Рефетека.ру / Экология

Реферат: Система экологического права

Система экологического права

Контрольная работа по экологическому праву

Выполнила студентка гр. Ю2-2 Е.П.

Высшая школа приватизации и предпринимательства

Факультет правового обеспечения предпринимательства

Москва

1999г.

1. Понятие экологического права

Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к главному выводу: «Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню. Сосредоточение внимания на проблемах окружающей среды приведет к нищете. Новая модель развития должна создать больше экономических и экологических интересов». Значит, если человечество хочет выжить, оно должно отказаться от потребительского отношения к природе. Оно должно реализовывать политику ресурсосбережения, а не бездарное ресурсопотребление ради охраны своего жизненного пространства — природы Земли. Наступило время, когда необходимо соизмерять свои потребности с ограниченными масштабами планеты и возможностями природы. Необходимо переходить к концепции «ноосферного развития цивилизации» (В.И.Вернадский), где «ноосфера» — качественно новое состояние окружающей человека природной среды, возникающее под влиянием научно-технического прогресса и разумной деятельности человека. Или мы сами ограничим себя в своих потребностях, или за нас найдет решение природа.

Под природой понимается:

1) экосистема планеты Земля, т.е. постоянно развивающийся комплекс, образованный всеми живыми организмами и средой их обитания (ноосфера), в которой как в объективной реальности, существующей вне (независимо) сознания человека, происходят процессы обмена веществ и энергии;

2) естественная среда обитания человека, которая выполняет функции: экономическую, т.е. источник удовлетворения материальных потребностей человека; экологическую, обеспечивающую необходимый биологический режим жизни на планете; нравственную, обеспечивающую психологическое равновесие (душевные потребности) человека.

Суть взаимодействия человека и природы проявляется в формах потребления природных компонентов и их рационального использования, что приводит к существованию двух разновидностей общественных отношений: по использованию природных богатств России, в чем выражаются экономические интересы общества и по охране окружающей природной среды, в чем должны выражаться экологические интересы российского общества.

Такое единство противоречиво, ибо неправильно понятые экономические законы развития общества вступают в конфликт с естественными законами объективно развивающейся природы. В этом случае неизбежна деградация природы и как последствие — деградация человеческого общества. Разумеется, трудно установить прямую связь между хищническим потреблением природных ресурсов и негативными социальными процессами в обществе, пандемиями и стихийными катаклизмами. Однако существует косвенная связь между неразумным отношением человека к природе и его социальными болезнями. С другой стороны, потребительная деятельность человека, выражающаяся в хищническом отношении к окружающей природной среде, может поставить под вопрос существование данной человеческой цивилизации. В принципе, за каждую человеческую «победу» природа нам мстит, зачастую опрокидывая человеческие расчеты.

Подобные «победы» над природой часто имеют непредвиденные последствия и даже прямо противоположные результаты. Значит, для жизни на планете Земля просто необходима, во-первых, охрана окружающей человека природной среды всеми и повсеместно и, во-вторых, охрана окружающей природы на планете Земля в целом всем человечеством. Хотя природа, как объективно сложившаяся экосистема, имеет способность к саморегуляции (самовосстановлению), хозяйственная деятельность человека неизбежно ведет к повсеместному экологическому кризису. Это объясняется, во-первых, масштабами технологической деятельности человека, во-вторых, неспособностью человека создать не только безотходную технологию, но даже малоотходную, способную уменьшить вред природе, в-третьих, нежеланием и неспособностью большинства людей понять масштабы реальной опасности гибели цивилизации. В силу этого государство обязано выполнять (обеспечивать) экологическую функцию. Следует отметить, что неравномерно развитые государства мира по отношению к природе в разной мере способны реально обеспечивать свою экологическую функцию, т.е. правовое регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия человеческого общества и «природы».

Точнее надо говорить об «окружающей природной среде», поскольку человека окружает не только естественная природная среда, но и искусственно созданная им среда обитания. В чистом виде искусственная среда обитания возможна только в условиях космоса или иных сферах за пределами поверхности планеты.

Общественные отношения имеют сложную структуру:

а) они природноресурсовые, поскольку направлены прежде всего на удовлетворение постоянно растущих потребностей человека в природных ресурсах Земли (нефть, газ, уголь и т.д.);

б) природоохранительные, так как направлены на охрану природной среды жизнедеятельности человека.

«Экология» (в широком смысле слова) — наука об отношениях растительных и животных организмов (фауна и флора) и образуемое ими сообщество между собой и окружающей их средой. Термин «экология» означает науку о нашем доме — планете «Земля».

Экология — постоянно развивающаяся наука о наиболее важных, естественных процессах на планете .Земля с точки зрения развития человечества как биологического вида в условиях, во-первых, естественного планетарного развития и, во-вторых, искусственных изменений, вызванных деятельностью человека во всех земных сферах (суша, вода, атмосфера).

Экология человека (социальная экология) — составная часть экологической науки (подотрасль), изучает закономерности взаимоотношений человеческого общества и окружающей его природной, а потому и социальной, среды, т.е. биосферы и антропосистемы, взаимное влияние человека и природы между и внутри этих сложных экосистем. Появление человека, человеческого общества означало новое качество в эволюции биосферы планеты. Сейчас необходим следующий этап, качественно новый, так как среда обитания человечества должна быть преобразована в ноосферу, т.е. биосферу управляемую человеческим разумом. Этому должно способствовать право, ибо любые (даже самые отрицательные для природы) последствия жизнедеятельности человека можно (и должно) регулировать нормами экологического права (правовая экология).

Экологическое право — это взятые во взаимосвязи:

а) природноресурсовое право — система юридических норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных объектов, ресурсов, комплексов в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и различных природопользователей;

б) природоохранительное право — система юридических норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству и улучшению (оздоровлению) окружающей человека природной среды, включая защиту ее от вредных последствий хозяйственной деятельности человека.

Значит, предметом экологического права являются сложные (комплексные) специфические общественные отношения — природноресурсовые и природоохранительные.

Экологическое право составляет сердцевину социальной экологии, т.к. закрепляет наиболее важные общественные отношения по использованию и охране природы. В свою очередь, социальная экология и экологическое право — это составные части понятия «экология».

2. Правовая охрана природы и ее составных компонентов

В период научно-технической революции особенно важна правовая охрана природы, под которой понимается система юридических мер, направленных на сохранение окружающей природной среды, рациональное использование природных богатств; воспроизводство природных ресурсов и оздоровление (улучшение) окружающей человека природной среды. Правовая охрана природы — составная часть природопользования В России, т.е. повседневная деятельность, направленная на оздоровление окружающей природной среды (различными средствами и в разных направлениях, а также составная часть природноресурсового законодательства, не менее значительная, чем само природопользование.

Правовая охрана природы — не самоцель (как это вытекает из целей движения «зеленых»), а необходимое средство защиты человека и окружающей его природной среды от неблагоприятного воздействия различных факторов, включая собственно хозяйственную деятельность человека. Цель правовой охраны природы — сохранить и возможность воспроизвести существующий естественный мир планеты (флору и фауну); предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, что означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем изначально следует определить объекты ее правовой охраны.

Правовое регулирование во взаимозависимой сложной системе «общество-природа» до сих пор производится по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека, всей земной экосферы.

Объект природы — это как вся естественная среда обитания жизнедеятельности человека, так и ее отдельные компоненты.

Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что они имеют естественное происхождение, т.е. появились в результате естественного эволюционного развития вне зависимости от воли и сознания человека, связаны с окружающей природной средой, имеют социально-экологическую ценность.

Объекты природы не имеют стоимости как меры затраты человеческого труда, но имеют условно денежную оценку, которая проистекает на основе учета затрат, направленных на восстановление поврежденного объекта природы.

Почти все объекты природы обладают свойством необратимости, т.е. не восстанавливаются (естественные ландшафты, курорты, редкие животные, например, ламантин — морская корова, гора «Магнитная» и т.д.), существует экологическая взаимосвязь всех естественных природных объектов.

Труд не создает продуктов природы, но разрывает их первоначальную связь с землей. Глина, добытая из почвы, рыба в аквариуме, inept! в зоопарке и т.п. — это товаро-материальные ценности, а не объекты природоохранительного интереса. С другой стороны, лес, выращенный человеком, дикие животные, родившиеся в неволе, но возвращенные в естественную природную среду — это уже воспроизводство природных ресурсов, т.е. воспринимаемые правом как объекты естественной, природной среды. В то же время продукты труда человека на лоне природы (посевы, цветы, домашние животные) — это имущество, т.е. объекты, имеющие свою условную денежную оценку. Следует иметь в виду, что в настоящее время существуют и «смешанные» объекты, как результат взаимодействия человека и природы (ГЭС на водоохранном, искусственно созданном гидроузле). К ним можно отнести также элементы внешнего окружения человека, зачастую нежелательные для него (голуби, бродячие животные в населенных пунктах).

Объекты природы отличаются от социальных объектов тем, что являются экологической ценностью (социально-экологическая ценность), которая проявляется в обеспечении качества биологического режима жизни человека. Рациональное использование земной природы в настоящее время в центр внимания ставит «экологические системы», а не только отдельные ее части.

3. Экологические системы, подлежащие правовой охране

Экологические системы бывают различного вида. Во-первых, это естественные (нетронутая природа), т.е. область активной биологический жизни, она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы Земли. Здесь все живые организмы естественно взаимосвязаны между собой и средой их обитания; во-вторых, модифицированные («обработанная природа»), т.е. измененная человеком природная среда его обитания, носящая системный характер функционирования; в-третьих, трансформированные человеком (превращенная природа), т.е. преобразованная среда жизни человека в процессе его хозяйственной (и иной) деятельности на «лоне природы».

Естественные экологические системы в первую очередь охраняется (заповедники, заказники, национальные парки) и лишь косвенно используются. Вторые и третьи виды экологических систем в первую очередь используются и соответственно охраняются правом в разной степени. В силу этого правовая охрана природы бывает комплексная, т.е. осуществляемая в отношении всей природной среды и ресурсовая, по отношению к отдельным ее компонентам (охрана почвы, воды, лесов, недр, редких животных и т.д.). Такую правовую охрану природы обычно называют правовой охраной по объему осущевляемых мероприятий.

Природный объект — это земля (почва земли), недра, флора, вода, лeсa и иная древесная растительность, животный мир (фауна), атмосферный воздух. Именно это перечислено в Законе РФ«Об охране окружающей природной среды». Отметим, что в ст.4 выделяются озоновый слой атмосферы, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты как объекты правовой охраны, также как и места обитания редких или находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Природные ресурсы — это отделяемая часть природного объекта, полезные свойства (качества) которого удовлетворяют потребности человека (нефть, газ, уголь, и т.д.). Совокупность природных ресурсов — природные национальные «богатства государства». В зависимости от удовлетворения потребностей общества их можно классифицировать:

— на экологические ресурсы: микроклимат, ландшафт, водные минеральные источники;

— экономические ресурсы: полезные ископаемые, продукты охоты, изделия лесного хозяйства и т.д.;

— культурно-оздоровительные ресурсы, имеющие историческую ценность для поддержания физического и духовного баланса человека.

По степени наличия природные ресурсы классифицируются на реальные (открытые месторождения) и потенциальные. По возможности самовосстановления природные ресурсы обычно классифицируют на возобновляемые (лес) и невозобновляемые (недра). По скорости их использования: неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра), относительно исчерпаемые (почва земли), и исчерпаемые (нефть). По темпам экологической замены: восполнимые (вода) и невосполнимые (газ).

Природные комплексы — это часть природной среды, которая составляет совокупность природных объектов и природных ресурсов, специально обособленных государством с целью их охраны. Значит, не все, а только типичные или особые ландшафты, редкие объекты природы, флоры и фауны являются природными комплексами и имеют правовой режим защиты и использования их.

От природных объектов, ресурсов и комплексов — составных компонентов окружающей среды на планете Земля надо отличать окружающую человека сферу данного общества (социосфера), а также производственную сферу человеческой цивилизации (техносфера).

Социальная сфера, понимаемая в узком смысле — это часть естественной среды обитания, уже преобразованная в результате социального развития человечества. Примером могут служить многочисленные города с многомиллионным населением, курорты и т.п. Социальная окружающая человека сфера — это область интенсивного взаимодействия естественной среды и человеческого общества, в котором переплетаются социально-экономические интересы развития человека и «естественные интересы» эволюции природы.

Техносфера — это производственная сфера, где человек во многом «оторван» от естественной природы и находится в искусственно созданной им социальной сфере, предназначенной для материального или духовного производства (завод, рудник, шахта, НИИ). Наиболее типичным примером техносферы являются космические объекты, в которых созданы социальные и технократические условия для защиты от враждебной человеку окружающей природной среды — космоса.

4. Право гражданина РФ на благоприятную окружающую природную среду

В статье 42 Конституции РФ предусмотрено право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду, основанное на принципиальном положении, что человек есть высшая ценность, что каждый имеет право на жизнь. Это право предполагает благоприятную окружающую природную среду и охрану от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного авариями, катастрофами, иной деятельностью человека, включая хозяйственную, чаще всего антропогенного характера, а также право на получение достоверной информацию о состоянии биосферы, право на возмещение ущерба причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением или стихийными катаклизмами.

Это право гарантируется государством путем планирования и нормирования качества окружающей природной среды, мерами по предупреждению и ликвидации последствий экологически вредной деятельности, социальным и государственным страхованием граждан, возмещением вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения и иных вредных воздействий на «природу», привлечением к различным видам юридической ответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.

В центре системы «человеческое общество — природа» стоит человек. Он выступает одновременно как объект естественного воздействия окружающей среды и в этом смысле он — ее «жертва» (воздействие естественного радиационного фона). С другой стороны человек — субъект своей преобразовательной деятельности на лоне природы, т.е. «хищник» по отношению к другим ее частям (фауне, флоре). И, наконец, он — объект отрицательного воздействия своей же (в первую очередь хозяйственной) деятельности — «жертва своих потребностей». Суммируя эти направления воздействия человека на природу России, следует признать, что в целом экологическая обстановка в стране становится все тревожнее, что в общем и целом разделяют многие «алармисты» («аларм» — нем., тревога). Обеспокоенность проникает во все слои общества, даже далекие от экологических проблем и норм экологического права. Качество жизни, во многом зависимое от качества окружающей среды, падает не только в связи с экономической обстановкой.

5. Качество естественной окружающей среды

Качество естественной окружающей среды — это такое состояние экологических подсистем планеты, при котором обмен веществ и энергии внутри биосферы Земли и между природой и человеком не остается неизменным, а постоянно колеблется от экологически благополучной зоны до зон экологического кризиса. Законодательством определены разные по уровню экологических аномалий зоны:

— зона повышенного экологического риска характеризуется высоким уровнем загрязнения всех видов, устойчивой антропогенной нагрузкой по всем параметрам, реальной угрозой дефицита флоры и фауны, стабильной картиной заболеваемости населения;

— зона чрезвычайной экологической ситуации — это официально объявленная часть территории РФ, где четко обозначены процессы разрушения большинства экологических подсистем, присутствуют признаки общенационального загрязнения, существует частичное истощение флоры и фауны, отмечено резкое увеличение заболеваемости и смертности населения всех возрастных групп;

— зона экологического бедствия — это официально признанная государством часть территории РФ, где присутствуют признаки полного разрушения экосистем природы, общенациональное загрязнение, факты истощения флоры и фауны, уровень заболеваемости и смертности населения значительно выше среднестатистического по стране.

Экологическая политика должна иметь две составляющие: первая — санация (очистка) и рекультивация загрязненных и экологически неблагополучных территорий, вторая — охрана природы и неистощительное природопользование в экологически чистых районах. А для реализации этих планов надо знать реальное состояние природы нашего, хотя и сократившегося, но все еще обширного Отечества.

Существует насущная необходимость уменьшения «потребительного давления» человека, до сих пор ориентированного на максимализацию качества уровня своей жизни. В условиях индустриального общества — это главный фактор отрицательного воздействия на земные экосистемы различного уровня. Разумеется, это воздействие — неизбежное следствие жизнедеятельности человека, своеобразная плата за цивилизацию. Но этот процесс необходимо регулировать нормами экологического права.

6. Механизм охраны природной среды

Государство предусматривает целый ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Министерство окружающей природной среды и природных ресурсов, Россанэпидемнадзор, ГКЧС), отраслевые природоохранительные органы (по видам природных ресурсов), а также органы функционального надзора (по ядерной и радиационной безопасности, горный и промышленный надзор и др.). Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет (оценка) природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, вол, полезных ископаемых. Сюда же входят реестры рыбных запасов, диких животных, водный, лечебно-оздоровительных ресурсов, Фонд заповедных объектов, Федеральный регистр потенциально опасных веществ, международная, российская (региональные) Красная книга — совокупность сведений о состоянии и распространении редких, исчезающих (находящихся под угрозой исчезновения) видов флоры и фауны.

Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.

Нормирование качества — это установление показателей (нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ — это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.

Показатели нормативов качества — это общие требования ко всем видам нормативов, установленные в целях научно-обоснованного сочетания (баланса) экономических и экологических интересов общества. Они установлены в следующей последовательности:

а) медицинский критерий — «пороговый» уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду, за пределами которого наступают необратимые изменения — мутация. Этот критерий, установленный медициной, определяет требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека и критерии безопасности среды обитания человека;

б) технологический — способность экономики обеспечить выполнение пределов воздействия на человека и среду его обитания;

в) научно-технический — способность научно-технических средств контролировать ПДВ воздействие по всем параметрам.

Законодательство устанавливает следующие нормативы качества:

а) санитарно-гигиенические — предельно допустимые объемы концентрации (ПДК) вредных химических, физических, биологических веществ и воздействий, радиации естественного фона и приборов любого рода и направленности, вредных веществ в продуктах питания, о чем нам ранее просто не сообщали. К ПДК относят также нормативы санитарных, защитных и запретных зон;

б) производственно-технические — предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов (ПДВ) шума, тепла, вибрации, промышленной радиации магнитных полей, любых вредных веществ и воздействий в народном хозяйстве и быту. Сюда же относят строительные, промышленные нормы и правила, включая градостроительные (СНИПы. ПНИПы и т.п. технико-экономические нормативы, определяемые отраслевыми органами охраны природы);

в) комплексные — наименее разработанные и наиболее важные нормативы, которые как бы суммируют все виды нормативов качества, поскольку определяют уровень предельно допустимой нагрузки на всю природную среду (ПДН). С другой стороны, они определяют уровень предельно допустимой нагрузки (влияния) на организм человека всех факторов среды его обитания как искусственного так и естественного происхождения.

Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов.

Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания.

Экологический мониторинг направлен на всю среду или на отдельные компоненты (природные объекты, природные комплексы, природные ресурсы).

Государственный экологический мониторинг — это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подразделения на местах.

Государственный экологический мониторинг — это процесс сбора и преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды. Кроме Роскомгидромета его осуществляют Минприроды, Россанэпиднадзор, Комитет РФ по земельной реформе и землеустройству и другие органы.

Экологическая экспертиза по реальной значимости не менее важная часть системы экологического контроля, это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности. Предварительно проверяя документацию, проекты, программы, материалы, изделия, сырье и т.д., экологическая экспертиза выступает организационно-правовой формой предупредительного контроля всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов. Ее значимость повышает обязательность участия (или самостоятельной экспертизы) в государственной экспертизе представителей общественности от национального движения «зеленых» до представителей «Гринпис». Обычно формами ее выступают эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертиза. По своему характеру к ней примыкает такая мера предварительной оценки как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.

Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части: лицензии на природопользование — разрешение с указанием видов, объемов, лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, лимиты — экологические ограничения (предельные нормы) по территориям с указанием объема предельного использования (изъятия) природных ресурсов, а также {выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов, экологические фонды для восстановления (в пределах реальной возможности) потерь окружающей природной среды, компенсации причиненного вреда и других неотложных природоохранительных задач.

7. Вред окружающей природной среде

Существуют следующие способы причинения вреда окружающей человека среде:

повреждение — частичное приведение в негодность по качеству и количеству природного объекта, ресурса, комплекса;

истощение — уменьшение полезных природных свойств (потеря потенциала, его функций);

уничтожение — полное качественное и количественное приведение в негодность;

загрязнение — любое изменение физико-химического состава любым способом и в любой степени сверх установленной нормы.

Ст. 4, 86 Закона об охране окружающей природной среды применяют термин «порча», который по смыслу грамматического толкования следует понимать как способ причинения вреда. В то же время порча» — это любое неблагоприятное воздействие, ведущее к изменению количественных и качественных характеристик природных объектов (ресурсов). В этом смысле — это родовое понятие (загрязнение в широком смысле слова). Тогда все виды «порчи» — это стадии «разрушения» — процесса приведения в негодность конкретного природного объекта, ресурса, комплекса (процесс порчи).

Вред может быть правомерным, т.е. допускаемым государством в пределах установленных норм как результат «нормальной» хозяйственной деятельности, так и неправомерным как результат нарушения природоохранительного законодательства. Оба вида вреда это следствие невозможности полностью согласовать экономические потребности и экологические интересы.

Следует различать две взаимосвязанные формы вреда — ущерб, реальные или предполагаемые потери количества или качества природной среды (так называемый «экологический ущерб») и убытки, т.е. экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь («экономические убытки»).

Экологический ущерб — это отрицательное изменение полезности окружающей природной среды, которое определяется нормами экологического права. Экономические убытки определяются еще и нормами других отраслей права (гражданским, трудовым и т.д.). В целом экологический ущерб и экономические убытки — это вред природной среде, неминуемые затраты человеческого общества на современном этапе его развития.

8. Формы ответственности причинителя вреда

В экологическом праве существуют различные виды ответственности: эколого-правовая, наступающая за причинение неправомерного экологического вреда; эколого-экономическая, наступающая за причинение вреда в результате правомерной, разрешенной государством деятельности, связанная с выплатой определенной компенсации, направляемой на восстановление объектов природы.

Эколого-правовая ответственность обеспечивает реализацию охранительной (превентивной) функции — угрозы применения мер государственного (общественного) воздействия, компенсационной — восстановление потерь в природе, стимулирующей — наличие экономических и экологических стимулов рационально сберегательного природопользования. Эколого-правовая ответственность наступает за антропогенный вред (вред окружающей природной среде, включая человечество в целом), за физиологический — вред здоровью человека, за генетический — вред будущим поколениям человечества.

Основанием эколого-правовой ответственности является эколого-правовое (экологическое) правонарушение — взятые во взаимосвязи: вина (в любой форме, противоправность деяния (как действие так и бездействие), вред (угроза вреда, всегда носящая форму экологического характера) окружающей природной среде (первичный вред) и через нее — здоровью человека (производный вред) и его имуществу (ущемление имущественных интересов законного пользователя, арендатора, собственника).

Субъектами ответственности являются физические и юридические лица независимо от форм собственности и форм хозяйствования.

Главное в составе экологического правонарушения — это причинение экологического вреда, от характера и объема которого зависит наступление юридической ответственности.

Уголовно-правовая ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть — экологическую безопасность населения. Объектом экологического преступления являются природные объекты, находящиеся в экологической связи с ней (дикие, а не домашние животные). Современное законодательство предусматривает собственно «экологические составы» (ст.223 У К), «смежные» составы (ст. 199 УК) и как бы дополнительные составы, одновременно выполняющие экологические функции (ст. 170-172 УК).

Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания — штраф, а наиболее типичная мера — изъятие орудий и средств совершения правонарушения вплоть до конфискации средств передвижения. Размеры штрафа исходят из минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения в кратном исчислении, если иное не указано в законе. Следует подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда.

Наиболее эффективна гражданско-правовая ответственность, применяемая к субъектам за причинение вреда природной среде, здоровью человека, имуществу граждан и хозяйствующих субъектов в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Гражданско-правовая экологическая ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба в объеме, включая реальный вред, упущенную выгоду и неполученный доход. Важно усвоить, что возмещение вреда — это восстановление потерь в природной среде (компенсация) независимо от источника их появления. Хозяйственная деятельность человека на данном этапе его развития — неизбежный спутник потерь природной среды.

Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.

Закон об охране окружающей природной среды в ст. 81, 83 устанавливает материальную ответственность должностных лиц, виновных в причинении вреда экологическим правонарушением по своей вине на основе трудового законодательства.


Рефетека ру refoteka@gmail.com