Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Читинский институт
Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Комплексный экономический анализ»
на тему:
Анализ отчета о прибылях и убытках
Зарубежная практика.
Выполнил: Носова А.А.
(Ф.И.О. студента)
БУ-03-1
(группа)
Проверил: ст. преподаватель
(должность)
Ваулин А.С.
(Ф.И.О. руководителя)
Чита 2007
Оглавление
Введение
Глава 1. Состав и значение отчета о прибылях и убытках в России и в международной практике
Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках
Модели построения отчета о прибылях и убытках в российской и международной практике
Порядок формирования и классификация доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках
Глава 2. Методы анализа отчета о прибылях и убытках
Глава 3. Анализ основных показателей отчета о прибылях и убытках
Краткая экономическая характеристика предприятия
3.2 Анализ состава и динамики прибыли ОАО «МонтажСервис»
3.3 Факторный анализ прибыли ОАО «МонтажСервис»
3.4 Анализ показателей рентабельности ОАО «МонтажСервис»
3.5 Анализ с помощью эффекта операционного рычага
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А Бухгалтерский баланс ОАО «МонтажСервис»
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ОАО «МонтажСервис»
Приложение В Расчет показателей рентабельности
Введение
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также внутренними пользователями для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем, отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.
Объектом данной работы является анализ одной из форм бухгалтерской отчетности – отчета о прибылях и убытках (форма №2). Отчет о прибылях и убытках содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая прибыль или убытки за период.
Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.
Анализ финансовой отчетности – это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации.
Однако при этом главной целью является оценка финансово–хозяйственной деятельности организации относительно будущих условий существования.
Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием. Его основными функциями являются:
- объективная оценка финансового состояния объекта анализа;
- выявление факторов и причин достигнутого состояния;
- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;
- выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.
Все вышесказанное определяет бесспорную актуальность темы настоящего исследования. Цель данной работы – рассмотреть значение и целевую направленность отчета о прибылях и убытках. Провести сравнительный анализ моделей построения отчета о прибылях и убытках в России и международной практике, рассмотреть порядок формирования и классификацию доходов и расходов в отчете, сформировать навыки практического применения методик анализа финансовой отчетности при изучении текущего финансового состояния организации, тенденций его развития и возможных изменений. Для достижения поставленных целей представляется необходимым в рамках данной курсовой работы решение следующих задач:
рассмотреть отчет о прибылях и убытках, выявить его значение;
применить конкретные методики анализа отчета о прибылях и убытках;
представить аналитическое заключение о финансовом состоянии предприятия, возможных изменениях и о причинах данных изменений;
предложить конкретные действия по улучшению финансового состояния.
Анализ финансовой отчетности выступает как инструмент для выявления проблем управления финансово – хозяйственной деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей.
1. Состав и значение отчета о прибылях и убытках в России и в международной практике
1.1 Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках
Основной целью хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики является получение прибыли. В экономической теории прибыль трактуется неоднозначно (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Трактовка прибыли в зависимости от цели пользователей
Пользователь | Цель | Трактовка прибыли |
Руководство организации | Планирование, осуществление и контроль хозяйственной деятельности | Разница между доходами и расходами за отчетный период (динамическая концепция) |
Собственники (учредители, акционеры) | Получение дохода на вложенные средства периода капитала | Прирост в течение отчетного периода капитала (статистическая концепция) |
Общественность | Эффективность деятельности фирмы | Увеличение в течение отчетного периода оценки актива за счет увеличения его доходности (прагматическая концепция) |
С юридической точки зрения прибыль является приростом капитала, вложенного собственниками в дело. Такая концепция прибыли полностью соответствует целям учредителей и акционеров. В основу исчисления финансового результата положен операционный подход. Он состоит в том, что активы и обязательства принимаются к учету только тогда, когда они являются результатом операций (сделок) и оцениваются по сумме фактических затрат на приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию. Стоимостные измерения не отражаются в системе бухгалтерского учета, если они вызваны изменением уровня цен (инфляцией) или отклонениями от прогнозов.
Противоположным взглядом на проблему определения прибыли является прагматический подход, основоположником которого был И. Фишер. Именно он показал, что прибыль, исчисленная бухгалтером, не несет экономического содержания. Он приводил пример: сад, который с точки зрения бухгалтера является капиталом, стоит столько, сколько за него заплатили при покупке. На самом деле его стоимость зависит от дохода, который он приносит или может приносить. Отсюда определение прибыли сводится к увеличению оценки актива за счет изменения его доходности. В основу данного метода положена оценка активов по рыночной стоимости.
Однако с экономической точки зрения прибыль является показателем эффективности управления. Под эффективностью понимают соотношение затрат и результатов. Результаты в данном случае – это доходы организации, а затраты – расходы, обеспечивающие получение доходов. Доходы вытекают из документов на продажу товаров, продукции, работ, услуг. Величина расходов зависит от учетной политики организации и выбора администрацией различных методологических приемов. Следовательно, доходы объективны, а расходы – субъективны. Значит, величина прибыли всегда условна и определяется за промежуток времени, а не на конкретную дату. Более того, расходы трактуются как часть активов, использованных для получения дохода в отчетном периоде, и в зависимости от оценки активов (по цене приобретения или рыночной стоимости) величина расходов может быть различной.
Современная практика оценки прибыли представляет собой сочетание операционного, прагматического и динамического подходов.
Основная цель отчета о прибылях и убытках сводится к тому, чтобы обеспечить информацией лиц, заинтересованных в результатах деятельности организации. Информация отчета может быть использована для:
- оценки эффективности аппарата управления;
- прогнозирования деятельности организации;
- распределения доходов (дивидендов) между учредителями (акционерами);
- анализа результатов деятельности и обоснования управленческих решений.
Значение отчета о прибылях и убытках для оценки доходности и рентабельности организации трудно переоценить. Поскольку общий финансовый результат в отчете представлен развернуто, то по информации, содержащейся в данной форме, можно дать оценку изменения доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, проанализировать состав, структуру и динамику валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли, выявить факторы формирования конечного финансового результата и динамику рентабельности продаж.
Отчет о прибылях и убытках позволяет провести анализ динамики выручки от продаж, затрат на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг, анализ факторов, формирующих различные виды доходов и расходов организации.
Данные, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, используются при расчете некоторых коэффициентов, характеризующих деловую активность и доходность организации. Для оценки деловой активности при расчете коэффициентов оборачиваемости используют показатель выручки (нетто) от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг).
При оценке доходности используют такие показатели, как прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Сопоставляя различные показатели финансовых результатов с инвестированными средствами, можно определить разные показатели доходности, разложить их по факторам. Сопоставление активов организации с прибылью позволяет установить фактическую доходность от вложений в целом.
Кроме того, по данным формы № 2 можно провести анализ операционного левериджа, под которым понимается разделение всей совокупности затрат организации на постоянные и переменные, что дает возможность использовать механизм управление прибылью.
В результате обобщения результатов анализа можно выявить неиспользованные возможности увеличения прибыли и доходности организации, повышения уровня его рентабельности. Информация, представленная в отчете о прибылях и убытках, позволяет всем заинтересованным пользователям сделать вывод, насколько эффективна деятельность данной организации и насколько эффективна деятельность данной организации и насколько оправданы и выгодны вложения в ее активы.
1.2 Модели построения отчета о прибылях и убытках в российской и международной практике
Отчет о прибылях и убытках выступает обязательной составной частью годового финансового отчета во всех учетных системах и призван информировать пользователей об эффективности деятельности организации. Его структура регулируется на международном и национальных уровнях.
Отчет о прибылях и убытках может быть построен:
параллельно, т.е. справа доходы, слева расходы;
последовательно, т.е. сверху доходы, снизу расходы;
в матричной (шахматной) форме, т.е. по строкам отражаются расходы, по столбцам доходы, или наоборот.
Первые две формы традиционны, последняя форма используется крайне редко, так как не всегда можно скоординировать с соответствующими им доходами. Однако для целей управления наибольшую ценность имеет матричная структура отчета, которая позволяет получить полезную информацию для анализа и планирования деятельности.
МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» определяет, что компания должна указывать в отчете о прибылях и убытках информацию о доходах и расходах, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов или их функции в рамках компании. Статьи доходов и расходов разбиваются на подклассы по таким признакам, как стабильность и предсказуемость. Информация представляется в отчете одним из двух способов, что приводит к наличию двух вариантов его структуры. Оба варианта позволяют определить совершенно идентичный результат, различаются они классификацией расходов.
Первый формат называется методом (форматом) характера затрат или сущности расходов (nature of expenditure method). Способ определения результата этим методом (рис.1.1) предполагает сопоставление выручки от продаж с общей суммой затрат периода, скорректированной на изменение остатков незавершенного производства и готовой продукции. Корректировка призвана отразить тот факт, что производство увеличило уровни запасов, или что продажи, превышающие производство, уменьшили уровни запасов.
Доходы от продаж (+) | Затраты на производство (-) | Изменение НП и ГП (+) или (-) |
Результат Прибыль (+) Убыток (-) |
Рис. 1.1 Способ определения результата методом характера затрат
В этом случае расходы объединяются в отчете в соответствии с их экономическим характером (амортизация, закупки материалов, транспортно-заготовительные расходы, заработная плата, затраты на рекламу) и не перераспределяются между различными функциональными направлениями внутри компании. Этот метод более привлекателен для небольших организаций, где не требуется распределения операционных расходов в соответствии с функциональной классификацией. Общий вид отчета о прибылях и убытках, построенного по методу характера затрат, представлен в табл. 1.2
Таблица 1.2
Отчет о прибылях и убытках в формате характера затрат
Выручка от реализации | Х | |
Другие операционные доходы | Х | |
Изменения в запасах готовой продукции и НЗП | Х | |
Использованные сырье и материалы | Х | |
Расходы на персонал | Х | |
Расходы на износ и амортизацию | Х | |
Другие операционные расходы | Х | |
Всего операционных расходов | (Х) | |
Прибыль от операционной деятельности | Х |
Второй формат отчета носит название метода (формата) функций затрат (function of method) или методом себестоимости реализации (рис. 1.2), который основан на сопоставлении выручки от продаж с себестоимостью проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Доходы от продаж (+) | Себестоимость проданной продукции (-) |
Результат Прибыль (+) Убыток (-) |
Рис. 1.2 Способ определения результата методом себестоимости продаж
Формат функции затрат классифицирует расходы в соответствии с их функцией как часть себестоимости продаж, расходов на реализацию или административную деятельность. В этом случае в отчет о прибылях и убытках имеет вид, представленный в табл.1.3
Таблица1.3
Отчет о прибылях и убытках в формате функций затрат
Выручка от реализации | Х | |
Себестоимость реализованной продукции | (Х) | |
Валовая прибыль | Х | |
Другие операционные доходы | Х | |
Расходы на реализацию | Х | |
Административные или управленческие расходы | (Х) | |
Другие операционные расходы | (Х) | |
Всего операционных расходов | (Х) | |
Прибыль от операционной деятельности | Х |
В Российской Федерации рекомендуется представлять отчет о прибылях и убытках в формате функций затрат. Он дает пользователям более уместную информацию о доходах и расходах, однако распределение затрат по функциональному признаку может быть спорным и предполагает значительную субъективность. Поэтому в пояснениях к отчету рекомендуется раскрывать дополнительную информацию о характере расходов по элементам, в том числе о затратах на амортизацию и оплату труда. Дополнительная информация полезна для прогнозирования будущих потоков денежных средств. Кроме того, и российские и международные стандарты требуют раскрывать в виде справочной информации сумму прибыли (дивидендов), приходящейся на одну акцию за отчетный период.
Рассмотрим более подробно основные сходства и различия отчета о прибылях и убытках, составленного в соответствии с МСФО И РСУиО.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (строка 010) в РСУиО близка по значению к выручке в МСФО. Для расчета выручки в соответствии с МСФО она увеличивается на величину скидок поставщиков и уменьшается на стоимость возвращенной продукции и величину скидок покупателям. В российском законодательстве система скидок не предусмотрена (только договорные цены), возврат товара предусмотрен только по претензиям к качеству продукции, т.е. любые льготы, предоставляемые покупателям, не уменьшают выручку от продажи. Так как размер льгот и возвратов товаров в российских условиях относительно невелик, то показатель выручки от продаж (кредит счета 90 за вычетом НДС) близок по значению к выручке в МСФО.
Аналогом себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020) можно считать себестоимость продаж по международным стандартам. Чтобы приблизиться к величине затрат по международным стандартам, необходимо себестоимость по российскому учету скорректировать на величину амортизации активов производственного назначения и затрат по уплате процентов по кредитам. Если учетной политикой не предусмотрен порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на счет продаж, то себестоимость продукции должна быть также уменьшена на сумму общехозяйственных расходов.
Строка 030 «Коммерческие расходы» (стр.030) в российской отчетности соответствует строке «Затраты на сбыт продукции» по международным стандартам.
Строка 040 «Управленческие расходы» (стр.040) в российской отчетности соответствует строке «Административные расходы» по международным стандартам.
В состав административных расходов входят:
заработная плата и отчисления на социальные нужды административно – управленческого персонала;
некоторые виды налогов. В РСУиО этому показателю соответствует транспортный налог и др.;
прочие административные расходы (за исключением коммерческих).
Не следует путать термин «операционные расходы» в российском законодательстве и международных стандартах. По международным стандартам под операционными расходами понимаются расходы на продажу продукции и административные расходы.
Статья «Прибыль до налогообложения» по международным стандартам иногда не указывается в отчете о прибылях и убытках. Она более важна для целей финансового анализа, чем для бухгалтерской отчетности. Этому показателю соответствует показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» (строка 140) РСУиО. В отчетности этот показатель рассчитывается как арифметический результат предыдущих строк.
Статья «Текущий налог на прибыль» (строка 150) в каждом стандарте рассчитывается по-своему исходя из действующего законодательства.
Под чрезвычайными событиями в международных стандартах понимаются результаты от операций, носящих необычный характер (стихийное бедствие, кризис в России и т.д.).
«Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» (строка 190) – это прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Эта строка аналогична строке «Чистая прибыль за период» согласно международным стандартам.
Порядок формирования и классификация доходов в отчете о прибылях и убытках
В основу построения отчета о прибылях и убытках в России положена классификация доходов и расходов, установленная ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Доходы - это увеличение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала. Не признаются доходами выплаты:
сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных платежей;
по договорам комиссии, поручения или иным агентским договорам;
предварительной оплаты за продукцию (работы, услуги);
в залог, если по договору залоговое имущество передается залогодержателю;
в погашение кредитов и займов, предоставленных заемщику;
в качестве вклада в уставный капитал.
Расходами организации в соответствии с ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящее к уменьшению капитала.
Для целей бухгалтерского учета и раскрытия в отчетности доходы и расходы классифицируются на обычные и прочие. Это разграничение организация производит самостоятельно исходя из характера своей деятельности, вида доходов и расходов и условий их получения.
К обычной деятельности, как правило, относят вид деятельности, указанный в уставе и (или) учредительных документах. При регистрации юридического лица в органах территориальной статистики присваивают код видов экономической деятельности (ОКВЭД). Кроме того, к обычной деятельности можно отнести поступления, которые существенны в общей сумме доходов и носят регулярный характер. Расходы в отчете о прибылях и убытках признаются с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (принцип соответствия доходов и расходов).
В разделе «Доходы и расходы от обычной деятельности» раскрываются показатели выручки от продажи продукции (работ, услуг) и полной себестоимости, сформированные нарастающим итогом за год на счете 90 «Продажи».
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (строка 010) – сумма за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Она формируется по данным, учитываемым по кредиту счета 90 «Продажи» и используемым для определения прибыли или убытка от продажи исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:
организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
сумма выручки может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
право собственности на товар перешло от организации к покупателю, работа принята заказчиком, услуга оказана;
расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Вариант признания выручки в бухгалтерском учете вытекает из договора с заказчиком и должен быть оговорен в учетной политике.
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности.
Некоторые особенности признания выручки имеются в организациях торговли. Выручкой от продажи товаров является товарооборот, т.е. стоимость отгруженных (в оптовой торговле) или отпущенных (в рознице) покупателям товаров по продажным ценам без НДС, налога с продаж и других аналогичных сборов и платежей.
По статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» (строка 020) отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам.
Валовая прибыль (строка 029) также является одним из видов доходов от обычной деятельности. Данный показатель определяется как разница между выручкой (нетто) и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг.
Коммерческие расходы (строка 030) – затраты организации, связанные с продажей продукции и учтенные на счете 44 «Расходы на продажу». Коммерческие расходы могут признаваться в бухгалтерском учете полностью в году их признания или распределяться между проданной и не проданной (отгруженной) продукцией. Способ признания расходов на продажу должен быть оговорен в учетной политике и раскрыт в пояснительной записке.
Торговые организации отражают по статье «Коммерческие расходы» величину издержек обращения, учтенных на счете 44 «Расходы на продажу».
Управленческие расходы (строка 040) – показатель применяется в организациях, которые в соответствии с учетной политикой формируют сокращенную себестоимость продукции (работ, услуг). В этом случае управленческие расходы собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и списываются в полной сумме в кредит счета 90 «Продажи».
В случае отнесения управленческих расходов на себестоимость продукции (Д20-К26), их величина будет включена в показатель «Себестоимость продукции, работ, услуг» по строке 020 отчета о прибылях и убытках. Следовательно, по статье «Управленческие расходы» можно поставить прочерк или не приводить её в отчете.
Прибыль (убыток) от продаж (строка 050) – итоговый показатель первого раздела «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» (из выручки нетто вычитается себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счет реализации).
Во втором разделе отчета о прибылях и убытках «Прочие доходы и расходы» отражаются доходы и расходы, признанные, в соответствии с условиями, определенными для их признания в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», как прочие.
Проценты к получению (строка 060) – сумма процентов, которые организация должна получить по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам, предоставленным займам, а также за хранение денежных средств на счетах в банках.
По статье «Проценты к уплате» (строка 070) отражаются операционные расходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Доходы от участия в других организациях (строка 080) – отражается величина дивидендов по акциям; процентам по вкладам в уставный капитал других организаций, в том числе дочерних и зависимых обществ.
Прочие операционные доходы (строка 090) – раскрывается величина доходов, признаваемых в составе операционных в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации»:
доходы (выручка без НДС и иных аналогичных платежей) от продажи основных средств, материальных ценностей, иностранной валюты и прочего имущества организации;
плата за пользование объектами основных средств, переданными по договору текущей аренды (если это не является основным видом деятельности);
лицензированные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности (если это не является основным видом деятельности);
прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности и др.
Прочие операционные расходы (строка 100) – отражается величина расходов, признаваемых в составе операционных в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»:
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, материальных ценностей, валюты и прочего имущества организаций;
расходы, связанные с предоставлением во временное пользование объектов основных средств;
расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
расходы, связанные с оплатой услуг, предоставляемых кредитными организациями;
убыток, полученный организациями в результате совместной деятельности и др.
Внереализационными доходами (строка 120) являются:
штрафы, пени, неустойки – к получению за нарушение условий хозяйственных договоров (Д76-К91);
стоимость активов полученных безвозмездно, признание государственной помощи (Д98-К91);
поступления, связанные с возмещением организации убытков (Д76-К91);
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году (Дразных счетов–К91);
суммы кредиторской и депонентской задолженности, списанные по истечению сроков исковой давности (Д60,76 – К91);
положительные курсовые разницы (Д50,52,60,62,71-К91) и т.д.
К внереализационным расходам (строка 130) относят:
штрафы, пени, неустойки – к уплате за нарушение условий хозяйственных договоров (Д91-К62,76,60);
возмещение другими организациями убытков (Д91-К76);
убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году (Д91–Кразных счетов);
суммы дебиторской задолженности, списанные по истечению сроков исковой давности (Д91 – К62,76);
отрицательные курсовые разницы (Д91-К50,52,60,62,71);
недостачи, выявленные при инвентаризации, по которым виновные не установлены (Д91-К94) и т.д.
Прибыль (убыток) до налогообложения определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж и групп операционных и внереализационных доходов и расходов.
Дальнейшее формирование показателей отчета производятся с выполнением требований, установленных ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Строка 141 «Отложенные налоговые активы» отражает разницу между дебетовым и кредитовым оборотами по счету «Отложенные налоговые активы» за отчетный период. При этом указанная разница обращается в увеличение, если дебетовый оборот превышает кредитовый, и в уменьшение, если имеет место обратная ситуация.
По строке 142 «Отложенные налоговые обязательства» отражается разница между кредитовым и дебетовым оборотами за отчетный период по счету «Отложенные налоговые обязательства».
По строке 150 «Текущий налог на прибыль» отражается сумма налога на прибыль, рассчитанная по данным налогового учета, т.е. показатель, сформированный с учетом ограничений состава расходов и их величины, принимаемых при налогообложении прибыли. При этом он должен быть рассчитан и по данным бухгалтерского учета. Он представляет собой алгебраическую сумму условного расхода по налогу на прибыль и постоянного налогового обязательства, скорректированную на разницу между отложенными налоговыми обязательствами. Информация о таком показателе в текущем учете формируется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода определяется путем корректировки прибыли (убытка) от обычной деятельности, остающейся после налогообложения, на сумму чрезвычайных доходов и расходов. Данный показатель информирует пользователя о финансовом результате деятельности организации за отчетный период и является базой для распределения прибыли между учредителями (акционерами).
2. Методы анализа отчета о прибылях и убытках
Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчета.
Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов – себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды операционных и прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка). Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли – источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчета о прибылях и убытках конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов, акционеров, участников фондового рынка и других пользователей, принимающих деловые решения на основе выбора вариантов. Кроме этого результаты анализа используются в прогнозировании финансовых результатов, что может быть использовано как во внутреннем, так и во внешнем анализе.
В аналитической практике применяется несколько методов, которые используются при анализе любой формы отчетности, - вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ показателей, расчет финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный. В оценке качества прибыли большое значение придают бухгалтерским методам. В прогнозировании финансовых результатов используются методы статистики.
К стандартным методам анализа отчетности относятся горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах с помощью относительных показателей динамики, показателей структуры и динамики структуры.
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменений в их структуре.
Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько лет, что предполагает длительный период функционирования организации, стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской отчетности, возможность учитывать влияние инфляции на бухгалтерские показатели. Данные базового года служат исходной точкой расчета и принимаются за 100 процентов. Изменение показателей отчета о прибылях и убытках рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному году. При изучении достаточно длительного периода данные могут быть усреднены, например, рассчитаны средние показатели за каждые три года. Другой подход заключается в расчете структурных показателей отчета о прибылях и убытках за ряд лет. Таким образом, построенные тренды изучаются для выявления тенденций изменения финансовых результатов.
При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является однородная совокупность – прибыли и убытки, итоговый показатель - будь то прибыль до налогообложения или чистая прибыль – формируется не только за счет выручки от продажи. Для определения итогового показателя в таблице не всегда удобно использовать объем продаж. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием бухгалтерского отчета о прибылях и убытках.
Показатель валовой прибыли был введен в отчет о прибылях и убытках (стр. 020) для повышения аналитичности бухгалтерской информации. Он является расчетным показателем и определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр.010-стр. 020). Коэффициент валовой прибыли характеризует доходность хозяйственной деятельности при сопоставлении объема продаж и производственной себестоимости продукции. Он отражает динамику объема продаж и динамику себестоимости. Как коэффициент покрытия он характеризует возможности организации в покрытии обычных и прочих операционных расходов и существенно влияет на величину прибыли.
Величина коэффициента валовой прибыли зависит от метода определения себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг), структуры ассортимента, ценовой политики. Поэтому его оценка зависит от доступности информации об учетной, маркетинговой и ценовой политики организации.
Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о прибылях и убытках.
Сравнительный анализ заключается также в сравнении показателей отчета о прибылях и убытках анализируемой организации со среднеотраслевыми значениями и показателями отчетов других организаций. Это помогает оценить стратегию компаний и эффективность управленческих решений ее руководства.
В российской практике сравнительный анализ затруднен по многим причинам, одна из них – отсутствие достоверной информационной базы для сравнения. В практике других стран используются данные, подготовленные информационными компаниями и агентствами.
3. Анализ основных показателей отчета о прибылях и убытках
Краткая экономическая характеристика предприятия
Организационно-правовая форма собственности - открытое акционерное общество. Полное наименование общества: открытое акционерное общество «МонтажСервис».
ОАО «МонтажСервис» является дочерним зависимым обществом ОАО «Энерго». Аффилированным лицом по отношению к ОАО «МонтажСервис» является ОАО «Энерго». ОАО «Энерго» являлось основным заказчиком на производство строительных и ремонтных работ, выполненных обществом.
Уставный капитал составляет 10 тыс. руб.
Количество работающих – 84 человека.
Основные виды деятельности общества:
- монтаж воздушных линий электропередач переменного тока до 110 кВ;
- монтаж кабельных линий электропередач переменного тока до 110 кВ;
- монтаж силовых трансформаторов, систем и приборов учета и контроля электрической энергии;
- специальные монтажно-строительные работы в энергетике;
- составление смет, технико-экономических обоснований, документации для выполнения ремонтных работ и реконструкции ВЛ 0,4-110 кВ и т.д.
Объём освоенных в 2006 году строительных и ремонтных работ составил – 3,8 млн. руб. (без НДС).
Форма учета на предприятии автоматизированная.
3.2 Анализ состава и динамики прибыли ОАО «МонтажСервис»
Чтение отчетности — информационное ознакомление с финансовым положением организации по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках. Чтение отчетности является начальным этапом, в ходе которого пользователь предварительно знакомится с предприятием. По данным бухгалтерской отчетности пользователь судит об имущественном положении предприятия, характере его деятельности, соотношении средств по их видам в составе активов, величине собственных и заемных средств и т.п.
Чтение отчета о прибылях и убытках позволяет увидеть порядок формирования конечного финансового результата предприятия, величину этого результата как от реализации товаров, продукции, работ, услуг, так и от прочих операций, сумму причитающихся платежей бюджету по налогу на прибыль и другим налогам из чистой прибыли, а также сумму остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли. Все эти данные пользователю представляются за отчетный и предыдущий годы, что обеспечивает еще возможность сравнения соответствующих показателей за два года.
Так, по отчету о прибылях и убытках ОАО “МонтажСервис ”1 можно сказать, что при чистой прибыли, полученной в отчетном году (50 тыс. руб.), предприятие имело прибыль в сумме 365 тыс. руб. от реализации услуг (основной уставной деятельности), а в предыдущем отчетному году при отсутствии чистой прибыли, ОАО «МонтажСервис» получило убыток от продаж в сумме 24 тыс. руб..
По прочим операциям (выбытия основных средств, прочих активов и др.) предприятие получило в предыдущем году прибыль в размере 8 тыс. руб. (11 - 3), а в отчетном - убыток в сумме 107 тыс. руб. (134 - 27). Аналогичная картина и по внереализационным результатам. В целом прибыль до налогооблажения прошлого года получена за счет доходов по внереализационным операциям, перекрывшим и расходы по данным операциям, и убыток от финансово-хозяйственной деятельности. Прибыль отчетного года сформировалась за счет доходов, полученных от реализации услуг, убытки от внереализационных и операционных операций лишь уменьшили ее. Это свидетельствует о положительных изменениях в основной деятельности предприятия.
Чтение отчетности дает пользователям большую, но не исчерпывающуюся информацию о предприятии. Для более детального рассмотрения деятельности предприятия используются другие приемы анализа.
Для проведения анализа отчета о прибылях и убытках с помощью других приемов составляются специальные аналитические таблицы. В эти таблицы заносятся данные, исчисленные по исходному отчету (с укрупненными или преобразованными показателями) и представленные в виде процентов или коэффициентов. При определенной взаимосвязи между двумя показателями, по относительным величинам этих показателей проводится сравнительный анализ.
Вертикальный (структурный) анализ - это представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде относительных величин, которые характеризуют структуру итоговых показателей. Вертикальный анализ может проводиться по исходной отчетности или агрегированной.
Все показатели отчета о прибылях и убытках при проведении структурного анализа приводятся в процентах к объему выручки от реализации (табл.3.4). Структурный анализ прибыли (доходов, расходов) можно провести по сферам деятельности (операционной, финансовой, инвестиционной). Следует помнить, что порядок составления отчета о прибылях и убытках предусматривает выделение прибыли от реализации, в то время как доходы и расходы от инвестиционной и финансовой деятельности объединены общими показателями.
Таблица 3.4
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках ОАО “МонтажСервис ”, %
Предыдущий год | Отчетный год | |
Выручка от реализации | 100 | 100 |
Себестоимость реализации | 99,9 | 81,5 |
Коммерческие расходы | 1,1 | 9,0 |
Управленческие расходы | 0 | 0 |
Общие затраты | 101,0 | 90,5 |
Прибыль (убыток) от реализации | -1,0 | 9,5 |
Налоги | 4,0 | -0,8 |
Чистая прибыль | 0 | 1,3 |
В выручке от реализации отчетного года полная себестоимость составляла 90,5%, в то время как в предыдущем периоде общие затраты превышали выручку на 1%. Следовательно, прибыль от реализации в отчетном году составляла 9,5%, а в предыдущем - операционная деятельность была убыточной. С учетом выплаты налогов чистая прибыль от основной деятельности составила 1,3% в выручке (т.е. 1,3 коп. на рубль выручки). В то же время за отчетный и предыдущий год предприятие имело балансовую прибыль, на размер которой повлияли результаты от прочей деятельности, в том числе инвестиционной и финансовой.
Вертикальный анализ доходов по отчету о прибылях и убытках ОАО “МонтажСервис ” (табл.3.5) наглядно показывает удельный вес каждого вида полученных доходов в общей их сумме.
Таблица 3.5
Вертикальный анализ доходов отчета о прибылях и убытках ОАО “МонтажСервис ”
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Изменения за год |
1.Выручка от реализации | 86,1 | 98,3 | 62,4 |
2.Прочие операционные доходы | 0,4 | 0,7 | 145,5 |
3.Прочие внереализационные доходы | 13,5 | 1,0 | -89,0 |
4. Всего доходов | 100 | 100 | 42,2 |
Вертикальный анализ доходов организации наглядно показывает, что выручка от реализации в общей сумме доходов составляет наибольший удельный вес, как в отчетном, так и в предыдущем году, при этом её величина увеличилась в отчетном году по сравнению с базисом на 62,4%. Величина прочих операционных доходов также увеличилась в отчетном году по сравнению с предыдущим. Величина же прочих внереализационных доходов уменьшилась на 89%, что оказало влияние на величину прибыли отчетного периода.
Динамику отдельных показателей во времени можно изучить с помощью горизонтального анализа отчетности, который позволяет оценить увеличение или уменьшение каждой статьи отчетности на конец отчетного периода по сравнению с его началом.
Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при построении аналитических таблиц могут применяться одновременно. Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках ОАО “МонтажСервис ” (табл.3.6) свидетельствует о положительных тенденциях показателей, формирующих финансовый результат.
Таблица 3.6
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках ОАО “МонтажСервис ”
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | ||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
1. Выручка (нетто) от продажи | 2369 | 100 | 3848 | 162 |
2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг | 2367 | 100 | 3136 | 132 |
3. Коммерческие расходы | 26 | 100 | 348 | 1338 |
4. Управленческие расходы | - | - | - | - |
5. Прибыль (убыток) от продаж | -24 | 365 | ||
6. Прочие операционные доходы | 11 | 100 | 27 | 245 |
7. Прочие операционные расходы | 3 | 100 | 134 | 4467 |
8. Внереализационные доходы | 373 | 100 | 41 | 11 |
9. Внереализационные расходы | 263 | 100 | 217 | 83 |
10. Прибыль (убыток) до налогообложения | 94 | 100 | 82 | 87 |
11. Налог на прибыль | 94 | 100 | 82 | 87 |
12. Прибыль (убыток) от обычной деятельности | - | - | ||
14. Всего доходов (стр.1 + стр.5 + стр.8) | 2757 | 100 | 3916 | 142 |
Влияние на величину балансовой прибыли результатов от разных сфер деятельности предприятия представлено в таблице 3.7.
Таблица 3.7
Анализ состава и структуры прибыли
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Удельный вес в сумме | ||||
предыдущий год | отчетный год |
изменение за год (+,-) |
предыдущий год | отчетный год |
изменение за год (+,-) |
|
1. Прибыль (убыток) от реализации | -24 | 365 | 389 | -11,4 | 173,8 | 185,2 |
2. Прочие операционные доходы | 11 | 27 | 16 | 5,2 | 12,8 | 7,6 |
3. Прочие операционные расходы | 3 | 134 | 131 | 1,4 | 63,8 | 62,4 |
Продолжение Таблицы 3.7
4. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности | -16 | 258 | 274 | -7,6 | 122,8 | 130,4 |
5. Прочие внереализационные доходы | 373 | 41 | -332 | 177,6 | 19,6 | -158,0 |
6. Прочие внереализационные расходы | 147 | 89 | -58 | 70,0 | 42,4 | -27,6 |
7. Прибыль (убыток) отчетного года | 210 | 210 | - | 100,0 | 100,0 | - |
Показатели, рассчитанные и интерпретированные с помощью какого-либо одного из приведенных приемов анализа, не дают полной картины и не могут выступать в качестве критерия для принятия решений пользователями, а тем более для принятия управленческих решений, без объяснения причин изменения анализируемых показателей. Поэтому следует прибегать к совокупности всех методов анализа для наиболее достоверной оценки существующего финансового положения предприятия и определения стратегии и тактики его развития.
3.3 Факторный анализ прибыли ОАО «МонтажСервис»
1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации – это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения фактической массы проданных товаров.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 19 %.
Тогда индекс цены J ц = 100+19/ 100 =1,19
Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
В’ = В1 / Jц, (3.1)
где В’ – выручка от продажи в сопоставимых ценах;
В1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде.
Для ОАО «МонтажСервис» выручка в сопоставимых ценах составит:
В’ = 3848 / 1,19 = 3233,6 тыс. руб.
Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом увеличилась за счет роста цены на 587 тыс. руб.
Вц = В1 - В1 / Jц = В1 - В’ (3.2)
Вц = 3848 – 3233,6 = + 614,4 тыс.руб.
Вкол-во тов = В’ – В0 (3.3)
Вкол-во тов = 3233,6 – 2369 = + 864,6 тыс.руб.
Увеличение количества реализуемой продукции привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 864,6 тыс. руб., а общий прирост выручки (+1479 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 19 %.
1.1. Расчет влияния фактора «Цена»
П п (Ц) = Вц * Rр0 /100, (3.4)
где Rр0 – рентабельность продаж в базисном периоде.
П п (Ц) = + 614,4 * (-1) / 100 = -6,1 тыс. руб.
Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 19 % привел к уменьшению суммы прибыли от продажи на 6,1 тыс. руб.
1.2. Расчет влияния фактора «Количество проданных услуг (товаров)»
Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:
П п (К) = [(В1 – В0) - Вц] * Rр0 / 100 = Вц * Rр0 / 100, (3.5)
где П п (К) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количество проданной продукции (товаров, услуг)»;
В1 и В0 – соответственно выручка от продажи в отчетном и базисном периодах;
Вц - изменение выручки от продажи под влиянием цены;
Rр0 - рентабельность продаж в базисном периоде.
Для ОАО «МонтажСервис»:
П п (К) = (1479 – 614,4) * (-1) / 100 =- 8,6 тыс. руб.
Таким образом, влияние получилось отрицательным, то есть не смотря на увеличение в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах, сумма прибыли от продаж уменьшилась на 8,6 тыс. руб.
2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:
П п (С/С) = В1 * (УС1 – УС0) /100, (3.6)
где УС1 и УС0 - уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.
П п (с/с) = 3848 * (-18,5) / 100 = 711,8 тыс. руб.
Расходы – это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. У ОАО «МонтажСервис» себестоимость в отчетном периоде увеличилась на 768 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи в отчетном периоде уменьшился на 18,5 %. Все это привело к увеличению суммы прибыли от продажи на 711,8 тыс. руб.
3. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы».
Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:
П п (КР) = В1 * (УКР 1– УКР 0) / 100, (3.7)
где УКР 1 и УКР 0 – соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.
П п (КР) = 3848 * (+ 8) / 100 = + 307,8 тыс. руб.
Таким образом, перерасход по коммерческим расходам в отчетном периоде и повышение их уровня на 8 % привели к уменьшению суммы прибыли от продажи на 307,8 тыс. руб.
Остальные показатели – факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности – не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы.
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода.
Таблица 3.8
Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продажи отчетного периода
Показатели - факторы |
Сумма, тыс. руб. |
1. Количество проданной продукции (работ, услуг) | -8,6 |
2. Изменение цен на реализованную продукцию | -6,1 |
3. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг | +711,8 |
4. Коммерческие расходы | -307,8 |
Совокупное влияние факторов | 389,3 |
По данной таблице видно, что значительное увеличение величины коммерческих расходов оказало наиболее существенное отрицательное влияние на величину прибыли. Также отрицательно повлияло изменение цен на реализованную продукцию и количество проданной продукции (работ, услуг). Из этого можно сделать вывод, что организации необходимо сокращать затраты связанные с продажей продукции, а также делать все необходимое для того чтобы предвидеть изменения цен и спроса на те или иные товары, услуги реализацией которых она занимается.
3.4 Анализ показателей рентабельности ОАО «МонтажСервис»
Об эффективности использования ресурсов предприятия, способности получать доходы и прибыль судят по показателям рентабельности. Данные показатели отражают как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом. Показатели данной группы, как и показатели деловой активности, интересуют всех пользователей.
Показатели, используемые для оценки рентабельности, приведены в таблице 3.9.
Таблица 3.9
Показатели рентабельности
Показатель | Экономическое содержание |
Рентабельность активов (коэффициент экономической рентабельности) | Насколько эффективно предприятие использует активы. С точки зрения инвестиций, позволяет оценить возможную прибыль при осуществлении вложений |
Рентабельность собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности) |
Какова эффективность (отдача) использования акционерного капитала. С точки зрения инвестиций, отражает окупаемость капиталовложений акционеров |
Рентабельность реализации (коэффициент коммерческой рентабельности) | Какова прибыль от операционной деятельности (рассчитывается по валовой и чистой прибыли) |
Рентабельность текущих затрат на производство продукции | Какова эффективность затрат, осуществленных на производство продукции |
Рентабельность инвестированного (используемого) капитала | Какова эффективность использования собственного капитала и привлеченных на долгосрочной основе заемных средств |
Рентабельность инвестиционной деятельности | Какова прибыльность инвестиционной деятельности |
Формулы расчета показателей рентабельности по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в Приложении В2.
ОАО “МонтажСервис” недостаточно эффективно использует имеющиеся у него активы и акционерный капитал, поскольку рентабельность его активов в отчетном году равна 0,007%, также эта величина соответствует рентабельности собственного капитала. В предыдущем же году оба показатели равнялись нулю.
Рентабельность коммерческий деятельности в отчетном периоде составила 9,5% (365/3848), в предшествующем периоде коэффициент имел отрицательное значение, т.к. предприятие имело убыток от основной деятельности. Рентабельность текущих затрат в отчетном периоде составила 10,5% (365/(3135 + 348)), в предыдущем - минус 1,00% [(-24)/(2367 + 26)].
Рентабельность совокупного капитала (всех активов) по анализируемому предприятию характеризуется следующими данными (табл. 3.10).
Таблица 3.10
Уровень рентабельности совокупного капитала
Показатели | Базисный период | Отчетный период | Отклонение (+;-) |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. Среднегодовая стоимость совокупного капитала, всего, тыс. руб. В том числе: а)внеоборотные активы (арендованные основные средства) б) текущие (оборотные активы) Уровень рентабельности совокупного капитала, % |
94 7281 6709 572 1,3 |
82 7681 6600 1081 1,1 |
-12 400 -109 509 -0,2 |
Предприятие с каждого рубля совокупного капитала (активов) за отчетный год получило 1,1 копеек прибыли против прибыли 1,3 копеек в прошлом периоде.
Уровень рентабельности совокупного капитала находится в прямой пропорциональной зависимости от изменения суммы прибыли и в обратной - от изменения остатков долгосрочных, нематериальных и оборотных активов. Влияние этих факторов на рентабельность совокупного капитала можно измерить приемом цепных подстановок. Для этого предварительно определяют условный уровень рентабельности совокупного капитала при сумме прибыли базисного периода и среднегодовых остатках долгосрочных, нематериальных и текущих активах отчетного периода: 94/7681*100=1,2%. Затем из условного уровня рентабельности совокупного капитала вычитают базисный, и в результате определяют влияние на его размер изменения остатков хозяйственных ресурсов (активов). Если из уровня рентабельности отчетного периода вычесть условный, определим влияние на его размер изменения суммы прибыли. Увеличение среднегодовых остатков долгосрочных арендованных и оборотных активов на 400 тыс. руб. привело к увеличению уровня убыточности на 0,1% (1,2-1,3), а уменьшение суммы прибыли на 12 тыс. руб. понизило уровень рентабельности на 0,1% (1,1-1,2).
3.5 Анализ с помощью эффекта операционного рычага
Главной целью предпринимательской деятельности является прибыль предприятия. Она служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых ресурсов. Формирование и управление прибылью является основой бизнеса.
Величина прибыли и затрат, связанных с производством и реализацией, зависит от объемов деятельности предприятия. Изменения этих величин во взаимосвязи с объемами деятельности отслеживает управленческий учет. Составной частью управленческого учета является операционный анализ, который и изучает зависимость финансового результата от объемов производства, реализации и издержек производства. Такой анализ называют также анализом “Издержки - Объем – Прибыль” (“Costs - Volume – Profit”).
Операционный анализ позволяет выявить зависимость прибыли от издержек, цен, объема реализации, а также определять оптимальные пропорции между постоянными и переменными издержками производства, степень предпринимательского риска. В операционном анализе используют различные методы:
операционного рычага;
анализа безубыточности (порога рентабельности);
запаса финансовой прочности;
анализа чувствительности критических соотношений.
Операционный рычаг позволяет определить, как сильно изменяется прибыль при тех или иных изменениях объема реализации.
Анализ безубыточности проводят с целью определения объема производства, при котором обеспечивается покрытие расходов предприятия. Также анализ безубыточности проводится с целью выявления оптимального для предприятия объем производства и темпов его развития, что важно для обеспечения платежеспособности и безубыточности предприятия.
Запас финансовой прочности показывает, насколько предприятие может снизить выручку от реализации своей продукции, обеспечивая при этом финансовую устойчивость предприятия.
Анализ чувствительности предполагает отслеживание того, как изменяется прибыль в ответ на изменения одного из параметров при условии, что другие останутся неизменными. Известно, что операционная прибыль зависит от объема реализации, себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), соотношения постоянных и переменных издержек в себестоимости. Анализ чувствительности позволяет выявить, что произойдет с прибылью, если объем сбыта снизится, например на 10%, или если снизится себестоимость единицы продукции (работ, услуг), или если переменные затраты составят 60% выручки от реализации, и т.д.
Все выше названные элементы анализа связаны с понятием валовая маржа. Валовая маржа показывает результат от реализации продукции за вычетом переменных затрат. Как известно, затраты предприятия подразделяются на условно-постоянные и переменные.
К условно-переменным расходам относятся транспортные издержки, расходы на оплату труда, подработку, упаковку и хранение товаров, проценты за пользование кредитами и займами, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм, расходы на тару, отчисления на социальные нужды, налоги, отчисления и т.д.
Условно-постоянные издержки включают расходы на аренду, содержание, амортизацию и ремонт основных средств, износ санитарной одежды, столового белья, быстроизнашивающихся предметов, затраты на торговую рекламу и частично статью «Прочие расходы».
Валовая маржа покрывает постоянные расходы предприятия и обеспечивает формирование прибыли предприятия.
Расчет валовой маржи ОАО “МонтажСервис ” представлен в таблице 3.11. Учитывая, что в ОАО “МонтажСервис ” применяется традиционный порядок отнесения накладных расходов на себестоимость продукции, в отчете о прибылях и убытках управленческие (условно - постоянные) расходы отражены в себестоимости реализованных предприятием услуг. Для определения валовой маржи определим размер постоянных затрат по данным синтетического учета. За отчетный период накладные расходы ОАО «МонтажСервис», включенные в себестоимость услуг, составили 440 тыс. руб. и в полном объеме коммерческие расходы, содержащие расходы по рекламе, в сумме 348 тыс. руб. Вся сумма постоянных расходов составила 788 тыс. руб. (440 + 348).
Таблица 3.11
Расчет валовой маржи ОАО “МонтажСервис ” за отчетный период
Показатель | Тыс. руб. | В % к выручке |
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 3848 | 100 |
2. Переменные расходы | 2695 | 70,0 |
3. Валовая маржа | 1153 | 30,0 |
4. Постоянные расходы | 788 | 20,5 |
5. Прибыль (убыток) от реализации | 365 | 9,5, |
Рассмотрим более подробно метод операционного рычага и порога рентабельности (анализа безубыточности).
Действие методов операционного рычага и анализа безубыточности основано на характере поведения расходов: переменные расходы изменяются с изменением объема производства, так называемые постоянные расходы при этом остаются неизменными, т.е. воздействие переменных и постоянных затрат на прибыль предприятия является непропорциональным.
Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более интенсивному изменению прибыли. Сила воздействия операционного рычага (эффект операционного левериджа) рассчитывается по формуле:
Сила воздействия операционного рычага=Валовая маржа/Прибыль, (3.8)
или Сила воздействия операционного рычага = 1/1-постоянные затраты , (3.9) валовая маржа или Сила воздействия операционного рычага = Кол-во единиц ґ (цена - переменные издержки) / [Кол-во единиц ґ (цена - переменные издержки) – постоянные издержки]. (3.10)
В ОАО «МонтажСервис» сила операционного рычага равна 3,1 [(1153/365) или (1/ (1 - 788/1153)) = 1/(1 - 0,68)]. Это означает, что если предприятие увеличит объем реализации, предположим, на 15%, то прибыль возрастет на 46,5% (15% ґ 3,1). В то же время сокращение объема реализации, например, на 10%, приведет к уменьшению прибыли на 31%(10% ґ 3,1). Таким образом, сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска. Чем больше сила операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
Работать с высоким операционным левериджем могут предприятия, которые обеспечивают значительные объемы реализации и уверены в перспективном стабильном спросе на свою продукцию.
Анализ безубыточности (порога рентабельности) можно провести, используя следующие методы:
уравнения;
графический;
валовой маржи.
Точку безубыточности можно рассчитать в натуральном и стоимостном выражении.
Рассчитаем точку безубыточности, используя метод валовой маржи. Допустим, стоимость одного т/км для ОАО «МонтажСервис» составляет 50 рублей, переменные издержки на т/км - 35 руб. Валовая маржа на единицу пробега составит 15 рублей. То есть валовая маржа в размере 15 рублей покрывает постоянные расходы предприятия и приносит некую величину прибыли. Используя другие данные представленного выше расчета валовой маржи определим точку безубыточности или объем услуг, при котором предприятие не несет убытков, но и не получает прибыли.
Объем услуг в натуральном выражении (кол-во единиц продукции) = Постоянные расходы / Удельная маржа = 788 тыс. руб. / 15 руб. = 52533 т/км.
Это означает, что предприятие обеспечивает полное покрытие всех издержек при объеме услуг 52533 т/км. При этом оно не получает прибыли.
Для выражения объема необходимых услуг в стоимостном выражении используют следующую формулу:
Точка безубыточности = Постоянные издержки/ Валовая маржа в относительном выражении к выручке (3.11)
В нашем примере точка безубыточности или порог рентабельности составляет 2627 тыс. руб. (788 тыс. руб. / 0,3). Для покрытия всех издержек предприятие должно реализовать услуг на сумму не менее 2627 тыс. руб.
После того, как предприятие достигло порога рентабельности, обеспечивающего покрытие постоянных расходов, любое увеличение объема производства (услуг) будет обеспечивать рост прибыли. Степень роста прибыли в зависимости от объема можно определить, используя описанный выше метод операционного рычага.
Разница между достигнутой выручкой и порогом рентабельности составит запас финансовой прочности предприятия. В нашем примере запас финансовой прочности составляет 1221 тыс. руб. (3848 - 2627), или 31,7% выручки. Это означает, что предприятие может выдержать снижение выручки примерно на 32% без серьезной угрозы для его финансового положения.
Между величиной запаса финансовой прочности и силой воздействия операционного рычага существует обратная зависимость: чем ниже сила операционного рычага, тем выше запас финансовой прочности. Эту зависимость можно выразить формулой:
Запас финансовой прочности = 1/Сила операционного рычага (3.12)
Следовательно, в ОАО «МонтажСервис» запас финансовой прочности составляет 32% (1 / 3,1 = 0,32). Т.е. предприятие может снизить выручку от реализации своих услуг на 32%, обеспечивая при этом финансовую устойчивость предприятия.
Заключение
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
В данной работе я провела анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «МонтажСервис».
Цель анализа состоит не только и, не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.
Сложность сегодняшней ситуации состоит в том, что в ОАО «Монтажсервис», как и на многих других предприятиях, работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа или же владеют недостаточно.
В результате анализа отчета о прибылях и убытках ОАО «МонтажСервис» можно сделать следующие выводы и указать пути финансового оздоровления:
1. Так, по отчету о прибылях и убытках ОАО “МонтажСервис ”3 можно сказать, что при чистой прибыли, полученной в отчетном году (50 тыс. руб.), предприятие имело прибыль в сумме 365 тыс. руб. от реализации услуг (основной уставной деятельности), а в предыдущем отчетному году при отсутствии чистой прибыли, ОАО «МонтажСервис» получило убыток от продаж в сумме 24 тыс. руб.. Следовательно, можно отметить положительную тенденцию в развитии организации.
2. Подводя итоги по проведенному факторному анализу можно сказать, что значительное увеличение величины коммерческих расходов оказало наиболее существенное отрицательное влияние на величину прибыли. Также отрицательно повлияло изменение цен на реализованную продукцию и количество проданной продукции (работ, услуг). Из этого можно сделать вывод, что организации необходимо сокращать затраты связанные с продажей продукции, а также делать все необходимое для того чтобы предвидеть изменения цен и спроса на те или иные товары, услуги реализацией которых она занимается.
3. В анализируемых периодах ОАО “МонтажСервис ” недостаточно эффективно использует имеющиеся у него активы и акционерный капитал, поскольку рентабельность его активов в отчетном году равна 0,007%, также эта величина соответствует рентабельности собственного капитала. В предыдущем же году оба показатели равнялись нулю.
Кое-где просматриваются и положительные тенденции. Рентабельность коммерческий деятельности в отчетном периоде составила 9,5% (365/3848), в предшествующем периоде коэффициент имел отрицательное значение, т.к. предприятие имело убыток от основной деятельности.
Рентабельность текущих затрат в отчетном периоде составила 10,5% (365/(3135 + 348)), в предыдущем - минус 1,00% [(-24)/(2367 + 26)]. В первую очередь это вызвано увеличением затрат фирмы, что безусловно связано с общей тенденцией роста цен на продукцию и услуги различных предприятий (особенно в сфере коммунального хозяйства, производства энергетических ресурсов).
Для снижения издержек предприятия необходимо сократить коммерческие расходы путем пересмотра организации труда и начисления заработной платы, подбора и расстановки персонала, приведения численности работающих в соответствие с реально осуществляемыми задачами.
4. Проведя анализ операционного рычага, который позволяет определить, как сильно изменяется прибыль при тех или иных изменениях объема реализации было выяснено, что в ОАО «МонтажСервис» сила операционного рычага равна 3,1 [(1153/365). Это означает, что если предприятие увеличит объем реализации, предположим, на 15%, то прибыль возрастет на 46,5% (15% ґ 3,1). В то же время сокращение объема реализации, например, на 10%, приведет к уменьшению прибыли на 31%(10% ґ 3,1). Таким образом, сила воздействия операционного рычага показывает, что степень предпринимательского риска у данной организации не высокая. Это обусловлено тем, что работать с высоким операционным левериджем могут предприятия, которые обеспечивают значительные объемы реализации и уверены в перспективном стабильном спросе на свою продукцию.
5. Деятельность ОАО «МонтажСервис» не отвечает современным требованиям, так как на предприятии отсутствует отдел маркетинга. В связи с данным обстоятельством можно предложить ряд мероприятий.
В первую очередь необходимо создать отдел маркетинга, в задачи которого будет входить изучение и анализ внешней и внутренней среды деятельности предприятия, разработка перспективных направлений деятельности фирмы. При внедрении в жизнь комплекса предлагаемых мер есть все основания полагать, что ОАО «МонтажСервис» будет иметь тенденцию к улучшению и финансовое состояние организации будет стабильным, устойчивым, а организация деятельности предприятия будет соответствовать современным требованиям.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129 – ФЗ.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г № 34 – н.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43 н.
4. Приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации».
5.Приказ Министерства финансов РФ от 18 сентября 2006 г. №115н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».
6. Приказ Министерства финансов РФ от 18 сентября 2006 г. №116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».
7. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: учебно-практическое пособие. – М.: Изд – во «Дело и сервис», 2000.
8. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега – Л, 2004.
9. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб пособие / Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г.Егорова и др. – М.: Финансы и статистика, 2003.
10. Вакуленко В.В., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – М.: Издательский дом «Герда», 2001.
11. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2001
12. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.
13. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия ЭКМОС 2002 240с.
14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. 768с
15. Ларионов А.Д., Карзаева Н.Н., Нечитайло А.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект» - 2005 325с
16. Лупикова Е.В., Пашук Н.К. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие – М.: Кнорус, 2005 г. 215с
17. Патров В.В. и др. Составление и анализ годовой бухгалтерской отчетности. // Бухгалтерский учет. – 2005, - № 1. – с. 11-37.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4 – е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2002 704с.
19. Шеремет А.Д., Негашев Е.В., Сайфулин Р.С., Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА – М, 2002 208с.
Приложение В
Расчет показателей рентабельности
Показатель | Расчет показателя | Формула расчета показателя по данным отчетности |
Рентабельность активов (коэффициент экономической рентабельности) | Чистая прибыль от всех видов деятельности/Средняя стоимость активов | Стр. 150 ф.2 / Стр. 300 ф.1 |
Рентабельность собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности) | Чистая прибыль от всех видов деятельности / Средняя стоимость собственного капитала |
Стр.1 150 ф.2/(Стр.490 - стр.450) ф.1 Должна обеспечивать окупаемость вложенных в предприятие средств |
Рентабельность реализации (коэффициент коммерческой рентабельности) | Прибыль от продаж/ Выручка (нетто) от продаж | Стр.050 / Стр.010 ф.2 |
Рентабельность текущих затрат | Прибыль от операционной деятельности/ Себестоимость реализованной продукции |
Стр.050 / (Стр.020 + + стр.030 + стр.040) ф.2 Динамика показателя может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за с/с продукции |
Рентабельность инвестированного (используемого) капитала | Чистая прибыль / Сумма собственного и долгосрочного заемного капитала |
Стр. 190 ф.2/ (Стр.490 - -стр.510)ф. 1 |
Рентабельность инвестиций | Чистая прибыль от инвестиционной деятельности / Сумма средств, инвестированных в объекты | Рассчитывается по объектам реального и финансового инвестирования |
1 См. Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ОАО «МонтажСервис»
2См. Приложение В Расчет показателей рентабельности
3 См. Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ОАО «МонтажСервис»