1. Производственная мощность: сущность, порядок расчета, показатели и пути улучшения использования
От уровня материально-технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности объем выпуска продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и многое другое.
Если производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в их общей сумме, росту себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению прибыли.
Под производственной мощностью предприятия принято подразумевать максимально возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства. Она может выражаться в человеко-часах, машино-часах или объеме выпуска продукции в натуральном или стоимостном выражении. Производственная мощность предприятия не может быть постоянной. Она изменяется вместе с совершенствованием техники, технологии и организации производства и стратегии предприятия.
Степень использования производственных мощностей характеризуется следующими показателями:
Коэффициент использования производственной мощности К исп. мощ.. Он определяется как отношение фактического (планового) годового объема производства продукции к среднегодовой производственной мощности предприятия.
Коэффициент интенсивности использования производственной среднесуточной мощности Ки.з.. Он находится как отношение среднесуточного выпуска продукции к среднесуточной производственной мощности.
Коэффициент эффективности использования производственной мощности К э.з.. Он находится как отношение фактического (планового) фонда рабочего времени к расчетному фонду рабочего времени, принятого при определении производственной мощности.
Для характеристики пассивно части фондов рассчитывают показатель выхода продукции на 1 м2 производственной площади, который в некоторой степени дополняет характеристику использования производственных мощностей предприятия, повышение уровня данного способствует увеличению производства продукции и снижения ее себестоимости.
Кроме того, для оценки производственной мощности предприятия, целесообразно проанализировать использование технологического оборудования. Данный анализ базируется на системе показателей, характеризующих использование его численности, времени работы и мощности.
Для характеристики степени привлечения оборудования в производство рассчитывают следующие показатели:
Коэффициент использования парка наличного оборудования.
КН = Количество используемого оборудования
Количество наличного оборудования
2. Коэффициент использования парка установленного оборудования.
Для характеристики степени экстенсивности загрузки оборудования изучается баланс времени его работы. Он включает:
- календарный фонд времени – максимально возможное время работы оборудования (количество календарных дней в отчетном периоде умножается на 24 часа и на количество единиц установленного оборудования);
- режимный фонд времени (количество единиц установленного оборудования умножается на количество рабочих дней отчетного периода и на количество часов ежедневной работы с учетом коэффициента сменности);
- плановый фонд – время работы оборудования по плану. Отличается от режимного временем нахождения оборудования в плановом ремонте и на модернизации;
-фактический фонд рабочего времени.
Для характеристики использования времени работы оборудования применяются следующие показатели:
-Коэффициент использования календарного фонда времени:
Кк.ф. = Тф / Тк
-Коэффициент использования режимного фонда времени:
Кр.ф. = Тф / Тр
-Коэффициент использования планового фонда времени:
Кп..ф. = Тф / Тп
-Удельный вес простоев в календарном фонде:
Уд= ПР/ Тк
где Тф, Тп, Тр, Тк - соответственно фактический, плановый, режимный и календарный фонды рабочего времени оборудования;
ПР – простои.
Также необходимо рассчитать общие показатели. К таким относятся следующие:
1. Показатель фондоотдачи. Он определяется по формуле:
ФО= С/Ф
где С – годовой объем продукции (работ, услуг) тыс. руб.
Ф- среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
Так как на выпуск продукции в основном влияет активная часть основных производственных фондов, то необходимо также определить фондоотдачу активной части основных производственных фондов по формуле:
ФО А = С СМР / ФАП
где ФО А - фондоотдача активной части ОПФ;
ФАП – среднегодовая стоимость активной части основных производственных фондов, тыс. руб.
Показателем, обратным фондоотдаче, является фондоемкость, показывающая, какая часть стоимости основных производственных фондов приходится на один рубль выполненного объема работ.
ФЕ = Ф/С
В заключение анализа использования производственных мощностей предприятия подсчитывают резервы увеличения выпуска продукции и фондоотдачи.
Основными направлениями улучшения использования производственной мощности предприятия являются:
1. Направления экстенсивного характера: повышение коэффициента сменности работы оборудования, сокращение сроков установки освоения оборудования, уменьшение простоев в ожидании ремонта, в ремонте, из-за отсутствия материалов, энергоносителей, рабочей силы и других внеплановых простоев.
2. Направления интенсивного характера: совершенствование конструкций машин, оборудования, транспортных средств, улучшение качества их изготовления; применения прогрессивной технологии; комплексная механизация и автоматизация производства; модернизация производства; совершенствование текущего технического обслуживания оборудования; повышение квалификации рабочих.
2 Цена: ее сущность, виды и структура. Роль государства и предприятия в ценообразовании
Цена является важнейшей экономической категорией. В общем виде цена товара – это стоимость, выраженная в денежной форме. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
Учетная функция отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции. Цена отражает затраты отдельных видов ресурсов и размер прибыли.
Распределительная функция цены состоит в том, что через цены происходит перераспределение доходов между производителями и потребителями, бюджетами разных уровней, регионами и социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в цену ряда налогов (на добавленную стоимость, акцизы) которые направляются в бюджеты разных уровней.
Стимулирующая функция цены способствует стимулированию научно-технического прогресса, повышению качества продукции, т.к. цены дифференцируются в зависимости от технического уровня и качества последней.
Цена выполняет функцию сбалансированности спроса и предложения, чутко регулируя их колебания.
Функция цены как средства рационального размещения инвестиций позволяет направлять их в те секторы экономики, которые дают быструю отдачу и более высокую прибыль.
Цена зависит от способа реализации продукции. Принято выделять три стадии товародвижения:
- предприятие - оптовая торговля;
оптовая торговля – розничная торговля;
розничная торговля - потребитель.
Соответственно, выделяют три основных вида цен:
-оптовая цена предприятия;
оптовая цена промышленности;
розничная цена.
Структуру цены можно представить в виде таблицы.
Таблица 1- Структура цены
Себестоимость продукции | Прибыль производителя продукции | Снабженческо-сбытовые организации (посредники) | Торговые организации (розничная торговля) | ||
Оптовая цена предприятия | Издержки | Прибыль | Издержки | Прибыль | |
Оптовая цена промышленности | |||||
Розничная цена |
Оптовая цена предприятия может совпадать с оптовой ценой промышленности. Это имеет место при реализации продукции производственного назначения, т.е. когда поставки от предприятия – производителя осуществляются потребителю-предприятию, либо при поставках массового товара от предприятия-производителя в систему розничной торговли. В некоторых случаях оптовая цена предприятия может совпадать с розничной ценой, если продукция реализуется розничному потребителю через собственные торговые точки.
Необходимо также учитывать, что на каждом этапе ценообразования к оптовой цене добавляется налог на добавленную стоимость. Оптовая цена с учетом данного налога – это оптово-отпускная цена.
Далее остановимся на ценообразовании. Ценообразование – это процесс установления цены на конкретный товар состоящий из следующих этапов:
-выявление внешних по отношению к производству факторов, влияющих на цены;
постановка целей ценообразования;
выбор метода ценообразования;
разработка основной стратегии;
рыночная корректировка цены (ценовая тактика);
страхование цен.
Ценовая политика предприятия представляет собой совокупность форм и методов, обеспечивающих достижения целей предприятия путем установления цен с учетом рыночных условий. Ценовая политика предприятия воплощается в решениях стратегического характера. Методом ценообразования признается система формирования цены с использованием соответствующей нормативной базы. В зависимости от конъюнктуры рынка, состояния спроса и предложения, возможностей предприятия, конкретно складывающихся его интересов проявляются внешние и внутренние факторы влияния на ценовую политику, на ценообразование.
К внешним факторам следует отнести спрос на продукцию, предложение ее с учетом смежных сегментов рынка, уровень цен, устанавливаемых конкурентами, степень необходимости продукции для потребителя, уникальность продукции.
Внутренние факторы представлены затратным механизмом, сложившимся на предприятии в виде его производственной и организационной структуры, организации снабжения необходимыми для деятельности ресурсами и сбыта готовой продукции.
Влияние государства на изменение свободных цен может достигнуто при его воздействии на конъюнктуру рынка, когда государственные подразделения выступают в роли продавца или покупателя. Кроме того, прямое воздействие на ценообразование со стороны государства проявляется в установлении предельных величин, ограничении надбавок и предельных коэффициентов изменения цен. Косвенное воздействие выражается в установлении и изменении налоговых ставок, акцизов и пошлин. Также следует отметить, что существуют фиксированные цены, устанавливаемые государственными органами власти и управления на ограниченный перечень продукции в твердо определенной величине. Государственное регулирование ценообразование направлено на создание условий для учета и сочетания интересов общества, производителей, потребителей.
3. Производственная структура предприятия. Факторы, определяющие структуру предприятия
В первую очередь необходимо сказать, что же представляет из себя производственное предприятие. Итак, производственное предприятие – это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.
Далее необходимо остановиться на понятии структуры. Структура – это совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними.
Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Пример структуры предприятия представлен на рисунке 1.
Факторами, определяющими структуру предприятия являются: характер продукции и технология ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия.
Рисунок 1- Структура предприятия
Какого-либо устойчивого стандарта структуры не существует. Структура конкретного предприятия постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально – экономических процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные предприятия имеют идентичные функции, главные из которых – изготовление и сбыт продукции.
Состав производственных звеньев, а также организаций по обслуживанию работников, их количество, величина и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности представляют собой общую структуру предприятия.
В отличие от общей структуры предприятия производственная структура представляет собой форму организации производственного процесса и находит свое выражение в размерах предприятия, в количестве и составе цехов и служб, созданных на предприятии, их планировке, а также в составе, количестве и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов, создаваемых в соответствии с расчленяем процесса производства на крупные звенья, частичные производственные процессы и производственные операции.
Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета.
Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цеха. Первичным и самым главным звеном пространственной организации производства является рабочее место. Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции, оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами. На рабочем месте может работать один или группа рабочих.
Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющего часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.
Цех – наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов.
Обычно различают следующие виды цехов и производственных участков: основные вспомогательные, обслуживающие и побочные.
Вопрос о выборе и улучшении производственной структуры предприятия решается при строительстве новых предприятий, реконструкции действующих и изменении профиля их производства в ходе перемещения, перепланировки оборудования, а также при переоборудовании тех или иных участков производства.
Важнейшими факторами, связанными с определением производственной структуры предприятия и оказывающими большое влияние на его экономику, являются:
- выбор типа предприятия и принципа построения его цехов и производственных участков;
-соотношение между основными производственными цехами, с одной стороны, и вспомогательными и обслуживающими с другой;
обеспечение пропорциональности между всеми частями предприятия.
Производственная структура предприятия в значительной мере зависит от его специализации, т.е. от характера продукции, изготовляемой на предприятии, и разделении труда с другими предприятиями по изготовлению выпускаемой данным предприятием продукции. Кроме того, выбор целесообразной производственной структуры предприятия тесно связан с определением типа предприятия. Под типом предприятия понимается степень охвата им всех стадий производства продукции, повторяемость ее изготовления. Практика работы промышленности выявила три типа производственной структуры промышленных предприятий: технологический, предметный (предметно-замкнутый) и смешанный (предметно-технологический). На основе выбора типа предприятия и состава его цехов или производственных участков, а также запланированных номенклатуры продукции и объема производства определяются размеры предприятия. При этом исходят из необходимости повышения концентрации производства.
Задачи для контрольной работы
1.Стоимость основных производственных фондов цеха на начало года 25350 тыс. руб. В июне вводятся фонды на сумму 4150 тыс. руб., в сентябре выводятся фонды на сумму 2810 тыс. руб. Объем производства продукции по плану 14100 тыс. руб., фактически – 15450 тыс. руб. Определить степень интенсивности использования основных производственных фондов цеха и изменение фактической фондоотдачи в сравнении с плановой
Решение.
В первую очередь необходимо определить наличие основных фондов на начало и на конец отчетного периода, для этого воспользуемся таблицей.
Таблица 2 – Динамика основных фондов предприятия
Показатель | Наличие ОПФ на начало периода, тыс. руб. | Поступило ОПФ, тыс. руб. | Выбыло ОПФ, тыс. руб. | Наличие ОПФ на конец периода, тыс. руб. |
Основные производственные фонды | 23350,0 | 4150,0 | 2810,0 | 24690,0 |
В первую очередь рассчитаем коэффициент интенсивного использования ОПФ, воспользовавшись для этого формулой:
Кинт = ТП ф / ТП пл
где ТП ф -фактический выпуск товарной продукции, тыс. руб.;
ТП пл - плановый выпуск товарной продукции, тыс. руб.
Кинт = 15450/14100 = 1,095
Далее рассчитаем обобщающие показатели использования ОПФ:
1. Фондоотдача, т.е. выпуск товарной или валовой продукции на 1 рубль ОПФ.
Фо = ТП/ ОФ ср.год
Как видно из данной формулы, необходимо определить среднегодовую стоимость ОПФ. Для этого воспользуемся формулой:
ОПФ ср.год = ОПФ н.г. + ((S ОФ ввод(12- м ввода i)) /12 – ((S ОФ вывод (12-м вывода j)) /12
где м ввода i - порядковый номер месяца i - го ввода ОПФ;
м вывода j - порядковый номер месяца j - го вывода ОПФ
ОПФ ср.год = 25350 +((4150 х (12-6)(/12) – ((2810 х (12-9))/ 12 = 26722,5 тыс. руб.
Зная среднегодовую стоимсоть ОПФ определим фондоотдачу ОФП сравнивая при этом фактическую и плановую фондоотдачу.
ФО плановая = 14100/26722,5 = 0,53 ФО фактическая = 15450/ 26722,5= 0,58
Далее определим фондоемкость – затраты ОПФ на 1 рубль товарной или валовой продукции ФЕ. Воспользуемся для этого формулой.
ФЕ = ОПФ ср. год / ТП
Рассчитаем данный показатель также для плановых и фактических величин.
ФЕ плановое = 26722,5 /14100 =1,9 ФЕ фактическое = 26722,5 /15450 = 1,7
Поместим полученные результаты в таблицу и проанализируем их.
Таблица 3 - Показатели использования ОПФ
Наименование показателей | Плановое | Фактическое | Отклонение |
Коэффициент интенсивного использования ОПФ | - | 1,095 | - |
Фондоотдача ОПФ | 0,53 | 0,58 | +0,05 |
Фондоемкость ОПФ | 1,9 | 1,7 | -0,2 |
Как видно из данной таблицы, фактическая фондоотдача ОПФ выше, чем плановая, т.е. можно сказать, что на 1 рубль ОПФ выпущено товарной продукции на 5 копеек больше, чем предполагалась планом.
Что касается фондоемкости, то следует отметить, что здесь на 1 рубль товарной продукции затрачено на 20 копеек меньше, чем предполагалось планом.
Проведенные расчеты позволяют сделать вывод о том, что предприятия достаточно эффективно использует свои ОФП.
2.Выпуск изделий за год 1400 шт. Норма расхода материала на изделие 52 кг., при цене – 2900 за 1 кг. Интервал поставки материала – 70 дн., страховой запас 50 % по отношению к текущему запасу, подготовительный запас – 5 дней. Определить норму запаса материала в натуральном и стоимостном выражении.
Решение.
Как известно, текущие производственные запасы обусловлены каждодневным потреблением предметов труда и периодической поставкой их элементов. Величину текущих запасов можно определить по формуле.
Т тек. = Т пост. / 2
В нашем случае данная величина задана условием задачи и равняется 70 дням.
Далее определим величину страхового запаса
Т стр. = 70 х 50 % =35 дней
Величина подготовительного запаса также определена условиями задачи и равняется 5 дням.
Для определения нормы запаса материалов воспользуемся формулой.
П ПЗ = S Рi/ДПЛ(Т тек + Тстр + Т под +Т тр)i
где Рi – расход i –го элемента ПЗ конкретного вида в плановом периоде
Д пл – длительность планового периода (год – 360 дней; квартал -90 дней; месяц -30 дней).
Предварительно определим расход i – го элемента в стоимостном и натуральном выражении в плановом периоде.
Р нат. = 1400 х 520 = 728000 кг
Р стоим. = 728000 х 2900= 211200,0 тыс. руб.
Длительность планового периода примем равной год, т.е. 360 дней.
Определим норму запаса материала:
1. В натуральном выражении:
П ПЗ = 728000/360 (70+35+5) = 222442 кг.
2. В стоимостном выражении:
222442 х 2900 = 65081,8 тыс. руб.
Таким образом, норма запаса в натуральном выражении составляет 22442 кг, а в стоимостном 65081,8 тыс. руб.
3.Выработка на одного работающего по отчету за год - 1895 руб., численность работающих 1295 чел. По плану производство продукции за год составляет 3100 тыс. руб., численность работающих – 1340 чел. Определить плановый рост производительности труда и прирост продукции, полученной за счет роста производительности труда
Решение.
Производительность труда характеризует эффективность производственной деятельности людей в сфере материального производства и представляет собой способность человека производить определенное количество материальных благ в течение промежутка времени. Она измеряется количеством продукции, производимой в единицу времени, или затратами труда на производство единицы продукции. При анализе производительности труда ПТ различают ее уровень и темпы роста. В нашем задании требуется определить темпы роста производительности труда. Но для того чтобы определить темпы роста производительности труда как плановые, так и фактические, вначале необходимо определить производительность труда плановую и фактическую. В нашем задании требуется анализировать производительность труда среднегодовую. Для этого воспользуемся формулой.
П ср год = ТП / Ч ппп,
где ТП – товарная продукция, руб.
Ч ппп - среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, чел.
Определим производительность труда:
1. Плановую П ср год = 3100 /1340 = 2,31 тыс. руб.
2. Фактическая П ср год = 2454,03 /1295 = 1,895 тыс. руб.
Далее определим рост производительности труда, воспользовавшись для этого формулой.
∆ПТ = [(Упт отч – Упт баз) / Упт баз] х 100, где
Упт баз – уровень производительности труда базисного периода (плановый уровень)
Упт отч - уровень производительности труда отчетного периода (фактический уровень)
∆ПТ = [(1,895 – 2,31) / 2,31] х 100 = -17,96%
Из расчетов видно, что фактический уровень роста производительности труда ниже планового на 17,96 %.
Кроме того, целесообразно рассчитать индекс изменения Упт, который показывает, во сколько раз изменился соответствующий уровень ПТ, в нашем случае фактический, по сравнению с плановым.
Упт = ПТ отч / П баз
Упт = 2,31/1,895 = 1,22 раза
Эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется долей прироста товарной продукции, полученной за счет роста производительности труда (∆ ТП ПТ):
∆ ТП ПТ = ПТ х Ч
где Ч –численность работников, чел.;
∆ ТП ПТ - производительность труда, тыс. руб.
ТП план. = 2,31 х 1340 = 3095,4 тыс. руб.
ТП1 = 1,895 х 1340 = 2539,3 тыс. руб.
∆ ТП ПТ = 3095,4-2539,4= -556,1
Как известно, по доле прироста продукции, получаемой за счет роста ПТ, можно сделать вывод о том, по какому пути развивается предприятие. Если эта доля менее 50 % - преобладает экстенсивное, а если более 50 % - интенсивное развитие. Так как полученный результат более 50 % (93,03 %) то можно сделать вывод о том, что у данного предприятия интенсивное развитие.
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс Российской федерации. – М.: 2000
2. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть первая (в ред. Федеральных законов от 30.03.1999, № 51-ФЗ и 09.07.1999 № 154 ФЗ
3. Андреева О.б. Экономика предприятия (Базовый конспект лекций) / Учебное пособие. – Кострома: Изд-во КГТУ, 2001
4.Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйственного субъекта – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001. –208 с
5. Бригхем Ю., Гапенски А. Финансовый менеджмент / пер. с англ. под ред. Ковалева В.В.. – СПб.: Экономическая школа, 1998, т.2. – 669 с.
6. Верещака В.В. Привлечение оборотных средств // Главбух № 21, 1998. – с. 19 – 20.
7. Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия // Финансы № 7, 2001. – с. 64 – 67.
8. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность. Учебно-методическое пособие по составлению. – М.: Дело и сервис, 1998. – 144 с.
9 Ефимова О.В. Оборотные активы организации и их анализ // Бухгалтерский учет № 19, 2000. – с. 72 – 78.
10. Основы предпринимаьтельской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2005. -496 стр.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. Минск: ООО «Новое знание», 2000.
12. Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ИД ФБК –ПРЕСС, 2001
13. Экономика предприятия: Учебник / В.и. Титов. – М.: Эксмо, 2007. - 417 с.