Министерство транспорта РФ
Новосибирская государственная академия водного транспорта
Кафедра: экономики и маркетинга
Курсовая работа на тему:
«Разработка основных разделов плана социально-экономического развития ООО Под каблуком»
по дисциплине: “Планирование на предприятии”
Новосибирск 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Планирование производства продукции
1.1 Планирование производства продукции
1.2 Прогнозирование объема продаж продукции
1.3 Расчет коэффициента ритмичности выпуска продукции
2. Планирование себестоимости продукции
3. Планирование прибыли и её распределение
4. Расчет основных показателей работы предприятия
5. Разработка и обоснование базовой экономической стратегии организации
6. Совершенствование системы управления предприятием
7. Планирование социальной стратегии организации
7.1 Разработка стратегической программы социального развития трудового коллектива предприятия
7.2 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности работников
8. Заключение и выводы
Список литературы
Введение
Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
Постановка целей и задач
Составление программы действий
Выявление необходимых ресурсов и их источников
Доведение планов до их непосредственных исполнителей
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
Целью данной курсовой работы является разработка основных разделов плана социально-экономического развития организации ООО Под каблуком и выполнение расчетов основных технико-экономических показателей деятельности фирмы, которые должны начинаться с анализа имеющейся, сложившейся ситуации.
1. Планирование производства продукции
Планирование деятельности предприятия - основа для всех остальных планируемых расчетов по труду и заработной плате, себестоимости продукции, ценообразованию, рентабельности производства и финансов.
1.1Планирование производства продукции
В своей курсовой работе я буду рассматривать работу обувной фабрики «Под каблуком», которая выпускает следующую продукцию:
- «А» - туфли женские модельные,
- «Б» - мужские полуботинки,
- «С» - сапоги женские зимние.
На фабрике принята базовая стратегия роста, согласно которой объем производства по сравнению с отчетным годом предполагается увеличить в плановом году на 5%, в следующем за плановым годом – на 10%.
Для уменьшения объема работы, все расчеты далее делаем только для продукции «А» (СХП - 1). Для продукции «В», «С» (СХП - 2, СХП - 3) расчеты могут быть выполнены аналогично, эта продукция нужна для разработки других разделов плана.
Проведем расчеты показателей объема выпуска:
- Q0 = 1017 шт.
- Q1 = 1017*1.05 = 1067 шт.
- Q2 = 1067*1.10 = 1173 шт.
Полученные мною результаты в табличной форме выглядят следующим образом (Таблица 1):
Таблица 1
Планирование объема производства продукции по годам
СХП | Наиме-нование продукции | Отчетный период | Плановый период | Период, следующий за плановым | ||
Объем выпуска, шт. (Q0) | Коэффици-ент роста объемов выпуска | Объем выпуска с учетом коэффици-ент роста, шт. | Коэффици-ент роста объемов выпуска | Объем выпуска с учетом коэффици-ента роста, шт. | ||
1 | А | 1017 | 1,05 | 1067 | 0,10 | 1173 |
1.2 Прогнозирование объема продаж продукции
Используя исходные данные об объемах продаж товара «А» за предыдущие 12 месяцев (табл. 2), дадим прогноз продаж на последующие 6 месяцев.
Таблица 2
Выпуск продукции в отчетном году
Месяц | Выпуск продукции в отчетном году, шт. | |
Фактический | Планируемый | |
Январь | 84 | 81 |
Февраль | 101 | 81 |
Март | 81 | 101 |
Апрель | 71 | 111 |
Май | 81 | 81 |
Июнь | 61 | 71 |
Июль | 50 | 61 |
Август | 55 | 71 |
Сентябрь | 71 | 111 |
Октябрь | 81 | 111 |
Ноябрь | 93 | 91 |
Декабрь | 183 | 101 |
Итого: |
1012 |
1072 |
Для решения этой задачи, построим математическую модель в виде трех регрессий (линейной, полиномиальной второго порядка, экспоненциальной) и на основании сравнения коэффициента детерминации R2 выберем наилучшее уравнение регрессии (R2 ближе к единице).
На рис. 1 построена линейная регрессия и вычисления коэффициента детерминации.
Полученное уравнение регрессии и значение коэффициента детерминации R2 занесем в таблицу 3.
Таблица 3
Выбор наилучшей регрессии
Уравнение регрессии | R2 |
y = 3,2448x + 63,242 | 0,1153 |
y = 2,3611x2 - 27,45x + 134,86 | 0,685 |
y = 68,743e 0,0226х | 0,0595 |
Наилучшей регрессией является полиномиальная регрессия, у которой значение R^2 более близко к единице, то есть уравнением наилучшей регрессии является уравнение полиномиальной регрессии y = 2,3611x2 - 27,45x + 134,86
Дадим прогноз продаж в штуках на последующие 6 месяцев, при помощи уравнения полиномиальной регрессии второго порядка:
Январь: 2,36411*13^2 - 27,45*13 + 134,86 = 176
Февраль: 2,36411*14^2 - 27,45*14 + 134,86 = 213
Март: 2,3611*15^2 - 27,45*15 + 134,86 = 254
Апрель: 2,3611*16^2 - 27,45*16 + 134,86 = 299
Май: 2,3611*17^2 - 27,45*17 + 134,86 = 350
Июнь: 2,3611*18^2 - 27,45*18 + 134,86 = 405
Согласно прогнозу выпуск продукции в последующие месяца будет следующим: в 13 месяце – 176 шт., 14 месяце – 213 шт., 15 месяце – 254 шт., 16 месяце – 299 шт., 17 месяце – 350 шт., 18 месяце - 405 шт.
1.3 Расчет коэффициента ритмичности выпуска продукции
В условиях специализации и кооперирования, а также договорных отношений особое внимание уделяется соблюдению ритмичности выпуска продукции. Ритмичность представляет собой равномерный или равномерно увеличивающийся выпуск продукции. Для обеспечения ритмичности необходимы своевременные поставки сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов и т. д. Все это способствует бесперебойному процессу производства.
Обобщающим показателем ритмичности выпуска продукции является
коэффициент ритмичности Критм , который показывает удельный вес продукции, выработанной в пределах планового графика, т.е.
Критм =Q1/Q2
где Q1 - фактический выпуск продукции в пределах планового задания в натуральных единицах измерения; Q2 - плановый выпуск продукции в натуральных единицах измерения.
Месяц | Выпуск продукции в отчетном году,шт | ||
Фактический | Планируемый | Принимается в зачет выполнения плана по ритмичности,шт | |
Январь | 84 | 81 | 81 |
февраль | 101 | 81 | 81 |
Март | 81 | 101 | 81 |
Апрель | 71 | 111 | 71 |
Май | 81 | 81 | 81 |
Июнь | 61 | 71 | 61 |
Июль | 50 | 61 | 50 |
Август | 55 | 71 | 55 |
Сентябрь | 71 | 111 | 71 |
Октябрь | 81 | 111 | 81 |
Ноябрь | 93 | 91 | 91 |
Декабрь | 183 | 101 | 101 |
Сумма | 1012 | 1072 | 905 |
Коэффициент Критм определяется для продукции «А» за отчетный год в целом, учитывая, что объем продаж в отчетном году соответствует фактическому выпуску продукции (табл. 2).
Критм = 905/1072 = 0,84=84 %
Чем меньше производственных задержек в работе предприятия, тем ближе к единице коэффициент ритмичности. В данном случае можно сделать вывод, что предприятие работает ритмично. Это означает что предприятие вовремя осуществляет свои действия: доставка сырья, продукции, полуфабрикатов и так далее.
2. Планирование себестоимости продукции
В результате ряда организационно-технических мероприятий на обувной фабрике «Под каблуком» на следующий год планируется снижение себестоимости продукции «А». Необходимо произвести расчет полной себестоимости продукции за отчетный и плановый годы и сделать анализ изменения себестоимости.
Формирование полной себестоимости продукции:
Результаты расчетов представлены в таб. 4
Таблица 4
Калькуляция себестоимости единицы продукции “A”
Статьи расходов | Затраты на единицу продукции | |
отчетный год | плановый год | |
Сырье и основные материалы | 402,0 | 406,2 |
Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия | 98,0 | 99,0 |
Возвратные отходы (реализуемые) | 8,04 | 8,12 |
Энергия на технологические цели | 51,0 | 55,0 |
Основная заработная плата производственных рабочих | 250,0 | 240,1 |
Дополнительная заработная плата производственных рабочих | 25,0 | 24,0 |
Отчисления на социальное страхование | 71,5 | 68,6 |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | 180,0 | 174,0 |
Цеховые расходы | 75,0 | 72,1 |
Цеховая себестоимость | 1143,96 | 1130,68 |
Общезаводские расходы | 87,5 | 84,1 |
Производственная себестоимость | 1231,46 | 1214,78 |
Внепроизводственные расходы | 61,57 | 60,73 |
Полная себестоимость | 1293,03 | 1275,51 |
Таблица 5
Изменение себестоимости единицы продукции “A” в плановом периоде по сравнению с предыдущим годом
Статьи расходов |
Себестоимость 1 шт.,руб. |
Изменение плановых затрат по сравнению с отчетными | ||
отчетный год | плановый год | абсолютное, руб. |
Относительное, % |
|
Сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия ( за вычетом отходов) |
402,0 | 406,2 | 4,2 | 101,1 |
Энергия на технологические цели | 51,0 | 55,0 | 4,0 | 107,8 |
Заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих | 250,0 | 240,1 | -9,9 | 96,04 |
Отчисления на социальное страхование | 71,5 | 68,6 | -2,9 | 95,94 |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | 180,0 | 174,0 | -6 | 96,66 |
Цеховые расходы | 75,0 | 72,1 | -2,9 | 96,13 |
Общезаводские расходы | 87,5 | 84,1 | -3,4 | 96,11 |
Внепроизводственные расходы | 61,57 | 60,73 | -0,84 | 98,63 |
Полная себестоимость | 1293,03 | 1275,51 | -17,52 | 98,64 |
Из полученных расчетов видно, что себестоимость в плановом году повысилась по следующим статьям расходов:
сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (за вычетом отходов) на 4,2 рубля;
энергия на технологические цели на 4,0 рубля.
По остальным статьям себестоимость снижается. Полная себестоимость снизилась на 43,46 рубля.
Принятая предприятием базовая стратегия роста принесла желаемый результат – снижение себестоимости.
3. Планирование прибыли и её распределение
Получение прибыли – основная цель деятельности любой коммерческой организации. Прибыль - конечный результат деятельности предприятия, показывает ее эффективность, основной источник средств, для осуществления инвестиций, материального стимулирования работников, затрат на социальное развитие.
Планирование прибыли является важнейшим элементом управления организацией. При разработке стратегии предприятия ориентируется на определенный уровень прибыли, достижение которого планируется как в стратегическом, так и текущих планах.
Нам необходимо рассчитать прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия в отчетном и плановом периоде. И рассмотреть абсолютное и относительное изменение этих показателей. Все расчеты сводятся в таблицу №6, в которой также предусмотрено распределение прибыли. Прибыль от реализации продукции равна разнице между выручкой и себестоимостью.
Балансовая прибыль представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникающих в процессе функционирования предприятия. Балансовая прибыль включает в себя: прибыль от реализации продукции; прибыль от прочей реализации и прибыль от внереализационной деятельности.
Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), представляет собой часть балансовой прибыли предприятия, которая остается всего распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Логическим завершением планирования прибыли является распределение чистой прибыли предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется им самостоятельно (рис.5)
Прибыль является источником развития предприятия и его коллектива. Одно из главных требований, которые предъявляются к системе распределения прибыли – установление оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.
За счет фонда накопления предполагается финансирование:
1. затрат на строительство новых объектов, расширение, реконструкцию, перевооружение действующего производства;
2.затрат на НИОКР;
3.затрат на повышение качества продукции, совершенствование технологии и организации производства;
4.прироста собственных оборотных средств и др.
За счет фонда потребления планируется финансирование:
1. расхода на вознаграждение по итогам года, единовременные поощрения, материальная помощь;
2. расходы на бесплатное или льготное питание и др.
Резервный фонд служит для:
1. покрытия убытков
2. погашения непредвиденных затрат
Итак, рассчитаем интересующую нас прибыль и сделаем распределение полученной прибыли. Итоги расчетов занесем в таблицу №6
Таблица 6
Планирование прибыли и ее распределение
Объем продаж | Единица измерения | Отчетный год | Плановый год |
Объем продаж | шт. | 1017 | 1067 |
Цена за ед. продукции | руб. | 1551,64 | 1530,61 |
Выручка от реализации продукции | руб. | 1 578 017,88 | 1 633 610,87 |
Себестоимость продукции | руб. | 1 315 011,51 | 1 360 969,17 |
Прибыль от реализации продукции | руб. | 263 006,37 | 272 641,7 |
Прибыль от прочей реализации | руб. | 152 000,00 | 160 000,00 |
Прибыль от внереализационной деятельности | руб. | -3200,00 | 2500,00 |
Балансовая прибыль | руб. | 411 806,37 | 435 141,7 |
Налог на прибыль | руб. | 82 361,27 | 87 028,34 |
Прочие платежи в бюджет | руб. | 4111,00 | 4500,00 |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | руб. | 325 334,1 | 343 613,36 |
Распределение прибыли: | |||
фонд потребления (30%) | руб. | 97600,23 | 103084,01 |
фонд накопления (30%) | руб. | 97600,23 | 103084,01 |
резервный фонд (10%) | руб. | 32533,41 | 34361,33 |
прибыль для выплаты дивидендов (30%) | руб. | 97600,23 | 103084,01 |
После расчетов, в данной таблице видно, что в отчетном году цена выше, чем в плановом, а объем продаж ниже планового года, а прибыль получается выше. Отсюда можно сделать вывод, что предприятию выгодно понижать себестоимость, а с ней и цену. Потому что покупатель адекватно реагирует на незначительное изменение цены и отдает предпочтение товару нашей фирмы. То есть снижение себестоимости выгодно для нашего предприятия ООО Под каблуком.
4. Расчет основных показателей работы предприятия
В разделе четвертом определяются основные показатели функционирования предприятия. Они являются определяющими для анализа существующего положения предприятия, эффективности деятельности и планирования дальнейшей работы. На основании данных о величине в процессе планирования рассчитывается рентабельность.
Рентабельность продукции - отношение прибыли от реализации товарной продукции к полной себестоимости этой продукции
Рентабельность производства - отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ОПФ и нормируемых оборотных средств. Она показывает степень прибыльности на 1 руб. затрат всех производственных ресурсов предприятия.
Фондоотдача - стоимость реализованной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ.
Фондовооруженность труда - отношение стоимости ОПФ к среднесписочной численности работающих.
Выработка на одного работающего определяется отношением стоимости реализованной продукции к среднесписочной численности работающих.
Таблица 7
Экономические показатели деятельности предприятия
Показатели | Ед. измер. | Отчетный год | Плановый год |
Стоимость реализованной продукции | руб. | 1 578 017,88 | 1 633 610,87 |
Себестоимость реализованной продукции | руб. | 1 315 011,51 | 1 360 969,17 |
Прибыль от реализации товарной продукции | руб. | 263 006,37 | 272 641,7 |
Балансовая прибыль | руб. | 411 806,37 | 435 141,7 |
Среднегодовая стоимость ОПФ | руб. | 1300000,00 | 1320000,00 |
Стоимость нормируемых оборотных средств | руб. | 1000000,00 | 1020000,00 |
Среднесписочная численность работников | чел. | 30 | 29 |
Рентабельность продукции | руб/руб. | 0,20 | 0,20 |
Рентабельность производства | руб/руб. | 0,17 | 0,18 |
Фондоотдача | руб/руб. | 1,21 | 1,23 |
Фондовооруженность | руб/чел. | 43333,33 | 45517,24 |
Выработка на одного работающего | руб/чел. | 52600,59 | 56331,41 |
Из расчетов можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным. Темп роста прибыли превышает темп роста стоимости ОПФ, Фондоотдача выросла. При снижении общей численности сотрудников наблюдается повышение выработки. Наблюдаются положительные тенденции по планируемому году в работе предприятия.
5. Разработка и обоснование базовой экономической стратегии организации
Стратегия — общий, не детализированный план деятельности предприятия, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования управленца-стратега.
В данном разделе разрабатывается и обосновывается экономическая стратегия организации в целом и каждого стратегического хозяйственного подразделения (СХП). Проектирование осуществляется в условиях социально - экономической ситуации на ноябрь 2010г.
Для начала необходимо определить миссию предприятия. Миссия предприятия должна раскрывать широкую панораму, определить запросы потребителей, учитывать потребности людей. Любое предприятие должно иметь определенную миссию и стратегию, определенные цели, в том числе и социальные, отличные от получения прибыли. Эти цели должны оправдывать существование предприятия в обществе.
Миссия моего предприятия заключается в предоставлении потребителям качественной обуви по удовлетворяющей цене.
Предприятие выпускает мужские полуботинки и женские туфли и сапоги для разных сезонов для людей любого возраста, в различных ценовых сегментах. Здесь можно будет найти и интересные, стильные модели для молодых людей, классику для ценителей своего стиля, а также повседневную обувь удобную и практичную.
Необходимо также разработать стратегические цели организации. В соответствии с целями строится образ желаемого будущего, разрабатываются различные приемы построения управления.
Для того, чтобы разработать и обосновать экономическую стратегию организации работниками служб маркетинга и стратегического планирования были проведены соответствующие исследования, в результате которых была получена необходимая информация (таб. 8).
Таблица 8
Матрица исходных данных для разработки стратегии
СХП |
Объем продаж СХП, шт. |
Объем продаж ведущего конкурента, шт. |
Емкость рынка, шт. |
Темп роста рынка, % |
Темп роста отрасли, % |
СХП – 1 |
1017 | 917 | 6000 | 112 | 108 |
СХП – 2 |
1217 | 1017 | 5100 | 105 | |
СХП – 3 |
817 | 967 | 8000 | 103 |
Таблица 9
СХП |
Доля рынка фабрики |
Доля рынка ведущего конкурента |
Относительная доля рынка |
Темп роста рынка, % |
Темп роста отрасли, % |
СХП – 1 |
0,16 | 0,15 | 1,06 | 112 | 108 |
СХП – 2 |
0,23 | 0,19 | 1,21 | 105 | |
СХП – 3 |
0,10 | 0,12 | 0,83 | 103 |
В соответствии с исходными данными осуществляется позиционирование продукции А,В,С (СХП-1, СХП-2, СХП-3) с помощью матрицы Бостонской консалтинговой группы (БКГ) (Таб. № 10).
Таблица №10
Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ)
Относительная доля на рынке |
|||
Низкая |
Высокая |
||
Темпы роста отрасли |
Высокие |
«Трудный ребёнок» («знак вопроса») |
«Звезда» |
Низкие |
«Собака» («дикие кошки»,«хромые утки») |
«Дойная корова» |
Позиционирование СХП предприятия на рынке в соответствии с матрицей БКГ
Относительная доля на рынке |
|||
Низкая |
Высокая |
||
Темпы роста отрасли |
Высокие |
«Трудный ребёнок» |
«Звезда» СХП 1 |
Низкие |
«Собака» СХП 3 |
«Дойная корова» СХП 2 |
Из этой наглядной иллюстрации положения товара на рынке осуществим выбор стратеги для каждого СХП.
СХП – 1 (туфли женские модельные).
СХП - 1 - «Звезда» - занимает высокую долю рынка и у него высокий темп роста, а так же там присутствует высокий уровень конкурентоспособности и относительно высокие доходы. Стратегия заключается в поддержании завоеванной доли рынка, качественное его улучшение, а в дальнейшем и ее увеличение доли на рынке. Дополнительные вложения здесь необходимы. Дополнительные финансовые потоки нужны для освоения новых технологий, производство новых видов продукции, закупки нового современного оборудования, делать вывод своей продукции на новые рынки.
СХП -2 (мужские полуботинки).
Это так называемая «дойная корова». Характеризуется высокой долей в стареющей области рынка, имеет высокую прибыль и новых конкурентов не предвещается.
СХП -2 является весьма устойчивым и стабильным, так как у него весьма большой охват рынка. Здесь все идет в спокойном темпе, идет стабильный доход и имеется свой круг покупателей.
Стратегия – удержание рынка на прежнем уровне.
Необходимо налаживать выпуск новых моделей обуви, отслеживать имеющиеся в обществе тенденции, отдавать дань существующей моде.
Успех предприятия прямо зависит от возможностей и навыков людей, их профессиональной подготовки и мотивации, активизации знаний и их воодушевления. Привлечение квалифицированных людей - это ключ к эффективной работе.
СХП – 3 (сапоги женские зимние)
СХП – 3 является «собакой», так как оно занимает маленькую долю рынка и у него медленный темп роста. Необходимо изучение низкого темпа продаж и устранять имеющиеся недостатки. Данный вид товара может быть снят с производства.
Чтобы остаться на рынке надо вложить немало денежных средств.
Видимо нет хорошо налаженного канала – потребитель-производитель, который бы позволил понять, что действительно необходимо в сфере потребления.
Усиление службы маркетинга позволит лучше изучить рынок и тем самым преподнести то товар, который действительно необходим потребителю.
Качество должно быть на высоком уровне, а цена на максимально низком. Это позволит привлечь понимающих людей именно к этой продукции, а не к аналогичной по более высокой цене.
6. Совершенствование системы управления предприятием
Реализация экономический стратегии тесно связана с процессом управления в организации. В условиях рыночных отношений большое значение уделяется совершенствованию управления, от которого зависит ориентация и выживание предприятия в новых условиях функционирования. Правильно построенная структура управления предприятия создаёт предпосылки высокой оперативности управления, согласованной работы всех его структурных подразделений.
План организационной структуры обувной фабрики «Под каблуком» представлен ниже:
1. Заместитель директора – главный экономист
1.1. Подразделение по организации труда и заработной платы
1.2. Планово экономический отдел
1.3. Финансовый отдел
1.4. Бухгалтерия
2. Заместитель директора по производству
2.1. Отдел по совершении организации производства
2.2. Подразделение по контрою качества продукции
2.3. Подразделение основного производства
3. Заместитель директора по снабжению
3.1. Подразделение по снабжению
3.2. Подразделение по сбыту
3.3. Хозяйственное подразделение
А. Охрана
В. Транспортное хозяйство
7. Планирование социальной стратегии организации
Социальная стратегия разрабатывается для обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы и сохранения микроклимата на предприятии.
Каждый трудовой коллектив выполняет ряд основных функций. Среди них можно прежде всего выделить производственно-экономическую функцию, или функцию основной деятельности, это производство продукции, оказание услуг и т.п. Другая функция трудового коллектива - социальная интеграция его членов на основе отношений сотрудничества.
Раздел плана предприятия по социальному развитию коллектива отражает достаточно широкий круг вопросов: половую, возрастную, квалификационную структуру работающих, стаж непрерывной работы, планируемые мероприятия по улучшению условий труда, повышение профессионального мастерства работников, санитарно-профилактическую работу, меры безопасности трудовых процессов, социально-культурные и жилищно-бытовые условия и мероприятия по повышению общеобразовательного и культурного уровня работников
7.1 Разработка стратегической программы социального развития трудового коллектива предприятия
В данном разделе необходимо разработать для предприятия стратегическую программу социального развития трудового коллектива. Представлено она в виде «дерева целей» и содержать основные направления социального развития трудового коллектива:
формирование и развитие кадров;
поддержание работоспособности, укрепление здоровья, обеспечение общего физического развития работников;
обеспечение и развитие потребностей работников в благоустроенном жилье, в воспитании детей, бытовом и культурном обслуживании;
улучшение условий труда и охраны труда.
На схеме внизу представлена программа, разработанная в виде «дерева целей», на схеме условно обозначены:
1.1. Повышение квалификации персонала и профессиональных качеств;
1.1.1 Дополнительные курсы;
1.1.2 Занятия по повышению квалификации.
1.2 Улучшение и совершенствование кадровой политики;
1.3 Подготовка будущих специалистов .
2.1. Укрепление здоровья и поддержание работоспособности персонала;
2.1.1. Проведение внутрифирменных спортивных соревнований;
2.1.2. Предоставление дней для прохождения мед. комиссии;
2.1.3.Предоставление мед. препаратов;
2.2. Обеспечение общего физического развития работников;
2.2.1. Тренажёрные зал, бассейн, спортивные секции, фитнес клуб ;
2.2.2. Санатории, профилактории.
3.1. Обеспечение работников в благоустроенном жилье;
3.2. Обеспечение потребностей персонала в воспитании детей, бытовом и культурном обслуживании;
3.2.1. Детские сады;
3.2.2. Центр народного творчества;
3.2.3. Организация культурного досуга.
4.1. Охрана труда;
4.2. Усовершенствование рабочих мест;
4.2.1. Замена старого оборудования на новое;
4.2.2. Усовершенствование технологии производства
Социальная политика предприятия должна быть направлении на создание полноценного рабочего места, а также создать условия труда при которых хотелось бы идти на работу и работать с полной отдачей. От этого зависит работоспособность и тем самым повышается уровень производства.
7.2 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности работников
Успешная реализация стратегии организации во многом зависит от того, в какой степени квалификация сотрудников, их деловые качества соответствуют решаемым задачам. Предприятие заинтересовано иметь достаточно конкурентоспособный персонал. В настоящее время многие предприятия разрабатывают стратегию управления персоналом, с помощью которой решают проблемы привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания необходимого уровня занятости.
Следует оценить конкурентоспособность персонала и дать рекомендации по ее повышению.
Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала осуществляется по формуле:
где Кп - уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;
i=l,2,3, ...,п - количество экспертов;
j=l,2,3, ...,m - количество оцениваемых качеств персонала;
αij - весомость j-гo качества персонала;
βij - экспертная оценка i-м экспертом j-ro качества персонала по пятибалльной системе;
5п - максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (5 баллов * п экспертов).
Устанавливаются следующие критерии оценки экспертами качеств персонала:
качество отсутствует - 1 балл;
качество проявляется очень редко - 2 балла;
качество проявляется не сильно и не слабо - 3 балла;
качество проявляется часто - 4 балла;
качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно -5 баллов.
Таблица 11
Примерный перечень качеств рабочего и их весомость
Качества |
Весомость качеств рабочего |
1. Конкурентоспособность организации. | 0,20 |
2. Наследственные конкурентные преимущества (способности, физ.данные, темперамент и т.п.) | 0,20 |
3. Деловые качества (образование, специальные знания, умения) | 0,30 |
4. Интеллигентность, культура. | 0,05 |
5. Коммуникабельность. | 0,05 |
6. Организованность. | 0,05 |
7. Возраст, здоровье. | 0,15 |
Итого: |
1,00 |
Таблица 12
Результаты оценки качеств рабочего
Номер эксперта |
Экспертная оценка качеств рабочего по пятибалльной системе |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
2 |
3 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
3 |
3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
4 |
4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 |
5 |
5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
6 |
4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
7 |
4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
8 |
5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
9 |
5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
10 |
5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
Сумма баллов |
41 | 42 | 43 | 41 | 43 | 43 | 42 |
Расчет оценки конкурентоспособности:
Кп= (41*0,20+42*0,20+43*0,30+41*0,05+43*0,05+43*0,05+42*0,15)/5*10=0,84
Конкурентоспособность рабочего предприятия согласно расчету находится на достаточно высоком уровне
Заключение
На предприятии была принята базовая стратегия роста, согласно которой объем производства по сравнению с отчетным годом предполагается увеличить в плановом году на 5 %, в следующем за плановым годом на 10 %. Также на основании двенадцати прошедших месяцев методом простого тренда сделать прогноз продаж на следующие 6 месяцев.
В результате снижается себестоимость, а прибыль увеличивается. Повысилась рентабельность производства, фондоотдача, фондовооруженость. Проведенные мероприятия в целом дали желаемый результат.
Себестоимость в плановом году повысилась по следующим статьям расходов:
сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (за вычетом отходов) на 4,2 рубля;
энергия на технологические цели на 4,0 рубля.
По остальным статьям себестоимость снижается. Полная себестоимость снизилась на 43,46 рубля.
Принятая предприятием базовая стратегия роста принесла желаемый результат – снижение себестоимости.
Объем продаж увеличивается на 50 товарных единиц. Цена снижается на 21 руб., себестоимость продукции увеличивается, но выручка за счет увеличения продаж возрастает, а следовательно прибыль становится больше. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, увеличивается на 18279,26 руб.
Из расчетов проделанных в моей курсовой работе можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным. Темп роста прибыли превышает темп роста стоимости основных производственных фондов. Фондоотдача выросла. При снижении общей численности сотрудников наблюдается повышение выработки. Наблюдаются положительные тенденции по планируемому году в работе предприятия.
Была разработана основная экономическая стратегия, основанная, в первую очередь на миссии и стратегических целях компании в общем и по каждому СХП в отдельности. Это стратегия роста – увеличение организации, рост объемов продаж, доходов, прибыли.
Список литературы
Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2002
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПБ.: Питер Ком, 1999.
Воскобойникова Т.Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Планирование на предприятии», Новосибирск. НГАВТ, 2005
Воскобойникова Т.Н. Учебное пособие: «Основы планирования деятельности предприятия», Новосибирск: НГАВТ, 1999
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990
Менеджмент организации. – М.: ИНФРА – М, 1995.
Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – СПБ.: Питер, 2002.