Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Омский Государственный Аграрный Университет
Кафедра: социологии, политологии, педагогики.
Курсовая по общей и профессиональной педагогики на тему:
"Сущность и условия успешного педагогического общения в профессиональной школе"
факультет Математических и общих естественнонаучных дисциплин
Бейсенбинова Динара Сапаргалиевна,
студентка 201 группы,
специальность "Педагог профессионального образования
(информатика, информационные технологии и вычислительная техника)"
Научный руководитель: к.п.н.,
доцент кафедры социологии,
политологии и педагогики ОмГАУ Парц О. С.
Омск 2010
Оглавление
1.1 Понятие педагогического общения
1.2 Функции и стили педагогического общения
2.1 Особенности педагогического общения в вузе
2.2 Анализ применения моделей педагогического общения (на материале ОмГАУ)
Введение
Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это-"роскошь", а в другом - профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды человеческого труда, которые просто невозможны вне общения. Именно таким видом трудовой деятельности является работа педагога. Структура педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность.
Сегодня педагогическая наука доказала: для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим воспитать в нем. А то или иное отношение формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, в деятельности и общении.
Общение педагога с обучающимися - вечная тема для исследования, особенно в наши дни. Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную "нагрузку", так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Поэтому актуальна тема исследования "Сущность и условия педагогического общения в профессиональной школе".
Объект исследования - педагогическое общение в профессиональной школе.
Предмет исследования - сущность и условия педагогического общения.
Цель исследования: проанализировать влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы.
Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
Изучить теоретические основы педагогического общения;
Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;
Выявить влияние применения технологии педагогического общения в учебно-воспитательном процессе
Методами исследования послужили: метод теоретического анализа литературы, опрос педагогов.
Гипотеза: если знать сущность и условия педагогического общения, то можно повысить уровень взаимодействия педагога с обучающимися, что значительно улучшит уровень воспитанности и образованности обучающихся профессиональной школы.
Методологическую основу составляют психолого-педагогические положения о взаимосвязи педагога и обучающихся; работы о аспектах педагогического общения Аверина В.А., Андреевой Г.М., Белухина Д.А., Бодалева А.А., Ерастова Н.П., Ершова П.М., Золотняковой А.С., Кагана М.С., Кан-Калик В.А., Курганова С. Ю, Леонтьева А.А, Макаренко А. С.,
Митиной Л.М., Реан А.А, Коломинского Я.Л., Изарда К.Е., Кона И.С., Немова Р.С., Спиноза Б.О.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие педагогического общения
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. [3; 190 с.] На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. [17; 231 с.] Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
1.2 Функции и стили педагогического общения
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.
Первая функция - "открытие" ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость к учителю. С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами. Например, внешне благополучные взаимоотношения учителя и ученика могут иметь в своей основе заискивание и желание понравиться со стороны последнего, но могут определяться действительным уважением личности и авторитетом педагога. Знание истинного отношения ребенка помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную работу с ним по освоению социально-культурных ценностей.
Вторая функция - "соучастие" ребенку в педагогическом общении - обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. В зависимости от возраста ребенок посещает первый, второй, третий. одиннадцатый классы. В соответствии со школьным расписанием он приходит на урок один, два, три раза в неделю. На уроке ученик осваивает тот учебный материал и включается в те формы работы, которые ему предлагает преподаватель. Он как бы "навязывает" ребенку общение, которое время от времени ставит его в затруднительное положение потому, что оно оказывается нехарактерным, несвойственным ему. Реализуя соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре человечества.
Третья функция - "возвышение" ребенка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований. Даже среди необразованных в педагогическом смысле родителей не найти таких, которые бы не пользовались возвышением в общении со своими детьми: вот малыш сделал первый робкий даже не шаг, а шажок в своей жизни, а ему говорят: "Молодец! Ты уже научился ходить!" Ребенок написал первое слово, им восхищаются: "Как здорово у тебя получилось!" Девочка в первый раз испекла блины - вся семья в восторге, ей говорят: "Таких вкусных блинов мы в жизни не ели".
Разве можно представить себе педагога, который бы не возвышал на своих уроках детей, и особенно тех, которым этот предмет дается труднее, чем остальным? Теоретически - нет! Практически - да!!! В одиннадцатом классе идет урок по философии жизни. Преподавателю класс незнаком, поэтому он использует визитки, чтобы называть всех по именам. Ученица с болью говорит: "А знаете, меня первый раз на уроке назвали по имени, а не по фамилии!" Спросим себя: как же жилось ей в школе? Что пережила и простила педагогам эта хрупкая девочка?
А задумываемся ли мы, почему первоклассники, такие нарядные, жизнерадостные и веселые первого сентября, уже через месяц не хотят идти в школу? Не потому ли, что не реализуются эти три функции в педагогическом общении с детьми?
Стили педагогического общения.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
В стиле общения находят выражение:
особенности коммуникативных возможностей учителя;
сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
творческая индивидуальность педагога;
особенности ученического коллектива.
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя. [10; 12 с.]
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.
Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных. [20; 620 с.]
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально - персептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: "Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел". [4; 213 с.] Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками. [18; 560 с.]
2. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства. [10; 15 с.]
3. Демократический
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. [10; 16 с.]
4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство "гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней." [9; 290 с.]
Такой стиль общения отличал деятельность В.А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом. [15; 24 с.]
Размышляя о вариантах взаимоотношений педагога с детьми, А.С. Макаренко отмечал: "Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми". [15; 27 с.]
Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения - на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми. [16; 124 с.]
5. Общение-дистанция
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Превращение "дистанционного показателя" в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что "в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника". [8; 256 с.]
В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.
Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. [8; 269 с.]
6. Общение - устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности. [20; 624 с.]
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. [11; 249 с.]
А.С. Макаренко резко осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением.
Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска. не должно быть в нашей жизни.
Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред. ." [15; 294 с.]
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками. [17; 231 с.]
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
Выводы по первой главе
Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. [7; 323 с.]
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Особенности педагогического общения в вузе
Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза - формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене "преподаватель - студент" качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.
В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:
взаимоотношения ведомый - ведущий;
взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.
Пример: Лекция: преподаватель читает новый материал, который студент не знал, в данной ситуации студент вынужден выслушать педагога, чтоб освоить данный материал.
Основные требования к отношениям "преподаватель - студент", "студент - студент" можно сформулировать следующим образом:
взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;
ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.
Использование следующих требований может привести к качественному воспитанию будущих специалистов.
Такой стиль формируется под влиянием двух активных факторов:
увлеченности наукой, предметом;
стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.
Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемом в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей. Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:
Включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;
Создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;
Совместная научно-исследовательская работа
Совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;
Участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, "круглые столы").
Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения. В стиле находят выражение:
особенности коммуникативных возможностей педагога;
достигнутый уровень взаимоотношений;
творческая индивидуальность педагога;
особенности студенческого коллектива.
Этапы педагогического общения.
Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
педагогическим целям и задачам;
общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
творческой индивидуальности самого педагога;
индивидуальным особенностям студентов;
предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Данный этап является важным в процессе обучения, т.к. здесь педагог планирует пошагово свою деятельность на занятии.
Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:
конкретизация спланированной модели общения;
уточнение условий и структуры предстоящего общения;
осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней:
становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия студентами;
разработка психологически обоснованной партитуры лекции;
создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий;
управление познавательной деятельностью студентов;
единство делового и личностного аспектов;
целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и студентов.
Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
2.2 Анализ применения моделей педагогического общения (на материале ОмГАУ)
Модели педагогического общения.
1. Модель дикторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
2. Модель неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница з том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой - либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор") основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание.
Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев") заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.
5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет") противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.
Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.
6. Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.
7. Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.
Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
8. Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
В рамках курсового проекта я провела небольшое анкетирование педагогов кафедры информатики ОмГАУ [приложение №1.].
Результаты анкетирования:
Таблица №1
преподаватели | плюсы | минусы |
1 | 4, 6, 11, 15,, 17,18, 19, 23 | 1,2,3,5,7,8,9,10,12,13,14,16, 20,21 22,,24 |
2 | 1,2,5,6,10,12,13,14,17,18, 22,23, | 3,4,7,8,9,11, 15,16, 19, 20,21, 24 |
3 | 7,8,9,10,14,16, 20,21,22,24 | 1,2,3,4,5,6,11,12,13,15,17, 18, 19,23 |
4 | 1,2,3,4,5,6,13,15, 19, 20, 22,23 | 7,8,9,10,11,12,14,16,17,18, 21,24 |
5 | 5, 9,10, 14, 16, 18, 20,21,22 | 1,2,3,4, 6,7,8,11,12,13, 15, 17, 19,23,24 |
Проанализировав таблицу №1, я сделала следующие выводы:
Первый педагог придерживается в общении со студентами первой модели.
Модель дикторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
Второй педагог использует в своем педагогическом общении шестую модель.
Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.
Третий педагог более склонен к восьмой модели педагогического общения.
Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Педагогическое общение четвертого педагога обусловлено шестой моделью. Как и второй педагог, он четко выполняет цели, задачи занятия. Вследствие чего занятие становится для обучающихся не интересным и скучным.
Пятый педагог строит свое педагогическое общение по седьмой модели.
Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.
Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
Таблица №2
педагог | Модель |
1 | Диктаторская "Монблан" |
2 | Негибкого реагирования "Робот" |
3 | Активного взаимодействия "Союз" |
4 | Негибкого реагирования "Робот" |
5 | Авторитарная "Я сам (а)" |
По результатам проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
два педагога из пяти опрошенных, что составляет 40%, используют модель негибкого реагирования ("Робот"). Что приводит к низкому социальному взаимодействию.
Четыре педагога из пяти опрошенных, что составляет 80 %, используют такие модели, в которых студенты не развивают свою собственную инициативу.
Выводы по второй главе
По итогам проделанной работы можно сказать, что педагогическому составу ОмГАУ необходимо менять модели своего общения со студентами.
Ведь если судить по таблице №2, то только один педагог из пяти опрошенных, что составляет 20%, использует, такую модель, способствующую развитию у студентов, как профессиональных, так и моральных качеств.
Это анкетирование выявило то, что педагоги плохо знают технологию педагогического общения. Что может привести к непониманию студентов и педагогов, вследствие чего, будет снижен уровень профессиональной компетенции у будущих специалистов. Для повышения коммуникативных качеств педагога я составила задание [приложение№2].
Заключение
Одна из сложных проблем профессиональной школы - проблема педагогического общения.
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. [18; 592 с.]
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и обучающихся, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать студентам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров педагога. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с студентами духовными ценностями. Общий язык с обучающимися это не язык команд, а язык доверия. [12; 367 с.]
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово педагога должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).
Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. - 321 с.
2. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994. - 232 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. - 190 с.
4. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "Модэк", 1996. - 213 с.
5. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. Ярославль, 1979. - 298 с.
6. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя.2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. - 98 с.
7.Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 1979. - 323 с.
8. Каган М.С. Мир общения. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 290 с.
10. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. - 1985. - №4. С.9-16.
11. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989. - 249 с.
12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова.2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. - 367 с.
13. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. - М.: Знание, 1981. - 199 с.
14. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 340 с.
15. Макаренко А.С. Собрание сочинений: т.4, т.5.
16. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996. - 124 с.
17. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И. Я.Зязюн, И.Ф. Кривонос и др.; под ред. И.Я. Зязюна. - М.: 1989. - 231 с.
18.Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. М., 2004. - 560 с.
19.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006. - 297 с.
20.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.М., 1993-1999. - 620 с.
21. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. - 265 с.
22. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 361 с.
23. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 423 с.
24. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 1995. - 124 с.
25. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. - 395 с.
Приложения
Приложение № 1
Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
Тестовый материал
Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке занятия даже по неоднократно пройденной теме?
Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с аудиторией?
Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за кафедрой?
Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы занятия?
Часто ли вы по ходу занятия включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
Вовлекаете ли вы в обсуждение темы занятия обучающихся (студентов)?
Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе занятия?
Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди обучающихся (студентов)?
Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание обучающихся (студентов)?
Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны обучающихся (студентов) во время занятия?
Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
Предпочитаете ли вы, чтобы обучающиеся (студенты) задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала?
Забываете ли вы во время занятия о том, кто вас слушает?
Есть ли у вас привычка выбирать среди обучающихся (студентов) в группе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки обучающихся (студентов)? Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении обучающихся (студентов)?
Поощряете ли вы обучающихся (студентов) учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы занятия?
Отвечаете ли вы сразу же на реплики обучающихся (студентов)?
Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану занятия времени?
Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?
Обработка и интерпретация результатов теста
Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.
Ключ к тесту
Модели общения | № вопросов | |
Да "+" | Нет "-" | |
Диктаторская "Монблан" | 4, 6, 11, 15, 17, 23 | 1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24 |
Неконтактная "Китайская стена" | 9, 11, 13, 14, 15 | 1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21. |
Дифференцированное внимание "Локатор " | 10, 14, 18, 20, 21 | 2, 4, 6, 13, 15, 17, 23 |
Гипорефлексивная "Тетерев" | 9, 11, 15, 17, 23, 24 | 8, 12, 16, 19, 20, 21, 22 |
Гиперрефлексивная "Гамлет" | 3,12,14,18, 19, 20,22,25 | 2, 5, 6, 11, 13, 23 |
Негибкого реагирования "Робот" | 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 | 7, 8, 9, 11, 16, 21, 24 |
Авторитарная "Я сам (а)" | 5, 10, 14, 15, 18, 24 | 2, 8, 16, 21 |
Активного взаимодействия "Союз" | 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 | 1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23. |
Приложение №2
Секреты успешного общения
Технические приемы эффективного слушания.
1. Выявите свои привычки слушания, слабые и сильные стороны, характер допускаемых ошибок. Не слишком ли быстро вы судите о людях? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения характерны для ваших ответов? Какие из них наиболее часто повторяются? Знание своих привычек - это первый шаг к их совершенствованию.
2. Не уходите от ответственности за общение. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего они выступают попеременно. Умейте указать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может собеседник узнать, что вы его понимаете, если вы сами не скажите ему об этом?
3. Будьте внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости во взгляде (что подчас принимается за враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты говорили о том, что вы слушаете собеседника. Помните, что партнер хочет обращаться с внимательным, живым собеседником.
4. Умейте сосредотачиваться на том, что говорит собеседник. Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайтесь до минимума свести ситуационные помехи (телевизор, телефон).
5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства "закодированными", в соответствии с принятыми социальными нормами.
6. Умейте быть наблюдательным. Следите за неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть общения. Следить надо за выражением лица собеседника, как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?
7. Придерживайтесь одобрительной реакции но отношению к собеседнику. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность.
8. Прислушивайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их, это прояснит ситуацию. Вам станет легче слушать собеседника.
9. Помните, что часто цель собеседника - получить от вас что-либо реальное или изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-либо. В этом случае действие - лучший ответ собеседнику.
(по материалам Интернет)
Причины ошибок при общении (по Р.С. Немову).
1. Недостаток информации о данном человеке.
В силу этой причины человек воспринимается и оценивается односторонне, например, только с положительной или же исключительно с отрицательной стороны. Естественно, сложившийся образ не будет соответствовать действительности.
2. Неверная информация о данном человеке, полученная из источников, не вполне достоверных. Часто в своих отношениях к людям мы руководствуемся сведениями, полученными из третьих рук. При этом мы неоправданно доверяем этим сведениям, часто забывая о том, что их источниками могут быть люди, восприятие которых весьма субъективно, а оценки предвзяты.
Для того чтобы избежать ошибок подобного рода, необходимо всегда интересоваться точками зрения других людей о данном человеке и не спешить делать окончательные выводы о человеке без достаточного личного опыта общения с ним.
3. Неспособность правильно воспринимать и оценивать людей.
К сожалению, этим страдают практически все без исключения люди. Способность правильно воспринимать и оценивать людей не является врожденной. Соответствующие ей умения развиваются прижизненно и зависят от уровня общего интеллектуального развития человека, от имеющихся знаний и опыта, от профессии. Установлено, например, что люди, которые по роду своей профессиональной работы много общаются и должны хорошо понимать окружающих (врачи, психологи, актеры, политики, коммерсанты и т.д.), обладают более развитыми способностями правильного восприятия и оценки людей. Соответствующий жизненный опыт может приобрести каждый человек, интенсивно общаясь с разными людьми и всякий раз ставя перед собой задачу научиться их понимать.
4. Субъективная положительная или отрицательная установка на человека.
От такой установки трудно избавиться, особенно если она сложилась давно. Чтобы избавиться от этого хотя бы частично, постарайтесь ответить на вопросы: почему я отношусь к этому человеку именно так? Не потому ли, что он похож на кого-то другого из моего прошлого опыта? Заслуживает ли он такого отношения к себе?
Приемы активного слушания
(по Э.М. Александровской, Н.И. Кокуркиной, Н.В. Куренковой)
Основным приемом активного слушания является перефразирование. По своей сути оно представляет сравнение своей гипотезы с картиной внутреннего мира другого человека и, следовательно, умение понять чувства и слова собеседника. Когда человек слышит свои собственные мысли и чувства от другого, они звучат иначе, и эта разница усиливает их понимание. Существуют три основные причины перефразирования:
1. Для проверки восприятия: "Правильно ли я понял?"
Когда перефразирование здесь сделано точно, собеседник лучше понимает, как другой чувствует себя в подобной ситуации и как можно более эффективно помочь ему. Реакцией, как правило, служат фразы, подтверждающие точность или неточность сказанного: "Да, так и было", "Хорошо", "Нет, это было не так".
2. Для объяснения того, что сказал собеседник: "Ты это имел в виду?"
Такое перефразирование дает возможность для акцентирования некоторых моментов сказанного, часто оно открывает новые аспекты и позволяет посмотреть на происшедшее с другой позиции.
3. Для того, чтобы показать сопричастность.
Оно показывает, что слушающий хорошо понимает говорящего, вникает в то, что его волнует, и таким образом создает доверие.
Хорошее перефразирование:
Словно говорит "Я с тобой";
Ухватывает сущность того, что сказал собеседник, опуская детали;
Передает общий смысл другими словами.
Правила эффективного общения по Д. Карнеги:
Искренне интересуйтесь другими людьми.
Улыбайтесь.
Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Будьте хорошим слушателем; поощряйте других говорить о самих себе.
Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Начинайте разговор с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Указывайте на ошибки другого не прямо, а косвенно.
Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника,
Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать.
Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.
Памятка (по В.М. Лещинскому и СВ. Кульневич)
Пытаясь использовать любые рекомендации по общению, помните:
Помогут вам не отдельные советы сами по себе, а выработанная система, философия направленности па другого человека, в основе которой правило: человек становится таким, каким его видят другие. Поэтому - уважайте его, верьте в него, внушайте ему сознание его значительности, создавайте добрую репутацию. И человек будет стараться оправдать такое мнение о себе.