Езиды сохранили древнекурдские верования, которые местами впитали в себя некоторые моменты из христианства и ислама. Самые древние сведения о езидах встречаются в сочинениях средневековых историков и географов Ближнего Востока Шахристани, Ибн аль-Асира, Хаджи Хальфы.
В средние века езиды были известны также под именем да-сени. Как правило, материалы о культе езидов, о социально-политической организации их религиозного общества очень ограниченны и малочисленны по той причине, что езиды считают себя избранными, "избранность" эта передается по наследству, и по этому езиды не спешат делиться с другими своей культурой.
Езидские деревни, разделенные горами, были оторваны друг от друга (основная часть курдов-езидов живет недалеко от Мосула, в Синджарских горах, а также в казе Шейхан) и связывались лишь посредством служителей культа. О своей религии езиды имеют много народных преданий и устных рассказов во множестве вариантов. Они считают себя потомками последователей шейха Ади. О личности шейха Ади (Арабский географ Якути передает, что шейх Ади ибн Мусафир, шафиит, предводитель курдов и их духовный руководитель, происходил из селения Лалиш (близ Мосула), которое ныне носит его имя. В этом селении находится гробница Ади - основное молитвенное место езидов. Здесь же живет и их духовный глава. Предполагается, что шейх жил в XI или в XIII вв. в Сирии, как и относительно происхождения езидизма, существуют различные мнения.
Вопрос о происхождении езидов специально исследовал акад. Н. Я. Марр. Согласно его теории, слово "езид" происходит от персидского "изед" ("бог").
Езидская община, основанная на кастово-тёократическом принципе, состоит как из духовных, так и из светских лиц. Езидское духовенство делится на следующие шесть групп: шейхи (шейхи выводят свое происхождение от Ади. Они носят белую одежду и белую чалму.) (высшие носители святости), пиры (езидские предводители) (пиры отличались от шейхов более низким происхождением. Они носят черную одежду и черную чалму с красной повязкой), кавалы (сборщики налогов и пожертвований), факиры (бедное духовенство), кочаки (предсказатели будущего и служители храма шейха Ади) (в число служителей входили фараши (они зажигали огонь на могиле шейха Ади и других святых), факраи (вдовы или незамужние женщины, которые помогали кочакам в уходе за храмом; надзирательницу факраев зовут кабана), а также чавиши) и мюриды - рядовые езиды, которые находились в распоряжении шейхов и пиров. Функции представителей каждой группы были наследственными (сами езиды с гордостью заявляют, что у них запрещено "смешение крови". Шейхом может быть только сын шейха, эмиром только сын эмира и т. д. В этом отношении езидская община отличается от исмаилитской, которая не придает значения происхождению при назначении муллы.).
Каждая каста ревностно относилась к своим привилегиям и обязанностям, решительно выступала против всякой попытки изменений. Нравы и обычаи, быт, даже форма одежды, ее цвет и материал регламентированы религией.
Глава светской власти - эмир считался уполномоченным шейха Ади на земле. Вокруг него объединялись шейхи. Езидскими общинами (тайфа) эмир управлял с помощью вождей племен (шейхов или ага). Каждое племя делилось на роды, а те, в свою очередь - на семьи. Вождь племени пользовался широкой властью. Он назначал старост, судил членов племени, собирал с них подати. Посредниками между эмиром и вождями племен были кавалы. Делами племени управлял совет старейшин.
Оседлые езиды образуют постоянную сельскую общину. Переход из одной общины в другую возможен. Рядовой мюрид (Мюриды обязаны были кроме правительственных налогов платить религиозную подать (носившую характер пожертвования) закят, или хайрат, в размере десятой части урожая или одной коровы. При этом Пир получал половину того, что давали шейху, факир - четверть того, что получал пир, а кавали-еще меньше) приписывался к той общине, в которой жил, и, таким образом, паства одного шейха селилась в разных общинах. В конце XIX в. езиды стали подчиняться своему духовному руководителю уже по территориальному принципу.
Обычно религиозные налоги и пожертвования собирались кавалами, которые обходили езидские селения два раза в год. Кавалы получали от эмира символ власти в виде санджака, представляющего собой медный кувшин с изображением павлина (так называемого мелек тауза - царя павлинов). Один санджак предназначался для езидов Синджара и Джазире, другой - Халеба, третий - Сиирта и близлежащих округов, четвертый - Баязида, пятый - Мосула и его окрестностей.
Право сбора податей и пожертвований отдавалось на откуп, и часть собранного оставалась в руках кавалов. Доход, полученный таким путем, был немалый.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.jamali.ru/