1. Графы
Задание 1.1
1. Охарактеризовать граф.
2. Выписать матрицу смежности графа.
3. Вычислить степени вершин.
Решение:
Данный граф является неографом, так как его ребра не ориентированные и не имеют начало и конец.
Ст. V1 =3
Ст. V2 =3
Ст. V3 =3
Ст. V4 =3
Ст. V5 =2
Ст. V6 =2
Матрица смежности графа
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 | Х7 | Х8 | |
V1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
V2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
V3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
V4 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
V5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
V6 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Задание 1.2
1. По матрице инцидентности нарисовать граф.
2. Охарактеризовать граф.
3. Назвать специальные вершины графа.
4. Вычислить полустепени вершин.
5. Выписать цикл, цепь, простой цикл, простую цепь.
Решение:
Данный граф называется орграфом, так как его ребра ориентированы и имеют начало и конец.
V4 и V6 – висячие вершины;
V5 – изолированная вершина.
Полустепень захода: V2 = 1; V3 = 3; V4 = 1; V6 = 1.
Полустепень исхода: V1 = 3; V2 = 1; V3 = 2.
Цепь:
Х1 Х2 Х6 Х3
Х5 Х6 Х3
Простая цепь:
Х1 Х2 Х3
Х5 Х3
Цикл: ????
V3 V3
Простой цикл: ????
V3 V3
Задание 1.3
1. Нагрузить граф задания 1.1. согласно матрице длин дуг и нарисовать.
2. По алгоритму окрашивания найти кратчайший путь между вершинами V1 и V6.
3. Построить покрывающее дерево с корнем в вершине V1.
Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 | Х6 | |
V1 | 4 | 6 | 3 | |||
V2 | 4 | 3 | 2 | |||
V3 | 6 | 3 | 2 | |||
V4 | 3 | 2 | 3 | |||
V5 | 3 | 2 | ||||
V6 | 2 | 0 |
Решение:
Окрасила вершину V1. d(V1) = 0, d(x) = для любого x V1 и x = V1.
1. d (V2) = 4
d (V3) = 6
d (V4) = 3 – наименьшее; закрашиваю вершину V4 и дугу (V1, V4) или (V4, V2)
y = V4
2. d (V2) = 4 – наименьшее; закрашиваю вершину V2 и дугу (V1, V2)
d (V3) = 6
d (V5) = min (6; 3+3) = 6
d (V6) =
y = V2
3. d (V3) = 6 – наименьшее; закрашиваю вершину V3 и дугу (V2, V3)
d (V5) = 6
d (V6) =
y = V3
4. d (V5) = 6 – наименьшее; закрашиваю вершину V5 и дугу (V4, V5)
d (V6) = min (8; 6+2) = 8
y = V5
5. d (V6) = 8 – закрашиваю вершину V6 и дугу (V5, V6)
Кратчайший путь
V1 V3 V6.
Покрывающее дерево:
2. Сетевое планирование
Задание 2.1
1. Для задачи планирования поставки товаров оптовым покупателям построить сетевой график, привязанный к оси времени, согласно структурно-временной таблицы. Задание конкретного варианта расположено в одной из пяти правых колонок таблицы.
Содержание работ | Работа | Длитель-ность, ti | ||
Коэффициент, сi | Обозначение, аi | Опорная, аj | ||
отбор товара | 0,1 | a1 | - | 2 |
подготовка к отправке | 0,2 | a2 | a1 | 3 |
выписка накладных | 0,3 | a3 | a2 | 1 |
определение объема отгрузки | 0,4 | a4 | a3 | 1 |
проверка цен | 0,5 | a5 | a3 | 1 |
оформления счета | 0,6 | a6 | a5 | 1 |
заказ автомашин для перевозки товара | 0,7 | a7 | a4 а6 | 3 |
отправка счета покупателю | 0,8 | a8 | a4 а6 | 1 |
проверка товара по счету | 0,9 | a9 | a7 | 2 |
оплата счета | 1 | a10 | a8 | 12 |
погрузка товара и проверка кол-ва | 1,1 | a11 | a9 а10 | 2 |
перевозка товара | 1,2 | a12 | a11 | 4 |
выгрузка и сверка с документами | 1,3 | a13 | a12 | 4 |
2. Вычислить временные параметры сетевой модели.
3. Построить критический путь, вычислить критическое время, нанести критический путь на сетевой график.
Решение:
tij – время выполнения работ;
Tp – ранний срок наступления события;
K – номер вершины, при движении из которой было получено значение Tp;
Tп – поздний срок наступления события;
Rij – полный резерв времени;
rij – свободный резерв времени.
- критический путь.
Резервы нашла по формуле:
Rij = - Ti - tij
rij = - - tij
На критическом пути резервов времени нет.
3. Система массового обслуживания (СМО)
Задание 3.1
Решить задачу для СМО с отказами:
В вычислительный центр с m ЭВМ поступают заказы на вычислительные работы. Если работают все m ЭВМ, то вновь поступающий заказ не принимается. Пусть среднее время работы с одним заказом составляет часов. Интенсивность потока заявок равна λ (1/ч). Найти вероятность отказа Ротк и m3 – среднее число занятых ЭВМ.
m | 3 |
λ | 0,25 |
Тобсср | 3 |
Решение:
Интенсивность потока обслуживаний = = = 0,33. Интенсивность нагрузки ЭВМ по формуле
р = ; р = = 0,75.
Предельные вероятности состояний:
р0 = (1 + р + + … + + … + )-1; р0 = (1 + 0,75 + 0,752/ 2! + 0,753 / 3!)-1 = 0,476 (нет ни одной заявки);
рк = рк / k! * р0; р3 = (0,753 / 3!) * 0,476 = 0,033 (заняты три ЭВМ).
Вероятность отказа (когда заняты три ЭВМ), таким образом, Ротк = р3 = 0,033.
Относительная пропускная способность центра: Q = 1 - Ротк ; Q = 1 – 0,033 = 0,967, т. е. в среднем из каждых 100 заявок вычислительный центр обслуживает 96,7 заявок.
Абсолютная пропускная способность центра А = λ Q; А = 0,25 * 0,967 = 0,242, т. е. в один час в среднем обслуживается 0,242 заявки.
Среднее число занятых ЭВМ: = А / ; = 0,242 / 0,033 = 0,725, т. е. каждая из трех ЭВМ будет занята обслуживанием заявок в среднем лишь на 72,5 / 3 = 24,2%.
Задание 3.2
Решить задачу для СМО с ограниченной длиной очереди:
На автозаправочной станции установлены m колонок для выдачи бензина. Около станции находится площадка на L машин для их ожидания в очереди. На станцию прибывает в среднем λ машин в минуту. Среднее время заправки одной машины мин. Требуется определить вероятность отказа Ротк и среднюю длину очереди Мож.
m | 3 |
L | 3 |
λ | 2 |
1 |
Решение:
= 1 / = 1 мин.
Нахожу:
р = λ / = 2 / 1 = 2, р / m = 2 / 3, тогда
р0 = [ + * ]-1 = [1 + 2 + 22 / 2! + 23 / 3! + 24 / 3*3! * ]-1 0.122
Ротк = Pm+L = * p0 = (p/m)L * (pm/m!)*p0 = (2/3)3 * (23/3!) * 0.122 = 0.048;
Мож = i = (0.122*23/3!) * [2/3 + 2(2/3)2 + 3*(2/3)3] = 0.35
Таким образом, Ротк = 0,048, Мож = 0,35 машины.
4. Игры
Задание 4.1
1. Решить игру в чистых стратегиях.
2. Выписать седловые точки.
3. Вычислить цену игры.
В1 | В2 | В3 | В4 | |
А1 | 1 | 4 | 1 | 2 |
А2 | 0 | 5 | 0 | 3 |
А3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
Решение:
Седловые точки: (А1,В1); (А3,В1); (А1,В3); (А3,В3). V (цена игры) = 1.
Задание 4.2
1. Решить игру.
Указание: использовать принцип доминирования.
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | |
А1 | -2 | 1 | 3 | 0 | 1 |
А2 | -3 | -4 | 2 | -1 | -4 |
А3 | 1 | -5 | 6 | 3 | -5 |
А4 | -2 | 1 | 3 | 0 | 1 |
Решение:
Задание 4.3
1. Решить игру 2 х n графическим методом.
В1 | В2 | В3 | В4 | |
А1 | -1 | 1 | -1 | 2 |
А2 | 0 | -1 | 2 | -2 |
Решение:
B – верхняя цена игры
А = (0,4;0,6)
= 1.
5. Список литературы
1. Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин, М. Н. Фридман. Исследование операций в экономике: Учебн. Пособие для вузов/ Под ред. проф. Н. Ш. Кремера. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
2. Е. В. Бережная, В. И. Бережной. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Лабскер Л. Г., Бабешко Л. О. Игровые методы в управлении экономикой и бизнесом: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2001. – 464 с.
4. Шикин Е. В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. – 440 с.
5. Шапкин А.С., Мазаев Н.П. Математические методы и модели исследования операций: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004.