Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Анализ рынка молочной продукции

Содержание


Введение

Анализ рынка молочной продукции

Задание на работу (с исходными данными)

Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия

Производство и издержки в рыночной экономике

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2


Введение


Тема данной курсовой работы – анализ рынка молочной продукции.

В работе будет проанализировано изменение объема производства и потребления товара, изменение структуры экспорта и импорта товара, изменение цены на товар. Будут рассмотрены технологические изменения, происходящие в отрасли.

Цель работы - закрепление теоретических знаний по темам “Теория спроса и предложения”, “Эластичность спроса и предложения”, “Государственное регулирование рынка”, “Производство экономических благ”, практическое ознакомление с методами экономического анализа, приобретение навыков самостоятельного анализа экономической реальности.


1. Анализ рынка молочной продукции


Молоко – один из самых древних известных нам продуктов питания.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2007 г. выпуск цельномолочной продукции в России продолжал увеличиваться. Отечественные предприятия произвели продукции в количестве 10 021 718 т, темпы роста к соответствующему периоду с начала предыдущего года составили 102,9%.

Выпуск цельномолочной продукции в перерасчете на молоко за 12 месяцев 2007 г. во всех федеральных округах, кроме Центрального, увеличился, а в Южном и Уральском удалось обеспечить наилучшие показатели – там прирост объемов составил соответственно 7,3% и 5,9% по сравнению с 2006 г.

Самые крупные районы-производители молока и молочных продуктов - Центральный и Приволжский округа. Их суммарная доля в общем объеме выпуска молочной продукции России в январе – декабре 2007 г. составила около 56%.

Данные по выпуску цельномолочной продукции в 2007 г. в областном разрезе представлены в таблице 1.


Таблица 1

Регион Российской Федерации Производство цельномолочной продукции

в пересчете на молоко в региональном разрезе, т

12 мес. 2007г. 12 мес. 2006г Темпы роста, %
1 2 3 4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 10021718 9741826 102,9
Центральный федеральный округ 3608425 3629531 99,4
Белгородская обл. 209914 179227 117,1
Брянская обл. 93672 102713 91,2
Владимирская обл. 171271 165847 103,3
Воронежская обл. 325550 415974 78,3
Ивановская обл. 43620 42290 103,1
Калужская обл. 126661 122106 103,7
Костромская обл. 46199 40757 113,4
Курская обл. 32028 27785 115,3
Липецкая обл. 156396 161392 96,9
Московская обл. 703055 658979 106,7
Орловская обл. 61119 66527 91,9
Рязанская обл. 160184 151637 105,6
Смоленская обл. 90493 105810 85,5
Тамбовская обл. 13572 17645 76,9
Тверская обл. 109981 136849 80,4
Тульская обл. 143844 140850 102,1
Ярославская обл. 72210 74776 96,6
Москва 1048656 1018367 103,0
Северо-Западный федеральный округ 1218856 1169500 104,2
Республика Карелия 45583 44724 101,9
Республика Коми 25008 25337 98.7
Архангельская обл. 49223 47001 104,7
Ненецкий автономный округ 1868 2277 82,0
Вологодская обл. 219455 233089 103,0
Калининградская обл. 55370 56489 98,0
Ленинградская обл. 107159 128260 83,5
Мурманская обл. 43647 42339 103,1
Новгородская обл. 113949 104884 108,6
Псковская обл. 73047 68490 106,7
Санкт-Петербург 486415 438976 110,8
Южный федеральный округ 1063363 991176 107,3
Республика Адыгея 7643 6260 122,1
Республика Дагестан 13273 12780 103,9
Кабардино-Балкарская Республика 12463 9857 126,4
Республика Калмыкия 74 126 58,7
Карачаево-Черкесская Республика 34993 37017 94,5
Республика Северная Осетия-Алания 2302 3600 63,9
Краснодарский край 654075 579151 1 12,9
Ставропольский край 108774 105329 103,3
Астраханская обл. 9444 7487 126,1
Волгоградская обл. 98764 90326 109,3
Ростовская обл. 121558 139243 87,3
Приволжский федеральный округ 1912400 1837366 104,1
Республика Башкортостан 244989 223878 109,4
Республика Марий Эл 23480 23037 101,9
Республика Мордовия 79249 75931 104,4
Республика Татарстан 205540 185164 111,0
Удмуртская Республика 132041 113500 116,3
Чувашская Республика 150591 153204 98,3
Пермский край 199959 197713 101,1
Кировская обл. 229899 231458 99,3
Нижегородская обл. 210181 218653 96,1
Оренбургская обл. 67028 59161 113,3
Пензенская обл. 45819 49153 93,2
Самарская обл. 208752 197336 105,8
Саратовская обл. 65784 66687 98,6
Ульяновская обл. 49088 42491 115,5
Уральский федеральный округ 807127 758239 106,4
Курганская обл. 72705 69595 104,5
Свердловская обл. 350752 332692 105,4
Тюменская обл. 176795 163098 108,4
Ханты-Мансийский автономный округ 14014 14979 93,6
Ямало-Ненецкий автономный округ 2335 3135 74,5
Челябинская обл. 206875 192854 107,3
Сибирский федеральный округ 1184771 1136770 104,2
Республика Алтай 543 209 259,8
Республика Бурятия 13250 13259 99,9
Республика Тыва 2172 2559 84,9
Республика Хакасия 18784 16238 1 15,7
Алтайский край 161786 162926 99,3
Красноярский край 210797 220459 95,6
Иркутская обл. 117182 106790 109,7
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 1539 1867 82,4
Кемеровская обл. 120549 121130 99,5
Новосибирская обл. 278145 218453 127.3
Омская обл. 148663 152309 97.6
Томская обл. 100290 109676 91.4
Читинская обл. 12610 12762 98.8
Агинский Бурятинский автономный округ 5 8 62.5
Дальневосточный федеральный округ 226776 219155 103,5
Республика Саха (Якутия) 35833 32820 109,2
Приморский край 54716 57257 95,6
Хабаровский край 62480 58840 106,2
Амурская обл. 37127 35760 103,8
Камчатская обл. 8285 8067 102,7
Магаданская обл. 4350 3976 109,4
Сахалинская обл. 20249 19075 106,2
Еврейская автономная обл. 3033 2428 124,9
Чукотский автономный округ 703 932 75,4

В Центральном федеральном округе за 12 месяцев 2007 г. выпуск продукции по сравнению с соответствующим периодом 2006 года немного сократился – всего на 0,6 %. Тем не менее, в этом федеральном округе увеличили свои объемы некоторые регионы: Белгородская обл. – на 17,1 %, Владимирская обл. – на 3,3, Ивановская обл. – на 3,1, Калужская обл. – на 3,7, Костромская обл. – на 13,4, Курская обл. – на 15,3, Московская обл. – на 6,7, Рязанская обл. – на 5,6, Тульская обл. – на 2,1 и Москва – на 3 %. Однако в некоторых регионах округа производство продукции сократилось, среди них Брянская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская и Ярославская области.

В Северо-Западном федеральном округе показатели улучшились на 4,2% за счет семи регионов. При этом наибольший прирост объемов производства зафиксирован в Санкт-Петербурге, где выработка возросла на 10,8%. Однако в четырех регионах – Республике Коми, Ненецком автономном округе, Калининградской и Ленинградской областях – отмечено сокращение выпуска молочной продукции.

В Южном федеральном округе объемы производства цельномолочной продукции возросли на 7,3% за счет шести регионов, при этом наиболее значительно в Кабардино-Балкарской Республике – на 26,4%, Астраханской обл. – на 26,1, Республике Адыгея – на 22,1%, Краснодарском крае – на 12,9%, Республике Дагестан – на 3,9%. В четырех регионах они сократились, особенно сильно в Республике Калмыкия, где освоено только 58,7 % выпуска по сравнению с прошлым годом.

В Приволжском федеральном округе выработка продукции увеличилась на 4,1 %. Все регионы, кроме пяти – Чувашской Республики, Кировской, Нижегородской, Пензенской и Саратовской областей, работали с превышением прошлогодних показателей. При этом наилучших показателей в январе-декабре 2006 г.добились производители Удмуртской Республики, увеличившие свои объемы на 16,3 %, Ульяновской обл. – на 15,5, Оренбургской обл. – на 13,3 %.

В Уральском федеральном округе рост объемов на 6,4 % обеспечили следующие регионы: Тюменская обл., где производство сравнению с уровнем прошлого года выросло на 8,4 %, Свердловская обл. – на 5,4, Челябинская обл. – на 7,3, Курганская обл. – на 4,5 %. Сократился выпуск только в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где освоено соответственно 93,6 и 74,5 %.

В Сибирском федеральном округе объемы увеличились на 4,2 % по сравнению с прошлым годом: в Новосибирской обл. – на 27,3 %, Республике Хакасия – на 15,7, Иркутской обл. – на 9,7 %, в Республике Алтай – в 2,6 раза.

В Дальневосточном федеральном округе в 2007 г. увеличилось производство цельномолочной продукции на 3,5 % за счет следующих регионов: Республика Саха – на 9,2 %, Сахалинская обл. – на 6,2, Магаданская обл. - 9,4, Хабаровский край – на 6,2, Амурская обл. – на 3,8, Камчатская обл. – на 2,7, Еврейская автономная область – на 24,9%.

Выпуск нежирной молочной продукции хотя и продолжал сокращаться по сравнению с уровнем прошлого года, но меньшими темпами, чем в предыдущие периоды. Произведено 447 455 т продукции, или 97,8 % по сравнению с 2006 г.

Данные об объемах производства нежирной молочной продукции в областном разрезе за 12 месяцев 2007 г. представлены в таблице 2.Как видно из данных таблицы 2, за 12 месяцев 2007 г. покупательский спрос на нежирную молочную продукцию начинает немного активизироваться. В крупнейшем регионе-производителе и потребителе Москве за указанный период произведено лишь 77 %, или 43 069 т вместо прошлогодних 55 906 т. Зато в Московской обл. производителями достигнуты высокие темпы роста: объемы выпуска увеличились на 65,8 % - с прошлогодних 5930 т до 9832 т в 2007 г.

Таблица 2

Регион Российской Федерации Производство нежирной молочной продукции

в пересчете на обезжиренное молоко, т

2007 г. 2006 г. 2007г. к 2006г., %
1 2 3 4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 447455 457732 97,8
Центральный федеральный округ 109130 121550 89,8
Белгородская обл. 901 707 127,4
Брянская обл. 247 199 124,1
Владимирская обл. 8357 7700 108,5
Воронежская обл. 2507 2818 89,0
Ивановская обл. 3882 3362 115,5
Калужская обл. 3595 3220 111,6
Костромская обл. 3951 5366 73,6
Курская обл. 4208 4188 100,5
Липецкая обл. 5106 6478 78,8
Московская обл. 9832 5930 165,8
Орловская обл. 430 585 73,5
Рязанская обл. 2382 3685 64,6
Смоленская обл. 8390 10844 77,4
Тамбовская обл. 176 229 76,9
Тверская обл. 5159 4267 120,9
Тульская обл. 3583 2958 121,1
Ярославская обл. 3355 3108 107,9
Москва 43069 55906 77,0
Северо-Западный федеральный округ 41835 46294 90,4
Республика Карелия 4043 5154 78,4
Республика Коми 883 828 106,6
Архангельская обл. 3215 3199 100,5
Ненецкий автономный округ 234 . 169 138,5
Вологодская обл. 18953 19277 98,3
Калининградская обл. 3048 2607 116,9
Ленинградская обл. 102 1607 6,3
Мурманская обл. 1455 1372 106,0
Новгородская обл. 2009 1935 103,8
Псковская обл. 4608 4743 97,2
Санкт-Петербург 3519 5572 63,2
Южный федеральный округ 40927 41089 99,6
Республика Адыгея 733 562 130,4
Республика Дагестан 213 661 32,2
Краснодарский край 27993 25492 109,8
Ставропольский край 3854 3799 101,4
Волгоградская обл. 4175 4386 95,2
Ростовская обл. 3959 6189 64,0
Приволжский федеральный округ 167114 167618 99,7
Республика Башкортостан 25897 25799 100,4
Республика Марий Эл 1331 1847 721
Республика Мордовия 5374 5639 95,3
Республика Татарстан 42370 56952 74,4
Удмуртская Республика 12608 14590 86,4
Чувашская Республика 11518 12154 94,8
Пермский край 5617 5103 110,1
Кировская обл. 6693 7849 85,3
Нижегородская обл. 10484 10137 103,4
Оренбургская обл. 4017 3036 132,3
Пензенская обл. 7649 8106 94,4
Самарская обл. 9155 9444 96,9
Саратовская обл. 3441 2592 132,8
Ульяновская обл. 20960 4370 479,6
Уральский федеральный округ 24049 21321 112,8
Курганская обл. 504 735 68,6
Свердловская обл. 11600 11470 101,1
Ханты-Мансийский автономный округ 333 417 79,9
Челябинская обл. 7368 5980 123,2
Сибирский федеральный округ 59215 55994 105,8
Республика Бурятия 744 1217 61,1
Республика Хакасия 469 460 102,0
Алтайский край 1409 1294 108,9
Красноярский край 8151 7041 115,8
Иркутская обл. 9404 7046 133,5
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 8 16 50,0
Кемеровская обл. 11032 5291 208,5
Новосибирская обл. 10044 13751 73,0
Омская обл. 11472 9669 118,6
Томская обл. 6490 10220 63,5
Читинская обл. - 5 -
Дальневосточный федеральный округ 5185 3866 134,1
Республика Саха (Якутия) 1608 1160 138,6
Приморский край 122 52 234,6
Амурская обл. 3374 2571 131,2
Камчатская обл. 25 _
Сахалинская обл. 81 58 139,7

В Санкт-Петербурге выпуск нежирной молочной продукции в 2007 г. соответствовал лишь 63,2 % от уровня прошлого года, или 3519 т вместо 5572 т в 2006 г. В Ленинградской обл. дела еще хуже: освоено лишь 6,3 % от уровня предыдущего года и произведено только 102 т. вместо 1607 т.

Статистические данные о выпуске заменителя цельного молока (сухого) за 12 мес. 2007 г. представлены в табл. 3.


Таблица 3

Регион Российской Федерации Производство заменителя цельного молока (сухого), т

2007 г. 2006 г. 2007 г. к 2006 г., %
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 5381 11585 46,4
Центральный федеральный округ 3153 9604 32,8
Брянская обл. 13 283 4,6
Московская обл. 2834 3353 84,5
Тверская обл. - 5878 -
Тульская обл. 306 90 340,0
Северо-Западный федеральный округ 592 1021 58,0
Новгородская обл. 592 1021 58,0
Южный федеральный округ 211 -
Ставропольский край - 209 -
Волгоградская обл. 2 -
Приволжский федеральный округ 1084 73 1484,9
Республика Башкортостан 38 35 108,6
Республика Татарстан 1046 - -
Удмуртская Республика - 38 -
Сибирский федеральный округ 552 676 81,7
Алтайский край 1 252 0,4
Красноярский край - 23 -
Кемеровская обл. 168 - -
Новосибирская обл. 380 381 99,7
Омская обл. 3 20 15,0

Информация о жидких и пастообразных молочных продуктов для детей раннего возраста за 2007 г. представлена в таблице 4.

Таблица 4

Регион Российской Федерации Производство жидких и пастообразных молочных

продуктов для детей раннего возраста, т

2007 г. 2006 г. 2007 г. к2006 г., %
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 87151 85640 101,8
Центральный федеральный округ 67722 69392 97,6
Брянская обл. 547 539 101,5
Воронежская обл. 2817 2521 111,7
Липецкая обл. 564 6933 8,1
Московская обл. 1413 2452 57,6
Тверская обл. 298 257 116,0
Москва 62083 56690 109,5
Северо-Западный федеральный округ 8683 7659 113,4
Санкт-Петербург 8683 7659 113,4
Южный федеральный округ 3002 2706 110,9
Кабардино-Балкарская Республика - 20 -
Астраханская обл. 180 170 105,9
Волгоградская обл. 2822 2516 112,2
Приволжский федеральный округ 1024 622 164,6
Республика Татарстан 879 283 310,6
Пензенская обл. 145 334 43,4
Ульяновская обл. - 5 -
Уральский федеральный округ 4685 3102 151,0
Свердловская обл. 4685 3102 151,0
Сибирский федеральный округ 2017 1976 102,1
Республика Хакасия - 42 -
Алтайский край 693 773 89,7
Иркутская обл. 660 606 108,9
Кемеровская обл. 157 214 73,4
Новосибирская обл. 493 332 148,5
Читинская обл. 14 9 155,6
Дальневосточный федеральный округ 18 183 9,8
Хабаровский край 12 155 7,7
Амурская обл. - 18 -
Сахалинская обл. 6 10 60,0

Жидкие и пастообразные молочные продукты для детей раннего возраста пользуются у потребителей хорошим покупательским спросом – их объемы производства за 12 мес. 2007 г. возросли на 1,8 %.

Самым крупным peгионом-производителем и потребителем является Москва – ее доля в рассматриваемом периоде составила 71,2 % от объемов российского выпуска продукции. При этом в Москве объемы производства активно растут – прирост в рассматриваемом периоде составил 9,5 %. В Москве эта продукция выпускается Заводом детских молочных продуктов (компания «Вимм-Билль-Данн») под торговой маркой «Агуша». Ассортимент «Агуши» включает творог детский, кефир детский и «Бифи», детский йогурт, витаминизированное детское молоко.

Одним из крупных производителей детских молочных продуктов является ОАО «Брянский гормолзавод». Это предприятие выпускает продукцию под торговой маркой «Ам-ам», в том числе молоко питьевое стерилизованное и пастеризованное, кефир «Детский», творог-ДМ (методом ультрафильтрации), кисломолочные пасты, кисломолочный продукт «Бифилайф».

Продукцию под маркой «Тема» выпускают «Петмол» в Санкт-Петербурге, завод «Новосибирский» и молочный завод № 3 в Волгограде, а также скоро начнет производить завод «Самаралакто» в Самаре. В серии детских продуктов под маркой «Тема» покупатели могут приобрести молоко детское витаминизированное и обогащенное, кефир, продукт кисломолочный с бифидобактериями, витаминами, минералами и йодом, а также творог и творожную пасту.

Анализ рынка молочной продукцииРоссийский молочный рынок становится все более зависимым от меняющейся мировой конъюнктуры. Долгие годы даже в условиях рыночной экономики он оставался относительно автономным. Причин этому несколько. Во-первых, молоко – продукт скоропортящийся, в условиях большой географической протяженности невозможно организовать поставки сырого молока из-за рубежа. Ввоз небольших объемов из приграничных районов ситуацию не меняет. Во-вторых, основными поставщиками сухого молока и молочных продуктов до последнего времени оставались Белоруссия и Украина, которые переживают сходные с нами трудности в молочном животноводстве и цены на продукцию, у которых вполне соотносимы с нашими. Ограничение ввоза молочной продукции из Украины сразу усилило нашу зависимость от европейских поставок.

Перерабатывающие предприятия сосуществовали с иностранными производствами на нашей территории в условиях наличия на рынке больших объемов импортных продуктов. Мирным это сосуществование назвать трудно. Отечественное молочное животноводство медленно деградировало, а предприятия в условиях постоянного снижения поставок сырья отчаянно пытались выжить. Лидеры рынка и возникшие в последние годы холдинги вытесняли региональные заводы, еще не потерявшие самостоятельности. Последнее десятилетие ежегодно от 5% до 8% заводов прекращали производство.

ЕС обещал до 2012 г. отменить экспортные субсидии. Отмена шла поэтапно, и ничто не предвещало ускорения этого процесса. В середине 2007 года субсидии на сливочное масло и сыры полностью отменены. Не стоит считать это актом доброй воли, это экономически вынужденная мера. В Европе не хватает молока. Нехватка стала ощущаться еще в прошлом году и постепенно нарастала. Возросший спрос на сухое молоко в странах Азии и Северной Африки привел к росту цен на него. Сушить молоко стало настолько выгодно, что этим увлеклись даже европейские сыроделы. Тогда Комитет по управлению молоком ЕС по предложению Европейской комиссии полностью отменил субсидии на сухое молоко. Это не решило проблемы, экспорт молока продолжался. Тем временем спрос на молочные продукты рос и в самой Европе, в результате стала ощущаться их нехватка, а цены «поползли вверх» при сохраняющихся ценах на сырое молоко. В августе уже и европейские животноводы потребовали без отмены квот установить цены на молоко на уровне 0,4 евро.

Россия - одна из ведущих стран-импортеров, поэтому влияние мирового рынка до последнего времени в условиях наличия экспортных субсидий в ЕС было опосредованным. Сухое молоко из Европы не проходило по цене, поэтому рост цен на него стал сказываться только тогда, когда Белоруссия в текущем году начала поставки молока в азиатские и африканские страны. Длилось это недолго. Как только цены приблизились к ценам Новой Зеландии, белорусское молоко закупать перестали, потому что качество новозеландского заметно выше. Европе белорусское молоко не нужно, если только на корм скоту, но это уже дорогое удовольствие. Практически единственным крупным покупателем вновь стала Россия. Белорусские трейдеры пытаются поднимать цены до уровня мировых, но это им не удается. Как только цены приближаются к российским, торги останавливаются. И все же эта изнурительная борьба по повышению-понижению цены, выравнивание спроса и предложения ведут к росту цен. До европейского уровня наши цены на сухое молоко хоть и не поднялись, но «взметнулись» сильно.

Отмену экспортных субсидий по силе воздействия на российский молочный рынок можно в какой-то мере сравнить с дефолтом 1998 г., когда из-за роста цен на импорт появился высокий спрос на отечественные продукты. В текущем году привычных запасов масла и сыра у производителей уже нет. Чтобы наращивать производство, нужно молоко, причем качественное, ведь замещать надо качественные европейские продукты. А молока высшего сорта в России всегда не хватало. В 2007 г. его доля составила лишь 28,5 % от поступившего на переработку. Началась битва за молоко - битва гигантов, так как только они могут убедить производителя молока продать им его. У них есть веский аргумент – цена. Уже сегодня предлагается цена 15 руб./л, и она будет еще расти, так как 1 кг сухого цельного молока на сегодня уже стоит 116 руб.

Вслед за ценами на молоко высшего сорта подрастут и цены на остальное сырое молоко. Они начали расти уже в июле, как только в продаже появились европейские продукты по цене в среднем на 25% выше прежних. Цены на российские молочные продукты тоже начали расти, хотя и не столь активно. В прошлые годы в летний период, как известно, они достигали своего годового минимума.

Поставщики импортных продуктов договорились с представителями розничных сетей о поэтапном росте цен. Оптовая цена на импортное сливочное масло 82 %-ной жирности может к концу текущего года превысить 150 руб./кг. А что будет с отечественными продуктами? В ближайшей перспективе цены на них продолжат медленно расти.

В складывающейся ситуации есть и положительный момент: производство сырого молока становится все более привлекательным бизнесом для крупных производителей, ориентированных на производство больших объемов молока высшего качества. Число мега-ферм в стране продолжит расти.

Культура потребления молока у разных народов складывалась по-разному. Около 80% всего потребляемого молока в мире приходится на долю всего 10 стран. Больше всего его выпивают граждане США и Великобритании (более 100 литров в год). Традиционно высоко потребление молока и молочных продуктов в странах Северной Европы и Скандинавии. Россия относится к «молочным» странам мира.

Темпы роста потребления молока в мире составляют почти 3% в год. Укрупнение предприятий, рост городов, организованных форм торговли, в конце концов изменение всего ритма жизни сильно влияют как на объемы потребления молока в целом, так и на рост отдельных сегментов молочного рынка в традиционных или новых регионах. Наиболее удобными для перевозки, хранения и последующего распространения являются молоко и молочные продукты, прошедшие высокотемпературную обработку, сроки хранения которых составляют несколько месяцев без дополнительного охлаждения. Сегмент так называемого асептического или УВТ-молока развивается почти в 2 раза быстрее чем пастеризованного. В России рост рынка УВТ-молока составляет около 6% в год, что почти в 2 раза превышает темпы роста рынка пастеризованного молока. Это, с одной стороны, связано с развитием розничных сетей и их продвижением в регионы, с другой – с тенденцией концентрации в молочной отрасли.

Рост рынка молока определяется, с одной стороны, ростом потребления традиционного белого молока, которое используется для приготовления пищи, с другой – дифференциацией рынка и появлением на нем новых продуктов.

Движущими силами для развития новых направлений являются запросы и потребности людей. Во всем мире потребители хотят, чтобы молочные продукты были полезными для здоровья, удобными для потребления в разных ситуациях, а так же отвечали потребностям разных групп населения.

Стремление сохранить и поправить здоровье является основным двигателем инноваций на молочном рынке. Большинство новинок в молочной индустрии ориентированы на удовлетворение потребностей покупателей поддержать здоровье и фигуру (диета) и попробовать новые вкусы и виды продуктов (разнообразие). Общим условием успеха продукта на современном рынке является удобная упаковка. Яркий пример этому – российский рынок молочных продуктов с длительным сроком хранения.

В 2006 и 2007 гг. российский рынок молочный продуктов с длительным сроком хранения находился под влиянием тренда «удобство». Более 40% новинок были выпущены в более удобной упаковке. К таким новинкам относится появление питьевого белого молока «Домик в деревне» в литровой упаковке с крышечкой-клапаном. Желание потребителя заботиться о своем здоровье и одновременно получать удовольствие нашло отражение в 25% инноваций. Ярким примером является успешное развитие на рынке брэнда «Нео Мажитель» от компании «Вимм-Билль-Данн».

В основном в мире потребляется белое питьевое молоко. Его объем составляет около 80% мирового молочного рынка. В силу действующих тенденций дифференциации и специфики потребления молока в разных регионах мира объемы производства и потребления белого молока незначительно сокращаются. Высокие темпы роста показывают другие сегменты рынка УВТ-молока. Сегменты «не белого» молока занимают около 25% общего мирового объема УВТ-продуктов. На российском рынке УВТ-молока в основном доминируют привычное для нас белое питьевое молоко с разной степенью жирности.

Индустрия продовольствия является одой из древнейших сфер деятельности человека, которая оказывает существенное воздействие на уровень потребления энергетических, минеральных и других ресурсов планеты. При этом масштабы выработки продуктов питания, в том числе молочных, оказывают значительное влияние на численность населения, его генетический и творческий потенциал.

Проблемы производства и потребления молока и молочных продуктов приобретают все большую актуальность и с нарастающей степенью входят в зависимость от общих тенденций развития мирового рынка продовольствия. На практике уже сейчас ощущаются изменения в развитии молочного дела, которые определяются процессами глобализации мировой экономики, изменениями социальных моделей питания населения, отражающихся на структуре агропродовольственных рынков, ростом уровня информационно-технического обеспечения, достижениями мировой науки в данной области.


2. Задание на работу (с исходными данными)


На основании информации, характеризующей спрос и предложение на рынке товара (табл. 5), выполним задание.

Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия

1. Определите, как изменились равновесные цена и количество товара за десять лет на основании данных, приведённых в прил. 1 и прил. 2. Предложение товара в 2007 г. сократилась на J % по сравнению с 2000 г. Постройте кривые спроса и предложения. Объясните, какие факторы могли вызвать изменения в спросе и предложении товара.

2. Вычислите ценовую эластичность спроса и предложения в 2007 г. Рассчитайте эластичность спроса по доходу, если среднедушевой доход в 2000г. составлял I00 руб. в месяц, а в 2007 г. I07 руб. в месяц. Сделайте выводы.

Дальнейшие задания выполнять на основании состояния рынка в 2007 г.

3. Предполагая, что рыночная цена на товар в предшествующем периоде установилась на F % ниже равновесной, постройте динамическую модель рынка на 3 периода. Определите величину товарной интервенции, необходимой для удержания в 2007 г. цены на уровне предшествующего периода.

4. Какой должна быть налоговая ставка (или субсидия) на продажу единицы товара, чтобы общая величина выручки продавцов была максимальной.

5. Как изменятся равновесная цена и равновесное количество товара при введении такого налога (предоставлении субсидии). Начертите график. Опишите изменения.

6. Определите общую величину налоговых поступлений в бюджет (выплачиваемых субсидий). Как распределяется эта сумма между потребителями и производителями товара. Проанализируйте целесообразность введения налога (предоставления субсидии).

7. Что произойдет, если государство вместо использования налогов и субсидий введет регулирование цен. Если цена, при которой общая выручка продавцов будет максимальна, получается ниже равновесной, то государство устанавливает “ потолок “ цены, если выше - то устанавливает нижний предел цены. Изобразите графически и опишите сложившуюся ситуацию.

Производство и издержки в рыночной экономике

Предполагая, что фирма является несовершенным конкурентом, и то, что определенная ранее функция спроса на товар в 2007 году достаточно точно определяет реакцию потребителей на изменение объема производства, необходимо:

Определить оптимальный объем выпуска продукции и цену, величину издержек и прибыль;

Начертить график сопоставления предельного дохода и предельных издержек, а также график сопоставления общей выручки и общих издержек;

Определить издержки фирмы при равновесной цене и равновесном объеме производства (P*2007 и Q*2007 из части 2) . Рассчитайте величину прибыли. Целесообразно ли фирме продолжать свою деятельность при данном равновесном состоянии рынка?

Определить изменение потребительского излишка и величины потерь “мертвого груза” при изменении объема производства с равновесного до оптимального.


Таблица 5

Исходные данные

Показатели Исходные данные

1.В 2000г. спрос на товар характеризовался точками с координатами:

точка А : цена, ден. ед.

кол-во ед.

точка Б : цена, ден. ед.

кол-во ед.

2. В 2007 г. спрос на товар характеризовался точками с координатами:

точка В : цена, ден. ед.

кол-во ед.

точка Г : цена, ден. ед.

кол-во ед.

3. В 2000 г. предложение на товар характеризовалось точками с координатами:

точка Д : цена, ден. ед.

кол-во ед.

точка Е : цена, ден. ед.

кол-во ед.

4. Предложение товара в 2007 г. сократилось по сравнению с 2000 г. на J, %

5. Индекс изменения цен (i) за период составил

6. Среднедушевой доход в 2000 г., руб. в месяц

7. Среднедушевой доход в 2007 г., руб. в месяц

8. Величина зар. платы, w, ден. ед.

9. Снижение рыночной цены товара в предшествующем периоде по сравнению с равновесной на F, %

10. Переменная g из формулы нахождения TFC

11. Доля расходов на оплату труда в общих издержках фирмы, l

12. Степень натурального логарифма, α


0.5

450

0.8

350


3

400

4

300


0.5

200

2

600

20

5

250

1500

50

25


0.13

0.36

1.5


3. Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия


На основании информации, характеризующей спрос и предложение на рынке товара (таблица 5), выполним задание.

Анализ рынка молочной продукции1. Предполагая, что зависимость объема спрашиваемого и предлагаемого товара от его цены линейная, функции спроса и предложения запишем в следующем виде:


Qd = a + bЧP, (1)


Qs = c + eЧP, (2)


где Qd, Qs – количество, соответственно спрашиваемого и предлагаемого товара, ед;

P — цена товара, ден.ед.;

a, b, c, e – переменные.

Определим уравнение спроса и предложения на товар в 1990г.


Анализ рынка молочной продукции,


откуда

Анализ рынка молочной продукции


Qd00 = 616.6667 – 333.3333P


Анализ рынка молочной продукции,


откуда


Анализ рынка молочной продукции


Qs00 = 66,6666+266,6667P


Определим координаты точки рыночного равновесия в 2000г.


616.6666 – 333.3333P = 66,6667 + 266,6667P,

откуда P*00 = 0.9 ден.ед., Q*00 = 306.8 ед.


Определим уравнение спроса на товар в 2007г.


Анализ рынка молочной продукции Qd =700-100P


Определим уравнение предложения на товар в 2007г.


Анализ рынка молочной продукцииАнализ рынка молочной продукции (3)

где c00, e00 — переменные, характеризующие зависимость величины предложения товара от цены в 2000-м году.

i — индекс изменения цен за период с 2000 по 2007 год.

j — коэффициент снижения предложения товара за период.


QsАнализ рынка молочной продукции = Анализ рынка молочной продукции


Определим координаты точки рыночного равновесия в 2007г.


700-100P = 53.3333+42.72P,

откуда P*07=4.5 ден.ед. Q*07= 250 ед


Следовательно, за прошедший период равновесное количество товара снизилось с 306.8 ед. до 250 ед., а цена возросла с 0.9 ден.ед. до 4,5 ден.ед.

Графически изменение в спросе и предложении за данный период представлено на рисунке 1 (приложение 1).

Снижение спроса на товар связано со снижением уровня жизни населения.

Изменение наклона кривой спроса, связано со снижением эластичности спроса. На снижение эластичности спроса повлияло увеличение расслоения общества.

2.Определим эластичность спроса и предложения по цене в 2007 году.


Анализ рынка молочной продукции ; (4)

Ed=Анализ рынка молочной продукции= 1.8(абсолютная величина)

Значит, данный товар обладает высокой эластичность. Изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж.


Анализ рынка молочной продукции ; (5)

Es=Анализ рынка молочной продукции= 0.8 (абсолютная величина)


Эластичность предложения меньше 1 значит, товар обладает не эластичным предложением.

Определим эластичность спроса по доходу.


Анализ рынка молочной продукции (6)


где Qd07, Qd00 – объем спроса на товар при неизменной цене. За основу возьмем равновесную цену на товар в 2000г.


Qd00=Q*00 = 306.8 ед.

Qd07=a07+b07 ЧP*00 Чi ,(7)


где a07, b07 — коэффициенты из уравнения спроса в 2007 году.


Qd07 = 700-100Ч0.9Ч5 = 250 ед.;


i – индекс изменения цен

I00 – среднедушевой доход в 2000г.

Ic07 – среднедушевой доход в 2007г., скорректированный на индекс изменения цен.

Ic07 = I07/i;

IcАнализ рынка молочной продукции=1500/5=300

Анализ рынка молочной продукции1.1


Итак ,данный товар обладает высокой эластичностью спроса по доходу. Следовательно, увеличение дохода сопровождается увеличением спроса на этот товар. Действительно при росте доходов потребитель будет в состоянии купить молочную продукцию высокого качества.

3. Предполагая, что рыночная цена на товар в предшествующем периоде установилась на 25% ниже равновесной цены в 2007г., построим динамическую модель рынка, которая представлена на рисунке 2 (приложение 1). При этом:


Анализ рынка молочной продукции(8)

Анализ рынка молочной продукции(9)


где Qs (t) — объем предложения товара в t-м периоде.

P(t-1) — цена товара в (t-1)-м периоде.

Pd(t) — рыночная цена товара в (t)-м периоде.


P(0)= P*07 Ч (1-f),


где f — коэффициент, учитывающий более низкий уровень цены в предшествующем периоде, по сравнению с текущим периодом.


P(0) = 4,5Ч(1 – 0,25)= 3.375 ден.ед.

Qs(1) = 53,3333 + 42.72Ч3.375 = 197.38 ед.

Pd(1) = 7 – 197.38/100 = 5.0262 ден.ед.

Qs(2) = 53.3333 + 42.72Ч5.0262 = 267.9ед.

Pd(2) = 7 – 267.9/100 = 4.321 ден.ед.

Qs(3) = 53.3333 + 42.72Ч4.321 = 237.8 ед.

Pd(3) = 7 – 237.8/100 = 4.622 ден.ед.


Следовательно, с течением времени, отклонение от равновесия уменьшается, т.е. система стремится к положению равновесия, что наглядно видно на рисунке 2. Рынок находится в устойчивом состоянии.

Величина товарной интервенции в 2007 г., необходимой для удержания цены предшествующего периода, определяется разницей в спросе и предложении товара.


INT = Qd(P0) – Qs(P0),(10)


где INT – величина товарной интервенции.

Qd(P0) , Qs(P0) – объемы спроса и предложения при цене 0-го периода.


INT = (700-100Ч3.375) – (53.3333+42.72Ч3.375) = 165.12 ден.ед.


4. Выручка продавцов будет максимальна в точке, коэффициент эластичности спроса в которой равен -1. Следовательно, кривая предложения товара также должна проходить через эту точку.

Учитывая, что ценовая эластичность спроса может быть определена по формуле


Анализ рынка молочной продукции(11)


определим цену, при которой выручка продавцов будет максимальна:

Анализ рынка молочной продукции ден.ед.


Спрос на товар при этом составит: Qd = 700 – 100Ч3,5 = 350 ед.

5. Определим величину налога или субсидии на единицу товара, введение которой приведет к установлению рыночного равновесия в точке с координатами:

Р = 3,5 т.руб., Q = 350 ед.

Уравнение предложения при этом будет иметь вид:


Анализ рынка молочной продукцииQs = 200.48 + 42.72P


Перейдем к обратным уравнениям, было:


Ps Анализ рынка молочной продукции


необходимо: Ps =Анализ рынка молочной продукции

Следовательно, величина субсидии должна составить: T= -4.7+1.2= 3.5 ден.ед. за 1 ед. товара.

После введения субсидии равновесная цена понизится с 4.5 ден.ед. до 3.5 ден.ед., а равновесное количество товара возрастет с 250 до 350 ед.

Графическая интерпретация введения субсидии представлена на рисунке 3 (приложение 1).

6. Общая величина выплат субсидий из бюджета (TS) составит:


SS = SЧQS

S =3.5Ч350 =1225

Производители будут увеличивать объемы производства, равновесная цена при этом уменьшится. Поэтому выплата субсидии целесообразна.

7. Вместо введения субсидий государство может использовать методы прямого регулирования цен. В данном случае для того, чтобы выручка продавцов была максимальна, необходимо установить верхний предел цены на уровне 3,5 т.руб. за тонну. Установление «потолка» цены изобразим на рисунке 4 (приложение 1).

При данном уровне цены объем предложения товара составляет:


Qs = 53.3333 + 42.72 Ч 3,5 = 203 ед..

А объем спроса: Qd = 700 – 100 Ч 3,5 = 350 ед.


Дефицит составит (350 – 203 = 147) ед. и превысит объем производства товара. Введение «потолка» цены к тому, что к денежным затратам потребителей добавятся неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. Эти неденежные затраты осядут в сфере распределения дефицитного товара. Следовательно, введение верхнего предела цены на уровне 3,5 т.руб. за ед. продукции нецелесообразно.


4. Производство и издержки в рыночной экономике


1. Предположим, что фирма является несовершенным конкурентом, т.е. обладает значительной долей производства в отрасли и может влиять на цену. Поэтому при росте выпуска продукции происходит все большее насыщение рынка и, следовательно, уменьшение цены. В таких условиях увеличение объема производства сверх определенного уровня приведет к падению прибыли.

Необходимо в соответствии с конъюнктурой рынка определить оптимальный объем выпуска продукции, ее цену, постоянные и переменные издержки, прибыль.

Считаем, что определенная ранее функция спроса в 2007 году достаточно точно отражает реакцию потребителей на изменение объема производства. На основании уравнения спроса вида:


Qd = a + bP,


построим график функции спроса (рис. 5, приложение 2). Отрезок на оси абсцисс от 0 до Qmax разобьем на 8 равных частей. Каждому объему производства Qi соответствует цена Pi (i =1,7), т.е.


Q1 а P1

Q2 а P2

.............

Q7 а P7

QdАнализ рынка молочной продукции=700-100P


Максимальный объем спроса установится при цене, равной 0, а цена будет максимальной, если объем спроса будет равен 0.

При P=0, QАнализ рынка молочной продукции=700. При Q=0, P=7. Найдем PАнализ рынка молочной продукции по формуле:


Анализ рынка молочной продукции .

QАнализ рынка молочной продукции = 87.5 ед., PАнализ рынка молочной продукции = 6.125 ден.ед.

QАнализ рынка молочной продукции = 175 ед., PАнализ рынка молочной продукции = 5,25 ден.ед.

QАнализ рынка молочной продукции = 262.5 ед., PАнализ рынка молочной продукции = 4.375 ден.ед.

QАнализ рынка молочной продукции = 350 ед., PАнализ рынка молочной продукции = 3.5 ден.ед.

QАнализ рынка молочной продукции = 437.5 ед., PАнализ рынка молочной продукции = 2.625 ден.ед.

QАнализ рынка молочной продукции = 525 ед., PАнализ рынка молочной продукции = 1.75 ден.ед.

QАнализ рынка молочной продукции = 612.5 ед., PАнализ рынка молочной продукции= 0. 875 ден.ед.

QАнализ рынка молочной продукции = 700 , PАнализ рынка молочной продукции = 0


Общую выручку TRi от реализации товара для каждого i-го объема производства продукции Qi и соответствующей цены Pi определим по формуле


TR = Qi Ч Pi(15)

TRАнализ рынка молочной продукции = 535.9375 ден.ед.

TRАнализ рынка молочной продукции = 918.75 ден.ед.

TRАнализ рынка молочной продукции = 1148.4375 ден.ед.

TRАнализ рынка молочной продукции = 1225 ден.ед.

TRАнализ рынка молочной продукции = 1148.4375 ден.ед.

TRАнализ рынка молочной продукции = 918.75 ден.ед.

TRАнализ рынка молочной продукции = 535.9375 ден.ед.

TRАнализ рынка молочной продукции = 0


Предельный доход (MR) — это разница в выручке, получаемая фирмой при повышении объема производства на дополнительную единицу.


Анализ рынка молочной продукции(16)

MRАнализ рынка молочной продукции = (535.9375-0)/87.5 = 6.125

MRАнализ рынка молочной продукции= (918.75-535.937)/87.5 = 4.375

MRАнализ рынка молочной продукции = (1148.4375-918.75)/87.5 = 2.625

MRАнализ рынка молочной продукции = (1225-1148.4375)/87.5 = 0.875

MRАнализ рынка молочной продукции = (1148.4375-1225)/87.5 = -0.875

MRАнализ рынка молочной продукции = (918.75-1148.4375)/87.5 = -2.625

MRАнализ рынка молочной продукции = (535.9375-918.75)/87.5 = -4.375

MRАнализ рынка молочной продукции = (0-535.9375)/87.5 = -6.125


Каждая фирма в своей стратегии ориентируется на получение максимальной прибыли, или минимизацию убытков. Точным ориентиром максимизации прибыли, или минимизации убытков независимо от того, функционирует фирма в условиях совершенной или несовершенной конкуренции является объем производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу, т.е.


MR=MC(17)


MC — предельные издержки, т.е. увеличение в общих расходах, связанное с ростом выпуска готовой продукции на дополнительную единицу:


Анализ рынка молочной продукции(18)


где TCi+1, TCi — общие расходы фирмы, соответственно при i-ом и (i+1)-м объемах производства.

Общие издержки фирмы складываются из общих переменных издержек (TVC) и общих постоянных издержек (TFC).


TCi=TVCi + TFCi(19)


Общие постоянные издержки в краткосрочном периоде не меняются с ростом или уменьшением выпуска продукции. Их наличие связано с использованием постоянных факторов производства. Общие постоянные издержки фирмы будем определять по формуле


TFC = g Ч ea Ч P*07 Ч Q*07,(20)


где g — переменная, равная 0.13,

е — основание натурального логарифма,

a — степень натурального логарифма, равная 1.5,

P*07 , Q*07 — равновесные цена и количество товара (из части 2).


TFC = 0.13 Ч e1.5 Ч0.9167 Ч 250 = 0.17 Ч 3.0042 Ч0.9167 Ч 250 =


Средние постоянные издержки, т.е. постоянные издержки на единицу продукции, вычисляются для каждого i-го объема производства по формуле


AFCi = TFC / Qi(21)

AFCАнализ рынка молочной продукции = 145.64815/87.5 = 1.6646

AFCАнализ рынка молочной продукции = 145.64815/175 = 0.8323

AFCАнализ рынка молочной продукции = 145.64815/262.5 = 0.55485

AFCАнализ рынка молочной продукции = 145.64815/350 = 0.4161

AFCАнализ рынка молочной продукции = 145.64815/437.5 = 0.33291

AFCАнализ рынка молочной продукции = 145.64815/525 = 0.2774

AFCАнализ рынка молочной продукции = 145.64815/612.5 = 0.2378


Общие переменные издержки TVC изменяются при увеличении или уменьшении выпуска продукции. Средние переменные издержки, т.е. переменные издержки на единицу продукции, также не являются неизменными. В соответствии с законом убывающей отдачи, предельная производительность дополнительных переменных ресурсов, добавляемых к неизменным постоянным факторам производства, снижается, начиная с определенного объема выпуска продукции.

Средние переменные издержки (AVC) при различных (i-х) объемах производства будем вычислять по формулам:


AVC1 = 0,374 Ч P1 Ч e-1,17

AVC2 = 0,394 Ч P2 Ч e-1,07

AVC3 = 0,421 Ч P3 Ч e-0,94

AVC4 = 0,481 Ч P4 Ч e-0,81(22)

AVC5 = 0,592 Ч P5 Ч e-0,66

AVC6 = 0,784 Ч P6 Ч e-0,5

AVC7 = 1,500 Ч P7 Ч e-0,35

AVC1 = 0,374 Ч 6.125 Ч 0.3104 = 0.7111

AVC2 = 0,394 Ч 5.25 Ч 0.3430 = 0.7095

AVC3 = 0,421 Ч 4.375 Ч 0.3906 = 0.7194

AVC4 = 0,481 Ч 3.5 Ч 0.4449 = 0.7490

AVC5 = 0,592 Ч 2.625 Ч 0.5169 = 0.8033

AVC6 = 0,784 Ч 1.75 Ч 0.6065 = 0.8321

AVC7 = 1,500 Ч 0.875 Ч 0.7047 = 0.9249


Общие переменные издержки вычисляются по формуле


TVC = AVCi Ч Qi(23)

TVC1 = AVC1 Ч Q1 = 0.7111 ∙ 87.5 = 62.22125

TVC2 = AVC2 Ч Q2 = 0.7095 ∙ 175 = 124.1625

TVC3 = AVC3 Ч Q3 = 0.7194 ∙ 262.5 = 188.8425

TVC4 = AVC4 Ч Q4 = 0.7490 ∙ 350 = 262.15

TVC5 = AVC5 Ч Q5 = 0.8033 ∙ 437.5 = 351.44375

TVC6 = AVC6 Ч Q6 = 0.8321 ∙ 525 = 436.8525

TVC7 = AVC7 Ч Q7 = 0.9249 ∙ 612.5 = 566.50125


Общие издержки фирмы складываются из общих переменных издержек (TVC) и общих постоянных издержек (TFC).


TCi = TVCi + TFCi

TC1 = TVC1 + TFC = 62.22125 + 145.64815= 207.8694

TC2 = TVC2 + TFC = 124.1625 + 145.64815= 269.8107

TC3 = TVC3 + TFC = 188.8425 + 145.64815= 334.4907

TC4 = TVC4 + TFC = 262.15 + 145.64815= 407.79815

TC5 = TVC5 + TFC = 351.44375 + 145.64815= 497.0919

TC6 = TVC6 + TFC = 436.8525 + 145.64815= 582.5007

TC7 = TVC7 + TFC = 566.50125 + 145.64815= 712.1494


Определив общие издержки фирмы при различных объемах производства, можем рассчитать предельные издержки:

MC — предельные издержки, т.е. увеличение в общих расходах, связанное с ростом выпуска готовой продукции на дополнительную единицу:


Анализ рынка молочной продукции

MCАнализ рынка молочной продукции0.7111

MCАнализ рынка молочной продукции = 0.708

MCАнализ рынка молочной продукции 0.7392

MCАнализ рынка молочной продукции 0.8298

MCАнализ рынка молочной продукции 1.2849

MCАнализ рынка молочной продукции 0.9761

MCАнализ рынка молочной продукции 1.4817


Определив общие издержки фирмы при различных объемах производства, можем рассчитать предельные издержки, а также величину прибыли INCi при каждом объеме производства и средние издержки ACi .


ACi = AVCi + AFCi(24)

AC1 = AVC1 + AFC1 = 0.7111 + 1.6646= 2.3756

AC2 = AVC2 + AFC2 = 0.7095 + 0.8323 = 1.5418

AC3 = AVC3 + AFC3 = 0.7194 + 0.5549= 1.2743

AC4 = AVC4 + AFC4 = 0.7490 + 0.4161= 1.1631

AC5 = AVC5 + AFC5 = 0.8033 + 0.33291= 1.1362

AC6 = AVC6 + AFC6 = 0.8321 + 0.2774= 1.1095

AC7 = AVC7 + AFC7 = 0.9249 + 0.2378= 1.1627

INCi = TRi – TCi

INC1 = TR1 – TC1 = 535.9375 – 207.8607= 328.0768

INC2 = TR2 – TC2 = 918.75 – 269.81065= 648.9394

INC3 = TR3 – TC3 = 1148.4375 – 334.4907= 813.9468

INC4 = TR4 – TC4 = 1225 – 407.098= 817.9018

INC5 = TR5 – TC5 = 1148.4375 – 497.0919= 651.3456

INC6 = TR6 – TC6 = 918.75 – 582.5007= 336.2493

INC7 = TR7 – TC7 = 535.9375 – 712.1495= -176.212


Все рассчитанные показатели занесем в таблицу 6.

Таблица 2 Расчет прибыли.

Показатели Объем производства

1 2 3 4 5 6 7
Количество продукции, Qi , ед. 87.5 175 262.5 350 437.5 525 612.5
Цена, Pi, ден. ед. 6.125 5.25 4.375 3.5 2.625 1.75 0.875
Валовая выручка, TRi, ден. ед. 536 919 1148 1225 1148 919 536
Коэфф. цен. эластич. спроса, Edi -7,00 -3,00 -1.7 -1,00 -0,60 -0.3 -0,1
Постоянные издержки Средние AFCi, ден.ед. 7.4 3.7 2.5 1.9 1.5 1.2 1.1

Общие TFCi, ден.ед. 649
Переменные издержки Средние AVCi, ден. ед. 0,99 0,99 1,00 1,04 1,12 1,16 1,29

Общ. TVCi, ден. eд 36,79 73,42 111,68 155,00 207,78 258.34 334,98
Валовые издержки TCi, ден. eд 711 773 838 911 1000 1086 1216
Прибыль INCi, ден. ед. -175 146 310 314 148 -167 -680
Предельные издержки МС, ден. ед. 8.125 0.7 1.2 0.8 1.01 0.98 1.5
Предельный доход MR, ден. ед. 6.1 4.3 3 0.9 -0.9 -3 -4.3
2. На основании показателей построим два графика. На первом графике (рис. 6) изобразим кривые спроса, предельных издержек, средних постоянных, средних переменных и средних издержек, а так же предельного дохода.

На втором графике (рис. 7) изобразим кривые выручки и общих издержек.

Для выявления закономерностей в изменении общей выручки рассчитаем эластичность спроса в каждой точке прямой спроса, соответствующей i-му объему производства (i =1,7)


Анализ рынка молочной продукции(25)

EdАнализ рынка молочной продукции = - 100∙6.125/(700 – 100∙6.125) = -7

EdАнализ рынка молочной продукции = -100∙5.25/(700 – 100∙5.25) = -3

EdАнализ рынка молочной продукции = -100∙4.375/(700 – 100∙4.375) = -1.7

EdАнализ рынка молочной продукции = -100∙3.5/(700 – 100∙3.5) = -1

EdАнализ рынка молочной продукции = -100∙2.625/(700 – 100∙2.625) = -0.6

EdАнализ рынка молочной продукции = -100∙1.75/(700 – 100∙1.75) = -0.3

EdАнализ рынка молочной продукции = -100∙0.875/(700 – 100∙0.875) = -0.1


Анализируя результаты расчетов и полученные графики, определим оптимальный объем производства (Qopt) и цену, при которой несовершенный конкурент максимизирует свою прибыль (Popt). Оптимальным будет являться объем, в котором коэффициент эластичночти равен -1. Этой точке соответствует объем, равный 350 ед. Если анализировать график, можно прийти к таким же выводам. Т.к. на графике точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода (MC = MR) соответствует точка с, в которой объем равен 350 ед., он и будет являться оптимальным. Цена, соответствующая этому объему, равна 3.5 ден.ед., т.е. Qopt = 350 ед., Popt = 3.5 ден.ед. Также в этой точке выполняется правило P<AVC(min).

Максимальная прибыль равняется 818ден. ед.

Оптимальная объем производства равен 350ед.

Равновесный объем производства равен 586.25 ед., при равновесной цене, равной 1.2ден.ед..

Отсюда, мы получаем, что оптимальный объем производства фирмы равен 350 ед. Максимальная прибыль при данном объеме производства равна 818ден.ед.

Но равновесный объем производства равен 586.25 ед., при равновесной цене в 1.2 ден.ед.

Следовательно, фирме необходимо сокращать производство. Значит, данное предприятие должно проводить меры по сокращению эффективности производственного процесса. Оно должно стремится к получению большей прибыли, и состоянию безубыточности.

3. В краткосрочном периоде, в условиях совершенной конкуренции фирма будет продолжать свою деятельность , минимизируя убытки, т.к. P*<AC, но P*>AVC.

4. Превышение цены несовершенного конкурента над равновесной ценой, сложившейся на рынке, приводит к снижению потребительского излишка. Часть этого снижения превращается в прибыль производителя. На рисунке 6 это площадь прямоугольника А, которая может быть вычислена, как


SА = ( Popt – P*) Ч Qopt(26)

SА = ( 3.5 –1.2) Ч 350 = 805

А остальная часть является потерей “мертвого груза”, поскольку не достается никому. Величина потерь “мертвого груза” определяется площадью фигуры Б и может быть вычислена, как


SБ = (Popt – P*) Ч (Q* - Qopt)/2(27)

SБ = (3.5 –1.2) Ч (586.25 - 350)/2 = 271.7


Сопоставление предельного дохода и предельных издержек (рис. 6)

Сопоставление общей выручки и общих издержек (рис. 7)


Заключение


В данной работе был произведен анализ рынка молочных продуктов.

В работе было проанализировано изменение объема производства и потребления товара, изменение структуры экспорта и импорта товара, изменение цены на товар. Были рассмотрены технологические изменения, происходящие в отрасли.

Также были закреплены теоретических знания по темам “Теория спроса и предложения”, “Эластичность спроса и предложения”, “Государственное регулирование рынка”, “Производство экономических благ”. Произошло практическое ознакомление с методами экономического анализа, приобретение навыков самостоятельного анализа экономической реальности.


Библиографический список


Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М, Республика, 2002.

Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям /Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 544 с.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. — М.: Норма, 2007. — 576 с.

Горощенко Л.Г. Российский рынок молочных продуктов// Молочная промышленность. – 2007. - №3. – С.10-12.

Караманович В. Практика выбора систем получения ледяной воды для молочных предприятий// Молочная промышленность. – 2007. - №8. – С.64-65.

Рубина Н. Мировые тенденции на рынке молока/// Молочная промышленность. – 2007. - №5. – С.7-8.

Рыбалова Т.И. Крутые повороты молочных рек// Молочная промышленность. – 2007. - №8. – С.10

Серегин С.Н. Молочная промышленность 2006 г. – от стабилизации к росту через инновационные технологии// Молочная промышленность. – 2007. - №3. – С.5-8.

Похожие работы:

  1. • Анализ рынка молочной продукции на примере молока ...
  2. • Анализ рынка молочной продукции и молока в России
  3. •  ... производства новых видов молочной продукции
  4. • Совершенствование маркетинговой деятельности на ...
  5. • Совершенствование управления сбытом молока
  6. • Развитие маркетинга на предприятиях АПК
  7. • Исследование рынка творога
  8. • Маркетинговое исследование товарного рынка молока
  9. • Организация маркетинговой деятельности ООО "МаСко ...
  10. • Анализ инвестиционного ...
  11. • Организация сельскохозяйственного производства
  12. • Совершенствование маркетинговой деятельности на ...
  13. • Кабинетные методы маркетинговых исследований и их ...
  14. • Анализ основных фондов ОАО "Любанский ...
  15. • Виды товарных рынков
  16. • Оценка конкурентоспособности предприятия
  17. • Новые товары в рыночной стратегии
  18. • Экономическая эффективность производства молока
  19. • Анализ инвестиционной политики ОАО "Шебекинский ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com