Содержание:
Введение…………………………………………………………….....…………..……….…3
1. Экономические ресурсы
и факторы производства ……………………………………………………........…4
1.1.Основные понятия и определения.……………………………………………....4
1.2. Значение формирования цен на ресурсы ………................................................7
1.3. Сложности в образовании цен на ресурсы………..............................................8
1.3.1. Особенности формирования цен на факторы производства
в условиях современной России ……………………………….………….………..8
2. Спрос на ресурсы в соответствии с теорией предельной производительности
2.1. Спрос на ресурсы как производный спрос………….……………………..…...11
2.2. Предельный продукт в денежной форме (MRP)…..……………………….......11
2.3. Правило использования ресурсов: МRP = MRC……….………...……….....…13
2.4. МRP — это график спроса…………………………………………………..…..13
2.5. Cпрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции ….……………….15
2.6. Рыночный спрос на ресурс………………………………………………………17
3. Изменения в спросе на ресурс …………………………………………………………...17
3.1. Изменения в спросе на продукт…………………………..……………………..18
3.2. Изменение производительности………………………………….……………..18
3.3. Цены на другие ресурсы………………………………………………..………..19
4. Эластичность спроса на ресурс……………………………………………………...…..21
4.1. Коэффициент снижения МР…………………………………………………….22
4.2. Легкость ресурсозамещения…………………………………………………….22
4.3. Эластичность спроса на продукт……………………….……………………….23
4.4. Соотношение издержек на труд и общих издержек……………………………23
5. Оптимальное соотношение ресурсов……………………………………………….…..24
5.1. Правило наименьших издержек…………………………………………….…..24
5.2. Правило максимизации прибыли………………………………………………25
Заключение:…………………………………………….. …………………………………..28
Список литературы…………………………………………..………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Производство - это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надо производить. Вот почему производство есть объективная необходимость.
Потребности человека принято делить на "материальные" и "духовные". Разумеется, это очень приблизительное деление, однако оно верно отражает "естественные" и "социальные" начала жизни человека. Не надо только думать, что удовлетворение духовных потребностей менее хлопотно, чем материальных, - они также обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.
Потребности человека безграничны и постоянно растут. В экономической теории эту тенденцию представляет "закон возвышения потребностей". Рост потребностей постоянно подстегивает производство.
Итак, назначение производства - удовлетворение потребностей человека и общества. Достигается это в ходе взаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной ("субъектом") в таком взаимодействии выступает человек, то мы можем сделать еще одно важное уточнение:
производство - это процесс преобразования природы человеком, - животные приспосабливаются к природе, человек же подчиняет ее себе.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРИЗВОДСТВА
1.1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Ресурсы призводства - это совокупность тех природных, а социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теории ресурсы принято делить на
четыре группы:
1) природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среда которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (а в последних - "возобновляемые" и "невозобновляемые");
2) материальные - все созданные человеком ("рукотворные") средства производства, которые сами являются результатом производства;
3) трудовые - население в трудоспособном возрасте которое к "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально - квалификационному и культурно - образовательному;
4) финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, от нее - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам.
Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству поэтому они получили название "базовых"; возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться "производными".
Наряду с понятием "ресурсы производства" экоиомическая теория оперирует также понятием "факторы производства". В чем же их отличие?
Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, чти это - те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот, "факторы производства" - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы; следовательно, "ресурсы производства" - понятие более широкое, чем "факторы производства". Иными словами, факторы производства - это производягцне ресурсы.
В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.
В экономической теории выделяют три основных фактора производства:
1) "земля" - как фактор производства имеет троякое значение:
- в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;
- в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) "земля" есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и "предметом труда", и "средством труда";
- в пределах всей экономики "земля" может выступить как объект собственности (в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, - он участвует опосредованно, предоставлением "своей" земли);
2) "капитал" - так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства;
3) "труд" - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как "экономически-активное население", который охватывает только трудоспособных, занятых в производстве).
Фактор "труд" включает и предпринимательство -уважаемую во всем мире деятельность, требующую способности к организации производства, умения ориентироваться в рыночной конъюнктуре и бесстрашия риска. В западной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность рассматривают как самостоятельный фактор производства.
Главной социальной функцией предпринимателя следует признать организацию доходного производства: более заинтересованную в этом сторону, чем сам предприниматель, вряд ли можно отыскать.
Теперь вернемся ко всем трем факторам производства. В экономической науке на протяжении столетий шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара: "классическая" политэкономия признавала приоритет за трудом, тогда как марксистская традиция трактовала стоимость как результат только труда (в его абстрактном выражении). И хотя дискуссия продолжается, на практике экономисты исходят из концепции, получившей название "теория трех факторов". Ее содержание сводится к следующим положениям.
Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: "капитал" приносит "процент", "труд" - "зарплату", а "земля" - "ренту":
РЕСУРСЫ ФАКТОРЫ ДОХОД Ы
Доходность всех факторов означает, что все их собственники выступают независимыми и равноправными партнерами. Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого участника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создание совокупного дохода.
Производство есть взаимодействие трех его факторов - это технологическая характеристика производства. Но поскольку каждый фактор представлен его собственником, то производство приобретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат производственных отношений между собственниками факторов производства. А так как в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные институты, то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов (или - разных форм собственности - индивидуальной, коллективной, государственной).
Не всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Однако это - привилегия собственников лишь отчуждаемых факторов производства - "земли" и "капитала". Способность же к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор "труд", должен всегда принимать непосредственное участие в производстве. Следовательно, его статус как "наемного работника" объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторы производства (к примеру приобрести акции, недвижимость и т.п.).
Мера доходности каждого фактора в конкретных экономических условиях - одна из центральных проблем экономической теории. Фактически ей посвящены все последующие лекции, ибо экономическая наука есть наука о доходности факторов производства. Однако в данный момент нас интересует не доходность, а процесс производства как система взаимодействия "труда", "земли" и "капитала".
1.2.ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающих необходимость изучения формирования цен на ресурсы:
1. Денежные доходы. Самым важным в ценах на ресурсы является то, что они представляют собой основной фактор, влияющий на денежные доходы. Расходы, которые предприниматели несут при приобретении экономических ресурсов, в общем виде выступают как доходы (в виде заработной платы, ренты, процента, прибыли) домохозяйств, предлагающих имеющиеся в их распоряжении людские и имущественные ресурсы.
2. Распределение ресурсов. Другим важным аспектом в формировании цен па ресурсы является то, что подобно тому, как цены на продукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услуг покупателям, так и цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм. Понимание механизма воздействия цен на ресурсы на их размещение особенно важно в связи с тем, что в динамичной экономике эффективное распределение ресурсов с течением времени вызывает беспрерывное перемещение ресурсов между их альтернативными пользователями.
3. Минимизация издержек. Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При данном уровне технологии именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые можно использовать в производственном процессе .
4. Вопросы экономической политики. Наконец, кроме вышеуказанных объективных факторов, влияющих на формирование цен на ресурсы, существует множество этических аспектов и проблем экономической политики. В частности, безнравственный подход к установлению цен на ресурсы приводит к значительному неравенству в распределении личных доходов. По-прежнему остается животрепещущим вопрос о размере долей дохода, идущих конкретным социальным группам. Каково должно быть распределение национального дохода между "доходами капиталистов" (прибылью, ссудным процентом, рентой) и "трудовым доходом" (заработной платой)? Следует ли вводить специальный налог на "избыток" прибыли? Необходимо ли государству устанавливать низший предел заработной платы в виде законодательного минимума заработной платы? А законодательные потолки ставок процента? Являются ли обоснованными текущие государственные субсидии фермерам?
1.3.СЛОЖНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Точки зрения экономистов на основные принципы образования цен на ресурсы в целом совпадают. Однако существуют значительные разногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие из этих основных принципов следует применять к конкретным ресурсам и определенным рынкам. Если экономисты едины в том, что ценообразование и использование экономических ресурсов (факторов производства) являются феноменом спроса и предложения, то они также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут сильно отклоняться от обычных.
Ситуация, кроме того, усложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения могут воздействовать (или даже их вытеснять) политика и практические меры государства, фирм и профсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.
1.3.1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В развитой экономике со сложившейся инфраструктурой производители имеют адаптивную реакцию на меняющиеся рыночные сигналы. Движение товарных цен на продукцию фирмы (предприятия) заставляет ее менять структуру производства, его профиль и масштабы, что обусловливает смену стратегии управления. Новая стратегия предполагает ориентирование уже на новые виды ресурсов. Но проблема заключается не только в том, чтобы определить, какие ресурсы необходимы. Важно знать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольший доход. Поэтому фирма начнет поиск возможных вариантов сочетания ресурсов для выбора наилучшего из них. Итак, фирма должна выбирать. Но для этого рынки ресурсов должны представить для продажи богатый ассортимент и характеризоваться достаточной товарной насыщенностью. Проблема выбора альтернативных вариантов сочетания ресурсов по-настоящему встает в условиях конкурентного предложения ресурсов, когда проблема заключается не в том, чтобы найти нужный ресурс, а в том, чтобы профинансировать его покупку. (Дефицитом становятся не ресурсы, а деньги.) Пока еще рано говорить о формировании такой ситуации в России.
В нашей экономике с распадом Советского Союза разорвались хозяйственные связи, и предприятия лишились традиционных партнеров. Произошел резкий обвал производства. В этих условиях предприятиям не до выбора наилучшего времени. Они покупают то, что удается приобрести на имеющиеся средства. На международный же рынок, где выбор весьма широк, у большинства предприятий выхода нет из-за отсутствия валютных средств'. Поэтому процесс минимизации издержек для российской экономики протекает весьма вяло, заторможенно. Закон замещения факторов производства, связанный с вытеснением дорогого фактора более дешевым, предполагает опять-таки наличие на рынке ресурсов — носителей альтернативных технологий. У нас же такой рынок находится в стадии становления. Поэтому он весьма далек от необходимого насыщения. Дефицитность оборачивается недоступностью новых направлений, развития, что ведет к окостенелости производственного аппарата, его недостаточной направленности на маневрирование ресурсами в пользу наиболее дешевого варианта.
Положение усугубляется недостатком накоплений, характерным для спада производства, вылившимся в кризис неплатежей, что затрудняет хозяйственный маневр. Все это говорит о том, что в России пока не сложились условия для равновесия на рынке факторов производства, когда от затрат на 1 долл. любого фактора производства получается равный предельный продукт.
Тем не менее требование получить равный доход на единицу затрат, ресурсов уже во многом определяет поведение наших бизнесменов, когда они меняют вид деятельности. Так называемые «челноки» обычно меняют ассортимент закупок, если доходность их начинает падать.
Следует особо отметить характерные особенности формирования рынка земли. Земля в условиях государственного социализма была национальным достоянием. Теперь она стала переходить в частную собственность граждан. Это касается дачных участков, участков садоводческих товариществ и приусадебного хозяйства сельских жителей.
При сложившемся неблагоприятном для рубля соотношении национальной валюты с ключевыми валютами мира предприятиям еще долго придется испытывать валютный голод.
Пока не решен вопрос о собственности на землю предприятий. Но каковы бы ни были перспективы претворения его в жизнь, ясно одно-плата за землю, за пользование природными ресурсами, так называемые «рентные платежи» должны найти свое законное место в хозяйственной жизни.
Что же касается особенностей российского труда, связанных с формированием цены труда, отметим наиболее ярко выраженные из них.
1. Более низкий уровень оплаты труда по сравнению со странами развитой рыночной экономики. Это обусловлено низкой эффективностью производства, когда единица труда у нас приносит по сравнению с развитыми странами меньший прирост предельного продукта. Кроме того, на уровень заработной платы давит весьма сильный пресс затрат на содержание армии и ВПК, что обескровливает отрасли народного потребления. Сложившиеся макропропорции не позволяют обеспечить неинфляционный рост заработной платы.
2. Низкий уровень заработной платы приводит к занижению требований к техническому прогрессу. Обычно выгодность внедрения новой техники обусловлена критерием экономии фонда оплаты труда. А он как раз весьма невысок. Все это объясняет, почему рынок средств производства в России поглощает не только лучшие западные образцы, но и ту технику, которая не реализуется в своих странах в условиях конкурентного рынка.
3. Определенная часть фонда заработной платы страны по существу имеет совсем иное содержание. Она представляет не оплату цены труда, а является пособием по безработице. Это касается материального содержания лиц, находящееся в вынужденных отпусках из-за простоев предприятий. Растворение в фонде оплаты труда, пособий по безработице занижает его реальный уровень и накладывает на предприятия непомерный груз материальной зашиты неработающего населения.
4. В условиях России реальная цена труда находится под давлением инфляционного налога. Кризисное состояние экономики проявляется и в кризисе неплатежей предприятий друг другу. Поэтому предприятия не имеют денежных фондов, чтобы регулярно выплачивать заработную плату. Запоздалые выплаты в условиях инфляции означают потерю дохода работников. Это равнозначно введению нового налога на доходы, что, естественно, ведет к снижению цены труда.
Бремя инфляционного налога особенно велико в отраслях с длительным производственным циклом, в том числе в наукоемком производстве. Поэтому отсюда возможен отток рабочей силы в направлении отраслей с более коротким циклом.
5. Сложившееся резкое различие в оплате труда бюджетных организаций и коммерческих структур неизбежно ведет к оттоку рабочей силы на более высокооплачиваемые рабочие места. Это влечет за собой необходимость подтягивания заработков работников бюджетных организаций. Такой процесс неизбежен, ибо рынок как великий уравнитель выдвигает требование равной оплаты за равный труд.
Наша главная цель:
выявить основные факторы, которые предопределяют спрос на экономические ресурсы. В своем анализе мы ограничиваемся рассмотрением только такого фактора производства, как труд, поскольку разработанные принципы в целом применимы также к земле, капиталу и предпринимательским способностям.
2.СПРОС НА РЕСУРСЫ
В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ
ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
Наименее сложный метод определения спроса на ресурсы заключается в предположении, что фирма приобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и в свою очередь продает свою продукцию на конкурентном рынке. Простота данной ситуации состоит в том, что в условиях конкуренции фирма продает столько своей продукции, сколько она считает необходимым при существующей рыночной цене. Фирма реализует такую незначительную долю общего объема продукции, что это не оказывает никакого влияния на цену товара. Аналогично на рынке ресурсов конкуренция означает, что фирма покупает такую небольшую долю общего предложения ресурса, что приобретаемое фирмой количество ресурса не оказывает воздействия на его цену.
2.1.СПРОС НА РЕСУРСЫ КАК ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС
Определив эти упрощающие допущения, можно выделить наиболее важный момент: спрос на ресурсы является производным спросом, то есть производным от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Домохозяйства желают потреблять различные продукты питания или продукты, изготовленные с помощью ресурсов, а не сами ресурсы.
2.2.ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
ВДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ (МRР)
Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от 1) производительности ресурса при создании товара и 2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса. Другими словами, ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара, высоко оцениваемого обществом, будет пользоваться большим спросом. С другой стороны, спрос будет вялым на относительно непродуктивный ресурс, с помощью которого можно лишь производить какой-то товар, не пользующийся большим спросом у домохозяйств. И не будет никакого спроса на ресурс, который является феноменально эффективным в производстве того, что никто не хочет покупать!
Роль производительности и цены продукта при определении спроса на ресурсы можно отчетливо показать при помощи таблицы 1.
Таблица1: Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях чистой конкуренции (гипотетические данные)
Единицы ресурса | Всего продукта | Предельный продукт(МР)∆(2) | Цена продукта | Общий доход (2х4) | Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5) |
0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
1 | 7 | 7 | 2 | 14 | 14 |
2 | 13 | 6 | 2 | 26 | 12 |
3 | 18 | 5 | 2 | 36 | 10 |
4 | 22 | 4 | 2 | 44 | 8 |
5 | 25 | 3 | 2 | 50 | 6 |
6 | 27 | 2 | 2 | 54 | 4 |
7 | 28 | 1 | 2 | 56 | 2 |
Предполагается, что фирма приобретает один переменный ресурс — труд — для своего завода. Данные в колонках 1—3 напоминают нам о возможности применения в данной ситуации закона убывающей доходности, в соответствии с которым предельный продукт труда (МР) падает ниже определенной точки. Для упрощения предполагается, что уменьшение предельного продукта начинается с первым нанятым рабочим.
Уже подчеркивалось, что производный спрос на ресурс зависит не только от производительности данного ресурса, но также и от цены на производимый с помощью данного ресурса продукт. В колонке 4 даются сведения о цене. Заметим, что цена продукта является постоянной, в данном случае равна 2 дол., ибо мы предполагаем существование конкурентного рынка продукции. Умножая данные колонки 2 на данные колонки 4, получаем общий доход в колонке 5. Из данных об общем доходе легко вычислить предельный продукт в денежном выражении (МRР) - прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства (в данном случае — труда). Он указан в колонке 6.
2.3.ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ:
МRР = МRС
Цифровые данные МRР — колонки I и 6 — показывают значения спроса фирмы на труд. Чтобы объяснить, почему это так, вначале нужно выяснить правило, которым руководствуется фирма для извлечения прибыли при применении любою ресурса. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого данного вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. У экономистов существуют специальные термины для обозначения, как прироста общих издержек, так и прироста общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса. Мы уже отметили, что, исходя из определения, МRР показывает, каков прирост общего дохода в результате использования каждого последующего нанятого рабочего. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек (издержек на ресурсы), называется предельными издержками на ресурсы (МRС). Итак, можно изменить формулировку правила использования ресурсов следующим образом: для фирмы будет прибыльным применять дополнительные единицы ресурса до той точки, в которой МRР данного ресурса равен МRС. Если число рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что МRР последнего нанятого рабочего превышает его или ее МRС, то фирма явно получит прибыль от найма еще большего количества рабочих. Но если число нанимаемых таково, что МRС последнего рабочего превышает МRР, то фирма нанимает рабочих, которые "не оплачивают сами себя", и поэтому она может увеличить свою прибыль, лишь уволив какое-то число рабочих. Читатель согласится, что данное правило — МRР = МRС — очень похоже на правило максимизации прибыли — МR=МС, - использованное при определении цен и объема продукции. Логическое обоснование обоих правил одно и то же, но теперь акцент делается на затраты на ресурсы, а не на выпуск продукции.
2.4. МRР — ЭТО ГРАФИК СПРОСА
Поскольку цена на продукт и предельный доход на чисто конкурентном рынке продукции равны, поскольку и цена на ресурсы и предельные издержки на ресурсы равны, когда фирма использует ресурсы в борьбе с конкурентами. На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавливается совокупным, или рыночным, предложением труда или рыночным спросом на труд. Единичная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы, потому что она нанимает весьма небольшую долю совокупного объема предложенного труда. Это значит, что совокупные издержки на ресурсы возрастают точно на величину существующей ставки заработной платы для каждого нанимаемого дополнительного рабочего; ставка заработной платы и МRС равны. Из этого следует, что фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставка заработной платы (или МRС) равна их МRР, если только она нанимает рабочих в условиях конкуренции.
Соответственно, используя данные колонки 6 таблицы 1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 дол., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочий обеспечит прирост совокупного дохода на 14 дол. и чуть меньше — 13,95 дол. — прирост совокупных издержек. Для каждого последующего рабочею, однако, МRС превышает МRР, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 дол., то, применяя ту же аргументацию, увидим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго рабочего. Аналогично: если ставка заработной платы равна 9,95 дол., то наймут трех человек. Если 7,95 — то четырех. Если 5,95 — то пятерых. И так далее. Очевидно, что график МRР отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этом графике (кривой) показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждой возможной ставке заработной платы. Графически это дано на рисунке 1.
Рисунок 1. Спрос производителя на ресурс в условиях чистой конкуренции.
Цена ресурса
(ставка
з/платы)
Количество
требуемого
ресурса
Кривая МRР — это кривая спроса на ресурс. Расположение кривой зависит от предельной производительности данного ресурса и цены продукта. В условиях чистой конкуренции цена продукта является постоянной; следовательно, исключительно из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается.
2.5.СПРОС НА РЕСУРС В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Наш анализ спроса на труд ненамного усложняется, если предположить, что фирма продает свою продукцию на рынке с несовершенной конкуренцией. Чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция на рынке продукции означает, что кривая спроса на продукцию фирмы отлого понижается, то есть фирма вынуждена принять более низкую цену на продукт, чтобы увеличить его реализацию; в таблице 2 это учтено.
Таблица 2: Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях несовершенной конкуренции ( гипотетические данные)
Единицы ресурса | Всего продукта | Предельный продукт(МР)∆(2) | Цена продукта | Общий доход (2х4) | Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5) |
0 | 0 | 0 | 2,80 | 0 | 0 |
1 | 7 | 7 | 2,60 | 18,20 | 18,20 |
2 | 13 | 6 | 2,40 | 31,20 | 13,00 |
3 | 18 | 5 | 2,20 | 39,60 | 8,40 |
4 | 22 | 4 | 2,00 | 44,00 | 4,40 |
5 | 25 | 3 | 1,85 | 46,25 | 2,25 |
6 | 27 | 2 | 1,75 | 47,25 | 1,00 |
7 | 28 | 1 | 1,65 | 46,20 | 1,05 |
Данные производительности из таблицы 1 сохранены в колонках 1—3, но теперь в колонке 4 предполагается, что цена на продукцию должна быть снижена, чтобы реализовать предельный продукт, произведенный каждым дополнительно нанятым рабочим. МRР продавца, действующего в условиях чистой конкуренции, снижается по одной причине:
уменьшается предельный продукт. А МRР продавца, действующего в условиях несовершенной конкуренции, снижается по двум причинам: уменьшается предельный продукт и падает цена на продукт, так как возрастает выпуск продукции.
Следует подчеркнуть, что понижение цены, сопутствующее каждому приросту выпуска продукции, относится в любом случае не только к предельному продукту каждою последующего рабочего, но и ко всем предыдущим единицам продукции, которые в противном случае могли бы быть проданы по более высокой цене. Проиллюстрируем: предельный продукт второго рабочего равен 6 единицам. Эти б единиц можно продать по 2,4 дол. за каждую или 14,4 дол. за все. Но это не МRР второго рабочего. Почему? Потому что, чтобы продать эти 6 единиц, фирма должна снизить на 20 центов цену 7 единиц продукции, произведенных первым рабочим, — единиц продукции, которые могли бы быть проданы по 2,6 дол. За каждую. Итак, МRР второго рабочего составляет лишь 13 дол. (=14,4 дол. - (7 х 20 центов)). Аналогично: МRР третьего рабочего— 8,4 дол. Хотя 5 единиц, которые производит этот рабочий, стоят на рынке 2,2 дол. каждая, третий рабочий не дает прироста общего дохода фирмы на 11 дол., если учесть снижение цены на 20 центов для 13 единиц продукции, произведенных первыми двумя рабочими. В данном случае МRР третьего рабочего составляет лишь 8,4 дол. (=11 дол. — (13 х 20 центов)). И так далее для последующих значений колонки 6.
В итоге кривая МRР — кривая спроса на ресурс — производителя, действующего в условиях несовершенной конкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая производителя в условиях чистой конкуренции. При ставке заработной платы, или МRС, равной 11,95 дол., предприниматель как в условиях чистой, так и несовершенной конкуренции будет нанимать двух рабочих. При ставке 9,95 дол. фирма в условиях чистой конкуренции будет нанимать трех рабочих, а при несовершенной конкуренции — только двух. При ставке 7,75 дол. фирма в условиях чистой конкуренции примет на работу четырех человек, а при несовершенной конкуренции — только трех. Разницу в эластичности можно легко увидеть, выразив графически, как на рисунке 2, данные МRС из таблицы -2 и сравнив их с рисунком 1.
Рисунок 1. Спрос производителя на ресурс в условиях несовершенной конкуренции.
Цена ресурса (Заработная плата)
Количество требуемого ресурса
Кривая спроса производителя на ресурс в условиях несовершенной конкуренции падает вниз, поскольку предельный продукт уменьшается и снижается цена продукта по мере роста выпуска продукции.
Неудивительно, что производитель в условиях несовершенной конкуренции меньше реагирует на снижение заработной платы при найме рабочих, чем производитель в условиях чистой конкуренции. Относительное нежелание производителя при несовершенной конкуренции использовать больше ресурсов и соответственно производить больше продукции при снижении цен на ресурс является просто реакцией рынка ресурса на тенденцию к сокращению объема продукции на рынке при несовершенной конкуренции. При прочих равных условиях, предприниматель в условиях несовершенной конкуренции будет производить любого продукта меньше, чем при чистой конкуренции. Для производства этого меньшего количества продукции потребуется меньше ресурсов.
Но здесь уместна одна важная оговорка. Рыночная структура чистой монополии и олигополии могла бы способствовать техническому прогрессу, а также более высокому уровню производства, повышению занятости, снижению цен в долгосрочном периоде по сравнению с чисто конкурентным рынком. Кривая спроса на ресурсы в этих случаях не ограничена.
2.6.РЫНОЧНЫЙ СПРОС НА РЕСУРС
Можно ли теперь построить кривую рыночного спроса на ресурс? Да, можно. Вспомните, что кривая общего, или рыночного, спроса на продукт строится путем суммирования по горизонтали кривых спроса отдельных покупателей на рынке. Аналогичным способом кривую рыночного спроса на какой-то определенный ресурс можно построить точно так же, то есть, суммируя кривые индивидуального спроса, или кривые МRР для всех фирм, использующих данный ресурс.
3.ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ НА РЕСУРС
Что приведет к изменению спроса на какой-либо ресурс, т. е. к сдвигу кривой спроса? Само построение кривой спроса на ресурс основывается непосредственно на двух взаимосвязанных факторах — производительности ресурса и рыночной цене на продукт, который производится с помощью данного ресурса. А также вводится еще один фактор — изменение цен на другие ресурсы.
3.1.ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ НА ПРОДУКТ
Поскольку спрос на ресурс является производным, то неудивительно, что любое изменение в спросе на продукт будет влиять на цену продукта и, следовательно, на МRР данного ресурса. Отсюда вывод:
при прочих равных условиях, изменение в спросе на продукт, который производится определенным видом труда, приведет к сдвигу в спросе на труд в том же самом направлении. Так, в таблице 1 предположим, что повышение спроса на продукт привело к резкому увеличению цены продукта до 3 дол. Если вы вычислите значения для новой кривой спроса на труд и нанесете их на рисунок 1, то увидите, что эта кривая лежит справа от первоначальной кривой. Аналогичным образом падение спроса на продукт и снижение его цены повлечет сдвиг кривой спроса на труд влево. Пример из жизни: крах фондовой биржи в 1987 г. привел к сокращению объема ежедневных продаж акций и соответствующему падению спроса на биржевых маклеров, вызвав волну увольнений на Уолл-стрите. Аналогично резкое увеличение цен на нефть, природный газ и электричество, происходившее с середины 70-х годов, выразилось в возрождении спроса на обычные дровяные печи. Интересно, что на рынке труда это отразилось в росте спроса на трубочистов. Наконец, в конце 1987 г. фирма "Макдоналдс" использовала телевидение с целью привлечения домохозяек и пенсионеров на работу в свои 1600 экспресс-кафе. Почему такая кампания по трудоустройству началась в 1987 г., а не 10 или 20 лет назад? Основной причиной послужило то, что все больше женщин стало посвящать свое время работе, и у них оставалось все меньше времени для приготовления пищи. В результате этого возрос спрос на пищу, приготовленную в экспресс-кафе, а также спрос на рабочих кафе быстрого приготовления пищи, места которых нельзя было полностью заполнить подростками — традиционным источником рабочей силы в подобных заведениях.
3.2.ИЗМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
При неизменности других факторов, изменение в производительности труда ведет к однонаправленному изменению кривой спроса на труд. Например, если бы мы удвоили значение МР в колонке 3 таблицы 1, то обнаружили бы, что данные МRР тоже бы удвоились, что означает возрастание спроса на труд.
Производительность любого ресурса можно изменять несколькими путями. 1) Данные о предельной производительности, скажем, труда будут зависеть от количества других связанных с ним ресурсов. Чем больше величина таких связанных с трудом ресурсов, как капитал и земля, тем выше будет предельная производительность и спрос на труд. 2) Технологические усовершенствования оказывают тот же самый эффект. Чем выше качество капитала, тем выше производительность труда. Труд сталелитейщиков, работающих на современных кислородных конвертерах, в которые вложено определенное количество реального капитала, является более производительным, чем труд тех, кто работает на старых мартеновских печах, в которые вложено такое же количество реального капитала. 3) Повышение качества самого переменного ресурса — труда — вызывает увеличение предельной производительности и, следовательно, спроса на труд. В результате получаем новую кривую спроса на другой, более квалифицированный, вид труда.
Все эти соображения важны для объяснения, почему средний уровень (реальной) заработной платы выше в Соединенных Штатах Америки, чем в большинстве зарубежных стран. Американские рабочие в целом здоровее и подготовленнее, чем в других странах, и в большинстве отраслей они трудятся с использованием более крупного и более эффективного парка средств производства, а также богатых природных ресурсов. Это влечет за собой устойчиво высокий спрос на труд. Со стороны предложения на рынке труд является относительно редким ресурсом по сравнению с большинством зарубежных стран. Устойчивый спрос и относительно ограниченное предложение порождают высокие ставки заработной платы.
3.3.ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ
Точно так же как изменения в ценах на другие продукты вызывают изменение спроса на какой-то определенный товар, так и изменения в ценах на другие ресурсы могут изменить спрос на какой-то конкретный ресурс. Как эффект воздействия изменения цены продукта Х на спрос на продукт Y зависит от того, являются ли Х и Y замещающими или дополняющими друг друга товарами , так и эффект воздействия изменения цены ресурса А на спрос на ресурс В будет зависеть от их взаимозаменяемости или степени их дополняемости.
Ресурсозаменители. Предположим, что в определенном производственном процессе технология такова, что труд и капитал являются замещающими друг друга. Другими словами, фирма может производить какую-то данную продукцию с относительно небольшим количеством труда и относительно большим количеством капитала и наоборот. Теперь допустим, что происходит падение цены на машинное оборудование. Соответствующее воздействие на спрос на труд явится результатом двух противоположных эффектов: эффекта замещения и эффекта объема продукции. Во-первых, снижение цены на машинное оборудование побуждает фирму замещать труд машинным оборудованием. Это явная приспособительная реакция, если фирма стремится произвести любое заданное количество продукции с наименьшими затратами. При данных ставках заработной платы в этом случае будет нанято меньшее количество труда. Короче говоря, эффект замещения снизит спрос на труд. Во-вторых, при падении цен на машинное оборудование также снижаются издержки производства при выпуске различных объемов продукции. С сокращением издержек фирме выгоднее производить и реализовать большее количество продукции. А такое увеличение объема производства приведет к росту спроса на все ресурсы, включая труд. В связи со снижением цены на машинное оборудование этот эффект объема продукции влечет за собой рост спроса на труд.
Эффекты замещения и объема продукции явно действуют в противоположном направлении. При падении цены на машинное оборудование эффект замещения снижает, а эффект объема продукции увеличивает спрос на труд. Фактически воздействие на спрос на труд будет зависеть от относительных величин этих двух противоположных эффектов. Если эффект замещения перевешивает эффект объема продукции, то снижение цен на капитал приведет к снижению спроса на труд. Если справедливо обратное, то спрос на труд увеличится. Обобщаем: если эффект замещения перевешивает эффект объема продукции, то изменение в цене ресурсозаменителя вызывает однонаправленное изменение в спросе на труд. Если эффект объема продукции превышает эффект замещения, то изменение в цене ресурсозаменителя вызывает разнонаправленное изменение в спросе на труд.
Взаимодополняемые ресурсы. Определенные продукты, такие, как камеры и пленка, компьютеры и программное обеспечение, называются взаимодополняемыми товарами в том смысле, что они "идут вместе", или спрос на них предъявляется одновременно. Ресурсы могут быть взаимодополняемыми в том смысле, что увеличение количества одного из них, применяемого в производственном процессе, повлечет за собой также увеличение количества другого ресурса и наоборот. Предположим, что мелкий производитель металлоизделий применяет штамповочные прессы в качестве главного элемента основного капитала. Каждый пресс сконструирован так, что им может управлять один рабочий; пресс не автоматизирован — он не будет работать сам по себе, — и вместе с тем второй рабочий будет не нужен.
Предположим, что значительные технологические нововведения в производстве этих прессов привели к существенному снижению их стоимости. Теперь не будет никакого негативного эффекта замещения, ибо труд и капитал должны применяться в фиксированных пропорциях — один человек на один станок. Капитал нельзя замещать трудом. Но в отношении труда действует позитивный эффект объема продукции. При прочих равных условиях, снижение цен на средства производства означает уменьшение издержек производства. Соответственно будет выгодным производить больший объем продукции. Поступая так, фирма будет использовать как больше капитала, так и больше труда. Если труд и капитал являются взаимодополняемыми, то снижение пены на машинное оборудование приводит к повышению спроса на труд в силу действия эффекта объема продукции. И наоборот, при повышении цены на капитал эффект объема продукции вызывает уменьшение спроса на труд. Наше обобщение: изменение в цене взаимодополняемого ресурса приводит к разнонаправленному изменению спроса на труд.
Суммируем: кривая спроса на труд повышается (сдвигается вправо), когда:
1) увеличивается спрос на (а соответственно и цена на) продукт, производимый этим трудом;
2) увеличивается производительность труда (МР);
3) уменьшается цена на рссурсозаменитель при условии, если эффект объема продукция сильнее эффекта замещения;
4) увеличивается цена на ресурсозамснитель при условии, если эффект замещения превышает эффект объема продукции;
5) снижается цена на взаимодополняемый ресурс.
4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА РЕСУРС
Высказанные выше соображения имеют непосредственное отношение к смещению кривых спроса на ресурс. Такие изменения в спросе следует четко отличать от изменения в количестве требуемого ресурса. Последнее, вспомним, не влечет за собой смещения кривой спроса на ресурс, а приводит к перемещению из одной точки в другую на кривой устойчивого спроса на ресурс вследствие изменения цены на конкретный рассматриваемый ресурс. Проиллюстрируем: в таблице 1 и на рисунке 1 мы отмечали, что возрастание ставки заработной платы с 5,95 дол. до 7,95 дол. приводит к снижению количества требуемых рабочих с пяти до четырех человек.
Отсюда возникает вопрос: что определяет чувствительность производителей к изменениям цены на ресурс? Или, если использовать специальную терминологию, что определяет эластичность спроса на ресурс? Некоторые устоявшиеся положения позволяют глубже проникнуть в суть проблемы при ответе на данный вопрос.
4.1. КОЭФФИЦИЕНТ СНИЖЕНИЯ МР.
Важен также такой специфический показатель, как коэффициент снижения предельного продукта переменного ресурса. Если предельный продукт труда снижается медленно по мере его добавления к фиксированному количеству капитала, то МRР, или кривая спроса на труд, будет понижаться медленно и иметь тенденцию к высокой эластичности. Незначительное снижение цены на такой ресурс приводит к относительно большому возрастанию требуемого количества ресурса. И наоборот, если предельная производительность труда резко падает, то МRР, или кривая спроса на труд, быстро понижается. Это означает, что относительно большое снижение ставки заработной платы сопровождается весьма скромным повышением количества нанимаемого труда; спрос на ресурс будет неэластичным.
4.2. ЛЕГКОСТЬ РЕСУРСОЗАМЕЩЕНИЯ.
Степень, с которой способны взаимозамещаться ресурсы, является очень важным показателем эластичности. Чем больше количество подходящих ресурсозаменителей, тем выше эластичность спроса на определенный ресурс. Если производитель мебели считает, что пять или шесть различных пород дерева в равной степени подходят для изготовления кофейных столиков, то повышение цены на одну из пород дерева может вызвать резкое падение спроса на нее, так как производитель может легко заменить эту породу дерева другими породами. В другом крайнем случае замещение может оказаться невозможным: бокситы абсолютно необходимы для производства алюминия. Это значит, что спрос па бокситы со стороны производителей алюминия имеет тенденцию быть очень неэластичным.
Важно заметить, что особую роль в процессе замещения ресурсов играет время. Например, водители грузовиков какой-то фирмы могут добиться существенного повышения заработной платы наряду с незначительным или наступающим не сразу снижением занятости. Но через какое-то с время, так как грузовики изнашиваются и заменяют, фирма может закупить грузовики большей грузоподъемности и тем самым, обеспечив доставку того же количества продукции, но с меньшим числом водителей. Кроме того, по мере износа грузовиков фирма может привлечь совершенно другие средства транспортировки. Другой пример: "Боинг 737—300" был специально сконструирован для двух пилотов, а не для традиционных трех.
4.3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА ПРОДУКТ.
Эластичность спроса на какой-либо ресурс зависит от эластичности спроса на производимый с его помощью продукт. Чем выше эластичность спроси на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс. Производный характер спроса на ресурс должен был подвести нас к ожиданию подобной взаимозависимости. Небольшое повышение цены продукта с большой эластичностью спроса вызывает резкое снижение выпуска продукции и соответственно относительно большое сокращение количества различных ресурсов, на которые предъявляется спрос. А это со всей очевидностью наводит на мысль, что спрос на данный ресурс является эластичным. В самом деле, проведенное сравнение спроса на ресурс, когда продукция реализуется в условиях чистой конкуренции (табл. 1 и рис. 1), с одной стороны. и в условиях несовершенной конкуренции (табл. 2 и рис. 2) — с другой, уже показало, что, при прочих равных условиях, чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс.
4.4. СООТНОШЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК НА ТРУД И ОБЩИХ ИЗДЕРЖЕК.
Наконец, чем больше общих издержек производства приходится ни какой-то ресурс, тем выпи эластичность спроса на данный ресурс. Логическое обоснование этого вполне очевидно. В предельном случае если затраты на труд были бы единственными издержками производства, то 20%-ное повышение ставки заработной платы вызвало бы сдвиг вверх кривой издержек фирмы на 20%. При заданной эластичности спроса на продукт такой существенный рост издержек привел бы к относительно большому снижению продаж и резкому сокращению количества требуемого труда. Спрос на труд имел бы тенденцию к эластичности. Не если затраты на труд составили бы 50% издержек производства, то 20%-ный рост ставки заработной платы вызвал бы повышение издержек только на 10%. При той же самой эластичности спроса на продукт последовало бы относительно небольшое сокращение продаж и соответственно уменьшение количества труда. Спрос на труд имел бы тенденцию к неэластичности.
5.ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ РЕСУРСОВ
До сих пор мы концентрировали внимание в своих рассуждениях на одном переменном вводимом факторе производства, а именно — труде. Но известно, что в долгосрочном аспекте фирмы способны изменять количество всех ресурсов, которые они применяют. Поэтому важно рассмотреть, какое сочетание ресурсов предпочтет фирма, если все ресурсы являются переменными. Хотя в анализе мы продолжаем рассматривать два ресурса, этот анализ можно применить для любого числа ресурсов.
В фокусе наших рассуждении находятся два взаимосвязанных вопроса:
1. Каким должно быть сочетание ресурсов для производства любого данного уровня объема продукции с наименьшими издержками?
2. Какое сочетание ресурсов будет максимизировать прибыль фирмы?
5.1.ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК.
Когда фирма производит любой заданный объем продукции при сочетании ресурсов, обеспечивающем наименьшие издержки? Ответ: когда последний доллар, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт. То есть издержки на производство любого объема продукции становятся минимальными, если предельный продукт на доллар стоимости каждого применяемого ресурса является одинаковым. В случае использования только двух ресурсов — труда и капитала — минимизация издержек наступает тогда, когда
МР труда МР капитала цена труда = цена капитала Ур.(1)
Нетрудно увидеть, почему выполнение этого условия означает производство с наименьшими затратами. Предположим, например, что цены на капитал и на труд составляют доллар за единицу, но капитал и труд применяются в таких количествах, что предельный продукт капитала — 5, а предельный продукт труда равен 9. Исходя из уравнения (1), становится ясным, что данное сочетание не обеспечивает производства продукции с наименьшими издержками: МРL/РL составляет 9/1, а МРC/PC - 5/1. Если фирма затрачивает на капитал на доллар меньше и расходует этот доллар на труд, то она теряет' 5 единиц продукции, произведенных с помощью капитала стоимостью в предельный доллар, а получает 9 единиц продукции от найма труда на дополнительный доллар. Чистый объем продукции увеличивается на 4 (=9—5) единиц при тех же общих затратах. Заметим, что такой перелив доллара из капитала в труд приводит к тому, что для данной фирмы кривая МР труда смещается вниз, а кривая МР капитала — вверх, и фирма продвигается к состоянию равновесия, где условия уравнения (1). В этой точке МР как труда, так и капитала может быть равным, например, 7.
Хотя в результате одних и тех же общих затрат получается больше продукции, само собой разумеется, что затраты на единицу — а соответственно и общие затраты на любой данный уровень объема продукции — сокращаются. Иначе говоря, быть способным произвести больший объем продукции при заданной величине общих издержек — то же самое, что быть способным производить заданный объем продукции при меньшей величине общих издержек. И, как мы видели, затраты на производство любого объема продукции можно сокращать, если МРL/РL ≠ МРC/PC . Но когда перелив долларов между капиталом и трудом достигает точки, в которой удовлетворяются требования уравнения (1), то не происходит никаких изменений в размерах применяемого капитала и труда, которые вызывали бы снижение издержек. Такому объему продукции соответствует сочетание капитала и труда с наименьшими издержками.
Заметим, что правило производства с наименьшими издержками аналогично правилу максимизации полезности для потребителя. Для достижения максимума полезности при выборе товаров потребитель учитывает как свои предпочтения, отраженные в данных об убывающей предельной полезности, так и цены на различные продукты. Производитель желает минимизировать затраты аналогично тому, как потребитель стремится максимизировать полезность. В попытке найти это соотношение ресурсов производитель должен учитывать как производительность ресурса, что находит отражение в данных об убывающей предельной производительности, так и цены (издержки) на различные ресурсы. Фирма может считать выгодным использование очень небольшого количества исключительно продуктивного ресурса, даже если его цена является весьма высокой. И наоборот, может разумно использовать большое количество относительно непродуктивного ресурса, если цена на него окажется достаточно низкой.
5.2.ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
Чтобы максимизировать прибыль, недостаточно только минимизировать затраты. Существует много различных уровней объема производства, при которых фирма может производить продукт с наименьшими затратами. Но есть один-единственный уровень объема производства, при котором максимизируется прибыль. Из предыдущего анализа рынков продукта следует, что выпуск продукции с максимальной прибылью осуществляется тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (МR=МС). Теперь сформулируем правило этого равенства с точки зрения затрат на ресурсы.
Вывести такое правило — дело несложное. При составлении графика спроса на труд в начале данной главы мы установили, что количество нанимаемого труда, обеспечивающее максимальную прибыль, должно быть таким, чтобы ставка заработной платы, или цена труда (РL), была равна предельному продукту труда в денежном выражении - (МRРL), или проще: PL=МRРL.
Такое же логическое обоснование применимо к любому прочему ресурсу, например капиталу. Капитал будет использован также в максимизирующем прибыль количестве, когда его цена равна предельному продукту в денежном выражении, или РC=МRРC . Таким образом, в целом можно сказать, что при использовании ресурсов на конкурентных:, рынках фирма реализует максимизирующее прибыль сочетание ресурсов, если каждый вводимый фактор производства используется до точки, в которой его цена равна его предельному продукту в денежном выражении:
PL=МRРL
РC=МRРC
Иначе это правило можно записать так:
МRРL / РL = МRРC/ PC =1 ур(2)
Нужно обратить внимание в уравнении (2) на то, что недостаточно, чтобы МRРC обоих ресурсов были пропорциональны их ценам; МRРL. должны быть равны их ценам, тогда их отношение равно единице. Например, если МRРС =15 дол., РL=5 дол., MRРC=9 дол. и РC=3 дол., то фирма недоиспользует как капитал, так и труд, хотя отношения МRР к цене на ресурс равны для обоих ресурсов. То есть фирма могла бы увеличивать свою прибыль путем привлечения дополнительного количества как капитала, так и труда до тех пор, пока наклонные кривые МRР капитала и труда не понизятся до точки, в которой МRРL равно 5 дол., а МRРC равно 3 дол. Теперь соотношение составило бы 5 / 5 и 3 / 3, что равно единице.
Следует добавить небольшое, но важное замечание. Хотя мы для простоты изложения и разделили эти две задачи, но положение уравнения (2) о максимизации прибыли включает положение уравнения
(1) о производстве с наименьшими издержками. То есть фирма, максимизирующая прибыль, должна производить продукцию с максимальной прибылью при соотношении ресурсов, обеспечивающем наименьшие издержки. Если она не применяет обеспечивающего наименьшие затраты соотношения труда и капитала, то она, конечно, может производить тот же объем продукции с меньшими общими издержками и получить чуть большую прибыль. Таким образом, необходимым условием для я максимизации прибыли является соблюдение уравнения (1). Но уравнение (1) не является достаточным условием для максимизации прибыли. Фирма вполне может производить "неправильную" продукцию, то есть продукцию, которая не дает максимальной прибыли, но при ее производстве обеспечивается соотношение ресурсов с наименьшими издержками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1.Цены на ресурсы являются основным фактором, определяющим денежные доходы, и одновременно они выполняют функцию распределения ресурсов по различным отраслям и фирмам.
2. Тот факт, что спрос на любой ресурс является производным от производимого с его помощью продукта, явно наводит на мысль, что спрос на ресурс будет зависеть от его производительности и рыночной стоимости (цены) товара, который производится с его использованием.
3. График предельного продукта в денежном выражении любого ресурса суть график спроса на данный ресурс. Это вытекает из правила, согласно которому фирме в условиях конкуренции наиболее выгодно применять ресурс до точки, в которой цена на ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении.
4. Кривая спроса на ресурс отлого понижается, ибо предельный продукт дополнительных вводимых единиц любого ресурса понижается в соответствии с законом убывающей доходности. Если фирма продает продукцию на рынке в условиях несовершенной конкуренции, то кривая спроса на ресурс падает еще и по другой причине: цена на продукт должна понижаться, чтобы фирма смогла реализовать больше продукции. Рыночный спрос на ресурс можно вывести путем суммирования по горизонтали кривых спроса всех фирм, потребляющих указанный ресурс.
5. Спрос на ресурс будет изменяться, то есть кривая спроса на ресурс будет перемещаться, в результате: а) изменения в спросе, а соответственно и в цене на продукт, который производится с помощью данного ресурса; б) изменений в производительности ресурса в силу либо роста количества и повышения качества иных ресурсов, в сочетании с которыми используется данный ресурс, либо в связи с повышением качества самого указанного ресурса; в) изменений в цене иных ресурсов.
6. Снижение цены на ресурс "А" обычно влечет за собой сокращение спроса на ресурс "В" (эффект замещения). Но это сокращение может компенсироваться тем, что понижение цены на "А" приведет к уменьшению издержек производства и тем самым к росту равновесного объема производства и соответственно к повышению спроса на "В" (эффект выпуска продукции). В отношении взаимодополняемых или сопряженных ресурсов, на которые предъявляется совместный спрос, не действует эффект замещения, а только эффект выпуска продукции.
7. Эластичность спроса на ресурс будет тем меньше, а) чем меньше коэффициент снижения предельного продукта данного ресурса; б) чем больше число имеющихся в наличии подходящих ресурсозаменителей; в) чем выше эластичность спроса на продукт; г) чем больше доля данного ресурса в совокупных издержках производства.
8. Любой уровень объема продукции будет производиться при обеспечивающем наименьшие издержки соотношении ресурсов, если предельный продукт на доллар стоимости каждого вводимого фактора производства один и тот же, то есть когда
МР труда/ цена труда = МР капитала/ цена капитала
9. Фирма применяет соотношение ресурсов, обеспечивающее максимальную прибыль, если цена на каждый ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении, и, алгебраически, когда
МRР труда/ цена труда =МRР капитала/цена капитала = 1