Рефетека.ру / Зарубежная литература

Реферат: Главные герои романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

I. Тема и идея произведения, особенности композиции

II. Главные герои романа в стихах

Заключение

Библиография

I. Тема и идея произведения, особенности композиции


Все вложено в эту книгу: ум, сердце,

молодость, мудрая зрелость,

минуты радости и горькие часы

без сна - вся жизнь прекрасного,

гениального и веселого человека.

Н. Долинина

(Из книги " Прочитаем "Онегина" Вместе")


В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип, который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни". "Пушкин - поэт действительности", - говорил Керенский. Гениальный Пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской, как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную, исторически сложившуюся к этому времени дилемму. Время Пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года, не привидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий

вариант - бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенциал личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещения общества, создав целый ряд образов " лишних людей". Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии "Горе от ума" образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе " Евгений Онегин".

Коровин считал: " Права личной свободы, человеческое достоинство, честь, наслаждение природой и красотой искусства неизмеримо выше любых политических программ, так или иначе подчиняющих человека своей переходящей и узкой нормативности".

Пушкин был реалистичен и верен исторической и художественной правде, он не способен был облекать свой общечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принимал бывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во время его жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны и народов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.

В романе " Евгений Онегин" между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной и провинциальной пролегла пропасть.

Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания - жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема, перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Произведению " Евгений Онегин" поэт посвятил девять лет, оно является одним из крупнейших и интереснейших в его творчестве. В этом произведении отражены мысли и чувства самого поэта. Личность автора сказалась и в выборе темы, сюжета романа, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования, лиричном, ироничном. Автор оценивает определенные сюжетные ситуации: письмо Татьяны, встречу Татьяны с Онегиным, дуэль, прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателями мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Евгением, предлагая прочитать имеющиеся у него письма Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия одного главного героя - Онегина со своими интересами, отмечая некоторое сходство и различие.

Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и "дворянское множество". Александр Сергеевич подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед описанием последней встречи Онегина с Лариной писатель вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагично выглядит судьба Евгения. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с завершением романа не заканчивается, она продолжается, озаряясь дальнейшим светом.


II. Главные герои романа в стихах


Каждый созданный образ дорог и любим поэту по - своему. Одним из таких образов является Таня Ларина. Таня, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни.

Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет "задумчивость", которая украшала" теченье сельского досуга" героини. Также была отмечена и непохожесть Татьяны на остальных членов семьи:


Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.


Загадочность Тани Лариной заключается в формировании необычайного характера. Ведь семья Лариных - самая обыкновенная семья типичных представителей поместного дворянства. Татьяна как бы "питалась" от самой природы, она человек, который имеет "корни", связан с национальной "почвой", именно поэтому она занята формированием своего внутреннего мира, "ей скучен" внешний шум.


Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И, вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.


Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.

Татьяне были чужды "детские проказы", она рано приобщилась к романам, которые "ей заменили все". Никто не руководил чтением девушки, и она воспринимала окружающий мир в соответствии с тем образом, который ассоциировался с образом, появившимся у нее при чтении книг. В частности, представление о любви у нее тоже было книжное, и идеал будущего избранника составился на основе прочитанных романов: " Душа ждала… кого - нибудь", "пора пришла, она влюбилась".

Появление Онегина, схожего с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди, резко изменяет жизнь героини: у нее появляется надежда на исполнение своих тайных желаний. Герои прочитанных ею романов


В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.


Самым близким другом Татьяны является няня, которой она доверяет тайну своего сердца. Это тоже является основным свойством девушки: чувство ее слишком глубоко и серьезно: " Татьяна любит не шутя", чтобы она могла поведать о нем кому-нибудь менее близкому.

Выбор в качестве предмета страсти Онегина оказался предопределен не только романами. Сказались романтические черты характера, которые Таня унаследовала от матери: когда-то та тоже была влюблена в "героя романа", но потом была выдана замуж за Дмитрия Ларина и быстро забыла о прежнем чувстве: "привычка усладила горе". Забегая вперед, скажу, что чувство Тани Лариной оказалось настолько глубоко, что она сохранила его на долгие годы.

Татьяна пишет Евгению письмо: так поступила бы любая героиня прочитанных ею романов. Автор отзывается с восхищением о письме, в котором раскрываются чувства Татьяны к избраннику:


Кто ей внушил и эту нежность,

И слов любезную небрежность?


Перед читателем встает еще один вопрос: правильно или неправильно поступила героиня, написав любовное письмо человеку, которого совсем не знала. Многие ломают голову над загадкой, является ли поступок Лариной нравственным. Однако для Татьяны не было нравственного выбора в этой сцене, ведь ей кажется, что она хорошо знает героя своего романа: она столько о нем читала. Кроме того, все героини романов: Клариса, Юлия, Дельфина, испытывающие такие же чувства: " тайный жар", "мечты", " восторг", " грусть" - писали любовные письма, и были вознаграждены за это, неудивительно, что и Таня поступила так, следуя их примеру, совершенно не сомневаясь в правильности своего поступка. Факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, пренебрегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих.

Онегин, умом понимающий благородство души и глубину чувств Татьяны, не готов к ответному чувству. Несомненно, он сразу же оценил ее незаурядность, ее возвышенно - романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не замечает и отдает свое предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. "Этому охлажденному, равнодушному человеку, - писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обоими сестрами, - тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простая девочка, которая совсем не стоила того, чтобы за нее рисковать и убивать приятеля или самому быть убитым".

Легкие и поверхностные светские увлечения " разъели" душу Евгения, сделали ее глухой и черствой к настоящему чувству. Вот поэтому Онегин, избалованный " привычкой жизни", в ответ на признание Татьяны раздражается занудной и обидной проповедью: " Напрасны ваши совершенства, их вовсе не достоин я". Выгодский писал: " К сожалению, Татьяна и Евгений стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга. Не менее важно и то, что Татьяна полюбила на самом деле не самого Онегина, а некий фантом, некий сочиненный ею образ, который был принят за Евгения".

Между тем он, скептик и индивидуалист, превыше всего оценивающий свою драгоценнейшую свободу, личную независимость, не мог да и не хотел жертвовать ею ни для кого да и ни для чего".

"Как! Он, он перегоревший в страстях, изведавший жизнь и людей, еще кипевший неясными страстями, - он, которого могло занять и наполнить только что-нибудь такое, что могло бы выдержать его собственную иронию, - он увлекся младенческой любовью девочки - мечтательницы, которая смотрела на жизнь, как он уже не мог смотреть. … И что же сулила ему в будущем эта любовь?" - так разъясняет поведение Онегина Белинский.

Действительно, ответить на любовь Тани - это решиться на брак.


... Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной…


Заключение брака - утрата свободы не только в отношениях с женщинами, но и с обществом в целом, а это для Евгения было непозволительной роскошью. В нем кипели стремленья, являвшиеся, по мнению Белинского, гражданскими, общественными. Но никак нельзя оставить незамеченным и то, что во время объяснения с Таней в саду он ничуть не лукавил и прямо, честно, открыл ей все, как есть. Евгений признался, что Ларина старшая нравится ему, но он не хочет и не может ограничить свою жизнь " домашним кругом", что интересы и цели у него иные, да и прозаическая сторона брака его страшит, семейная жизнь ему быстро наскучит. Словом, с житейской точки зрения Онегин вел себя безупречно.


… Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство"…


Онегин невольно совершает здесь непоправимую ошибку, о которой впоследствии будет горько сожалеть. При всей своей проницательности он не смог оценить истинного масштаба личности Татьяны, не увидел, что перед ним редкостная натура, гениальная, по мнению Белинского, наделенная исключительными способностями к духовно - нравственному развитию и самосовершенствованию. Евгений не ощутил, сколь глубоким, сильным и трагическим было чувство Тани, не почувствовал, что безответная страсть поставит героиню на край гибели:


… Увы, Татьяна увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит!"…


Главное же - он не смог угадать того, что любовь Татьяны Лариной - это дар судьбы, это редкое счастье, ради которого стоило изменить свой образ жизни, привычки, планы на будущее.

Глубина чувства проверяется временем и обстоятельствами жизни: Ларина не перестает любить своего избранника даже после того, как он на дуэли убил Ленского. После отъезда Онегина она приходит в его жилище: " Увидеть барский дом нельзя ли?" Героиня пытается понять, какого человека она полюбила:


… Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он?"


Книги, "лорда Байрона портрет", "столбик с куклою чугунной", изображающей Наполеона, - все это позволяет по-новому взглянуть на Евгения, понять сущность его натуры. Онегин, как оказалось, был человеком с


Безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящем в действии пустом.


По словам Пушкина, душа Евгения выразила себя в выборе книг: в библиотеке Онегина Татьяна находит такие книги, о которых и не подозревала; это новинки европейской литературы, главным образом, творения писателей - романтиков: Байрона, Шатобриана, Бенжамена Констана и других - произведения,


В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно…


Помогли разобраться в характере этого человека и пометки на полях книг, комментарии к тексту. Таня начинает понимать: если и можно сравнить Онегина с литературными героями, то уже не с благородными и восторженными персонажами литературы минувшего века, а с холодными и скучающими героями новейшей литературы. Восприятие Лариной Онегина изменилось, но любовь ее не угасла и не стала меньше. Просто Татьяна прячет ее в глубине своего юного сердца, старается забыть о ней.

Более того, Ларина развивается, растет духовно, постигая мир книг, начинает более реалистично смотреть на мир:


Чтенью придалася

Татьяна жадною душой;

И ей открылся мир иной".


Не понятно, какие изменения произошли в ней во время визитов в онегинский дом, ведь после этого она согласилась поехать с матерью на "ярмарку невест" в Москву.

Жизнь Московского светского общества " однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера". В этом обществе она кажется посторонним человеком. Неудивительно, что ей " душно здесь". Московские знакомые Лариных наперебой твердят о том, как выросла и похорошела Татьяна. Однако сами же они не меняются. Пушкин с убийственной сатирой говорит:


Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец…


Пытаясь вслушаться в разговоры, Ларина обнаруживает, что всех занимает " бессвязный, пошлый вздор". Тане одиноко и тяжело в гостиных:


Не замечаема никем,

Татьяна смотрит и не видит,

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню…


Татьяна мечтает о своей деревне, о природе, связь с которой еще болезненнее ощущается в момент ее разлуки с ней.

Выбор мужа предопределен равнодушием к собственной судьбе, Татьяне безразлично, за кого выходить; "толстый генерал" был первым человеком, обратившим на нее внимание. Татьяна никогда не сможет быть счастлива с человеком, которого не любит, она, как и Онегин, стала жертвой света." Природа создала Татьяну для любви, но общество пересоздало ее", - писал Белинский. Зачем Ларина вышла замуж за нелюбимого человека? Зачем погубила свою жизнь? Но, к сожалению, автор умалчивает об этом, и нам, читателям, остается только догадываться, что происходит с героиней с момента замужества до встречи с Евгением Онегиным на балу. Встреча с Татьяной - княгиней производит на него сильное впечатление, можно сказать, потрясающее.

Ее новый облик, новые манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и не напоминают "повадок" прежней провинциальной девушки. Онегин видит: она научилась благородной сдержанности, властвовать собою, своими эмоциями, он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему полной, абсолютной:


Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.


Но стоило лишь получше приглядеться, чтобы разглядеть все самое лучшее, что удалось Тане сохранить в себе, то, что составляло сущность ее натуры: естественность, искренность, нравственность, не свойственная безнравственному дворянскому обществу. И в то же время она все-таки смогла найти свое место в обществе, в свете, добиться уважения всех групп, составляющих общество, которое презирал как Онегин, так и сама Татьяна.


К ней дамы придвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялись ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале…


Это и является главной загадкой Татьяны. Какой мы видим ее в конце романа и как ей удалось совершить такую серьезную внутреннюю работу?

Онегин будто "прозревает"; он понимает, что любовь Татьяны - единственная возможность счастья. Евгений настойчиво ищет встреч с Татьяной, пишет ей одно за другим страстные любовные признания, а, потеряв надежду на взаимность, тяжело заболевает и едва не умирает от любви. Точно так же в свое время бледнела, гасла и увядала Татьяна. Чувства Тани к Евгению не охладели, а стали еще сильнее, проверились временем, но, несмотря на это, она отказывает Евгению во встречах, т.к верна прежним ценностям и прямо говорит об этом:


Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.


В этих словах проявились лучшие качества Татьяны: искренность и высокая нравственность. У Онегина прояснился разум, обострилось чувство любви: его попытка прожить в полном одиночестве, в состоянии абсолютного покоя, без страстей, душевных бурь, оказалась несостоятельной, обернулась трагическими последствиями:


Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!


И тут возникает естественный вопрос, ставший камнем преткновения для русских критиков: чего же, собственно, Онегин добивался? Ведь Таня замужем, причем ее муж - видный генерал, герой сражений, известный при дворе. Белинский сурово осудил Татьяну именно за то, что она, продолжая в душе любить Онегина, предпочла все же сохранить верность патриархальным нравам и безоговорочно отвергла его чувство. По мнению критика, семейные отношения, " не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны…"

А Федор Михайлович Достоевский расценил этот поступок Тани не просто как высоконравственный, жертвенный. "Женщина истинно русская, - говорил он в знаменитой речи о Александре Сергеевиче Пушкине, - Татьяна не могла бросить своего мужа и бежать с Евгением, ибо хорошо понимала невозможность строить свое благополучие на несчастье другого человека."

На что же все-таки рассчитывал Онегин, на что он надеялся? Да именно на то, что, как ему показалось, Татьяна изменилась полностью, что она стала совершенно другой, что из романтической, наивной и неопытной провинциалки она превратилась в истинную аристократку, светскую даму.

Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал? А истинная аристократка, непременно принимая облик преданной своему мужу "верной жены", могла позволить себе тайную связь, которую, разумеется, ни в коем случае нельзя было афишировать.

"Свет" не карает заблуждений, но тайны тре6ует от них" - точно

Сформулировал этот неписанный закон светской жизни сам Пушкин в стихотворении "Когда твои младые лета" в 1829 году.

Но расчеты Евгения не оправдались. В финале, застав Татьяну врасплох, Онегин сделал невероятное, столь поразившее его открытие. Оказывается, метаморфозы Татьяны были только внешними, внутренний мир претерпел лишь малейшие, незначительные изменения. Во многом же героиня осталась " прежней Таней", простой девушкой, а такие женщины на супружескую измену не способны.

Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность.

Убедившись, что его страстные признания не достигают цели, что Татьяна окружена "крещенским холодом" и на лице ее можно увидеть лишь "гнева след", Онегин вновь уединяется в своем "молчаливом кабинете" и, отрешившись от света, принимается за чтение.


И что же? Глаза его читали,

Но мысли были далеко;

Он меж печальными строками

Читал духовными глазами

Другие строки. В них то он

Был совершенно углублен.


Такое чтение "духовными глазами позволило Евгению, человеку европейской культуры, погрузиться в ранее чуждый ему патриархально - усадебный, народно - поэтический мир, мир старины и преданий, столь близкий и родной Татьяне, ощутить ее укорененность в этом мире:


То были тайные преданья Сердечной, темной старины,

Ни с чем не связанные сны, Угрозы, толки, предсказанья,

Иль длинной сказки взор живой,

Иль письма девы молодой.


Можно сказать, что Онегин сумел приблизиться к разгадке тайны Татьяны, ее натуры, ее души. Он начинает постигать все то, что.

Не в состоянии был постигнуть и понять в дни своего деревенского затворничества. Все меркнет перед непрестанной думой о Татьяне, встреча с которой, как все ясней понимает герой, стала главнейшим событием в его судьбе, событием, всю значимость которого он не смог оценить раньше. Любовь к Тане - последнее, что осталось у Онегина, поэтому его последний визит к ней - акт отчаяния. Нарушая все границы приличия, Онегин является в чужой дом в неурочное время, застав Татьяну врасплох - в слезах, за чтением письма, одетой по - домашнему, и, потрясенный ее нежданно знакомым обликом, молча падает к ее ногам "в тоске бездумных сожалений".

Конечно же, глядя на Евгения, Татьяна все прекрасно понимает, чувствует его страдания ("ей внятно все"): ведь она сама пережила нечто подобное, но точно так же, как и Онегин до сей минуты не подозревал о том, что в княгине живет "простая дева", "прежняя Таня"; Татьяна не могла знать, что произошло с Евгением после дуэли с Ленским, что понял Онегин во время странствий по России, что переживал в часы добровольного заточения в своем кабинете. Она считала, что разглядела Онегина раз и навсегда. Для нее он по - прежнему человек холодный, опустошенный и эгоистичный.

Только этим можно объяснить суровую отповедь Евгения.

Именно "зеркально отраженная" композиция этих сцен позволяет провести между ними и внутреннюю аналогию, а значит - лучше понять и оценить поведение пушкинской героини. Именно в бескорыстие и благородство страсти Евгения Онегина не может поверить Татьяна Ларина. Убежденная в том, что он стал " чувства мелкого рабом", она, кажется, не может допустить и мысли о способности Онегина измениться. А ведь с момента их разлуки прошло целых четыре года! Теперь избежать ошибки не удалось Тане. Предосудительное желание вытащить украшение (Таню) из - под стеклянного колпака не приводит к желаемому результату, а лишь заканчивается такой проповедью, которая доставляет мало удовольствия предприимчивому денди. Оскорбленная женщина упрекает его во всем, незаметно для себя переходит к исповеди, которая не может не поразить своей откровенностью и бесстрашной искренностью.

Татьяна признается, что успехи "в вихре света" тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурной жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Евгению: поступила "неосторожно", решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья." Чего же боле?" Ведь такое признание предполагает высочайшую степень взаимного доверия и внутренней близости!

"Эта встреча, - пишет современный исследователь В.Е. Холуев, - предваряющая разлуку навсегда, отмечена своего рода равенством Онегина и Лариной в их общей скорби о несбывшемся и неповторимом; здесь угадываются покаяния, прощения, благодарности".

Прежний Евгений - такой, какого раньше знала Татьяна, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний, но не новый Онегин, которого Татьяна не знает. Ей кажется, что " счастье было так возможно, так близко", - это неверно. Раньше счастье не было возможно, т.к Евгений не умел любить. Возможность счастья только теперь настоящая, готовая к воплощению в жизнь с новым Онегиным, но, увы, поздно.

Татьяне остается только страдать. Прежний Евгений Онегин, равнодушный и эгоистичный, не понял бы и мучений. Теперь же он понимает все: ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот " минуту, злую для него", А.С. Пушкин оставляет своего героя. Да, именно своего героя. Евгений Онегин - это не поэтический портрет Пушкина, что и подчеркивает сам автор.


Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной,

Чтобы насмешливый читатель

Или какой-нибудь издатель

Замысловатой клеветы,

Сличая здесь мои черты,

Не повторял потом безбожно,

Что намарал я свой портрет,

Как Байрон, гордости поэт,

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.


О цели и смысле жизни думают главные герои романа: Онегин, Ларина, Ленский, а вместе с ними и сам автор. Бездумно по течению жизни плывут лишь старые Ларины, Ольга и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало о неблагополучии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и трагическую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто видится повествование о нем. Во всяком случае, судьба героя трагична. Точно так же трагична и судьба Ленского. И он думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онегиным. Но он погиб слишком молодым, так и не избрав своего жизненного пути. Ленский со своей наивностью и чистотой как бы оказался чуждым окружающей действительности, она вытолкнула его из себя.

По-своему трагична и судьба Татьяны, предававшейся с юности романтическим мечтаниям. Она ближе других героев к народным основам жизни, к народной нравственности, но и она одинока, ее можно, как говорил Белинский, назвать исключеньем из мира нравственно увечных явлений. Действительность оказалась враждебной ей, и вместо счастья ей придется до конца дней своих выполнять долг, живя с уважаемым, но нелюбимым супругом.

Пушкин показывает на примере Татьяны, что человек, даже непохожий на других, может найти свое место в мире и в то же время сохранить свою душу и те черты, которые отличают его от других. Татьяна приняла законы общества, а оно приняло ее. Это и потрясло Онегина. Во всех поступках Татьяна оказалась верна своей натуре. В заключительной речи героиня показывает, что она сильнее и выше Онегина. В отличие от Тани Онегин не нашел того, в чем нуждался. При первой встрече оба героя были в поисках. Татьяна пишет письмо лишь потому, что она хочет быть похожей на героинь французских романов, а при второй встрече уже Евгений пишет ей, но совершенно по другой причине: он понимает, что Татьяна оказалась сильнее его. Отношения между героями меняются, как и они сами.

Оба героя: и Онегин, и Татьяна глубоко страдают. Пушкин подводит читателя к тому, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут.

С судьбой героев сопоставлена судьба самого автора: он испытывает полноту жизни, живет ее радостями, страдает ее горестями и бедами. Смысл жизни он видит в творчестве, в деятельности, в самозабвенном поэтичном труде. Какими бы тяжелыми сторонами ни оборачивалась действительность, он верит в лучшее, и потому последние грустные строки романа озаряются легкой улыбкой поэта. В судьбах, в исканиях героев романа Александр Сергеевич сумел отразить трагизм жизни в России начала XIX века.

Трагедия Онегина в отсутствии высокой цели, но он ищет эту цель, стремиться наполнить жизнь объемным содержанием. Пушкин видел незаурядные качества героя, но он видел и омут враждебных обстоятельств, губительно сказавшихся на его судьбе.

На всем протяжении своего существования наша русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Самые лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как предмет обожания, поклонения, любви, но, прежде всего, как личность, не менее значительную, нежели мужчина.

И первым, кому это удалось сделать, стал Пушкин.В.Г. Белинский считал создание образа Тани Лариной, истинно русской женщины, настоящим подвигом. Поэт ничуть не скрывал своих симпатий к героине. Меня, как и самого писателя, поражает и, конечно же, привлекает высота ее нравов, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие болезненных противоречий между решением и поступком. Сразу видно, что пред нами личность, значительный человек, а не "деревенская простушка".

Тем не менее ей не чужда природа, - наоборот: автор подчеркивает то, что между героиней и природой тесная, почти неразрывная, связь. Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту родной природы. Конечно же, сказалось и воспитание, и сильное влияние няни - крепостной крестьянки.

Таня именно из тех "однолюбок", для которых любовь может стать как великим счастьем, так и великим несчастьем. В Онегине она сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. Несмотря ни на что, она смогла сберечь, пронести через многие года свое светлое, ясное чувство - любовь. Ее характер, ее внутренний мир не исказился, не деформировался, хотя длительное нахождение в низкой, очернительной среде не могло предполагать иного. Татьяна, как стойкий оловянный солдатик, смогла выстоять, пережить все тяготы и невзгоды, уготовленные ей судьбой, но самое главное: она смогла остаться настоящим человеком с большой буквы, который остался простым и естественным, не лишился своего достоинства. Тане ни к чему подражать кому-либо, она личность сама по себе, в этом сила ее обаяния, вот почему " и нос и плечи подымал, вошедший с нею генерал". Он гордился своей женой. Татьяна, как автор и Евгений, была так же холодна и равнодушна к светской жизни. Ей видна невооруженным глазом вся фальшь, вся подлость и все подхалимство этого общества. Как Онегину не мила его "постылая свобода", так и Таню тяготит вся эта мишура "постылой жизни". Пожалуй, самым главным в характере и поведении главной героини является ее нравственное чувство долга, ответственность перед своей совестью, которые берут верх над неимоверно глубоким и сильным чувством любви. Немногие люди могут быть несчастными, если принесут несчастье кому-нибудь, Таня же не могла жить с грузом на сердце, с камнем на душе, зная, что где-то страдает и мучается муж, который еще и "в сраженьях изувечен". Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Благородным девицам нашего времени стоит многому поучиться у Тани Лариной, т.к в наш век, когда технология не стоит на месте, качество жизни ухудшается в связи с безнравственностью каждого пятого человека, в том числе и девушек. Само же общество и сейчас не блещет хорошими человеческими качествами и манерами, поэтому чтобы избежать деградации личности, нужно вернуться к своим корням, начать все с самого начала. Но не следует и переусердствовать, нужно, чтобы было всего в меру: и добра, и упрямства, и откровенности. Не стоит подражать героям прочитанных книг во всем, нужно определиться с наиболее значимой для тебя и нужной чертой характера и попытаться ее себе привить. Некоторые забывают, что судьба того или иного героя в какой-то степени трагична, и повторять ее не стоит. Так и судьба Татьяны трагична: жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышенной душой. Но, несомненно, есть в этом и плюсы, например, Таня не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.

Многие до сих пор спорят, с кого нарисован " Татьяны милой идеал": некоторые считают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири, другие уверены, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ этой героини - это художественное явление русской литературы.

Заключение


Сам художественный образ несет в себе обобщение, " это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение"і. Художник, как и любой поэт или писатель, так или иначе опирается на факты, но не становится их рабом.

Художественное творчество немыслимо без отбора материала, его переработки в соответствии с той идеей, которая развивается в произведении. Когда то или иное явление жизни производит на творческого деятеля определенное впечатление, он присматривается к нему, выделяет наиболее существенные, поразившие его воображение черты, отбрасывает все ненужное, мешающее ярко выразить сущность открывшейся ему действительности и раскрыть авторский замысел. При помощи фантазии дополняются бросившиеся в глаза особенности, таков в общих чертах наиболее характерный путь создания типического образа. Вот и Александр Сергеевич вовсе не нарисовал в своих героях случайное скопление различных черт, а раскрыл определенную индивидуальность, многообразие черт которой приобрело соответствующую окраску в зависимости от ее ведущего, основного качества.

В своем творчестве писатели XIX века поднимали такие волнующие темы и проблемы, как смысл жизни человека, роль культуры, просвещения, науки, улучшения устройства общества и государства, проблемы семейного быта и т.д.

В смене множества конкретных представлений, связанных с развитием общественной жизни, нетрудно проследить устойчивость и повторяемость некоторых из них. Это признание действительностью, общественной средой, обстоятельствами жизни, наконец, понимание той простой истины, что "все течет, все меняется". Следовательно, правдиво показывать жизнь человека и общества, правдиво показать типичные характеры в соответствующих им обстоятельствах, словом, создать такой художественный мир, не тождественный, но адекватный действительному миру.

По моему мнению, в этом произведении соблюдены все эти пожелания и требования, поэтому его можно смело назвать достоянием, настоящим сокровищем, находкой русской литературы как XIX, так и XX веков. А чтобы так точно создать тот или иной персонаж, образ со свойственным ему характером, нужно быть не просто человеком, разбирающимся в психологии, нужно быть очень талантливым, гениальным человеком, именно таковым и являлся Александр Сергеевич Пушкин. Все главные герои романа в стихах получились личностями, индивидуумами, которые прекрасно друг друга дополняют и прекрасно друг с другом сочетаются, словно цветы в букете, оформленном умелыми, профессиональными руками. А благодаря присутствию второстепенных героев, которые не портят, а лишь дополняют этот букет, получается целая "клумба", на которой нет ни одного лишнего "цветка" - героя. Не зря вводит автор второстепенные лица, т.к каждый такой герой выполняет свою определенную функцию, т.е. тоже чему-то учит на своем примере. Правильно говорят, что нужно учиться на ошибках, желательно на чужих, а не на своих. Поэтому надо постараться извлечь из жизненного опыта нашей героини что-то нужное, полезное: постараться избежать тяжелых ситуаций, не повторить горьких ошибок.

Библиография


1) В.Г. Белинский "Избранное"." Московский рабочий". 1954 год.

2) Г.А. Гуковский "Пушкин и проблема реалистического стиля" (Татьяна как тип русской женщины).

3) Издательство "Детская литература". Москва. 1969 год. А.С. Пушкин "Евгений Онегин".

4) В.Г. Маранцман литература учебные пособия для 9 класса средней школы. Москва. "Просвещение". 1992 год.

5) Н.А. Демин "Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе". Москва. "Просвещение". 1974 год.

6) Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Москва. 1983 год.

Похожие работы:

  1. • Позиционные системы счисления
  2. • Краткий курс истории Московского троллейбуса
  3. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  4. • Формування маркетингової стратегії ЗАТ "Оболонь"
  5. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  6. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  7. • Охрана труда при работе на компьютере
  8. • Технология HTML
  9. • Публий Теренций Афр
  10. • Решения задачи планирования производства симплекс ...
  11. • Словник слів іншомовного пожодження економічного ...
  12. • Латинский язык: Практические задания для студентов заочного ...
  13. • Проект концептуального анализа развития туризма в ...
  14. • Основы латинского языка
  15. • Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в ...
  16. • Меркантилизм и доктрина А. Смита
  17. • Способы отрицания в современном немецком языке
  18. • Исследование уровня безопасности операционной системы Linux
  19. • Восточные славяне в древности
  20. • Changes and specimens of the English language
Рефетека ру refoteka@gmail.com