СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. История развития образования в странах Азии
2. Образование в странах Азии на современном этапе
2.1 Кризис системы образования
2.2 Начальное и среднее образование
2.3 Высшее образование
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
А́зия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию.
Основные сведения
Площадь: 43475 тыс. кмІ (включая острова)
Площадь островов: 2001 тыс. кмІ
Средняя высота над уровнем моря: 960 метров
Наибольшая высота над уровнем моря: 8 848 метров (г. Эверест)
Наименьшая высота над уровнем моря: −405 метров (уровень Мёртвого моря)
Положение и границы
Граница Европы и Азии признанная Международным Географическим Обществом (под буквой A, под другими буквами отвергнутые варианты)
Располагается в основном в восточном полушарии (исключением является Чукотский полуостров), к северу от экватора. Границу с Европой обычно проводят по восточному подножью Уральских гор, Мугоджарам, реке Эмбе, далее по Каспийскому морю, реке Аракс, по Чёрному и Мраморному морям, проливам Босфор и Дарданеллы. С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.
Три дополнительные линии границ на карте демонстрируют альтернативные, большей частью негеографические, определения границ:
Линия A — проходит по вершинам Уральских гор и, далее, по реке Урал
Линия B — проходит по Кумо-Манычской впадине и, далее, по Азовскому морю
Линия C — следует по водоразделу Кавказских гор
Геополитическая граница Азии несколько отличается от природной. Её проводят по восточным границам Архангельской области, республики Коми, западным границам Свердловской и Челябинской областей, по Казахстану и далее по предгорьям северного Кавказа до Азовского моря.
Происхождение названия
В хеттскую эпоху в северо-западной части Малой Азии располагалось царство Ассува. Победа хеттов над ним упомянута в анналах царя Тудхалияса IV. В греческом эпосе это царство персонифицируется в образе царя Асия, союзника троянцев. Имя Асия в греческой мифологии носит океанида, жена Прометея, от которой, согласно мифологической традиции, и произошло название части света. Ко времени Геродота обозначение целой части света как Асия (Азия) было у греков общепринятым.
Физико-географическое районирование
В Азии принято выделять следующие физико-географические районы:
Западная Азия (Южный Кавказ и Переднеазиатские нагорья);
Юго-Западная Азия (Аравийский полуостров и Левант);
Южная Азия (полуостров Индостан и остров Шри-Ланка (архипелагМальдивы);
Юго-Восточная Азия (полуостров Индокитай и Малайский архипелаг);
Восточная Азия (Корейский полуостров, Японские острова, восточная часть Китая);
Северная Азия (Сибирь и северо-восток Евразии);
Средняя Азия (Памир, Тянь-Шань, Туранская низменность).
На территории Азии к настоящему времени полностью или частично расположено 54 государства, из них четыре (Абхазия, Китайская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра, Южная Осетия) признаны только частично. Из непризнанных государств — Нагорно-Карабахская Республика.
История развития образования в странах Азии
Страны Азии в период колониализма
Страны Азии в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными "партнёрами" высокоразвитых капиталистических государств.
В капиталистическую эпоху колониализм становится всемирным явлением. Начало его роста приходится на конец XV - начало XVI вв. и связано с историческими переменами в Европе, которые принято называть переходом от феодальных отношений к капиталистическим. Эти перемены растянулись на десятилетия. Проявлениями их были рост промышленного производства, развитие науки, расширение торговли, увеличение спроса на рабочую силу, на золото. Последнее обстоятельство сыграло особенно важную роль в стремлении европейцев к поискам новых земель.
Колониальная система включала в себя как колонии в собственном смысле слова, т.е. страны и территории, лишенные какой бы то ни было формы самоуправления, так и полуколонии, в том, или ином виде сохранившие свои традиционные системы управления. Следует отметить, что по численности меньшая группа стран-полуколоний сохраняла суверенитет лишь формально. По своей социально-экономической структуре полуколонии не отличались от колоний. Дальнейший процесс превращения стран Азии в источники сырья для капиталистической промышленности подрывал основы натурального хозяйства и при этом связывал, эти страны с мировым рынком, насильственно втягивал в мировое капиталистическое хозяйство. Иностранные компании захватывали не только внутренний рынок, но и внешнюю торговлю стран Востока. Само по себе превращение зависимой страны в страну монокультуры и в источник сырья не было столь эффективным для финансового капитала без господства в сфере экспортных и импортных операций. Рост влияния Европы и европейской культуры на образованных азиатов протекал на общем фоне усиления в стране позиций колониального капитала и соответствующих изменений в ее экономике.
Этот далеко не полный перечень новых форм эксплуатации зависимых стран привел к серьезным изменениям в социально-экономической структуре восточных обществ, в условиях их вынужденного колониально-капиталистического синтеза. Одной из важнейших проблем развития стран Азии с начала XX в. является проблема взаимодействия их традиционных укладов с западным колониальным капиталом в условиях его перехода на новую стадию. Некоторые страны Востока, чтобы избежать открытой западной агрессии, сознательно отказывались от контактов с иностранцами и от активной внешнеторговой деятельности, закрывая свои порты и страны от европейцев и американцев. Так было в Китае, Японии, Сиаме. И это, безусловно, вызывало замедление темпов трансформации старого способа производства в этих странах.
Финансово-промышленные монополии изменили традиционное производство и аграрную структуру, вызывая в то же время кардинальные изменения в социальных структурах восточных стран.
Расширялись и инвестиции английского капитала в Азии — европейские банки все более охотно вкладывали деньги в экономику страны. Все это создавало новые предпосылки для подъема антиколониального движения.
И португальская, и испанская, а впоследствии голландская, британская, французская и другие колониальные системы утверждались в конечном итоге насильственным путём. На Востоке европейцы столкнулись с разными по уровню развития обществами - от доклассовых, родоплеменных до феодальных и так называемых азиатских. В военно-техническом отношении эти общества уступали европейцам, превосходство которых росло по мере быстрого развития промышленности, науки и техники в Европе.
Во второй половине XIX в. в Азии открылось немало университетов, где обучение велось на европейских языках и по европейским программам. Кроме того, дети из зажиточных семей имели возможность получить блестящее образование в лучших университетах Англии — Кембридже и Оксфорде. Знакомство с достижениями европейской цивилизации оказало огромное влияние на европейских интеллектуалов. Хотя число интеллектуалов в целом было незначительным, их роль в политике и общественной жизни была определяющей.
Активное внедрение элементов европейской политической культуры и практики и европейского образования способствовало проникновению в Азию многих европейских идей и идеалов, знаний и опыта, привело к знакомству с европейскими науками, искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже по преимуществу ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов, но все же оно было фактом, а становившееся нормой использование европейских языков как официальных способствовало распространению среди интеллектуальной элиты ориентации на европейские духовные ценности. Книги, газеты, журналы и иные печатные издания, предназначенные для читателя во всей Азии, публиковались только на европейских языков.
2. Образование в странах Азии на современном этапе
2.1 Кризис системы образования
С момента обретения независимости каждое из государств Азии начало развивать свою собственную образовательную модель, причем различия в программах реформ объяснялись различиями в социальной открытости и прогрессе в переходе к рыночной экономике. Страны, больше других продвинувшиеся в проведении рыночных реформ, были склонны к проведению более глубоких реформ в образовании в сравнении со странами, сохранившими большое количество элементов старой командной экономики.
Однако во всех государствах система образования находится в сложном положении и сталкивается с тремя взаимосвязанными проблемами: кризисом начального и среднего образования, серьезными вызовами перед высшим образованием, а также растущими языковыми барьерами. Как и в случае с системой здравоохранения, региональное сотрудничество в области образования могло бы способствовать обмену опытом, установлению региональных стандартов и - в некоторых случаях - взаимовыгодному объединению ограниченных ресурсов.
2.2 Начальное и среднее образование
После обретения независимости в странах Центральной Азии сократился набор в начальную школу, упали посещаемость и доля закончивших школу по всему региону. Целый ряд факторов повлиял на низкий уровень посещаемости: бедность и рост детского труда, ограниченный доступ к безопасному транспорту, проблемы с отоплением, официальные и неофициальные платежи, которые школьная администрация вынуждена требовать для поддержания инфраструктуры и стимулирования учителей.
Существуют еще две тревожные тенденции. Во-первых, хорошо организованная раньше система дошкольного воспитания распалась, что оказывает влияние на детей в критическом возрасте и ограничивает участие женщин в социальной и экономической жизни. Во-вторых, за последнее десятилетие произошло существенное ослабление профессионального и технического среднего образования.
Государственные расходы на образование в странах Центральной Азии резко сократились после получения странами независимости. Все это происходило на фоне сокращения самого ВВП, что делало снижение в абсолютных цифрах еще более разительным. Сокращение финансирования в области образования привело к падению качества школьного образования и сокращению посещаемости, а также ухудшению образовательной инфраструктуры. Это также привело к значительному снижению доходов учителей и снижению престижа учительской профессии. Поэтому учителя меняют профессию, работают сразу в нескольких местах или эмигрируют.
В результате достигнутые успехи в области образования теряются. Растет уровень безграмотности среди детей из бедных семей, особенно в сельской местности. Гендерные проблемы стали также более серьезными, при этом обеднение и возвращение гендерной дискриминации способствует непропорциональному сокращению посещаемости средней школы у девочек. Часто девочек-подростков в сельской местности склоняют к раннему замужеству или уходу из школы для работы по дому. А так как наличные выплаты на образование увеличились, бедные семьи в первую очередь сокращают расходы на образование дочерей. Растущее гендерное неравенство будет иметь серьезные долгосрочные последствия для экономического и социального статуса и благосостояния женщин в Центральной Азии, а также более негативное общее воздействие на человеческое развитие, поскольку существует связь между уровнем образования женщин и здоровьем, образованием, с одной стороны, и показателями человеческого развития - с другой.
Еще одна проблема, которая связана с бедностью, падением уровня образования и системы социального обеспечения, - это растущее число уязвимых детей. Достоверные статистические данные труднодоступны, однако некоторые свидетельства рисуют серьезную негативную тенденцию. Есть также сообщения прессы о растущем количестве детской проституции.
Уязвимые дети часто становятся жертвами преступников и полиции, и только небольшое количество НПО пытаются оказать им помощь, но их возможности весьма ограничены.
2.3 Высшее образование
Задачи реформы высшего образования очень серьезны в целом регионе, при этом существует значительное расхождение в подходах в разных странах. Несмотря на сильное сокращение государственного бюджета, в регионе растет количество университетов. Вводимая за университетское образование плата, которой не существовало до получения независимости, ограничивает доступ к образованию бедным молодым людям, особенно девочкам. Быстро растет разрыв в образовании между обеспеченными и бедными семьями, а также между жителями больших городов и сельской местности. Несмотря на введение платы за обучение, реальные заработки преподавателей в нескольких странах Центральной Азии все еще очень низкие, что негативно отражается на качестве обучения: многие университетские преподаватели вынуждены работать на нескольких работах. Коррупция в университетах оказывает негативное воздействие на образовательные стандарты, и это заставило руководство университетов ввести систему единого вступительного экзамена как средство борьбы с взятками.
В настоящее время новые барьеры в области образования, различные алфавиты, визовый режим и бедность сводят к минимуму возможность обучения в других республиках и обмен студентами. Закрытие доступа к университетам и прекращение признания дипломов других республик угрожают подорвать перспективы создания современного общества, основанного на знаниях, которое стимулирует инновации и конкурентность.
В ответ на некоторые из вызовов на свет появились новые университеты и образовательные учреждения. На региональном рынке образования университеты предлагают традиционные государственные и западные дипломы; они все очень сильно зависят от платы за обучение, поскольку и государственные, и частные университеты ведут борьбу за финансирование и студентов. В то же время крах государственного атеизма и возрождение религии, особенно ислама, привели к появлению новых религиозных образовательных учреждений по всему региону. Студенты из Центральной Азии также обучаются в медресе или религиозных школах на Ближнем Востоке и в Южной Азии. ЮНИСЕФ, Агентство США по международному развитию и Институт Открытого общества и другие организации приняли участие в создании профессиональных сообществ и ассоциаций для вузов и специалистов, среди которых можно назвать Центрально-Азиатский фонд развития менеджмента, а также международную образовательную сеть (EDNET). EDNET объединяет 266 университетов в Центральной Азии и осуществляет программу по обмену международных профессоров из соседних стран. Это эффективное и высококачественное решение проблемы дефицита преподавателей по определенным предметам во многих университетах региона. Другая инициатива носит название Центрально-Азиатская сеть сотрудничества в области образования и осуществляется при поддержке Азиатского банка развития и Института Открытого общества. Сеть помогает укрепить связи между отдельными людьми, группами и образовательными учреждениями при помощи системы электронных сетей.
Учитывая слабость системы высшего образования, некоторые правительства стран Центральной Азии приняли программы по финансированию обучения студентов за рубежом. Специальные программы предоставления президентских стипендий были созданы в странах Азии. Фонд Сороса помогает студентам из Центральной Азии учиться в Европе и США в рамках Программы поддержки высшего образования.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=bse&page=showid&id=59193
http://ru.wikipedia.org/wiki/Азия
http://www.dorogadomoj.com/z41kol.html
europeandcis.undp.org/files/uploads/_rbec web…rus…
12