Рефетека.ру / Менеджмент

Контрольная работа: Подготовка менеджеров

Содержание


Введение

1. Стандарт специальности, базовый и рабочий планы

2. Почему я выбрал эту профессию?

Выводы и предложения

Список использованной литературы


Введение


Рыночные отношения, внедряемые в экономику республики, кардинально изменяют подходы к образованию в целом и методике подготовки менеджеров в частности. В учебный план включен целый ряд новых дисциплин, формирующих менеджера высшей квалификации, способного работать в новой социально-экономической среде. Важное место, как показывает мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента.

Принятие удачных управленческих решений руководителями и специалистами предприятий во многом зависит от качества, полученного ими образования. Поэтому вполне уместным является рассмотрение вопроса о подготовке специалистов по менеджменту в высших учебных заведениях.

Для того чтобы успешно управлять персоналом, необходимо четко представлять основные механизмы и закономерности, по которым осуществляется работа с кадрами, на что нужно обратить внимание, иными словами руководителю необходимо владеть современными технологиями управления трудовыми ресурсами.

Эти задачи не могут быть эффективно реализованы без привлечения специалистов, имеющих высокий уровень квалификации в сфере управления производством, персоналом, которые хорошо ориентируются в вопросах экономики [1, с. 215].

Качеству подготовки управленческих кадров в Республике Беларусь уделяется большое внимание. В высших учебных заведениях принят стандарт специальности, которому должен соответствовать выпускник. Настоящим стандартом предусмотрены требования к квалификационной и профессиональной подготовке, объем и уровень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник.

В настоящей работе рассмотрены основные требования к учебному процессу и квалификации которыми должен обладать выпускник. Также приведен перечень основных направлений, по которым необходимо производить подготовку менеджера.


1. Стандарт специальности, базовый и рабочий планы


Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие «менеджмент». Этот термин произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций [3, с. 14].

Если немного раскрыть определение «менеджмента», то мы увидим, что в него входит:

изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;

производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;

управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Я считаю, что основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора.

Менеджер должен быть глубоко и всесторонне подготовлен. Стандарт подготовки менеджера по специальности включает в себя изучение следующих тем:

1. Исследование рынков.

2. Прогнозирование (техника, методы, концепции).

3. Маркетинговое планирование (планирование рынка и сбыта).

4. Цены и ценообразование.

5. Бюджет (техника разработки, способы использования, концепция формирования).

6. Каналы товародвижения (техника, характеристика, политика использования).

7. Товары предприятия.

8. Рынок и покупатели, характеристика потребителей товаров предприятия.

9. Формирование спроса на продукцию и стимулирование сбыта.

10. Бухгалтерский анализ.

11. Финансы (деньги, банковские учреждения, финансовый инструментарий, методы финансирования, инвестиции, формирование капитала, отчетность, рыночная деятельность).

13. Внешняя торговля.

14. Трудовое законодательство.

15. Использование ЭВМ и основы информатики.

16. Макро- и микроэкономика.

17. Социальная ответственность за рыночную деятельность предприятия.

18. Предприятие (история, структура, политика, кадры, принципы деятельности, способы управления).

Таким образом, менеджер должен знать и уметь практически все. А поскольку это невозможно, для каждой сферы экономики нужны свои менеджеры, для которых широкая многоплановая общая подготовка органически увязывается с детальным познанием особенностей и специфики каждой конкретной области.

Совокупность требований к подготовке менеджера, изложенная в стандарте подготовки по специальности менеджера детализируется путем разработки и выполнения базовых и рабочих планов подготовки. Базовый план подготовки предусматривает изучение основных предметов и овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми будущему менеджеру. Помимо базового плана подготовки существуют еще и дополнительные (факультативные) дисциплины, которыми будущий менеджер может овладеть по собственному желанию.

Требованиями государственного образовательного стандарта подготовки определяется срок освоения основной образовательной программы подготовки менеджера при очной и заочной формах обучения, устанавливается максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, устанавливается объем аудиторных занятий студентов.

Рабочий план детализирует базовый и в нем содержатся перечень дисциплин, которые необходимо освоить студенту. Рабочий план включает в себя перечень разделов, включающих в себя ряд вопросов, которые подлежат рассмотрению, объем часов, которые отводятся на овладение соответствующими дисциплинами. При этом одни вопросы подлежат обязательному рассмотрению при участии преподавателей, другие вопросы студенты изучают самостоятельно. По итогам изучения и усвоения изученного материала производится контроль знаний студентов, который включает в себя опрос, выполнение заданий преподавателей, зачет, экзамен и т.д.

Структура и содержание рабочего учебного плана подготовки менеджеров должны соответствовать требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки государственного образовательного стандарта и базовому учебному плану.

Приобретению практических навыков студентами способствует производственная практика. Ранее предусматривалась и стажировка после окончания вуза. Но организовать сегодня эффективную практику студентов практически невозможно. Предприятия очень часто вообще отказываются предоставлять места студентам для практики. И в то же время при приеме на работу одним из требований почти всегда выдвигается наличие опыта работы по специальности или даже должности. Нужно, чтобы руководители предприятий изменили свое отношение к практике студентов.

Менеджер обязан быть предприимчивым человеком, то есть способным добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и практической реализации оригинальных нестандартных решений, как правило, связанных с немалым хозяйственным риском. Менеджеру необходимы такие качества, как новаторство и оригинальность в достижении поставленных целей, деловитость и практичность, смелость и изобретательность, нацеленность на максимально эффективное использование всех имеющихся возможностей. Менеджер должен обладать напористостью, включающую в себя целеустремленность, стремление обязательно добиваться достижения поставленных целей, доведение начатого дела до конца.

Учитывая, что 90% своего времени менеджер занят работой с людьми, то прежде всего и больше всего он должен быть «мастером человеческих душ», уметь эффективно работать с людьми. [3, с. 22].

В области работы с персоналом менеджер должен уметь:

1. Организовывать и планировать производство и реализацию продукции;

2. Принимать правильные нестандартные управленческие решения;

3. Руководить коллективом на уровне современных требований (быть лидером);

4. Общаться, контактировать с людьми;

5. Побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного;

6. Находить выход из конфликтных ситуаций;

7. Быть предельно объективным независимо от своих симпатий;

8. Вести деловые переговоры;

9. Уметь подчиняться и соблюдать субординацию.

Все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других… и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.


2. Почему я выбрал эту профессию?


Решение о выборе профессии пришло ко мне не сразу. Долгое время различные специальности привлекали мое внимание однако в итоге перевесило желание приобрести квалификацию менеджера.

Прежде всего следует отметить, что профессиональная деятельность менеджера является многоплановой и носит творческий характер. Среди основных требований, предъявляемых к личности менеджера следует выделить здравый смысл, знание дела, уверенность в своих силах, высокий общий уровень развития и способность доводить начатое дело до конца. Эти качества нужны сегодня не только менеджеру, они высоко ценятся в обычной повседневной жизни. Люди обладающие подобными качествами пользуются авторитетом в обществе, и они зачастую добиваются значительных результатов в семье, карьере, бизнесе и т.д.

Все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью.

Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других, и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы.

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная задача менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы «босса» и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие – обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают. В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые характерные черты, все же присущи лидерам различных стилей.

Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.

Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.

Лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управлении людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным.

Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: «Это не мое дело». Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.

Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая информация, то правильное решение всегда лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.

Справедливость – тоже важная черта лидера. Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить когда они правы, и когда они неправы.

Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе. Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.

Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера.

Но несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать менеджер, он прежде всего человек. Тем не менее для меня представляется привлекательной такая работа, хотя она и требует незаурядной подготовки.


Выводы и предложения


Успешная деятельность современного предприятия невозможна без привлечения специалистов высокой квалификации, имеющих высокий уровень профессиональной подготовленности и обладающих значительным практическим опытом решения производственных вопросов. Важную роль в деятельности предприятия должна играть роль менеджера.

Менеджер должен хорошо ориентироваться в вопросах экономики и управления персоналом. Это достигается в ходе его подготовки в процессе получения образования, путем самостоятельной подготовки и дальнейшего обучения процессе выполнения должностных обязанностей.

Главной целью менеджера является получение предприятием прибыли за счет удовлетворения общественных потребностей в его продукции (работах, услугах). При этом менеджер должен постоянно действовать по следующим направлениям:

– увеличение прибыли (дохода), снижение издержек производства;

– развитие и повышение эффективности производства, его всесторонняя интенсификация, ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда, ресурсосбережение:

– социальное развитие коллектива, формирование современной материальной базы социальной сферы, создание благоприятных возможности для высокопроизводительного труда, последовательное осуществление принципа распределения по труду, социальная справедливость, охрана и улучшение природной среды:

– поощрение и создание условий для предпринимательской деятельности.

Таким образом, менеджер должен быть глубоко и всесторонне подготовлен.

Профессиональная подготовка менеджера должна соответствовать государственным стандартам образования, на базе которых разрабатываются базовый и рабочий планы подготовки. Подготовка менеджера должна производиться с использованием передового зарубежного и отечественного опыта, широкого использования средств компьютерной техники в процессе обучения.

Менеджеру в ходе его профессиональной подготовки необходимо овладевать не только знаниями, но и учиться решать практические задачи. Важную роль в этом должна сыграть практическая часть подготовки будущих менеджеров.

Похожие работы:

  1. • Социально-педагогические аспекты подготовки будущих ...
  2. • Современные методы подготовки топ-менеджеров
  3. • Сущность подготовки менеджеров в Японии
  4. • Подготовка менеджеров в США, в странах Западной Европы, в ...
  5. • Современный менеджер: особенности подготовки
  6. • Почему я выбрал профессию менеджера?
  7. • Мой идеал менеджера
  8. • Методология обучения менеджеров
  9. • Стратегия успеха менеджера
  10. • Стратегия успеха менеджера
  11. • Российские менеджеры: социологический взгляд со ...
  12. • Профессиональное долголетие менеджера
  13. • Психологические особенности деятельности менеджера и основные ...
  14. • Работа менеджера. Специфика и критерии оценки
  15. • Обучение менеджеров
  16. • Особенности организации маркетинга в банках
  17. • Особенности Российского менеджмента
  18. •  ... компетенции современного управленца-менеджера
  19. • Компьютерная грамотность менеджера
Рефетека ру refoteka@gmail.com