Министерство образования Российской Федерации
САМАРСКАя ГОСУДАРСТВЕННАя ЭКОНОМИчЕСКАя АКАДЕМИя
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАя РАБОТА
ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ»
ТЕМА: «ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ В США,
В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, В РОССИИ»
СТУДЕНТКИ ХХХХХХХХХ
4 КУРСА, СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФИКР,
ФАКУЛЬТЕТА ВВДО
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ХХХХХХХ.
ОЦЕНКА _____________
САМАРА 2002
СОДЕРЖАНИЕ
|1. |ВВЕДЕНИЕ |4 |
|2. |ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ В РАЗЛИчНЫХ СТРАНАХ |5 |
| |2.1. |ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ В США |5 |
| |2.2. |БИЗНЕС-ШКОЛЫ В ЕВРОПЕ |6 |
| |2.3. |ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ В РОССИИ |10 |
|3. |ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ НА МОЕМ ПРЕДПРИяТИИ |15 |
|4. |ЗАКЛЮчЕНИЕ |16 |
|5. |СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |17 |
ВВЕДЕНИЕ
Широкий общественный интерес к менеджменту на протяжении последних
лет тесно связан с появлением и развитием школ бизнеса или школ
менеджмента. Разнообразие в содержании программ бизнес-школ создает большое
количество проблем выбора у потенциальных студентов. Обычно усугубляет эти
проблемы недостаток достоверной информации о качестве той или иной
программы подготовки. Наиболее остро этот вопрос стоит перед желающими
получить высший и общепризнанный в мире уровень менеджерской квалификации
МВА (Master of Business Administration). Сегодня существует возможность
получить степень МВА в любой стране мира. Но лидером науки управления,
исследований в области бизнеса и менеджмента является США. Только
зарегистрированных, имеющих официальный сертификат Американской ассамблеи
университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в
Америке свыше 1300, в том числе 600 – это школы бизнеса, самостоятельно
действующие в рамках многопрофильных университетов. Более 70 периодических
изданий, свыше 10 издательств специализируются на литературе по управлению
и бизнесу.
2. ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
2.1. Подготовка менеджеров в США.
Первыми степень МВА получили выпускники бизнес школы Дортлеутского колледжа штата Нью-Хэмпшир в 1901 г. Квалификация МВА быстро получила признание среди студентов и работодателей. Это связано с тем, что преподававшиеся дисциплины были тесно связаны с потребностями производства и рынка.
Система образования по бизнесу и менеджменту, как и большинство
других специальностей, является в США трехступенчатой. После окончания
средней школы, проучившись 4 года в университете или колледже, можно
получить степень бакалавра. Далее следует двухгодичное образование по
магистерским программам: «магистра делового администрирования» (МВА),
«магистра науки управления» (MMS), «магистра международного менеджмента»
(MIM) и т.д.
Обычно на магистерские программы поступают люди в возрасте 25-30 лет,
имеющие кроме степени бакалавра не менее 2-х лет практической работы.
Степень магистра, присваиваемая в результате обучения, не является ученой.
Эта степень скорее «профессиональная», говорящая о том, что получивший ее
выпускник имеет не только теоретические, но и практические знания и навыки
в области бизнеса и менеджмента на основе разбора большого количества
управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в
крупных фирмах, за границей и т.п. Программы МВА – основные для школ
бизнеса, особенно ведущих. Они отличаются высокой интенсивностью учебы и
гарантируют высокое качество специалистов. За выпускниками первой десятки
наиболее котирующихся школ бизнеса идет настоящая охота. Гарвардская школа
бизнеса уже много лет занимает первое место. Ее постоянный соперник –
Стэнфордская школа бизнеса. Ведущие места занимают Уортонская школа в
Пенсильвании, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом институте,
школа бизнеса Мичиганского университета и др. В последнее время широко
распространяются вечерние программы обучения по магистерским программам для
руководителей-практиков высшего звена (Executive МВА).
Третьей ступеней обучения бизнесу и управлению являются программы,
ведущие к получению степени доктора философии (Ph.D.). Они предусматривают
3-4 годичное обучение с обязательной защитой диссертации и присвоением
ученой степени доктора философии. Это ученая степень. Те, кто ее получают,
не намереваются становиться менеджерами – практиками, а будут заниматься
исследованиями и преподаванием в этой области, либо профессиональной
работой плановика, аналитика на фирмах. Высокое качество доктора философии
в университетах США определяется освоением огромного массива научной
литературы и многочисленными специальными курсами по предмету. На программу
доктора философии поступают аспиранты, имеющие степень бакалавра, а иногда
– степень магистра. В этом случае срок обучения уменьшается. Эта
американская система является весьма разветвленной, гибкой и дорогостоящей.
Если какие-то магистерские программы перестают пользоваться спросом, их
заменяют другими. Чтобы усилить связь науки и практики, многие школы
бизнеса предпочитают брать в преподаватель людей, проработавших в фирмах на
руководящих должностях, и в то же время имеющих степень доктора философии,
опытных в обучении и научных исследованиях. Профессора, прошедшие такого
рода «ротацию» - это особая, очень ценная для школ бизнеса категория
преподавателей.
2.2. Бизнес-школы в Европе
Следует однако подчеркнуть, что американский путь подготовки
менеджеров – не единственный в мировой практике. Первые бизнес-школы в
Европе были открыты в Великобритании в Лондоне и Манчестере. Это произошло
только в 1967 году. Несколько позже бизнес-школы появились в
континентальной Европе. В настоящее время в ведущей европейской ассоциации
EFMD (Европейский фонд развития менеджмента). Зарегистрировано около 300
полноценных центров обучения менеджеров. Многие из них отличаются высоким
уровнем подготовки, хотя магистерские степени в области бизнеса не так
распространены и не столь высоко котируются, как в США. Несколько большее
значение в европейских школах имеют приближенные к производству дисциплины,
изучение социальных, а также страновых и международных аспектов бизнеса и
управления.
Оле Роллаг предпочел учиться в Европе, во французской школе HEC,
отказавшись от высокооплачиваемой работы, не говоря уже о пицце и бейсболе.
Роллаг решился на такие жертвы, потому что абсолютно точно знал, что даст
ему учеба за океаном: «В Европе я стремился научиться тому, чему не смог бы
научиться в США. Я имею в виду европейский стиль ведения переговоров,
европейскую торговлю и трудовое законодательство, и особенно европейский
подход к решению экономических проблем. Обучаясь за рубежом, вы на всю
жизнь приобретете другой взгляд на вещи».Как все-таки отличаются термины
international и diverse в понятии американских и европейских бизнес-школ?
По мнению Джоша Кобба, менеджера по развитию бизнеса в школе HEC, для
американцев internationalization означает интеграцию, т.е. экономические
отношения США с другими странами. В Европе же придают большое значение
межкультурным различиям. Именно по этой причине получение степени МВА в
Европе отличается от бизнес-образования в американских школах.
«Учеба в других странах привлекательна для студентов, которые видят
свое будущее в многонациональных корпорациях. Если не считать студентов,
занимающихся международными проектами для своих компаний, учеба за рубежом
необходима только тем, кто хочет сделать себе карьеру в иностранной
компании», - считает американец Алан Фоллмар, недавний выпускник одной из
европейских бизнес-школ. Перед тем, как поступить в бизнес-школу, Фоллмар
работал в компании General Electric, занимаясь тестированием новых
двигателей. Теперь же он является сотрудником финансового отдела парижской
компании Barclays Capital. Для него получение степени МВА в Европе явилось
«важным фактором, который позволил сменить сферу деятельности и переехать в
другую страну».Уроженец Вашингтона Эндрю Хауэлл поступил в бизнес-школу
INSEAD по простой причине: «Меня всегда интересовала Европа, и учеба в
INSEAD была возможностью начать делать карьеру за рубежом.
Транснациональные корпорации понимают, что они должны принимать на работу
сотрудников из разных стран. И внимание, которое школа INSEAD уделяет
международному аспекту в образовании, имеет большое значение для таких
компаний».Одним из существенных отличий европейских бизнес-школ является
разнообразный контингент студентов. Даже в тех американских бизнес-школах,
где классы преимущественно многонациональные, студенты-иностранцы
составляют максимум 30-40%. В школе Tuck процент иностранных студентов
равен 33, и даже в славящейся своей многонациональностью школе Kellogg
студенты-иностранцы едва ли составят 50%. Для сравнения: в лондонской LBS
или французской HEC студенты из других стран составляют 80% и 70%
соответственно. Над своим первым проектом Роллаг работал вместе со
студентами из Коста-Рики, Румынии, Италии и Франции: «Я даже представить
себе не мог, что со мной будут учиться студенты из стольких стран, и какой
важной окажется наша совместная работа. Люди из разных стран по-разному
подходят к решению проблем, поэтому возникало много вопросов как
культурного, так и личного характера. Но мне удалось многому научиться».
При выборе бизнес-школы следует обратить внимание на ее
направленность и специализацию. В некоторых бизнес-школах, например в
INSEAD, IMD или в Оксфорде можно получить степень МВА по программе «full
time» всего за год. Лондонская бизнес-школа (LBS) специализируется на
финансах и консалтинге, школа IMD – на предпринимательстве, сильная сторона
школы Rotterdam – электронная коммерция, а испанской IESE – деловая этика.
При выборе школы следует учитывать знание иностранных языков, так как в
школе НЕС в Париже и в ESADE в Барселоне преподавание ведется на
английском, французском и испанском языках. Важно где находится школа.
Любителям итальянской культуры, памятников и музеев подойдет бизнес-школа
Bocconi, расположенная в историческом центре Милана. Тем, кто предпочитает
более прохладный климат, может понравиться школа Rotterdam. Любителям жить
в большом городе – Лондонская школа.
Одним из показателей надежности школы является ее участие в AACSB –
международной организации, занимающейся вопросами бизнес-образования. В
Северной Америке, в Великобритании и континентальной Европе аккредитацией
программ МВА занимается АМВА (The Association of MBAs - Ассоциация учебных
заведений, присваивающих степень МВА). В этой организации прошли
аккредитацию программы МВА 60 учебных заведений. Аккредитацию бизнес-школ,
осуществляет EQUIS (European Quality Improvement System - Европейская
система улучшения качества). В настоящее время только 47 бизнес-школ
обладают Маркой Европейского Качества EQUIS. Еще меньше бизнес школ,
прошедших аккредитацию в EQUIS и, одновременно, имеющих программы МВА,
прошедшие аккредитацию в АМВА. Таких, всего 22 бизнес-школы.
OUBS - Школа Бизнеса Открытого Университета - получила аккредитацию
престижной европейской системы аккредитации EQUIS. Это первая среди
аккредитованных EQUIS школ, имеющая только дистанционные программы. OUBS
стала восьмой британской школой бизнеса, преодолевшей сложный процесс
оценки, проводимый представителями европейских и североамериканских бизнес-
школ и общественных организаций. OUBS - Школа Бизнеса Открытого
Университета) одна из ведущих европейских бизнес-школ и крупнейшая бизнес-
школа с обучением по активной дистанционной технологии. Со времени своего
основания в 1983 году более 200 тысяч менеджеров прошли обучение по курсам
на уровнях Сертификата, Диплома и МВА. В настоящее время OUBS действует
более чем в 35 странах и имеет 30 тысяч студентов.
«Мы получили самое высокое одобрение качества своих программ по
менеджменту, которое может дать Европа», сказал профессор Роланд Кайе,
Декан OUBS. «Я очень рад, что OUBS получила аккредитацию с первой попытки».
EQUIS (European Quality Improvement System - Европейская система
улучшения качества) - это международная система стратегического аудита и
аккредитации, созданная в Европе для оценки бизнес-школ с широким спектром
национальных особенностей. EQUIS входит в The European Foundation for
Management Development (EFMD - Европейский Фонд Развития Менеджмента) -
независимое, некоммерческое объединение организаций, занимающихся
образованием в области менеджмента. Для получения аккредитации EQUIS школы
должны удовлетворять критериям качества в трех направлениях:
• высокие международные стандарты качества во всех сферах, определенные моделью EQUIS;
• существенный уровень интернационализации;
• потребности предприятий должны быть глубоко внедрены в программы, учебный процесс и развитие.
2.3. Школы подготовки менеджеров в России
Потребность в бизнес-образовании в России начала формироваться только на рубеже 90-х годов. Волна желающих пройти бизнес-обучение породила и большое количество предложений. В это время и возникли первые прообразы бизнес-школ в России. За время, прошедшее с момента открытия первых школ, в их программах произошли значительные изменения, они стали более разнообразными, некоторые бизнес-школы приобрели свое лицо.
Высшая школа финансового менеджмента - одно из ведущих подразделений
Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, лидирующего в области
бизнес-образовании учебного заведения России. В Академии училось не одно
поколение руководящих хозяйственных кадров российской экономики. Школа
старается сохранять и развивать эти славные традиции, сосредоточив свои
усилия на одной из приоритетных сфер управленческой деятельности -
финансовом управлении.
Высшая школа финансового менеджмента АНХ готовит квалифицированных специалистов по управлению финансами, стараясь четко следовать современной концепции финансового менеджмента. Эта концепция находит отражение в учебных курсах Школы, которых уже несколько десятков. Именно они сегодня составляют главный потенциал Высшей школы финансового менеджмента.
Научно - педагогическую деятельность Школы определяют кафедры,
объединяющие преподавателей - ведущих специалистов по финансам и
менеджменту. Именно от них зависит качество и содержание учебного процесса
в Школе: преподаватели пишут книги, учебники, разрабатывают новые учебные
курсы, участвуют в издании лучших зарубежных учебников по управлению и
финансам. Учебный процесс в Школе представлен системой обучающих программ:
долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных, а также семинаров и
дистанционных тематических курсов. Главенствующую роль в этой системе
играют магистерские программы. В ее составе также программы "второго"
высшего образования, программы профессиональной переподготовки по
финансовому менеджменту, в которых достаточно полно отражаются современные
тенденции изучения менеджмента и финансов. Определяющее отличие
магистерских программ - подготовка и защита магистерской диссертации.
Важность этого этапа трудно переоценить, ведь в процессе написания
диссертации будущие магистры приобретают навыки самостоятельной
исследовательской деятельности, не просто становятся менеджерами, но и
осваивают навыки стратегического мышления. Недаром говорят, что в
стратегическом управлении побеждает тот, кто обладает даром творческого
мышления. Выпускники программы получают государственный диплом о высшем
образовании и степень магистра менеджмента со специализацией по финансовому
менеджменту. Интенсивное краткосрочное обучение по фундаментальным
проблемам финансового менеджмента предлагает программа по корпоративным
финансам, где в сжатой, концентрированной форме слушатели знакомятся с
ключевыми, фундаментальными проблемами современных финансов. Сегодня смело
можно сказать, что ни один финансист, будь-то банкир, страховщик или
оценщик, а также менеджер, вплоть до генерального директора крупного
предприятия, не могут обойтись без корпоративных финансов.
«Главная задача нашей программы МВА», - говорит директор МВА ВГУЭС
Шинковский М.Ю. – «получение образования мирового образца, с тем, чтобы
профессионально заниматься экономикой, бизнесом, и предпринимательской
деятельностью. Программа адаптирована к российским условиям, использует
новейшие образовательные технологии и реализуется преподавателями ВГУЭС,
прошедшими стажировку за рубежом. Мы постарались, чтобы программа
соответствовала мировым стандартам степени МВА, чтобы она впитала в себя
столетний опыт подготовки специалистов в области бизнеса и экономики в
ведущих университетах США. Наши партнеры - имеющие мировое признание школы
бизнеса Калифорнийские государственные университеты в городах Хэйворд и
Помона, которым мы благодарны за готовность и желание к совместной работе
над программой МВА.»
Программа делает упор на применение теоретической подготовки к
решению практических задач. Потребность в специалистах именно такого уровня
и такой направленности подготовки в условиях рыночной экономики высока.
Чтобы успешно соревноваться на международном рынке, надо овладеть
искусством бизнеса. Степень МВА обещает успешную карьеру, интересную
творческую работу.
И все же на практике подготовка менеджеров на российских предприятиях пока хромает. Между практикой российского управления и современными технологиями менеджмента сложился колоссальный разрыв. Если российские управленческие работники осознали масштабы несоответствия применяемых ими методов новым условиям, то перед ними три основных магистрали.
Первый путь - через хорошо известную, но уже забытую систему повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов. Темпы повышения квалификации работников предприятий резко снизились, можно сказать, сошли на нет из-за дороговизны сопутствующих затрат (проезд, проживание, обучение). Проблема, однако, заключается не только в экономической невозможности предприятия обеспечить обучение работников, а прежде всего в том, что нет отраслевых кадров преподавателей, подготовленных для обучения новейшим методам менеджмента и работающих на эквивалентном с западными школами бизнеса уровне. Отраслевые институты растеряли большую часть кадров.
Второе направление восполнения наиболее острого дефицита управленческого ресурса - информационного заключается в подготовке российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров. Конечно, это один из наиболее действенных путей решения проблемы. Однако, помимо нехватки у предприятий валютных средств для финансирования этого направления главная проблема заключается в отсутствии возможности реальной коммуникации между источником и получателем знаний - старая как мир проблема свободного владения иностранными языками российскими управленческими работниками.
Последняя соломинка - опыт предприятий - мировых лидеров, которые сами формируют кадры менеджеров. Установив чрезвычайно высокую, "штучную" оплату за передачу и освоение новых технологий, реально поддерживая любые новшества (от крупного - освоение новой технологии до мельчайшего - рацпредложения, которое дает или даст результат в будущем). Надо это сделать постоянным видом деятельности предприятий. Каждому предприятию срочно необходимо разработать собственную целевую программу развития и внедрения новых методов и технологий менеджмента и концепцию развития собственного менеджмента, которая должна включать основные направления работ по решению организационных, экономических и управленческих проблем отрасли.
Главное же как можно быстрее отказаться от использования существующих устаревших методов управления и начать переход на новые технологии менеджмента в соответствии с мировыми и передовыми отечественными достижениями по ключевым направлениям (инвестиционный менеджмент и бизнес- планирование, финансовый менеджмент, бюджетный менеджмент, лизинг, логистика, внутрифирменное планирование, контроллинг и др.), перейти от управления отдельными мероприятиями к управлению концептуально ориентированными программами.
Переход на новые методы и системы менеджмента позволит совершить качественный скачок в экономику XXI века.
3. ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ НА МОЕМ ПРЕДПРИЯТИИ
Я работаю в Управлении связи ООО «Самаратрансгаз». Подготовка
менеджеров на нашем предприятии носит характер обучения посредством опыта.
Сотрудники планомерно перемещаются по разным должностям на основе
результатов аттестации, которая проводится раз в два-три года и является
обязательной для всего персонала. Это позволяет познать специфику процессов
работы, досконально изучить используемое оборудование. Кроме этого
сотрудники направляются на курсу повышения квалификации, которые проводятся
как на базе имеющегося у нас в Самаре учебно-производственного комплекса
(УПК), так и в другие УПК РАО Газпром. Занятия проводят специалисты наших
подразделений и вышестоящей организации, а также приглашенные менеджеры и
бизнесмены. К сожалению, из-за недостаточного финансирования в последние
десять лет прекратилась стажировка специалистов за границей.
Для повышения эффективности работы предприятия, на мой взгляд, помимо
подготовки квалификационных специалистов необходимо пересмотреть принципы
управления трудовыми ресурсами. Эта проблема характерна для большинства
предприятий России. Первое, на что следует обратить внимание – это гарантия
занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к
стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность
служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной
общности, гармонирует отношения рядовых сотрудников с руководством.
Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для
продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для повышения
производительности труда, что безусловно отразится на улучшении
деятельности организации.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует признать, что подготовка, формирование менеджеров в разных странах очень сближается и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последнее десятилетие. Менеджмент как профессия, как область знаний становится поистенне интернациональным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта – дело очень ценное и полезное. И это начинают понимать все. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за границей, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и прошлом, но вполне возможны в будущем. История чужого успеха или неудачи тоже бывает очень поучительна. И, конечно, научные и эмпирические обобщения, выработка общих принципов эффективного управления, типизация его различных форм и условий их применения – все это предмет серьезной работы тех, кто думает о менеджменте в научном плане, продвигает вперед управленческую мысль. Во всем этом многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории. Практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Учебник.
–М.: Дело, 1997.
2. Все о бизнес-тренингах и бизнес-семинарах» –
HTTP://subscribe.ru//catalog/economics.school.euro
3. Материалы «Финансовых известий»