Рефетека.ру / Политология

Учебное пособие: Основы политологии

Лекция № 1


Тема: Политология как система знаний о политике

Развитие политологии как науки осуществлялось в 3 этапа:

Религиозно-мифологический.

Основной тезис – божественное происхождение верховной власти в государстве. Длился с начала древнего мира и до античности.

Философско-этический – 5 – 6 в н. э. – до сер. ХХ в. Характерно – обоснование верховной власти политическими структурами общества с точки зрения логики морали.

Современный – сер. ХХ века – до наших дней.

Политология среди других наук (тесно связана):

Философия;

История;

География;

Антропология;

Социология.

Смежные с политологией науки:

Полит-социология;

Полит-философия;

Полит-география и др.

Предмет политологии:

Наука о политике;

Наука о государстве;

Наука о власти.

Политология – это наука о политике во всех ее проявлениях и ее взаимоотношениях с обществом и личностью.

Признаки политики:

Инклюзивность – способность проникать в другие сферы общества.

Функционирование в виде управляющих и тех кем управляют.

Единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступках.

Способность служить обществу.

Политика по Максу Веберу:

Политика это деятельность по управлению государством.

В английском языке 2 понятия:

policy – это результат деятельности правящих и других государственных структур;

politics – процесс связанный с завоеванием и реализацией власти (направленная деятельность политических партий).

Методы политологии (3 группы):

Общенаучные методы – анализ и синтез, абстракция, индукция и дедукция и др.

Эмпирические (получение информации политических фактах – статистический анализ, анализ документов, анкетирование).

Собственно-политологические методы:

1. Социологический метод – предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры.

В своих крайних проявлениях этот метод представлен в марксизме - тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

2. Бихевиоралистский метод – пришел на смену институциональному Особое развитие он получил в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистского метода заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов - Н. С.).

Конституирующие начала бихевиоралистского метода:

1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования;

2) доминирующие мотивы поведения людей - психологические, они могут иметь и индивидуальную природу;

3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

3. Нормативно-ценностный метод - предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.

4. Функциональный метод - требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой...

5. Системный метод, применительный к политике, был впервые разработан в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

6. Антропологический метод - противоположен во многом социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.). Этот метод исходит из трех важных принципов:

- постоянство фундаментально родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного, изначально обладающего свободой;

- универсальность человека, единство человеческого рода, независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий, равноправиевсех людей;

- неотъемлемость естественных прав человека, их приоритетность по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства.

7. Психологический метод - сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. Психоанализ ставит в центр исследования бессознательные психические процессы и мотивации. Он исходит из того, что острые аффективные переживания человека не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оказывать активное воздействие на политическое поведение. На основе психоанализа возможно объединение различных типов политического поведения и, в частности, авторитарного типа личности, стремящегося с помощью приобретения власти к преодолению чувства собственной неполноценности, различного рода комплексов, внутренней напряженности.

8. Социально-психологический метод аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).

9. Критико-диалектический метод особенно широко используется в марксизме. Здесь речь идет об анализе политических явлений посредством выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются этим методом и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему леволиберальная и социалистическая мысль.

10. Сравнительный метод широко распространен в современной политологии, в ней выделяется специальная отрасль знания - сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д. - Н. С.). Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

Функции политологии:

Познавательная:

Теоретический анализ политических идей;

Построение теорий политических явлений;

Создание собственной методологии.

Практические (инструментальные):

Нормативная (создание нормативов политической деятельности, политических процедур);

Планирование политических действий и процессов.

Прогностическая;

Организационная.

Политика и мораль:

Общее:

– представляют организационные, регулятивные и контрольные сферы общества.


Различия:
Мораль Политика

Не имеет вещественных форм регулирования; нет центров управления;

Вездесуща, распространяется на политику, ограничивает ее;

Основные категории – "Добро" и "Зло".

Регулируется с помощью исполнительной власти, аппарата управления;

Влияет на мораль, создает политическую ситуацию, оправдывает действия

Основные категории "Полезно", "Вредно".


Нормы развития общества предполагают баланс между политикой и моралью; нельзя абсолютизировать мораль в политике – это вызывает иллюзию оторванности от мира. Но в политике есть моральный минимум.

Политическая власть:

Суть власти:

Власть – это определенные отношения, которые предполагают наличие субъекта и объекта власти, а также волевое отношение субъекта к объектам, которое состоит в побуждении объекта к действиям по желанию субъекта; т. е. общие характеристики власти:

Воля (принуждение, господство);

Субъект и объект (асимметрические отношения).

Субъекты власти:


Субъекты власти Уровень
Первичные (индивиды) микро-
Вторичные (политические организации) мезо-
Высшего уровня (классы, народы, государственные структуры) макро-
Максимально высокого уровня (международные организации) мега-

Концепции власти:

Теологическая – согласно ей власть это способность достичь поставленных целей.

Бихевиоралистская – власть это особый тип поведения, когда одни командуют, а другие подчиняются.

Психологическая – согласно данной концепции власть это бессознательная установка на господствующих и подчиняющихся.

Системная – понятие власти от системных качеств, которые проявляются в отношениях частей и целого.

Релецеонистская – власть, как отношение субъекта и объекта.

Признаки власти:

Легальность (открытое применение в масштабах государства);

Суверенность (независимость и верховенство);

Публичность;

Моноцентричность (наличие единого центра принятия решений).

Структура власти:

По уровням функционирования:

Макрополитическую (высшие инстанции; внутренняя и внешняя политика);

Власть среднего уровня (бюрократический аппарат, муниципальная власть);

Микроуровень (самоуправление).

По организационному принципу власть разбивается на:

Институциализованные государственные структуры и политические партии;

Не институциализованные (власть общественных движений).

По количеству центров власть разбивается на:

Единоличную;

Олигархичную;

Полиархичную.

По типу правления власть делится на:

Монархическая;

Республика.

По политическому режиму власть делится на:

Демократическую;

Авторитарную;

Тоталитарную.

Ресурсы власти:

Ресурсы власти – это средства, применение которых обеспечивает влияние субъекта на объект.

І. Типология (Эд. Циони):

- утилитарные (материальное и социальное благо);

- принудительные (армия, силовые структуры, суды, тюрьмы);

- нормативные (средства влияния на внутренний мир личности

ІІ. Типология:

- экономические (материальные финансовые средства, средства производства, земля, природные богатства и др.)

- социальные (способность изменять социальный статус);

- культурно-информативные (знания, информация, СМИ, ВУЗы);

- силовые;

- демографические (использование человека).

Легитимность власти

Легитимность ("legitimus" - законный) – позитивная оценка, принятие населением власти.

Макс Вебер выделил три типа легитимности:

- традиционная;

- легально-рациональная;

- харизматическая (иррациональная; личные качества, которые он сумел навязать).

Современные виды легитимности

- Национально-патриотическая;

- Культурно-религиозная.


Лекция № 2


Тема: Государство в современном обществе

Признаки государства (начали возникать в 1648 г с момента заключения Вестфальского договора).

Территория;

Народ;

Суверенитет.

Суверенитет – это верховная власть, которою государство осуществляет независимо на своей территории и во внешнеполитической деятельности.

Дополнительные признаки государства:

Монопольное право на издание законов;

Монопольное право на сбор налогов;

Монопольное право на легальное насилие.

Важное значение, как признака государства является признание образования данного государства другими государствами.

Формы правления государством:

Монархия;

Республика.

Монархия делится на абсолютную и ограниченную (конституционная, частный случай).

Республика – 4 вида:

Президентская;

Президентско-парламентская;

Парламентская;

Парламентско-президентская.

Президентская республика – президент является главой государства, главой исполнительной власти (правительство, кабинет министров) или назначает главу исполнительной власти – премьер-министра. (Пример: США).

Президент не может распускать парламент может устранить президента согласно закону (Также право вето).

Президентско-парламентская – президент является главой власти, не является главой исполнительной власти; он предлагает кандидатуру главы исполнительной власти. Президент при определенных условиях может распустить парламент. Существует процесс наложения вето президента

Парламентско-президентская - главу исполнительной власти выбирает парламент, а президент утверждает.

Парламентская – главу исполнительной власти выбирает парламент, утверждения президента не требуется. Президент есть просто представителем (при кризисах права президента увеличиваются). (Пример: Германия, Италия, Израиль).

Процедура формирования правительства, отличающие качество республики.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, механизм взаимодействия ее структурных элементов.

Формы государственного устройства – это административно-териториальное устройство, части которого не имеют признаков государственности, или имеют часть из них, но не обладают суверенитетом.

Две формы государственного устройства:

Унитарная – централизованная (когда органы местного управления реальной власти не имеют, а регионы руководятся центром, путем назначения своих представителей) и децентрализованная (когда регионы могут иметь законодательные органы власти и решать большой спектр проблем);

Федеративная – регионы имеют определенные признаки государства (например, правительство, законодательные органы, конституцию, но не имеют суверенитет).

Конфедерация не является формой государственного устройства, а есть союз независимых государств. (Примеры конфедераций – ЕС, а Швейцария – федерация).

Политические режимы:

– это методы (совокупность методов) реализации и формирования государственной власти; взаимодействие между государством обществом.

Существуют 3 вида политических режимов:

- тоталитарный (Северная Корея);

- авторитарный;

- демократический.

Отличия тоталитарного и авторитарного режимов:

При тоталитаризме государство контролирует все деятельности общества, а при авторитаризме преимущественно политические.

Наличие при тоталитаризме стержневой государственной идеологии, а при авторитаризме идеология может или отсутствовать или носить декоративный характер (поздний СССР).

Активное политическое поведение граждан при тоталитаризме и пассивное при авторитаризме.

Считается, что авторитаризм это переходной режим от тоталитаризма к демократии.

Авторитарный режим является промежуточным.

Функции государства:

- внутренние:

1. законотворческая;

2. экономическая (регулятор или государственный предприниматель);

3. социальная – организация социальной жизни;

4. обеспечение правопорядка;

5. защита существующего политического и общественного строя от внутренних деструктивных сил;

6. культурно-воспитательная.

- внешние:

1. обеспечение внешней безопасности и целостности государства, его независимости;

2. сотрудничество с другими государствами;

3. участие в решении глобальных проблем.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом (прежде всего конституцией), подчиненное воле суверенного народа и призванное сохранять индивидуальную свободу и другие права личности.

Принципы государства:

Первичность и верховенство права.

Соответствие закона праву.

Формальное равенство.

Суверенность.

Разделение власти.

Выборность и ротация власти (в СССР ротации не было, а выборы были).

Местное самоуправление (МСУ) -

- это управление территориальной общностью людей (избираемых ими организациями управления).

Существует проблема соотношения государственного территориального управления и МСУ. Объект одна и та же территория, но цели разные (защита общегосударственных интересов и защита интересов граждан данной территории).

Взаимоотношения государства и МСУ регулируют коммунальные законы и европейская хартия местного самоуправления 1985 г.

Основные задачи МСУ:

Решение социальных проблем (образование, охрана здоровья, обеспечение общественной безопасности);

Охрана окружающей среды;

Обеспечение развития территории и ее хозяйства (система коммунальных служб, предприятий, транспорта и инфраструктуры).

Экономические формы деятельности МСУ:

Концессия - МСУ поручает частному или юридическому лицу в течение определенного времени обеспечивать работу коммунального предприятия; это лицо получает доход от оплаты тарифа.

Контрактная форма – МСУ также поручает частному или юридическому лицу в течение определенного времени обеспечивать работу коммунального предприятия, однако доход при этом зависит не от тарифа, а от суммы, оговоренной в контракте.

Арендная форма – при арендной форме частное лицо получает доход от тарифа, но платит арендную плату государству.

Делегированное управление – управление передается от МСУ частным или юридическим лицам.

Принципы административно-территориального деления:

Принцип территориальной смежности (отсутствие эксвао, есть два района):


Основы политологии


Принцип пропорциональности: типовые различия в площади , заселенности и развитости региона.

Принцип преемственности: начертание границ согласно исторической традиции.

Соответствие самосознанию населения.

Принцип наличия мощных центров (формирование регионов вокруг мощных центров).

Принцип адекватной стратегии (соответствие административно-территориального деления типу и форме правления, форме государственного устройства, политической системе, общественной стратегии управления).

Примеры: Федеративное государство Мексика, США, федеративная республика Германия.


Лекция № 3


Тема: Современные теории политических элит

Есть две основных школы:

Элитистов, которая продолжает теоретическую линию классических теорий.

Среди них выделяется Чарльз Миллс.

Согласно взглядам элитистов элита состоит из групп людей, представляющих политическую власть высших представителей армии, руководителей крупных корпораций.

Плюралисты:

Это течение обосновал Роберт Даль. Согласно взглядам плюралистов: влияние элиты распространяется только в рамках одной сферы. Соответственно выделяется политическая элита, экономическая элита, культурная элита и т.д.

Четыре модели структурирования власти

Радикальная:

Для нее характерно участие каждого члена организации в принятии политических решений. Элита при такой модели не существует (в реальности почти не встречается).

Плюралистическая (многообразная):

Субъекты принятия решений - не граждане, а группы интересов, которые конкурируют друг с другом; следовательно, существует много центров власти. Элита формируется в результате конкуренции.

Мультиэлитная модель (продолжение модели Роберта Даля):

В обществе много независимых элит (политическая, военная, экономическая, научная, религиозная, культурная). Ни у одной нет доминирующей роли.

Модель властвующей элиты:

Суть: политические ресурсы концентрируются в руках узкого слоя людей, принимающих решения. Экономическая элита является главенствующей. Допускается существование "вторичной" системы власти (парламент, МСУ) для решения менее существенных проблем, элита изолирована от населения.


Тема: Политическая культура

Понятие (виды) политической культуры. Термин "политическая культура" был введен в XVIII веке немецким философом Йоганом Гердером. Концепция разработки понятия была произведена в 50-60е гг XX века американскими политиками-бехевиористами (Алман и Пауэл). Предложили: политическая культура – это комплекс индивидуальных позиций и ориентаций участников политической системы; это субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение.

Политическая культура – это подсистема политической системы и культурной системы, лежащей на пересечении этих систем; при этом изучаются только те культурные элементы, которые задействованы в политическом процессе.

Свойства ПК:

а) ПК – это не только политическое сознание, но и политическое поведение;

б) изучаются только типичные формы;

в) отражается комплекс идеальных отражений о политике;

г) включает бессознательные аффектные факторы (темперамент, эмоции).

ПК формируется на протяжении жизни многих поколений и включает идеи, убеждения о взаимоотношениях политических институтов, политические традиции, привычки, нормы, опыт, эмоции, установки людей по отношению к власти политической системы, принципы взаимоотношений между человеком, обществом и государством.

Наблюдается единство объективных и субъективных компонентов.

ПК обусловлена экономическими, национально-культурными и историческими факторами; изменяется в процессе глубинных сдвигов в общественной жизни.

Структура ПК:

В ПК выделяют два компонента:

Политическое сознание:

Политическое сознание – это комплекс типичных политических представлений, ценностей и убеждений, установок, традиций и ориентаций, вклад в политическую деятельность.

Политические представления – это образы политических объетов, сформировавшиеся на основе индивидуального опыта или посредством воспитания основанных на объективных знаниях и чувствах. Например: милиция.

Политические убеждения – это осознанные потребности людей, побуждающие их к определенным действиям в сфере политики.

Политические ценности – это нравственные принципы, идеалы политической жизни.

Политические традиции – это исторически сложившиеся нормы, образцы политического поведения (бывают старые или новые, национальные или мировые, динамичные или статичные, устойчивые или неустойчивые).

Политические установки – это предрасположенность к определенным формам политической активности в опреденных ситуациях.

Политическая ориентация- это установки, основанные на системном представлении человека о целях, планах и средствах политических действий.

Политическое поведение:

Политическое поведение – это совокупность типичных форм, образцов и норм политического участия и политической деятельности.

Политическое участие – это активность личности в отношении политических институтов (избирательный процесс, массовые политические акции, деятельность политических партий, работа в МСУ и представительских органах власти).

Политическое участие зависит от уровня образования, пола, возраста, принадлежности к определенным социальным условиям, профессии, уровня доходов, религиозных убеждений.

Политическая деятельность- это активность политических институтов.

Типологизация ПК

Исторический подход. Согласно ему ПК делят на основные:

1. Приходская культура (безразличное или негативное отношение населения к власти, нежелание принимать в ней участие, люди не ощущают себя гражданами государства.

2. Подданническая: отсутствие интересов к участию в политике, но люди ощущают себя гражданами государства и подчиняются ему.

3. Партисипаторная или ПК участия – интерес к политике, активное участие.

Три смежных типа:

1. Приходско-подданническая;

2. Подданническо-партисипаторная;

3. Приходско-партисипаторная

Организационный подход. Основные:

Тотальная политическая культура (культура вождя, мифологического сознания, активное подданническое отношение к власти).

Авторитарное ПК – поощряется аполитичность и пассивно-подданническое отношение к власти.

Демократическая ПК - признание оппозиции, гражданских прав и свобод, средняя политическая активность, но готовность к участию в политике.

Смежные:

1. Тоталитарно-авторитарный;

2. Авторитарно-демократический.

Структурный подход. Связан с понятием доминирующая культура:

1. Гомогенность ПК: различные социальные группы имеют одинаковое отношение к власти. Это общественные отношения, называемые доминирующая культура.

2. Гетерогенная ПК: отсутствие доминирующей культуры и, как следствие, дестабилизация и конфликты в обществе.

Коммуникативный подход:

1. Закрытая (ориентированная на собственные ценности, нормы и традиции политического сознания и поведения, характерна для патриархальных и тоталитарных обществ.

2. Открытая (восприятие чужого опыта, инноваций , модернизаций) – характерна для демократических обществ.

Политическая Социализация

ПС – это постепенный процесс включения человека в политическую систему, сформировав у него определенные отношения к власти и политической активности на основании усвоения содержания политической культуры общества и самостоятельного осмысления.

На ПС влияют как политические факторы, так и неполитические.

К политическим факторам относятся:

1. Характер политического режима

2. Политическая информация

3. Политические нормы

К неполитическим факторам относятся:

1. Уровень материального состояния

2. Образ жизни

3. Нравственное состояние общества

4. Социальные группы

Институты политической социализации

- Семья

- Школа

- ВУЗ

- Церковь

- СМИ

- Политические партии

- Государственные политические институты (пример – профсоюзы в СССР)

Как проводится ПС

1. С помощью политического воспитания.

Политическое воспитания – это процесс целенаправленного системного воздействия на политическое сознание и поведение граждан с целью формирования у них опреденных политических качеств.

Два способа ПВ:

- рациональный способ

- способ политических образов

2. Эмоциональные ритуалы (торжественные собрания, парады, юбилеи, демонстрации и др.)


Лекция № 4


Тема: Демократия

Исторически демократия – это первый способ организации политической жизни (племенное правление). С развитием общества и образованием первых государств демократия заменяется монархией и олигархией.

В V веке д.н.э. в Афинах и других греческих городах-государствах возникает правление с помощью народных собраний. Первое демократическое государство в мире – Афинская республика.

Демократия (от греч. "демос" - народ и "кратос" - власть). В Афинах демос – это члены народного собрания, куда не входили женщины, жители, которые не имели гражданства, слуги.

После падения Афинской республики демократия в мире не присутствовала. Только в XVIII века демократия возрождается на уровне национальных государств.

Три исторических вида демократии:

- Племенная демократия (ее признаки – кровно-родственные связи, общая собственность, не многочисленное население, нет четкого управленческого института);

- Демократия в городах-государствах (ее признаки – управление с помощью народного собрания, прямое участие граждан в управлении, решение всех политических вопросов на народном собрании);

- Демократия в национальных государствах – современная демократия (ее признаки – институциональное выражение власти народа, периодическая выборность органов власти, принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству; при их осуществлении: равенство граждан на участие в управлении государством, которое выражается в равенстве избирательных прав; свободе создания партий; в праве на получение и распределение информации, а также в праве участвовать в борьбе за власть.

Типы демократии по сферам деятельности:

Социальная демократия – возможна при социальном равенстве, т. е. отсутствии наследования различий в общественном положении; доступность всех видов деятельности (речь идет о некастовом обществе). Социальная демократия – это состояние общества, образ жизни, а не политическая демократия.

Индустриальная демократия – это демократия в рамках индустриального предприятия, т. е. самоуправление рабочих.

Экономическая демократия – это равенство контроля над экономическим производственным процессом.

Полиархия.

Полиархия (это идеальный вариант демократии); признаки:

1. Плюрализм (многообразие и свобода выражения в ней);

2. Соучастие;

3. Оппозиция;

4. Смена парламента;

5. Согласование государственного правления с МСУ;

6. Своевременные и справедливые выборы;

7. наличие альтернативных источников информации.

Виды демократии:

Прямая демократия – форма непосредственного управления народа (демократия в Афинской республике, племенная); референдум – форма прямой демократии в современном мире.

Плебисцитарная демократия – это современный вид прямой демократии, корда референдум проводится часто.

Представительская демократия (репрезентативная) – ее суть в том, что власть делегируется народом своим представителем в парламенте, в МСУ и президент. Главный механизм функционирования – метод большинства.

Большинство и меньшинство употребляется в политологии в трех значениях:

Конституциональное (меньшинство в случае победы большинства должно иметь свою оппозицию – возможность выражения своих взглядов);

Избирательное (тот, кто голосует за меньшинство – проигрывает, так как меньшинство не имеет прав);

Общественное (мнение большинства оказывает давление на мнение меньшинства).

Факторы размывания демократии

Широкое неравенство граждан и, как следствие, их недовольство.

Возрастание полномочий исполнительной власти.

Сбой в функционировании демократических институтов.

Накопление неразрешенных проблем.

Возникновение и решение политических конфликтов

Политические конфликты – это борьба за ценности, статус, власть ресурсов, целью которой является нейтрализация нанесения ущербов и устранения противника.

Суть конфликтов в несоответствии между тем, что есть и тем, что должно быть по мнению вовлеченных в конфликт субъектов

Стадии развития конфликтов

Конфликтная ситуация – это появление социальной и политической напряженности (обострение противоречий объективного и субъективного характера). Признаки политической напряженности:

а) в широких кругах населения распространяется недовольство существующим положением.

б) теряется доверие к власти, растет недовольство к власти.

в) активизируется движение в борьбе за власть, за влияние на массу, производятся стихийные митинги, забастовки, демонстрации.

Латентные конфликты (скрытые). На данной стадии происходит организация оформления их требований, накопления ресурсов.

Открытый конфликт.

Причины политических конфликтов:

а) универсальный источник конфликтов – это несовместимость претензий при ограниченной возможности их удовлетворения;

б) несовпадение общественных интересов и ценностей – это наличие в обществе различных групп. При этом власть упирается на определенные социальные слои и стремится удовлетворить их интересы, которые могут не совпадать с интересами других социальных групп;

в) чувства и эмоции, которые искажают взаимоотношения людей;

г) расовая, национальная и религиозная рознь и ненависть;

д) некачественная информация, и, как следствие, непонимание, ошибки, недоразумения.

Классификация политических конфликтов

Классификация по их содержанию – три типа:

1.1 Конфликты интересов - в основном связанный с распределением ресурсов. Могут быть урегулированы на основе компромисса, характерного для развитых государств;

1.2 Конфликты ценностей (борьба вокруг принятых несознательно понятий о том, что правильно или важно) трудно поддаются компромиссам, характерны для развивающихся государств вокруг понятий "свободы", "равенство", "справедливость", "автономия" и т.д.

1.3 Конфликты идентичности (человек ассоциирует себя с определенной группой) возникают в условиях расовой, этнической, языковой или религиозной гетерогенности.

По масштабу охвата общества выделяют следующие типы конфликтов: межличностные, групповые, межклассовые, локальные, общегосударственные, межгосударственные, глобальные.

По сферам деятельности людей: экономические, политические, военные, идеологические, межнациональные и др.

По форме протекания: мирные и насильственные.

По степени остроты: антагонистические и неантагонистические.

По важности: основные и неосновные.

По составу конфликтующих сторон:

Институциализированные (субъекты – государственные институты, политические партии)

Неинституциализированные (по крайней мере одна из сторон не оформлена)

По продолжительности: кратковременные, долгосрочные.

По направлению: на горизонтальные и вертикальные.

Политический кризис

Три типа:

Правительственный (характерна потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами). Парламент может отправлять правительство в отставку.

Парламентский (изменение соотношения сил в парламенте, когда его решения расходятся с мнением большинства граждан, результатом может быть роспуск парламента и новые выборы)

Конституциональный (фактическое прекращение действия конституции).

Урегулирование политических конфликтов

Политическая стабильность – это такое соотношение социальных групп и политических сил, при котором ни одна из не может изменить политическую систему в своих интересах.

Условия для политической стабильности:

- отсутствие резко выраженного неравенства;

- высокая легитимность и эффективность политического режима;

- высокие темпы экономического развития;

- рост благосостояния населения;

- широкая социальная база политических интересов;

Основные формы урегулирования конфликтов:

Компромисс – это согласие на основе взаимных уступок;

Консенсус – это соглашение по большинству важных вопросов на основе общности интересов;

Переход конфликтов в латентную форму;

Решение конфликтов на основе поражения одной из сторон.

Соглашения могут быть (четыре результата развязки конфликтов):

- соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

- соглашение в соответствии с волей внешней силы;

- соглашение, навязанное одной из сторон;

- затянувшийся конфликт может потерять актуальность и решиться сам собой.

Рефетека ру refoteka@gmail.com