Введение
Водный туризм – один из видов активного туризма. Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан - покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда, но они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути - все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав - Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американский изобретатель Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта. Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы. В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.
1. Морские круизы
1.1 Морской круиз
Морские круизы - путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран. В мире насчитывается более 150 морских круизных компаний - греческих, итальянских, испанских, американских, датских, норвежских. К наиболее известным перевозчикам в сфере морских круизов относятся Carnival Cruise Lines, Celebrate Cruises, Royal Caribbean International, Princess Cruises, Costa Cruises, Norwegian Cruise Lines. С каждым годом число круизных компаний увеличивается, так как увеличивается число туристов, проявляющих интерес к круизам. В 1980 г. насчитывалось 1,5 млн туристов морских круизов, в 1993 г. - 4,5 млн, в 1996 г. - 6,5 млн, в 2003 г. - 9 млн, в 2006 г. эта цифра достигла 12 млн туристов. С начала 1980 х гг. растет и количество круизных судов. В 1985 г. насчитывалось 120 морских круизных судов, в 1994 г. - 175, в 2003 г. - 327, а в 2006 г. количество морских круизных судов составило 387. Происходит не только количественный, но и качественный рост морских круизных перевозок и судов. Круизные суда, как и гостиницы, оцениваются по целому ряду критериев, после чего им присваивается определенное количество звезд. Используются следующие критерии: судно и его оснащение, состояние кают, питание, обслуживание, развлекательные программы, ассортимент дополнительных услуг на борту.
1.2 Правовые вопросы регулирования перевозок туристов морским транспортом
При организации международных перевозок туристов морским транспортом действую международные договоры и конвенции. Одним из основных документов является Афинская Конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа. Россия является участницей данной Конвенции. В данном документе предусмотрена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесных повреждений, а также в результат утраты или повреждения багажа. Имущественная ответственность перевозчика составляет 700000 швейцарских франков за вред, причиненный здоровью пассажира; 12500 франков за ручную кладь; 50000 франков за транспортное средство; 18000 франков на пассажира в отношении друг их предметов багажа.
Вопросы морского судоходства находятся в компетенции международной морской организации IMO (International Maritime Organization). Данная организация занимается разработкой актов в области морских перевозок, имеющих международный статус. При морских перевозках в территориальных водах РФ, в водах открытого моря и при заходе морских судов России в порты иностранных государств действует "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации".
Согласно данному документу под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.
Согласно договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира и его багаж из пункта отправления в пункт назначения. При этом пассажир обязан оплатить проезд и провоз багажа. Заключение данною Договора удостоверяется билетом и грузобагажной квитанцией. В России в настоящее время существуют девять морских пароходе 1в. осуществляющих пассажирские перевозки: Балтийское, Северное, Мурманское, Дальневосточное, Сахалинское, Камчатское. Каспийское, Азовское, Черноморское.
Размер оплаты за проезд пассажира и провоз его багажа определяется на основании тарифов. Пассажир имеет право провозить бесплатно с собой одного ребенка в возрасте до 2 лет (в случае международных перевозок по льготному тарифу) без предоставления ему отдельного места. Дети в возрасте от 2 до 12 лет провозятся по льготному тарифу с предоставлением им отдельного места. Льготный тариф обычно составляет 50-75% от стоимости взрослого билетa.
Пассажир имеет право перевозить с собой в каюте бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм и габаритов. Данная ручная кладь именуется каютным багажом, и пассажир несет полную ответственность за его сохранность.
Пассажир имеет право в любой момент расторгнуть договор на перевозку. При этом ему возвращается полная сумма за вычетом комиссионных сборов (в случае расторжения договора до начала перевозки) или часть суммы, в случае если перевозка началась и не была закончена. Перевозчик вправе расторгнуть договор с пассажиром по причинам, общим для всех видов транспорта.
Перевозка пассажира включает: период, в течение которого пассажир и или ею багаж находятся на борту судна; период посадки и высадки пассажира; период, в течение которого пассажир и его багаж доставляются водным путем с берета на судно и обратно (в случай если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета); период пребывания пассажирского багажа на морском вокзале, причале, пристани в случае, когда он принят к перевозке (период пребывания на вокзале пассажира не включаемся в перевозку).
Если морская перевозка носят круизный характер, то договор о морской перевозке пассажира сопровождается рядом дополнительных соглашений, касающихся сферы обслуживания клиента: питания, развлечения, экскурсионной программы. Кодекс торгового мореплавания содержит также главу, посвященную договору фрахтования судна па определенное время (тайм-чартер). Этот договор является основным для туристских фирм и организаций.
По договору фрахтования судна на время судовладелец обязуется за определенную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов его экипажа в пользование на определенный срок для перевозки пассажиров, грузов и иных целей торгового мореплавания. При оформлении такого договора указываются: наименование сторон; цель фрахтования, название судна, его технические и эксплуатационные данные: район плавания; время и место передачи и возврата судна; стоимость фрахта; срок действия тайм-чартера.
Кодекс торгового мореплавания предусматривает также договор фрахтования судна без экипажа. Данная процедура именуется бербоут-чартером. Фрахтователь сам подбирает экипаж и технически оснащает судно всем необходимым оборудованием. Договор бербоут-чартера должен содержать следующие элементы: наименование сторон; название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные; количество расходуемого топлива; район плавания, цель фрахтования; время и место передачи и возврата судна; стоимость фрахта и срок действия соглашения.
1.3 Достоинства, недостатки и мотивация водных путешествий туристов
Вода не является средой обитания человека, однако она необходима ему для обеспечения жизнедеятельности, технических нужд и производства, а водные пространства - как удобные пути перемещения и дешевой перевозки. Внимательно посмотрев на географическую карту, увидим, что подавляющее количество малых, больших и очень крупных населенных пунктов и городов непременно стоят вблизи водного пространства, крупной или малой реки, озера или на берегу моря. Водные пути в силу рельефа поверхности Земли и естественных направленных водостоков во все времена способствовали человеку в ориентации в пространстве и проникновении на другие территории, в общении и перемещении. Во всех регионах мира, где были водные пространства, человек с библейских времен стремился соорудить плавучие средства и с помощью них совершать близкие и дальние путешествия в другие местности и страны.
Турбизнес имеет равные формы организации путешествии и одна из них - круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, С заходом в порты, на бортy специально го пассажирского судна. В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов, вместимостью от 70 до 2000-3000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.
По сути дела круиз представляет собой морской или речной тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).
Идея путешествий по системе круиза принадлежит американцу Бобу Дикенсону, служащему компании Ford Motors. Им в 50-х гг. разработана концепция круизного отдыха, предусматривающая мощную индустрию развлечений на теплоходах: киноконцертные залы, бассейны, казино, рестораны, бары, тренажёрные залы, библиотеки, солярии, теннисные корты, площадки для гольфа, а также различные шоу. Круизный туризм получил наиболее бурное развитие с конца 50-х гг. XX в. Цивилизованный рынок круизов возник после 1960 г. К 1980 г. круизный бизнес стали осуществлять уже 15 крупных мировых компаний.
Перевозка туристов водным транспортом включает в себя: морские перевозки и круизы; речные путешествия и речные круизы; путешествия на паромах, катамаранах, яхтах, лодках; морские и речные прогулки; прочие виды водных путешествий.
Водные туристские путешествия имеют целый ряд достоинств: наиболее высокий уровень комфорта; значительный объем единовременной загрузки; возможность реализации различных видов и целей туризма; возможность полноценного отдыха; полный комплекс жизнеобеспечения. Недостатками водных путешествий являются: невысокая скорость движения (но это лишь относительный недостаток); синдром замкнутого пространства; ограниченная мобильность; подверженность част людей морской болезни; е ряде случаев высокие тарифы.
В соответствии с проведенными опросами "круизных" туристов на различных маршрутах их мотивация выбора круизного отдыха включает: желание отдохнуть на воде и провести отдых в спокойной, размеренной и комфортной обстановке; потребность увидеть новые города, посетить музеи, объекты культовой архитектуры и др.; не иметь забот об организации отдыха и развлечений; приемлемая цена, Комментируя все вышеперечисленные мотивы, следует также отметить, что крупный отдых наиболее полезен для здоровья: медленное передвижение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.
1.4 Круизный бизнес на мировом туристском рынке
Одним из самых распространенных видов водных путешествий являются круизы. В понятие круиза входит организация морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран. Круизный туризм получил наиболее бурное развитие с конца 50-х п. XX в. Это было обусловлено преимущественным развитием воздушного транспорта, который вытеснил суда, особенно на линейных перевозках.
Круиз - интенсивно развивающийся в последнее время вид туризма. Количество пассажиров, путешествующих на круизных судах, ежегодно увеличивается, соответственно растут и доходы от этого вида бизнеса.
Поэтому очевидно, что организация круизного вида отдыха - перспективное и прибыльное дело и знание его основ никогда не будет лишним.
В последнее десятилетие круизный рынок характеризуют 4 фактора: специализация предложения; плавание на небольших комфортабельных теплоходах; соответствие размера теплохода набору услуг; автоматизация. Первые три фактора нашли развитие уже в 80-е гг. XX в. в форме круизов-экспедиций, плаваний на роскошных яхтах и огромных теплоходах с числом мест более 2 тыс. Однако в последующие годы зги факторы отошли на второй план, и первое место заняла автоматизация. В круизном бизнесе появилась необходимость создания простого управления информационной системой.
Ведущими в мире странами круизных путешествий являются Великобритания, США и Германия. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США и Германии. В начале XXI в. круизный туризм является одним из важнейших видов туризма со значительными рынками в США, Великобритании и других странах Европы и Азии. Крупнейшим рынком-поставщиком круизных туристов является рынок США. Рост числа круизных туристов в США начался в 1980 г. и его темпы превышают среднегодовой показатель темпов роста туризма в США в целом.
Следующим рынком-поставщиком круизных туристов является рынок Великобритании. Их среднегодовое число составляет более 300 ТЫС. чел. Третье место в мире на рынке круизов занимает Германия со среднегодовым количеством туристов-круизеров более 250 тыс. чел. В то время как круизный рынок Великобритании в последние годы постоянно рос, рынок Германии оставался статичным. Большой спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и некоторых других странах.
Круиз - это уникальный туристский продукт, сочетающий в себе транспортировку, размещение и развлекательную программу. Основным местом пребывания пассажиров в течение круиза является корабль, и зачастую он и есть главный привлекающий элемент, поэтому особое внимание нужно уделить характеристике некоторых крупных круизных судов и описанию типичной программы пребывания туристов на корабле.
Программы круизных плаваний очень разнообразны. Отдельные круизные плавания посвящаются определенным датам, темам, событиям. Например, астрономический круиз, круиз, посвященный году Колумба и т. д.
Зарубежные круизы традиционно организуют:
• по Средиземному и Адриатическому морям:
• вокруг Европы с посещением Британских островов и острова Исландия;
• по Скандинавским странам с посещением Санкт-Петербурга;
• в США, Канаду и Аляску, в том числе из Тихого океана в Атлантический через Панамский канал или вокруг Южной Америки;
• через Аравию (Суэцкий канал) в Индийский океан;
• по островам южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия);
• к Гавайским островам и но Карибскому бассейну и другие.
Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха.
Цены же на российские водные путешествия в 3-5 раз ниже общемировых благодаря более низкой фрахтовой ставке судов и более дешевому сервису. По этой причине конкуренция на отечественном круизном рынке существует только между российскими турфирмами и почти отсутствует с иностранными. Занимающие более высокое положение зарубежные круизные фирмы не принимают особых попыток внедрения на российский рынок.
Сроки проведения морских круизов самые разнообразные и в зависимости от направления маршрутов колеблются от одной недели до одного месяца. Начинаться и закапчиваться они могут как в одном порту, так и в разных. Морские круизы еще принято называю авиационно-теплоходными турами, так как туроператоры доставляют клиентов в порт отправления и обратно домой самолетом.
По всему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию - Cruise Linc International Association (CLIA). Она осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане.
CLIA делит морские маршруты в зависимости от стоимости дня проживания на 4 категории: экономичные ($75-150 в день, суда компании Festival, TUI-Thomson, а также бывший флагман "Шота Руставели" ныне "Асседо"), классические ($100-200 в день, компании Carnival. Norwegian, Costa Cruises), премиум-круизы ($ 150-400 в день, компании Princess, Royal Caribbean, Holland America) и круизы класса "люкс " (до $ 1000 в день, компании Cunard, Silversea Cruises, Radisson Seven Seas., Crystal.
1.5 Пассажирские линии и круизы виды и назначение. Заключение фрахт-контракта
Специалисты считают, что круиз продолжительностью в одну неделю является, и будет оставаться основным турпродуктом (около 40% круизов приходится на недельные путешествия). Более кратковременные круизы предпочитает около 30% клиентов. Круизы от 10 до 14 дней привлекают чуть меньше 30%. В продолжительных круизах свыше 14 дней принимают участие лишь 2-3% клиентов.
Формы круизного путешествия многообразны. Наиболее распространенные из них:
1. Туристский маршрут вдоль берега с кратковременными экскурсиями на берегу.
2. Сочетание круиза с длительным путешествием внутрь страны с использованием других транспортных средств.
3. Сочетание круиза с частичным пребыванием на берегу, то есть путешествие на круизном судне с последующим отдыхом на берегу.
В Целом для организации круизных поездок наиболее распространенной (более 60%) является классическая европейская система, которая предусматривает морское путешествие с заходом в раз личные порты с экскурсионной программой. Однако все большую популярность завоевывает и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажи рам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту.
В последнее время практически во всех регионах завоевывают популярность "круизы в никуда"-одно- и двухсуточные поездки без захода в другие порты. Как правило, такое судно уходит из базового порта часов в шесть вечера в пятницу и возвращается в воскресенье к вечеру. Широкое распространение получили комбинированные и "пакетные" авиаморские круизы с включением в стоимость путешествия всего комплекса обслуживания. При этом круизная компания организовывает чартерные авиарейсы как часть общего путешествия, обеспечивая туристу свой уровень обслуживания уже из аэропорта.
В России принята другая классификация морских круизов и путешествий. В каждом бассейне действуют пассажирские линии, среди которых различают:
• внутренние (каботажные), связывающие между собой российские порты;
• международные (заграничные), связывающие российские пор ты с иностранными;
• местные, осуществляющие перевозки в границах какого-либо региона, района, субъекта федерации;
• пригородные -деятельность портового пассажирского флота.
Министерство морского флота России организует следующие рейсы:
• туристские, действующие по специальным маршрутам и рас писаниям. Они рассчитаны на большую продолжительность поездки, во время которой туристам предоставляют определенный комплекс услуг;
• прогулочные— продолжительностью не более 6 часов, без остановок в портах и без предоставления экскурсии и досугово-развлекательного обслуживания;
• специальные, выполняемые по отдельным заказам;
• линейно-транспортные, осуществляющие регулярные рейсы между отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям;
• паромные, осуществляемые регулярные нетуристские рейсы между отдельными портами и пристанями без предоставления обслуживания.
Суда для туристских целей (круизов) арендуются по специальному договору (фрахт-контракту), заключаемому между туристской организацией и морским пароходством. Такой договор включает:
1) количество и наименование судов, количество мест по категориям;
2) маршруты круизов и сроки;
3) количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость;
4) стоимость оплаты на каждый рейсооборот;
5) общую сумму оплаты за перевозку туристов;
6) ответственность сторон.
Обязательными приложениями к договору являются: расписание движения судна, согласованное с туристской организацией; план-карта судна, утвержденная на момент заключения договора; рас чет платы за аренду судна по категориям кают и элементным ставкам для каждого морского бассейна с учетом сезонных скидок.
В последнее время некоторые судовладельцы предлагают суда в бербоут-чартер на длительную аренду и эксплуатацию со всей вытекающей ответственностью. Судовладелец обязан соблюдать установленное расписание движения судна. Обо всех возникающих изменениях и отклонениях в расписании движения судна в случае задержки прихода судна в порт и сокращения времени стоянки администрация судна обязана оповестить об этом работников туристского круиза и туристов, принять меры к выполнению программы обслуживания туристов.
1.6 Услуги на круизе. Цена и качество услуг на морском круизе
В настоящее время основной тенденцией развития круизного бизнеса является повышение качества и количества услуг на борту судов, некоторые из которых представляют собой 12-14-палубные "плавучие города" вместимостью 2-2,5 тыс. человек. Качество услуг обеспечивается достаточным количеством обслуживающего персонала (соотношение 1 человек на 2-3 пассажира). Две основные категории служащих на бор ту - команда корабля, находящаяся на любом судне, и персонал отеля. Как правило, круизы выстроены по принципу: ночью - переходы, днем - стоянки, экскурсии. Бывают дальние переходы — сутки - двое в море, потом пара дней на берегу. Это достаточно удобная и неутомительная форма организации путешествий. А экскурсии обычно всегда хорошо подготовлены и организованы по минутам.
Круизы обычно утраиваются по системе "Все включено" (all inclusive): за питание (практически круглосуточное), развлечения, некоторые экскурсии ничего доплачивать не нужно. Дополнительно оплачиваются лишь алкоголь, чаевые персоналу, процедуры в салонах красоты, специальные экскурсии, а также индивидуальные прихоти. Вся оплата на бортy ведется по безналичному расчету-со специальных карточек.
Существует несколько распространенных классификаций пассажирских кораблей и круизных маршрутов. Морские маршруты подразделяются в зависимости от стоимости дня проживания на 4 категории: экономичные ($175-150 в день, суда компаний Festival, Thomson), классические ($100-200 в день, компании Carnival, Norwegian. Costa Cruises), премнум-круизы ($150-400 в день, компания Princess, Royal Caribbean, Holland America) и круизы-"люкс" (до $1000 в день, компании Sikersea Cruises, Radisson Seven Seas, Crystal).
В свою очередь, круизные корабли классифицируются по звездности - от 1 до 6 звезд и группы: Standart (2*-4*), Premium (5*-5*+-) и Lux (6*).
Стоимость круиза определяется величиной фрахта, уровнем комфортабельности судна, а также сборами за проход каналов, эксплуатационными расходами, стоимостью береговых услуг и налога ми и имеет тенденцию к росту. Выделяют также следующие факторы, влияющие на цену круиза: продолжительность круиза; сезон; расположение и размер кают; тип корабля. Цена круиза обычно исчисляется по дневному тарифу. Цены на круиз прямо пропорционально зависят от сезона. Самые высокие цены наблюдаются и период "высокого" сезона и самые низкие цены соответственно в период "низкого" сезона.
По зарубежной классификации классы кают на круизном теплоходе обозначаются следующим образом:
• Premium р-1 1-2-3-местное размещение со всеми атрибутами комфорта: ванная, туалет, мини-бар и др.
• Premium р-2 2-местное размещение с теми же атрибутами ком форта
• Standart s-l 2-3-местное размещение с частичными удобства ми.
• Slandart s-2 2-4-местное размещение с частичными удобствами.
• Economy с 2-4-6-местное размещение и частичными удобствами.
В ряде случаев классификация может быть иной.
Каюты могут быть внешние и внутренние. Внешние каюты имеют иллюминаторы и вид на море, внутренние каюты не имеют доступа для естественного освещения и выходят в центральный коридор. В настоящее время большинство крупных компаний разрабатывают свои суда с максимально возможным количеством внешних кают.
Расположение кают важный фактор, влияющий на цену круиза. Главную роль здесь играет высота каюты над водой. Высоко расположенные каюты дороже низко расположенных, так как открывают туристу хороший вид на океан и расположены ближе к объектам развлечения на судне. Каюты, расположенные в середине корабля, также дороже, чем каюты, расположенные в носовой или кормовой част, так как качка и них меньше чувствуется. Внешние каюты также дороже, чем внутренние. Также на цену влияет количество пассажиров в каюте.
Последний фактор, влияющий на цену - это тип корабля. Цена круиза на некоторых старых кораблях выше, чем на новых, так как они более просторны и вмещают меньшее количество пассажиров.
В стоимость круиза (basic rates) обычно не включены: специальные мероприятия или виды спорта в портах захода, например, плавание с аквалангом или трубкой; экскурсионное обслуживание на берегу в портах захода; алкогольные и прочие напитки; дополнительные блюда на заказ, не включенные в меню; массаж, пользование сауной и т.д.; дополнительные услуги, такие как стирка, медицинское обслуживание, телефонные звонки на берег; чаевые обслуживающему персоналу; портовые и государственные сборы.
Многие круизные компании, часто заключают соглашения с авиакомпаниями для обеспечения перелета туристов в порт отправления судна в рамках всеобъемлющего пакета Air/Sea (воздух/море). Зачастую, за счет массового бронирования авиабилетов, стоимость перелета для туристов, в рамках такого комплексного пакета может быть значительно дешевле, хотя она и не входит в стоимость самого круиза.
В случае отправления судов из крупных городов, где практически всегда есть проблема с парковкой машин, многие компании, в рамках аналогичных coглашений с операторами стоянок, также могут предлагать пассажирам места для парковки автомобилей на время круиза прямо на морских терминалах по сниженным ценам. Багаж туристов, который им не потребуется в течение рейса, сдается в камеру хранения, остальной считается каютным багажом. По международным правилам на судне с численностью свыше 12 пассажиров должен быть судовой врач.
Организация всей культурно-досуговой, развлекательной работы в портах захода и другие мероприятия для туристов на борту судна и на берегу осуществляется туристской организацией, арендующей судно. Ответственным представителем туристской организации на борту судна является руководитель круиза (руководитель морского туристского маршрута, руководитель морского тура).
План мероприятий, проводимых туристской организацией на судне, согласовывается с судовой администрацией, которая оказывает содействие проведению этих мероприятий. Администрация судна предоставляет работникам туристской бригады право бесплатного пользования судовой радиотрансляционной сетью, по которой ежедневно производится трансляция передач, грамзаписей и путевой информации в течение 7 час. в соответствии с программой и расписанием передач. Руководителю круиза предоставляется право бесплатного пользования служебной радиосвязью по судовой радиостанции по вопросам туристско-экскурсионного обслуживания. Питание туристам предоставляется в судовых ресторанах, по стоимости, указанной в договоре, и по меню, согласованному с руководителем группы. Последний имеет право вносить изменения в распорядок питания туристов, связанные с проведением экскурсионной программы. Основанием для расчета за питание являются акты (счета), подписанные руководителем круиза, и представителем администрации судна согласно установленному порядку.
Питание штатных сотрудников круиза, назначенных туристской организацией, производится по рациону питания экипажа судна за наличный расчет в столовой экипажа.
Программа любого круиза включает следующие элементы:
• Питание - Еда- наиболее важная часть круиза. Посещение ресторана - особая форма развлечений.
• Деятельность - полная программа занятий, когда корабль в море (спорт, изучение иностранных языков и др.).
• Развлечения - концерты, кино, маскарады, дискотеки, казино и др.
• Экскурсии по берегу — остановки в портах посещения на несколько часов и проведение в сжатые сроки обзорных экскурсий.
ЭКОНОМИЧНЫЕ КРУИЗЫ (от 75 до 150 у.е. на человека в день). Предназначены для тех, кто любит море, любит исследовать новые направления и маршруты. Экономические круизы предлагают действительно прекрасный вариант отпуска по системе "Все включено": проживание, питание и развлекательная программа на борту к не принужденной обстановке. Обычно такие круизы выполняются на не очень новых, реконструированных для хорошего отдыха судах. Хотя корабли для экономических круизов значительно уступают в размере современным гигантам, на них есть все удобства больших лайнеров: кондиционеры, душ и туалет в каютах, рестораны с отличной кухней, салоны для отдыха, бассейны и солярии.
КЛАССИЧЕСКИЕ КРУИЗЫ (от 100 до 200 у. е. на человека в день), для которых характерно оптимальное сочетание цепы и качества. Эти круизы представляют большинство из всего мирового разнообразия круизов. Комфортабельный отпуск по системе "Все включено": большие каюты, круглосуточное питание на борту, прекрасные бродвейские шоу по вечерам не оставят клиентов равнодушными. Новые, или полностью переоборудованные, лайнеры предлагают со временный дизайн и комфорт во всем: большие открытые палубы, солярии и бассейны, спортивные площадки, тренажерный зал и салон красоты, библиотеки, магазины "Duty-Free", ночные клубы, дискотеки и казино.
ПРЕМИУМ-КРУИЗЫ (от 150 до 400 у. е. на человека в день) -это круизы высокого класса (7-дневные или более продолжительные) для взыскательных клиентов, требующих от своего отдыха повышенного уровня сервиса. Созданные известными дизайнерами лайнеры, предлагают больше пространства и комфорта для каждого пассажира, в каютах, в ресторанах, барах и салонах для отдыха. Мультимиллионные коллекции живописи, многоярусные театры на борту, персонально ориентированный обслуживающий персонал и экипаж все, что нужно, чтобы расслабиться и забыть обо всех стрессах и тревогах.
КРУИЗЫ-ЛЮКС (от 400 до 1000 у. е. на человека в день) существуют для тех, кто предпочитает высочайшее качество во всех отношениях. Отдых на круизном лайнере класса "люкс" котируется выше отдыха в гостинице на любом курорте мира. Утонченная атмосфера сервиса в белых перчатках, интерьеры лучших дизайнеров, персона льная забота о каждом пассажире, просторные каюты с балконами- прекрасное сочетание с экзотическими маршрутами по всему миру. Лайнеры этой категории обычно небольшие, соединяющие в себе все удобства круизного лайнера и уютной крейсерской яхты.
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ КРУИЗЫ-ЛЮКС. В данных круизах клиентам предоставляется полнейший спектр услуг, включающих все самое лучшее.
1.7 Ведущие круизные компании мира
Carnival Cruise Lines - самая большая и успешная круизная компания в мире. Одна из причин ее успеха - ориентация на тех, кто едет в круиз, чтобы повеселиться. Недаром сама компания называет свои лайнеры "кораблями развлечений". У нее несколько лайнеров-гигантов, невероятное количество маршрутов, а цены гибкие - от очень высоких до демократичных. Из самых интересных маршрутов, кругосветное путешествие, тихоокеанские круизы по островам (Бора-Бора, Таити, Гавайи, Mayи, Муреа и др.), азиатско-австралийские круизы, "Сокровища Востока" (Южная Азия + Китай), "Святая Земля" (Афины, Эфес, Иерусалим, Назарет, Родос, Рим, Капри, Каир, Порт-Саид), панамский круиз (Барбадос, Аруба, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика) и еще несколько десятков.
Компания Norwegian Cruise Line ориентируется на активных, ориентированных на подвижный образ жизни пассажиров. Главной особенностью круизов на судах Norwegian Cruise Line является то, что пассажиры не привязаны к какому-то одному ресторану и обеденному столу во время ужина, а могут выбрать из многих ресторанов на борту.
Celebrity Cruises. Причин успеха этой компании несколько. Первое - это комфортабельные, стильно оформленные корабли. Вторая причина успеха компании — исключительно вкусная и качественная еда, приготовляемая только из лучших и свежих продуктов. Еще одна причина успеха - это большое количество обслуживающего персонала и очень хороший сервис на борту.
2. Речные круизы
2.1 Правовые вопросы регулирования перевозок туристов внутренним водным транспортом
Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются "Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации", который был принят в феврале 2001 г. Положения Кодекса распространяются на внутренние водные пути России и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях РФ; суда и иные плавучие объекты.
В зависимости от вида маршрута устанавливаются правила перевозок пассажиров и порядок их обслуживания. В любом случае между перевозчиком и пассажиром заключается договор перевозки. Пассажиру выдается билет и багажная квитанция. При путешествии по туристским и экскурсионно-прогулочным маршрутам вместо билетов могут выдаваться путевки. В соответствии с законодательством Российской Федерации пассажиры подлежат обязательному страхованию. Общая страховая сумма составляет 120 минимальных размеров оплаты труда на момент перевозки.
Кодексом внутреннего водного транспорта предусмотрена возможность аренды судов на основании договора, заключенного между лицом, сдающим судно в аренду, и лицом, принимающим его в аренду. При этом в договоре должны быть определены срок аренды, порядок расчета, права и обязанности арендодателя и арендатора, случаи расторжения договора. В аренду могут сдаваться суда с экипажем или без экипажа. Продажа билетов может производиться заблаговременно или на текущие сроки. Предварительная продажа билетов осуществляется за 45-1 сут. до начала перевозки в кассах. Продажа билетов на текущие сутки начинается за 24 ч до отправления судна в рейс и не ранее чем за 1 ч до отправления судна в промежуточных пунктах. Оформление билетов прекращается за 10-15 минут до отправления теплохода. Перевозчик может расторгнуть договор перевозки пассажира в установленном порядке в случаях: невозможности перевозки пасса жира в порт назначения вследствие форс-мажорных обстоятельств; задержания судна на основании решения соответствующих органов исполнительной власти или привлечения судна для государственных нужд; недоступности порта отправления и порта назначения для судна; гибели судна или его насильственного захвата: нарушения пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или отказ пассажира от соблюдения таких правил.
При таком прекращении договора перевозчик обязан вернуть пассажиру стоимость приобретенного билета в полном объеме, в случае если перевозочный процесс не состоялся. Если рейс был прекращен на определенном этапе, то пассажиру выдается плата за проезд и провоз багажа за непройденное судном расстояние. Однако это не касается случаев нарушения пассажиром правил поведения па судне. В данном случае плата за проезд и провоз багажа не возвращается.
Пассажир имеет право приобрести билет на пассажирское место любой категории для проезда до любого порта, указанного в расписании движения судов или объявленного по маршруту следования судна: провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет (при условии, что он не занимает отдельного места), а также детей в возрасте не старше 10 лет в соответствии с льготным тарифом; провозить бесплатно ручную кладь, общая масса которой не должна превышать 16 кг.
При проезде на судах на расстояние более 500 км пассажир может сделать остановку в пути следовании, но не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки. Заявить, об остановке пассажир должен начальнику порта, вокзала или пристани не позднее чем через час после прибытия судна. При остановке в пути плацкарта утрачивает силу и ее стоимость не возвращается.
Пассажир имеет право продлевать срок действия билета в случае болезни, подтвержденной документом лечебного учреждения. Срок действия билета продлевается на все время болезни. Если по причине болезни пассажир желает сдать билет обратно в кассу, то деньги ему возвращаются полностью в случае сдачи билета до отправления судна и за вычетом стоимости плацкарты в случае сдачи билета после отправления судна.
Пассажир имеет право отказаться от перевозки до отправления судна. При этом если билет сдается не позднее, чем за 6 ч до начала рейса, пассажиру возвращается полная стоимость документа; если позднее, но до отравления судна - стоимость билета за вычетом стоимости плацкарты. В любом пункте маршрута после начала рейса пассажир имеет право прекратить, перевозку. В этом случае перевозчик обязан вернуть ему провозную плату за непроследованное расстояние.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение принятого к перевозке груза или багажа с момента их приема до момента выдачи получателю. При этом груз или багаж считается утраченным, если он не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки, и стоимость такого груза или багажа подлежит возмещению.
2.2 Классификация речных круизов и путешествий
Речные путешествия можно классифицировать следующим образом: перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах; перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах; перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях; паромные переправы; прогулочные и экскурсионные рейсы; перевозка водными видами транспорта самодеятельных туристов: краткосрочные и длительные круизы; специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные и др.); использование плавательных средств в форме плавучих отелей и др. Речные путешествия и круизы могут быть кратковременными (1-3 дня) и длительными (25-30 дней). Они особенно популярны в странах, где имеются мощные озерные и речные системы, а также системы каналов.
Средства речных перевозок:
• суда маломерного флота (катера и яхты, плоскодонные речные суда для мелководья, моторные лодки), первые используются для индивидуальных частных перевозок и туризма, вторые для перевозок пассажиров на мелководных реках и заливах, водохранилищах;
• суда регулярных линий пассажирских перевозок по судоходным рекам;
• круизные речные суда чартерных рейсов по судоходным рекам, озерным системам и водохранилищам;
• экскурсионные и прогулочные суда по каналам и рекам в преде лах городов, населенных пунктов, в том числе, рейсовые как средство городского сообщения (речные трамваи);
• специальные суда с прозрачным дном для обозрения подвод ных объектов;
• речные паромные переправы.
Основными потребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, предпочитающие уют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии по памятным местам. Основную долю клиентов речных круизов составляют американцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы. Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, астрономические круизы, но местам виноделия и т. д.
2.3 Российские речные путешествия
Пассажирские перевозки по рекам России осуществляют 20 пароходств, подведомственных Министерству речного флота России: Волжское объединенное, Московское, Камское, Северо-западное, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское, Волго-Донское, Верхне-Иртышское, Иртышское, Енисейское,Северное, Амурское, Бельское, Донское, Кубанское, Западное, Сухонское,Вятское, Печорское, Беломоро-Онежское.
Кроме того, перевозки туристовосуществляют пароходства Министерств речного флота других сопредельных государств (Украины, Молдавии, Казахстана), с которыми работают туроператоры России.
На речном транспорте различают 2 формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма - регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая - это такая форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения. Это бывает, как правило, на малых реках или там, где суда успевают сделать за навигацию по одному рейсу.
В зависимости от формы сообщения линии подразделит на:
•транзитные - протяженностью более 400 км. Работающий на них флот приписан к пароходству;
• местный - протяженностью до 400 км. Суда приписаны к портам (пристаням);
• внутригородские, действующие в черте города;
• переправные, действующие между пунктами противоположных берегов.
По скорости движения судов и условиям проезда линии бывают:
экспрессные, скорые, скоростные, пассажирские.
Пассажирские линии в зависимости от характера перевозок и условий обслуживания подразделяются на: транспортные, туристские, экскурсионные.
Транспортные линии - это линии, обеспечивающие транспортные связи между пунктами и работающие по заранее опубликованным расписаниями. Они обслуживаются судами речного флота.
Туристские линии - линии, обслуживаемые судами речного флота. Они обеспечивают перевозки туристов по специальному маршруту и расписанию с продолжительностью рейсового оборота более 24 час.
Экскурсионные линии обслуживаются судами речного флота и имеют оборот менее 24 часов.
Заключение договоров между пароходствами и туристскими организациями обычно заканчивается до 30 декабря предшествующего обслуживанию года.
Договор может быть заключен на срок от одного года до 3-х лет. Расписания (графики) движения туристских судов в границах одного пароходства разрабатываются и утверждаются им по согласованию с заинтересованной туристской организацией до 1 декабря предпланового года и являются частью заключенного договора. В тот же срок разрабатываются расписания для линий (маршрутов), проходящих по смежным бассейнам, но они утверждаются Минречфлотом.
После подписания договоров туристские организации имеют право начать реализацию путевок на круизные рейсы. Путевки служат основанием для занятия туристами на судне указанных в них мест, получения комплектов постельного белья (одного комплекта на срок до 10 дней), установленного рациона питания и культурно-экскурсионного обслуживания.
2.4 Организация обслуживания туристов на речном круизе
Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового ресторана и руководителя круиза комиссионно принимают судно - проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования с целью определения их готовности к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки на туристских линиях за 2 часа до отправления. Пароходством и турфирмой до начала тура разрабатывается общий режим дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала. Регистрация туристов производится руководителем круиза до их посадки на судно в помещении речного вокзала, предоставляемом пароходством (портом). При наличии в предоставленном помещении телефона представитель туристской фермы имеет право пользоваться им по служебным вопросам.
При продаже тура турист ставится в известность об окончании регистрации (посадки) за 30 минут до отправления судна. До начала посадки - руководитель круиза обязан предъявить кассе (или бухгалтерии) вокзала копию поручения внесенных платежей (или подтверждение пароходства о подученных за данный рейс платежах) и после регистрации туристов за 30 мин. до отправления судна - справку о количестве туристов, прошедших регистрацию на данный рейс, с указанием категорий пассажирских мест. На основании этих документов при предъявлении им доверенности руководителю группы выдается под расписку групповой билет на выполнение туристского рейса.
Групповой билет сдается капитану судна при начале посадки и остается у него до окончания рейса. По окончании рейса билет возвращается руководителю круиза. В начале туристского рейса капитан судна, руководитель круиза с участием помощника капитана, директора ресторана, судового медика проводят беседу с туристами о целях и условиях поездки, правилах поведения на судне, на берегу, во время купания и т. д.
На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг (некоторые из них могут быть платными). Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальным, читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия; оказание первой медицинской помощи в медпункте.
Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет:
• прием заказов на подачу такси к причалу;
• бронирование мест в гостиницах речных вокзалов;
• предоставление кают в начальных и конечных пунктах во время меж рейсовых стоянок в качестве гостиниц;
• бронирование билетов на смежные виды транспорта;
• переноска багажа;
• продажа товаров в киосках и буфетах (барах);
• пользование гладильной и услугами парикмахерской;
• прием радиотелеграмм;
• пользование сауной (душем) и камерой хранения;
Прежде всего следует отметить, что пароходство вправе продать свободные места нереализованные туристской фирмой. При удлинении рейса по вине турфирмы она оплачивает пароходству стоимость содержания судна за все время задержки.
Если это происходит по вине пароходства или по не зависящим от сторон причинам, то туристы доставляются в конечный пункт без дополнительной оплаты. При изменении пароходством расписания, вызвавшем опоздание прибытия судна в город, оно возмещает турфирме нанесенный ущерб в связи с простоем автобусов и оплатой экскурсоводов.
При удлинении времени поездки более чем на 8 часов питание туристов осуществляется в следующем порядке:
если удлинение рейса произошло по не зависящим от сторон причинам по 50% стоимости питания за счет турфирмы и пароходства;
в остальных случаях - за, счет виновной стороны.
В случае возникновения порожних пробегов судна по вине турфирмы последняя оплачивает пароходству их стоимость в размерах зарубежных рейсов, а УРСу возмещает расходы по содержанию ресторана в размере установленной по договору наценки дневного рациона питания, умноженной на количество туристов и дней пробега.
В случае отмены туристского рейса виновная сторона оплачивает потерпевшей стороне неустойку в размере 3% от стоимости несостоявшейся перевозки.
При отмене рейса по вине турфирмы согласно договору она оплачивает пароходству, кроме неустойки, стоимость несостоявшейся перевозки и возмещает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наложений (наценок), исчисленных из расчета дневного рациона питания, полной посадки туристов и длительности рейса.
Если турфирма предупреждает пароходство и УРС об отмене рейса более чем за 45 дней до его начала или в случаях, когда рейс отменяется по не зависящим от сторон причинам, турфирма принимает на себя половину ущерба и оплачивает пароходству 50% стоимости несостоявшейся перевозки, а УРСу – 50% от указанных выше расходов по содержанию ресторана.
При отмене туристского рейса по вине пароходства, оно, кроме неустойки, возвращает турфирме провозную плату.
При посадке на судно по вине турфирмы меньшего количества туристов (чем указано в договоре) туристская фирма возвращает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наценки, умноженной на все число человеко-дней питания по договору.
Туристы несут личную ответственность за бой и утрату посуды и другого имущества, о чем составляется соответствующий акт.
Питание туристов производится в судовых ресторанах согласно заявке. Туристская бригада на речных круизах питается с туристами, и заказ их питания включается в общую заявку.
За сутки до отправления в рейс турфирма должна представить судовому ресторану заявку о количестве питающихся туристов и работников туристской фирмы. За 6 часов до первого приема пищи эта заявка должна быть уточнена.
В период рейса руководитель круиза ежедневно (за сутки) подтверждает письменной заявкой количество питающихся туристов и работников туристской бригады. Меню составляется с учетом пожеланий туристов. В день посадки туристов на судно питание обеспечивается по единому меню. Меню с указанием выхода готовой продукции и дневной стоимости питания, подписанное директором, зав. производством, гл. бухгалтером ресторана и руководителем круиза, вывешивается в ресторане на видном месте. Контроль за качеством приготовления блюд и кулинарных изделий, ведение бракеражного журнала производится бракеражной комиссией в составе: директора и зав. производством ресторана, руководителя круиза и судового медика. Руководитель круиза, прошедший медицинский осмотр, имеет право присутствовать при закладке сырья, проверять нормы выхода готовых изделий совместно с директором, гл. бухгалтером и зав. производством ресторана.
Турист получает питание на основании туристской книжки с указанием в ней наименования судна, смены питания и номера стола. Досрочное выбытие туриста не дает ему права на получение сухого пайка в счет питания за неиспользованные дни. Вопросы компенсации решаются в соответствии с заключенной страховкой на тур.
2.5 Экскурсионные и прогулочные перевозки на речных судах
К экскурсионным и прогулочным перевозкам относятся поездки экскурсантов, совершаемые на речных судах с целью отдыха и ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательностями продолжительностью не более 24 час. Продажа путевок и билетов на экскурсионные и прогулочные суда может производиться как предприятиями пароходства так и экскурсионными организациями. Для организации прогулок или экскурсий на речных судах туристско-экскурсионная организация подает предприятию пароходства заявку с указанием маршрутов, количества требуемых пассажирских судов (мест), продолжительности поездок, периода использования судов и количества рейсов. Заявка должна подаваться не позднее 1 сентября предшествующего плановому года.
После закрепления пароходством за туристской организацией судов (мест) в срок до 1 января заключается договор. Заявки на разовые экскурсионные поездки должны быть поданы предприятию пароходства заблаговременно (за 15 дней до поездки).
Оплата производится за 15 дней (разовых за 10 дней) до поездки. Полученные путевки (или билеты) на экскурсионную (прогулочную) перевозку обратно не принимаются и возврат платежей по ним не производится. До начала поездки руководитель экскурсии обязан предъявить кассе пристани (вокзала) копию поручения о внесенных платежах и сдать справку о количестве реализованных путевок, на основании которых ему выдается билет на групповую перевозку.
Суда для посадки подаются за 30 мин. до отхода в рейс.
При посадке на экскурсионное судно пассажиров сверх указанного в групповом билете количества мест, при наличии у них билетов составляется акт в трех экземплярах за подписью капитана и предъявляется экскурсионной организации. В акте указывается количество таких пассажиров, время и маршрут поездки. На основании акта с экскурсионной организации взыскиваются дополнительные платежи и оформляются дополнительные проездные документы. При отсутствии у таких пассажиров путевок (билетов) с них взыскивается через кассу плата за проезд по установленному тарифу с выдачей проездных документов (путевок или билетов). При отмене рейса по причине, не зависящей от предприятия пароходства, или неполном использовании мест - экскурсионная организация оплачивает районному пассажирскому управлению (порту, пристани, причалу) полную стоимость перевозки согласно договору.
Реализация оставшихся путевок может быть произведена в день отправления на пристани через кассу с возмещением экскурсионной организации суммы выручки за вычетом комиссионного сбора или разрешается продажа через кассы, специально организованные экскурсионной организацией на вокзале.
2.6 Договорная документация теплоходного круиза
При организации теплоходных путешествий отношения между туристской фирмой, организующей круиз, и организациями, участвующими в обслуживании туристов (пароходствами, УРСами, принимающими турфирмами, дающими береговое экскурсионное обслуживание в портах захода н др.) оформляются на договорной основе.Договора на обслуживание туристов на теплоходных турах заключаются турфирмой со следующими предприятиями и организациями:
1. С речными и морскими пароходствами - на аренду теплоходов. Такой договор включает:
количество, наименование судов и количество мест по категориям;
маршруты круизов и их сроки;
количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость;
стоимость оплаты на каждый рейсооборот;
общую сумму по договору за перевозку туристов;
ответственность сторон.
2. Договор с УРСом (конторой или управлением), трестом судовых ресторанов на питание туристов на маршруте круиза. Этот договор включает:
перечень судов, сведения о количестве рейсов, продолжительности одного рейса (в сутках), количестве туристов в рейсе, маршруте и стоимости дневного рациона питания одного туриста в день, с указанием стоимости набора продуктов;
обязанности конторы судовых ресторанов по выполнению принятых договорных обязательств;
обязанности туристско-экскурсионной организации (обеспечение полной посадки туристов);
разработку тематики и проведение вечеров отдыха в залах ресторана совместно с его работниками;
порядок расчетов за питание;
ответственность сторон.
3. Договора с принимающими турфирмами по маршруту следования теплохода на предоставление экскурсионного обслуживания. К этим договорам должны прикладываться графики заезда теплоходов в порты городов приема с указанием дат и ориентировочного времени прибытия и отправления; программа обслуживания туристов и калькуляция.
4. Договор с управлением кинофикации (с кинопрокатом) на предоставление кино копий для демонстрации туристам в кинозалах теплоходов за наличный расчет. В отдельных случаях такие договора заключаются непосредственно между управлением кинофикации и пароходством. Если копии видеофильмов берутся на прокат, такие договора не заключаются. При отсутствии на судне киноаппаратуры настоящим договором предусматривается предоставление ее (на условиях проката) на судно на время туристских перевозок.
5. Договор с библиотеками на снабжение рейсов книгами.
6. Договор с музыкальным коллективом (при организации длительных круизов).
2.7 Яхтинг и другие водные виды отдыха
Статистические данные Международного совета ассоциаций морской индустрии (ICOMIA) показывают, что каждый год промышленность выпускает 750 тыс. прогулочных судов. Половина этих судов выпускается в США. Канада производит 100 тыс. единиц, Франция - 40 тыс.
По данным IC0MIA, всемирный парк составляет 20 млн. судов, из которых 17 млн. - моторные лодки различного типа, используемые как во внутренних водоемах, так и на морях, а также 3 млн. парусных судов.
Среди наиболее крупных операторов, предлагающих малый водный призм, - английские фирмы "Sunsail", "Sovereign", являются частью "Фест-Чойс груп","Sailing Holldays"; ОСС (Голландия); "Одиссей" и "Космос" (Греция).
География этого вида туризма разнообразна, но по своей привлекательности и безопасности плавания первое место занимает бассейн греческих островов, затем - Карибского моря и Таиланда.
Большинство компаний сдают суда во фрахт вместе с профессиональным экипажем, но можно фрахтовать и без экипажа - тогда клиент должен иметь удостоверение на вождение плавсредства.
Преимуществом данного вида отдыха является то, что турист самостоятельно может выбрать маршрут и график движения.
Яхта средних размеров, рассчитанная на 6-10 пассажиров, представляет собой уютное, прекрасно оборудованное днище, состоящее из нескольких кают и кают-компании. Такие яхты оборудованы туалетами, душем, плитой для приготовления пищи, умывальниками, диванами, шкафами и т. д.
Цены на фрахт яхт с экипажем разные. Например, в Турции фрахт может стоить около 120 долл. на человека в неделю, включая авиаперелет из европейской страны, в то время как у международной компании "Moorings" цена 5000 долл. за фрахт яхты на 8 человек с экипажем на неделю (без авиабилетов).
Крупные компании открывают клубы, члены которых могут в отпуске заниматься виндсерфингом, ходить под парусом и т. д. При этих клубах создаются школы, где можно научиться управлять плавсредствами или обучиться подводному плаванию. Все это вместе взятое привлекает все большее количество желающих заниматься водными видами туризма. Многие владельцы прибрежных гостиниц организовывают свои небольшие клубы для удовлетворения спроса клиентов.
Интерес представляют развивающиеся в разных странах, но особенно активно в США, фишинг-круизы. Это прогулочное плавание на судне малого флота с организацией рыбалки и предоставлением соответствующего снаряжения. Можно ловить рыбу, участвовать в ловле рыбы инструкторами.
Заключение
У круизов есть свои недостатки и достоинства. Например, высокий уровень комфорта и возможность совместить различные виды туризма – это, несомненно "большой плюс", а "минусом" здесь является: высокая стоимость круиза, низкая скорость передвижения и у некоторых людей "морская болезнь".
Основными потребителями на рынке морских и речных круизов являются люди с высоким уровнем дохода, по возрасту от 40 лет и чаще всего, путешествующие с семьей.
В отличие от морских, речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.
Для организации круизных поездок наиболее распространенной в настоящий период (до 60 % круизов) является классическая европейская система, которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионной программой.
Яхт-круизы предоставляют возможность туристам отдохнуть на море и на суше. Разнообразнейшая экскурсионная программа и целый ряд городов - курортов удовлетворят потребности любого туриста.
Все особенности водных путешествий турист сможет узнать у персонала туристической фирмы, который в свою очередь, должен быть компетентен в вопросах специфики организации речных и морских круизов.
Список литературы
1. Биржаков М.Б. Индустрия туризма: перевозки. СПб., 2003.
2. Громов Н.Н.. Персианов В.А. и др. Менеджмент на транспорте, М..2003.
3. Гуляев В. Г. Организация туристских перевозок. М., 2003.
4. Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. М., 1997..
5. Куков А.С., Одинцова Т.Н.. Понукалина О.В Менеджмент транспортных услуг. Общие основы курса. Автомобильный и автобусный туризм. Учебное пособие. Саратов. 2003.
6. Кусков А.С., Одинцова Т.Н.. Понукалина О.В. Менеджмент транспортных услуг. Железнодорожные и воздушные перевозки. Речные и морские круизы. Учебное пособие. Саратов, 2003.
7. Петров СВ., Шапкина К.Е. Планирование и организация транспортных путешествий. М., 1986.
8. Ушаков Д.С., ШматькоЛ.В. и др. Туризм и гостиничное хозяйство.
Ростов-на-Дону. 2004.