного дела. В большинстве же случаев бывает необходимо и достаточно исследовать те свойства личности обвиняемого, которые:
а) указывают на закономерность или случайность принятия и реализации решения о преступлении;
б) влияют на способность управлять поведением в конкретной ситуации;
в) значимы для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционного воздействия.[1]
Одна из важных задач юридической психологии — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, то есть выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок. В этой связи особую ценность в психологии приобретает еще один теоретический подход – это подход теории деятельности. Принцип деятельностного подхода в самой краткой формулировке состоит в том, что сознание личности формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, и реализуется тоже в ней. Любая деятельность включает цель, условия, в которых она дана, способы и средства ее достижения, мотив, ради которого человек стремится к достижению определенной цели и который сам выступает в качестве отдаленной цели, и, наконец, результат деятельности.2
Многие теоретики – психологи полагают, что истинный предмет юридической психологии составляют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений. Это определение связано с попыткой объединить в рамках юридической психологии два доминирующих еще в советской психологии теоретических подхода: «деятельностный», разработанный московской школой психологии, и «личностный», утвержденный ленинградской школой психологии. Однако к середине 80-х годов ХХ века на первый план стал выходить, так называемый «системный» подход, культивируемый в академической психологической науке. Системный подход в юридической психологии стал основополагающим теоретическим подходом, который позволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправное поведение конкретного человека и определенных видов социальных групп.
2.2. Системный подход в юридической психологии
Системный подход, возрастание роли системного знания были определены как новыми потребностями развития научного знания, так и практическими потребностями более широкого плана. Накопление и углубление научного знания, его дифференциация и интеграция ведут к более глубокому пониманию исследуемых явлений. Сущность системного подхода в изучении объективной реальности заключается в том, что объекты познания рассматриваются как целостные образования. Системный подход исходит из того положения, что специфика системы (греч. systema – целое, составленное из частей, объединение) не сводится к особенностям составляющих его элементов, а коренится, прежде всего в характере связей и отношений между ними.[1]
Целостность является результатом интеграции частей целого, это понятие отражает процесс и механизм объединения частей, приобретения комплекса интегральных совокупных качеств. Любая система может рассматриваться как часть другой более крупной системы, системного комплекса.
Системный комплекс – это целостное составное явление, когда сама система состоит из нескольких самостоятельных, но взаимосвязанных систем. Так, личность можно рассматривать как систему, и как системный комплекс, в который входят такие системы - память, мышление, характер. Системный комплекс может быть представлен: личность руководителя – коллектив учреждения; потерпевший – группа правонарушителей – свидетели.
В системе предметом изучения оказываются ее структура, законы соединения частей в целое, ее внутренние механизмы и интегральные закономерности. В системном комплексе действуют иерархические связи, взаимодействия и отношения двух или нескольких систем. Целостность комплекса – это уже не органическая целостность, а только единство взаимодействующих систем (например, водителя и автомобиля; личности и целой группы).[1]
Принцип иерархии систем в системном комплексе является весьма продуктивным для юридической психологии. Системный подход позволяет представить юридическую психологию как систему, входящую в системы более высокого ранга – в психологию и правоведение, или как системный комплекс, включающий системы криминальной, судебной психологии.
Система психических явлений – многоуровневая, которая строится иерархически, она включает в себя ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами. Так, можно выделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, в которой реализуется функция познания; регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; и коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в процессе общения между людьми. В свою очередь каждая из этих указанных подсистем может быть расчленена далее на более мелкие подсистемы.[2]
Системный подход требует рассмотрения явлений в их развитии. Целостность системы формируется и разрушается в ходе ее развития.
Объектом изучения юридической психологии является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник определенных правоотношений. Задача юридической психологии заключается, прежде всего, в исследовании и выделении психологических закономерностей деятельности личности в области правового регулирования, а также разработке практических рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности. Системный подход в юридической психологии позволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправное поведение человека и социальных групп.
Существенной характеристикой системной детерминации является ее нелинейность: – во-первых, произошел отход от поиска единственной детерминанты (причины); – во-вторых, произошел отказ от понимания связи «причина-следствие» как непосредственной, близкой по времени проявления, признание кумулятивной причины, предполагающей накопление некоторой критической массы изменений (например, накопление отрицательных переживаний, вследствие которого может в дальнейшем наступить стресс или аффект); – и в-третьих, произошло нарушение прямых привычных соотношений между некоторыми параметрами, возникновение «извращенных» отношений (например, обратные эффекты сверхзначимой мотивации – дезорганизациия, дезадаптация, «сползание» на низшие уровни регуляции и т.д.).[1]
Общими задачами системных исследований в юридической психологии являются анализ и синтез систем, в процессе которого система выделяется из среды, определяются ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики, а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реально существующей системы, повышается уровень абстрактного описания данной системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения. Системный подход применяется к множествам объектов и их компонентам, а также к свойствам или интегральным характеристикам объектов.
Существуют следующие границы применения системного подхода:
1) системный подход не самоцель, плоды его четкие теоретические и экспериментальные выводы;
2) системный подход применим только к тем объектам, которые обладают высокой степенью функциональной обособленности.
В настоящее время существует несколько типов системного подхода:
1. Комплексный системный подход - когда изучается только состав системы, нет отношений между ее элементами, элементами и целым;
2. Структурный системный подход – когда изучается состав системы, отношения между элементами, но нет отношения элементов и целого;
3. Целостный системный подход – когда рассматриваются все отношения – и состав системы и все возможный отношения в данной системе.
Итак, системный подход в психологии – это применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента в юриспруденции.
2.3. Другие теоретические подходы в юридической психологии
При раскрытии "психологической составляющей" в юридической психологии довольно часто реализуются и другие теоретические подходы:1
• Психолого-иллюстративный подход - наиболее древний и изначально единственный теоретический подход, характерен тем, что в канву чисто юридических рассуждений и анализов то и дело вкрапливаются психологические термины и объяснения. Нередко используются выражения типа "психологи утверждают", "как показали психологические исследования" и т.п., но при этом приводятся абсолютно ненаучные пояснения либо ссылки на публикацию отдельного автора, отнюдь не отражающего мнение юридической психологии как систематизированного и проверенного научного знания;
• Психолого-комментаторский подход - характерен, как и вышеуказанный, построением юридической логики рассуждений, но с основательным дополнением их психологическими пояснениями, более или менее отвечающими научной достоверности. К такому подходу склонны обычно юристы по образованию и образу мышления, но относительно подробно ознакомившиеся с основами общей психологии, однако эти пояснения нередко страдают неточностями, "психологической школярностью": фрагментарностью, разорванностью, а также слабостями психологического мышления;
• Психолого-объяснительный подход – очень схож со вторым подходом, но психологический комментарий более компетентен. Такой подход реализуется обычно лицами с высокой психологической подготовленностью. Он имеет полное право на существование в юридической психологии, но имеет и недостатки. Обычно объяснения строятся на данных общей психологии, юридико-психологическую специфику не всегда удается выявить, а поэтому эвристические возможности этого подхода нередко ограничены;
• Психолого-феноменологический подход - это наиболее совершенный подход, позволяющий увидеть юридическую реальность глазами специалиста с эрудицией в области юридической психологии. Данный подход в психологии ориентирован на выявление именно психологических феноменов и достаточно точное объяснение с помощью их юридической реальности.
Допустим, проведение допроса процессуально связано с выполнением около пятидесяти операций, например, в начальной стадии допроса следует:
1) представиться,
2) объяснить гражданину цель вызова,
3) удостовериться в личности вызванного,
4) разъяснить вызванному его процессуальные права и обязанности,
5) использовать начальную стадию допроса для оценки личности допрашиваемого и т.д.
Используя два первых подхода, можно более или менее детально проиллюстрировать психологически каждую операцию, но можно поступить и иначе: рассмотреть допрос сквозь призму психологических феноменов его - психологического сценария допроса, психологически обоснованного плана, формирования благоприятного психического состояния допрашиваемого, установления психологического контакта, психологического изучения допрашиваемого, слежения за признаками его искренности и лживости, оценки занятой психологической позиции и избранной линии поведения. Такой подход позволяет лучше понять психологическое своеобразие изучаемого юридического явления и вскрыть оригинальные, психологически специфичные и ранее не используемые резервы улучшения дела.[1]
Существует в юридической психологии еще предметно-исторический подход, который представляет собой направление логического анализа, которое иногда называют логикой развития психологии, как науки, понимая под ней и свойства познания сами по себе, и их теоретическую реконструкцию.
В настоящее время существуют и другие теоретические подходы в юридической психологии, но только сочетание различных подходов, а соответственно и методов психологии позволяет достаточно глубоко анализировать взаимодействия, выявлять психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, давать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.
Заключение
По результатам проведенных исследований темы – «Теоретические подходы в психологии» в заключении хотелось бы сказать следующее.
Одним из основных теоретических подходов в юридической психологии является личностный подход, потому как юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность. Это позволяет построить структуру личности, выделить ее элементы, которые являются значимыми в криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, а также при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей.
Особую ценность в психологии имеет деятельностный подход, сущность которого состоит в том, что сознание личности формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, и реализуется тоже в ней.
Системный подход в юридической психологии с недавнего времени стал основополагающим теоретическим подходом, который позволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправное поведение конкретного человека и определенных видов социальных групп. Так, в системе предметом непосредственного изучения оказываются ее структура, законы соединения отдельных частей в целое, ее внутренние механизмы и иные интегральные закономерности.
При раскрытии "психологической составляющей" в юридической психологии довольно часто реализуются и другие теоретические подходы: это психолого-иллюстративный подход, психолого-комментаторский подход, психолого-объяснительный подход, психолого-феноменологический подход, предметно-исторический подход и многие другие научные подходы.
Следует сказать, что только сочетание различных подходов, а соответственно и методов психологии позволяет достаточно глубоко анализировать взаимодействия, выявлять психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, давать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов
Список использованной литературы
Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / П.П. Баранов. – М.: Просвещение, 2005. – 456 с.
Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов 5-е изд., перераб. и дополн./ В.Л. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 656 с.
Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2004. – 389 с.
Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Издательство Норма - М, 2006. - 512 с.
Казаков, В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: учебник для студентов вузов / В.Г. Казаков. - М.: Высшая школа, 2005.- 414 с.
Общая психология: учебник для высших учебных заведений / под редакцией А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1999. – 452 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник для студентов вузов / А.В. Петровский. - М.: ГАЛА, 2005. - 528с
Общая психология: учебник / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 524 с.
Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник для высших учебных заведений / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2005. – 393 с.
Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: учебное пособие для студентов / Ю.В. Чуфаровский. - М.: Право и Закон, 2004. — 320 с.
Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / Г.Г. Шиханцов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007. – 611 с.
1 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. - М., 2005. – с.54
1 Общая психология: учебник / под ред. В.В. Богословского.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с. 12
1 Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2005. – с. 35
1 Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник. / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2004. – с. 128
1 Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник./ В.Л. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - с.89
2 Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: уч. пособие / Ю.В. Чуфаровский. - М., 2004. — с. 67
1 Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М.: Издат-во Норма - М, 2006. – с.83
1 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. - М., 2005. – с. 74
2 Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник / П.П. Баранов. – М, 2005. – с. 89
1 Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: уч. пособие / Ю.В. Чуфаровский. - М., 2004. — с. 84-85
1 Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник / П.П. Баранов. – М., 2005. – с. 93- 95
1 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. - М., 2005. – с.75