Контрольная работа
по дисциплине: Экологическое право.
на тему: Организационно-правовые формы
экологического контроля.
ПЛАН
Введение
I. Экологический контроль.
Экологический контроль, как функция государственного управления природопользованием
Контроль, как гарантия эффективности механизма охраны окружающей среды
II. Экологический мониторинг
III. Экологическая экспертиза
Заключение
Список использованной литературы
Задача
Введение.
Загрязнение природной среды, ее деградация, истощение природных ресурсов, явились причиной возникновения в нашей стране в конце 50-х гг. прошлого века особого направления научных исследований- правовой охраны природы. Впоследствии эти исследования послужили основой возникновения самостоятельной отрасли права- права окружающей среды. Такая отрасль есть в подавляющем большинстве развитых стран мира. Однако в отличие от иных зарубежных стран в нашей стране эта отрасль права стала впоследствии называться экологическим правом.
Антропогенное воздействие на природу достигло такого уровня и масштабов, что сегодня практически любое действие человека сказывается на природе. Решать проблемы охраны окружающей природной среды - главная задача экологического права.
Российское экологическое право состоит из многочисленных правовых норм, которые определяют природоохранные условия и требования, которые должны быть выполнены при осуществлении различных видов деятельности. Знание экологических норм необходимо всем: и должностным лицам, и предпринимателям, и простым гражданам.
Общая теория права наряду с экономической, политической, социальной и воспитательной, выделяет экологическую функцию государства. Это представляется вполне справедливым, так как жизнь современного общества оказывает весьма значительное влияние на окружающую природную среду. И все чаще и чаще это влияние принимает пагубный характер для окружающей среды, а, следовательно, и для человечества, тесная связь которого с природой не подлежит сомнению. Данная проблема весьма важна и поэтому подлежит разрешению, как на государственном, так и межгосударственном уровнях. Кроме природоохраны, также существует насущная потребность в урегулировании вопросов, касающихся процесса природопользования - извлечения из природы определенных ресурсов и урегулирование процесса их использования, а также в разрешении вопроса о сочетании природопользования с природоохранной. Долгое время данные проблемы оставались без должного внимания, но жизнь заставляет принимать соответствующие меры для разрешения данных жизненно важных вопросов. И кому, как не государству следует отдать предпочтение в процессе урегулирования проблем природопользования и природоохранны. Как известно, государство осуществляет экологическую функцию через установление государственного регулирования общественных отношений в этой сфере. Государственное же регулирование общественных отношений осуществляется, преимущественно, в правовой форме - через установление общеобязательных правил поведения (правовых норм), которые обеспечиваются государственным принуждением в случаях, когда это необходимо.
Общеизвестно, что управление в целом, и управление в сфере экологии в частности, немыслимо без контроля. Исходя из того, что государственное управление осуществляется через установление правовых норм, будет справедливо заключить, что и вопросы о государственном контроле в данной сфере будут решаться посредством установления их правового регулирования.
Кроме того, представляется необоснованным рассмотрение проблем правового обеспечения экологического контроля исключительно с точки зрения законодательства, здесь необходим более широкий подход, поэтому вопросы правового обеспечения экологического контроля будут рассмотрены в данной работе, в первую очередь, с научно-правовых позиций, так как когда мы говорим о правовом обеспечении какой-либо деятельности, то, на мой взгляд, следует основное внимание обратить на научную разработку данных проблем.
I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции современного государства. Вместе с тем он - составная часть механизма реализации эколого-правовых норм. В целом экологический контроль - это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества
Целью экологического контроля является обеспечение деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией Российской Федерации.
Как уже было сказано, экологический контроль можно рассматривать в двух уровнях.
Во-первых, экологический контроль - это функция государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды. В этом смысле он представляет собой самостоятельный вид деятельности, в содержание которой входят сбор информации о подконтрольных объектах, ее обработка, оценка и передача для принятия управленческих решений в заранее определенных целях. Данный контроль будет рассмотрен в пункте 1.
Но можно взглянуть на экологический контроль и иначе, как на элемент механизма управления качеством окружающей природной среды. Этот срез экологического контроля позволяет рассматривать его в качестве гарантии выполнения природоохранительных мероприятий и реализации регулирующих эти мероприятия правовых норм, способа обеспечения законности в государственном управлении охраной природы. Контроль в таком понимании будет рассмотрен в пункте 2.
1. Экологический контроль как функция государственного управления природопользованием.
Характеристика экологического контроля в качестве функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды может быть дана с различных позиций. Однако в любом случае подлежат исследованию его цели, функции, методы, формы, объекты, система, виды.
Цели экологического контроля целесообразно рассмотреть в соответствии с требованиями системного анализа, выделив систему целей, включающую конечные цели, подцели и задачи
В качестве одной из подцелей эколого-контрольной деятельности можно выделить обеспечение разумного (не по принципу "после нас хоть потоп", а с учетом того, что после нас должны жить наши дети) использования природных ресурсов. Собственно говоря, речь идет о качестве природной среды, вернее, об одной из его составляющих - сохранении, восстановлении и поддержании ее продуктивности сегодня и в максимально далеком будущем.
Обычно фиксируются две формы контроля - предупредительный (направлен на предотвращение наступления вредных последствий которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдения законов) и текущий (осуществляется при эксплуатации хозяйственных объектов, а также при извлечении природных ресурсов). В процессе их осуществления могут применяться меры государственного принуждения к предприятиям, организациям, должностным лицам и гражданам, виновным в причинении вреда окружающей среде, нарушениях природоохранительного законодательства. Это дало основание выделять еще одну - карательную форму контроля или (по другой терминологии) применение мер административного принуждения в качестве самостоятельной организационно-правовой формы экологического контроля.
И предупредительный и текущий контроль и применение мер административного принуждения опираются на соответствующую информацию. Сбор и обобщение информации с целью ее дальнейшей передачи заинтересованным органам государства и научным учреждениям для принятия соответствующих предупредительных, текущих или карательных мер, разработки экологических норм, правил и нормативов либо использования полученной информации для иной работы по охране окружающей среды составляют содержание Информационного Контроля.
Цель государственного экологического контроля обеспечить разумное использование природных ресурсов, качественную окружающую природную среду. Его основная задача (предопределяемая названной целью) - обеспечить соблюдение экологического законодательства, экологических норм, правил и нормативов, выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов всеми государственными органами, предприятиями, организациями независимо от их подчиненности, их должностными лицами и иными работниками, а также гражданами. Это означает, что государственный экологический контроль имеет надведомственный характер, в чем состоит его основное отличие от ведомственного и производственного контроля.
Методами государственного экологического контроля (средствами практической реализации его целей и задач) являются: проверка, рассмотрение и согласование плановой, проектно-сметной и нормативно-технической документации; выдача заключений; дача обязательных указаний; запрещение (приостановление, ограничение) эксплуатации промышленных, транспортных и других объектов и строительных работ; привлечение лиц, виновных в экологических правонарушениях, к ответственности.
Государственный экологический контроль осуществляется различных формах:
предупредительный контроль имеет целью не допустить планирования, проектирования, строительства и ввода эксплуатацию хозяйственных объектов, не отвечающих требования экологических правил и норм, а следовательно, предотвратить наступление вредных для окружающей среды последствий. Правовые формы предупредительного контроля могут быть различны: экологическая экспертиза проектов, участие в государственных приемочных комиссиях и т.п.;
текущий экологический контроль ставит целью выявить нарушения экологических правил эксплуатации предприятий, транспорта и других объектов, правил природопользования, определить источники вредных воздействий на природную среду и экологического ущерба;
карательный контроль - государственные органы наделены правом применять меры принуждения. К ним относятся меры административного пресечения (приостановление эксплуатации объектов, видов деятельности или работ), административной ответственности (предупреждение, штраф), административно-процессуальные мер (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении вреда или о применении общественного воздействия);
Ведомственный экологический контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами и ведомствами в лице их специальных подразделений -управлений или отделов охраны природы.
Цель ведомственного контроля - обеспечить выполнение планов мероприятий, правил и нормативов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, предписаний уполномоченных государственных органов на подведомственных объектах контроля. К таким объектам относятся: предприятия, организации и учреждения, организационно подчиненные данному министерству, ведомству; в ряде случаев не подчиненные, но находящиеся на территории (землях, предоставленных в пользование) министерства, государственного комитета, ведомства и обслуживающие его нужды.
Особенности ведомственного контроля таковы: а) контроль ведется в отношении подведомственных объектов; б) органы ведомственного контроля находятся в подчинении министерства, ведомства, деятельность предприятий, организаций и учреждений которого они контролируют; в) права этих органов давать обязательные заключения, указания, предписания об устранении нарушений и т.п. распространяются, как правило, только на руководителей, должностных лиц и других работников системы данного министерства.
Производственный экологический контроль проводится специальными структурными подразделениями предприятий, объединений и других хозяйственных субъектов - санитарно-промышленными лабораториями, отделами охраны природы и т.п.
Правовую основу производственного контроля заложило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", которым было предусмотрено организовать на промышленных предприятиях лаборатории или отделения в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах и на других производственных участках, а также за загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами; положения о природоохранительной службе конкретного предприятия, утверждаемые их руководителем, на основе Типового положения, утверждаемого соответствующим министерством.
Цель общественного контроля (в том виде, как она определена в действующем законодательстве) - оказать содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Правовую основу участия общественности в охране окружающей среды составляют Конституция РФ, закрепившая долг граждан беречь природу (ст.55), их право объединяться в общественные организации (ст. 36) и право граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами (ст.37).
Общественный экологический контроль по действующему законодательству осуществляется общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами в рамках их участия в управлении охраной природы и рациональным природопользованием.
Органы общественного контроля могут быть: специальными и сочетающими функции охраны природы с основной деятельностью; отраслевыми и универсальными, т.е. осуществляющими комплекс природоохранительных мероприятий; республиканскими и местными.
Специальными универсальными организациями являются общества охраны природы. К отраслевым органам общественного контроля относятся общественные рыбоохрана, охотничья, лесная и санитарная инспекции.
2. Контроль как гарантия эффективности механизма охраны окружающей среды.
Нельзя с уверенностью утверждать, что в настоящее время экологический контроль гарантирует достижение целей охраны окружающей природной среды и природопользования. И поэтому необходимо выяснить, что нужно для того, чтобы он стал такой гарантией. Одним из ответов на данный вопрос будет потребность в наладке и усовершенствовании механизма экологического контроля.
В качестве основных его механизмов выделяют: организационный, экономический, правовой механизмы экологического контроля. Нам необходимо рассмотреть каждый из вышеперечисленных механизмов экологического контроля, характеристика которых облегчит реализацию потенциальных возможностей экологического контроля в обеспечении безопасности жизни и здоровья человека.
Легче всего определить роль и место контроля в организационном, управленческом механизме в рассматриваемой сфере. Традиционно контроль - один из способов обеспечения законности в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей природной среды. Он имеет собственные цели и содержание, одновременно обеспечивает выполнение других управленческих функций - его органы поставляют собранную в процессе контроля информацию, необходимую для принятия управленческих решений в рамках функций организации, учета, планирования, экспертизы, руководства, координации в этой сфере. Кроме того, контрольные органы выявляют и пресекают нарушение специальных правил, норм и нормативов, без чего невозможна реализация, например, такой функции, как регулирование природопользования и выбросов в окружающую среду. Следует отметить, что в процессе контроля применяются меры административного принуждения, ведутся их статистика, анализ причин, что при правильной постановке дела создает основу для применения других мер юридической ответственности - уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, необходимых для эффективной реализации означенных выше функций регулирования, экспертизы.
Сложнее с определением позиций контроля в механизме правового регулирования экологических отношений. Этот механизм включает четыре элемента.
Первый - нормы права: а) специальные - эколого-правовые; б) экологизированные, регулирующие хозяйственную деятельность, трудовые и служебные отношения, складывающиеся в процессе ее выполнения; в) нормы-гарантии, обеспечивающие реализацию экологических и экологизированных хозяйственно-правовых) предписаний.
Второй элемент рассматриваемого механизма - эколого-правовые отношения, которые представляют собой связь между людьми, характеризующуюся наличием их взаимных прав и обязанностей по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов.
Третий элемент - акты применения права, необходимые в тех случаях, когда субъекты не хотят вступать в правоотношения или, вступив в них, не выполняют возложенные на них обязанности.
Четвертый элемент - реальное поведение субъектов в соответствии с требованиями эколого-правовых норм. Кроме того, мало закрепить в специальном законодательстве нормы, регулирующие только государственный контроль, как сейчас. Закон должен создавать базу и для регулирования других видов экологического контроля, прежде всего производственного и общественного.
Что касается места контроля в экономическом механизме охраны окружающей среды и природопользования, то начать, видимо, нужно с определения последнего, поскольку единство в его понимании пока отсутствует, но тем не менее необходимо отметить, что он не сводится лишь к экономическому стимулированию, а включает еще ряд элементов -финансовую базу, экобизнес, экорынок.
При внимательном рассмотрении видно, что и в процессе экономического стимулирования, и в процессе создания и функционирования экологической финансовой базы контроль присутствует или его наличие в различных формах подразумевается. Однако это - не привычная административная деятельность. Это контроль банковский, через кредиты, налоги, цены и т.п. Контроль здесь скорее всего должен служить административной основой для включения экономических рычагов и строиться на сочетании административных и экономических методов, соотношение которых - вопрос меры в зависимости от конкретной экологической и экономической ситуации.
Суммируя вышесказанное следует отметить, что точная отладка работы механизма экологического контроля, выявление взаимосвязи и взаимозависимости между его элементами, обеспечение четкого взаимодействия между ними являются теми обязательными предпосылками, при наличии которых можно говорить о переходе экологического контроля на новый качественный уровень, когда он станет твердой гарантией эффективности механизма охраны окружающей среды.
II. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы отличается от мониторинга тем, что представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения, в то время как мониторинг ограничивается сбором информации. В отличие от экологического контроля, который представляет собой, как было показано выше, один из видов организационно-управленческой, административной деятельности соответствующих органов государства, ведомств, предприятий или общественности, экологический мониторинг имеет специфические цели, задачи, объекты, формы и методы проведения.
Статья 22 закона "Об охране окружающей среды" определяет экологический мониторинг как систему наблюдений за состоянием окружающей среды для своевременной оценки возможных изменений физических, химических и биологических процессов, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водных и других природных объектов, предупреждения и устранения негативных явлений, а также обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об охране окружающей среды и прогнозированию ее состояния.
Необходимость формирования системы мониторинга окружающей среды обусловлена тем, что для обеспечения качества окружающей среды уже недостаточно ее способности к саморегулированию, самоочищению. Необходима целенаправленная деятельность человека - управление качеством окружающей природной Среды. Такое управление невозможно без информации, полученной в процессе наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды, неблагоприятного влияния ее факторов на здоровье населения.
Задачи и основные направления государственного мониторинга вытекают из его определения и включают в себя: наблюдение за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.
Объектами мониторинга являются: а) источники (предприятия, транспорт и т.д.) и факторы (загрязняющие вещества, шум, излучения и т.п.) антропогенных воздействий; б) состояние природной среды, ее отдельных компонентов и их реакция на указанные воздействия; в) состояние здоровья и условий жизнедеятельности населения.
Мониторинг, его оценка, подразумевает, с одной стороны, определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой - определение природных резервов для использования их в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности.
Прогноз опирается на данные, полученные при наблюдениях и анализе результатов наблюдений. Прогнозируются изменения интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду, а также возможные в результате этого изменения в биосфере. Прогноз позволяет наметить меры не только против уже имеющихся вредных воздействий, но и меры профилактического характера.
Система мониторинга окружающей среды включает следующие его виды: санитарно-гигиенический, экологический, климатический мониторинг.
Санитарно-гигиенический мониторинг представляет собой систему наблюдений, регистрации, оценки и прогноза изменений биосферы под влиянием антропогенных воздействий на здоровье человека и условия его жизни. Эта система складывалась в 20-е г. когда начали интенсивно развиваться гигиеническая наука и создаваться санитарно-эпидемиологическая служба, на которую в настоящее время возложены: проведение анализа (оценки) воздействия производственных выбросов и отходов на санитарно-бытовые условия жизни и здоровье населения, разработка на этой основе мероприятий по оздоровлению окружающей среды, составление годовых и перспективных планов профилактических и санитарно-оздоровительных мероприятий.
Экологический мониторинг включает наблюдение, оценку и прогноз антропогенных изменений состояния биосферы (в том числе изменения уровней загрязнения природных сред), ответных реакций на них экосистем, а также изменений, связанных с воздействием загрязнений, сельскохозяйственным использованием земель, вырубкой лесов, урбанизацией и т.п. Так, мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения негативных процессов.
Климатический мониторинг в отличие от экологического охватывает климатическую систему (атмосфера - океан - поверхность суши и так далее), т.е. систему, влияющую на формирование климата и любые его изменения.
В зависимости от того, осуществляется ли мониторинг в рамках одного государства или охватывает земной шар в целом, различают национальный и международный (глобальный) мониторинг окружающей среды.
Национальный мониторинг отличается от международного не только масштабами наблюдений, но и тем, что его задачи и приоритетные направления определяются с учетом экологических, экономических и социальных особенностей конкретного государства.
Международный мониторинг осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), которая охватывает национальные и региональные (многонациональные) системы мониторинга. Первые предложения о создании такой системы были разработаны экспертами Научного комитета по проблемам окружающей среды (СКОПЕ) в 1971 г.; решение о ее создании принято на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 16 июня 1973 г.); основные цели и положения программы ГСМОС сформулированы на Первом межправительственном совещании по мониторингу (Кения, Найроби, февраль 1974г).
Цель ГСМОС - обеспечить заинтересованные национальные и международные организации информацией о состоянии, естественных и антропогенных изменениях окружающей среды, необходимой для управления качеством этой среды.
Основными направлениями реализации ГСМОС являются климатический мониторинг, мониторинг загрязнений, мониторинг возобновимых природных ресурсов. Климатический мониторинг осуществляется через сеть наблюдательных станций Всемирной метеорологической организации (ВМО).
III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Термин «экспертиза» происходит от латинского expertus - «опытный». Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов.
В зависимости от того какие органы организуют проведение экспертизы и каков круг ее объектов, она подразделяется на государственную, отраслевую, внутрихозяйственную, общественную.
Государственная экологическая экспертиза представляет собой комплекс действий государственных органов и специальные экспертных комиссий по рассмотрению и оценке проектов планов, предплановой, проектно-сметной, нормативно-технической и иной документации, а также новой техники, технологии, материалов и веществ с позиций их соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам, соблюдение которых в соответствии с законодательством необходимо на той или иной стадии хозяйственной деятельности.
В отличие от нее, например, отраслевая экологическая экспертиза - это комплекс действий, организуемых и осуществляемых министерствами-разработчиками или министерствами-заказчиками по оценке создаваемой ими новой техники, технологии, материалов и веществ на предмет их соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам.
Правовую основу государственной экологической экспертизы составляют закон РБ "О государственной экологической экспертизе", а также закон "Об охране окружающей среды" (раздел 8).
Цели государственной экологической экспертизы определены в данных нормативных актах это:
определение уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, в настоящем или будущем и прямо или косвенно оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения.
оценки соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям природоохранного законодательства
определение достаточности и обоснованности мар по охране окружающей среды, предусмотренных проектом.
В законе "О государственной экологической экспертизе" также законодательно закреплены следующие принципы государственной экспертизы:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранения экологического равновесия, генофонда и биологического многообразия животного и растительного мира
законности, компетентности, научной обоснованности и гласности
интегральной оценки социального, природоохранного, экономического и других аспектов планируемой хозяйственной и иной деятельности
учета суммарного воздействия вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду, и вредных физических воздействий в результате существующей и планируемой хозяйственной и иной деятельности.
выполнения международных обязательств РФ.
Кроме вышеизложенных, в правовой науке выделяют и иные принципы государственной экологической экспертизы, а именно принципы:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
В РБ осуществляется государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (в соответствии со ст.28 закона "Об охране окружающей среды").
Государственная экологическая экспертиза производственно-хозяйственной и иной деятельности является одной из форм санкционирования государством тех или иных видов деятельности, пространственного размещения объектов, используемых в хозяйственной и иной деятельности. Эта экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества. Государственная экологическая экспертиза есть обязательная процедура контроля за учетом экологических требований при подготовке решений в сфере экологопользования.
Объектом этой экспертизы является (ст.5 закона "О государственной экологической экспертизе"):
предплановая, предпроектная документация по хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду.
проекты планов (программ), основных направлений, схем развития и размещения производительных сил и отраслей народного хозяйства
действующие предприятия, военные, научные и другие объекты, независимо от форм собственности.
экологическое состояние отдельных регионов и местностей, населенных пунктов.
Проведение государственной экологической экспертизы возлагается на специально создаваемые экспертные комиссии. Работа комиссии завершается составлением заключения, в котором должна быть дана оценка и сделаны выводы о допустимости и возможности принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
Заключение экспертизы является официальным документом, содержащим выводы экспертной комиссии (группы). Председатель и члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РБ.
Законодательством РФ установлен также порядок обжалования заключения экспертной комиссии.
Виды экологической экспертизы можно классифицировать взяв за основу объекты, в отношении которых она проводятся. С этих позиций можно выделить экспертизу: а) предплановой и плановой документации, б) предпроектной и проектной документации, в) нормативно-правовой, нормативно-технической, инструктивно-методической документации по созданию новой продукции, г) новой техники, технологии, материалов и веществ.
Порядок проведения экспертизы, если обрисовать его схематично и безотносительно к различным видам, предусматривает три этапа.
Первый - представление на экспертизу соответствующей Документации или объектов. Основаниями представления могут быть: а) прямое указание об обязательности экспертизы в законе, например при отсутствии утвержденных экологических правил, норм и нормативов для данного вида документации или необходимость отступления от них; б) решение компетентного органа о проведении экспертизы; в) требования общественности или населения и др.
Второй этап - исследование экспертными комиссиями (экспертами) представленной документации или объекта, их соответствия установленным экологическим и другим специальным нормам, правилам и нормативам.
На третьем этапе дается оценка документации или объектов с этих позиций, выносятся заключения экспертов, групп экспертов и на этой основе - соответствующее сводное заключение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключении рассмотрения проблем экологического контроля нельзя не отметить, что научную разработку данных вопросов в целом можно признать удовлетворительной, в то время как нормативно-правовое обеспечение контроля в сфере экологии вряд ли можно посчитать достаточным. В настоящее время экологическое законодательство в целом, и законодательная база экологического контроля в частности, нуждается в серьезном усовершенствовании и доработке. И хотя определенные положительные результаты в данной сфере уже достигнуты , тем не менее, данная проблема еще далека от того, чтобы быть решенной.
По мнению многих правоведов, сфера экологического контроля нуждается в достаточно серьезных преобразованиях, так как на сегодняшний день далеко не всегда удается наладить эффективный контроль в области экологии. На практике же отсутствие или недостаточность контроля сводит на нет все усилия, предпринимаемых в данной сфере общественных отношений, более того, это может послужить причиной весьма и весьма серьезных последствий, привести к экологическому кризису. Экологическая нестабильность, в свою очередь ведет к ухудшению социальной обстановки, а в итоге - к кризису практически во всех отраслях общественной жизни.
В данной ситуации еще острее встает вопрос об установлении эффективного механизма охраны окружающей среды, причем данный процесс представляется невозможным без учета положений правовой науки. Только реализация передовых научных идей может решить проблемы экологического контроля, создать условия для становления его в качестве гарантии эффективности механизма окружающей Среды.
Список использованной литературы.
Ерофеев Б.В.Экологическое право.- Юрайт- М.:2006.
Ерофеев Б.В.Экологическое право.- Инфра- М.:2007.
Крассов О.И. Экологическое право.- Норма- М.:2004.
Петрова Ю.А. Краткий курс по экологическому праву.- Окей-книга- М.:2008.
Задача №1
Решение: В соответствие со ст. ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
А так же по 75 Земельного кодекса РФ должностные лица и работники организации, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
Кроме того по ст. 76 п.3 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи (в данном случае примыкающая к нему городская территория) осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных правонарушениях, или за их счет.
Задача №2
Решение: В соответствии со ст. 1.2. Закона о недрах РФ
подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью. Кроме того по ст. 9 Закона о недрах РФ пользователями недр могут быть юридические лица. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу. Таким образом, Зотов В.П. не имеет право на разработку недр.
А так же по ст. 20 п.4 Земельного кодекса РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
26