СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА РОССИИ
Введение
В настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных ВУЗов с целью привлечения новых студентов. В этой связи немаловажным является проведение серьезных исследований социально-типологических характеристик студентов. Важным является также изучение социального статуса родителей, оплачивающих обучение своих детей и таким образом выступающих потребителями дистанционных образовательных услуг ВУЗа.
Анализ потребителей образовательных услуг, степени их заинтересованности создает основания как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики ВУЗа, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов ВУЗа.
Социально-экономическое положение студента
Анализ социально-экономического положения студентов включает в себя рассмотрение демографических характеристик (возраст, пол), выявление социальных параметров (принадлежность к социальному слою, уровень образования) и экономическое положение студента (условия проживания, уровень дохода).
Возраст студентов, поступающих в высшие учебные заведения, колеблется от 15 до 52 лет. В 2008 году наибольшее число студентов поступило в ВУЗы в возрасте 17 лет (39,4%), т.е. сразу же после окончания среднего учебного заведения. Студенты, поступившие в ВУЗ в возрасте от 15 до 19 лет, составляют 70% общей совокупности. Это свидетельствует о том, что университеты продолжают ориентироваться на недавних выпускников средней школы, однако доля их постепенно снижается (табл. 1).
Таблица 1.
Возрастная динамика студентов
Возраст | Динамика (%) | ||
2002 г. | 2005 г. | 2008 г. | |
19 лет и менее | 80 | 77,3 | 70,1 |
Больше 19 лет | 20 | 22,7 | 29,9 |
Возрастает доля студентов, для которых обучение в ВУЗе – это более осознанный выбор, связанный с реальной оценкой потребностей в обучении для реализации своих возможностей. В 2008 г. 38% студентов поступили в ВУЗ после перерыва в обучении в средней школе или другом учебном заведении (в 2002 г. число таких студентов составляло 27,7% от числа поступивших).
Среди студентов, поступивших в ВУЗ в 2008 г., около 58,1% составляют девушки и женщины, 41,9% – мужчины. По сравнению с 2002 г. произошло увеличение «мужской» составляющей выборки студентов.
Среди поступивших 58,3% окончили общеобразовательную школу, 11,6% – спецшколу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию, 26% – имеют диплом о средне-специальном образовании, 4,1% – о высшем образовании.
Основная масса студентов проживает в городской местности (76,4%), причем 52,3% – в районных центрах, еще 24,1% – в столицах субъектов Федерации и в Москве. Лишь 13,2% студентов проживает в поселках и только 10,5% – в селах или деревнях.
Основная масса студентов живет в отдельных квартирах – 73,9%, 20,2% – в частных домах, 4% – в коммунальных квартирах.
Возросло по сравнению с 2007 годом число студентов, проживающих отдельно от родителей, – 19,3%. Очевидно, это связано с некоторым увеличением возрастного ценза студентов.
85,9% студентов – холостые, женаты (замужем) или разведены – 14,1% студентов. При этом большинство женатых или разведенных студентов имеют детей.
Для выявления социальной направленности студентов важными являются сведения о социальном статусе родителей студентов: место работы родителей, их образование и ученая степень. Также интересно рассмотрение динамики его изменения.
Основная часть матерей студентов работает на государственных предприятиях – 69,5%, несколько меньше – 19,6% – работают в коммерческих структурах и еще 10,9% занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Уменьшилось число матерей, занимающихся домашним хозяйством, – 10,3%; в 2005 г. их было 25%.
Большинство матерей студентов, поступивших в 2008 г., имеют высшее или среднетехническое образование – 83,3%, среднее образование у 17,4%, неполное среднее образование имеют 2,4% матерей.
Профессиональные характеристики отцов во многом традиционно совпадают с характеристиками матерей. Так, 55,6% также работает на государственном предприятии, несколько выше среди отцов доля лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью – 12,7%. По сравнению в 2005 г. (5% от общего числа) в два раза увеличилось число отцов, работающих в крупных негосударственных корпорациях (11,8%). Высшее и среднетехническое образование имеют 80% отцов, среднее – 17,4 % и неполное среднее – 2,6%.
По уровню образовательного ценза основная часть студентов принадлежат к тем группам населения, которые имеют средний и выше среднего уровень образовательного ценза:
- 55,2 % – средний уровень (оба родителя имеют среднее образование);
- 40% – уровень выше среднего (один из родителей или оба имеют высшее образование);
- 0,1 % – низкий образовательный ценз (один или оба родителей не имеют среднего образования, при этом нет лиц с высшим образованием);
- 3,3 % – ниже среднего;
- 1,5% – высокий уровень (один или оба родителя имеют ученые степени и звания).
Согласно всероссийским опросам и прогнозам две трети студентов российских ВУЗов рекрутируются из семей интеллигенции. Замыкание цикла воспроизводства социальной структуры российского населения ведет к увеличению расслоения общества по образовательному уровню, к взаимной изоляции социальных классов и слоев. Наличие в ВУЗе студентов значительной доли студентов, чьи родители являются рабочими предприятий, сельского хозяйства, служащими, домохозяйками и имеют средний и ниже образовательный ценз (58,5%), дает в будущем таким студентам больше шансов для вертикальной социальной мобильности, и является одной из привлекательных и сильных сторон политики высших учебных заведений.
Социальная принадлежность студента обусловливается социальным слоем, к которому принадлежат его родители. Социальная структура российского общества в последнее десятилетие интенсивно меняется. За эти годы уже поменялись три тенденции в социальной структуре российского общества, что обусловлено базовыми изменениями форм собственности. В настоящее время структура общества характеризуется появлением слоев (страт) на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров – нового управленческого слоя (новой элиты), средних слоев, безработных и т.д.
По данным некоторых социологических исследований, стратификационную модель современного российского общества можно представить следующим образом: правящая и экономическая элита составляет 0,5%; верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%; средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%; базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%; низший слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%; «социальное дно» – 5%.
Основная масса студентов рекрутирована из среднего и базового слоя, который составляет 80% населения России, и ВУЗ, привлекая студентов из этих слоев населения, имеет определенный резерв абитуриентов.
Большинство студентов, поступивших в ВУЗы в 2008 г., а именно: 73,1%, имеют средний уровень совокупного семейного дохода; высокий уровень у 5,9% поступивших, 16,2 % имеют скорее низкий и 4,8% – низкий уровень семейного дохода.
Психологические характеристики студентов
Анализ психологических характеристик студентов приобретает принципиальное значение при построении социально-типического портрета студенчества. Традиционно данный анализ включает в себя рассмотрение трех аспектов: уровень притязаний, внушаемость, способность к самостоятельной деятельности. В целом фиксируется довольно высокий уровень притязаний. Войти в политическую и экономическую элиту стремятся 6,2% студентов, поступивших в ВУЗы в 2008 г., 42,5% стремятся реализовать успешную карьеру; надежное и высокооплачиваемое место надеются получить 49,8%, и только 1,5% студентов не стремятся реализовать себя в политике и экономике. Это говорит о том, что основная масса поступивших – лица с сильной нервной системой, склонные к доминированию. Это также может свидетельствовать о стремлении индивида к активному участию в общественной и политической жизни страны. Событиями отечественной и международной политики интересуется 43,8% студентов; отечественная политика интересует 11,6% опрошенных; некоторые события отечественной политики – 25,5%; местные политические события волнуют 6,2% студентов; не интересуются политикой только 13,2% от всех опрошенных.
Основная масса студентов легко переключается с одного занятия на другое, легко концентрируют свое внимание (величина нормированного индекса равна 0,74), что, вероятно, может свидетельствовать о восприимчивости студентов к обучению, а, следовательно, об их способности адаптироваться к новым видам обучения.
Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов
Важность изучения профессиональных ориентаций студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор ВУЗа выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни. Целью своего обучения 49,3% студентов считают получение специальности с последующим успешным трудоустройством; 36,4% основным мотивом поступления называют необходимость получения высшего образования; целью 10,4% поступивших студентов было повышение уровня знаний; поступили в ВУЗ, чтобы получить вторую специальность, 3,9% опрошенных. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта, назвали 10,4% студентов. В 2002 г. такая цель обучения – повышение уровня образования – была названа 37,5% опрошенных.
При поступлении студентов привлекают доступность образования – 50,7%; новые информационные технологии в процессе обучения – 37,8%; гибкий график обучения – 31,3%; высокое качество обучения – 28,9%. Обращает на себя внимание тот факт, что 31,6% студентов пришли в ВУЗ по рекомендации знакомых и друзей, а вот реклама ВУЗа привлекла лишь 6,4% опрошенных. В настоящее время в условиях острой конкуренции высших учебных заведений в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной деятельности. Реклама отражает позицию ВУЗа, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательных услуг. И низкий процент опрошенных студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности, которая в целом проводится в филиалах.
Основная масса опрошенных приходит после окончания школы, лицея или гимназии – 69,9%; ПТУ или техникум окончили 26% опрошенных; высшее учебное заведение – 4,1%. По сравнению с 2005 г. в два раза вырос процент студентов, имеющих опыт работы. В основном они работали на малых негосударственных предприятиях.
В 2008 г. в ВУЗы пришли студенты, имеющие хорошую довузовскую подготовку (табл. 2).
Таблица 2
Назовите средний балл Вашего школьного аттестата
Ответили | Частота | Процент |
Только 5 В основном 5 Поровну 5 и 4 В основном 4 Поровну 3 и 4 В основном 3 Всего |
107 517 523 2345 988 596 5076 |
2,1 10,2 10,3 46,2 19,5 11,7 100,0 |
Наличие у себя дома компьютера отметило 20,4% студентов, у большинства (79,6%) его нет. При этом 52,3% студентов имеют представление об основных компьютерных программах на уровне пользователя, 16,4% умеют работать на компьютере очень хорошо и хорошо. О том, что не умеют работать на компьютере или «скорее не умеют», ответили 30,3% опрошенных студентов. Очевидно, у этой части студентов могут возникнуть определенные трудности при работе с компьютерными программами.
Для большой части студентов степень бакалавра не является достаточной, и они хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста (55,2%) и магистра (25%) (табл. 3, 4).
Таблица 3
Хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени бакалавра
Ответили | Частота | Процент |
Да Скорее да И да и нет Скорее нет Нет Всего |
2327 1151 946 420 232 5076 |
45,8 22,7 18,6 8,3 4,6 100,0 |
Таблица 4
Как Вы считаете, какой уровень высшего образования является для Вас достаточным
Ответили | Частота | Процент |
Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра Всего |
1008 2797 1265 5070 |
19,9 55,2 25,0 100,0 |
Весьма привлекательной оказалась для студентов возможность обучения за границей. Воспользоваться ею хотели бы 73,2% опрошенных; не решили для себя этот вопрос 15,3%; ответили «нет» и «скорее нет» лишь 7,9% и 7,6% опрошенных студентов.
Возросли научные установки и интерес к исследовательской работе у студентов набора 2008 г. (табл. 5).
Таблица 5
Хотели бы Вы в будущем продолжить свое образование
для получения ученой степени
Ответили | Частота | Процент |
Да – кандидата наук Да – доктора наук Нет Всего |
1208 789 3054 5051 |
23,9 15,6 60,5 100,0 |
Большинство студентов уверены, что диплом вуза в будущем расширит доступ к интересующей работе, явится основой для их карьеры и трудоустройства (табл. 6).
Таблица 6
Считаете ли Вы, что диплом создаст для Вас в будущем основу для успешного трудоустройства и карьеры
Ответили | Частота | Процент |
Да Скорее да И да и нет Скорее нет Нет Всего |
2180 1769 931 126 65 5071 |
43,0 34,9 18,4 2,5 1,3 100,0 |
Несмотря на то, что 55% родителей опрошенных студентов принадлежат к базовому слою современного общества (являются рядовыми специалистами, помощниками специалистов, рабочими, крестьянами, работниками торговли и сервиса), 80,8% студентов хотели бы принадлежать к среднему социальному слою, быть квалифицированными профессионалами, представителями мелкого бизнеса, среднего звена управления. Быть государственными служащими или рабочими хотели бы 18,7% студентов, стать сельхозслужащими, вести домашнее хозяйство хотят 0,5% студентов.
Студенты большей частью (60%) ориентированы на активную предпринимательскую деятельность. Распределение установок профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов 2008 г. выглядит следующим образом (табл. 7).
Подобные характеристики ожиданий и установок студентов позволяют говорить о стратегической оправданности предлагаемых вузом услуг и стабильном спросе на них на ближайшую перспективу.
Для студентов вуза серьезной проблемой остается вопрос трудоустройства. Готовы опереться на собственные силы лишь 22,4% студентов-первокурсников, 19% такой возможности трудоустройства не имеют и 58,6% затруднились ответить на поставленный вопрос.
Таблица 7
Укажите, к какому социальному слою Вы хотели бы принадлежать
Ответили | Частота | Процент |
Индивидуальные предприниматели Управляющие и чиновники Управленцы среднего звена Гос. служащие и рабочие Работники крупного негосударственного предприятия Работники мелкого бизнеса Сельхозслужащие Ведение домашнего хозяйства Всего |
1473 1378 440 967 809 85 3 8 5163 |
28,5 26,7 8,5 18,7 15,7 1,6 0,1 0,2 100,0 |
Большей части студентов высших учебных заведений необходима помощь в трудоустройстве. Деятельность ВУЗов по трудоустройству предполагает изучение спроса на специалистов выпускаемых ВУЗами профиля, а также изучение желания студентов работать в различных структурах. Несмотря на определенную «непопулярность» государственных предприятий, на них хотели бы работать 40,0% студентов. Очевидно, такая позиция может быть связана со стабильностью государственных предприятий. В крупных негосударственных корпорациях хотели бы работать 31,5% опрошенных, заниматься индивидуальным предпринимательством – 24,7 %, работать на малом негосударственном предприятии – только 3,8%. Такой небольшой процент выбора студентами малых негосударственных предприятий может быть связан с большим риском распада данных предприятий.
Таким образом, можно уверенно сказать, что представитель современного студенчества России обладает рядом доминирующих характеристик. Студенты имеют высокий уровень притязаний по отношению к обучению, нацелены на получение профессии, востребованной в обществе. Для этой социальной группы характерно самостоятельное принятие решений. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения студентов.
Хотя институты, университеты и академии продолжают ориентироваться на учащуюся молодежь средней школы, ее доля постепенно снижается. Вместе с тем, по сравнению с 2002 г. в 2008 г. в два раза произошло увеличение мужской составляющей студентов.
В настоящее время в условиях острой конкуренции возрастает роль рекламной деятельности, отражающей позицию ВУЗов и формирующей в сознании потребителей образовательных услуг образ высшего учебного заведения. К сожалению, низкий процент студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности (проведение конференций, семинаров, «дней открытых дверей» и т.д.), которая в целом проводится в ВУЗах.
Возросла доля студентов, которые хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста и магистра, а также получить степень кандидата и доктора наук.
Список использованной литературы
Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2009. Вып. 17.
Голощапова Т.В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка // Маркетинг образования: проблемы и перспективы Тез. докл. семинара. 2008.
Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. М., 2006.
Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009. Вып. 10.
Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2007.