СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Малый бизнес и его роль в экономике
1.1. Понятие малого бизнеса
1.2. Роль малого бизнеса в экономике
1.3. Зарубежный опыт. Малый бизнес в Индии
2. Правовое регулирование малого бизнеса в Беларуси
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малого предприятия
2.1.1. Порядок создания
2.1.2.Государственная регистрация
2.1.3.Ликвидация предприятия
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.3. Особенности налогообложения малого предпринимательства
3. Перспективы развития малого бизнеса и его экономическая эффективность на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Беларуси и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
1. Малый бизнес и его роль в экономике
1.1. Понятие малого бизнеса
Прежде всего, следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог- бизнес) в Республике Беларусь понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
В свою очередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесяти тысячекратного расчетного показателя (месячный расчетный показатель устанавливается в республиканском бюджете). Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта. В случае превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.
Субъекты малого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством. Однако, коммерческие организации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфере игорного и шоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства. Субъекты малого бизнеса не могут также заниматься и некоторыми другими видами деятельности, для которых предусмотрены специальные организационно-правовые формы, в которых не могут существовать субъекты малого предпринимательства.
Например, накопительные пенсионные фонды создаются в форме закрытых акционерных обществ. Государство постоянно расширяет перечень видов деятельности, которыми могут заниматься предприниматели.
1.2 Роль и значение малого бизнеса в экономике
Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта необратимости реформ;
- рост доходов граждан и в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии;
- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится школой самореализации;
- создание новых рабочих мест;
- формирование необходимых навыков работы на рынке и повышение квалификации;
- внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств;
- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
- улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности.
Те страны с переходной экономикой, в которых сектор малых и средних предприятий активно развивается, как правило демонстрируют и лучшие темпы экономического роста. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсы из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно. Рыночная реструктуризация госпредприятий также связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Сектор малого предпринимательства поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес – это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Вот почему проведение политики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.
1.3 Зарубежный опыт. Малый бизнес в Республики Индии
Республика Индия как независимое демократическое государство, со столицей в г. Дели, появилась 26 января 1950 г. В ее состав входят 28 штатов и 7 союзных территорий с общим населением 1,08 млрд. человек, проживающим на территории площадью 3 287 000 кв. км. За годы независимости стране удалось существенно продвинуться по пути экономического развития. Была создана мощная индустриальная база и накоплен научно-технический потенциал, отвечающий в ряде областей передовому мировому уровню. Индийская экономика успешно развивается с устойчивыми темпами роста, которые в последнем десятилетии в среднем ежегодно составляли 5-6%. Индия входит в первую десятку стран мира по объему промышленного производства. Объем ВВП Индии выводит ее на 5 место в мире после США, КНР, Японии и Германии.
Роль основных отраслей в экономике Индии определяется следующими данными о структуре ВВП: сельское хозяйство - 28% (ежегодный рост с/х продукции составляет 3,9%, Индия занимает второе место в мире по производству пшеницы, риса, овощей и фруктов); промышленность, энергетика и строительство - 30%; транспорт, связь и торговля - 20%; сфера услуг - 22%. Основное население Индии сосредоточено в сельской местности и в сельском хозяйстве, которое является одним из ключевых направлений социально-экономической политики правительства, занято 65% трудоспособного населения.
Понимая важность задачи вовлечения широких масс населения в активную экономическую деятельность, сразу после провозглашения независимости Индии, правительством страны в 1951 г. был принят закон "Промышленная деятельность, развитие и регулирование" (The Industries /Development and Regulation/Act of 1951). В этом законе впервые были даны критерии отнесения промышленных предприятий к категории малых: максимальная численность работников в пределах 50-100 человек, величина инвестиций в основные средства не более $11000. Для разработки целостной государственной политики в отношении малого предпринимательства и реализации практических мер поддержки и развития этого сектора экономики в 1954 г. правительством была создана "Организация развития малого предпринимательства" (Small Industry Development Organisation - SIDO). Затем, в целях расширения инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в 1955 г. в стране была создана Государственная Национальная корпорация малых предприятий (National Small Industry Corporation - NSIC). SIDO и NSIC явились головными государственными организациями, ориентированными на всемерное развитие сектора малого предпринимательства во взаимодействии с различными финансовыми институтами, предпринимательскими общественными и профессиональными организациями. По мере продвижения страны по пути социально-экономического развития проводилась либеризация предпринимательской деятельности и расширялись границы критериев определения малых предприятий.
Таким образом, в Индии правовое определение малого промышленного предприятия ограничивает объем инвестиций в основные средства и оборудование, который не должен превышать 10 млн. рупий или ~$220000 (независимо от того находится оно в собственности предпринимателя или взято в аренду, либо куплено в рассрочку), исключая стоимость земли, зданий и сооружений. К малым промышленным предприятиям в Индии относятся:
- вспомогательные промышленные предприятия, которые связаны с изготовлением изделий, деталей, узлов, инструментов или с производством заготовок и полуфабрикатов, а также оказывающих технологические услуги. При этом объем поставок или оказание услуг другим промышленным предприятиям не превышает 50% их мощности;
- промышленные микропредприятия, в которых инвестиционный капитал в предприятие и оборудование не превышает 2,5 млн. рупий (~$55000), исключая стоимость земли и строений;
- экспортно-ориентированные предприятия должны экспортировать более 50% своей продукции;
- малыми предприятиями в сфере бизнес услуг (Small Scale Service Business Enterprises - SSSBE) считаются промышленно ориентированные предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, при условии, что инвестиционный капитал в предприятие и в оборудование не превышает 10 млн. рупий (~$22000), исключая стоимость земли и строений;
- к числу малых промышленных предприятий могут быть отнесены промышленные предприятия с объемом инвестиций в основной капитал до 50 млн. рупий (~$1,1 млн.), которые специализируются в определенных Правительством видах деятельности (всего 41 вид деятельности, включающий трикотажное производство, машиностроение, инструментальное производство и др.).
В целях упорядочения учета в системе государственной помощи малым предприятиям, Правительством страны было принято решение о выдаче временных и постоянных сертификатов для регистрации малых промышленных предприятий. Временный Сертификат Регистрации промышленного малого предпринимательства выдается сроком до 5 лет для обеспечения постановки на учет в контрольных органах предприятий начинающих свою деятельность. Временный Сертификат дает возможность начинающему предприятию получать финансовую помощь от кредитных институтов в рамках реализуемого проекта, но не дает права на получение различных форм государственной помощи (финансирование, обеспечение сырьем, оборудование и др.). Постоянный Сертификат Регистрации выдается действующим малым промышленным предприятиям после фактического начала выпуска продукции. Такие предприятия имеют право на получение всех видов помощи от государства и из других источников.
Оказываемая государством организационная, финансовая и техническая помощь сектору МП в части развития инфраструктуры поддержки, в снижении налоговых требований и административных барьеров позволили создать динамичный и гибкий сектор экономики, во многом отвечающий современным требованиям международной рыночной конкуренции. За последние десять лет эти меры позволили обеспечить устойчивый рост количества малых предприятий и повысить общую занятость в этом секторе экономики.
Прогресс в развитии малого предпринимательства в значительной степени определяется устойчивой позитивной политикой правительства в отношении этого сектора экономики, которая осуществляется по следующим основным направлениям:
- повышение конкурентоспособности индийского малого бизнеса на мировых рынках на основе расширения государственных и частных инвестиций в развитие рыночной инфраструктуры;
- облегчение доступа на глобальные рынки путем координации усилий всех правительственных структур , институциональных партнеров и частного сектора в реализации согласованной торговой политики и в выработке маркетинговой стратегии;
- стимулирование инновационных процессов и гарантирование прав интеллектуальной собственности на основе эффективной государственной поддержки в защите авторских и патентных прав;
- поддержка малых промышленных и сельскохозяйственных производств, расширение гражданского строительства в сельской местности;
- обеспечение малых предприятий финансовой и технологической поддержкой, повышение квалификации сотрудников, совершенствование культура и качества производства в целях всемерного развитию экспортных возможностей сектора малого предпринимательства.
В Индии действует около 3,6 млн. малых промышленных предприятий, которые составляют 95% от числа всех промышленных предприятий страны. Сектор малого бизнеса обеспечивает выпуск 40% промышленной продукции поставляя 35% экспорта. Однако в связи общей неразвитостью промышленности, доля сектора малого предпринимательства не превышает 6,86% в ВВП страны. Общая занятость в секторе малого предпринимательства составляет 19,9 млн. человек, которые выпускают почти 8 тысяч видов промышленной продукции от простейших товаров до сложнейших видов продукции, производимой с применением высоких технологий на современном оборудовании. Государственным заказом зарезервировано производство 749 видов продукции только в секторе малого бизнеса, которому также предоставлено исключительное право продажи государству 358 видов товаров.
Малые предприятия, имеющие более 10 занятых, в основном, располагаются в городах и на прилежащих территориях, а предприятия с численностью менее 5 занятых находятся в сельской местности. Причем в городах располагаются преимущественно предприятия, связанные с относительно сложными технологическими процессами (пищевая промышленность, металлообработка, текстильное и химическое производство, изготовление изделий из бумаги, полиграфия и др.).
2. Правовое регулирование малого бизнеса в Беларуси
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малого предпринимательства
2.1.1 Порядок создания
Предприятие может быть учреждено по решению собственника имущества или уполномоченного им органа. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным органом власти по месту учреждения предприятия. Решение о регистрации или отказе в регистрации должно быть принято не позднее, чем в месячный срок с момента подачи документов. Отказ в регистрации возможен только в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства.
В работе по созданию предприятия можно выделить два основных этапа: подготовительный и оформление документов и регистрация. На подготовительном этапе важно осуществить следующее: оценить имеющиеся возможности (свои и партнеров), ответить на вопросы: в чем заключается конструктивная идея, какова ее конкурентоспособность, какие имеются ресурсы для ее реализации, определить конечные цели; определить задачи и основные направления деятельности. На втором этапе разрабатываются учредительные документы: устав и договор учредителей предприятия.
Устав - это конституция предприятия, основной закон его деятельности. В уставе определяются цели, задачи и профиль предприятия, сфера его деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества, распределения дохода, условия реорганизации. В уставе обязательно указываются организационно-правовая форма предприятия, его местонахождение, предмет деятельности. В уставе должен быть раздел, описывающий систему управления предприятия. Для каждой организационно-правовой формы система управления имеет специфику и допускаются различные ее вариации. На небольшом предприятии, где количество работающих 10-20 человек, достаточно определить руководителя и установить правило, по которому ряд вопросов решается руководителем, совместно с трудовым коллективом. Важным разделом устава является правовой режим имущества предприятия, распределение полученной прибыли. Необходимо отразить права предприятия по использованию имущества (является ли оно собственником имущества или имущество находится у него в оперативном управлении). Собственник вправе совершать в отношении имущества любые сделки (продать, обменять и т. д.). Устав может ограничивать права предприятия несобственника по распоряжению имуществом. Он может запрещать ему сдавать имущество в аренду, продавать его и т. д. То есть собственник через устав определяет режим использования имущества, то лицо, которое вправе осуществлять сделки по распоряжению имуществом.
Вторым учредительным документом предприятия является договор учредителей. В нем перечисляются учредители, фиксируется размер вклада каждого учредителя в уставный капитал предприятия, определяется, кто уполномочен совершать те или иные сделки, как распределяется прибыль. После оформления документов их представляют на регистрацию.
Как показывает практика, одним из наиболее сложных этапов в организации дела является подготовка учредительных документов. Учредительные документы можно подготовить самому, а можно привлечь к этому квалифицированных специалистов. Если предприниматель решил готовить учредительные документы самостоятельно, он должен проконсультироваться в местной администрации, там, где он собирается регистрировать свое предприятие, об особенностях их оформления.
Основной документ, регулирующий деятельность предприятия - устав. Он закрепляет правоспособность предприятия как юридического лица, возможность его участия в различных хозяйственно-правовых отношениях. Единой формы устава не существует. Однако в нем должно быть отражено следующее:
- вид предприятия;
- его наименование и местонахождение;
- организационно-правовая форма;
- предмет и цели деятельности;
- органы управления и контроля, их компетенция;
- порядок образования имущества предприятия, его выкупа, распределение прибыли;
- условия реорганизации и прекращения деятельности.
Как правило, в устав включаются правовые основы деятельности предприятия, положения об организации, оплате и стимулировании труда, социальном обеспечении работников, порядке разрешения споров, страхования имущества. По мере необходимости в устав вносятся изменения, причем делать это нужно обязательно по согласованию с работниками предприятия. Все изменения в уставе подлежат обязательному утверждению по месту регистрации предприятия.
2.1.2 Государственная регистрация
Любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, если он не признан судом полностью или частично недееспособным, может стать предпринимателем. Гражданин вправе заниматься предпринимательством без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация граждан, пожелавших стать предпринимателями, производится в соответствии с Законом РБ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в РБ».
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в целях:
- поверки соответствия учредительных документов юридических лиц законодательству;
- удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;
- учета созданных, реорганизованных, ликвидированных юридических лиц на территории РБ;
- учета действующих и прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей;
- ведение Единого государственного реестра;
- создания информационного банка данных о юридических лицах и учета индивидуальных предпринимателей.
Для государственной регистрации юридического лица в орган государственной регистрации подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции РБ, к которому прилагаются оригинал и копии учредительных документов (в двух экземплярах), других документов, предусмотренных законодательством. Одновременно с учредительными документами в орган государственной регистрации предоставляется документ, подтверждающий формирование уставного капитала в размере, установленном законодательством.
В случае формирования уставного капитала денежными средствами подобным документом является справка кредитной организации о размере собственных денежных средств, находящихся на временном (накопительном) расчетном счете, открытом одним из учредителей создаваемого юридического лица. В случае внесения в уставный капитал создаваемого юридического лица вклада в иной форме, учредители представляют в орган государственной регистрации необходимые документы, подтверждающие правовой статус данного вклада.
Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя подается заявление установленной формы с приложением документов, предусмотренных законодательством.
Для государственной регистрации гражданин должен представить: паспорт, квитанцию об уплате регистрационного сбора и заявление по установленной форме. Запрещено требовать иные документы, а также понуждать заявителя к совершению иных действий (например, сбор виз) при регистрации. Размер ставки регистрационного сбора и определение категорий плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются органами местного самоуправления. Сведения о государственной регистрации представляются налоговым органам.
Государственная регистрация юридического лица должна быть произведена не позднее месяца со дня подачи заявления с приложением необходимых документов. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение одного рабочего дня со дня подачи заявления с приложением необходимых документов в орган государственной регистрации или в течение трех рабочих дней с момента получения документов по почте. Срок рассмотрения заявления о государственной регистрации прерывается на время, в течение которого заявитель устраняет недостатки учредительных документов, выявленных в ходе их рассмотрения.
За государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за внесение изменений и дополнений в учредительные документы взимается сбор в порядке и размере, установленных Кабинетом Министров РБ.
Нарушения установленного законодательством порядка образования юридического лица или индивидуального предпринимателя или несоответствие учредительных документов юридического лица законодательству, использование юридическим лицом чужого зарегистрированного фирменного наименования влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя по мотивам нецелесообразности их создания не допускается. В случае отказа в государственной регистрации орган государственной регистрации обязан в месячный срок со дня подачи заявления выдать мотивированный отказ в письменном виде.
Арбитражному суду подведомственны дела об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок организации или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом.
Если арбитражный суд признает отказ в регистрации неправомерным, в решении суда указывается дата, с которой предпринимательская деятельность считается зарегистрированной, а соответствующие органы обязываются в установленный срок выдать предпринимателю Свидетельство о государственной регистрации. Судебно-арбитражная практика исходит из того, что гражданин должен быть признан зарегистрированным в качестве предпринимателя с момента истечения срока для принятия решения о регистрации.
Есть еще один нюанс, в арбитражный суд следует обращаться в том случае, если у заявителя есть на руках документы регистрирующего органа, из которых явствует отказ или уклонение от регистрации. Если таких документов нет, надо обращаться в суд.
При отказе в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя сбор, уплаченный за государственную регистрацию, возврату не подлежит. Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации.
По результатам проверки соответствия представленных документов законодательству орган государственной регистрации вносит запись в соответствующий реестр и выдает вновь созданному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о государственной регистрации установленного Министерством юстиции РБ образца.
Единый государственный реестр является банком данных РБ о созданных, действующих, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Единый государственный реестр включает реестр Регистрационной Палаты Министерства юстиции РБ, реестры территориальных органов государственной регистрации.
Свидетельство о государственной регистрации является официальным документом, подтверждающим факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выдача свидетельства о государственной регистрации не является основанием для начала деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании лицензии.
2.1.3 Ликвидация предприятия
В соответствии с Гражданским кодексом предприятие ликвидируется в следующих случаях: признания его банкротом; принятия решения о запрете деятельности предприятия из - за невыполнения условий, установленных законодательством; признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия; по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами и входящих в ее состав республик.
Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается объявленная арбитражным судом или должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника. Причем размеры претензий к должнику в совокупности должны быть не меньше 500 установленных законодательством размеров минимальной заработной платы. Основанием для возбуждения дела о банкротстве предприятия является заявление кредитора или должника. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих решений: о признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредитора могут быть удовлетворены; о приостановлении производства по делу о банкротстве предприятия.
Типы применяемых к должнику процедур: реорганизационные; ликвидационные; мировое соглашение.
Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию.
Основанием для установления внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия для продолжения его деятельности путем реализации части имущества должника и осуществления других организационных и экономических мероприятий, а также заключения мирового соглашения с кредиторами. Продолжительность проведения процедуры внешнего управления имуществом должника не должна превышать 12 месяцев.
При установлении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражного управляющего. При этом кредиторы и должники вправе предложить кандидатуры арбитражного управляющего. При наличии нескольких кандидатур управляющий назначается на конкурсной основе. Кандидат в арбитражные управляющие должен быть юристом или экономистом либо обладать опытом практической работы в хозяйстве, а также не иметь судимостей. Арбитражный управляющий должен иметь лицензию, выдаваемую государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Им не могут быть назначены лица, осуществлявшие в течение трех последних лет управление делами должника - юридического лица.
В зависимости от результатов проведения внешнего управления имуществом арбитражный суд может: принять решение о завершении процедуры внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о банкротстве предприятия либо решение об утверждении мирового соглашения; принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.
К ликвидационным процедурам, применяемым к предприятию-должнику, относятся: принудительная ликвидация предприятия на основе конкурсного производства; добровольная ликвидация предприятия.
Признание предприятия банкротом означает, что арбитражный суд принимает решение о принудительной ликвидации предприятия. Она осуществляется в порядке конкурсного производства. Арбитражный суд назначает на предприятие конкурсного управляющего, который получает следующие права: распоряжаться имуществом должника; изучать обоснованность требований кредиторов; формировать состав ликвидационной комиссии и руководить ее работой и т. д. Созданная на предприятии ликвидационная комиссия проводит оценку стоимости имущества предприятия, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов из стоимости имущества предприятия. Имущество предприятия-банкрота подлежит продаже покупателю, предложившему самую высокую цену.
Добровольная ликвидация предприятия проводится по решению его собственников под контролем кредиторов. Собственники предприятия принимают решение о его ликвидации, информируют об этом кредиторов, производят расчеты с ними. Добровольная ликвидация предприятия проводится во внесудебном порядке, т. е. без подачи заявления в арбитражный суд и открытия конкурсного производства.
На любом этапе производства по делу о банкротстве предприятия между должником и кредитором может быть заключено в письменной форме мировое соглашение (отсрочка, рассрочка, изменение обязательств должника и др.), которое подлежит утверждению арбитражным судом и считается принятым, если за него высказались большинство кредиторов от их общего числа. Оно вступает в силу со дня утверждения его арбитражным судом и является обязательным для всех кредиторов.
2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.
Сфера малого предпринимательства охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса в торговле и общественном питании – 39,6%, промышленности – 23,6%, строительстве - 12,1%, на транспорте – 5,9%.
Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. Утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 г., целью которой является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.
К настоящему времени сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики, как государственный орган, отвечающий за проведение в жизнь государственной политики по поддержке предпринимательства, Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей.
Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров – Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики – рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне – советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.
В целях обеспечения гарантий, соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата Президентом Республики Беларусь подписаны Указы от 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и от 18 июня 2005 г. № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности", 16 мая 2005 г. №225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности».
В республике ежегодно проводится республиканский конкурс «Лучший предприниматель года», который способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны.
С целью выработки новых направлений и расширения сферы применения мер государственной поддержки предпринимательства разработан проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006–2010 гг., подготовлен проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в котором определены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства.
Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в 2006 г., а также на среднесрочную перспективу до 2010 г. будет направлена на дальнейшее совершенствование регулирования предпринимательской деятельности с целью создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики. Особое внимание государства придается формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, активизации деятельности данных субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной сферах, стимулированию развития предпринимательства не только в столице и областных центрах, но и в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах. Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по следующим основным направлениям:
- минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, к научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
- развитие внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;
-развитие механизмов кооперационного сотрудничества между субъектами малого, среднего предпринимательства и крупными промышленными организациями;
- совершенствование взаимодействия органов государственного управления всех уровней с некоммерческими организациями предпринимателей и советами индивидуальных предпринимателей посредством их привлечения к выработке предложений по решению проблемных вопросов предпринимательской деятельности;
- повышение эффективности деятельности субъектов инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства посредством развития их базовых центров и создания новых, в т. ч. в сельской местности, а также на базе предприятий, подлежащих реструктуризации (реорганизации);
- дальнейшая популяризация и формирование в обществе позитивного мнения об отечественном малом предпринимательстве.
2.3 Особенности налогообложения малого предпринимательства
Существует два основных подхода к налогообложению малого бизнеса. Первый подход заключается в исполнении пониженных ставок по отношению к налоговой базе, определяемой в соответствии с общими правилами. Данная мера зачастую дополняется различными инвестиционными льготами и налогами каникулами. Второй и более распространенный подход предполагает использование специальных режимов налогообложения. Один из вариантов - введения упрощенных способов определения базы на основе фактических результатов деятельности предприятий. Другой вариант – вмененное налогообложение, предполагающее косвенную оценку потенциального дохода налогоплательщика и введение фиксированного налога, заменяющего один или несколько налогов.
Упрощенное налогообложение малого бизнеса применяется во многих странах. Основная причина его использования заключается в том, что существуют значительные различия вдержках уплаты налогов в зависимости от размера предприятия. Считается, что экономия на масштабе оказывается дискриминирующее воздействие на субъектов малого предпринимательства. Специальные режимы налогообложения позволяют снизить издержки малого бизнеса по уплате налогов и тем самым улучшают экономическую среду и создают стимулы для его развития.
Вмененное налогообложение принимается преимущественно в тех случаях, когда налогообложение определенных групп налогоплательщиков затруднено, а административные ресурсы государства ограниченны. Во многих странах к таким налогообложение субъектов малого бизнеса. Налогообложение данных субъектов затруднено в силу следующих причин:
- их число велико, что делает невозможным тщательную проверку деятельности каждого субъекта;
- доходы этих субъектов являются небольшими;
- им нет необходимости для целей в бизнеса вести полноценный бухгалтерский учет;
- они реализуют продукцию главным образом населению за наличные деньги.
Частично в следствие этих причин субъекты малого бизнеса могут легко скрывать свои доходы. Как следствие, суммы налоговых платежей от этой группы плательщиков является весьма небольшими по сравнению административными издержками, которые пришлось бы нести государству, чтобы оценить соответствующую сумму налогов. В результате налоговые органы оценивать (вменять) соответствующий доход, с которого и взимается налог. Вмененное налогообложение рассматривается как оптимальный способ борьбы с широко распространенным уклонением от оплаты налогов без использования значительных ресурсов государства. В то же время оно представляет собой упрощенную систему налогообложения и требует от налогоплательщиков полной прозрачности деятельности в финансовом отношении.
В Беларуси после отмены с 01.01.2004 г. пониженной ставки налога на прибыль для малых предприятий применяются лишь два специальных режима налогообложения - упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства и система вмененного налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Возможные варианты упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса. Прежде чем проанализировать действующую упрощенную систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства, рассмотрим два возможных варианта упрощенного налогообложения, которые широко применяются во многих странах - налогообложение потока денежных средств и налогообложение валовой выручки (Shome, Schutte (1995)). Оба варианта позволяют значительно упростить налогообложение, бухгалтерский учет и отчетность для малого бизнеса.
При налогообложении потока денежных средств налоговой базой является чистая выручка, то есть доход предприятия. Выделяют два основных вида налогов на поток денежных средств в зависимости от налоговой базы - R-налоги и RF-налоги. В случае R-налогов налоговой базой является разница между выручкой от реализации продукции и стоимостью используемых в производстве факторов, то есть чистый поток реальных трансакций в денежном выражении, за исключением финансовых трансакций. RF-налоги отличаются от налогов на чистый поток реальных трансакций тем, что в их базу включается также разница между полученными и выплаченными кредитами и разница между полученными и выплаченными процентами, то есть чистый финансовый поток денежных средств.
В отличие от налогообложения прибыли, при исчислении налогов на поток денежных средств из налоговой базы вычитаются не только текущие операционные расходы (в частности, материальные затраты, расходы на оплату труда, арендные платежи и т.д.), но также и стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов (единовременный вычет), что позволяет субъектам малого предпринимательства не осуществлять начисление амортизации. В этом случае они получают возможность перенести убытки на будущие периоды. Все это означает, что для целей налогообложения нет необходимости в ведении полноценного бухгалтерского учета с использованием принципа двойной записи, плана счетов и соблюдением иных требований, предусмотренных действующим законодательством. Учет доходов и расходов может осуществляться сплошным методом в «Книге учета хозяйственных операций». Дополнительным преимуществом является то, что вся необходимая для общепринятого бухгалтерского учета (то есть с двойной записью) первичная документация требуется и для расчета обязательств по налогу на поток денежных средств, а значит, ее хранение является обязательным. Следовательно, переход к общей системе налогообложения становится для налогоплательщика менее сложным, чем при других формах упрощенного налогообложения.
Основным преимуществом налогов на поток денежных средств является то, что налогообложению подлежит прибыль, то есть добавленная стоимость. Данная система налогообложения является достаточно справедливой, поскольку сумма налогов зависит от фактических финансовых результатов деятельности предприятий и, следовательно, не оказывает негативного воздействия на их функционирование. Более того, она оказывает стимулирующее воздействие на инвестиции, что является особенно важным для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, только начинающих свою деятельность. Одним из недостатков налогов на поток денежных средств является нестабильность налоговых поступлений. Правительство сталкивается с высокими рисками злоупотреблений при неограниченном вычете приобретенных основных средств и нематериальных активов и переносе убытков на будущие периоды. Некоторые предприниматели могут сознательно показать убытки с тем, чтобы снизить налоговое бремя. По этой причине должны быть разработаны адекватные правила вычета расходов и переноса убытков на будущие периоды. Одним из вариантов может стать использование упрощенных правил начисления амортизации1, как это имеет место во многих западных странах, или же введение минимального налога.
В отличие от налогов на поток денежных средств, база налогов с валовой выручки является более простой для исчисления, поскольку нет необходимости оценивать стоимость факторов производства. Кроме того, налоговые поступления являются более стабильными вследствие независимости налоговой базы от фактических финансовых результатов деятельности предприятий. Основным недостатком этих налогов является то, что налогообложению подлежит валовая выручка, а не добавленная стоимость. Введение единого налога с валовой выручки может привести к созданию неравных условий для предприятий, работающих в разных отраслях и отличающихся долей прибыли в валовой выручке. Это поднимает вопрос о необходимости дифференциации налоговых ставок. Но в таком случае налоговые органы столкнутся со сложными проблемами определения центра экономической активности. Например, малые предприятия производственного сектора также могут осуществлять торговую деятельность и, следовательно, претендовать на более низкую налоговую ставку в отношении этого вида деятельности. Таким образом, существует определенный выбор между упрощением налогообложения.
3. Перспективы развития малого бизнеса и его экономическая эффективность на современном этапе
Развитие малого и среднего бизнеса и повышение его роли в развитии национального производства является одним из важнейших направлений
реформирования экономики в трансформационных странах. Не является исключением в этом плане и Республика Беларусь. Сегодня общепринятым стало понимание необходимости развития малого бизнеса не только как средства увеличения занятости, но и как способа создания конкурентной рыночной среды, формирования среднего класса, как источника долгосрочного, устойчивого экономического роста, новых знаний и новых технологий.
Однако несмотря на то, что проблема развития малого бизнеса в республике в последние годы является объектом пристального внимания со стороны государства, общественности и научных кругов, ситуация в данном секторе белорусской экономики весьма неоднозначна. Беларусь по-прежнему относится к числу стран с низким уровнем и незначительной динамикой развития частного бизнеса.
По состоянию на 1 октября 2006 года в Республике Беларусь было зарегистрировано 32 тысяч малых предприятий, по состоянию на 1 января 2007 года – 191,8 тысяч индивидуальных предпринимателей (ИП). Доля малых предприятий в общем объеме ВВП за последние пять лет увеличилась незначительно и составляет в настоящее время около 9% (для сравнения: в РФ на малые предприятия приходится 10-12 % ВВП, в странах ЕС -50-80% ВВП). При этом в данном секторе в Республики Беларусь в настоящее время занято, по разным оценкам, от 8-9% (без учета ИП) до 12-13% экономически активного населения (с учетом индивидуальных предпринимателей); на 1 тысячу жителей приходится 3,2 малых предприятий (на Украине - 5, в России - 6, Польше - 35, Германии - 37).
За последние годы не произошло существенных изменений и в отношении отраслевой и территориальной структуры малого предпринимательского сектора. Как и в предыдущие годы, в настоящее время около 50% субъектов малого предпринимательства делает ставку на «короткие деньги» и работает в основном в торговле и общественном питании, немногим более 20% - в промышленности и чуть более 1% - в науке и научном обслуживании. Около 60 % от общего количества малых частных предприятий и более 25% от общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сконцентрировано в Минске, в областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в городах - областных центрах. Действия государства по регулированию сектора малого предпринимательства в Республике Беларусь за последние годы были неоднозначны.
В настоящее время количественные критерии отнесения того или иного видадеятельности к малому бизнесу в Беларуси не совпадают с нормами, действующими в рамках Евросоюза. В РБ в промышленности и на транспорте к малому предпринимательству относятся предприятия со среднесписочной численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек, в сфере торговли и общественного питания – до 30 человек, во всех остальных сферах - не более 25 человек. Упрощение процедуры государственной регистрации субъектов хозяйствования на основе введения принципа «единого окна».
Неожиданным ударом по малому бизнесу стал Указ Президента РБ от 29.12.2006№ 760 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», в соответствии с которым с 1 января 2008 г. индивидуальным предпринимателям запрещается привлечение наемных работников, не являющихся членами их семей. Индивидуальные предприниматели поставлены перед дилеммой: работать либо в формате семейного бизнеса, либо в качестве юридического лица. Желая сохранить свой статус, они были вынуждены уволить в целом по стране около 300 тыс. человек. Переход индивидуального предпринимателя в юридическое лицо обойдется ему, по оценке Международной финансовой корпорации, примерно в 2500 долларов США.
Для кардинального изменения ситуации в развитии малого бизнеса в Беларуси, необходима реализация комплекса мер со стороны государственных органов управления:
- упрощение системы налогообложения и таможенного регулирования для субъектов малого предпринимательства, включая как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица;
- снижение налоговой нагрузки на малые предприятия независимо от видов
деятельности;
- освобождение минимум на три года от основных видов налогов и сборов вновь образованных субъектов малого бизнеса;
- предоставление налоговых льгот субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сфере материального производства, инноваций;
- отмена административного регулирования цен и тарифов, за исключением узкого перечня социально значимых товаров и услуг;
- совершенствование законодательства в имущественной сфере, в сфере арендных отношений;
- предоставление преференций субъектам малого бизнеса при аренде офисных,
- производственных и складских помещений на длительный срок;
- либерализация законодательства о лицензиях и обязательной сертификации продукции, работ, услуг;
- упрощение и удешевление процедур получения лицензий и сертификатов;
- создание благоприятных условий для субъектов малого бизнеса с точки зрения доступа к финансово-кредитным ресурсам;
- формирование эффективной инфраструктуры государственной поддержки и развития предпринимательства.
Реализация этих и других мероприятий позволит сформировать благоприятную рыночную среду для развития малого предпринимательства и существенно повысить роль данного сектора в экономике Республики Беларусь.
Заключение
В работе характеризуется малое предпринимательство в Беларуси в сравнении с зарубежными странами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основные его проблемы и намечены пути их решения.
Критерии отнесения предприятий к сфере малого бизнеса различаются в разных странах, и нет единого, общепринятого показателя. Но в большинстве стран, предприятия относятся к сфере малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.
Во многих государствах вклад малых предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и превышает. Структура малых предприятий различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов.
Практически во всех странах осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.
Список используемой литературы
1. Балашевич М.И. Малый бизнес - отечественный и зарубежный опыт - Мн.: Экоперспектива
2. Шехова М.А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах // Белорусский экономический журнал – 2006. - №1
3. Экономический бюллетень: Журнал. / Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2007 - №5.
4. Афёровский Д. Предприниматели нуждаются в инвестициях // Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №10
5. Национальная экономическая газета – 2007-2008
6. Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательской деятельности – Гомель – 1998 – ГКИ ЦНТН «Развитие»
7. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, 1998.
8. Малый бизнес: методика и результаты анализа. // Вопросы статистики. – 1999
9. Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» // Ведомости ВС Бел. ССР, 1991, №9
10. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» // Ведомости ВС РБ, 1996, №14
11. Сборник декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997
12. Сенько А.Н., Крум Э.В. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь: Учеб. пособие. Мн., 2000.
13. Сугоичев М.М. Малый бизнес как поределяющий фактор развития конкуренции.—М.: РАГС,1999.
14. Дадалко С.В. Основы формирования механизма стимулирования предпринимательства: Учеб. пособие. Мн., 2000.
15. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 04.01.2003 г. №183/3, с изм. И доп. Мн., 2003