Содержание
1. Характеристика профессиональной деятельности экономиста-менеджера
2. Характеристика деятельности предприятия ИП Иванов И.И.
2.2 Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия ИП Иванов И.И.
2.3 Оценка возможных рисков для предприятия
Введение
Целями прохождения учебно-ознакомительной практики на предприятии являются ознакомление с деятельностью и историей предприятия, а также с функциями экономиста-менеджера на данном предприятии.
С 08.12.06 по 14.12.06 я проходила практику в ИП Иванов И.И. (г. Шарыпово). На данном предприятии я ознакомилась с работой коммерческого отдела, бухгалтерии и архива, а также выполняла следующие работы: поиск информации в архиве предприятия; оформление и составление реестра договоров с партнерами предприятия; получение и оформление заявок от клиентов; прием и регистрация отзывов и предложений партнеров предприятия; помощь в оформлении торгового зала и витрин.
Должность экономиста-менеджера на данном предприятии отсутствует. Обязанности исполняют работники бухгалтерии.
1. Характеристика профессиональной деятельности экономиста-менеджера
1.1 Общая характеристика
Экономист-менеджер должен иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики, понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе, иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия.
Также специалист должен знать теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы, законодательные и нормативные правовые акты, отечественный и зарубежный опыт в области управления рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, методы изучения рыночной конъюнктуры, отраслевую номенклатуру продукции, порядок разработки и оформления технической документации; условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции, порядок разработки договоров поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения; основы социологии и психологии труда; формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании; организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы; организацию производства отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах; современные методы планирования и организаций исследований, разработок; меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Экономист-менеджер должен уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты; использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности экономисту-менеджеру необходимо владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере деятельности; методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия; методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии; методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм, методами нормирования труда, разработки нормативов по труду; методами финансового планирования на предприятии; методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии.
Профессиональная деятельность экономиста-менеджера включает в себя организационно-управленческую, планово-экономическую, проектно-экономическую, финансово-экономическую, аналитическую, внешнеэкономическую, предпринимательскую, научно-исследовательскую и образовательную.
Организационно-управленческая деятельность экономиста-менеджера на предприятии включает в себя задачи:
разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях, должностные инструкции;
проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;
рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;
разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат.
Задачи планово-экономической деятельности:
разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;
разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов;
составлять калькуляции себестоимости продукции;
определять доходы и расходы предприятия;
разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);
рассчитывать сметы комплексных расходов;
осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия.
Задачи проектно-экономической деятельности:
проводить технико-экономическое обоснование проектов;
осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций.
Задачи финансово-экономической деятельности:
разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;
формировать планы инвестиций и осуществлять финансовый анализ;
контролировать управление оборотными средствами;
обосновывать потребность и выбор источников финансирования;
осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций;
Задачи аналитической деятельности:
проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных организационно-правовых форм;
проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;
определять тенденции развития предприятия;
проводить анализ бюджетов (сметы);
Задачи внешнеэкономической деятельности:
планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия;
оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены;
определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности; предпринимательская:
создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития;
разрабатывать маркетинговую политику предприятия;
определять конкурентоспособность предприятия;
рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги.
Задачи научно-исследовательской деятельности:
проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия, основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, научных основ организации производства и труда;
Задачи образовательной деятельности:
использовать основные методические приемы чтения лекций, проведения практических занятий;
применять активные методы обучения.
Должностная инструкция на экономиста I категории.
1. Общие положения
1.1 Экономист назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора предприятия.
1.2 Находится в непосредственном служебном подчинении главного бухгалтера.
1.3 На должность экономиста 1 категории назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста 11 категории не менее 3 лет.
2. Должностные обязанности
2.1 Подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных, годовых и оперативных планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности.
2.2 Разрабатывает плановые показатели на год с разбивкой по кварталам по товарообороту, прибыли, труду и заработной плате.
2.3 доводит плановые показатели по товарообороту до подразделений.
2.4 Составляет бизнес-план, смету использования чистой прибыли, смету расходования средств, направленных на оплату труда.
2.5 Составляет штатное расписание в соответствии с утвержденной структурой управления, схемами должностных окладов.
2.6 Разрабатывает положения о премировании, условия материального стимулирования.
2.7 Участвует в составлении планов социального развития коллектива, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, сокращению текучести кадров, усилению контроля за использованием рабочего времени и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка.
2.8 Осуществляет контроль за соблюдением штатной дисциплины, расходованием фонда заработной платы, соблюдением плановых соотношений между темпами роста производительности труда и средней работной платы, за правильностью установления наименования профессий и должностей, применения должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате.
2.9 Участвует в подготовке проекта коллективного договора и контролирует выполнение принятых обязательств.
2.10 Ведет учет показателей по труду и заработной плате, анализирует их состояние и составляет отчетность в сроки и по формам, установленным Госкомстатом России.
2.11 На основе данных бухгалтерского учета и отчетности проводит анализ хозяйственно-финансовой и производственной деятельности.
2.12. Составляет статистическую отчетность по установленным формам.
3. Специалист должен знать:
Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся планирования, анализа и учета хозяйственно-финансовой и производственной деятельности организации; организацию плановой работы, порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности организации; планово-учетную документацию; порядок разработки нормативов; материальных, трудовых и финансовых затрат; методы экономического анализа и учета показателей деятельности организации; организацию оперативного и статистического учета; порядок и сроки составления установленной отчетности; основы экономики, организации труда и управления, законодательство о труде и охране труда РФ; правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4. Ответственность
Экономист несет ответственность за выполнение в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей и за причиненный ущерб организации в соответствии с действующим законодательством РФ.
2. Характеристика деятельности предприятия ИП Иванов И.И.
2.1 Общая характеристика
Предприятие ИП Иванов И.И. находится в г. Ильинка по адресу ул. Лесная.
Вблизи него располагается транспортное предприятие ЗАО "Сибирь", несколько оптовых баз и магазинов. ИП Иванов И.И. - это единственное предприятие в городе, занимающееся производством колбасных изделий под торговой маркой "Дача". На территории предприятия находится мини-колбасный цех, благодаря чему торговые предприятия города обеспечены всегда свежими колбасными изделиями. Служба доставки обеспечивает своевременные поставки продукции в магазины города.
С декабря 2005г. ИП Иванов И.И. занимается оптовыми продажами продовольственных товаров, что позволяет предпринимателям и торговым предприятиям города обеспечить достаточный ассортимент товаров в торговых точках не выезжая за пределы города. Несмотря на непродолжительный опыт работы в данной области и жесткую конкуренцию с двумя давно работающими в городе оптовыми базами, ИП Иванов И.И. является основным поставщиком продовольственных товаров и колбасных изделий большинства торговых предприятий города. Его преимущество перед конкурентами в том, что на предприятии большое внимание уделяется качеству обслуживания клиентов, для персонала проводятся консультации, тренинги по этому вопросу.
Обеспечением достаточного количества и ассортимента товаров занимаются менеджеры коммерческого отдела. Их работа заключается в поиске поставщиков, обеспечении получения максимальной прибыли при минимальных затратах. На местах продаж с клиентами работают торговые представители, которые являются связующим звеном между руководством предприятия и клиентами.
Бухгалтер совместно с руководителем коммерческого отдела разрабатывают план товарооборота на каждый месяц года. Прогнозы строятся по результатам предыдущего и текущего месяцев, по сезонности продаж. Так же учитываются и расходы, которые бывают постоянными (абонентская плата, твёрдые оклады; сюда же относят канцелярию, так как в долгосрочном периоде изменения в расходах на канцтовары практически незаметны) и переменными (транспортные расходы, заработная плата - то есть расходы, зависящие от продаж). От выполнения плана зависит заработная плата работников предприятия, что является стимулом для каждого работника внести свой вклад в улучшение процесса продаж.
Около года в г. Красноярске работает отдел региональных продаж ИП Иванов И.И., что позволило колбасным изделиям ТМ "Доча" выйти на красноярский рынок. Также колбасные изделия "Доча" реализуются в Кемеровской области, в г. Ужуре и по всему Шарыповскому району.
ИП Обруч А. А является спонсором большинства городских мероприятий, а также оказывает материальную помощь социальным организациям. В центре города работает магазин "Ветеран" ИП Иванов И.И., в котором пенсионеры и малообеспеченные граждане могут приобрести продукты питания по сниженным ценам.
Предприятие ИП Иванов И.И. является динамично развивающимся, перспективным и конкурентоспособным.
2.2 Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия ИП Иванов И.И.
Факторы среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
Внутренняя среда | ||
1. Размер предприятия | + | |
2. Срок использования оборудования | + | |
3. Наличие в продаже товаров местных поставщиков | + | |
4. Близость предприятия от транспортных потоков и магистралей | - | |
5. Торговля товарами, пользующимися постоянным спросом потребителей | + | |
6. Тенденция роста производительности труда работников | + | |
7. Не постоянное проведение маркетинговых исследований | - | |
8. Высокий уровень организации продаж и сервиса | + | |
9. Наличие места парковки и подъездных путей к предприятию | + | |
10. Относительно невысокий уровень рентабельности | - | |
11. Высокая доля заемных средств в источниках финансирования деятельности предприятия | - | |
12. Низкая текучесть кадров | + | |
13. Отсутствие эффективной системы материального стимулирования труда (и системы вознаграждений) | - | |
14. Эффективный тип организационной структуры | + | |
15. Интерьер, дизайн предприятия | + | |
16. Наличие прогрессивных форм продажи товаров | - | |
17. Доля рынка, занимаемая предприятием | + | |
18. Активность рекламных мероприятий | - | |
19. Возможность получения информации о продаваемых товарах | - | |
20. Квалификация персонала | + |
2.3 Оценка возможных рисков для предприятия
Факторы среды | Возможности | Угрозы |
Внешняя среда | ||
1. Уровень денежных доходов населения и его покупательская способность | + | |
2. Темпы роста инфляции | - | |
3. Система налогообложения на предприятии | - | |
4. Уровень конкуренции | - | |
5. Снижение налогового бремени | + | |
6. Снижение ставки за пользование займом | + | |
Снижение отчислений во внебюджетные фонды | + | |
8. Уровень развития местного производства потребительских товаров | + | |
9. Выгодные условия страхования коммерческих рисков для предприятия | + | |
10. Развитие научно-технического прогресса производства и продажи товаров | + | |
11. Изменение численности населения | - | |
12. Политическая стабильность в регионе | + |
Заключение
В процессе прохождения учебно-ознакомительной практики на предприятии ИП Иванов И.И. я ознакомилась с деятельностью этой продовольственной компании, с её проблемами и достижениями.
В ходе практики я расширила и углубила профессиональные навыки по сбору, обработке и анализу информации. Использовала приобретенные мною теоретические и практические знания. Получила множество новой информации, касающейся деятельности и профессиональных качеств менеджера. Принимала непосредственное участие в работе организации. Получила знания о документах, их составлении.
К выполнению заданий подходила осознанно и ответственно, выполняла в установленные сроки. В ходе практики трудностей не возникло.
Пройденная практика способствовала формированию профессиональных способностей и навыков.