Пара Онегин и Татьяна – это классическая пара, и отношения, подобные их отношениям давно стали классическими, да и имена их – это давно уже имена нарицательные. Произнося их, мы уже не вспоминаем ни о чувствах, пережитых героями, ни о трагедии каждого из них в отдельности, ни об их общей трагедии непонятости и никчемности. Но если мы вдруг возьмемся перечитать поэму Пушкина, то вдруг, неожиданно для себя откроем, что мы, оказывается, с прежним волнением следим за перепитиями жизни героев, также вместе с ними надеемся на хороший конец и долгую и счастливую любовь, и также вместе с ними размышляем о причинах трагедии, трагедии любви.
Онегин – лишний человек, мы понимаем это с первых строк его описания Пушкиным, он подтрунивает на ним, и сообщает читателем о всех его недостатках:
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Вот таким предстает перед нами Евгений Онегин. Нет, мы не испытываем к нему неприязни, ни с начала ни после того, как он бросает дерзкий и нравоучительный отказ Татьяне, однако, определенное чувство холодности и непонимания все же зарождается в нашем сердце. Но Онегин старается, он спешит избавится от этого чувтва, бежит в деревню, и, кажется, всеми силами должен пытаться отвлечься от себя и света. Но нет, русская хадра не так легко излечима, тем более, что уж грех таить, Онегин и сам не очень-то спешит от нее избавиться. Деревня прекрасна, в ней живут прекрасные люди, такие как Ленский, Татьяна Ларина, казалось, вот оно спасение! Татьяна, «чистейшей прелести, чистейший образец», наверное, была ниспослана Онегину судьбой, она, как ангел, могла бы зажечь его жизнь, наполнить ее смыслом, да она сама вся как загадка, разгадывать которую можно всю жизнь:
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Но почему-то она не смогла этого сделать. Онегин, видимо, помятуя о своих всегдашних победах в свете, решил пополнить свою коллекцию разбитых сердец, или, может быть, он просто испугался огромной ответственности, которую налагает на любого такая чистая душа, как Татьяна? Онегин просто испугался. Да, за такой короткий срок он и не смог бы узнать Татьяну. Да, она принадлежит деревне, но, позови он ее на край света, она пошла бы за ним не раздумывая. Не о такой ли любви мечтает и каждый из нас? Однако, видя Татьяну в ее стихии, на лоне природы, Онегин решил было, что увлекшись Татьяной, он навеки привяжет себя к деревне. Или, может быть, это его глубоко засевший сплин боится, что оторвашись от однообразного света, он умрет в душе Онегина? Слыша отповедь Онегина Татьяне, разве не улавливаем мы отголоски этой хандры?
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Но Татьяна не знает про эту хандру, она проста и безыскусна, и влюблена в Онегина. Но это превая, юношеская любовь, и она, как правило, несчастна. Наверное, это даже и не любовь, а репетиция любви. Татьяна, не зная Онегина, создала себе его образ, наделила его всеми положительными чертами, которые только могут быть в человеке и полюбила именно этот образ. Так мы думаем, и сам автор не разубеждает нас в этом. Однако, мы помним и слова Пушкина, который сказал, что его герои перестали слушаться своего творца и начали жить самостоятельно. Поэтому и сам автор и мы вместе с ним так удивлены словам Татьяны в конце романа, удивлены этой своеобразной отповеди в ответ:
Я вышла замуж.
Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Вот так сначала страх, а потом долг помешали этой любви. Но если вдуматься, то, наверное, она, эта любовь, так прекрасна только потому, что не случилась. Ведь мог же Онегин принять любовь Татьяны, остаться в деревне или увести ее в Петербург. Что бы изменилась? Для того, чтобы стать светской дамой, хоть и презирающей весь этот свет, Татьяне надо было повзрослеть и забыть свои романы «и Ричардсона, и Руссо», и именно Онегин, а лучше сказать его монолог в саду, и стал отправной точкой этого взросления Татьяны. Впервые разочаровашись, она поняла, что жизнь не настолько проста, как кажется, и за каждый миг счастья в этой жизни нужно бороться. Татьяна - сильная личность, она смогла выстоять, и страдания закалили ее. Кто знает, останься она в деревне, и встреть ее Онегин там, не бросилась ли бы она ему на шею, с признаниями все еще не завявшей любви. А вот Онегин, он проиграл. Его хадра все же взяла верх над ним, и в конце мы видим его просто жертвой жизни и обстоятельств, никчемным человеком, ведущим никчемное существование. Но Татьяна не торжествует. Оставаясь верной своим чистым принципам и идеалам, она не смеется над коленопреклоненным Онегиным и не пытается отомстить. Нет, она просто видит перед собой развенчанный образ своего героя, но все так же любит его. Поистине любовь творит чудеса!
А счастье было так возможно,
Так близко!..
Но судьба моя
Уж решена.
Неосторожно,
Быть может, поступила я…
И все же в конце Татьяна раскаялась…
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/