Лекция № 1
Тема: Политология как система знаний о политике
Развитие политологии как науки осуществлялось в 3 этапа:
Религиозно-мифологический.
Основной тезис – божественное происхождение верховной власти в государстве. Длился с начала древнего мира и до античности.
Философско-этический – 5 – 6 в н. э. – до сер. ХХ в. Характерно – обоснование верховной власти политическими структурами общества с точки зрения логики морали.
Современный – сер. ХХ века – до наших дней.
Политология среди других наук (тесно связана):
Философия;
История;
География;
Антропология;
Социология.
Смежные с политологией науки:
Полит-социология;
Полит-философия;
Полит-география и др.
Предмет политологии:
Наука о политике;
Наука о государстве;
Наука о власти.
Политология – это наука о политике во всех ее проявлениях и ее взаимоотношениях с обществом и личностью.
Признаки политики:
Инклюзивность – способность проникать в другие сферы общества.
Функционирование в виде управляющих и тех кем управляют.
Единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступках.
Способность служить обществу.
Политика по Максу Веберу:
Политика это деятельность по управлению государством.
В английском языке 2 понятия:
policy – это результат деятельности правящих и других государственных структур;
politics – процесс связанный с завоеванием и реализацией власти (направленная деятельность политических партий).
Методы политологии (3 группы):
Общенаучные методы – анализ и синтез, абстракция, индукция и дедукция и др.
Эмпирические (получение информации политических фактах – статистический анализ, анализ документов, анкетирование).
Собственно-политологические методы:
1. Социологический метод – предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры.
В своих крайних проявлениях этот метод представлен в марксизме - тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
2. Бихевиоралистский метод – пришел на смену институциональному Особое развитие он получил в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистского метода заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов - Н. С.).
Конституирующие начала бихевиоралистского метода:
1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования;
2) доминирующие мотивы поведения людей - психологические, они могут иметь и индивидуальную природу;
3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.
3. Нормативно-ценностный метод - предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.
4. Функциональный метод - требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой...
5. Системный метод, применительный к политике, был впервые разработан в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
6. Антропологический метод - противоположен во многом социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.). Этот метод исходит из трех важных принципов:
- постоянство фундаментально родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного, изначально обладающего свободой;
- универсальность человека, единство человеческого рода, независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий, равноправиевсех людей;
- неотъемлемость естественных прав человека, их приоритетность по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства.
7. Психологический метод - сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. Психоанализ ставит в центр исследования бессознательные психические процессы и мотивации. Он исходит из того, что острые аффективные переживания человека не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оказывать активное воздействие на политическое поведение. На основе психоанализа возможно объединение различных типов политического поведения и, в частности, авторитарного типа личности, стремящегося с помощью приобретения власти к преодолению чувства собственной неполноценности, различного рода комплексов, внутренней напряженности.
8. Социально-психологический метод аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
9. Критико-диалектический метод особенно широко используется в марксизме. Здесь речь идет об анализе политических явлений посредством выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются этим методом и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему леволиберальная и социалистическая мысль.
10. Сравнительный метод широко распространен в современной политологии, в ней выделяется специальная отрасль знания - сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д. - Н. С.). Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.
Функции политологии:
Познавательная:
Теоретический анализ политических идей;
Построение теорий политических явлений;
Создание собственной методологии.
Практические (инструментальные):
Нормативная (создание нормативов политической деятельности, политических процедур);
Планирование политических действий и процессов.
Прогностическая;
Организационная.
Политика и мораль:
Общее:
– представляют организационные, регулятивные и контрольные сферы общества.
Различия: | |
Мораль | Политика |
Не имеет вещественных форм регулирования; нет центров управления; Вездесуща, распространяется на политику, ограничивает ее; Основные категории – "Добро" и "Зло". |
Регулируется с помощью исполнительной власти, аппарата управления; Влияет на мораль, создает политическую ситуацию, оправдывает действия Основные категории "Полезно", "Вредно". |
Нормы развития общества предполагают баланс между политикой и моралью; нельзя абсолютизировать мораль в политике – это вызывает иллюзию оторванности от мира. Но в политике есть моральный минимум.
Политическая власть:
Суть власти:
Власть – это определенные отношения, которые предполагают наличие субъекта и объекта власти, а также волевое отношение субъекта к объектам, которое состоит в побуждении объекта к действиям по желанию субъекта; т. е. общие характеристики власти:
Воля (принуждение, господство);
Субъект и объект (асимметрические отношения).
Субъекты власти:
Субъекты власти | Уровень |
Первичные (индивиды) | микро- |
Вторичные (политические организации) | мезо- |
Высшего уровня (классы, народы, государственные структуры) | макро- |
Максимально высокого уровня (международные организации) | мега- |
Концепции власти:
Теологическая – согласно ей власть это способность достичь поставленных целей.
Бихевиоралистская – власть это особый тип поведения, когда одни командуют, а другие подчиняются.
Психологическая – согласно данной концепции власть это бессознательная установка на господствующих и подчиняющихся.
Системная – понятие власти от системных качеств, которые проявляются в отношениях частей и целого.
Релецеонистская – власть, как отношение субъекта и объекта.
Признаки власти:
Легальность (открытое применение в масштабах государства);
Суверенность (независимость и верховенство);
Публичность;
Моноцентричность (наличие единого центра принятия решений).
Структура власти:
По уровням функционирования:
Макрополитическую (высшие инстанции; внутренняя и внешняя политика);
Власть среднего уровня (бюрократический аппарат, муниципальная власть);
Микроуровень (самоуправление).
По организационному принципу власть разбивается на:
Институциализованные государственные структуры и политические партии;
Не институциализованные (власть общественных движений).
По количеству центров власть разбивается на:
Единоличную;
Олигархичную;
Полиархичную.
По типу правления власть делится на:
Монархическая;
Республика.
По политическому режиму власть делится на:
Демократическую;
Авторитарную;
Тоталитарную.
Ресурсы власти:
Ресурсы власти – это средства, применение которых обеспечивает влияние субъекта на объект.
І. Типология (Эд. Циони):
- утилитарные (материальное и социальное благо);
- принудительные (армия, силовые структуры, суды, тюрьмы);
- нормативные (средства влияния на внутренний мир личности
ІІ. Типология:
- экономические (материальные финансовые средства, средства производства, земля, природные богатства и др.)
- социальные (способность изменять социальный статус);
- культурно-информативные (знания, информация, СМИ, ВУЗы);
- силовые;
- демографические (использование человека).
Легитимность власти
Легитимность ("legitimus" - законный) – позитивная оценка, принятие населением власти.
Макс Вебер выделил три типа легитимности:
- традиционная;
- легально-рациональная;
- харизматическая (иррациональная; личные качества, которые он сумел навязать).
Современные виды легитимности
- Национально-патриотическая;
- Культурно-религиозная.
Лекция № 2
Тема: Государство в современном обществе
Признаки государства (начали возникать в 1648 г с момента заключения Вестфальского договора).
Территория;
Народ;
Суверенитет.
Суверенитет – это верховная власть, которою государство осуществляет независимо на своей территории и во внешнеполитической деятельности.
Дополнительные признаки государства:
Монопольное право на издание законов;
Монопольное право на сбор налогов;
Монопольное право на легальное насилие.
Важное значение, как признака государства является признание образования данного государства другими государствами.
Формы правления государством:
Монархия;
Республика.
Монархия делится на абсолютную и ограниченную (конституционная, частный случай).
Республика – 4 вида:
Президентская;
Президентско-парламентская;
Парламентская;
Парламентско-президентская.
Президентская республика – президент является главой государства, главой исполнительной власти (правительство, кабинет министров) или назначает главу исполнительной власти – премьер-министра. (Пример: США).
Президент не может распускать парламент может устранить президента согласно закону (Также право вето).
Президентско-парламентская – президент является главой власти, не является главой исполнительной власти; он предлагает кандидатуру главы исполнительной власти. Президент при определенных условиях может распустить парламент. Существует процесс наложения вето президента
Парламентско-президентская - главу исполнительной власти выбирает парламент, а президент утверждает.
Парламентская – главу исполнительной власти выбирает парламент, утверждения президента не требуется. Президент есть просто представителем (при кризисах права президента увеличиваются). (Пример: Германия, Италия, Израиль).
Процедура формирования правительства, отличающие качество республики.
Форма правления – это организация верховной государственной власти, механизм взаимодействия ее структурных элементов.
Формы государственного устройства – это административно-териториальное устройство, части которого не имеют признаков государственности, или имеют часть из них, но не обладают суверенитетом.
Две формы государственного устройства:
Унитарная – централизованная (когда органы местного управления реальной власти не имеют, а регионы руководятся центром, путем назначения своих представителей) и децентрализованная (когда регионы могут иметь законодательные органы власти и решать большой спектр проблем);
Федеративная – регионы имеют определенные признаки государства (например, правительство, законодательные органы, конституцию, но не имеют суверенитет).
Конфедерация не является формой государственного устройства, а есть союз независимых государств. (Примеры конфедераций – ЕС, а Швейцария – федерация).
Политические режимы:
– это методы (совокупность методов) реализации и формирования государственной власти; взаимодействие между государством обществом.
Существуют 3 вида политических режимов:
- тоталитарный (Северная Корея);
- авторитарный;
- демократический.
Отличия тоталитарного и авторитарного режимов:
При тоталитаризме государство контролирует все деятельности общества, а при авторитаризме преимущественно политические.
Наличие при тоталитаризме стержневой государственной идеологии, а при авторитаризме идеология может или отсутствовать или носить декоративный характер (поздний СССР).
Активное политическое поведение граждан при тоталитаризме и пассивное при авторитаризме.
Считается, что авторитаризм это переходной режим от тоталитаризма к демократии.
Авторитарный режим является промежуточным.
Функции государства:
- внутренние:
1. законотворческая;
2. экономическая (регулятор или государственный предприниматель);
3. социальная – организация социальной жизни;
4. обеспечение правопорядка;
5. защита существующего политического и общественного строя от внутренних деструктивных сил;
6. культурно-воспитательная.
- внешние:
1. обеспечение внешней безопасности и целостности государства, его независимости;
2. сотрудничество с другими государствами;
3. участие в решении глобальных проблем.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом (прежде всего конституцией), подчиненное воле суверенного народа и призванное сохранять индивидуальную свободу и другие права личности.
Принципы государства:
Первичность и верховенство права.
Соответствие закона праву.
Формальное равенство.
Суверенность.
Разделение власти.
Выборность и ротация власти (в СССР ротации не было, а выборы были).
Местное самоуправление (МСУ) -
- это управление территориальной общностью людей (избираемых ими организациями управления).
Существует проблема соотношения государственного территориального управления и МСУ. Объект одна и та же территория, но цели разные (защита общегосударственных интересов и защита интересов граждан данной территории).
Взаимоотношения государства и МСУ регулируют коммунальные законы и европейская хартия местного самоуправления 1985 г.
Основные задачи МСУ:
Решение социальных проблем (образование, охрана здоровья, обеспечение общественной безопасности);
Охрана окружающей среды;
Обеспечение развития территории и ее хозяйства (система коммунальных служб, предприятий, транспорта и инфраструктуры).
Экономические формы деятельности МСУ:
Концессия - МСУ поручает частному или юридическому лицу в течение определенного времени обеспечивать работу коммунального предприятия; это лицо получает доход от оплаты тарифа.
Контрактная форма – МСУ также поручает частному или юридическому лицу в течение определенного времени обеспечивать работу коммунального предприятия, однако доход при этом зависит не от тарифа, а от суммы, оговоренной в контракте.
Арендная форма – при арендной форме частное лицо получает доход от тарифа, но платит арендную плату государству.
Делегированное управление – управление передается от МСУ частным или юридическим лицам.
Принципы административно-территориального деления:
Принцип территориальной смежности (отсутствие эксвао, есть два района):
Принцип пропорциональности: типовые различия в площади , заселенности и развитости региона.
Принцип преемственности: начертание границ согласно исторической традиции.
Соответствие самосознанию населения.
Принцип наличия мощных центров (формирование регионов вокруг мощных центров).
Принцип адекватной стратегии (соответствие административно-территориального деления типу и форме правления, форме государственного устройства, политической системе, общественной стратегии управления).
Примеры: Федеративное государство Мексика, США, федеративная республика Германия.
Лекция № 3
Тема: Современные теории политических элит
Есть две основных школы:
Элитистов, которая продолжает теоретическую линию классических теорий.
Среди них выделяется Чарльз Миллс.
Согласно взглядам элитистов элита состоит из групп людей, представляющих политическую власть высших представителей армии, руководителей крупных корпораций.
Плюралисты:
Это течение обосновал Роберт Даль. Согласно взглядам плюралистов: влияние элиты распространяется только в рамках одной сферы. Соответственно выделяется политическая элита, экономическая элита, культурная элита и т.д.
Четыре модели структурирования власти
Радикальная:
Для нее характерно участие каждого члена организации в принятии политических решений. Элита при такой модели не существует (в реальности почти не встречается).
Плюралистическая (многообразная):
Субъекты принятия решений - не граждане, а группы интересов, которые конкурируют друг с другом; следовательно, существует много центров власти. Элита формируется в результате конкуренции.
Мультиэлитная модель (продолжение модели Роберта Даля):
В обществе много независимых элит (политическая, военная, экономическая, научная, религиозная, культурная). Ни у одной нет доминирующей роли.
Модель властвующей элиты:
Суть: политические ресурсы концентрируются в руках узкого слоя людей, принимающих решения. Экономическая элита является главенствующей. Допускается существование "вторичной" системы власти (парламент, МСУ) для решения менее существенных проблем, элита изолирована от населения.
Тема: Политическая культура
Понятие (виды) политической культуры. Термин "политическая культура" был введен в XVIII веке немецким философом Йоганом Гердером. Концепция разработки понятия была произведена в 50-60е гг XX века американскими политиками-бехевиористами (Алман и Пауэл). Предложили: политическая культура – это комплекс индивидуальных позиций и ориентаций участников политической системы; это субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение.
Политическая культура – это подсистема политической системы и культурной системы, лежащей на пересечении этих систем; при этом изучаются только те культурные элементы, которые задействованы в политическом процессе.
Свойства ПК:
а) ПК – это не только политическое сознание, но и политическое поведение;
б) изучаются только типичные формы;
в) отражается комплекс идеальных отражений о политике;
г) включает бессознательные аффектные факторы (темперамент, эмоции).
ПК формируется на протяжении жизни многих поколений и включает идеи, убеждения о взаимоотношениях политических институтов, политические традиции, привычки, нормы, опыт, эмоции, установки людей по отношению к власти политической системы, принципы взаимоотношений между человеком, обществом и государством.
Наблюдается единство объективных и субъективных компонентов.
ПК обусловлена экономическими, национально-культурными и историческими факторами; изменяется в процессе глубинных сдвигов в общественной жизни.
Структура ПК:
В ПК выделяют два компонента:
Политическое сознание:
Политическое сознание – это комплекс типичных политических представлений, ценностей и убеждений, установок, традиций и ориентаций, вклад в политическую деятельность.
Политические представления – это образы политических объетов, сформировавшиеся на основе индивидуального опыта или посредством воспитания основанных на объективных знаниях и чувствах. Например: милиция.
Политические убеждения – это осознанные потребности людей, побуждающие их к определенным действиям в сфере политики.
Политические ценности – это нравственные принципы, идеалы политической жизни.
Политические традиции – это исторически сложившиеся нормы, образцы политического поведения (бывают старые или новые, национальные или мировые, динамичные или статичные, устойчивые или неустойчивые).
Политические установки – это предрасположенность к определенным формам политической активности в опреденных ситуациях.
Политическая ориентация- это установки, основанные на системном представлении человека о целях, планах и средствах политических действий.
Политическое поведение:
Политическое поведение – это совокупность типичных форм, образцов и норм политического участия и политической деятельности.
Политическое участие – это активность личности в отношении политических институтов (избирательный процесс, массовые политические акции, деятельность политических партий, работа в МСУ и представительских органах власти).
Политическое участие зависит от уровня образования, пола, возраста, принадлежности к определенным социальным условиям, профессии, уровня доходов, религиозных убеждений.
Политическая деятельность- это активность политических институтов.
Типологизация ПК
Исторический подход. Согласно ему ПК делят на основные:
1. Приходская культура (безразличное или негативное отношение населения к власти, нежелание принимать в ней участие, люди не ощущают себя гражданами государства.
2. Подданническая: отсутствие интересов к участию в политике, но люди ощущают себя гражданами государства и подчиняются ему.
3. Партисипаторная или ПК участия – интерес к политике, активное участие.
Три смежных типа:
1. Приходско-подданническая;
2. Подданническо-партисипаторная;
3. Приходско-партисипаторная
Организационный подход. Основные:
Тотальная политическая культура (культура вождя, мифологического сознания, активное подданническое отношение к власти).
Авторитарное ПК – поощряется аполитичность и пассивно-подданническое отношение к власти.
Демократическая ПК - признание оппозиции, гражданских прав и свобод, средняя политическая активность, но готовность к участию в политике.
Смежные:
1. Тоталитарно-авторитарный;
2. Авторитарно-демократический.
Структурный подход. Связан с понятием доминирующая культура:
1. Гомогенность ПК: различные социальные группы имеют одинаковое отношение к власти. Это общественные отношения, называемые доминирующая культура.
2. Гетерогенная ПК: отсутствие доминирующей культуры и, как следствие, дестабилизация и конфликты в обществе.
Коммуникативный подход:
1. Закрытая (ориентированная на собственные ценности, нормы и традиции политического сознания и поведения, характерна для патриархальных и тоталитарных обществ.
2. Открытая (восприятие чужого опыта, инноваций , модернизаций) – характерна для демократических обществ.
Политическая Социализация
ПС – это постепенный процесс включения человека в политическую систему, сформировав у него определенные отношения к власти и политической активности на основании усвоения содержания политической культуры общества и самостоятельного осмысления.
На ПС влияют как политические факторы, так и неполитические.
К политическим факторам относятся:
1. Характер политического режима
2. Политическая информация
3. Политические нормы
К неполитическим факторам относятся:
1. Уровень материального состояния
2. Образ жизни
3. Нравственное состояние общества
4. Социальные группы
Институты политической социализации
- Семья
- Школа
- ВУЗ
- Церковь
- СМИ
- Политические партии
- Государственные политические институты (пример – профсоюзы в СССР)
Как проводится ПС
1. С помощью политического воспитания.
Политическое воспитания – это процесс целенаправленного системного воздействия на политическое сознание и поведение граждан с целью формирования у них опреденных политических качеств.
Два способа ПВ:
- рациональный способ
- способ политических образов
2. Эмоциональные ритуалы (торжественные собрания, парады, юбилеи, демонстрации и др.)
Лекция № 4
Тема: Демократия
Исторически демократия – это первый способ организации политической жизни (племенное правление). С развитием общества и образованием первых государств демократия заменяется монархией и олигархией.
В V веке д.н.э. в Афинах и других греческих городах-государствах возникает правление с помощью народных собраний. Первое демократическое государство в мире – Афинская республика.
Демократия (от греч. "демос" - народ и "кратос" - власть). В Афинах демос – это члены народного собрания, куда не входили женщины, жители, которые не имели гражданства, слуги.
После падения Афинской республики демократия в мире не присутствовала. Только в XVIII века демократия возрождается на уровне национальных государств.
Три исторических вида демократии:
- Племенная демократия (ее признаки – кровно-родственные связи, общая собственность, не многочисленное население, нет четкого управленческого института);
- Демократия в городах-государствах (ее признаки – управление с помощью народного собрания, прямое участие граждан в управлении, решение всех политических вопросов на народном собрании);
- Демократия в национальных государствах – современная демократия (ее признаки – институциональное выражение власти народа, периодическая выборность органов власти, принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству; при их осуществлении: равенство граждан на участие в управлении государством, которое выражается в равенстве избирательных прав; свободе создания партий; в праве на получение и распределение информации, а также в праве участвовать в борьбе за власть.
Типы демократии по сферам деятельности:
Социальная демократия – возможна при социальном равенстве, т. е. отсутствии наследования различий в общественном положении; доступность всех видов деятельности (речь идет о некастовом обществе). Социальная демократия – это состояние общества, образ жизни, а не политическая демократия.
Индустриальная демократия – это демократия в рамках индустриального предприятия, т. е. самоуправление рабочих.
Экономическая демократия – это равенство контроля над экономическим производственным процессом.
Полиархия.
Полиархия (это идеальный вариант демократии); признаки:
1. Плюрализм (многообразие и свобода выражения в ней);
2. Соучастие;
3. Оппозиция;
4. Смена парламента;
5. Согласование государственного правления с МСУ;
6. Своевременные и справедливые выборы;
7. наличие альтернативных источников информации.
Виды демократии:
Прямая демократия – форма непосредственного управления народа (демократия в Афинской республике, племенная); референдум – форма прямой демократии в современном мире.
Плебисцитарная демократия – это современный вид прямой демократии, корда референдум проводится часто.
Представительская демократия (репрезентативная) – ее суть в том, что власть делегируется народом своим представителем в парламенте, в МСУ и президент. Главный механизм функционирования – метод большинства.
Большинство и меньшинство употребляется в политологии в трех значениях:
Конституциональное (меньшинство в случае победы большинства должно иметь свою оппозицию – возможность выражения своих взглядов);
Избирательное (тот, кто голосует за меньшинство – проигрывает, так как меньшинство не имеет прав);
Общественное (мнение большинства оказывает давление на мнение меньшинства).
Факторы размывания демократии
Широкое неравенство граждан и, как следствие, их недовольство.
Возрастание полномочий исполнительной власти.
Сбой в функционировании демократических институтов.
Накопление неразрешенных проблем.
Возникновение и решение политических конфликтов
Политические конфликты – это борьба за ценности, статус, власть ресурсов, целью которой является нейтрализация нанесения ущербов и устранения противника.
Суть конфликтов в несоответствии между тем, что есть и тем, что должно быть по мнению вовлеченных в конфликт субъектов
Стадии развития конфликтов
Конфликтная ситуация – это появление социальной и политической напряженности (обострение противоречий объективного и субъективного характера). Признаки политической напряженности:
а) в широких кругах населения распространяется недовольство существующим положением.
б) теряется доверие к власти, растет недовольство к власти.
в) активизируется движение в борьбе за власть, за влияние на массу, производятся стихийные митинги, забастовки, демонстрации.
Латентные конфликты (скрытые). На данной стадии происходит организация оформления их требований, накопления ресурсов.
Открытый конфликт.
Причины политических конфликтов:
а) универсальный источник конфликтов – это несовместимость претензий при ограниченной возможности их удовлетворения;
б) несовпадение общественных интересов и ценностей – это наличие в обществе различных групп. При этом власть упирается на определенные социальные слои и стремится удовлетворить их интересы, которые могут не совпадать с интересами других социальных групп;
в) чувства и эмоции, которые искажают взаимоотношения людей;
г) расовая, национальная и религиозная рознь и ненависть;
д) некачественная информация, и, как следствие, непонимание, ошибки, недоразумения.
Классификация политических конфликтов
Классификация по их содержанию – три типа:
1.1 Конфликты интересов - в основном связанный с распределением ресурсов. Могут быть урегулированы на основе компромисса, характерного для развитых государств;
1.2 Конфликты ценностей (борьба вокруг принятых несознательно понятий о том, что правильно или важно) трудно поддаются компромиссам, характерны для развивающихся государств вокруг понятий "свободы", "равенство", "справедливость", "автономия" и т.д.
1.3 Конфликты идентичности (человек ассоциирует себя с определенной группой) возникают в условиях расовой, этнической, языковой или религиозной гетерогенности.
По масштабу охвата общества выделяют следующие типы конфликтов: межличностные, групповые, межклассовые, локальные, общегосударственные, межгосударственные, глобальные.
По сферам деятельности людей: экономические, политические, военные, идеологические, межнациональные и др.
По форме протекания: мирные и насильственные.
По степени остроты: антагонистические и неантагонистические.
По важности: основные и неосновные.
По составу конфликтующих сторон:
Институциализированные (субъекты – государственные институты, политические партии)
Неинституциализированные (по крайней мере одна из сторон не оформлена)
По продолжительности: кратковременные, долгосрочные.
По направлению: на горизонтальные и вертикальные.
Политический кризис
Три типа:
Правительственный (характерна потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами). Парламент может отправлять правительство в отставку.
Парламентский (изменение соотношения сил в парламенте, когда его решения расходятся с мнением большинства граждан, результатом может быть роспуск парламента и новые выборы)
Конституциональный (фактическое прекращение действия конституции).
Урегулирование политических конфликтов
Политическая стабильность – это такое соотношение социальных групп и политических сил, при котором ни одна из не может изменить политическую систему в своих интересах.
Условия для политической стабильности:
- отсутствие резко выраженного неравенства;
- высокая легитимность и эффективность политического режима;
- высокие темпы экономического развития;
- рост благосостояния населения;
- широкая социальная база политических интересов;
Основные формы урегулирования конфликтов:
Компромисс – это согласие на основе взаимных уступок;
Консенсус – это соглашение по большинству важных вопросов на основе общности интересов;
Переход конфликтов в латентную форму;
Решение конфликтов на основе поражения одной из сторон.
Соглашения могут быть (четыре результата развязки конфликтов):
- соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
- соглашение в соответствии с волей внешней силы;
- соглашение, навязанное одной из сторон;
- затянувшийся конфликт может потерять актуальность и решиться сам собой.