Рефетека.ру / Маркетинг

Контрольная работа: Экспертиза продовольственных товаров

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра товароведения и экспертизы продовольственных товаров


Контрольная работа

по экспертизе продовольственных товаров


Выполнил:


Троицк-2005 г.

Порядок и метод проведения контрольных проверок по актам экспертизы


1. В целях контроля за работой экспертов, а также правильностью и объективностью производства экспертиз, руководство Бюро систематически проводит контрольные проверки по актам экспертиз.

2. Контрольные проверки назначаются начальником Бюро, его заместителем или старшим экспертом и проводятся до момента выдачи готовых актов заказчикам экспертиз, а именно: контрольные проверки назначаются после сдачи экспертами готовых актов руководству Бюро или в период окончания производства экспертизы, когда выявлены уже соответствующие результаты.

3. Производство контрольных проверок осуществляется штатными работниками: начальником Бюро, его заместителем, старшим экспертом, экспертом. В отдельных случаях для производства контрольных проверок могут привлекаться нештатные эксперты, наиболее компетентные в вопросах качества контролируемого товара.

Участие эксперта, проводившего экспертизу, в контрольной проверке не обязательно.

4. Контрольной проверкой устанавливается правильность производства экспертиз и оформления актов в соответствии с требованиями ГОСТов, ОСТов и др. нормативно-технической документации, определяющей качество проверяемого товара, а также Положения о БТЭ, Инструкции о порядке проведения экспертиз, норм выработки и т.д.

В основу контрольной проверки может быть также моложен любой вопрос, касающийся требований вышеперечисленных и др. документов.

5. При проведении контрольной проверки необходимо обращать основное внимание:

1) на правильность определения экспертом качества или количества товара, при этом проверяется:

соответствующей ли технической документацией (действующими ГОСТами, ОСТами, утвержденными образцами и т.д.) пользовался эксперт яри определении качества товара (тары и т.д.);

соблюдены ли требования ГОСТов, ОСТов о количестве осматриваемого товара (тары и т.д.) в предъявленной партии и правильно ли заполнен пункт 19 акта экспертизы, где должно быть отражено фактически осмотренное количество проэкспертированного товара;

располагал ли эксперт при проведении экспертизы необходимыми документами на товары (счет, накладная, спецификация, транспортная накладная и т.д.) и в случав отсутствия отдельных документов, оговорено ли это в акте экспертизы;

предъявлялся ли эксперту, в случав порчи или недостачи товара (тары, торгового оборудования и т.д.) коммерческий акт или акт приемки товара, составленный с представителем незаинтересованной организации, а также сделана ли на них отметка о производстве экспертизы;

правильно ли отражено в пункте 22 акта экспертизы качественное состояние проэкспертированного товара, технически грамотно и в соответствии с требованиями технической документации дано описание дефектов;

соответствует ли заключение эксперта требованиям ГОСТов, ОСТов, утвержденным образцам и качественному состоянию проэкспертированного товара, а также не допущено ли экспертом необоснованных выводов и предложений, противоречащих ГОСТу, ОСТу, Положению о поставках товаров народного потребления и Инструкции о порядке проведения экспертиз.

2) на соблюдение экспертами важнейших требований Инструкции о порядке проведения экспертиз:

своевременно ли экспертом выполнен наряд на производство экспертизы;

вызывался ли для участия в экспертизе представитель поставщика (если это предусмотрено договором сторон), и сделана ли об этом отметка в акте экспертизы;

предъявлялся ли эксперту акт внутренней разбраковки товара (тары, торгового оборудования), составленный получателем;

сделана ли экспертом отметка о подлинных документах поставщика о производстве экспертизы и отражено ли это в пункте 21 акта экспертизы, а в случае забраковки товара поставлен ли экспертом штамп "БТЭ" на осмотренном им товаре в соответствии с требованиями пункта 22 Инструкции о порядке проведения экспертиз и отмечено ли об этом в акте экспертизы (отметку рекомендуется делать в пункте 21 акта экспертизы).

6. Осмотр товара при контрольной проверке может производиться как выборочным методом, так и сплошной проверкой.

Результаты контрольной проверки оформляются справкой по форме, данной в приложении, справку подписывает проверяющий, утверждает начальник Бюро товарных экспертиз, а эксперт, проводивший экспертизу, знакомится с ней под расписку.

7. Справка составляется в двух экземплярах: один экземпляр подшивается к подлиннику акта экспертизы, другой - в специальную папку по вопросам контрольных проверок.

8. Справка о результатах контрольной проверки с конкретными предложениями в отношении производства экспертизы и оформления акта предоставляется начальнику Бюро на утверждение, если последний не принимал участия в контрольной проверке.

9. При установлении контрольной проверкой расхождений в данных против экспертизы, как правило, назначается повторная экспертиза.

В отдельных случаях, если расхождения незначительные и не затрагивают интересов старой, а также не влияют на качество производства самой экспертизы в целом, последняя может быть дополнена или частично изменена без пересоставления первичного акта.

Право принятия окончательного решения в отношении акта экспертизы, по которому проводилась контрольная проверка, принадлежит Начальнику Бюро.


Экологические знаки соответствия и экологические этикетки


Одними из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечения безопасности человека. С целью информирования потребителей об экологической чистоте товаров, о способе предотвращения загрязнения окружающей среды при потребление этих товаров, стали применять экологические знаки.

В сложившейся экономической ситуации одним из важных аспектов конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынке является соответствие экологическим требованиям. Данная ситуация сложилась прежде всего потому, что все страны заинтересованы в здоровье своих граждан, а также состоянии окружающей среды. Не секрет, что одним из крупных источников загрязнений является различная продукция на отдельных этапах своего жизненного цикла. Поэтому в ряде стран активно внедряются различные законодательные и природоохранные акты препятствующие появлению на внутреннем рынке продукции потенциально загрязняющей среду обитания. Здесь следует подчеркнуть тот факт, что продукция подобного рода не обязательно некачественная, но она может нанести вред экологии.

Текстильная продукция, вопреки расхожему мнению, также способна нанести определенный вред экологии, прежде всего потому, что при ее производстве используются различные вещества которые уже в процессе эксплуатации способны поступать в окружающую среду. Кроме того, по окончании срока эксплуатации продукция фактически не подвергается утилизации, а как известно, текстильные материалы составляют 5-7% от общего числа твердых бытовых отходов.

Каким же образом обыкновенный потребитель может удостовериться, что покупает текстильную продукцию соответствующего уровня экологической безопасности? Поскольку потребители, как правило, не в состоянии самостоятельно оценить товар с позиции экологических требований (в отличие от уровня качества изготовления) то в этом случае они используют информацию, отображенную на различной экологической маркировке (или экомаркировке).

Система мероприятий по охране окружающей среды, признаваемая значительной частью промышленно-развитых стран мира, включая и Российскую Федерацию, предусматривает среди прочих своих элементов использование экологических заявлений в рекламных материалах, средствах массовой информации, а также непосредственно на продукции или её упаковке, в сопроводительной документации, что и составляет понятие экологическая маркировка.

ЭКОМАРКИРОВКА - комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительной документации.

Для того, чтобы понять какого рода экомаркировка должна присутствовать на текстильных изделиях рассмотрим ее основные разновидности.

Существующую экомаркировку можно условно разделить на следующие основные группы: по предметному признаку: - информация об экологичности предметов в целом или их отдельных свойств, (например: Экознак ЕС; знаки "Голубой Ангел", ФРГ; рис.1 и 5)"Белый Лебедь", Скандинавские страны; "Эко - знак", Япония (рис 4); знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя вокруг Земли (рис.2); знаки на предметах потребления, отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды);

информация для идентификации материалов, которые могут быть повторно (многократно) использованы и/или подвергнуты вторичной переработке в рамках действующих программ такой переработки (рис.3);

информация для идентификации натуральных продуктов питания (органическое производство);


Экспертиза продовольственных товаров

Рис 1 Экознаки "Голубой ангел" и "Зеленая точка"


Экспертиза продовольственных товаров

Рис.2 Экознаки "Исследован на пригодность товара для пищевых продуктов" и на соответствие требованиям по охране озонового слоя Земли


Экспертиза продовольственных товаров

Рис.3 Знак "Ресайклинг" и экознак, проставляемый на бумаге, полученной из вторичного сырья.


Экспертиза продовольственных товаров

Рис.4 Знак опасности товара для окружающей среды и экознак Японской ассоциации по охране окружающей среды.

Экспертиза продовольственных товаров

Рис.5 Экомаркировка ЕС


Следует отметить, что на практике существуют и другие виды экомаркировки, например, призывы к бережному отношению к окружающей природной среде в целом и её отдельным объектам, которые регулируются в установленном порядке:

по виду декларирования:

программы одобрения, проводимые третьей стороной (Тип I по международной классификации ИСО);

самодекларации информационного характера (Тип II по международной классификации ИСО);

количественная информация, предоставляемая поставщиком и основанная на подтверждение приводимых данных независимой стороной (Тип III по международной классификации ИСО);

по способу выражения необходимой информации:

экологические знаки, включая знаки соответствия (одобрения);

заявления в текстовой форме;

различные их комбинации.

До недавнего времени в России экомаркировка не получала должного внимания и единый подход к её созданию и применению отсутствовал. Экомаркировка появлялась в России в основном с импортной продукцией и, учитывая незнание её смысла и наличие сопровождающего текста на иностранных языках, эффективность таких заявлений на российской территории была очень низкой. В настоящее время на отечественной продукции экологическая маркировка встречается всё чаще, несмотря на то, что единый системный подход к всем видам экологической маркировки (в частности - добровольной) в России пока отсутствует.

Наиболее частыми примерами отечественной экомаркировки являются стилизованные надписи об экологичности изделия (в частности, о безопасности для озонового слоя) на некоторых аэрозольных упаковках и надпись "Экологически чистый (Натуральный) продукт" на этикетках некоторых видов продукции.


Виды экомаркировки в России


Знаки соответствия в системе сертификации по экологическим требованиям - при добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие установленным экологическим требованиям - Регулируется законодательством и нормативными документами в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, рекламы и государственными стандартами и нормативными документами МПР РФ в части применения знаков соответствия при добровольной сертификации в рамках системы сертификации по экологическим требованиям;

Знаки соответствия систем добровольной сертификации по экологическим требованиям, зарегистрированным в установленном порядке - при добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие требованиям согласованным заявителем и органом по сертификации - Регулируется законодательством и нормативными документами в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, рекламы и государственными стандартами и нормативными документами МПР РФ, Госстандарта РФ в части применения знаков соответствия при добровольной сертификации.

Знаки одобрения (рекомендации) авторитетных в соответствующей области организациями - самостоятельно или по запросам производителей (потребителей) - Регулируется законодательством и нормативными документами в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, рекламы и государственными стандартами и нормативными документами МПР РФ в части применения экомаркировки.

Самодекларации производителей продукции (услуг) - Регулируется законодательством и нормативными документами в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, рекламы и государственными стандартами и нормативными документами МПР РФ, Госстандарта РФ в части применения экомаркировки.

Идентификационная маркировка, применяемая в рамках мероприятий по рациональному использованию ресурсов (предметы, подлежащие сбору и вторичной переработки) - Регулируется законодательством и нормативными документами в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, рекламы и государственными стандартами и нормативными документами МПР РФ, Госстандарта РФ в части применения экомаркировки. В связи с вышеизложенным у производителей текстильных материалов, желающих повысить конкурентоспособность своей продукции, может возникнуть вопрос о маркировке своей продукции соответствующим экознаком.

В России законодательными актами запрещается ставить знаки соответствия экологическим требованиям без проведения соответствующих испытаний компетентными органами. Поэтому возникает вполне конкретная проблема с поиском подобных органов.


Экспертиза продовольственных товаров

Знак соответствия Системы обязательной сертификации.

Среди отечественных экомаркировок распространены знаки, надписи и прочие изображения, заявляющие об "экологической чистоте". Многие специалисты считают это бессмысленным. По праву экологически чистым можно считать продукт, если он не содержит вредных для человека и окружающей среды веществ, а при его производстве и утилизации природе не наносится вреда. На практике это нереально, и разница может быть лишь в степени негативного воздействия. В Канаде, например, маркировки "экологически чистый", "дружественный к окружающей среде" запрещены, а применение маркировок типа "не содержит вещества..." ограничено. Как можно заявлять о полном отсутствии какого-либо веществе, если измерения имеют определенную точность? Здесь нужны дополнительные пояснения. Это может быть указание пороговой концентрации, которую не превышает содержание вещества, или заявление о том, что данное вещество не используется при производстве продукта.

Тем не менее, российские стандарты в принципе допускают такого рода заявления при определенных условиях. Так, ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования" устанавливает, что использование в наименовании товар характеристик "экологически чистый", "изготовленный без применения вредных веществ", "радиационно безопасный" и других аналогичных утверждений разрешается лишь при указании в научно-технической документации изготовителя методов контроля данных характеристик и подтверждении их компетентными органами.

ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" также допускает использование в наименовании продуктов понятий типа: "экологически чистый", "выращенный с использованием только органических удобрений", "выращенный без применения пестицидов" - и аналогичных только при указании нормативного документа, позволяющего идентифицировать свойства продукта или дающего определение термина и/или при подтверждении компетентными органами.

Предпринимаются попытки развивать экомаркировку и на региональном уровне, особенно в столицах. Санкт-Петербургский экологический союз реализует программу "Экология и человек", удостоенную Европейской премии Джованни Маркора. Один из ее проектов - внедрение экомаркировки для продукции широкого спроса. Знак с многообещающим названием "Листок жизни" предполагается проставлять на товарах, технология изготовления и состав которых соответствуют европейским нормам. Разработчики называют его аналогом "Белого Лебедя" и "Голубого Ангела". Результаты экологической экспертизы планируется заслушивать на консультационно-общественном совете при Торгово-промышленной палате. А в Москве Департамент природопользования и защиты окружающей среды ввел систему экологической маркировки автозаправочных станций, предусматривающую контроль за соблюдением экологических требований к качеству топлива.

Список используемой литературы


1. Деловой экологический журнал №3/2003, С.45-50.

2. Драмшева С.Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров: Учебник для техникумов. - М.: Экономика, 1996. - 143 с.

3. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. - Ростов н/Д.: издательский центр "Март", 2000. - 448 с.

Похожие работы:

  1. • Экспертиза продовольственных товаров
  2. • Экспертиза продовольственных товаров
  3. • Товароведение продовольственных товаров и ...
  4. • Фальсификация товаров: понятия, объекты, виды ...
  5. • Товароведение и экспертиза продовольственных ...
  6. • Экспертиза и оценка продовольственных товаров
  7. • Товароведение продовольственных товаров
  8. •  ... соответствия продовольственных товаров сертификации ...
  9. •  ... процедуру приема товаров и экспертизы его качества
  10. • Независимая товарная экспертиза
  11. • Фальсификация продовольственных товаров. Оценка ...
  12. • Изучение ассортимента и экспертиза качества шоколада
  13. • Товароведение продовольственных товаров
  14. • Безопасность продовольственных товаров и сырья
  15. • Пищевые добавки
  16. • Корнеплоды
  17. • Колбасы - виды, классификация, экспертиза
  18. • Идентификация пищевых продуктов
  19. • Рынок, анализ ассортимента, экспертиза качества и ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com