Экономическая безопасность как средство преодоления кризисов на предприятии внутри фирмы.
Теневой сектор в деятельности предприятия, которое работает легально.
Роль маркетинговых исследований в обеспечении экономической безопасности предпринимательской деятельности.
Силовая составляющая экономической безопасности предприятия.
Задача 1
Задача 2
Список литературы.
Экономическая безопасность как средство преодоления кризисов на предприятии внутри фирмы.
В условиях рыночной экономики производственные предприятия, которые существуют в разных организационно-правовых формах, организовывают свою деятельность в условиях неопределенности и непредсказуемости. Долгий экономический кризис породил много непредусмотренных опасностей и угроз, которые появляются в нашей стране и в еще не окрепшем бизнесе. Кроме этого, на развитие предпринимательства влияют и такие факторы, как нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация в стране, межнациональные, региональные, территориальные конфликты, несовершенство коммерческого законодательства, криминализация общества, мошенничество, коррупция и др. Все это резко обострило проблему обеспечения экономической безопасности предприятия.
Экономическая безопасностью предприятия следует понимать защищенность его научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от прямых или косвенных экономических угроз, например, связанных с неэффективной научно-промышленной политикой государства или формированием неблагоприятной внешней среды, и способность к его воспроизводству.
Главной целью экономической безопасности предприятия является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящее время и обеспечение высокого потенциала развития и роста предприятия в будущем. Наиболее эффективное использование корпоративных ресурсов предприятия, необходимое для выполнения целей данного бизнеса, достигается путем предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия и достижения следующих основных функциональных целей экономической безопасности предприятия.
Внутренние факторы риска оказывают непосредственное влияние на финансовое благосостояние промышленных предприятий, что, в свою очередь, влияет на отдельные индикаторы состояния экономической безопасности промышленности региона в целом.
В качестве одной из целей мониторинга экономической безопасности предприятия является диагностика его состояния по системе показателей:
индикаторы производства:
динамика производства (рост, спад, стабильное состояние, темп изменения);
реальный уровень загрузки производственных мощностей;
темп обновления основных производственных фондов (реновации);
стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного времени);
удельный вес производства в ВВП (для особо крупных предприятий-монополистов);
оценка конкурентоспособности продукции;
структура и технический ресурс парка машин и оборудования;
финансовые индикаторы:
объем «портфеля» заказов (общий объем предполагаемых продаж);
фактический и необходимый объем инвестиций (для поддержания и развития имеющегося потенциала);
уровень инновационной активности (объем инвестиций в нововведения);
уровень рентабельности производства;
фондоотдача (капиталоемкость) производства;
просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская);
доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов, энергоносителей для производства;
социальные индикаторы:
уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по промышленности или экономике в целом;
уровень задолженности по зарплате;
потери рабочего времени;
структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная).
Состояние безопасности внеоборотных и оборотных активов промышленных предприятий, таких как основные средства (здания сооружения, техническое оборудование, коммуникации, транспорт), нематериальные активы, запасов и затрат сырья, основных и вспомогательных материалов, (используемых в основном и вспомогательном производстве), денежных средств должно обеспечивать:
во-первых, снижение величины хищений и (или) потерь по причинам непроизводственного характера и максимальную эффективность целевого их использования;
во-вторых, воспрепятствовать незаконному вывозу активов;
в третьих, всестороннюю проработку вопросов безопасности при проведении крупных сделок.
Обеспечение безопасности финансовых ресурсов промышленных предприятий, включая выручку от реализации, внереализационные доходы, прибыль, привлеченные финансовые ресурсы, инвестиции и т.д. – все это, на мой взгляд, может быть осуществлено посредством следующих мер:
эффективное управление финансовыми потоками, включая финансовый менеджмент и налоговое планирование, налоговый менеджмент, а так же прогнозирование и планирование в налогообложении;
жесткий финансовый контроль за их использованием, включая внутренний аудит, консалтинг.
Теневой сектор в деятельности предприятия, которое работает легально
Теневая экономика – законная по сути, требующая регистрации экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, не учитываемая в их официальной отчетности, как правило, приводящая к снижению платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Известный экономист Радаев В. по степени легальности хозяйственных операций неформальную экономическую деятельность предприятия подразделяет на четыре сегмента:
легальная (неофициальная) экономика – экономическая деятельность, которая не нарушает действующего законодательства и прав других хозяйственных агентов, при этом она не фиксируется в отчетности и контрактах (натуральное производство домашних хозяйств);
внеправовая экономика – экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйствующих субъектов, но находящаяся во внеправовых зонах и не регламентированная действующим законодательством (деятельность «финансовых пирамид», нарушение экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйствующих субъектов). Это так называемые «розовые рынки»;
полуправовая экономика – экономическая деятельность, которая соответствует действующему законодательству по своим целям, но периодически выходит за его пределы (различные способы уклонения от налогов, в т.ч.: использование «черного нала», работа без патента и лицензии, трудовой наем без оформления). Такая деятельность отнесена к «серым рынкам»;
нелегальная, криминальная экономика – экономическая деятельность, запрещенная законодательством не только по форме, но и по сути (наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, рэкет и т.п.), — «черные рынки».
Из рассмотренных выше секторов первый и второй находятся на «свету», а третий и четвертый охватываются теневой экономикой. Таким образом, в трактовке Радаева В. криминальная экономика является составной частью теневой экономики, а та в свою очередь – составной частью неформальной.
В структуре теневой экономики ведущий экономист Бекряшев А.К. выделяет следующие четыре сектора:
производительный сектор, обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта. Он включает: легальные виды деятельности, но осуществляемые нелегально (без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике); законодательно запрещенную экономическую деятельность (завышение накладных расходов и использование их на потребление (компьютер, связь, транспорт, жилье, отдых, лечение, представительские расходы, при этом уменьшается облагаемая налогом часть прибыли). В этот сектор экономист Исправников В.О. включает также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей; использование в интересах других фирм имеющихся льгот по экспорту, образующихся у фирм, занятых преимущественно импортными операциями.
косвенная заработная плата в виде расширенного социального пакета (при этом уменьшаются платежи, связанные с начисленной заработной платой и увеличиваются накладные расходы, уменьшается облагаемая налогом прибыль);
выплата минимально возможной заработной платы сотрудникам (и соответственно связанных с этим платежей в бюджет) с последующей неофициальной доплатой неучтенными наличными деньгами. Неучтенная наличность появляется, например, путем оформления части своих сотрудников как частных предпринимателей на фиксированном налоге и «пропуска» через них всей нужной суммы денег; через фиктивную закупку сельхозпродукции; путем выдачи беспроцентной ссуды на строительство;
перераспределительный сектор, включающий различные преступления экономической направленности (взаимозачеты и бартерные операции).
сектор домашней экономики, представляющий собой общественно-необходимый производительный домашний труд, не оплачиваемый и находящийся вне сферы товарного обмена. Этот сектор включает трудовую деятельность по производству продуктов, заменяющих товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики. Основными признаками сектора домашней экономики являются: непротивоправный и производительный характер, отсутствие учета и официальной регламентации, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах;
сектор общинной экономики, включающий систему производства и реализации благ и услуг. Она основана на обмене в неденежной форме, когда домашняя экономика выходит за пределы семьи. Действует в рамках сообществ, которые складываются на базе различных форм социальных связей, например таких, как родственные, соседские, дружеские отношения, близость культур и религиозных взглядов, профессий, идеологической ориентации и т.п. Общинная экономика переходит в нелегальную, в случае если обмен благами начинает осуществляться в денежной форме. В качестве основных признаков сектора общинной экономики можно выделить: непротивоправный и производительный характер, обмен в неденежной форме, неучитываемый характер, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность.
Секторы домашней и общинной экономики не отражаются, как правило, в статистическом учете и являются неконтролируемыми. Отдельные авторы предлагают два последних сектора не относить к теневой экономике в связи с тем, что в этих сферах не происходит сокрытия от учета и налогообложения, а официальная регистрация и уплата налогов законодательством не предусмотрена и данная деятельность, как правило, не носит противоправного характера. Их можно отнести к легальной части неформальной экономики.
В последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли оборота, которая не отражалась в отчетности. Так фактический оборот на типичном предприятии состоит из трех компонентов:
оборот, вообще не показываемый в официальной отчетности и постоянно находящийся в «тени» («черный нал»);
безналичный оборот, проходящий по расчетным счетам по фиктивным контрактам и обналичивающийся за определенный процент («серый» оборот);
легальный оборот, с которого платятся налоги.
Модель оценки денежных потоков на среднестатистическом предприятии позволяет оценить структуру формирования неучтенных наличных средств и их использования. Формирование неучтенных наличных средств осуществляется из двух источников: за счет теневого производства (оборот, не отражаемый в отчетности) и за счет обналичивания. Доля оборота, идущая на «обналичку» за последние пять лет практически не изменилась и колеблется в районе 18%. При этом стоимость услуг по обналичиванию стабильно растет (с 7,9% в 2005 году до 10,2% в 2009 году). Это обусловливается, с одной стороны, растущим спросом на такие услуги (при стабильном росте оборота малого бизнеса в 2005 – 2008 годах и неизменной доле обналичивания), а с другой, – мониторингом и ужесточением контроля за финансовыми потоками со стороны государства, что увеличивает издержки обналичивания. Суммарный объем теневого оборота сокращается за счет снижения составляющей, постоянно находящейся в «тени» (теневого производства). При этом происходит структурный сдвиг, ведущий к возрастанию значимости «обналичиваемого» компонента в общем объеме теневого оборота.
Роль маркетинговых исследований в обеспечении экономической безопасности предпринимательской деятельности
С развитием современных информационных технологий становится очевидной связь маркетинговой деятельности с проблемами экономической безопасности предприятия. Прежде всего, маркетинг занимается исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов.
С позиции
экономической
безопасности
и маркетинга
предприятия
весьма актуальным
становится
вопрос о том,
какие именно
знания и информация
должны стать
объектом управления
на конкретном
предприятии.
Иными словами,
какие знания
и информация
необходимо
получать предприятию
для его успешного
функционирования,
и какие знания
и информация
настолько важны
для предприятия,
что их утрата
или неэффективное
использование
приведет к
ощутимому
ущербу.
На
предприятии
основой для
получения
информации
о состоянии
рынка является
система маркетинга.
Традиционно
под маркетингом
понимают комплекс
мероприятий
по исследованию
торгово-сбытовой
деятельности
предприятия
и изучению
факторов, оказывающих
влияние на
продвижение
товаров и услуг
от производителя
к потребителю.
Основная цель маркетинга – определить нужды и запросы потребителей, разработать методы продвижения товаров и услуг на рынке и направления вложения капитала. Маркетинговая деятельность должна обеспечить:
надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
создание такого товара или набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.
Методы маркетинговых исследований заключаются в том, что проводятся:
анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как своего, так и конкурирующих товаров;
изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.
планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;
обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;
обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении «технологии» использования цен, кредитов, скидок и т. п.
удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;
управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.
Силовая составляющая экономической безопасности предприятия
Сущность и функциональные составляющие экономической безопасности имеют разное значение на разных уровнях экономики. Так для промышленных предприятий главной является научная, техническая, кадровая, инновационная составляющие; для сельскохозяйственного – экологическая, инновационная; для непроизводственного – информационная и кадровая составляющая. Силовая составляющая экономической безопасности на уровне предприятия воспринимается как защита коммерческой тайны и информации от конкурентов.
Под силовой составляющей экономической безопасности предприятия следует понимать совокупность таких состояний.
Фактическая безопасность предприятия. К физической безопасности сотрудников предприятия относят как непосредственно сохранность их жизни и здоровья от физических повреждений, так и умышленные действия третьих лиц или органов, которые стремятся причинить моральный ущерб сотрудникам предприятия.
Сохранность имущества предприятия от негативного влияния, которое грозит потерей этого имущества или снижением его стоимости. Здесь необходимо выделить безопасность имущества предприятия от умышленных действий заинтересованных лиц и организаций с целью порчи имущества, а также обеспечение сохранности ценностей, принадлежащих предприятию, от форс-мажорных обстоятельств: стихийного бедствия, военных конфликтов, законодательных актов, которые наносят вред сохранности или стоимости имущества предприятия.
Силовые аспекты информационной безопасности предприятия. Очевидно, что обеспечение силовой составляющей экономической безопасности предприятия очень тесно связано с проблемами его информационной безопасности. В условиях стремительно растущей роли информации для успеха какого-либо бизнеса проблемы сбора информации и защиты собственной информационной среды предприятия от действий внешних организаций и лиц, в том числе от операций с промышленным шпионажем против данного предприятия, и проблемы силового обеспечения информационной безопасности предприятия приобрели весьма важное значение в системе обеспечения силовой составляющей экономической безопасности предприятия.
Содействие внешнему бизнесу. Этот раздел обеспечения силовой составляющей экономической безопасности предприятия предусматривает:
Сбор и анализ всесторонней информации о контрактах предприятия на всех рынках, к которым предприятие имеет отношение, о государственных и гражданских организациях и деятелях, которые своей деятельностью могут вызвать те или иные изменения среды бизнеса предприятия;
Проведение предупреждающих мероприятий со стороны службы безопасности предприятия по отношению к источникам возможных угроз его интересам. Объектами этих действий могут быть предприятия-конкуренты, криминальные и террористические организации, от которых может исходить потенциальная угроза функционированию данного предприятия, а также другие источники возможных угроз.
Для полного и точного определения сути силовой составляющей экономической безопасности предприятия необходимо выделить причины, источники возникновения и содержание негативного влияния, которое может привести к возникновению убытков экономической безопасности предприятия по данной ее составляющей.
Практическая реализация перечисленных совокупных методов в процессе осуществления предприятием его хозяйственной деятельности даст возможность в определенной мере обеспечить силовую безопасность предприятия.
5. Задача 1
Рыночная ситуация характеризуется следующими статистическими данными:
Q,тыс.грн | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ТС, тыс.$ | 6 | 11 | 16 | 20 | 25 | 35 | 50 | 70 | 100 | 140 | 200 |
Р, $/ед. | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Определить какой объем выпуска должна установить фирма и ниже какого уровня должна упасть цена товара, чтобы фирма прекратила его выпуск?
6. Задача 2
Предприятие на конец отчетного года имела показатели баланса своей деятельности, приведенные в таблице. Определить склонность предприятия к банкротству с помощью четырехфакторной модели Иркутской государственной экономической академии (модель R).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белокур Вячеслав Владимирович. Угрозы экономической безопасности предприятия. – M.: 2010
2.Бендиков М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития. – Менеджмент в Украине и за рубежом, № 2, 2000
3.Гапоненко В.Ф., Беспалько А.Л., Влаской А.С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы. – М: Издательство Ось-89», 2007
4. Градов А.П. Маркетинг как стратегия предпринимательской деятельности. – Львов, издательство «ЛПИ», 1991
5.Донец Л.И., Ващенко Н.В. Экономическая безопасность предприятия: Учебное пособие. – К.: Центр учебной литературы, 2008
6.Ерёмин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации. Учебник – Москва, издательство «КНОРУС», 2006
7.Кабанов А.А. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия. – Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 1, 2008
8.«Концепция (основы государственной политики) национальной безопасности Украины». № 10, - официальный сайт Верховной Рады, 1997 http://zakon.rada.gov.ua/
9.Котлер Ф. Основы маркетинга. – Москва: изд-во «Прогресс», 1990
10.Мигин С.В., Шестоперов О.М., Шеховцов А.О., Щетинин О.А. Оценка доли теневого оборота в малом предпринимательстве в 2002-2006 гг. (серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», №199) – М.: МОНФ; НИСИПП, 2007
11. Пастернак – Таранушенко Г. Индексы безопасного финансирования и обеспечение экономической безопасности Украины. – Киев, издательство «Персонал», №6, 1999
12. Покрапивный С.Ф. Экономика предприятия: Учебник. – К.: КНЕУ, 2003
13.Тумар Н.Б. Теневой сектор в деятельности легально работающего предприятии. – интернет-журнал «Провизор», выпуск №21, Киев, 2007 http://www.provisor.com.ua/archive/2007/N21/tumar_ten_ekon.php
14. Скобликов Е.А. Теневой сектор и коррупция. – Киев, 2010
http://crisis-blog.ru/russia-ukraine/tenevoj-sektor-i-korrupciya.html