Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Содержание


Исходные данные

Краткая техническая характеристика АТС. Принятые значения коэффициентов

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя. Оценка приспособляемости ДВС

Расчёт КПД и передаточных чисел трансмиссии. Кинематическая схема трансмиссии автомобиля. Расчёт КПД и передаточных чисел

Расчёт показателей тяговой характеристики АТС

Расчёт и построение динамического паспорта

Расчёт и построение мощностной характеристики. Установившееся движение АТС. Анализ энергозатрат для общего случая движения

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

1. Исходные данные для расчетов


Таблица 1.1

Краткая техническая характеристика АТС.

Показатели Ед. измер.

Усл.

обозн.

Числ. значения Приме-чание
1 2 3 4 5

Колесная схема

Особенности привода

Число мест (вместительность)

Грузоподъемность

Снаряженная масса :

В т.ч. на переднюю ось:

на заднюю ось :

Полная масса :

В т.ч. на переднюю ось :

На заднюю ось :

Габаритные размеры :

-длинна

-ширина

-высота

Продольная база

Ширина колеи

Максимальная скорость

Время разгона до 100 км/ч

Максимально преодолеваемый подъем

Тормозной путь с _____ км/ч


Контрольный расход топлива:

- при 90 км/ч

- при ________ км/ч

-при городском цикле

Марка двигателя

Тип двигателя, особенности конструкции и расположения.

Номинальная(максимальная) мощность двигателя при частоте вращения коленча-того вала

-

-

чел.

кг.

кг

кг

кг

кг

кг

кг


мм

мм

мм

мм

мм

км/ч

с


%

м


л/100км

л/100км

л/100км

л/100км


кВт

об/мин


mo

mo1

mo2

m

m1

m2


La

Ba

Ha

L

B1/B2


ST


Q


NH

nH

4х2

передний

5

210

1090

590

500

1300

690

610


4795

1816

1420

2685

1476

163

15,7


6


00-610

Карбюра-торный, четырехци-линдровый

55

4600


Удельный расход топлива при номинальной мощности

Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала

Тип трансмиссии

Передаточное числа:

-главной передачи

-коробки передач

-раздаточной коробки


-колесного редуктора

-дополнительных устройств

Размерность пневматических шин

Радиус качения колес

г/кВт*ч


Н*м

Об/мин


м

ge(NH)

Me max

nM

U0

Uкп1

Uкп2

Uкп3

Uкп4

Uкп5

Uрк1

Uрк2

Uкр

Uдоп

280

138

2500

4,111

3,455

1,789

1,065

0,703

-


175/65

R15

0,2355


радиальные

Дополнительные данные по АТС, учтённые при расчётах:

Таблица 1.2

Принятые значения коэффициентов.

Наименование

Условное

обозначение

Численные

значения

Примечание*

Коэффициент холостых потерь в трансмиссии

Коэффициент эксплуатационной загрузки

КПД цилиндрической пары зубчатых колес

КПД конической пары зубчатых колес

КПД карданного шарнира


Коэффициент сопротивления качению (табличный)

Коэффициент сцепления колес с дорогой

Коэффициент обтекаемости

или

Коэффициент аэродинамического сопротивления

КхолТеоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатацииТеоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

0,04


1


0,98

0,97

-


0,03

0,4

0,31


0,30


Н.с2/м4


*В примечании указать, откуда взята принятая величина коэффициента (ссылка на литературу).

2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя. Оценка приспособляемости ДВС


Эффективные показатели поршневых двигателей внутреннего сгорания расчетным путем можно определить с использованием приведенных ниже аналитических зависимостей. Эти расчеты, выполненные в предложении полной подачи топлива, дают показатели, которые являются предельно возможными для рассчитываемого двигателя, т.е. они характеризуют, что максимально можно “выжать” из этого источника энергии. График, построенный по этим данным в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, называется внешней скоростной характеристикой ДВС.

Расчетные формулы:

-эффективная мощность двигателя для интересующего режима работы, кВт;


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации, кВт,


где

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации - для карбюраторного 4-х цилиндрового двигателя;


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации, кВт(2.1)


-эффективный крутящий момент на коленчатом валу, H*м;


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации, Нм(2.2)


-эффективный удельный расход топлива, г/кВт*ч;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации, (2.3)


где

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации - для карбюраторных двигателей

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

-часовой расход топлива,кг/ч.


Qч=gеNе10-3(2.4)


В формулах (2.1)-(2.3) :

NH=Ne max – номинальная(максимальная) мощность двигателя;

λд=ωд/ωH – коэффициент, характеризующий скоростной режим работы ДВС:

ωд- текущая(интересующая) частота вращения коленчатого вала, с-1;

λд=λH=1 – номинальный режим работы двигателя (с максимальной мощностью);

λд<1 – работа двигателя с нагрузкой выше номинала (с перегрузкой);

λд>1 – работа двигателя с недогрузкой;

a,b,c – коэффициенты, выбираемые с учетом типа двигателя при расчете Ne (см. приложение 2);

aT,bT,cT - то же для расчета ge. (см. Приложение 2).

Для табл.2 недостающие параметры определяют и принимают:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации - текущее значение частоты, где


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации - коэффициент, характеризующий степень использования оборотов двигателя;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации - номинальное значение частоты, Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации;


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации;


lмах=1.20...1.25 – для ЛА с карбюраторным двигателем;

lмах=1.10...1.15 - для ГА с карбюраторным двигателем;

lмах=1.07...1.08 – для АТС с дизельным двигателем.

*Здесь и далее по всем формулам следует привести хотя бы один вариант расчёта в цифрах.

Коэффициенты приспособляемости ДВС.

Чтобы оценить, какие перегрузки способен преодолеть двигатель, необходимо определить коэффициенты приспособляемости, которые рассчитываются по формулам:


Kм=Мемах/Мн = 142,72/114,18=1,25 (2.5)


– коэффициент приспособляемости по нагрузке;


Kw=wн/wм = 481,71/240,86=1,99 (2.6)


- коэффициент приспособляемости по частоте вращения,

где Мемах –максимальный крутящий момент двигателя (из табл. 2);

wм – частота вращения коленчатого вала при Мемах.

Данные расчёта см. табл. 2

Графическая зависимость - рис.1.

Таблица 2.

Расчет выходных данных ДВС.

n/n

λд

ωд, СТеоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Ne*,

кВт

Ме,

Н*м

ge,

г/(кВт*ч)

Qч,

кг/ч

Примечание
1 0,3 144,51 19,965 138,15 272,16 5,43

Nн =55кВт

nн =4600 об/мин

gе(Nн) =280 г/кВт*ч


или


gе min =248,64

KM =1,25

Kω = 1,99


2 0,4 192,68 27,280 141,58 259,84 7,09
3 0,5 240,86 34,375 142,72 252,00 8,66
4 0,6 289,03 40,920 141,58 248,64 10,17
5 0,7 337,20 46,585 138,15 249,76 11,64
6 0,8 385,37 51,040 132,44 255,36 13,03
7 0,9 433,54 53,955 124,45 265,44 14,32
8 1,0 481,71 55,000 114,176 280,00 15,40
9 1,1 529,88 53,845 101,617 299,04 16,10
10 1,2 578,05 50,160 86,774 322,56 16,18
lмах



* Для дизелей Nе рассчитывают по формуле 2.1 до lд=1

Внешняя скоростная характеристика двигателя


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Рис. 1.

3. Расчет КПД и передаточных чисел трансмиссии


3.1 Кинематическая схема трансмиссии автомобиля


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Рис. 2.


3.2 Расчет КПД и передаточных чисел


Расчетные формулы (см. 3.1 и 3.2):

Коэффициент полезного действия (КПД) механической ступенчатой трансмиссии АТС можно определить по формуле:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации (3.1)


где, кроме обозначенных в табл. 1.2:

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации КПД цилиндрической пары

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации КПД конической пары

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации- число работающих ( передающих крутящий момент) пар шестерен с цилиндрическими зубчатыми колесами при включении рассматриваемой передачи;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-количество конических пар шестерен;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-количество карданных шарниров.

Определяя количество элементов трансмиссии, необходимо учитывать степень их нагружения. Если элемент имеет 100% нагружение, то Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатацииТеоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=1.

Если поток мощности разветвляется, то на участках с 50% нагружением два элемента считают за один (Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=0.5), т.п.

Передаточное число трансмиссии находят по формуле:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации (3.2)


где Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации- частота вращения ведущих колес;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации передаточное число коробки передач;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации передаточное число главной передачи

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-передаточное число дополнительных устройств, позволяющих изменить общее передаточное число трансмиссии, например – раздаточная коробка, колесный редуктор и др.


Uтр1=3,455·4,111=14,204

Uтр2=1,789·4,111=7,355

Uтр3=1,065·4,111=4,378

Uтр4=0,703·4,111=2,890

Расчётные данные по пункту 3 представлены в табл.3.

Таблица 3

Расчет КПД и передаточных чисел.

Передачи кц кк hтр Uтр Примеч.

1

2

3

4

0,98

0,98

0,98

0,98

1

1

1

1

0,97

0,97

0,97

0,97

1

1

1

1

0,913

0,913

0,913

0,913

14,214

7,355

4,378

2,890

Кхол =0,04

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=1

Uдоп=0


4. Расчет и построение тяговой характеристики АТС (для установившегося движения по горизонтальной местности)


Линейная скорость движения автомобиля, м/с:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатациим/с(4.1)


где Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации– скорость движения АТС, км/ч.

Тяговая сила на ведущих колесах (касательная сила тяги), Н:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации(4.2)


Сила сопротивления воздуха, Н:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации, (4.3)


где Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации–коэффициент обтекаемости; Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации– плотность воздуха, кг/м3;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации площадь лобовой поверхности, Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации- для легковых автомобилей; (4.4)


где Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-ширина колеи.


Pw=0,5·0,31·1,29·0,78·1,816·1,42·2,3962=2,309H


Сила сопротивления качению колес, Н:

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации,

гдеТеоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации для радиальных шин (4.6)


f0 =fт

fт=0,03

fv=0,03·(1+(0,0216·2,396)2)=0,03008

Pf=0,03008·1300·9,81=383,61Н


Сила тяги по сцеплению (сила сцепления ведущих колес с дорогой) в продольном направлении, Н:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации (4.8)

Pkφ=0,4·690·9,81=2707,56 Н


где Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации коэффициент сцепления колес с дорогой;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации сила, прижимающая ведущие колеса к дороге (Gcц=Rz ведущая), Н;

mi – масса, приходящаяся на ведущую ось, кг;

m i = m1 – для переднеприводных АТС;

Pkφ(o)=φxЧmo1Чg - сцепная сила ведущих колёс порожнего автомобиля.


Pkφ(o)=0,4Ч590Ч9,81=2315,16 Н


Данные расчетов см. табл. 4, график - рис. 3.

Расчет показателей тяговой характеристики.


Таблица 4.

Пере-дача λд v, м/с Pk, H Pw, H Pf*, H Pw+Pf*, H fv* Примеч.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
I 0,3 2,396 7607,49 2,309 383,615 385,923 2,396

Рkφ=

2707,56Н


Рkφ(0)=

2315,16Н



0,4 3,195 7796,37 4,104 384,412 388,516 3,195

0,5 3,993 7859,15 6,414 385,437 391,850 3,993

0,6 4,792 7796,37 9,236 386,689 395,925 4,792

0,7 5,591 7607,49 12,571 388,169 400,740 5,591

0,8 6,389 7293,06 16,419 389,877 406,296 6,389

0,9 7,188 6853,07 20,780 391,813 412,592 7,188

1,0 7,987 6287,32 25,654 393,976 419,630 7,987

1,1 8,785 5595,73 31,041 396,367 427,408 8,785

1,2 9,584 4778,37 36,941 398,986 435,927 9,584
II 0,3 4,627 3939,25 8,611 386,412 395,022 4,627

0,4 6,169 4037,05 15,308 389,384 404,692 6,169

0,5 7,712 4069,56 23,920 393,207 417,127 7,712

0,6 9,254 4037,05 34,445 397,878 432,322 9,254

0,7 10,797 3939,25 46,883 403,398 450,281 10,797

0,8 12,339 3776,43 61,234 409,768 471,002 12,339

0,9 13,882 3548,60 77,499 416,987 494,485 13,882

1,0 15,424 3255,65 95,677 425,055 520,732 15,424

1,1 16,966 2897,54 115,769 433,972 549,741 16,966

1,2 18,509 2474,30 137,774 443,739 581,513 18,509
III 0,3 7,773 2344,80 24,302 393,376 417,678 7,773

0,4 10,365 2403,02 43,204 401,765 444,969 10,365

0,5 12,956 2422,37 67,512 412,554 480,066 12,956

0,6 15,547 2403,02 97,216 425,738 522,953 15,547

0,7 18,139 2344,80 132,320 441,318 573,638 18,139

0,8 20,730 2247,89 172,825 459,296 632,121 20,730

0,9 23,321 2112,28 218,730 479,670 698,400 23,321

1,0 25,912 1937,90 270,036 502,441 772,477 25,912

1,1 28,503 1724,73 326,742 527,610 854,352 28,503

1,2 31,094 1472,80 388,849 555,175 944,024 31,094

Продолжение таблицы 4.

Пере-дача λд v, м/с Pk, H Pw, H Pf*, H Pw+Pf*, H fv* Примеч.
IV 0,3 11,776 1547,85 55,770 407,343 463,113 11,776

0,4 15,701 1586,28 99,147 426,595 525,742 15,701

0,5 19,627 1599,05 154,930 451,353 606,283 19,627

0,6 23,552 1586,28 223,096 481,608 704,704 23,552

0,7 27,478 1547,85 303,656 517,363 821,019 27,478

0,8 31,403 1483,87 396,609 558,619 955,227 31,403

0,9 35,328 1394,35 501,955 605,375 1107,330 35,328

1,0 39,254 1279,24 619,695 657,632 1277,326 39,254

1,1 43,179 1138,53 749,828 715,389 1465,217 43,179

1,2 47,104 972,23 892,354 778,647 1671,001 47,104

*Расчеты выполнить для Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=1.

Тяговая характеристика автомобиля

Audi 100 Avant

(V=const, i=tgα=0)


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Рис. 3.


Схема внешних сил действующих на АТС

при ________________________________ (по указанию преподавателя)

5. Расчет и построение динамического паспорта АТС


Динамический фактор автомобиля (коэф. динамичности по тяге):


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации,(5.1)


где Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации: Pк и PW из табл.4.


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации


Расчеты сведены в табл. 5.

Динамический фактор по сцеплению


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=0,4·0,531=0,2124(5.2)


где Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-коэффициент нагрузки ведущих колес:

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-для АТС классической схемы;


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации


Масштаб шкалы Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатацииследует выбрать из соотношения:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации=Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации(5.3)

где Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-цена деления шкалы D, мм;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-цена деления шкалы D0, мм;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации -снаряженная масса, кг;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-полная масса, кг.

Коэффициент сопротивления качению с учетом влияния скорости движения АТС -см. табл 4, динамический паспорт- рис. 5.


Таблица 5.

Расчет показателей динамического паспорта.

λд 1 передача 2-я 3-я 4-я Примеч.

ν1 D1 ν2 D2 ν3 D3 ν4 D4

Dφ=0,2124

fт=

0,3 2,396 0,596 4,627 0,308 7,773 0,182 11,776 0,117
0,4 3,195 0,611 6,169 0,315 10,365 0,185 15,701 0,117
0,5 3,993 0,616 7,712 0,317 12,956 0,185 19,627 0,113
0,6 4,792 0,611 9,254 0,314 15,547 0,181 23,552 0,107
0,7 5,591 0,596 10,797 0,305 18,139 0,173 27,478 0,098
0,8 6,389 0,571 12,339 0,291 20,730 0,163 31,403 0,085
0,9 7,188 0,536 13,882 0,272 23,321 0,148 35,328 0,070
1,0 7,987 0,491 15,424 0,248 25,912 0,131 39,254 0,052
1,1 8,785 0,436 16,966 0,218 28,503 0,110 43,179 0,030
1,2 9,584 0,372 18,509 0,183 31,094 0,085 47,104 0,006
λд max









Динамический паспорт.

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Рис. 5

6. Расчет и построение мощностной характеристики автомобиля


6.1 Установившееся движение АТС


Расчетные формулы:

Мощность, подведенная к ведущим колесам с ипользованием возможностей двигателя и трансмиссии, кВт:


Nк=Nе-Nтр=Nе·ηтр=19,965·0,913=18,23(6.1)


где: Nе – (см. табл. 2)

Мощность, теряемая на преодоление внешних сопротивлений при установившемся движении на горизонтальном участке дороги, соответственно, кВт:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации(6.2)

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации(6.3)


где: Pf, Pw и v – (см. табл. 4)

Результаты расчетов см. табл.6.1. и 6.2., график – рис. 6.


Таблица 6.1

Расчет показателей мощностной характеристики автомобиля

Передача

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

v, м/с Nе, кВт Nk, кВт Примеч.
I 0,3 2,396 19,965 0,925

0,4 3,195 27,28 1,241

0,5 3,993 34,375 1,565

0,6 4,792 40,92 1,897

0,7 5,591 46,585 2,240

0,8 6,389 51,04 2,596

0,9 7,188 53,955 2,966

1 7,987 55 3,351

1,1 8,785 53,845 3,755

1,2 9,584 50,16 4,178

II


0,3 4,627 19,965 1,828

0,4 6,169 27,28 2,497

0,5 7,712 34,375 3,217

0,6 9,254 40,92 4,001

0,7 10,797 46,585 4,862

0,8 12,339 51,04 5,812

0,9 13,882 53,955 6,864

1 15,424 55 8,032

1,1 16,966 53,845 9,327

1,2 18,509 50,16 10,763

Передача

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

v, м/с Nе, кВт Nk, кВт Примеч.

III

0,3 7,773 19,965 3,247

0,4 10,365 27,28 4,612

0,5 12,956 34,375 6,220

0,6 15,547 40,92 8,131

0,7 18,139 46,585 10,405

0,8 20,730 51,04 13,104

0,9 23,321 53,955 16,287

1 25,912 55 20,016

1,1 28,503 53,845 24,352

1,2 31,094 50,16 29,354

IV


0,3 11,776 19,965 5,454

0,4 15,701 27,28 8,255

0,5 19,627 34,375 11,900

0,6 23,552 40,92 16,598

0,7 27,478 46,585 22,560

0,8 31,403 51,04 29,997

0,9 35,328 53,955 39,120

1 39,254 55 50,140

1,1 43,179 53,845 63,266

1,2 47,104 50,16 78,711

Таблица 6.2

Расчет потерь мощности на преодоление внешних сопротивлений

Передача I II III IV
vн, м/с 9,584 18,509 31,094 47,104
Nf, кВт 3,824 8,213 17,263 36,677
Nw, кВт 0,354 2,550 12,091 42,034
Nf+ Nw, кВт 4,178 10,763 29,354 78,711

Мощностная характеристика автомобиля

(V=const, i=0)


6.2 Анализ энергозатрат для общего случая движения


Уравнение мощностного баланса АТС для общего случая движения:


Ne=Nтр+Nf+Nw±Nα±Nj+Nпр=Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации (6.2.1)


В частности:

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации, кВт-мощность, необходимая для преодоления подъёма; (6.2.2)

Где Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-продольный уклон дороги.

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации, кВт-затраты энергии на ускорение;


где Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации -коэфициент учёта вращающихся масс; (6.2.3)

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-передаточное число коробки.

При расчётах можно принять:

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-для ведомых колёс;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации-для ведущих колёс.

Возможные значения Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации и Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации, которое способно преодолеть АТС в разных случаях движения на рассматриваемой дороге, легко можно оценить, используя динамический паспорт:


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации, при V=const и Д<Дφ;

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации, при i=0 (движение по равнине),


Где g=9.81 м/с2

Расчётные данные и графические зависимости по произведённому анализу см.табл.6.3, рис 12


Таблица 6.3

Анализ Pα и Nα

Расчётные показателиТеоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации

Единицы измерения i=tgα Примечание


2% 4% 6%

H

кВт




m=

Таблица 6.4

Анализ Pj и Nj

Расчётн. показатели

Ед.

изм.

Передачи Примечание


I II III IV V

δвр

Pj

V

Nj

-

H

км/ч

кВт






Движение равноускоренное

Литература


1. Краткий автомобильный справочник. М., Трансконсалтинг, 1994 или др. издания.

2. Руководство по устройству и эксплуатации автомобиля

3. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. М., Машиностроение, 1989.

4. Конотилов В.И. Автомобили, теоретические основы. Тюмень, ТюмГНТУ, 1999.

5. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. М., Транспорт, 1989

6. ГОСТ Р51709-2001. Автотранспортные средства, требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. М., Госстандарт России, 2001.

7. Конспект лекций по дисциплине «Теория АТС» и методические указания.

Приложение 1


Где взять указанные данные [1]*


Наименование показателей Усл. обозн. Разм. Стр.

Коэф. сопротивления качению, табл.

Коэф. аэродин. сопрот. (обтекаемости)

Коэф. сцепления колес с дорогой

Расчетные массы пассажиров, обслуживающего персонала и багажа

Габаритные размеры АТС, например ВАЗ-1111

Условное обозначение шин

Параметры шин ЛА(диагон.)

Параметры шин (радиальн.)

Параметры шин ГА

Параметры шин больш. грузоподъемн.

Параметры шин с регулир. давлением

kw

j

m4


La, Ва, На

-

кгс*с2/м4

-

кг

кг


мм

63

63

69

86

86

689

643

645

647

649

652

454

Приложение 2


Таблица 2.1

Примерные значения коэффициентов a,b,c.

Тип ДВС а b c

Карбюраторные

4-х тактные дизели с непосредственным впрыском топлива

2-х тактные дизели

1.00


0.53

0.87

1.00


1.56

1.17

1.00


1.09

1.00


Таблица 2.2

Примерные значения коэффициентов aт,bт,cт.

Тип ДВС ат ст

Карбюраторные

Дизельные

1.20

1.55

1.00

1.55

0.80

1.00


Таблица 2.3

Примерное значение удельного расхода топлива у современных ДВС.

Тип ДВС ge(NH), г/кВт*ч
Карбюраторные 327…234
Дизельные:
- 4-х тактные без наддува 235…202
- 4-х тактные с наддувом 223…188
- 2-х тактные 257…223

Можно также принять:

ge/Nн=gemin(1.05...1.10)

Приложение 3


Примерные значения коэффициентов для расчета КПД трансмиссии


Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатацииПоказатели


КПД цилиндрической пары зубчатых колес

КПД конической пары зубчатых колес

КПД карданного шарнира с подшипниками качения

Коэф.холостых (гидравлических) потерь в трансмиссии :

для АТС типа 4x2

для АТС типа 4x4

для АТС типа 6x6

Коэф. эксплуатационной загрузки

Усл.

обозн.

hкард


kхол

kхол

kхол

Численное значение


0.980...0.990

0.970...0.980

»0.995


0.03...0.05

(0.03...0.05)*(1.5...2)

(0.03...0.05)*(2...3)

cэ=Ме/Мн=1*

Приложение 4


Таблица 4.1

Коэффициенты сопротивления качению АТС

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатацииТип дороги


Цементобетонное и асфальтобетонное покрытия:

в отличном состоянии

в удовлетворительном состоянии

Щебеночное или гравийное шоссе, обработанное вяжущими органическими материалами

То же, без обработки

Брусчатка

Булыжная мостовая:

в хорошем состоянии

с выбоинами

Хорошие нескользкие грунтовые и гравийные дороги с незначительной колейностью, сухие

Плохие нескользкие грунтовые и гравийные дороги с колейностью

Грунтовые после дождя

Грунтовые размокшие дороги с глубоко прорезаемой колеей и в период распутицы

Суглинистая или глинистая целина:

сухая

в пластическом состоянии

в текучем состоянии

Песок влажный

Песок сыпучий (сухой)

Снежные укатанные дороги расчищенные

Снежные дороги нерасчищенные

Лед или обледенелая дорога


0.012-0.018

0.018-0.020


0.02-0.025

0.03-0.04

0.02-0.025


0.023-0.3

0.035-0.05

0.03


0.06

0.05-0.15

0.1-0.25

0.04-0.06

0.10-0.20

0.20-0.30

0.08-0.15

0.15-0.30


0.03-0.05

до 0.10

0.018-0.03

Приложение 4 (продолжение)


Таблица 4.2

Коэффициенты сцепления колес с дорогой

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатацииВид и состояние дорожного покрытия

Асфальтобетонное, цементобетонное:

сухое

мокрое

Щебеночное:

сухое

мокрое

Грунтовая дорога:

сухая

мокрая

Покрытая укатанным снегом дорога

Обледенелая дорога

j


0.7-0.8

0.4-0.3


0.6-0.7

0.3-0.5


0.5-0.6

0.2-0.4

0.2-0.3

0.1-0.2


Таблица 4.3

Коэффициенты сцепления для шин, имеющих рисунок протектора повышенной проходимости

Теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатацииВид и состояние дорожного покрытия

Асфальтобетонное или бетонное сухое

То же, мокрое чистое

То же, покрытое грязью

Булыжное сухое

Щебеночное сухое

То же, мокрое

Грунтовая дорога сухая

То же, увлажненная дождем

То же, в период распутицы

Целина летом:

песок сухой

песок влажный

суглинок сухой

суглинок, увлажненный до пластического состояния

то же, до текучего состояния

Целина зимой:

снег рыхлый

снег укатанный (на дороге)

Обледенелая дорога и гладкий лед

Тающая гололедица

j

0.7-0.8

0.5-0.6

0.25-0.45

0.6-0.7

0.6-0.7

0.4-0.55

0.5-0.6

0.35-0.5

0.2-0.3


0.2-0.3

0.4-0.5

0.4-0.5

0.3-0.45


0.15-0.25

0.2-0.4

0.3-0.50

0.06-0.07

0.05-0.10


Таблица 4.4

Примерные значения коэффициента сопротивления воздуха АТС. Н.с2/м4

Тип АТС kw

Легковые

Грузовые

Автобусы

Гоночные

0.20...0.35

0.6...0.7

0.25...0.40

0.13...0.15


Таблица 4.5

Коэффициенты обтекаемости некоторых автомобилей.

Тип или марка АТС сх

ЛА с кузовом типа «седан»

ВАЗ-2108

ЗАЗ-1102

Москвич-2141

ВАЗ-2110

Рено, Веста-2(фр.)

Урал типа 6*6

КамАЗ, МАЗ

Автобусы с кузовом вагонного типа

АП ЗиЛ

0.43...0.46

0.38

0.37

0.35

0.31

0.186

0.9...1.1

1.1...1.2

0.55...0.65

1.1...1.3


35

Похожие работы:

  1. • Разработка блока управления электромеханическим замком
  2. • Система автоматического контроля условий эксплуатации ...
  3. • Техническое обслуживание легкового автомобиля
  4. • Диагностика технического состояния автомобиля ВАЗ ...
  5. • Диагностика автомобиля
  6. • Исследование особенностей технической эксплуатации ...
  7. • Исследование особенностей технической эксплуатации ...
  8. • Нормирование шума автомобиля
  9. • Организация технического обслуживания и ремонта ...
  10. • Автоматизированное рабочее место инженера станции ...
  11. • Расчет эксплуатационных свойств автомобилей УАЗ 3741 ...
  12. • Расчет тягово-скоростных свойств трактора и ...
  13. • Эксплуатационные материалы
  14. • Техническая эксплуатация автомобилей. Расчет вероятности ...
  15. • Приемы управления автомобилем в особо опасных условиях
  16. • Экономика автомобильного транспорта
  17. • Кузовной участок автомобилей (Москвич, ГАЗ, ИЖ)
  18. • Техническая эксплуатация автомобильного парка АТП
  19. • Проектирование автотранспортного предприятия по ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com