Введение
Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подласый выделяет как особо значимые следующие:
обучение с компьютерной поддержкой;
применение мультимедиа-систем;
использование интерактивных компьютерных средств[15;345]
Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.
Включение ИКТ- компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.
Однако, как свидетельствует анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования (И.П. Подласый, А.Я. Ваграменко, А.А. Кузнецов и др.), резервы ИКТ- компонента как средства формирования мотивов к учению у учащихся начальных классов используются не в полной мере.
Из вышесказанного следует, что тема нашего исследования «ИКТ- компонент как средство мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка» актуальна.
Противоречие между большой значимостью формирования мотивации к учению младших школьников и недостаточностью использования ИКТ-компонента как мотивационного приёма определили проблему данного исследования: Каковы приёмы формирования мотивации к учению младших школьников на уроках русского языка?
Объект исследования: процесс формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка.
Предмет исследования: применение ИКТ- компонента как средства формирования мотивации у младших школьников на уроках русского языка.
Контингент исследования - учащиеся 4 класса МОУ СОШ №11 г. Чайковский.
Цель исследования: изучить эффективность влияния ИКТ- компонента как средства формирования мотивации к учению у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Задачи:
Определить особенности формирования мотивации к учению у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Изучить состояние проблемы использования ИКТ- компонента как средства формирования мотивации на уроках русского языка в современной педагогической литературе.
Раскрыть возрастные особенности развития формирования мотивации у детей младшего школьного возраста.
Провести диагностику уровня формирования мотивации к учению у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Общей методологической основой настоящего исследования явились психологическая теория мотивации (А.А.Реан, Н.А. Бордовская), психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К.Маркова), а также идеи, сформулированные в частных методиках.
Для решения задач исследования нами был использован следующий комплекс методов: изучение литературы по теме исследования; наблюдение за деятельностью учащихся; анкетирование учителей и учащихся.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями начальных классов и студентами педагогических учебных заведений.
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников
Исследуя отношения школьников к учению, А.К. Маркова установила, что «мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребность и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы)». При этом под мотивами учения отечественные психологи понимают внутреннюю позицию личности, то есть то, ради чего учится ученик, что побуждает его учиться[23;125]. В данной работе в качестве рабочего определения мы выбираем следующее: мотивы – это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности [13;596]. Мотивация- побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения[15,с.366].
В зарубежных исследованиях изучению мотивов также уделяется большое внимание. Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтпсихологии. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал мотив как самостоятельное образование. Поведение он объяснял, исходя из отношений складывающихся у человека с конкретной средой.
В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека формируются при онтогенетическом развитии. Мотив здесь рассматривается как стремление к достижению некоторых общих видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения - первопричина поведения человека.
В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней от физиологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.
Как считает И.П. Подласый, классифицировать мотивы, действующие в системе обучения можно по различным критериям.
По видам выделяют социальные и познавательные мотивы.
По уровням подразделяют:
широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения);
узкие социальные (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное вознаграждение за свой труд);
мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли с позиции в классе);
широкие познавательные мотивы проявляются как ориентация от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность является его ведущей сферой его жизнедеятельности);
учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направлению и содержанию: социальные (социально-ценностные), познавательные, профессионально-ценностные, эстетические, коммуникационные, статусно-позиционные, традиционно-исторические, утилитарно-прогматические.
Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении ученика рассказывать о том, какие причины пробуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознание влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными.
Могут быть мотивы реальные и мнимые (надуманные, иллюзорные), действующие при определенных обстоятельствах.
Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьников к учению. Оно быстро характеризуется активностью в структуре, которой выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательное выполнение заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучают: отстаивать свое мнение; задавать вопросы товарищам и учителям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; обучать отстающих; объяснять более слабым ученикам непонятный учебный материал; самостоятельно выбирать письменные задания; создавать ситуации самопроверки, анализа познавательных и практических действий [23;126].
Проблема мотивации актуальна как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В работах Л.И. Божович и ее сотрудников при анализе направленности личности были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью [23;125]. Иногда ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление овладеть определенными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.
П.М. Якобсон выделяет несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
1) мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией П.М. Якобсон подразумевает побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры родителей, учителей и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
2) мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.
В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувства гражданского долга перед страной, близкими). Учение рассматривается как «дорога» к освоению ценности культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива, дает силы для преодоления трудностей, помогает быть терпеливым и усидчивым. Это - наиболее ценная мотивация. Однако если эта установка не подкреплена другими мотивирующими факторами, она не обеспечивает максимального эффекта, поскольку привлекательна не деятельность так таковая, а лишь то, что связано с нею.
Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме того, можно выделить мотивацию, лежащую в самой учебной деятельности, например мотивацию, связанную непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодолении препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей).
Современному учителю знанию типа мотивации недостаточно для подкрепления внутренней побудительной силы. Для этого необходимо правильная организация учебной деятельности школьников.
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения
1. Снятие внешнего контроля. Практика показывает, что использование наград и наказаний за результаты обучения ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешнее подкрепление, поощрение или порицание нужны не для контроля, а для информирования ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Они служат основанием для того, чтобы оценить достигнут ли желаемый результат, они являются побудительными силами деятельности. Не должно быть и наказание или порицание за неудачи. Неудача сама по себе вызывает неприятные переживания, состояние неудовлетворенности, подавленности и может привести к угасанию мотива. Педагог должен выбирать такие методы обучения, воспитания и развития, которые способствуют гармоничному развитию личности детей. А.С. Макаренко говорил, что если мы не видем в человеке положительного, то должны сами спроектировать положительное и в соответствии с этим «вести» человека. Однако нельзя полностью игнорировать роль порицания.
Говоря о роли оценки в становлении личности школьника, необходимо иметь в виду ряд психологических особенностей:
- одобрение поступков (словесное поощрение, благодарность), т.е. психологическая поддержка вызывает позитивные эмоции, эмпатию, чувство удовлетворения и побуждает поступать также в дальнейшем;
- положительная или отрицательная оценка, как отдельного ученика, так и класса, видна. Позитивная глобальная оценка («вот примерный ученик», «вот хороший класс») приводит к завышению самооценки и снижению самокритичности и требовательности. Во втором случае угасает побуждение к деятельности, школьник может перестать верить в свои способности, силу и возможности группы. При парциальной (частичной) психологической поддержке ребята гордятся своими достижениями и вместе с тем понимают, что еще не все сделано и нет повода радоваться успеху. Важна и негативная частичная оценка, помогающая правильно ориентироваться в конкретном действии;
- при неудачах предпочтительнее использовать опосредованную оценку (не называя имен), а при достижении поставленной цели – непосредственную (прямую, с указанием имен);
- объективная форма выражения оценки – одно из условий профилактики конфликта между учителем и учениками.
В практике часто встречаются ситуации, когда ученик, который не когда не учил уроков и всегда плохо отвечал, вдруг рассказал материал так, что можно поставить «хорошо» или «отлично». Если педагог при этом поставит ему «тройку», то ученик может разочароваться в своих силах и вновь, как и прежде, перестать выполнять домашние задания.
Если учительница поставит ему соответствующую ответу оценку и отметит ответ, ученик поверит в себя и (так бывает чаще всего) будет регулярно и серьёзно заниматься.
2. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений школьников. Результаты обучения должны быть значимыми для учащихся и соответствовать их потребностям. По мере взросления у ребёнка формируется потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности становится одним из показателей личностной зрелости. Необходимо контролировать появление и становление этой потребности по мере формирования личности, у неё должны определяться все более жизненные перспективы, должно складываться представление, что учеба и ее итоги – это важный шаг жизненного пути.
Таким образом, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Переход к такому перспективному планированию будет безболезненным, если путь достижения учебных целей разбить на более мелкие подцели с конкретным видимым результатам. Текущий контроль процесса усвоения знаний школьников позволяет педагогу не только определить исходный уровень их знаний, умений и навыков, но и скорректировать поставленные задачи, наметив новые пути и средства обучения исходя из потребностей, запросов, интересов учеников. Школьник, оценивая уровень своих знаний и умений, также в соответствии с этим корректирует дальнейшие цели. Благодаря этому взаимодействию внутренняя подсистема становится доминирующей, ученик определяет свою перспективу. 4. 3.Личность учителя и характер его отношения ученику. Сам учитель должен быть личностью, внутренне мотивированной личностью с ярко выраженным интересом педагогической деятельности, высоким самоуважением, профессионализмом и уверенностью в своих силах. Среди личностных качеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь к детям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу. Чтобы обладать этими качествами, необходимо быть духовно богатой, интеллигентной и креативной личностью. К.Д. Ушинский, который писал об этом так: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, то главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанниками: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет воспитательскую силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощерений».
Однако не редко настойчивые и правдивые требования педагога не встречают понимания или вызывают отрицательную реакцию школьников. Это бывает при непонимании между учениками и педагогом. Такое непонимание называется смысловым барьером (или барьером общения).
4. Урок следует организовать так, чтобы сам процесс учения был интересен учащимся и вызывал радость от общения с педагогами и одноклассниками. Четко организованный урок имеет обучающее, развивающее, психологическое и воспитательное значение. Логически продуманная система взаимосвязанных уроков способствует активному проявлению всех духовных сил школьников, выработки определённого биоритма активности, привычке к работе; порождает условия для умственной и трудовой деятельности, что позволяет в процессе усвоения знаний «включать» весь комплект психических процессов учащихся. Благодаря совместной учебной деятельности, обмениваясь практической информацией в делах, школьники учатся взаимопониманию и взаимопомощи.
Познавательная активность на уроке также закаляет волю учащихся, воспитывает у них трудолюбие, ответственность и другие нравственные качества личности. Учителя-новаторы планируют свой урок так, чтобы учебный материал обязательно усваивали все ученики, используя разнообразные методы, соответствующие особенностям содержания урока и уровню развития школьников. Поэтому сегодня на смену комбинированному уроку приходит инновационный урок, имеющий в своей основе новые, оригинальные, творчески привнесённые учителем изменения в содержании, в методах, средствах и формах организации знаний.
Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, места в структуре личности, но наличие внешней и внутренней подсистем мотивации признается всеми [23;125]. Большими дидактическими возможностями в этом плане обладают ИКТ, которые осуществляют не только информационную поддержку образовательного процесса, но и адаптируют его к познавательным потребностям и мотивам учения.
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка
Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно- справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети и Интернет. Как компьютерная поддержка курса «Русский язык» создавался сборник дидактических материалов для учащихся П-1V классов «К грамотности ступеньки», имеющий электронный аналог: пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Преимущества обучения, проводимого с использованием компьютеров: использование цвета, графики: многократное возвращение на экран того раздела, параграфа, [8;37].
ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Информационные технологии обеспечивают пользователю простой доступ к компьютерной технике. Они позволяют автоматизировать любые информационные процессы. Для учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения с помощью компьютерных программ предусмотрены: выбор темпа продвижения каждым обучаемым; многократные повторы действий, но грамматико-орфографическому разбору; диалог; вариативные формы подачи учебной информации с учетом преобладания зрительных, слуховых типов восприятия и памяти, абстрактного или конкретного мышления.
С помощью компьютера можно активизировать все компоненты процесса обучения: целевой, стимул мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.
Компьютер применяется па трех уровнях обучения:
I — на уровне восприятия грамматико-орфографического материала;
II — па уровне осмысления, закрепления;
III — на уровне обобщения и повторения.
Предусмотрена следующая градация
дидактических функций электронного учебника: на I уровне электронный учебник призван стимулировать познавательную активность, желание понять сущность грамматико-орфографичских явлений и овладеть ядром теории (понятийным аппаратом). Для достижения этих задач в демонстрационно-тренировочном модуле используется, но преимуществу иллюстративно-репродуктивный метод; на II электронный учебник призван стимулировать желание получить не только базовый, но и факультативный объем знаний, умений и навыков. Для достижения этих задач в контрольно-тренировочном модуле используется объяснительно-иллюстративный, и проблемный методы; на III уровне электронный учебник призван стимулировать желание углубленно изучать предмет[8;37].
Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети и Интернет[5;24]. Опыт обучения с использованием компьютерных программ по русскому языку в начальных классах покачал, что при их применении следует соблюдать определенную последовательность. Так как интериоризация (переход внешних по форме процессов рассуждений, но правилу во внутренние процессы, протекающие в плане сознания и подсознания в форме умственных операций) осуществляется успешно только при условии следования от этапа к этапу. Редуцирование или пропуск хотя бы одного из перечисленных выше этапов ведет к дефектам в формировании действий учащихся в процессе применения орфографических знаний в практике письма. Искоренить эти ошибки поможет использование специально разработанных методических приемов и такого технического средства, как компьютер. В настоящее время последний является одним из перспективных средств обучения. По мнению В.Г. Коурова и О.И. Коуровой, использование компьютерных технологий открывает принципиально новые возможности для активизации учебно-познавательной деятельности и ее интенсификации. Компьютерные программы позволяют значительно увеличить объем воспринимаемой школьниками информации благодаря тому, что она представляется в более обобщённом, систематизированном виде.
Для проведения экспериментальной работы с целью установления влияния компьютерной технологии на повышение уровня орфографической грамотности учащихся IV класса и развитие абстрактного мышления был разработан сценарий программно-педагогического средства, по которому программист С. Федянин создал компьютерную программу[14;33].
Основным компонентом обучающей программы является тестирующий модуль, состоящий из заданий, нацеленных на обобщающее повторение правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе, среди них востребованы в школьной учебной практике. Хуторская А.В, Боревский Л.Я и Рычков В.Г. отмечают пять основных:
Контроль знаний.
Лабораторный практикум.
Иллюстративное средство при объяснении нового материала.
Самообразование.
Эффективное формирование познавательного интереса.
Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:
Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (на уроке русского языка это может быть презентация, которую создаёт либо учитель, либо ученик[22;67]);
Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
Мобилизовать внимание обучаемого;
Быть точным и объективным в оценке знаний;
Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
Выходить в мировое информационное сообщество;
Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.
Как считает Левицкий С.П., возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Также это проявляется и на уроках русского языка. Это представлено в таблице:
Процессы | Технические функции компьютеров в обучении русскому языку |
воздействие на органы чувств | Графика, анимация, звук, цветовая палитра |
память | Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи языковой учебной информации |
мышление | Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма решения грамматико-орфографической задачи, проблемные задания, вопросы |
обобщение | Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руководство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т.д. |
укрепление | Повторное воспроизведение важных элементов грамматико-орфографического разбора, предъявление других вариантов дидактического материала, многоступенчатый тренинг |
изменение | Презентация разнообразных заданий и упражнений с большим объемом языкового материала |
Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:
Первое – компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.
Второе – он представляет собой, собственно, технологозацию учебного процесса в самом широком смысле – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может бы обучающим, тренировочным и контролирующим[22;117].
Интегрируя ИКТ в образовательный процесс, можно обеспечить:
развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специальными обучающими программами;
Развитие творческого мышления за счет выполнения заданий эвристического, исследовательского характера;
Развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов.
Успешность интеграции ИКТ в учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий. Иногда ученики относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно. Поэтому педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать учащихся. А именно: сделать для них использование ИКТ органичным и необходимым.
Итак, место ИКТ в обучении – информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения русскому языку. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению
Для умения сформировать мотивацию к учению учитель начальных классов должен хорошо знать особенности психологии младших школьников.
Развитие теоретического мышления.
В младшем школьном возрасте идёт интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к перестройке воображения и памяти, превращению их в регулируемые произвольные процессы. У него развиваются способности к обобщению, выделению существенного и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьник научается самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. «На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)[10;250]. К окончанию четвёртого класса с развитием теоретического мышления, т.е. мышления, развивается способность к рефлексии, которая является новообразованием подросткового возраста. В.В. Давыдов показал, что при выполнении детьми учебной деятельности на различном предметном материале были выявлены общие особенности психологического развития: рефлексия, анализ и планирование определяют существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей[10;332]. Таким образом, необходимо учащихся заинтересовать некоторой теоретической информацией.
Память становится мыслящей.
Под влиянием обучения память развивается в 2-х направлениях:
Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).
Происходит сознательное управление памятью (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Восприятие становится думающим, поэтому для формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках необходимо концентрировать внимание на новом учебном материале с помощью схем, таблиц сравнительных или наглядности.
Велика здесь роль учителя, который организует деятельность учащихся по восприятию объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов является сравнение.
Внимание становится произвольным.
Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. По сравнению со старшим школьником, младшему школьнику трудно заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата в будущем.
В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Оно становится более конкретизированным, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то учитель стремится сделать урок интересным, занимательным, т.е. мотивировать обучение учащихся.
Таким образом, при формировании мотивов к учению учителю следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности: непроизвольность внимания, развитие теоретического мышления. Необходимо также помнить, что память у младших школьников мыслящая, а восприятие думающее. Использование ИКТ- компонента в учебном процессе помогает сделать занятия интереснее, что способствует развитию произвольного внимания, творческого мышления.
Глава 2. Педагогическое исследование влияния ИКТ- компонента на формирование мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка
2.1 Методы и организация исследования
Исследование формирования мотивации у учащихся 4 класса с помощью ИКТ- компонента на уроках русского языка проводилось в МОУ СОШ №11. Методы для данного исследования были выбраны следующие: анкетирование учителей начальной школы и учащихся 4 «Б» класса, наблюдение за деятельностью учащихся данного класса на уроках русского языка без применения ИКТ- компонента и с применением презентации. Анкетирование учителей и учащихся проводилось для выяснения проблемы использования ИКТ- компонента на уроках русского языка в четвёртых классах. Рассмотрим далее подробнее.
Анкетирование учителей начальных классов проводилось для выявления проблем использования ИКТ- компонента на уроках русского языка в четвёртых классах. Учителям были предложены вопросы с предоставлением выбора ответа, а также предоставлением возможности ответа на вопрос вариантом, не представленным в анкете. Учитель помечает выбранный вариант ответа в анкете. Было опрошено всего 5 учителей. Из них- 4- учителя четвёртых классов и 1- учитель третьего класса. Данный метод был выбран для удобства опробации результатов и точности.
Анкетирование учащихся 4 «Б» класса проводилось для выявления типа мотивации на уроках русского языка. Учащимся были розданы листочки, на которых им предлагалось напротив номера из перечня мотива поставить балл в зависимости от верности утверждения. Данный метод был выбран для удобства опробации и точности результатов.
Наблюдение за деятельностью учащихся 4 «Б» класса проводилось для выявления эффективности формирования мотивации с применением ИКТ- компонента на уроках русского языка. Наблюдали за уроками русского языка без применения ИКТ- компонента и с применением. На обоих уроках фиксировали проявления активности на каждом этапе.
Таким образом, нами были использованы следующие методы: анкетирование учителей и учащихся, наблюдение за деятельностью учащихся.
2.2 Результаты исследования
В ходе данного исследования были получены следующие результаты анкетирования учащихся: мотивы к учению на уроке русского языка без применения ИКТ- компонента доминирующие - это мотивы долга, ответственности и отношения к учебной деятельности, а с применением- те же и ещё мотивы содержания учебной деятельности и самосовершенствования. Были опрошены также учителя начальных классов. Из пяти учителей большинство (4 человека) ответили на вопрос анкеты «используете ли Вы на своих занятиях ИКТ- компонент?» - «иногда», т.е. данная проблема существует. Восемьдесят процентов опрошенных учителей ответили на вопрос «в чём на Ваш взгляд дидактическое назначение ИКТ- компонента на уроках русского языка?»- «как наглядность и дополнение информации о чём-либо»; 10%- «как наглядность»; 10%- «дополнение информации о чём-либо». Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке русского языка с применением ИКТ- компонента показало, что учащиеся более мотивированы на изучение нового материала, а именно: они задают больше вопросов по теме, работают с учебником охотнее и отвечают на вопросы учителя, т.е они усваивают больше материала, чем на уроке без применения ИКТ- компонента.
Таким образом, полученные нами следующие результаты наблюдения за деятельностью учащихся, анкетирования учащихся и учителей показали, что применение ИКТ- компонента на уроках русского языка в начальных классах используется, и оно весьма эффективно для формирования у учащихся мотивации, но существует проблема недостаточности оборудования, поэтому используют ИКТ- компонент на уроках русского языка в четвёртых классах не всегда. ИКТ- компонент является дидактическим резервом для формирования положительных мотивов к учению.
Заключение
В ходе исследования нами был рассмотрен процесс формирования мотивации с помощью ИКТ- компонента у учащихся четвёртого класса. Вспомним, что формирование мотивации - это побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения. Мотивация связана с таким понятием, как познавательная активность школьника.
В структуре активности выделяют следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения задания;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования мотивов является ИКТ- компонент.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Формировать мотивацию к учению, особенно у младших школьников, необходимо, потому что в результате побуждения учащихся к активной учебной деятельности возрастает уровень самостоятельности ребёнка.
Для того, чтобы сформировать мотивацию у учащихся начальной школы на уроках, необходимо использовать в этом процессе такие методы и средства, с помощью которых учитель мог бы заинтересовать ребёнка возникшей проблемой.
В период бурной информатизации общества необходимым и важным для работы с информацией является использование новых информационных технологий.
Дидактические возможности ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизируют внимание обучаемого, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.
Использование ИКТ- компонента является резервом при формировании мотивов к обучению у младших школьников на уроках русского языка.
Тезаурус
Активизация- управление активностью школьников - управление активностью школьников[15,с.365].
Активность - непременное условие развития способностей и дарований, достижения успеха[15,с.92].
Активность познавательная - деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями[13,c.8].
Актуальный - очень важный, имеющий большое значение для настоящего момента[24,с.22].
Анкета - опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему ответов[13,с.11].
Валидность - комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова её действенность, практическая полезность[13,с.17].
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности[15,с.24].
Воспитать- привить, внушить что-нибудь кому-нибудь[25,с.98]
Деятельность - специфический вид активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя[11,с.657].
Заинтересовать- возбудить в ком-нибудь особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть, узнать, понять[24,с.144].
Интерес- внимание, проявляемое к кому-чему-либо или возбуждаемое кем-чем-либо[24,с.179].
Компьютер - электронная вычислительная машина[24,с.207].
Мотивация- побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения[15,с.366].
Метод наблюдения - целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов[13,с.85].
Методы педагогического исследования - совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития[13,с.84].
Образование- процесс усвоения знаний[24,с.320]
Обучение - специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыка самообразования в соответствии с поставленными целями[15,с.26].
Объект исследования - педагогическое пространство, область, в рамках которой находится то, что будет изучаться[13,с.48].
26