Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Транспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определения

Транспортное обеспечение внешней торговли:

основные понятия и определения

Транспорт (от лат. transportare — перемещать, перевозить) — сфера услуг, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт включа­ет совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу.

В международном товарообмене транспорт занимает особое место. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда; с другой стороны — выступает на международных рынках в качестве экспортера своей продукции, кото­рая представляет специфический товар — транспортные услуги. Таким образом, формируются два различных подхода к роли транс­порта в системе внешнеэкономических связей.

Рассмотрим более детально первый из них. Он гласит: «Транспорт следует рассматривать как необходимую, важную, но все же обеспечи­вающую (вспомогательную) отрасль мирового хозяйства и междуна­родных экономических отношений». Результатом определения такой роли стало широкое распространение понятия «транспортное обеспе­чение ВЭС (внешней торговли)».

Транспортное обеспечение (ТО) следует рассматривать как систему, представляющую совокупность технических, технологических элемен­тов; экономических, правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными процессами и операциями.

В рамках ТО находится транспортное обслуживание, которое про­является в системе транспортного обеспечения как конечный резуль­тат деятельности транспортных фирм по выполнению договора пере­возки, представляя собой совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих производство транспортной продукции надлежаще­го качества.

Первой особенностью транспортного обеспечения в международ­ных экономических связях является то, что продукция транспорта вы­ступает на международных рынках как объект купли-продажи, и поэ­тому она подвержена воздействию всех факторов, характеризующих развитие мировой экономики в целом. Транспортная продукция реа­лизуется через международные рынки транспортных услуг.

Другая особенность транспортного обеспечения внешнеэкономи­ческих связей — особо острое восприятие и учет на международных транспортных рынках качества транспортного обслуживания, которое проявляется в цене транспортной услуги.

Международный товарообмен и международный транспорт в про­цессе обращения воздействуют друг на друга, находясь в тесной орга­нической взаимосвязи. Развитие международной торговли способст­вует развитию транспорта и совершенствованию его технических средств; в свою очередь, научно-технический прогресс на транспорте способствует развитию международного товарообмена, вовлекая в его сферу все новые рынки товаров.

Невозможно представить ни одну внешнеторговую сделку без участия в ней транспорта — в любом случае товар необходимо доста­вить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного обес­печения внешнеэкономических связей оказывает существенное влия­ние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвен­но воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.

В настоящее время основным источником правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения. Многие из них охватывают все или несколько видов транспорта. Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980г. В процессе регулирования международных перевозок большую роль играют внутригосударственные акты. В РФ это Гражданский кодекс, Воздушный кодекс 1997г., Кодекс торгового мореплавания 1999г., Транспортный устав железной дороги РФ 1998г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001г.

Правовая регламентация международных перевозок тесно свя­зана с деятельностью международных организаций.

Международные транспортные организации возникли в конце XIX в. Они разрабатывают проекты конвенций, унифицирован­ных правил и технических регламентов. Для рассмотрения и при­нятия конвенций международные организации созывают дипло­матические или иные конференции.

Международные транспортные организации создаются по ви­дам транспорта. Наиболее многочисленными являются организа­ции в области водного транспорта (их насчитывается более 100). Из числа межправительственных организаций, безусловно, самой авторитетной является Международная морская организация (ИМО), созданная в 1949 г. Одна из ее основных целей — поощ­рение устранения дискриминационных мер и излишних ограниче­ний со стороны правительств, затрагивающих международное тор­говое судоходство, с тем чтобы мировая торговля могла без дис­криминации пользоваться услугами судоходства. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о пе­ревозке пассажиров и их багажа морем 1974 г. (дополнена в нояб­ре 1976 г.), Международная конвенция но облегчению междуна­родного морского судоходства 1965 г. (в дальнейшем неоднократ­но дополнена) и др.

В 1905 г. образована Балтийская и международная морская организация (БИМКО). Основная задача этой неправительствен­ной организации заключается в подготовке и пересмотре про­форм чартеров и другой транспортной документации; издание ти­повых форм перевозочных документов для использования судо­владельцами, а также типовых форм перевозочных документов, рекомендованных родственным организациям или согласованных с представителями заинтересованных сторон.

Полезную работу по унификации транспортной документации осуществляют Международный морской комитет (ММК), Между­народная палата судоходства (МПС), Ассоциация латиноамери­канских судовладельцев (АЛАМАР), Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО) и др.

Международные организации по железнодорожному транспорту имеют статус неправительственных организаций. Многие из них являются региональными и занимаются узким кругом проблем. Например, в 1969 г. учреждена Восточно-Африканская железнодо­рожная корпорация. Она занимается координацией перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. В 1975 г. созда­на Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК). Целью организации является определение практических мер по проведению единой тарифной политики, что должно способство­вать дальнейшему развитию международных пассажирских перево­зок. ЕПК выполняет функции тарифного союза в рамках отдель­ных железнодорожных сообщений. В 1950 г. создан Европейский союз по железнодорожным перевозкам западноевропейских стран. Основная цель Союза — представление и защита в международных организациях интересов европейских железнодорожных админист­раций во взаимоотношениях с другими международными транс­портными союзами и с национальными транспортными и эконо­мическими администрациями, связанными с перевозками в между­народном сообщении грузов и пассажиров, а также организация и осуществление международных железнодорожных перевозок в пределах транспортной сети стран — членов Союза.

Среди международных организаций по воздушному транспорту наиболее авторитетной является Международная организация гра­жданской авиации (ИКАО). Она создана в 1944 г. как специали­зированное учреждение ООН. Одна из целей ИКАО — предотвра­щение экономических потерь, вызванных неразумной конкурен­цией. В рамках ИКАО разработан и принят ряд конвенций по регламентации международных воздушных перевозок, напри­мер Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (май 1999г.).

Из региональных организаций отметим Арабский совет граж­данской авиации (создан в 1967 г.), Ассоциацию африканских авиакомпаний (1968 г.), Ассоциацию авиакомпаний Европейского сообщества (1980 г.), Ассоциацию дальневосточных авиакомпаний (1966 г.). Основная цель этих организаций — выработка рекомен­даций по унифицированию коммерческо-правовой документации относительно перевозок грузов, пассажиров и их багажа.

В настоящее время функционирует небольшое число междуна­родных организаций по автомобильному транспорту и автодоро­гам. Так, в 1948г. создана Международная автодорожная федера­ция, в 1904г. — Международная автомобильная федерация, в 1957г. — Международный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующих транспортных средств. Эти орга­низации занимаются унификацией транспортной документации, правил дорожного движения, стандартизации систем взыскания за нарушение правил перевозки грузов, пассажиров и их багажа.

Из международных организаций по речному сообщению наибо­лее активными считаются Дунайская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну. Например, Дунайская комиссия изучает и решает вопросы, касающиеся юридических аспектов судоходства на внутренних водных путях международного значения; готовит необходимые правила относительно коммерческих вопро­сов плавания по Дунаю; разрабатывает единообразные нормы, ка­сающиеся таможенного, санитарного, фитосанитарного надзора; составляет проекты соглашений по упрощению правил перевозок грузов и пассажиров.


Международные железнодорожные перевозки

По сравнению с другими видами транспорта железнодорож­ный транспорт имеет серьезные преимущества. Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массо­вые перевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорож­ный транспорт имеет большую дальность и относительно высо­кую скорость перевозок. В-третьих, перевозки по железной доро­ге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозок и высокую безопасность доставки грузов.

Одним из основных договоров по регламентации железнодо­рожных перевозок является Соглашение о международных пере­возках (КОТИФ) 1980г., учредившее Организацию международ­ного железнодорожного транспорта.

В КОТИФ предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Например, общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скоростью 400 км, а для грузов малой скоростью — 300 км в сутки.

Соглашение 1980 г. определяет предельный размер ответствен­ности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в расчетных единицах МВФ — «специальных правах заимствова­ния» (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк на 1 кг веса брутто).

Российская Федерация не является участницей Соглашения
о международных железнодорожных перевозках 1980г., но его положения, связанные с ним инструкции и другие нормативные акты применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Европы и из этих стран в Россию.

Российская Федерация является участницей Соглашения о ме­ждународном железнодорожном сообщении (СМГС) 1951 г. (пере­смотрено в 1992 г.). Оно устанавливает прямое международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами Албании, Болгарии, Китая, КНДР, Монголии, Польши, Румынии, России и ряда других стран.

В соответствии со ст. 7 Соглашения перевозка грузов оформ­ляется накладной, состоящей из трех листов: оригинал наклад­ной; лист выдачи груза; лист уведомления о прибытии груза. Отправитель должен объявить в накладной ценность ряда грузов при предъявлении их к перевозке, например золота, серебра и платины, а также изделий из них; драгоценных камней; ценных мехов; отснятых фильмов; картин; статуй. Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной. При неправильном, не­полном и неточном указании в накладной сведений и заявлений с отправителя взыскивается штраф в пятикратном размере провозной платы. В случае перегруза вагона сверх его максимальной грузоподъемности отправитель выплачивает штраф в пятикратном размере провозной платы.

Соглашение определяет сроки доставки грузов большой скоростью и малой скоростью. Эти сроки удлиняются на время задержки для выполнения таможенных и других правил; перерыва в сообщении, происшедшего не по вине железной дороги и временно препятствующее началу или продолжению перевозки; задержки, происшедшей в результате изменения договора перевозки.

По прибытии груза на станцию назначения железная дорога обязана выдать груз, оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза получателю.

Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку со­стояния груза, его массы или количества мест и если при этом будет установлена полная или частичная утрата груза, недостача массы, отсутствие накладной и т. д.

Соглашение (разд. V) подробно определяет виды и формы от­ветственности железных дорог. Железная дорога, принявшая груз к перевозке по накладной СМГС, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станцию назначения. Каждая последующая железная дорога, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем са­мым в этот договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства.

Железная дорога ответственна за просрочку в доставке груза и за ущерб, возникший вследствие полной или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам за время с момента принятия груза к перевозке до выдачи его на станции назначения.

Железная дорога освобождается от ответственности за полную
или частичную утрату груза, уменьшение массы, повреждение,
порчу или снижение по другим причинам качества груза, если
они, например, произошли: а) вследствие обстоятельств, которые
железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от
нее не зависело; б) вследствие ненадлежащего качества груза при
его приемке к перевозке на станции отправления или вследствие
особых естественных свойств груза, вызвавших его самовозгорание, поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и т. д.; в) по вине отправителя или получателя или вследствие их требований, в силу которых нельзя возложить вину на железную дорогу.

Соглашение подробно регламентирует порядок и размеры воз­мещения за просрочку в доставке груза, снижения качества груза, а также при полной или частичной утрате груза (ст. 25—27). Вы­плата сумм возмещений и штрафов производится в валюте той страны, железная дорога которой производит выплату этих сумм.

Претензии и иски по договору перевозки могут быть заявле­ны в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке груза, для предъявления которых установлен двухмесячный срок.

В 1989 г. заключена Конвенция о гражданской ответственно­сти за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспорт том (КГПОГ). Цель этой конвенции — установить единообразные правила, обеспечивающие соответствующее и скорейшее возмещение ущерба, причиненного при перевозке опасных грузов cooветствующими видами транспорта.

Согласно ст. 5 субъектом ответственности является перевозчик, который с момента инцидента несет ответственность за ущерб, причиненный любыми опасными грузами в ходе их пере­возки, например железнодорожным транспортом. Если перевозчик докажет, что ущерб был причинен всецело или частично в результате поведения потерпевшего лица, которое совершило действие или упущение с намерением причинить ущерб либо по небрежности этого лица, перевозчик может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.

Ответственность перевозчика железнодорожным транспортом по искам, предъявляемым в связи с каким-либо одним инцидентом, ограничивается следующими размерами: в отношении исков связанных со смертью или телесными повреждениями — 18 млн расчетных единиц, а в отношении любых других исков — 12 млн расчетных единиц.

Перевозчик может создать фонд в суде или другом компетент­ном органе любого из государств-участников. Любой созданный таким образом фонд служит только для удовлетворения требова­ний по искам, и отношении которых ответственность может быть ограничена на основании Конвенции 1989 г. Фонд может быть создан либо путем внесения суммы в депозит, либо путем пред­ставления банковской гарантии или любого другого обеспечения, допускаемого законодательством государства-участника, в котором создается фонд, и призываемого достаточным судом или другим компетентным органом.

Расчетной единицей согласно ст. 12 Конвенции является еди­ница специальных прав заимствования, как она определена МВФ.

Российская Федерация заключила большое количество двусто­ронних договоров по вопросам регламентации железнодорожных пе­ревозок. В них решаются вопросы координации железнодорожных перевозок и особенности правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транс­порта. В соглашениях со странами СНГ констатируется сохранение действующего порядка осуществления международных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Они сохраня­ют сложившиеся технологические связи между железными дорога­ми, устанавливают систему ответственности за нарушение техноло­гических параметров перевозочной работы. Например, Соглашение между РФ и Казахстаном об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодо­рожного транспорта 1996 г. определяет порядок применения железнодорожных тарифов при перевозках пассажиров и грузов по участ­кам железных дорог (применяются тарифы государств — собствен­ников соответствующих участков железных дорог).

В Российской Федерации экономические, правовые и органи­зационные основы деятельности железнодорожного транспорта определяет Федеральный закон «О федеральном железнодорож­ном транспорте» 1995г. В соответствии со ст. 18 этого Закона ор­ганизация перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа в международном железнодорожном и прямом международном смешанном сообщениях, развитие международных транспортных Связей и внешнеэкономическая деятельность осуществляются фе­деральным органом исполнительной власти в области железнодо­рожного транспорта. Перевозки грузов в прямом международном Смешанном сообщении производятся на основании соответствующих международных договоров РФ.

Ответственность предприятий железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, хранению и перевозке гру­зов, грузобагажа и багажа в международном сообщении определя­тся в соответствии с международными договорами РФ (ст. 20).


Транспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определенияТранспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определенияМеждународные морские перевозки

Морской транспорт является основным средством перевозки внешнеторговых грузов. На морском транспорте сложились две ос­новные формы его эксплуатации: трамповое судоходство, при ко­тором работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки, не ограничена определен­ным видом груза, а цена перевозки устанавливается по соглаше­нию сторон; линейное судоходство, т. е. форма регулирования судо­ходства, обслуживающая направление перевозок, с устойчивым пассажиро- и грузопотоками и предусматривающая организацию движения закрепленных за линией судов по расписанию с оплатой по тарифу. Характерным признаком линии является постоянство оборота судов на основании существующего расписания.

Международная перевозка грузов морем осуществляется на основе договора. По договору международной морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахто­ватель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Договор морской перевозки груза может быть заключен:

а)с условием предоставления для морской перевозки груза всего
судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);

б)без такого условия.

Перевозчиком является лицо, заключившее договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от чьего имени заключен такой договор. Фактически перевозчиком являет­ся лицо, которому поручено осуществление перевозки груза или части перевозки, и включает любое другое лицо, которому пору­чено такое осуществление перевозки. Фрахтователем является лицо, заключившее договор морской перевозки груза.

Отправителем является лицо, которое заключило договор мор­ской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.

В марте 1978 г. в Гамбурге принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов. Все положения Конвенции носят императивный характер. Она применяется ко всем договорам морской перевозки между двумя различными государствами, если: а) порт погрузки или разгрузки, предусмотренные в договоре морской перевозки, ;находятся в одном из государств — участников Конвенции, или б) один из опционных портов разгрузки, предусмотренных в до­говоре морской перевозки, является фактическим портом разгруз­ки и такой порт находится в одном из государств — участников Конвенции, или в) коносамент или другой документ, подтвер­ждающий договор морской перевозки, выдан в одном из договари­вающихся государств, или г) коносамент или другой документ, подтверждающий договор морской перевозки, предусматривает, что договор должен регулироваться положениями Конвенции или законодательством любого государства — участника Конвенции. Положения Конвенции 1978г. применяются независимо от национальной принадлежности судна, перевозчика, фактического перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя или любого дру­гого заинтересованного лица.

Конвенция подробно регламентирует вопросы ответственности перевозчика и грузоотправителя. Причем ответственность перевозчика основана на принципе презюмируемой вины. Это означает, что, как правило, бремя доказывания возлагается на перевозчика. Однако в определенных случаях положения Конвенции из­меняют это правило.

Согласно ст. 4 Конвенции ответственность перевозчика за груз охватывает период, в течение которого груз находится в ве­дении перевозчика в порту погрузки, во время перевозки и в порту разгрузки. Он несет ответственность за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, а также задержки в сдаче, если только перевозчик не докажет, что он, его служа­щие или агенты приняли все меры, которые могли разумно тре­боваться, чтобы избежать таких обстоятельств и их последствий. Перевозчик также несет ответственность за утрату или поврежде­ние груза или задержку в сдаче, вызванные пожаром, если по­следний возник по вине перевозчика, его служащих или агентов.

В отношении живых животных перевозчик не несет ответст­венности за утрату, повреждение или задержку в сдаче, являющихся результатом любых особых рисков, присущих этому виду перевозки.

Перевозчик не несет ответственности, кроме общей аварии, в тех случаях, когда утрата, повреждение или задержка в сдаче возникла в результате мер по спасению жизни или разумных мер по спасению имущества на море.

В случае наличия смешанной вины перевозчик несет ответст­венность лишь в той степени, в какой утрата, повреждение или задержка сдачи груза обусловлена виной перевозчика, его служа­щих или агентов. В этом случае перевозчик должен доказать раз­мер утраты, повреждения или задержки в сдаче, которые не обу­словлены виной с его стороны. Ответственность перевозчика ог­раничивается суммой, эквивалентной 385 расчетным единицам за место или другую единицу отгрузки либо 2,5 расчетной единицы за один килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, в зависимости от того, какая сумма выше. Ответственность перевозчика за задержку в сдаче груза ограничивается суммой, в 2,5 раза кратной фрахту, подлежащему уплате за задержанный сдачей груз, но не превышающей размеры фрахта, подлежащего уплате на основании договора морской перевозки.

Перевозчик не имеет права на ограничение ответственности, если доказано, что утрата, повреждение или задержка в сдаче гру­за явились результатом действия или упущения перевозчика, со­вершенных либо с намерением причинить такую утрату, повреж­дение или задержку, либо вследствие безответственности и с по­ниманием вероятности возникновения такой утраты, повреждения или задержки.

В случаях, когда осуществление перевозки или ее части пору­чено фактическому перевозчику, последний тем не менее остается ответственным за всю перевозку груза. При сквозной перевозке пределы ответственности перевозчика и фактического перевозчи­ка определяются в договоре перевозки.

Расчетная единица является единицей «специального права заимствования», как она определена Международным валютным фондом (МВФ). Суммы, указанные выше, переводятся в нацио­нальную валюту государства в соответствии со стоимостью этой валюты на дату судебного решения или на дату, согласованную сторонами. Стоимость в единицах «специального права заимство­вания» национальной валюты государства — участника Конвен­ции, которое является членом МВФ, исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым МВФ на соот­ветствующую дату для его собственных операций и расчетов. Стоимость в единицах «специального права заимствования» на­циональной валюты государства — участника Конвенции, которое не является членом МВФ, исчисляется способом, установленным этим государством.

Грузоотправитель не отвечает за ущерб, понесенный перевоз­чиком или фактическим перевозчиком, или за повреждение, по­лученное судном, если только такой ущерб или повреждение не произошли по вине грузоотправителя, его служащих или агентов. Служащий или агент грузоотправителя также не несет ответствен­ности за такой ущерб или повреждение, если только ущерб или повреждение не были вызваны виной с его стороны.

Любой иск в связи с перевозкой грузов по Конвенции 1978 г. погашается давностью, если судебное или арбитражное разбира­тельство не было начато в течение двух лет. Срок исковой давно­сти начинается в день, когда перевозчик сдал груз или часть гру­за, или в случаях, если груз вообще не был сдан, — в последний день, когда груз должен был быть сдан. День, когда начинается срок исковой давности, не включается в этот срок.

Конвенция пока не вступила в силу, однако ее положения ак­тивно применяются на практике, в том числе судовладельцами РФ. Основные нормы Конвенции включены в гл. VIII КТМ РФ 1999 г.

Организационно-правовым вопросам перевозки грузов морем посвящена гл. VIII КТМ РФ 1999 г., а вопросам права, подлежащего применению к отношениям, возникающим из морской перевозки с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, — гл. XXVI.

Согласно ст. 418 КТМ РФ отношения, возникающие из договора морской перевозки груза, регулируются законом государст­ва, предусмотренным соглашением сторон; из договора морской перевозки пассажира — законом государства, указанным в билете пассажира.

При отсутствии соглашения сторон о надлежащем примене­нии права отношения сторон, возникающие из договоров морской перевозки, регулируются законом государства, в котором уч­реждена, имеет основное место деятельности или место жительст­ва сторона, являющаяся перевозчиком. В данном случае речь идет о применении права стороны, которая осуществляет решаю­щее исполнение по договору (см. ст. 1211 ГК РФ).

Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание такого договора мо­гут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письмен­ными доказательствами. Перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов. Согласно ст. 124 КТМ РФ 1999 г. перевозчик обязан заблаго­временно, до начала рейса привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надле­жащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в котором перевозится груз, в состояние, обес­печивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза. Перевозчик не несет ответственность за мореходное состояние судна, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им данной заботливости.

Перевозчик обязан подать судно в указанный в чартере порт погрузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с условиями чартера. Фрахтователь обязан указать безопасный порт погрузки.

Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополни­тельных к фрахту платежей, называется сталийным временем. Оно определяется соглашением сторон. По окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополни­тельное время ожидания (контрсталийное время). За задержку судна свыше контрсталийного времени фрахтователь обязан воз­местить перевозчику причиненные убытки, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от перевозчика.

Перевозчик с момента принятия груза для перевозки до мо­мента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обра­батывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.

КТМ РФ 1999 г. наделяет стороны договора морской перевоз­ки груза правом на отказ от исполнения такого договора. Они могут сделать это при наступлении следующих обстоятельств: а) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза; б) блокада места отправления или места назначения; в) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза; г) привлечение судна для государственных нужд; д) за­прещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза гру­за в место назначения.

Груз, перевозка которого осуществляется на основании коно­самента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявле­нии оригинала коносамента.

Получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за про­стой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки.

Плата за перевозку грузов морем (фрахт) может либо оговари­ваться в каждом отдельном случае (как правило, при заключении чартера), либо исчисляться на основе тарифа. В зависимости от условий договора фрахт оплачивается за единицу массы или объе­ма либо в виде общей суммы за рейс, на который зафрахтовано судно (люмпсум).

Перевозка морем опасных и вредных веществ помимо указан­ных выше договоров регламентируется также Международной конвенцией об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. Глава XIX КТМ РФ целиком основана на этой Конвенции, к которой Рос­сия присоединилась в 1999 г.

Юридический Комитет ИМО разрабатывает проект протокола к Афинской конвенции относительно финансовой безопасности. Предполагается введение обязательного страхования пассажира и его багажа. Дипломатическая конференция по принятию данно­го протокола состоится в 2002 или 2003 г.

Глава IX КТМ РФ 1999г. подробно регламентирует процесс перевозки пассажира и его багажа морем. Данная глава в основ­ном базируется на положениях Афинской конвенции 1974г. и Протоколе к ней 1976 г. КТМ устанавливает следующие преде­лы ответственности перевозчика: за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира — в размере 175 тыс. расчетных единиц; за повреждение каютного багажа — 1,8 тыс. расчетных единиц
на пассажира в отношении перевозки в целом.

Конференция устанавливает тарифные ставки на таком низ­ком уровне, какой возможен с коммерческой точки зрения, и они должны позволять судовладельцам получать разумную при­быль. Эксплуатационные расходы рассчитываются, как правило, по круговому рейсу судов в прямом и обратном направлениях, рассматриваемых как единое целое. Тарифные ставки должны учитывать характер грузов, взаимосвязь между весом и объемом грузов, а также их ценность.

Конференции должны устанавливать поощрительные тариф­ные ставки на товары нетрадиционного экспорта. Такие ставки устанавливаются обычно на период 12 месяцев, если заинтересо­ванные стороны не договорятся об ином.


Международные воздушные перевозки

В отличие от других видов транспорта в перевозках на воз­душном транспорте первое место занимают пассажиры. Воздуш­ный транспорт широко используется для перевозки срочных, ско­ропортящихся ценных и других грузов, багажа и почты.

Перед другими видами транспорта авиационный имеет опре­деленные преимущества. К наиболее важным из них относятся: высокая скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстрота организации воздушного сообщения; высокая маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям.

Международные воздушные перевозки регламентируются в основ­ном Конвенцией о Международной гражданской авиации 1944 г., Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся ме­ждународных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвен­ция), двусторонними договорами РФ и национальным законода­тельством государств.

Для большинства международных перевозок (включая отрезки международной перевозки) ответственность за утрату, поврежде­ние или задержку багажа ограничивается суммой приблизительно 9,07 долл. США за фунт (20 долл. США за 1 кг) зарегистриро­ванного багажа и 400 долл. США за незарегистрированный багаж каждого пассажира. Повышенная ценность багажа может быть за­явлена на определенные виды предметов (например, хрупкие, ценные и скоропортящиеся предметы).

Согласно ст. 28 Конвенции иск может быть заявлен по выбо­ру истца в судах одного из следующих государств: по местожи­тельству перевозчика, по месту нахождения его главного управле­ния или конторы, которой был заключен договор, или по месту исполнения перевозки.

В мае 1999 г. принята Монреальская конвенция для унифика­ции некоторых правил международных воздушных перевозок. Конвенция вступит в силу, когда 30 государств ратифицируют ее. В ней уточнены: понятие воздушных перевозок, обязанности сто­рон, пределы ответственности в СПЗ, юрисдикция по разреше­нию споров и т. д.

Монреальская конвенция применяется при всякой междуна­родной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна авиатранспортным предприятиям.

В соответствии со ст. 1 Конвенции международной перевоз­кой называется всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на тер­ритории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника.

Вопросам международных воздушных перевозок посвящена гл. XV Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 г. (ВК РФ). Согласно ст. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, кото­рый имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пасса­жиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздуш­ной перевозки. Международной воздушной перевозкой считается воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт на­значения расположены: а) соответственно на территориях двух госу­дарств; б) на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

За вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотрен­ном гражданским законодательством РФ, если иное не преду­смотрено международным договором РФ.

Вопросы регламентации международных воздушных перевозок также отражены в двусторонних договорах РФ. Например, в Со­глашении между правительствами РФ и Киргизской Республики о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта 1996 г. указывается, что коммерческие вопросы, ка­сающиеся полетов воздушных судов и перевозок пассажиров, гру­за и почты на договорных линиях, будут решаться по договорен­ности между назначенными авиапредприятиями и представляться на утверждение авиационных властей договаривающихся сторон. Тарифы на любой договорной линии должны устанавливаться на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, вклю­чая эксплуатационные расходы, разумную прибыль и тарифы дру­гих авиапредприятий для любой части установленного маршрута.


Международные автомобильные перевозки

При осуществлении внешнеторговых перевозок автомобильный транспорт имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта: маневренность, доставка грузов «от двери до двери»; срочность и регулярность доставки; доставка может быть организо­вана по системе «just in time» (точно в срок); упаковка (требуется в меньших объемах или не требуется вовсе). Автомобильный транс­порт обеспечивает высокую валютную эффективность перевозок.

Основными договорами, регламентирующими международные автомобильные перевозки, являются Конвенция о договоре меж­дународной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Конвен­ция о дорожном движении 1971г., Таможенная конвенция о меж­дународной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975г., Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г.

Конвенция КДПГ предусматривает, что договор перевозки груза автотранспортом должен быть подтвержден накладной на перевозку груза. Она должна выдаваться в трех экземплярах и подписываться отправителем и перевозчиком. Первый экземп­ляр выдается отправителю, второй прилагается к товарам, а тре­тий остается у перевозчика.

Накладная на перевозку груза является доказательством за­ключения договора перевозки, ее условий и получения товаров перевозчиком (ст. 9).

В октябре 1997 г. государства — члены СНГ заключили Конвен­цию о международных автомобильных перевозках пассажиров и ба­гажа. Действие этой Конвенции распространяется на перевозчиков государств-участников, выполняющих перевозку пассажиров и бага­жа в международном сообщении автобусами, независимо от страны их регистрации и имеет для них обязательную силу. Конвенция оп­ределяет порядок организации международных перевозок, страхова­ния грузов и пассажиров, пограничный и таможенный контроль.

В Конвенции закреплены коллизионные нормы, которые ука­зывают, право какого государства должно быть применено для урегулирования отношений с иностранным элементом, а именно закон места нахождения государственного органа, закон страны следования, закон суда, закон места причинения вреда и др.

Проблемы правового регулирования международных автомо­бильных перевозок в общей форме затрагиваются в двусторонних договорах РФ с иностранными государствами. Так, на основе Со­глашения между правительствами РФ и ФРГ о международном автомобильном сообщении 1993 г. осуществляются автомобильные перевозки пассажиров и грузов между обеими странами и транзи­том по их территориям по дорогам, открытым для международно­го автомобильного сообщения, автотранспортными средствами, зарегистрированными в РФ или в ФРГ. Перевозка грузов между обеими странами или транзитом по их территориям грузовыми автомобилями с прицепами требуют разрешения компетентных органов обоих государств. На каждую перевозку грузов требуется отдельное разрешение, дающее право на совершение одного рей­са туда и обратно. Перевозки грузов должны осуществляться по накладным, но форме соответствующим общепринятому междуна­родному образцу. Перевозки могут выполняться только перевоз­чиками, которые согласно внутреннему законодательству своей страны допущены к осуществлению международных перевозок. Перевозчику не разрешается осуществлять перевозки пассажиров и грузов между двумя пунктами, расположенными на территории договаривающейся стороны.

На основании ст. 5 Соглашения между РФ и Ираном о меж­дународном автомобильном сообщении 1992 г. перевозчики обеих стран имеют право осуществлять без разрешений перевозки экс­портно-импортных грузов между Россией и Ираном.

Перевозки грузов транзитом по территории другой договариваю­щейся стороны, а также из трех стран на территорию другой дого­варивающейся стороны и с территории другой договаривающейся стороны в третьи страны будут осуществляться на основе разреше­ний, выдаваемых компетентными органами России и Ирана.

Разрешений не требуется на перевозки автотранспортными средствами следующих грузов: а) выставочных грузов; б) спортив­ных грузов для проведения спортивных соревнований; в) тел умерших; г) почты; д) поврежденных автотранспортных средств; е) личного домашнего имущества при переселении; ж) грузов, предназначенных для гуманитарной помощи.

При выполнении перевозок перевозчики обязаны заранее за­страховать автотранспортное средство в соответствии с установ­ленным порядком страхования гражданской ответственности.

Федеральный закон РФ «О государственном контроле за осу­ществлением международных автомобильных перевозок и об от­ветственности за нарушение порядка их выполнения» от 9 июля 1998 г. определяет правовые основы мер по усилению государст­венного контроля за соблюдением порядка осуществления между­народных автомобильных перевозок на территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам.

Международная автомобильная перевозка — перевозка транс­портным средством грузов или пассажиров за пределы террито­рии РФ или на ее территорию, а также транзитом через территорию РФ.

Международные автомобильные перевозки иностранными пе­ревозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Порядок выдачи разрешений определяется Правительством РФ.

Российские перевозчики допускаются к международным авто­мобильным перевозкам при наличии лицензии на этот вид дея­тельности.


Транспорт в прошлом и нынешнем веке

Темпы развития и качественные перемены на транспорте в XX веке сравнимы по своим мас­штабам с тем, что было достигнуто в целом за всю его предыдущую историю. В результате не только колоссально возросло значение транспор­та, но и более зримо проявилась его роль как важ­нейшего звена инфраструктуры. Развитие транс­порта и других средств коммуникаций определяет не только «освоение» и структуризацию прост­ранства, то есть в принципе экстенсивный про­цесс экономического роста, но и качественное со­вершенствование экономики, то есть процессы интенсивного роста. В этом смысле сфера комму­никаций, включающая перемещение теперь уже не только материальных объектов, но и вирту­альных ценностей (информации), превратилась в ключевую. Соответственно ее функционирова­ние становится важнейшим фактором развития и экономики, и общества в целом.

Именно тогда возникают новые транспортные отрасли, либо не существовавшие ранее, либо де­лавшие до того свои первые шаги. В новом, XX столетии они начнут уже практически функ­ционировать и станут важнейшими компонента­ми мировой экономики. Речь идет об автомо­бильном, авиационном и трубопроводном транс­порте.

Основной традиционный вид транспорта – морской, на который приходится наибольшая часть грузооборота, особенно в международных пере­возках, претерпевает в XX в. колоссальную транс­формацию. Радикальный прогресс меняет все тех­нические характеристики: типы судов, их разме­ры, грузоподъемность, скорость, безопасность эксплуатации и т.д.

На суше в XX в. железнодорожный транспорт вытесняет гужевой, который исчезает в развитых странах, хотя и сохраняется в наиболее отсталых и отдаленных регионах. Однако вскоре после сво­их первых успехов железные дороги начинают испытывать сильнейшую конкуренцию со сторо­ны автомобильного транспорта. Хотя за это вре­мя территории европейских стран и США покры­ваются густой сетью железных дорог и целый ряд «великих железнодорожных магистралей», в том числе в России, прокладываются на расстояния в тысячи километров, развитие этого вида транс­порта к началу XXI столетия явно замедляется. Очевидно, что он сосредоточивается на грузопе­ревозках на дальние расстояния, тогда как грузо­потоки на короткие и частично на средние рас­стояния составляют сферу работы автомобиль­ного транспорта.

Динамично меняется и ситуация с перевозкой пассажиров. При общем быстром росте происхо­дит перераспределение пассажиропотоков между видами транспорта. Межконтинентальные пере­возки все больше осуществляются воздушным транспортом, тогда как пассажирские суда сни­жают долю своего участия, переключаясь на круизное обслуживание. На суше железнодорожный транспорт теснят автомобили, особенно на ко­ротких и средних расстояниях. Внутренний вод­ный транспорт в основном переходит на обслужи­вание туристов, сохраняя свою роль в перевозке пассажиров лишь в наименее обжитых, мало раз­витых регионах.

В том, что касается перевозки грузов, весьма специфично положение с наливом, к которому относят сырую нефть, нефтепродукты, некоторые жидкие химикалии и сжиженный газ. Перво­начально эти грузы перевозили в цистернах по железным дорогам и на специальных морских или речных судах (танкерах). Однако затем в свя­зи со стремительным ростом потребностей миро­вой экономики, прежде всего в нефти и газе, воз­ник новый вид транспорта — трубопроводный. Наибольший его подъем приходится на вторую половину и особенно на конец прошлого столе­тия. Существующие проекты, включая те, кото­рые уже реализуются, свидетельствуют, что раз­витие этого транспорта будет быстро продол­жаться и в нынешнем XXI столетии.

Беспрецедентно быстрое развитие мирового транспорта в XX в. стало возможным в значи­тельной степени благодаря созданию его мощной инфраструктуры. Финансирование транспортно­го строительства было во многом результатом энергичного вмешательства государства даже в странах с так называемой либеральной экономи­кой (например США), не говоря уже о странах со­циалистических (СССР, КНР) или авторитарных (довоенные Германия, Италия и т.п.).

Значение инфраструктурных сооружений в развитии мирового транспорта можно проиллюс­трировать той ролью, например, которую сыгра­ли морские каналы. В результате их функциони­рования экономически целесообразными стали новые гигантские грузопотоки в межконтинен­тальной торговле.

Намного возросли количество и техническая оснащенность морских портов (только крупных насчитывается несколько тысяч). Благодаря же­лезным дорогам, автомобильным коммуникаци­ям и речным путям они оказались интегрированы в сети наземных транспортных систем. Бурное развитие электронных средств связи, глубоко пронизывающие эти транспортные системы, все больше превращает транспортную инфраструк­туру в материальную базу процесса глобализации мировой экономики. Формируется мировая транспортная система.

Сущность перемен в перевозке грузов в этот период заключалась в том, что многолетние уси­лия по рационализации и удешевлению техноло­гий транспортных операций, наконец, увенчались успехом. Если в перевозках массовых, сырьевых (навалочных, насыпных, наливных) грузов это привело к укрупнению партий товаров («отпра­вок» по транспортной терминологии), то в пере­возке генеральных грузов (промышленной про­дукции, полуфабрикатов и т.д.) это вызвало го­раздо более значительные преобразования.

В целом радикальные изменения на транспор­те, имевшие место в XX в., еще далеко не закон­чены. В ближайшие десятилетия следует ожидать не только количественных, но и глубоких качест­венных перемен. Кроме того, есть основания предполагать, что изменится сам подход к роли и значению транспорта, то есть будут пересматри­ваться теоретические положения, касающиеся этой сферы.

В нашей стране в XX в. было много сделано для улучшения общественного транспорта. При этом за исключением последнего десятилетия (1990-2000 гг.), государство и демонстрировало понимание значения транспорта для сохранения единства страны, развития экономики, внешне­торговых связей, поддержания обороноспособно­сти и на практике руководствовалось этими сооб­ражениями. Вместе с тем были и просчеты и даже концептуальные ошибки.

Россия, как великая сухопутная держава, еще в XIX в. правильно оценила колоссальное значение железнодорожных дорог для своего будущего развития. Их строительство в России было начато, как и в других передовых державах того вре­мени, в первой половине XIX в. В 1857 г. была по­строена первая тысяча верст железных дорог, а к 1890 г. их общая протяженность увеличилась в 30 раз. За последнее десятилетие XIX в. длина же­лезнодорожных путей возросла еще больше. Бы­ло начато строительство транссибирской желез­нодорожной магистрали. К Первой мировой вой­не общая протяженность железных дорог России достигла 70 тыс. км. В дальнейшем, несмотря на смену политического режима, государство про­должало энергично развивать железнодорожный транспорт, вынужденно прерываясь лишь в пери­оды военных потрясений. В Советском Союзе был построен ряд крупных магистралей (Турксиб, БАМ и др.). В конечном итоге общая длина железнодорожной сети достигла к концу XX в. 160 тыс. км.

Проблема неиспользованных возможностей в области транзита и шире в сфере транспорта Рос­сии проявила себя также в морском судоходстве. На протяжении большей части XX в. морской торговый флот по своим размерам и по качест­венным показателям не соответствовал потреб­ностям России как мировой державы. Его задачи упорно ограничивались обеспечением морских перевозок основных экспортно-импортных гру­зов. Лишь позднее, примерно с 60-х годов, начал­ся быстрый рост советского морского флота. Его тоннаж и качественные характеристики резко повысились к рубежу 90-х годов, когда СССР во­шел в число наиболее развитых морских держав мира наравне с США и Японией. Однако с ликви­дацией Советского Союза положение в сфере су­доходства РФ и других стран СНГ резко ухудши­лось и их морской (равно как и сухопутный) транспорт не смог внести весомый вклад в про­цесс интеграции хозяйств этих стран в мировую экономику.

Общий ход развития мирового транспорта в XX в. и современные тенденции позволяют выде­лить основные направления тех процессов, кото­рые наиболее вероятны в перспективе, ближай­шей и долгосрочной.

Рост населения, прежде всего в развивающих­ся странах, быстрое развитие мировой экономики, перемены в международном разделении труда будут и впредь влиять на объемы и товарную структуру грузопотоков, равно как и на геогра­фию перевозок. Глобализация мировой экономи­ки будет воздействовать на развитие транспорта как непосредственно, так и через политику госу­дарств, и инфраструктурная роль транспорта вполне осознана руководством крупнейших дер­жав и транснациональных корпораций.

Интеграционные процессы, внедрение новей­ших электронных информационных систем при­водят ко все большей унификации производст­венных процессов, использованию однотипных машин при производстве идентичных товаров, внедрению сходных или даже идентичных техно­логий. Это способствует нивелировке чисто про­изводственных затрат. В результате на первый план в качестве решающего фактора ценовой конкуренции выходят транспортные затраты производителей. Проблемы логистики, таким об­разом, приобретают особое значение. Очевидно, что в XXI в. на все стороны развития транспорта решающее воздействие будет оказывать органи­зация с пространственной точки зрения производ­ственных процессов, прежде всего в основных от­раслях промышленности. Иными словами, схемы перемещения в пространстве основных материаль­ных элементов производства и готовой продукции. Рационализация транспортных схем безусловно бу­дет сдерживать количественные показатели разви­тия: объем перевозок, парк транспортных средств, протяженность дорог и трасс, размеры других ин­фраструктурных сооружений.

Все более мощное и разностороннее воздейст­вие будет оказывать обострение экологической обстановки в мире, особенно в развитых странах, включая Россию. Сооружение морских портов, трубопроводов, аэропортов, прокладка шоссей­ных и железных дорог существенно вредят окру­жающей среде. Особенно болезненный ущерб в последние десятилетия наносился легко ранимой северной природе из-за аварий трубопроводов и танкеров и разливов нефти. Взрывы и пожары из-за аварий на газопроводах также стали регу­лярными. Воздушный транспорт не только изы­мает из сельскохозяйственного оборота или природных комплексов большие площади для строительства аэропортов, но и создает сильное зашумление, пагубно влияющее на все живое, включая человека. Кроме того, развитие реактивной авиации крайне вредно отражается на земной атмосфере, поскольку постоянно сжига­ется огромное количество кислорода.

Даже водный транспорт по мере увеличения числа судов и их суммарного тоннажа стал очень мощным источником загрязнения Мирового оке­ана и впадающих в него рек. Речной транспорт к тому же приводит к разрушению берегов и гибе­ли фауны и флоры в самих реках и на прилегаю­щих землях. Неизбежно поэтому введение все бо­лее строгих экологических ограничений и даже запретов, связанных с работой транспорта. При­мерами могут служить международные соглаше­ния о предотвращении загрязнения Мирового океана и меры, принимаемые в ЕС по строгой регламентации автомобильного транспорта (нор­мы, касающиеся выхлопных газов, и т.д.) и рабо­ты аэропортов.

Морской транспорт

За истекшее столетие этот вид транспорта претерпел коренные изменения, но и его роль в мировой экономике и международных отношени­ях чрезвычайно усилилась, обеспечивая не только развитие хозяйственных связей, но и пространст­венную экспансию экономической деятельности.

Перемены в географии морской торговли и ее товарной структуре сочетались с увеличением дальности перевозок. Появились или резко воз­росли магистральные грузопотоки между конти­нентами: нефть из Персидского залива идет в Се­верную Америку, Западную Европу и Японию, зерно – из Мексиканского залива в Европу, уголь – из Южной Америки и Западной Африки в Евро­пу, а также из Австралии и Южной Азии в Япо­нию и т.д. При всем этом для промышленных то­варов Северная Атлантика, маршруты между Ев­ропой и странами Индийского океана, между США и Японией были (и остаются) направления­ми весьма интенсивных перевозок. В конечном итоге увеличение дальности перевозки означало, что транспортировка грузов, особенно сырьевых, крупными партиями стала сравнительно более выгодной. Именно поэтому крупнотоннажный флот серьезно потеснил суда среднего размера. Использование же мелкотоннажного флота ста­ло ограничиваться в основном обслуживанием каботажных перевозок, прибрежной торговли.

В количественном отношении чрезвычайно высокими темпами рос общий мировой тоннаж, который увеличился с 28,6 млн. рег. т в начале столетия до 81,6 млн. в 1950 г., а затем до 514,5 млн. рег. т к 2000 г. При этом темпы при­роста были весьма неравномерны. В первую по­ловину века тоннаж вырос в 2,8 раза. В период «транспортной революции» всего за 20 лет (1960-1980 гг.) он увеличился в 3,3 раза, т.е. в среднем годовые темпы прироста составляли 6,2%. В последующие два десятилетия темпы яв­но упали. В 1987 и 1988 гг. тоннаж даже несколь­ко уменьшился. Затем прирост колебался от 0,8 до 3,2% (наивысший предел в 1991 г.). В 1999 г. он составил 1%, в 2000 г. – 1.5%.

Вместе с тем происходит специализация тон­нажа. Уже в первой половине XX в. появляются первые специализированные суда — танкеры, а за­тем и рефрижераторы. В 60-х годах возник флот для перевозки массовых сухогрузов, а в 1980 г. он составил уже около 1/4 всего мирового тоннажа. Удельный вес танкеров в середине столетия до­стиг 1/5 всего флота, а к 1980г. увеличился до 42%.

В последние десятилетия осуществляются и по­пытки использовать на флоте атомную энергию.

В целом процесс быстрого увеличения разме­ра судов, возникновение крупнотоннажного фло­та, сухогрузного и наливного, явился следствием бурного развития морской торговли массовыми сырьевыми товарами: нефтью, рудой, углем, фосфатами, зерном и т.д.

В дальнейшем танкеры и балкеры удержива­ют свои позиции. К 2000 г. доля наливного тонна­жа остается равной 42%, а балкерного – 33% общемирового. В целом массовогрузный тоннаж в совокупности составляет 75% мирового торгово­го флота. Остальные 25% представляют тоннаж, занятый перевозками генеральных (по существу промышленных) грузов. В составе этого флота в XX в. также произошли большие перемены, свя­занные не только с общим прогрессом, но и со специализацией судов внутри группы. Удельный вес в мировом флоте универсальных судов упал с более чем 50% до 20 в 1980 г. и 14% в 2000 г. Они все больше уступали перевозки промышленных товаров контейнеровозам.

Контейнеризация на морском транспорте не только способствовала более быстрой, дешевой и сохранной перевозке промышленных товаров, но и позволила перейти к прямым перевозкам грузов с использованием в одном («смешанном») процессе наряду с морским и других видов транспорта – же­лезнодорожного, автомобильного, речного.

В середине столетия (1950 г.) объем мировых морских перевозок достиг 525 млн. т, в 1960 г. – 1 млрд. т. Далее он исчислялся уже в миллиардах: в 1970 г. – 2,6; в 1980 г. – 3,7; 1990 г. – 4 и, наконец, в 2000 г. – более 5 млрд. т.

Ввиду того что одновременно с увеличением количества перевозимых грузов возрастали в це­лом и расстояния, фактически динамика работы морского транспорта более наглядно характери­зуется грузооборотом в тонно-милях (млрд.): 1937 г. – 1,8, 1950 г. – 2, 1960 г. – 4, 1970 г. – 10,6, 1980г. – 13,1, 2000 г. – 21.

Однако к началу нового XXI в. основные пока­затели работы морского транспорта свидетельст­вуют о замедлении его развития. Ослабление спроса на морские перевозки прогнозируется и на ближайшие десятилетия. Соответственно рост морского торгового флота в новом столетии бу­дет существенно тормозиться.

В целом отечественный флот мог обеспечить перевозку до 80% внешнеторговых грузов. Советские суда также активно участвовали в кросс-трейде. Наиболее впечатляющими были успехи отечественного морского транспорта в период 60-85-х годов. В середине 80-х советский флот до­стиг наибольшего размера – 25,8 двт, и наша стра­на вошла в число крупнейших морских держав. В 90-х годах положение стало стремительно ухуд­шаться. Российской Федерации при разделе со­ветского торгового флота отошло 11 млн. т тон­нажа (к моменту распада СССР общий дедвейт торговых судов составлял 20 млн. т).

В последующие годы флот РФ стал умень­шаться из-за бегства судов под «удобные флаги» и в результате вывода из эксплуатации устаревше­го тоннажа. Все это происходит на фоне падения объема морских перевозок, вызванных рядом причин, в том числе изменениями в географии российской внешней торговли.

В самое последнее время, в начале нового сто­летия как на уровне государственного руководст­ва, так и компаний ("ЛУКойл" и др.), стали при­ниматься решения, которые возрождают осто­рожный оптимизм в отношении постепенного выхода из кризиса морского транспорта РФ.

Будущее российского флота в основном зави­сит от того, насколько успешно сможет государ­ство принять меры по его поддержке, широко ис­пользуемые в международной практике. Речь идет о льготных условиях налогообложения, ре­зервировании определенных категорий грузов для перевозки только отечественным тоннажем, целевых дотациях отечественному судостроению для поставок тоннажа российским судовладель­цам по фиксированным ценам и т.д.

Внутренний водный транспорт

Развитие этого вида транспорта, зародившего­ся еще в древности, определялось прежде всего природными условиями, а именно наличием при­годной речной сети. Постепенно усилилась роль искусственных сооружений – каналов и т.д. Воз­росло и значение дноуглубительных и иных ра­бот по улучшению условий судоходства на внут­ренних водных трассах.

По грузообороту вплоть до начала 90-х годов 2-е место в мире занимал СССР (после США).

В течение первой половины XX в. в мире про­должался рост грузооборота внутреннего водно­го транспорта. С 1913 г. до начала 70-х годов он увеличился в 5,6 раза и достиг 948 млрд. т-км. За это же время пассажирооборот возрос в 8,4 раза и достиг 42 млрд. пасс.-км. В Российской Федера­ции длина внутренних водных судоходных путей возросла с 61 тыс.км в 1928 г. до 121 тыс. км в 1970 г., а количество перевезенных грузов – с 37 млн. т до 311 млн. т.

Общие тенденции, характерные для этого транспорта, проявили себя и в России, особенно в 90-х годах. Протяженность судоходных путей из-за обмеления и резкого уменьшения речного тон­нажа сократилась со 120 тыс. км в 80-х годах до 80 тыс. км сейчас. Объем ежегодных перевозок по внутренним водным путям упал с более чем 560 млн. т до менее чем 100 млн.т. Вместе с тем спецификой РФ является то, что сохраняется крайняя потребность в восстановлении судоход­ства по речным путям, особенно по меридианальным трассам северных рек (связанных природной системой с Северным морским путем), а также по Большому транспортному кольцу (Волга–Дунай–Рейн). В связи с этим есть основания ожидать, что в России в ближайшее десятилетие при участии государства будет происходить постепенное воз­рождение этого вида транспорта.

Железнодорожный транспорт

Этот вид транспорта возник еще в XIX в., но наиболее бурный его рост, технические преобра­зования и перемены в его роли относятся к XX в. В целом во всем мире общая протяженность железных дорог составила (тыс. км): в 1860 г. – 107 (в том числе 52 в Европе), 1900 г. – 803 (в Ев­ропе – 282). В дальнейшем продолжается быст­рое создание инфраструктуры – путевого хозяй­ства и строительство подвижного состава. Желез­нодорожный транспорт превращается в главный вид наземного транспорта и доминирует на суше по крайней мере до середины века, когда положе­ние начинает меняться.

Протяженность железных дорог мира к 1940 г. достигла 1,3 млн. км. К 2000 г., как показывают данные по 67 странам Европы, Азии и Америки, она снизилась до 900 тыс. км, что, безусловно, от­разило общие тенденции развития. Грузооборот железных дорог очень быстро возрастал (млрд. т-км): 1929 г. – 1163, 1937 г. – 1269, 1957 г. – 2988, 1973 г. – 5872.

Быстрый рост в 50-70-х годах объема работы, выполняемой железными дорогами, произошел из-за увеличения расстояний перевозки и благо­даря качественным улучшениям транспортной инфраструктуры. Увеличивалась пропускная и провозная способность дорог, повышалась ско­рость движения поездов, механизировались тру­доемкие погрузочно-разгрузочные операции и т.д. С другой стороны, общая протяженность же­лезнодорожной сети не только перестала возрас­тать, но, наоборот, начала сокращаться. Посте­пенно подготавливались изменения, которые полностью проявили себя позднее, в 1970–2000 гг. Общий грузооборот железнодорожного транс­порта по миру в целом за 20 лет в 70-90-х годах снизился с 5872 до 5527 млрд. т-км, а в следующее десятилетие упал до 4053 млрд. т-км.

Потеря железными дорогами своих позиций в пользу автомобильного транспорта, который во второй половине XX в. принял на себя основные перевозки грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, в то время как авиация стала обслуживать большую часть транспортировок пассажиров, ценных грузов и срочной почты на дальние расстояния, обычно объясняется эконо­мическими причинами. Действительно, многие схемы этих перевозок изменились в результате ценовой конкуренции.

В настоящее время общая протяженность же­лезных дорог России составляет 160 тыс. км. в том числе 90 тыс. км путей общего пользования –МПС и 70 тыс. км подъездных и иных путей необ­щего пользования.

В последнее десятилетие в России, как и в дру­гих постсоветских странах, объем железнодо­рожных перевозок упал весьма существенно. Сказались как общемировые тенденции в этой сфере транспорта, так и специфические причины – снижение объемов промышленного производства, болезненная перестройка географии и товарной структуры грузопотоков. В результате грузооборот железных дорог РФ, который в 1990 г. составлял 2523 млрд. т-км. в 1999 г. упал до 1205 млрд. т-км. Тем не менее, несмотря на эти негативные переме­ны железнодорожный транспорт играет главную роль в экономике РФ, обеспечивая 85% всего грузо­оборота и 38% всего пассажирооборота страны.

Автомобильный транспорт

Хотя первые автомобили были сконструиро­ваны еще в конце XIX в., развитие этого вида транспорта началось в XX в. При этом в течение многих десятилетий темпы роста были очень вы­соки, а само внедрение этого транспорта в по­вседневную жизнь привело ко многим качествен­ным переменам в экономике, социальной сфере, экологии и т.д.

В 1900 г. во всем мире насчитывалось всего 6 тыс. автомобилей. В 1950 г. их было уже 62,3 млн., а к началу 60-х годов – 103 млн. В 1970 г. эксплуатировалось 246,4 млн. машин. В начале 90-х годов их число возросло еще вдвое. Наконец, на пороге XXI в. число грузовых автомашин, пре­высило 140 млн., а легковых – 460 млн.

Грузооборот автотранспорта в целом по миру увеличился с 1913 по 1970г. в сотни раз: К 70-м годам был превышен рубеж в 2000 млрд. т-км. В последующие три десятилетия грузооборот возрос еще более чем на треть и к 2000 г. достиг 3500 млрд. т-км.

Развитие автомобильного транспорта ради­кально изменило всю ситуацию с сухопутными перевозками грузов и пассажиров. В конечном итоге был вначале вытеснен гужевой транспорт, а впоследствии было серьезно ограничено разви­тие железных дорог.

Пассажирооборот на автомобильном транс­порте в целом по миру достиг к началу XXI в. ко­лоссальной величины – 10620 млрд. пасс.-км. Ав­томобили стали основным видом транспорта в пассажирских сообщениях (более 2/3 всего пасса­жирооборота развитых стран). Автомобильный транспорт доказал свои преимущества при пере­возках на короткие и средние расстояния. Он доминирует во внутригородских перевозках.

Мировой парк грузовых автомобилей только за последние 30 лет вырос в 2 раза – с 70 млн. до более чем 140 млн., а легковых автомобилей – в 1,7 раза. При этом большая часть автотранспорт­ных средств принадлежит развитым странам Ев­ропы и Северной Америки, равно как и основная часть дорожной сети с твердым покрытием.

В России (СССР) автотранспорт, особенно легковой, развивался медленнее, чем в западных странах, и менее успешно, чем такие виды транс­порта, как железнодорожный и водный, что объ­ясняется общей социально-экономической поли­тикой государства. Эксплуатационная длина авто­дорог с твердым покрытием в 1928 г. составляла в Российской Федерации 20 тыс. км, в 1940 г. – 68 тыс., в 1950 г. – 83 тыс., в 1970 г. – 264 тыс. км.

Протяженность российских автодорог в насто­ящее время превышает 750 тыс. км. Ввиду разме­ров территории РФ показатель плотности авто­дорог на единицу площади явно недостаточен, а их качество оставляет желать лучшего. В связи с ухудшением экономического положения в 90-е го­ды общий объем автоперевозок в РФ снижался и к началу XXI в. составлял около 600 млн. т.

Воздушный транспорт

Быстрое развитие техники и потребности в высокоскоростных перевозках особо ценных гру­зов, почты и пассажиров привели к тому, что по­сле Первой мировой войны стал быстро форми­роваться воздушный транспорт. Последующее развитие его происходило стремительными тем­пами.

Дальнейшее развитие авиационного транспор­та также шло быстрыми темпами. К концу 90-х годов грузооборот достиг 293 млрд. т-км, в том числе в международном сообщении 189 млрд. т-км. Число пассажиров увеличилось до 2244 млн., включая 1252 млн. на международных линиях.

Развитие авиационной техники в XX в. вопло­щалось прежде всего в совершенствовании двига­телей и улучшении конструкции летательных ап­паратов. Легкие и сравнительно более простые поршневые самолеты во второй половине столе­тия заменялись реактивными. В 60-х годах с рос­том воздушных грузовых перевозок в эксплуата­цию стали активно вводиться тяжелые грузовые летательные аппараты. Примерно в это же время увеличение пассажиропотоков стимулировало создание самолетов с большой вместимостью. Появились аэробусы.

В течение всего XX в., особенно его второй по­ловины, возрастали скорости машин и дальность их полета. В последние годы на первый план вы­шла проблема топливной экономичности и защи­ты окружающей среды. При этом экологические требования включают и снижение шума.

Если судить по основным параметрам, внешне положение на воздушном транспорте было бла­гополучным. В 1945 г. число пассажиров пере­везенных воздушным транспортом составило 0,6 млн., в 1955 – 2,5 млн., в 1965 г. – уже 42,1 млн. Соответственно увеличивался пассажиро- и гру­зооборот автотранспорта.

Однако положение серьезно изменилось с рас­падом Советского Союза. Данные по России сви­детельствуют, что пассажирооборот упал с 159,5 млрд. пасс.-км в 1990 г. до 53,4 млрд. в 1999 г., а грузооборот снизился с 2,6 млрд. до 2,3 млрд. т-км. Численность пассажиров составила 21,7 млн., а количество грузов – 540 тыс. т. Среди экономических причин трудностей, с которыми сталкивается российская авиация в рыночных ус­ловиях, особое место занимает низкая платеже­способность потенциальной отечественной кли­ентуры.

Трубопроводный транспорт

Хотя первые небольшие трубопроводы были сооружены еще до начала XX столетия, развитие этого вида транспорта относится целиком к про­шедшему веку, особенно к его второй половине.

В начале 70-х годов общая протяженность ма­гистральных нефтепроводов в мире достигала 258 тыс. км, газопроводов – 609 тыс. км. Уже в то время примерно половина общей длины нефте­проводов и 2/3 длины газопроводов приходилась на США. К началу XXI в. общая протяженность магистральных нефтепроводов в мире достигла 500 тыс. км, то есть возросла примерно вдвое. Со­вокупная длина всех трубопроводов превысила 2 млн. км.

В СССР нефтепроводная система стала разви­ваться во второй половине XX в. В 1940 г. длина нефтепроводов составляла 1,7 тыс. км, в конце 1945 г. не превышала 4,4 тыс. км. В последующие годы темпы строительства стали быстро возрас­тать, отвечая потребностям увеличивающейся добычи и экспорта нефти. Совместными усилия­ми СССР и ряда стран СЭВ в 1960-1964 гг. была сооружена нефтепроводная система «Дружба» длиной 5116 км, а в первой половине 70-х годов – ее вторая очередь. В конечном итоге протяжен­ность системы была доведена до 10 тыс. км. Об­щая длина советских нефтепроводов к 1970 г. воз­росла до 56,6 тыс. км, а к 1980 г. – до 69,7 тыс. км.

В настоящее время реализуются или близки к реализации несколько важных проектов про­кладки нефтепроводов, имеющих экспортное значение. Среди них Балтийская трубопроводная система (БТС) и расширение нефтепровода Тихорецк–Новороссийск, перспективные проекты стро­ительства трубопроводов из Восточной Сибири в Китай и ряд других.

Что касается газопроводов, то в 1975 г. общая их протяженность достигла 100 тыс. км. В том же году началось строительство (закончилось в 1978 г.) газопровода Оренбург–Западная грани­ца. В 1983 г. был введен в эксплуатацию экспорт­ный газопровод Уренгой–Ужгород. К этому вре­мени общая сеть газопроводов в СССР достигла 170 тыс. км.

После раздела СССР к России отошла часть сети газопроводов общей протяженностью 140 тыс. км. Эта сеть постоянно возрастает как за счет внутрен­них линий для обеспечения собственных потребно­стей, так и для поставок (200 млрд. куб. м ежегодно) в страны Европы. Продолжаются работы по строи­тельству трубопровода Ямал–Европа – 4200 км. Пуск его в эксплуатацию намечен на 2010 г., пропу­скная мощность составит 70 млрд. куб. м в год. На очереди также газопровод, который пройдет в се­веро-западном направлении на Финляндию и да­лее на Швецию и Данию. Эксплуатация первой стадии этой магистрали начнется в 2005 г., а всего трубопровода – в 2008 г. Недавно началось соору­жение весьма масштабного трубопровода на Тур­цию. В 2003 г. поставки газа по нему должны до­стичь 8 млрд. куб. м в год, к 2010 г. – 30 млрд. куб. м.

Если прогнозы по миру в целом для мирового трубопроводного транспорта до 2015 г. призна­ются хорошими, то для России они представляют­ся чрезвычайно перспективными.


38


Похожие работы:

  1. • Нетарифные методы госрегулирования внешней торговли
  2. • Источники статистической информации о внешней торговле ...
  3. • Современные тенденции развития внешней торговли Китая
  4. • Экономика Дальнего Востока
  5. • Внешняя торговля России
  6. •  ... деятельности. Таможенная статистика внешней торговли
  7. • Внешняя торговля России
  8. • Внешняя торговля России
  9. • Динамика, товарная и географическая структура ...
  10. • Политика внешней торговли России: тенденции и закономерность
  11. • Статистическая отчетность о внешнеэкономической ...
  12. • Внешняя торговля РФ со странами дальнего зарубежья
  13. •  ... ее регулирования. Анализ внешней торговли России
  14. • Государственное регулирование внешней торговли
  15. • Внешняя торговля России со странами СНГ
  16. • Роль внешней торговли в экономике России
  17. • Международное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая ...
  18. • Анализ внешних связей Японской экономики
  19. • Основные понятия и решения моделирования
Рефетека ру refoteka@gmail.com