Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины"

Математический факультет

Кафедра МПМ


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Реферат


Исполнитель:

Студентка группы М-42 Головачева А.Ю.

Научный руководитель:

Канд. физ-мат. наук, доцент Лебедева М.Т.


Гомель 2007


Содержание


Введение

1. Методика введения понятий синуса, косинуса и тангенса на геометрическом материале. Основные тригонометрические тождества

2. Методика введения определений тригонометрических функций углов от 0° до 180°

3. Методика изучения тригонометрических функций в курсе алгебры

4. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства и методика обучения решению

Заключение

Литература


Введение


Традиционная методическая схема изучения тригонометрических функций такова: 1) вначале определяются тригонометрические функции для острого угла прямоугольного треугольника; 2) затем введенные понятия обобщаются для углов от 00 до 1800; 3) тригонометрические функции определяются для произвольных угловых величин и действительных чисел.

Первые два этапа реализуются в курсе планиметрии. Геометрический характер определений тригонометрических функций объясняет тот факт, что они составляют единственный вид функций, который начинают изучать не в курсе алгебры, а в курсе геометрии. Для геометрии важен "общефункциональный взгляд" на тригонометрические функции, а их прикладная сторона (решение прямоугольных треугольников, применение некоторых тригонометрических тождеств, теорем cos и sin, решение произвольных треугольников). Поэтому в курсе планиметрии нет термина "тригонометрические функции".


1. Методика введения понятий синуса, косинуса и тангенса на геометрическом материале. Основные тригонометрические тождества


Знакомство с тригонометрическим материалом начинается в курсе геометрии при знакомстве с прямоугольным треугольником. Понятия Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики острых углов треугольника вводится для углов от Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики до Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, как отношение сторон этого треугольника. Предварительно учащиеся должны усвоить названия сторон прямоугольного треугольника: катеты (стороны прямого угла) и гипотенуза (сторона противолежащая прямому углу). Для этого необходимо предложить учащимся прямоугольные треугольники, разнообразные по расположению вершин прямого угла и предложить назвать стороны треугольника.


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Назовите катеты в Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиABC, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиAPN. Назовите гипотенузы в Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиLKM и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиEFA. Будут ли гипотенузами следующие отрезки: AB, KL, AP, AN, EF, FA в указанных треугольниках и почему?

Следующие выражения "прилежащий" и "противолежащий" отрабатываются на следующем этапе. Для этого необходимо по указанным треугольникам предложить учащимся назвать прилежащие и противолежащие острым углам катеты. Назвать отрезки: KL, PN, EA и попросить учащихся назвать те углы, против которых лежат эти катеты или, которым они прилегают.

Первым вводится понятие Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиугла и доказывается теорема: " Косинус угла зависит от градусной меры угла и не зависит от расположения и размеров треугольника". Это определение уже " работает" при доказательстве теоремы Пифагора.

С остальными понятиями учащиеся знакомятся в пункте " Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике". sin Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, tg Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Формируется свойство: синус и тангенс угла так же, как и косинус, зависят от величины угла.

Для синуса это доказывается так:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики,


так как косинус зависит только от величины угла, то и синус зависит только от величины угла.

Из определений Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики получаем следующие правила:

Катет, противолежащий углу Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, равен произведению гипотенузы на синус Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики;

Катет, прилежащий к углу Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, равен произведению гипотенузы на косинус Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики;

Катет, противолежащий углу Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, равен произведению второго катета на тангенс Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

По этим правилам можно находить неизвестные элементы в прямоугольном треугольнике.

Перечисленные правила могут быть выведены учащимися самостоятельно. Для этого предлагаются вопросы: В прямоугольном треугольнике MNP, LN=Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, LM=Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, гипотенуза MP=m. Найти длины катетов этого треугольника. ( Задача решается по определению).

Раньше по программе тригонометрические функции и соотношения между углами и сторонами в прямоугольном треугольнике изучались в курсе 8 класса.

После введения понятий Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики рассматривались решения основных задач, связанных с отысканием длин сторон и величин углов в прямоугольном треугольнике.

Задача №1. Дано: a, b. Требуется найти Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиA, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиB, c.

Задача №2. Дано: a, c. Требуется найти Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиA, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиB, b.

Задача №3. Дано: a, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиA. Требуется найти Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиA, b, c.

Задача №4. Дано: a, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиB. Требуется найти Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиA, b, c.

Задача №5. Дано: a, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиA. Требуется найти Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиB, a, b.

По действующей программе эти задачи в курсе 8 класса (бывший 7 класс) заменены такой: В прямоугольном треугольнике даны: гипотенуза c и острый угол Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Найдите катеты, их проекции на гипотенузу и высоту, опущенную на гипотенузу.

Вводятся основные тригонометрические тождества:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


В частности, основное тригонометрическое тождество выводится из формулировки теоремы Пифагора:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


Учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами функций острого угла: 1) при возрастании острого угла Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики возрастают, а Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики- убывает; 2) для любого острого угла Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики; которые формулируются как теоремы. Их доказательство связывается с соотношениями острых углов в прямоугольном треугольнике:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, тогда Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики,


тогда из равенства правых частей получаем:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, тогда Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


Вывод свойства возрастания и убывания выглядит так:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Пусть Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики- острые углы, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, и она пересекает стороны угловИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики в точках Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики соответственно.

Так как Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, то точка Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики лежит между точками Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, тогда Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. А значит, по свойству наклонных, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики(через сравнение их проекций). Так как Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, то косинус убывает. А так как Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, то синус возрастает.


2. Методика введения определений тригонометрических функций углов от Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики до Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Расширение области определения тригонометрических функций от Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики до Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики происходит в теме: "Декартовы координаты на плоскости".


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Рассмотрим окружность с центром в начале координат произвольного радиуса R. Откладываем в полуплоскость Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики угол Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Пусть точка Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики имеет координаты Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, то из треугольника Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Определяются значения Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики этими формулами для любого угла α (для Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики0-исключается).


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Можно найти значения этих функций для углов 900, 00, 1800. Доказывается, что для любого угла α , 00<α<1800, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиповернем подвижный радиус на угол 1800-α=Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики по гипотенузе и острому углу: => OB1=OB; A1B1=AB => x = -x1,y = y1=>


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Итак, в школьном курсе геометрии понятие тригонометрической функции вводится геометрическими средствами ввиду их большей доступности.

Традиционная методическая схема изучения тригонометрических функций такова: 1) вначале определяются тригонометрические функции для острого угла прямоугольного треугольника; 2) затем введенные понятия обобщаются для углов от 00 до 1800; 3) тригонометрические функции определяются для произвольных угловых величин и действительных чисел.

Первые два этапа реализуются в курсе планиметрии. Геометрический характер определений тригонометрических функций объясняет тот факт, что они составляют единственный вид функций, который начинают изучать не в курсе алгебры, а в курсе геометрии. Для геометрии важен "общефункциональный взгляд" на тригонометрические функции, а их прикладная сторона (решение прямоугольных треугольников, применение некоторых тригонометрических тождеств, теорем cos и sin, решение произвольных треугольников). Поэтому в курсе планиметрии нет термина "тригонометрические функции".

Конкретизировать, например, понятие cos острого угла прямоугольного треугольника, можно по следующей методической схеме:

построить на миллиметровой бумаге прямоугольный треугольник ABC;

обозначить величину острого угла А буквой α;

измерить (по клеткам) прилежащий катет АС и гипотенузу АВ;

вычислить отношение Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

записать значение cos α (делается следующая запись cos α ≈ в которой для α не указывается его конкретное значение);

измерить транспортиром угол α, найти его величину и записать значение косинуса этого угла данного прямоугольного треугольника.

Определенные трудности в изучение элементов тригонометрии (по Пифагору) порождает теорема: "Косинус угла α зависит только от градусной меры угла". Необходимость изучения данной теоремы можно разъяснить учащемуся так: Пусть требуется на основании определения найти cos 370. Предположим, что это задание выполняют отдельно друг от друга несколько человек. Чтобы найти cos 370, они построят прямоугольный треугольник (каждый свой) с углом в 370, измерят прилежащий катет и гипотенузу, найдут отношение прилежащего катета к гипотенузе. Полученное число и будет являться cos 370. Есть ли гарантия, что каждый ученик получит один и тот же ответ? Этот вопрос возникает по той причине, что каждый строит свой треугольник, получает свои значения длин прилежащего катета и гипотенузы. Так, может быть, и искомое отношение у каждого ученика будет какое-то свое? Понятно, что если бы значение cos 370 при переходе от одного прямоугольного треугольника к другому изменялось, то ценность такого понятия в математике была бы не велика. Изучаемая терема является ответом на поставленные вопросы. Она утверждает, что косинус острого угла зависит не от выбора прямоугольного треугольника, а только от меры угла.

При решении прямоугольных треугольников необходимо обратить внимание учащегося на тот факт, что с каждой из формул для cos, sin и tg α связывается еще две формулы:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Определение cos, sin, tg углов от 00 до 1800 являются генетическими, т.к. в них указываются построения и вычисления, позволяющие найти значение тригонометрической функции.

В пособие говорится следующее (стр. 132, 1, 2 абзац), обратите внимание учащихся на следующее обстоятельство. Ранее для острых углов были установлены некоторые тригонометрические тождества. "Справедливы ли эти тождества для углов от 00 до 1800. Справедливы ли прежние доказательства этих тождеств или необходимо привести новые?"

Сравним доказательства основного тригонометрического тождества: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики для острых углов и для углов от 00 до 1800:


00<α<900 00≤α≤1800

1 Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

1 Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

2 Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

2 Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

3 Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

3 Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


В курсе "Алгебра 9" обобщается определение cos, tg и sin α на случай произвольного угла α и вводится понятие ctg α. Возможность такого обобщения – во введении понятия угла поворота, положительного и отрицательного угла, понятия полного оборота. Доказывается, что тригонометрические функции, их значение, не зависит от длины радиуса.

Здесь же приведены с доказательствами основные тригонометрические формулы, формулы сложения и их следствия.


3. Методика изучения тригонометрических функций в курсе алгебры


Традиционная методическая схема изучения тригонометрических функций:

в начале определяются тригонометрические функции для острого угла прямоугольного треугольника;

затем введенные понятия обобщаются для углов от Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики до Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики;

тригонометрические функции определяются для произвольных угловых величин и действительных чисел.

В курсе алгебры и начала анализа осуществляется заключительный этап изучения, который включает:

Закрепление представлений учащихся о радианной мере угла; отработка навыков перехода от градусной меры к радианной и наоборот;

Формирование представлений об углах с градусной мерой, большей Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики; формирование представлений об углах с положительной и отрицательной градусными мерами; перевод этих градусных мер в радианы (положительные и отрицательные действительные числа);

Описание тригонометрических функций на языке радианной меры угла;

Утверждение функциональной точки зрения на Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики (трактовка Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики как функций действительного аргумента, установление области определения, области значений, построение графика функции, установление промежутков монотонности, знакопостоянства и т.д.);

Повторение известных и ознакомление с новыми тригонометрическими тождествами, ключом которых является тождество Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики;

Применение тригонометрических тождеств в тождественных преобразованиях и при решении задач по стереометрии.

В курсе "Алгебра 9" учащиеся знакомятся с функциональной точкой зрения. Выражения Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиопределимы при Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, т.к Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики угла поворота можно найти соответствующее значение дробей Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики . Выражение Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики имеет смысл при Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, кроме углов поворота Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, …, т.к. имеет смысл дробь Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Каждому допустимому значению Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики соответствует единственное значение Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Поэтому Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики являются функциями угла Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Их называют тригонометрическими функциями.

Учащиеся знакомятся со следующими общефункциональными свойствами этих функций:

область значения Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики- Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, для Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики- множество всех действительных чисел

промежутки знакопостоянства: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, то значит Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики зависит от знака Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и т.д.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики являются нечетными функциями, а Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики является четной функцией

при изменении угла на целое число оборотов значение Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики не изменится (под обратным понимаем поворот на Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики).

Введение радианной меры угла основывается на том факте, что отношения длины окружности к её радиусу постоянно для данного центрального угла и не зависит от выбора концентрических окружностей. По этой причине меру центрального угла можно охарактеризовать действительным числом Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Если Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики положить равным 1, то радианная мера центрального угла равна 1, т.е. Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Тогда для каждого угла, заданного в градусах, достаточно вычислить соответствующую дугу единичной окружности. Длина такой дуги будет выражать меру данного угла в радианах.

Радианная мера угла позволяет любому действительному числу поставить в соответствие определенную градусную меру угла по формуле: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, где Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Переход от радианной меры угла к действительному числу осуществляется на основании того, что Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Учащимся следует показать изменение величин углов по координатным углам:


1 четверть: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики; Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

2 четверть: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики; Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и т.д.


Определение тригонометрической функции Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики выглядит так:

Опр. Окружность радиуса 1 с центром в начале координат называют единичной

окружностью. Пусть точка Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики единичной окружности получена при повороте точки Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики на угол в Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики радиан. Ордината точки Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики - это синус угла Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Числовая Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикифункция, заданная формулой Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, называется синусом числа, каждому числу Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики ставится в соответствие число Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Устанавливаются области определения и значения функций, напоминаются свойства:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики; Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


Построим график функции Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикина Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Делим единичную окружность и отрезок Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики на 16 равных частей.

Через точку Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики проводим прямую, параллельную Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Проводим прямую Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики до пересечения с построенной прямой. Получим одну из точек графика функции Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, называемого синусоидой.

Отрезок оси Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, с помощью которого находятся значения синуса, называется линией синусов.

Для построения графика синуса вне этого отрезка заметим, что Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Поэтому во всех точках вида Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, где Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, значения синуса совпадают, и, следовательно, график синуса на всей прямой получается из построенного графика с помощью параллельных переносов его вдоль оси Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Для построения графика косинуса следует вспомнить, что Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Следовательно, значение косинуса в произвольной точке Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики равно значению синуса в точке Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Это значит, что график косинуса получается из графика синуса с помощью параллельного переноса на расстояние Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики в отрицательном направлении оси Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Поэтому график функции Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики также является синусоидой.

Для функций Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики определяется аналогично. Область определения Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики- множество всех чисел, где Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Построение графика: проведем касательную Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики к единичной окружности в точке Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Пусть Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики произвольное число, для которого Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Тогда точка Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики не лежит на оси ординат, и, следовательно, прямая Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики пересекает Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики в некоторой точке Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики с абсциссой 1. Найдем ординату этой точки. Для этого заметим, что прямая Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики проходит через точки Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Поэтому она имеет уравнение Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Абсцисса точки Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, лежащей на этой прямой, равна 1. Из уравнения прямой Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикинаходим, что ордината точки Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиравна Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Итак, ордината точки пересечения прямых Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикии Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики равна Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Поэтому прямую Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики называют линией тангенсов.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиНетрудно доказать, что абсцисса точки Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики пересечения прямой Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикис касательной m к единичной окружности, проведённой через точку Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, равна Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики при Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Поэтому прямую m называют линией котангенсов.

Область значений Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики - вся числовая прямая. Докажем это для функции Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Пусть Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики - произвольное действительное число. Рассмотрим точку Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Как только что было показано, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики равен Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Следовательно, функция Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики принимает любое действительное значение Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, ч.т.д.

Построение графика аналогично построению Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Можно построить схему, позволяющую изобразить график тригонометрических функций:

Начертить единичную окружность, горизонтальный диаметр которой служит продолжением оси Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Разделить её на равные части (например,16).

Для функции Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикивыбираем отрезок Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, для функции Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики- Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикии делим их на то же равное число частей.

По окружности находим соответствующее число значений этих функций.

Точки пересечения горизонтальных линий, отвечающих значениям функций и вертикальных линий, отвечающих значениям аргумента, представляют собой точки графика.


4. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства и методика обучения решению


Тригонометрический материал изучается в школьном курсе в несколько этапов.

Функции тригонометрических функций для углов от Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикидо Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

(прямоугольный треугольник, планиметрия);

Тригонометрические функции для углов от Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикидо Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики (тема: "Декартовы координаты на плоскости; геометрия");

Тригонометрические функции для любого действительного числа.

Параллельно изучению теоретического материала учащиеся знакомятся с тригонометрическими формулами, объём которых будет постепенно рассширяться. Умение "выделить" эти формулы в дальнейшем поможет в преобразовании тригонометрических выражений.

К обязательным результатам обучения за курс геометрии в 7-9 классах относиться умение решать типичные задачи на вычисление значений геометрических величин (длин, углов, площадей) с привлечением свойств фигур, аппарата алгебры и тригонометрии.

Например:

В прямоугольном треугольнике найдите катеты, если его гипотенуза равна 5 см, а один из углов равен Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

В прямоугольном треугольнике катет равен 4 см, а прилежащий к нему угол равен Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Найдите другой катет и гипотенузу.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиВ треугольнике ABC: AB=3см, BC=6 см, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики. Определите Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

В треугольнике ABC известны стороны: AB=4 см; BC=5 см; AC=6 см.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиНайдите угол B.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Существуют различные доказательства формулы косинуса суммы двух аргументов.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиОдно из наиболее простых доказательств основано на применении системы координат и формулы расстояние между двумя точками. Воспроизвести доказательство по опорному конспекту:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики;

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики;

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики;

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики;

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики;

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, ч.т.д.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики; Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики иИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиС другой стороны:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики - теорема сложения.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


и по доказанной формуле.

Для доказательства Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики суммы и разности двух углов используются формула приведения, которые помогают преобразовать функции от аргументов вида:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


Проведём радиус Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, длина которого равна Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, на угол Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики: и получили радиус Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, где Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и на угол Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и получим радиус Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, где Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики - прямоугольник. Повернём его на угол Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики вокруг точки Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики; Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики; Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, т.е.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики; Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, т.е:

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики; Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, по Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Аналогично:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Тогда:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


и т.д.


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


К функциям от углов Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики можно прийти и из геометрических соображений.

Формулы приведения для Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикии Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикивыводится из определения этих функций и ранее полученных формул приведения для синуса и косинуса. После этого полученные результаты сводятся в одну таблицу, с помощью которой можно сформулировать мнемоническое правило. Желательно учащимся предложить алгоритм применения формул приведения. Поясним его на примере:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики{определяем четность, в которой оканчивается угол Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики - II четверть; определяем знак данной функции в этой четверти – " - ". Изменяется ли название функции – нет, поэтому:} Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики = - cos Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Вернёмся к выводу формулы синуса суммы и разности двух углов.

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики,


а затем применяется уже известная формула.

Формулы двойного угла выводятся из формулы синуса и косинуса суммы и разности двух углов, положив Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики.

Сумму и разность тригонометрических функций можно преобразовать в произведение, используя следующий пример:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики={ Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики}=

=Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики,


но:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Таким образом:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Замечание: при ознакомлении учащихся с формулами следует добиваться от них проговаривания словесных формулировок доказываемых формул.

Например: сумма синусов двух углов равна удвоенному произведению синуса полусуммы этих углов на косинус полуразности.

В курсе алгебры 9 класса изучается тема: "Элементы тригонометрии" (30 часов):

1) радианное измерение углов, sin, cos, tg произвольного угла, их нахождение с помощью калькулятора;

2) основные тригонометрические тождества:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Их применение для вычисления значений sin, cos, tg;

3) формулы приведения; sin, cos суммы и разности двух углов; sin и cos двойного угла;

4) тождественные преобразования тригонометрических выражений; основная цель – сформировать умения выполнять тождественные преобразования несложных тригонометрических выражений с использованием формул, указанных в программе:

Рассмотрим некоторые примеры преобразований тригонометрических выражений:

Задача №1.

Доказать тождество:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Преобразуем левую часть и получим, применив формулы приведения:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики8Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+sin8Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=2sin8Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+2sin4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=2cos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики(sin8Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+sin4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)=4cos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиsin6Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, и т.д.


Задачи №2.

Упростить выражение


а) Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Можно применить формулы понижения степени:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики{воспользуемся преобразованием разности косинусов в произведение по формуле: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики} =

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

б)Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Задача №3

Преобразовать в произведение:


а) cos5Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+sin8Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos9Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos12Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=(cos5Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos12Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)+(cos8Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos9Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)=

=2cos17/2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos7/2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+2cos17/2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcosИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики/2=2cos17/2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики(cos7/2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cosИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики/2)=

=4cos17/2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos3/2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=4cos3/2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos17/2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

б) 3+4cos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos8Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=3(1+cos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)+(cos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos8Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)=6cos22Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+

+2cos6Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=2 cos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики(3cos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos6Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)=2cos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики((cos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+|cos6Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)+

+2cos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)=2cos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики(2cos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+2cos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)=4cos22Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики(cos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)=

=4cos22Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos22Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=8cos42Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Задача №4

Найти sin4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики, если известно, что:


sinИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики-cosИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=1/2

sin4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=(sin2 Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики+cos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)2-2sin2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=1-2sin2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcos2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=

=1-1/2sin22Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики={sin4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики-cosИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=1/2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики(sinИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики-cosИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики)2=

=1-2sinИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиcosИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=1/4Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математикиsin2Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=3/4}=Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики


Задача №5

Вычислить:


Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

sinИзучение тригонометрического материала в школьном курсе математики=-cos(2arctg4/3)={обозначим arctg4/3 через y, тогда получим cos2y, который нужно преобразовать в тангенс половинного угла. Применим формулу Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики и получим}= Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики

Заключение


Определенные трудности в изучение элементов тригонометрии (по Пифагору) порождает теорема: "Косинус угла α зависит только от градусной меры угла". Необходимость изучения данной теоремы можно разъяснить учащемуся так: Пусть требуется на основании определения найти cos 370. Предположим, что это задание выполняют отдельно друг от друга несколько человек. Чтобы найти cos 370, они построят прямоугольный треугольник (каждый свой) с углом в 370, измерят прилежащий катет и гипотенузу, найдут отношение прилежащего катета к гипотенузе. Полученное число и будет являться cos 370. Есть ли гарантия, что каждый ученик получит один и тот же ответ? Этот вопрос возникает по той причине, что каждый строит свой треугольник, получает свои значения длин прилежащего катета и гипотенузы. Так, может быть, и искомое отношение у каждого ученика будет какое-то свое? Понятно, что если бы значение cos 370 при переходе от одного прямоугольного треугольника к другому изменялось, то ценность такого понятия в математике была бы не велика. Изучаемая терема является ответом на поставленные вопросы. Она утверждает, что косинус острого угла зависит не от выбора прямоугольного треугольника, а только от меры угла.


Литература


1. К.О. Ананченко "Общая методика преподавания математики в школе", Мн., "Унiверсiтэцкае",1997г.

2.Н.М.Рогановский "Методика преподавания в средней школе", Мн., "Высшая школа", 1990г.

3.Г.Фройденталь "Математика как педагогическая задача",М., "Просвещение", 1998г.

4.Н.Н. "Математическая лаборатория", М., "Просвещение", 1997г.

5.Ю.М.Колягин "Методика преподавания математики в средней школе", М., "Просвещение", 1999г.

6.А.А.Столяр "Логические проблемы преподавания математики", Мн., "Высшая школа", 2000г.

Похожие работы:

  1. • Методика изучения функций в школьном курсе математики
  2. • Методика преподавания темы "Тригонометрические ...
  3. • Комплекс упражнений, направленных на формирование ...
  4. • Методические особенности введения показательной ...
  5. • Физические модели при изучении интеграла в курсе ...
  6. •  ... уравнения и неравенства в курсе алгебры и начал ...
  7. • Формирование понятия функции в курсе математики ...
  8. •  ... при изучении структуры биополимеров в школьном курсе химии
  9. • Профессиональная подготовка учителя математики: стандарты ...
  10. • Методика изучения многогранников в школьном курсе ...
  11. • Методика изучения неравенств
  12. • Разработка программы факультативного курса по теории ...
  13. • Изучение функций в курсе математики VII-VIII классов
  14. • Методика преподавание темы Обыкновенные дроби в школьном ...
  15. •  ... при изучении структуры биополимеров в школьном курсе химии
  16. • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов ...
  17. • Геометрический материал на уроках математики
  18. • Теория и методика обучения математике
  19. • Математика и физика в средней школе
Рефетека ру refoteka@gmail.com