Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
Тема:
Шенгенская виза
План
Введение
1. Шенгенская зона
2. Шенгенская виза
Заключение
Литература
Введение
Каждое государство имеет собственную территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль – усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран.
Для пересечения границ от иностранцев все чаще стали требовать специальное разрешение – визу, получить которую вместе с прочими необходимыми документами обычно стоит немалого времени, денежных средств и даже психологической устойчивости, выдержки и самообладания перед лицом неизбежных бюрократических процедур.
Однако со второй половины XX века, прежде всего под влиянием интеграционных явлений в экономике, переходящих теперь в глобализацию,1 постепенно набирает силу обратный процесс: межгосударственные границы начинают «открываться», сначала немного, затем все больше. Наивысшей точки своего развития он достиг в Европе, в рамках организации Европейский союз.
1. Шенгенская зона
Одной из наиболее важных и интересных для граждан России сфер регулирования права Европейского Союза служит визовый режим, условия и порядок въезда на территорию «Шенгенской зоны».
Термин «Шенгенская зона», хотя он вполне прижился в лексиконе отечественных СМИ и научных публикациях, как представляется, не вполне удачен, поскольку может создавать неверные ассоциации. Думается, лучше говорить о «Шенгенском пространстве» (фран. «l'espace Schengen»), как это делают западноевропейские юристы. Аналогичным образом может переводиться и английский термин «Schengen area».
Так что же такое Шенгенское пространство. 14 июня 1985 г. между Королевством Нидерландов, Королевством Бельгия, Федеративной Республикой Германией, Французской Республикой и Великим Герцогством Люксембург был подписан договор о поэтапной отмене контроля на общих границах.
Данный договор был подписан в местечке Шенген (Великое Герцогство Люксембург) и именуется ныне как Шенгенское соглашение.
Данный договор был подписан с целью:
установления более тесных связей между народами стран – участниц Европейских Сообществ, свободного перемещения через их общие границы всеми подданными стран – участниц, товаров и услуг;
укрепления солидарности своих народов путем устранения препятствий свободному перемещению через общие границы государств Экономического Союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики;
отказа от контроля на общих границах за перемещением подданных стран – участниц Европейских Сообществ;
Данный договор предусматривает:
упразднение всех видов контроля и других формальностей на общих границах для подданных государств – участниц Европейских Сообществ;
осуществление, в основном, лишь визуального контроля;
осуществление полного контроля лишь выборочно;
сокращение на общих границах задержек, связанных с контролем за пассажирскими перевозками;
совместную борьбу с преступностью, нелегальной торговлей наркотическими средствами и оружием, нелегальным въездом и проживанием лиц, уклонением от уплаты налогов и таможенных пошлин, а также контрабандой;
координацию визовой политики с целью избежать негативных последствий для миграции и безопасности, вытекающих из смягчения контроля на общих границах;
взаимное упорядочение процедур по выдаче виз и допуску на свою территорию, учитывая необходимость защиты территории стран – участниц Шенгенского соглашения.
2. Шенгенская виза
В русскоязычных источниках, виза – разрешение на въезд на территорию соответствующего государства, на выезд с этой территории или на проезд через нее (въездная виза, выездная виза, транзитная виза).
На территории стран Шенгенского Соглашения в настоящее время действует единая виза, открывающая перед своим обладателем двери целой совокупности больших и малых европейских стран, границы между которыми теперь открыты для свободного передвижения, как собственных граждан, так и иностранцев.
О существовании так называемой «Шенгенской визы», владелец которой может на законных основаниях путешествовать по территории не одного единственного государства, а целой «Шенгенской зоны», известно непонаслышке многим российским гражданам. Немало россиян уже были или желают стать обладателями соответствующего штампа в своем заграничном паспорте. Многие также на собственном опыте убедились, что преодолеть этот визовый барьер сейчас труднее и дороже, чем раньше получать национальные визы.
Условия выдачи виз для въезда и пребывания на территории этих стран российских граждан примерно одинаковы. Порядок выдачи того или иного вида визы зависит от статуса гражданина, выезжающего в страну назначения.
Основным документом, устанавливающим порядок оформления и выдачи визы, является Общая консульская инструкция, утвержденная Шенгенским исполнительным комитетом 28 апреля 1999 г. Для ЕС она играет роль «кодекса» где собраны и сгруппированы в единую систему нормы об основаниях и процедуре выдачи Шенгенской визы (включая образцы самих виз).
С точки зрения своей внутренней структуры Общая консульская инструкция складывается из двух самостоятельных, но взаимосвязанных компонентов: основных положений и дополнительных.
Основные положения Инструкции, в свою очередь, подразделяются на восемь частей, каждая из которых регулирует какой-либо отдельный аспект или группу аспектов визового режима.
Порядок расположения частей в целом соответствует основным этапам процедуры предоставления визы:
часть I – закрепляют сферу действия документа и дают определения различным категориям («типам») визы;
часть II – разграничивают компетенцию в сфере предоставления виз между Шенгенскими государствами и частично внутри самих государств;
часть III – подача и принятие ходатайства от заинтересованных лиц;
часть IV – устанавливают юридические основания допуска иностранцев на территорию Шенгенского пространства;
часть V – рассмотрение ходатайства;
часть VI – заполнение работниками посольства или консульства марки (наклейки), в форме которой выдается виза, и прикрепление ее в паспорт или иной документ на поездку.
часть VII – регулируют некоторые административные и технические аспекты функционирования визовых служб, посольств и консульств;
часть VIII – регулируют аспекты взаимодействие и сотрудничество визовых служб, посольств и консульств друг с другом, а также с туристическими компаниями.
Шенгенская виза оформляется в посольстве той страны, которая является основной целью поездки туриста. Если поездка захватывает несколько стран и определить основную невозможно, необходимо получить визу той страны, которая является первой в маршруте.
Существует 4 категории шенгенских виз:
1. транзитная виза – выдается, если турист следует транзитом через территорию одного или нескольких государств Шенгенской зоны. Срок действия визы – 1-5 дней. Разрешаемое число въездов на территорию Шенгенской зоны – 1 или 2.
2. краткосрочная виза – выдается, если турист едет в страны Шенгенской зоны для отдыха, покупок, по делам, для посещения родственников и т.п. Срок визы – не более 90 дней. Может быть однократной (разрешен 1 въезд) или многократной (разрешено несколько въездов) На срок не более 90 дней. Если турист планирует пребывание свыше указанного срока, ему нужно получать специальные визы (рабочие, учебные и т.д.)
3. национальная долгосрочная виза – выдается посольством соответствующей страны, если по различным причинам (работа, учеба, наличие супруга – гражданина страны и т.п.) гражданин намеревается жить в стране более 90 дней. Подразумевается возможность многократного въезда.
4. аэропортовая транзитная виза – выдается гражданам ряда африканских и азиатских стран (Афганистан, Заир и др.) как разрешение на пребывание только на территории международной транзитной зоны аэропорта страны – участницы Шенгенской зоны. Не дает право доступа на территорию стран Шенгенской зоны. К гражданам России это не относится
Для получения шенгенской визы на срок до 90 дней, необходимо наличие следующих условий:
1. Наличие загранпаспорта. Он должен быть действителен как минимум еще 3 месяца со дня возвращения из поездки (при оформлении визы во Францию – 6 месяцев, в Италию – 3,5 месяца, в Голландию, Люксембург – 4 месяца).
2. Наличие документов, подтверждающих цель и характер поездки. Это могут быть деловое приглашение, оригинал приглашения частного лица, туристский ваучер.
3. Наличие денежных средств. На время пребывания в стране нужно располагать суммой из расчета примерно 100 долл. США на каждый день. Также нужно иметь средства для возвращения в страну гражданства или в третье государство, куда гарантирован его въезд (наличие денег, билетов или подтверждение об их резервировании).
4. Наличие оформленной медицинской страховки. Страховой полис должен быть действительным для всех стран Шенгенской зоны.
5. Заполненная анкета. Она одинакова для всех стран Шенгенской зоны.
6. Турист не должен числиться в списке лиц, въезд – которым в страны Шенгенской зоны запрещен; не представлять опасности для общественного порядка и национальной безопасности или международных отношений стран-участниц.
При въезде в Шенгенскую зону должны быть предъявлены паспорт с визой. Кроме того, турист должен быть готов предъявить документ (приглашение), дающий основание для поездки, а также доказать, что располагает достаточными финансовыми средствами для обеспечения себя на время поездки. Во въезде может быть отказано в случае, если есть основания полагать, что въезжающий представляет угрозу для безопасности, а также, если существуют подозрения, что данное лицо может заниматься преступной деятельностью или проституцией.
Заключение
Разумеется, субъективное восприятие «Шенгенского процесса» может быть самым различным, от восторженных оценок до крайне негативных. Но чтобы эти оценки соответствовали объективным критериям, нужно, прежде всего, уяснить правила, юридические нормы, которым подчиняется данный процесс. Зная их, можно лучше использовать преимущества, которые сулит российским гражданам «Шенгенская зона» и «Шенгенская виза», а вместе с тем избежать многих трудностей и проблем.
Основополагающими источниками «Шенгенского процесса», являются два документа, которые – по месту их подписания – называют Шенгенскими соглашениями:
- Соглашение «О постепенной отмене проверок на общих границах», подписанное 14 июня 1985 г.;
- Конвенция «О применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. о постепенной отмене проверок на общих границах», подписанная 19 июня 1990 г.
Необходимо отметить, что цели, содержание и предмет регулирования этих документов – не только «Шенгенская виза» и все, что с ней связано. Они, гораздо шире, разнообразнее, интереснее.
Литература
Договор между королевством Нидерландов, королевством Бельгия, Федеративной Республикой Германия, Французской Республикой и Великим Герцогством Люксембург о поэтапной отмене контроля на общих границах (Шенгенское соглашение), Шенген, 14 июня 1985 г. // «Библиотечка «Российской газеты»«, выпуск № 10, 2000 г.
Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между Правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенген, 19 июня 1990 г.) // Текст Конвенции официально опубликован не был
С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. Комментарий к Шенгенским соглашениям – Система ГАРАНТ, май 2005 г.
1 Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.: Экономика, 1998.