Содержание
Введение
1. Анализ российской авиаотрасли
1.1. Конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
1.2. Тенденции развития российской авиаотрасли
2. Сравнительный анализ ОАО «Авиакомпания Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Авиакомпании Сибирь»
2.2. Краткая характеристика ОАО «Аэрофлот»
2.3. Сравнительный анализ ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
Введение
Воздушный транспорт стал одной из наиболее динамично развивающихся отраслей отечественной экономики. Достигнутые в 2004 году темпы роста существенно превысили общий уровень. При этом эксперты отмечают значительный потенциал для дальнейшего развития.1
Ведущими авиакомпаниями России являются ОАО «Авиакомпания Сибирь», ОАО «Аэрофлот», авиакомпания «ЮТэйр», «Дальавиа», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Красноярские авиалинии». Причем лидером по объемам авиаперевозок бесспорно является ОАО «Аэрофлот».
Однако в последнее время ОАО «Авиакомпания Сибирь» вышла на новый уровень качества и стала одним из самых главных конкурентов ОАО «Аэрофлот».
В связи с этим в работе поставлена цель – провести сравнительный анализ двух ведущих авиаперевозчиков России – ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот».
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Провести анализ российской авиаотрасли: рассмотреть тенденции развития отрасли, а также место, занимаемое российской авиатраслью в мире.
Дать краткую характеристику ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
Дать сравнительную оценку ОАО «Аэрофлот» и ОАО «Авиакомпания Сибирь».
1. Анализ российской авиаотрасли
1.1 Конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Проводя анализ российской авиаотрасли, можно сказать, что ведущие российские компании по отдельным показателям не уступают своим мировым коллегам.
Однако, несмотря на все успехи отечественных авиаперевозчиков, на сегодняшний день - это компании среднего бизнеса по мировым стандартам. Объемы их деятельности отличаются от ведущих международных перевозчиков не в разы, а в десятки раз. Как пример можно привести сравнительные данные по числу перевезенных пассажиров. Самые крупные мировые компании перевозят ежегодно по 80-90 млн. человек (Delta Air Lines, American Airlines, United Airlines), в то время как российские авиаперевозчики в лучшем случае 5,5 млн пассажиров (ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии"), 2,6 млн - авиакомпания "Сибирь", 2 млн - авиакомпания "Пулково". Единственной российской компанией, которая неизменно попадает по абсолютным показателям деятельности воздушного транспорта в мировые рейтинги является - ОАО "Аэрофлот". Она входит в число 50 крупнейших авиакомпаний в списках IATA по показателям общего числа перевезенных пассажиров, пассажирообороту, грузообороту. В 2002 году в мировые рейтинги попала и авиакомпания "Сибирь" по показателю объемов перевозок на внутренних воздушных линиях.2
Высокую эффективность демонстрируют в основном ведущие отечественные перевозчики. В то же время показатели совокупной деятельность всего сектора остаются незначительными. Для большинства российских компаний этот рынок недоступен. Мало того, что их деятельность осуществляется в рамках межправительственных соглашений, так и по своей конкурентоспособности они сейчас не соответствуют мировому уровню.
Поэтому повышение конкурентоспособности - это необходимое условие для успешной интеграции России в мировую индустрию авиаперевозок. А значит, для будущего развития и для поддержания высоких темпов роста российским компаниям необходимо соблюдать качество авиаперевозок на том же уровне, что и качество услуг их мировых конкурентов при сохранении среднерыночных тарифов.
Для того, чтобы определить, насколько это возможно, и что необходимо сделать российским компаниям для повышения уровня конкурентоспособности, выделим основные характеристики конкурентоспособности авиакомпаний и проведем сравнительный анализ качества услуг российских и мировых фирм (табл. 1).3
Таблица 1
Конкурентоспособность российских авиакомпаний на мировом рынке
Параметры |
Российские авиакомпании |
Иностранные авиакомпании |
Состояние авиапарка | - | + |
Маршрутная сеть | + | + |
Частота рейсов | - | + |
Безопасность полетов | + | + |
Качество сервиса | + | + |
Тарифы и ценовые характеристики | + | - |
Имидж компании и ее маркетинговая политика | - | + |
Наземная инфраструктура | - | + |
Авиапарк российских перевозчиков находится в критическом состоянии, и эта одна из главных причин их низкой конкурентоспособности. На текущий момент подавляющее большинство авиаперевозок осуществляется на советской технике (рис. 1) с высоким уровнем и морального, и технического износа. По оценкам Росавиакосмоса, существующий авиапарк сможет действовать от силы еще 5-7 лет. 50% самолетов российских авиакомпаний выработают свой ресурс к 2010 году, 83% - к 2015.
Рисунок 1. Структура международных перевозок пассажиров по типам судов, %
Эксплуатируемые на сегодняшний день самолеты были разработаны в 60-70-х годах ХХ века и относятся к прошлому, а то и позапрошлому поколению авиатехники. Самый распространенный наш пассажирский самолет ТУ-154 - это аналог "Боинга"-727, которых в мире осталось очень мало, всего около 4%. Чтобы понять, насколько велико отставание технического состояния эксплуатируемого парка авиакомпаний РФ, стоит сравнить показатели топливной эффективности (Рис. 2).4
Рисунок 2. Показатели топливной эффективности
Таким образом, российские компании несут дополнительные издержки и платят ежегодно за перерасход топлива примерно 300 млн. долларов в год.
По эффективности маршрутной сети крупнейшие российские авиаперевозчики не уступают своим западным коллегам. В советское время внутренняя маршрутная сеть создавалась в расчете на поток пассажиров в 200 млн. (перевозилось около 140 млн.), было построено огромное количество узловых аэропортов, постепенно создавалась система внутренних стыковок.
На сегодняшний день сеть ведущих авиакомпаний также разветвлена. Авиакомпания "Сибирь " имеет наибольшую внутреннюю маршрутную сеть и осуществляет перевозки по международным маршрутам. "Пулково" осуществляет свою деятельность по 27 международным направлениям, летает в 13 городов стран СНГ и 30 городов России. Крупнейшей международной сетью, сопоставимой по количеству маршрутов с ведущими компаниями мира, обладает на сегодняшний день "Аэрофлот-Российские авиалинии".5
Сейчас структура сети строится таким образом, чтобы соблюдался эффективный баланс между количеством маршрутов и средним количеством рейсов в неделю. По этим показателям "Аэрофлот " пока отстает от мировых авиаперевозчиков, однако по сравнению с другими российскими компаниями обладает наибольшей эффективностью.
Соотношение частоты рейсов и количества маршрутов российских и зарубежных авиакомпаний представлено на рисунке 3. По количеству рейсов в неделю наши компании уступают западным. Конечно, показатели сильно варьируются в зависимости от конкретного маршрута, но, очевидно, что средняя частота перевозок незначительна. Во многом это объясняется спецификой внутреннего спроса в России, где пассажиры отдают предпочтение цене, а не конкретному времени рейса. Однако компании, осуществляющие рейсы 1 раз в неделю по международным направлениям уже сейчас теряют потоки бизнес-пассажиров. А это одна из самых выгодных групп потребителей. Во-первых, поток бизнес-пассажиров существует круглогодично и не подвержен влиянию сезонных факторов, а, во-вторых, на деловых авиаперевозках можно всегда получать дополнительные доходы.6
Рисунок 3. Структура сети ведущих российских и международных компаний
Тарифная политика российских компаний отличается особой гибкостью. Десять лет подряд российская отрасль авиаперевозок работала с потерями. Авиаперевозчики осуществляли нерентабельные рейсы с низким пассажиропотоком. При этом свободные цены на авиатопливо способствовали еще большей убыточности авиаперевозок. Средние цены на внутреннем рынке продолжали колебаться, при этом цены на международные рейсы относительно тарифов мировых авиакомпаний оставались и остаются достаточно низкими.7
Таким образом, очевидное преимущество российских авиакомпаний в низких тарифах на перевозку пассажиров и грузов. Вместе с тем, отсутствие современной техники у большинства российских авиакомпаний является серьезным препятствием в конкурентной борьбе с западными перевозчиками. Ведущие пять российских авиакомпаний имеют, на наш взгляд, потенциальную возможность стать конкурентоспособными на мировом рынке, но при определенных условиях.
А именно: располагать современной авиационной техникой, иметь современный уровень сервиса, обладать современными технологиями, включая информационные, осуществлять управление на базе современных методов менеджмента.
1.2 Тенденции развития российской авиаотрасли
В 2004 г. гражданская авиация нашей страны вновь продемонстрировала внушительный рост основных показателей производственной деятельности. По темпам развития пассажирских авиаперевозок Россия сегодня занимает лидирующие позиции на мировом рынке. Так, в 2004 г. пассажирооборот отечественных авиакомпаний составил 83,0 млрд. пкм (+16,7%). На воздушных судах перевезено 33,7 млн пассажиров (+14,3%), 652 тыс. тонн грузов и почты (+5,0%).
Но, несмотря на столь внушительные цифры, картина выглядит вовсе не такой радужной, как может показаться на первый взгляд. Перед отраслью по-прежнему стоит множество нерешенных проблем. Одной из самых острых остается моральное и физическое устаревание парка воздушных судов. Напомним, что к 2010 г. будет списано около 50% эксплуатируемого российскими перевозчиками парка. Федеральная программа, предусматривающая поставку к этому времени авиакомпаниям 563 новых самолетов (в том числе 326 пассажирских лайнеров), выглядит, мягко говоря, излишне амбициозной. Достаточно сказать, что в 2002-2003 гг. отечественный авиапром выпустил всего 27 магистральных авиалайнеров. А в прошлом году российские авиакомпании приобрели 15 подержанных иностранных самолетов и всего четыре новых российских воздушных судна - три Ил-96 и один Ту-204.8
Но это не единственная проблема, стоящая перед отраслью. В 2004 г. у авиаторов прибавилась новая "головная боль" - стремительный рост стоимости авиационного горючего. В некоторых аэропортах цены на топливо за год выросли в 7-10 раз, а в среднем по стране "топливная инфляция" превысила 40%. Минтранс РФ признает, что он не в состоянии кардинально повлиять на уровень цен на авиационные ГСМ, установленный естественными монополиями. Чиновники лишь выражают надежду, что ситуацию все же удастся стабилизировать, и по итогам года топливо для авиакомпаний подорожает не больше чем на 6-8%.
В конечном итоге, по прогнозам авиационных властей, в 2005 г. объем пассажирских перевозок в нашей стране продолжит расти и составит примерно 38 млн. человек. А к 2010 г. этот показатель должен увеличиться до 56,7 млн. пассажиров.
Вполне оптимистично смотрят в будущее и основные российские компании, результаты работы которых по итогам прошлого года действительно обнадеживают. Лидером по объемам перевозок в 2004 г. остается компания "Аэрофлот". Она перевезла 6,862 млн. пассажиров (рост на 17,4% к 2003 г.) и 146,7 тыс. тонн почты и грузов, выполнив 21 млрд. пкм и 2,75 млрд. ткм (+ 21,8%). План по перевозке пассажиров перевыполнен как на международных линиях, так и на внутренних. Грузов и почты перевезено больше, чем в 2003 г., на 28,5%. Налет часов по всему парку воздушных судов увеличился на 20,5% .Процент занятости пассажирских кресел соответствует уровню 2003 г. и составляет 69%. Коммерческая загрузка выросла на 1,2% - до 58,2%.9
Довольно значительно увеличились и финансово-экономические показатели "Аэрофлота". Так, доходы от продажи авиаперевозок и выполненных услуг за 2004 г. составили сумму, эквивалентную $1944,83 млн. (при плане $1840 млн.), - по сравнению с 2003 г. доходы увеличились на 22,5%. Расходы, связанные с эксплуатационной деятельностью ожидаются в размере 51, млрд. руб., что ниже запланированного на 1,6%. Общее снижение расходов составило 3,7 млрд. руб.
В компании отмечают, что проводимые перевозчиком мероприятия по сдерживанию цен и сокращению роста эксплуатационных расходов позволили компенсировать потери от роста цен на авиатопливо. В результате производственно-финансовой деятельности за 2004 г. ожидается чистая прибыль в размере 5,17 млрд. руб. при плане 3,9 млрд.
Рост объемов перевозок продолжился и в начале 2005 г. - в январе "Аэрофлот" перевез 485,4 тыс. пассажиров (в т.ч. на чартерных рейсах 16,4 тыс.) и 9,8 тыс. тонн почты и грузов. Выполнены и 204,5 млн ткм. Объемы работ по сравнению с январем 2004 г. выросли по пассажирообороту на 8%, по тоннокилометрам - на 14%, по перевозке пассажиров - на 9%, перевозке грузов - на 25,7%.
Вторым по объемам работ на отечественном авиарынке по итогам прошлого года стало предприятие "Пулково". За 12 месяцев 2004 г. собственным парком авиакомпании было перевезено 2,7 млн пассажиров (т. е. на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2003 г.) В том числе на внутренних линиях перевезено 1,35 млн пассажиров (на 7,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года). На международных линиях и линиях в страны СНГ - 1,35 млн (+17,2%). Кроме того, в 2004 г. собственным парком авиапредприятия перевезено 9364,2 тонн грузов (на 9,5% больше, чем в 2003 г.), в том числе на внутренних линиях - 7677,4 тонн (+9,6%), на международных линиях и линиях СНГ - 1686,8 тонн (+9,4%).
В начале 2005 г. темпы прироста производственных показателей несколько сократились, но общая динамика осталась положительной. Так, в январе перевезено 138 тыс. пассажиров (на 0,8% больше, чем в январе 2004 г.), в том числе на внутренних линиях - 70,7 тыс. (-1,2%), на международных маршрутах и линиях СНГ - 67,4 тыс. пассажиров (+2,9%). В этом же месяце произошло знаковое для перевозчика событие - был подписан договор на приобретение в лизинг двух авиалайнеров корпорации "Боинг" между ФГУАП "Пулково" и американской компанией International Lease Finance Corp. Согласно договору, авиапредприятию передаются в лизинг на пять лет лайнеры Boeing 737-500 в компоновке 117 кресел и 106 кресел с бизнес-классом. Коммерческую эксплуатацию самолетов планируется начать в середине июня 2005 г. Воздушные суда будут выполнять регулярные рейсы в страны Европы.10
Вообще в парке российских авиакомпаний становится все больше самолетов иностранного производства. В 2004 г. эта тенденция проявилась особенно отчетливо. Так, в июле прошлого года авиакомпания "Сибирь" ввела в эксплуатацию новый тип воздушного судна - Airbus А310-300. Два А310, взятых в эксплуатационный лизинг, сегодня обслуживают внутренние маршруты между Москвой и городами Сибири, а также выполняют рейсы в Германию, Азербайджан, Армению и другие страны. Техническое обслуживание самолётов этого типа (форма A-check) проводится в Новосибирске специалистами авиакомпании.11
В целом в течение 2004 г. "Сибирь" выполнила почти 30 тысяч рейсов, на которых перевезла 3,75 млн пассажиров, что на 10,3% больше, чем в 2003 г. При этом 64,8% от общего числа пассажиров было перевезено на внутренних воздушных линиях, 35,2% - на международных. Пассажирооборот вырос по сравнению с 2003 г. на 6,7% и составил почти 9,9 млрд пкм. Объем перевезенных грузов и почты увеличился на 9% и составил 22 906 тонн. Правда, при этом занятость кресел в прошедшем году составила 73,6%, коммерческая загрузка - 68,8%, что ниже уровня 2003 г. на 5,8 и 6,6% соответственно. В компании отмечают, что снижение загрузки стало следствием уменьшения доли чартерных рейсов и открытия большого числа новых регулярных маршрутов.
Среди "новинок", предлагаемых новосибирским перевозчиком, можно отметить такую необычную для российского рынка услугу, как продажу перевозок через собственный веб-сайт. На первом этапе, который начался в феврале 2005 г., пассажиры смогут приобрести через корпоративный сайт билеты на рейсы между Германией и Москвой. Как ожидается, из-за снижения расходов на дистрибуцию интернет-тарифы будут как минимум на 5% ниже даже собственных тарифов в традиционных кассах продаж авиакомпании. Первый билет на сайте www.s7.ru был куплен уже в считанные часы после открытия.
В 2004 г. стремительную динамику роста объемов перевозок продемонстрировали "Красноярские авиалинии". За 12 месяцев воздушными судами "КрасЭйр" перевезено около 2 млн человек (+36,7% к итогу за 12 месяцев 2003 г.). Выполняя регулярные и чартерные рейсы, воздушные суда перевозчика провели в воздухе почти 46,7 тыс. часов (+30%), из которых 21,7 тыс. - на международных воздушных линиях (+63%). Коэффициент занятости пассажирских кресел составил 79,6% (+0,4% к уровню 2003 г.). Согласно оперативным данным, финансовый оборот предприятия в 2004 г. составил 7,665 млрд рублей (+40,1%).
Результатами прошедшего года могут быть вполне довольны и в авиакомпании "ЮТэйр". По итогам ежегодного конкурса "Лидер бизнеса Югры - 2004", который проводится Торгово-промышленной палатой Ханты-Мансийского автономного округа и Объединением работодателей Югры при поддержке губернатора ХМАО, она заняла первое место в разделе "Транспорт".
За 12 месяцев 2004 г. перевозчик увеличил пассажирооборот на 14% - до 2,5 млрд пкм. В течение года авиакомпания перевезла 1,7 млн пассажиров, из них около 1,5 млн - транспортной авиацией (самолётами), что превышает данные прошлого года на 14%. Объем почты, перевезенной транспортной авиацией, увеличился на 22%, грузов - снизился на 10%. Самолеты "ЮТэйр" провели в воздухе 76,9 тыс. лётных часов (+17,4%).
Руководство "ЮТэйр" отмечает, что в 2005 г. приоритетными для авиакомпании останутся пассажирские перевозки на самолетах, вертолетные перевозки в России и за рубежом, а также техническое обслуживание воздушных судов. Для пассажирских перевозок планируется использовать 15 самолетов Ту-154, 25 Ту-134, 12 Ан-24, 10 Як-40 (из них два VIP) и 5 ATR-42. В текущем году намечено перевезти 2,16 млн пассажиров, из них на самолетах авиакомпании - 1,9 млн, что на 30,4% выше уровня 2004 г. Компания планирует увеличение количества рейсов, выполняемых аэропортами Внуково и Домодедово. Общее количество планируемых на текущий год новых маршрутов - 17, новых рейсов - 18. Как ожидается, общий доход предприятия превысит 12,39 млрд руб., а операционная прибыль составит 487,6 млн руб.
Среди региональных авиапредприятий высокими темпами роста перевозок в 2004 г. отличились "Уральские авиалинии". Окончательные итоги еще не подведены, но по данным за период с 1 января по 31 октября 2004 г. пассажирооборот предприятия увеличился на 32,65% и составил 2,4 млрд пкм. Тоннокилометраж вырос на 34% - до 237 млн ткм. Весьма внушительным выглядит и количество перевезенных пассажиров: за январь - октябрь оно превысило 880 тыс. человек. (+21,56% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г.). В том числе по России оно составило 467,8 тыс. человек (+10%), по СНГ - 77,3 тыс., на международных маршрутах - 335,8 тыс. (+54,33%). Занятость пассажирских кресел составила 71,1%. Количество совершенных авиакомпанией рейсов за указанный период - 8120 (+24%).
Есть достижения у авиакомпании "Дальавиа". В 2004 г. на ее рейсах было перевезено 621,4 тыс. пассажиров (+9,1%), 6746,7 тонн груза и почты (+2,5%). Пассажирооборот "Дальавиа" составил 2,194 млрд пкм (+9%). Правда, при этом в целом по авиакомпании процент занятости пассажирских кресел за 2004 г. снизился по отношению к 2003 г. на 0,9%, но зато заметно увеличился объем работ на международных маршрутах. Здесь перевезено 135,8 тыс. пассажиров и 594,6 тонн груза и почты. По сравнению с данными 2003 г., рост объемов перевозок пассажиров на международных линиях составил 37,5%, грузов - 18,5%, пассажирооборота - 42,9%, тоннокилометража - 42%.
Среди столичных авиапредприятий, пожалуй, наиболее динамичным следует признать авиакомпанию "Трансаэро". Ее пассажирооборот в 2004 г. увеличился на 67% - до 4,493 млрд пкм, число перевезенных пассажиров достигло отметки в 1,342 млн (+ 56%). В течение года было выполнено 12,5 тыс. рейсов (+53%). Столь же внушительны и грузовые работы - 12,1 тыс. тонн грузов (+57%), при этом тоннокилометраж увеличился на 65%. Планируемая чистая прибыль по итогам 2004 г. должна составить около 120 млн рублей (в 2003 г. - 60,6 млн). Свои дальнейшие планы специалисты "Трансаэро" связывают с пополнением парка воздушных судов. Договор, подписанный с "Финансовой лизинговой компанией", предусматривает передачу перевозчику 10 лайнеров Ту-214, которые будут построены на ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова". Планируется, что первый самолет "Трансаэро" получит уже в текущем году, в 2006 г. - четыре, а в 2007 г. - пять воздушных судов этого типа.
Таким образом, выявив основные тенденции развития рынка российских авиаперевозок, на следующем этапе проведем сравнительный анализ двух ведущих игроков рынка авиаперевозок – ОАО «Аэрофлот» и ОАО «Сибирь».
2. Сравнительный анализ ОАО «Авиакомпания Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Авиакомпании Сибирь»
Открытое акционерное общество Авиакомпания «Сибирь» создано в процессе приватизации государственного авиационного предприятия Авиакомпания «Сибирь» и зарегистрировано решением администрации города Оби Новосибирской области № 159 от 19 мая 1994 года. Расположено в городе Обь Новосибирской области, являющимся городом-спутником Новосибирска, самого крупного города Западной Сибири.
Сегодня авиакомпания предлагает своим клиентам крупнейшую в России сеть внутренних маршрутов. Филиалы Авиакомпании действуют в тридцати городах России, из них 6 крупных региональных филиалов: Западно-Сибирский региональный филиал в г. Новосибирске, Центральный региональный филиал в г. Санкт-Петербурге, Восточно-Сибирский региональный филиал в г. Иркутске, Северный региональный филиал в г. Нижневартовске, Дальневосточный региональный филиал в г. Хабаровске, Южный региональный филиал в г. Краснодаре. Крупнейший аэроузел компании, расположенный в московском международном аэропорту «Домодедово», обеспечивает отправку более 30 рейсов в сутки. Собственные представительства «Сибири» открыты во Владикавказе, Ганновере, Нью-Йорке, Пекине, Симферополе, Франкфурте-на-Майне и нескольких десятках других городов, куда проложены маршруты авиакомпании. В перевозке пассажиров и груза активно применяются новые технологии: организованы и успешно эксплуатируются трансферные рейсы как на внутрироссийских, так и на зарубежных направлениях.12
Компания является действительным членом IATA и планомерно расширяет географию международных рейсов. В последние годы ведётся интенсивная работа по подписанию двусторонних соглашений «интерлайн» с зарубежными компаниями. На сегодняшний день число авиакомпаний, с которыми подписаны такие соглашения, достигло 30. «Сибирь» входит в число 50 крупнейших авиакомпаний мира по объему перевозок на ВВЛ и в число 100 - по производственным показателям.
С 2005 года авиакомпания "Сибирь" работает под новой торговой маркой S7, которая символизирует современный этап в развитии авиакомпании, означающий для пассажиров свежий взгляд на воздушные путешествия, новый уровень сервиса, основанный на использовании современных технологий и свободу выбирать новые ощущения от полета.
На сегодняшний день пассажиры S7 могут легко воспользоваться широкими возможностями развитой сети внутренних маршрутов во все крупные города России и СНГ. Регулярные полеты S7 выполняются в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, авиакомпания является назначенным перевозчиком в 20 стран мира.
Миссия ОАО «Авиакомпания Сибирь»: компания стремится своей деятельностью способствовать расширению и укреплению рынка воздушных перевозок, утверждению имиджа гражданской авиации как удобного и безопасного вида транспорта и перспективного направления бизнеса и таким образом старается внести весомый вклад в развитие национальной и мировой транспортной системы.
Уникальная маршрутная сеть S7 базируется на трех крупных авиатранспортных узлах (хабах) в Москве ("Домодедово"), Новосибирске ("Толмачево") и Иркутске, из которых самолеты авиакомпании выполняют до 100 рейсов в сутки, в том числе более 30 регулярных рейсов из Москвы.
Для эффективного и бесперебойного обслуживания своей маршрутной сети авиакомпания располагает крупным парком воздушных судов, включающим более 50 магистральных лайнеров, в том числе Airbus A310, Boeing 737, Ту-204, Ил-86 и Ту-154. (табл. 2)
Таблица 2
Состояние авиапарка ОАО «Авиакомпания Сибирь»
Технические характеристики | Модель самолета | ||||
Airbus A310-200/300 | Boeing 737-500 | Ильюшин Ил-86 | Туполев Ту-204 | Туполев Ту-154М | |
Количество в парке | 5 | 5 | 9 | 2 | 30 |
Количество пассажиров | 205-255 | 104 | 316-350 | 172-210 | 144-176 |
Бизнес-класс | на каждом самолете | на каждом самолете | В зависимости от компоновки | В зависимости от компоновки | В зависимости от компоновки |
Длина самолета, м | 46,7 | 31.0 | 60,2 | 46,1 | 48,0 |
Высота самолета, м | 15,8 | 11.1 | 15,8 | 13,9 | 11,4 |
Размах крыла, | 43,9 | 28,9 | 48,1 | 42,0 | 37,6 |
Крейсерская скорость полета, км/ч |
860 |
840 | 900 | 860 | 900 |
Максимальная высота полета, м |
12100 |
11300 | 11400 | 12100 | 12100 |
Дальность полета, км | 9600 | 3200 | 5000 | 6500 | 5000-6000 |
Максимальный взлетный вес, т | 160 | 55 | 210 | 110,5 | 98-104 |
Практически все самолеты, выполняющих полеты S7, имеют салон бизнес-класса. Постоянно ведется большая работа по обновлению воздушного парка современными самолетами.13
Высокопрофессиональный инженерно-технический состав обеспечивают работоспособность воздушного парка S7 и высокий уровень безопасности полетов. Технические подразделения авиакомпании сертифицированы для проведения всех видов техобслуживания самолетов S7.
Авиакомпания является действительным членом IATA (International Air Transport Association — Международная Ассоциация Воздушного Транспорта) и планомерно расширяет географию международных рейсов. В последние годы ведется интенсивная работа по заключению соглашений "интерлайн" (о признании перевозочной документации) с другими авиакомпаниями. На сегодняшний день число авиакомпаний, с которыми заключены такие соглашения, приближается к 60, включая такие как Lufthansa, British Airways, Korean Air, Air China, Qantas Airways.
S7 входит в число 50 крупнейших авиакомпаний мира по объему перевозок на внутренних воздушных линиях и в число 100 — по основным производственным показателям. В 2004 году авиакомпанией было выполнено почти 30 тысяч рейсов, на которых было перевезено 3,75 млн. пассажиров и 23 тысячи тонн груза и почты.
Численность сотрудников ОАО «Авиакомпания Сибирь» на 01.01.2005 г. составляла 3023 человека.
2.2 Краткая характеристика ОАО «Аэрофлот»
С 1970 года Российская Федерация является членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а с 1989 года ее национальный перевозчик - Аэрофлот - членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).
В июне 2000 года по решению акционеров на общем годовом собрании авиакомпания получила название: ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии", которое более точно соответствует статусу и профилю национального авиационного перевозчика РФ.
Открытое акционерное общество "Аэрофлот – Российские международные авиалинии" создано в июле 1992 года. Учредитель ОАО – Правительство Российской Федерации - владеет 51% акций, а 49% - трудовой коллектив авиакомпании и другие юридические лица.14
Высший орган управления Общества в период между годовыми собраниями акционеров – Совет директоров.
Основными видами деятельности компании являются: авиационные перевозки по международным и внутренним авиалиниям на регулярной и чартерной основе в соответствии с действующими международными договорами и лицензиями на эксплуатацию авиалиний, выдаваемыми в установленном порядке; обслуживание пассажиров, предоставление им различного рода услуг; обслуживание грузов отправителей и получателей; техническое обслуживание и ремонт воздушных судов; продажа пассажирских и грузовых перевозочных документов; издание, оформление и продажа пассажирских и грузовых перевозочных документов.
В компании работает около 15 тысяч человек, в том числе около 2 тысяч летных специалистов, более 500 из них являются командирами воздушных судов.
Аэрофлот располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полетами (ЦУП). Весь процесс управления полетами воздушных судов автоматизирован в масштабе реального времени, что позволяет обеспечивать высокую безопасность полетов (99,95%) и соответствовать уровню наиболее надежных авиакомпаний мира.
Концепция развития Аэрофлота, принятая Советом директоров в 2000 г., определила в качестве стратегической цели построение компании международного класса.
Для достижения этой цели Аэрофлот стремится: укреплять свое лидирующее положение в гражданской авиации России; обеспечивать доставку пассажиров в большинство крупных городов мира, создавая удобную для пассажиров, экономически оправданную собственную сеть маршрутов и сотрудничая с авиакомпаниями-партнерами; предоставлять пассажирам стабильное качество сервиса на уровне или выше уровня конкурентов; достичь уровня производственных и экономических показателей авиакомпаний, входящих в Ассоциацию европейских авиакомпаний (АЕА); создать эффективную систему отношений внутри компании.
Приоритетными задачами компании являются: обеспечение безопасности полетов; повышение качества обслуживания клиентов Аэрофлота на земле и борту воздушных судов; развитие бизнес структуры и организации труда в компании; укрепление финансовых позиций на рынке международных и внутренних авиаперевозок
Парк Аэрофлота состоит из 87 самолетов. Базируется в Москве, аэропорт Шереметьево. Авиакомпания планирует к 2007 году построить собственный терминал "Шереметьево-3".
Полеты по зимнему расписанию будут обеспечивать 89 воздушных судов Аэрофлота, в расписании грузовых перевозок на регулярной основе задействованы четыре грузовых самолета DC-10-40F.
Флот авиакомпании постоянно обновляется и пополняется новой отечественной и зарубежной техникой, которая соответствует уровню международных стандартов.
На семи самолетах Б767, выполняющих дальнемагистральные рейсы, установлены раскладывающиеся кресла-коконы, которые обеспечивают пассажирам бизнес-класса более комфортный перелет. Еще два самолета Б767 будут дооборудованы такими креслами в ближайшее время.
В 2004 г. Аэрофлот выполнял полеты по 94 маршрутам, из которых 10 — в пункты СНГ и Балтии и 26 — на территории РФ. С учетом действующих соглашений с авиакомпаниями-партнерами Аэрофлот предлагал пассажирам 106 маршрутов со средней частотой восемь рейсов в неделю на маршрут.
Работа по оптимизации сети маршрутов велась по следующим направлениям: повышение эффективности сети маршрутов в целом; увеличение частот на высокодоходных направлениях с достаточным пассажиропотоком с целью получения дополнительных доходов и завоевания большей доли рынка; расширение партнерской деятельности, то есть увеличение количества рейсов, выполняемых совместно с авиакомпаниями-партнерами; увеличение количества удобных целевых стыковок как важного фактора привлечения пассажиров на рейсы Аэрофлота; повышение эффективности использования парка воздушных судов.15 Данные по объему авиаперевозок ОАО «Аэрофлот» приведены в табл. 3.16
Таблица 3
Объем авиаперевозок ОАО «Аэрофлот»
Показатели | 2000 г | 2001 г | 2002 г | 2003г | 2004г. |
Перевозки пассажиров, млн. человек Всего В том числе МВЛ ВВЛ |
5,1 3,7 1,4 |
5,8 4,2 1,6 |
5,5 3,9 1,6 |
5,8 4,1 1,7 |
6,6 4,6 2,0 |
Перевозки почты и грузов, тыс. тонн Всего В том числе МВЛ ВВЛ |
107,4 95,4 12,0 |
101,6 86,8 14,8 |
109,5 93,3 16,2 |
114,2 95,7 18,5 |
145,5 124,9 20,6 |
Примечание: ВВЛ - внутренние воздушные линии, МВЛ - международные воздушные линии
Преобладающим видом деятельности ОАО «Аэрофлот», имеющим приоритетное значение для эмитента, является осуществление авиационных перевозок, в том числе пассажирских и грузовых.
Доходы в 2004 году от эксплуатационной деятельности составили 56377,2 млн. рублей, что на 16,2% выше 2003 года.. При этом доходы авиакомпании от эксплуатационной деятельности были сформированы на 75,8% от перевозки пассажиров, на 9,6% - от грузовых авиаперевозок, на 0,2% - от почтовых, на 11,6 – от поступления по коммерческим соглашениям с иностранными авиакомпаниями по совместной эксплуатации авиалиний, на 2,8% - от прочей деятельности
Доходы от пассажирских перевозок возросли в 2004 г. на 15,8% и достигли 42 745,4 млн. руб.
Доходы от перевозок на международных воздушных линиях обеспечили 84,2% общего объема доходов и составили в 2004 г. 35 991,5 млн. руб., что на 13,1% выше уровня 2003г. Прирост доходов произошел как за счет увеличения объемов перевозок пассажиров на 12,5%, так и роста доходности на 6,6%.
Доходы от перевозок на внутренних воздушных линиях увеличились в 2004 г. на 32,4 и составили 6 753,9 млн. руб., или 15,8% от общего объема доходов от пассажирских перевозок. Прирост доходов также обеспечен как увеличением объемов перевозок на 13,4%, так и ростом их доходности на 13,5%.
Доходы от перевозок грузов и почты увеличились в 2004г. на 45,8% и составили 5 550,2 млн. руб. за счет доходов от перевозки грузов на грузовых ВС, которые возросли в 1,9 раза. Большая часть доходов 93% была получена от международных перевозок. Прирост доходов был обеспечен в основном ростом объемов перевозок на 36,8%.
Аэрофлот осуществляет авиаперевозки пассажиров, почты, грузов на внутренних и международных авиалиниях. За второй квартал 2005 года ОАО «Аэрофлот» перевез 1671,7 тысяч пассажиров и 38,0 тыс. тонн почты и грузов, выполнил 5158,4 млн. пассажирокилометров и 683,3 млн. тоннокилометров. По сравнению со вторым кварталом 2004 года объем авиаперевозок в тоннокилометрах увеличился на 5,4% 2003 год.
Выручка от продажи авиаперевозок и услуг за 2 квартал 2005 года составила 17 488,59 млн. руб. Из общей суммы выручки на долю выручки от перевозок на международных воздушных линиях приходится 85,5%, на долю выручки от перевозки на внутренних воздушных линиях – 14,5%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка увеличилась на 15,9%. На увеличение выручки основное влияние оказали, рост объема авиаперевозок в тоннокилометрах на 5,4% и увеличение доходности.
Состав и структура парка воздушных судов ОАО «Аэрофлот» на 01.01.05 г. приведена в табл. 417
Таблица 4
Состав и структура парка воздушных судов ОАО «Аэрофлот» на 01.01.05 г
Кол-во ВС на 01.01.2005 | ||||||
Тип ВС | Тип | Возраст | Всего | В том числе | ||
Собственных | Арендованных | |||||
Операционный лизинг | Финансовый лизинг | |||||
ИЛ96-300 | ДМС | 11 | 6 | 6 | - | - |
ИЛ-62М | ДМС | 26 | 1 | 1 | - | - |
ИЛ-86 | СМС | 17 | 12 | 11 | 1 | - |
ТУ-154М | СМС | 15 | 24 | 23 | 1 | - |
Ту-134 | БМС | 25 | 13 | 12 | 1 | - |
Итого отечественных ВС | 56 | 53 | 3 | - | ||
Б767-300ER | ДМС | 5 | 6 | - | 6 | - |
Б777-200 | ДМС | 7 | 2 | - | 2 | - |
А310 | СМС | 14 | 1 | - | 1 | - |
А319 | СМС | 1 | 8 | - | 4 | 4 |
А320 | СМС | 1 | 7 | - | 6 | 1 |
А321 | СМС | 1 | 3 | - | - | 3 |
DС10-40F | Грузовой | 26 | 4 | - | - | 4 |
Итого иностранных ВС | 31 | - | 19 | 12 | ||
Всего ВС | 87 | 53 | 34 |
На начало 2004 г. парк воздушных судов состоял из 89 воздушных судов, в том числе 57 собственных и 32 арендованных. В течение года произошло уменьшение списочного состава парка самолетов на две единицы, при этом выбыло: списано три самолета Ил-86; реализовано четыре самолета Ил-76; возвращено из-за прекращения аренды в рамках реструктуризации парка семь самолетов Б737 и шесть самолетов А310; поступило: в рамках реструктуризации парка иностранных воздушных судов один самолет Б767; три самолета А319; три самолета А320; три самолета А321; приобретено в собственность три самолета Ту-154М; по договорам аренды отечественных воздушных судов один самолет Ту-154М (ЗАО «Аэрофлот-Плюс») и один самолет Ил-86 («ВАСО»).
Кроме того, в течение 2004 г. продолжалась временная эксплуатация на отдельных авиалиниях Аэрофлота с использованием коммерческих кодов ОАО «Аэрофлот» воздушных судов ГТК «Россия» на самолетах Ил-62, Ту-134, Ту-154, Ту-214, Як-40 и а/к «Авиаэнерго» на самолетах Ту-154.
На 1 января 2005 г. парк ВС состоял из 87 воздушных судов, в том числе 53 собственных и 34 арендованных.
Планы развития парка ВС
В 2005 г. планируется ввод в состав парка ВС ОАО «Аэрофлот» следующих самолетов: на условиях операционного лизинга три самолета Б767, из которых один самолет сроком на четыре года и два самолета сроком на семь лет; покупка одного самолета Ту-154М.
Также в 2005 г. планируется вывод из состава парка ВС: одного — А310; двух — Б777.
Планы развития парка воздушных судов ОАО «Аэрофлот» в ближайшие пять–семь лет призваны решить следующие основные задачи: построение оптимального состава и структуры парка воздушных судов, согласованных с требованиями сети маршрутов и системой технического обслуживания с целью максимизации прибыли компании; унификация парка воздушных судов до четырех типов самолетов в целях получения экономии эксплуатационных расходов; обеспечение единых стандартов качества продукта по всему парку воздушных судов компании.
2.3 Сравнительный анализ ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
Проводя анализ конкурентоспособности двух авиакомпаний, прежде всего отметим, что по данным 1999-2000 года ОАО «Сибирь» значительно отставала от ОАО «Аэрофлот» (табл. 5).
Таблица 5
Первая десятка авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров на международных регулярных линиях по итогам 12 месяцев 1999-2000 гг.
Позиция | 1999 г. | 2000 г. |
1 | "Аэрофлот -- РА" | "Аэрофлот -- РА" |
2 | "Пулково" | "Пулково" |
3 | "Трансаэро" | "Трансаэро" |
4 | "Сибирь" | "Сибирь" |
5 | "Авиаэкспресскруиз" | "Авиаэкспресскруиз" |
6 | "Домодедовские авиалинии" | "Домодедовские авиалинии" |
7 | "Аэрофлот-Дон" | "Внуковские авиалинии" |
8 | "Самара" | "Аэрофлот-Дон" |
9 | "Дальавиа" | "Дальавиа" |
10 | "Красноярские авиалинии" | "Владивосток Авиа" |
На сегодняшний момент ОАО «Сибирь» значительно усовершенствовала показатели своей деятельности и может находиться на одном уровне с ОАО «Аэрофлот».
На рис. 4 и 5 представлены объемы перевозок пассажиров ОАО «Сибирь»18 и ОАО «Аэрофлот».
Рисунок 4. Объемы авиаперевозок ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот» на внутренних воздушных линиях
Рисунок 5. Объемы авиаперевозок ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот» на международных воздушных линиях
Таким образом, видно, что объемы авиаперевозок на внутренних воздушных линиях ОАО «Сибирь» с 2000 по 2004 гг. увеличились с 0,6 до 2,5 млн. чел., а ОАО «Аэрофлот» - с 1,4 до 2,0. То есть ОАО «Сибирь» превосходит ОАО «Аэрофлот» по объему внутренних авиаперевозок. На рис. 5 показано, что объемы авиаперевозок ОАО «Сибирь» с 2000 по 2004 гг. увеличились с 0,2 до 2 млн. чел., а ОАО «Аэрофлот» - с 3,7 до 4,6 млн. чел. Таким образом, ОАО «Аэрофлот» значительно превосходит ОАО «Сибирь» по объему международных перевозок.
Данные для сравнительного анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Авиакомпании Сибирь» и ОАО «Аэрофлот» представлены в табл. 6 и 7.
Таблица 6
Прибыли и убытки ОАО «Авиакомпании Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
Наименование показателя (данные на 1 полугодие 2005 г) | ОАО «Аэрофлот» | ОАО «Авиакомпания Сибирь» |
Выручка, руб. | 28 574 075 | 6 920 503 000 |
Валовая прибыль, руб. | 3 922 040 | 644 713 000 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), руб. | 2 535 970 | 9 916 000 |
Рентабельность собственного капитала, % | 14,040 | 0.406 |
Рентабельность активов, % | 8,490 | 0.493 |
Коэффициент чистой прибыльности, % | 8,875 | 0.143 |
Рентабельность продукции (продаж), % | 4,660 | 3.435 |
Оборачиваемость капитала | 1,358 | 1.49 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, руб. | - | 1 847 801 000 |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса | - | 0.185 |
Таблица 7
Показатели ликвидность ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
Наименование показателя (данные на 1 полугодие 2005 г) | ОАО «Аэрофлот» | ОАО «Авиакомпания Сибирь» |
Собственные оборотные средства, руб. | 10 424 655 | -1 349 660 000 |
Индекс постоянного актива | 0,423 | 1,55 |
Коэффициент текущей ликвидности | 2,520 | 1,47 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 2,162 | 1,34 |
Коэффициент автономии собственных средств | 0,604 | 0,24 |
Анализируя данные, представленные в табл. 5 и 6, можно отметить, что финансовый результат ОАО «Сибирь» превышает финансовый результат ОАО «Аэрофлот», однако у авиакомпании «Сибирь» наблюдается значительная сумма непокрытого убытка, а также недостаток собственных оборотных средств, что определяет низкую рентабельность собственного капитала ОАО «Сибирь» (0,406 % против 14,04 % у ОАО «Аэрофлот»). Коэффициенты текущей ликвидности, автономии собственных средств ОАО «Авиакомпания Сибирь» также значительно ниже, чем ОАО «Аэрофлот», что позволяет говорить о том, что ОАО «Аэрофлот» характеризуется более стабильным финансовым состоянием.
Количество сотрудников, занятых в ОАО «Сибирь» составляет 3023 человека, а в ОАО «Аэрофлот» работает около 15 тыс. человек.
Известно, что ОАО «Сибирь» усовершенствовала структуру внутреннего менеджмента, перейдя на качественно новый уровень сервиса и сменив бренд на «7 S».
В июне 2003 года авиакомпания "Сибирь" стала первым российским перевозчиком - обладателем престижной международной премии "FLIGHT INTERNATIONAL AEROSPACE AWARDS" в номинации "Корпоративная стратегия". В этой номинации российская компания обошла таких зарубежных финалистов - как General Electric Aircraft Engines и Virgin Blue Airways.
Данные для анализа авиапарка ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот» приведены в табл. 8.
Таблица 8
Состояние авиапарка ОАО «Аэрофлот»
Количество, шт. | Уд. вес, % | |||
Марка самолета | ОАО «Сибирь» | ОАО «Аэрофлот» | ОАО «Сибирь» | ОАО «Аэрофлот» |
Airbus A310-200/300 | 5 | 1 | 9,8 | 1,14 |
Airbus A319 | 8 | - | 9,19 | |
Airbus A320 | 7 | - | 8,04 | |
Airbus A321 | 3 | - | 3,44 | |
Boeing 737-500 | 5 | 9,8 | - | |
Boeing 767-300ER | 6 | - | 6,89 | |
Boeing 777-200 | 2 | - | 2,29 | |
Ильюшин Ил-86 | 9 | 12 | 17,64 | 13,79 |
Ильюшин Ил- 96-300 | 6 | - | 6,89 | |
Ильюшин Ил- 62М | 1 | - | 11,49 | |
Туполев Ту-204 | 2 | 3,92 | - | |
Туполев Ту-154М | 30 | 24 | 58,82 | 27,58 |
Туполев Ту-134 | 13 | - | 14,94 | |
DС10-40F | 4 | - | 4,59 | |
Итого | 51 | 87 | 100 | 100 |
Таким образом, из табл. 8 видно, что состояние авиапарка ОАО «Аэрофлот» значительно лучше, чем ОАО «Сибирь». Во-первых, число самолетов в парке ОАО «Аэрофлот» в 1,7 раз больше, чем ОАО «Сибирь». Во-вторых, среди отечественных самолетов ОАО «Сибирь» значительную долю занимают самолеты марки Ту-154 (58,8 %), доля иностранных самолетов в парке ОАО «Сибирь» - 19,6 % против 28,7 % ОАО «Аэрофлот». Парк ОАО «Аэрофлот» содержит также 4 грузовых самолета.
Анализируя маршрутную сеть ОАО «Сибирь» (рис. 8, Приложение) и ОАО «Аэрофлот» (рис. 9, 10, 11, Приложение), можно отметить, что маршрутная сеть ОАО «Сибирь» включает Россию, Китай, Израиль, а маршрутная сеть ОАО «Аэрофлот» охватывает всю Россию, Азию, Северную Америку, Африку.
Рассматривая аэропорты ОАО «Сибирь», можно отметить, что компания сотрудничает с тремя российскими аэропортами – «Домодедово», «Толмачево», Иркутским, а ОАО «Аэрофлот» - только с «Шереметьево».
Также можно отметить, что ОАО «Сибирь» имеет одно собственное туристское предприятие, которое полностью обслуживает, а ОАО «Аэрофлот» - единственное в России сетевое предприятие, которое 27 собственных дочерних структур по всей России.
В ОАО «Авиакомпания Сибирь» акцент сделан на качество обслуживания, а в ОАО «Аэрофлот» - на безопасность полетов.
Рассматривая имиждевую политику компаний – можно отметить, что обе компании сменили брэнды. Так, ОАО «Аэрофлот» теперь называется «Аэрофлот – Российские авиалинии», а ОАО «Сибирь» - «7S». Здесь можно отметить, что «Аэрофлот» находится в более выгодном положении, так как в брэнде звучит направление деятельности, а термин «российские» невольно наталкивает на мысль, что продукт качественный, проверенный. В отношении же «Сибири» можно отметить, что бренд 7 S – только для «посвященных», из названия не ясно ни сферы деятельности, ни российской принадлежности.
О репутации компаний могут служить данные исследования, проведенного компанией «Эффко», специализирующейся на оказании консалтинговых услуг и проведении маркетинговых исследований для авиаперевозчиков России.
"Эффко" провела сравнительный анализ авиакомпаний России по уровню предлагаемого сервиса, опираясь на критерии (которые были определены при помощи поискового исследования), влияющие на лояльность пассажиров авиалиний.
В ходе проведения исследования путем анкетирования было опрошено 1261 человек (757 пассажиров двадцати девяти российских авиакомпаний и 504 пассажира двадцати одной авиакомпании стран СНГ) в аэропортах города Москвы. В опросном листе респондентам необходимо было привести название авиакомпании, услугами которой человек воспользовался, оценить по пятибалльной шкале 21 критерий (место в рейтинге определено как сумма средних оценок), а главное - ответить на вопросы: "Готовы ли Вы порекомендовать данную авиакомпанию знакомым/родственникам?", а также "Воспользуетесь ли Вы еще раз услугами данной авиакомпании?" (рейтинговое число в таблице показывает, какой процент пассажиров ответил на эти вопросы "обязательно порекомендую" и "наверное, порекомендую", а также "обязательно еще воспользуюсь" и "вероятно, воспользуюсь"). Финальный рейтинг рассчитывался из суммы мест в каждом отдельно взятом рейтинге, наименьшее значение суммы является наивысшим показателем в итоговом рейтинге. В данном рейтинге участвовали авиакомпании, которые упоминались пассажирами более 40 раз.19
Результаты исследования приведены в табл. 9.
Таблица 9
Сравнительный рейтинг авиакомпаний России
Авиакомпании | Место в рейтинге по готовности порекомендовать | Место в рейтинге по намерению воспользоваться | Место в рейтинге по общим оценкам качества | Сумма мест | Финальный рейтинг |
Алроса | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
Карат | 11 | 2 | 2 | 15 | 2 |
Домодедовские авиалинии | 6 | 6 | 4 | 16 | 3 |
Уральские авиалинии | 8 | 5 | 3 | 16 | 3 |
Россия | 2 | 4 | 11 | 17 | 4 |
Красноярские авиалинии | 3 | 3 | 14 | 20 | 5 |
Трансаэро | 5 | 11 | 5 | 21 | 6 |
Аэрофлот-Дон | 9 | 7 | 7 | 23 | 7 |
Авиалинии Кубани | 4 | 10 | 10 | 24 | 8 |
Сибирь | 7 | 12 | 6 | 25 | 9 |
Кавминводыавиа | 10 | 14 | 8 | 32 | 10 |
Ютейр | 12 | 8 | 13 | 33 | 11 |
Аэрофлот | 13 | 9 | 12 | 34 | 12 |
Пулково | 15 | 13 | 9 | 37 | 13 |
Самара | 14 | 15 | 15 | 44 | 14 |
Как видно из табл. 9, в рейтинге потребительских предпочтений ОАО «Аэрофлот» занимает 12 место против 9 места ОАО «Сибирь», что свидетельствует о положительной репутации ОАО «Сибирь».
Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО «Сибирь» уступает ОАО «Аэрофлот» по таким показателям, как финансовое состояние компании, объем перевозок, география перевозок, состояние авиапарка, однако ОАО «Авиакомпания Сибирь» занимает более высокое положение в рейтинге популярности потребителей.
Выводы и рекомендации
Таким образом, в ходе сравнительного анализа было установлено, что ОАО «Сибирь» значительно уступает ОАО «Аэрофлот» по объему международных перевозок. Маршрутная сеть ОАО «Сибирь» гораздо менее развита, чем ОАО «Аэрофлот», финансовое состояние ОАО «Сибирь» характеризуется как неустойчивое. Авиапарк ОАО «Сибирь» меньше чем ОАО «Аэрофлот» и состоит в основном из отечественных самолетов.
Несмотря на это, было показано, что ОАО «Сибирь» имеет положительную репутацию и благоприятный имидж у потребителей. Это связано с тем, что компания усовершенствовала корпоративную структуру и перешла на новый уровень качества, выражаемый в новом названии ОАО «Сибирь» - 7 S.
Таким образом, для увеличения объема рынка стратегия развития ОАО «Сибирь» должна быть направлена на модернизацию и расширение авиапарка, а ОАО «Аэрофлот» - на повышение качества обслуживания.
Заключение
Таким образом, в работе решены следующие задачи:
Проведен анализ российской авиаотрасли: рассмотрены тенденции развития отрасли, а также место, занимаемое российской авиаотраслью в мире.
Дана краткая характеристика ОАО «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот»
Дана сравнительная оценка ОАО «Аэрофлот» и ОАО «Авиакомпания Сибирь».
По работе можно сделать следующие выводы.
Открытое акционерное общество "Аэрофлот – Российские международные авиалинии" создано в июле 1992 года. Учредитель ОАО – Правительство Российской Федерации - владеет 51% акций, а 49% - трудовой коллектив авиакомпании и другие юридические лица. Занимает первое место по объему авиаперевозок в России. В парке насчитывается 87 самолетов, в том числе 31 иностранных самолетов. Маршрутная сеть ОАО «Аэрофлот» охватывает всю Азию, Северную Америку, Африку.
ОАО «Авиакомпания «Сибирь» было создано в 1992 году. Сейчас занимает второе место по объему перевозок в России. В 2003 году перевезла 3,4 млн пассажиров. Парк состоит из 51 самолета: Ил-86, Ту-154 и Ту-204. География полетов — 58 пунктов назначения, в том числе 23 зарубежных. 56,87% акций принадлежат первому заместителю генерального директора «Сибири», 25,5% — в госсобственности, остальные — миноритарным акционерам.
Таким образом, видно, что положение, занимаемое ОАО «Авиакомпания Сибирь», значительно ниже, чем ОАО «Аэрофлот». Однако ОАО «Сибирь» характеризуется высоким уровнем сервиса и качеством обслуживания, о чем свидетельствуют высокие оценки потребителей.
Список литературы
Ежеквартальный отчет ОАО «Авиакомпания Сибирь» за 2 квартал 2005 года.
Ежеквартальный отчет ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» за 2 квартал 2005 года.
Беляев В. Гражданская авиация в начале XXI века: «Авиация и космонавтика» – 2004- №8. – 75с.
Воробьева М.В. Кто и как определяет пассажирские тарифы.//ЭКО. – 2004, №2.
Мусский С.А. Авиауслуги и критерии их выбора.// Сто великих чудес техники. – М., 2002. – 334с.
Рябов В.Н. Как принять решение о выборе авиакомпании.//ЭКО. – 2003, №4.
http://www.tourbus.ru/arhiv/04_05/news/avia/1.htm
http://www.aeroflot.ru/company.asp?ob_no=183
Официальный сайт Авиакомпании Сибирь: http://www.s7.ru/ru/index.html
http://www.aviaport.ru/news/2003/10/21/63329.html
http://www.sibmedia.ru/?id=259
http://www.avialine.com/
Приложение
Рисунок 8. карта маршрутов ОАО «Сибирь»
Рисунок 9. Карта маршрутов ОАО «Аэрофлот»
Рисунок 10. Карта маршрутов ОАО «Аэрофлот» (продолжение)
Рисунок 11. Карта маршрутов ОАО «Аэрофлот» (продолжение)
1 Беляев В. Гражданская авиация в начале XXI века: «Авиация и космонавтика» – 2004- №8. – 75с.
2 Рябов В.Н. Как принять решение о выборе авиакомпании.//ЭКО. – 2003, №4.
3 Беляев В. Гражданская авиация в начале XXI века: «Авиация и космонавтика» – 2004- №8. – 75с.
4 http://www.tourbus.ru/arhiv/04_05/news/avia/1.htm
5 http://www.tourbus.ru/arhiv/04_05/news/avia/1.htm
6 Рябов В.Н. Как принять решение о выборе авиакомпании.//ЭКО. – 2003, №4.
7 Воробьева М.В. Кто и как определяет пассажирские тарифы.//ЭКО. – 2004, №2.
8 Беляев В. Гражданская авиация в начале XXI века: «Авиация и космонавтика» – 2004- №8. – 75с.
9 http://www.sibmedia.ru/?id=259
10 http://www.sibmedia.ru/?id=259
11 Официальный сайт Авиакомпании Сибирь: http://www.s7.ru/ru/index.html
12 Официальный сайт Авиакомпании Сибирь: http://www.s7.ru/ru/index.html
13 Официальный сайт Авиакомпании Сибирь: http://www.s7.ru/ru/index.html
14 http://www.aeroflot.ru/company.asp?ob_no=183
15 http://www.aeroflot.ru/company.asp?ob_no=183
16 Ежеквартальный отчет ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» за 2 квартал 2005 года.
17 Ежеквартальный отчет ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» за 2 квартал 2005 года.
18 Ежеквартальный отчет ОАО «Авиакомпания Сибирь» за 2 квартал 2005 года.
19 http://www.avialine.com/