Введение
В 70-е годы впервые появился термин «экономическая безопасность». Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.
В настоящее время экономическая безопасность – это общенациональный комплекс мер, направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.
Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.
В России в марте 1994 года, через три года после начала «реформирования» экономики, правительство приняло распоряжение о разработке «Основных положений государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Документ был подготовлен и его проект в январе 1995 года был рассмотрен и одобрен в Совете безопасности. Однако потребовалось почти 1,5 года, чтобы он стал документом, поскольку только в апреле 1996 года президент подписал Указ №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)». В соответствии с Указом правительству поручено разработать в 1996 году меры по реализации государственной стратегии экономической безопасности. Таким образом, в мае 1997 года была принята концепция национальной безопасности, которая должна была объединить силы и средства российских спецслужб и правоохранительных органов – прежде всего Департамента экономической безопасности ФСБ (образованного, правда, только в 1998 году), а также соответствующих подразделений МВД, ГРУ, Федеральной службы налоговой полиции и ГТК.
10 января 2000 был принят 2-ой вариант Концепции национальной безопасности России. Этот документ определяет принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны, которые станут основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем проведен анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие. Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической, и других зависит от экономических возможностей страны. В то же время, разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.
В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости [2]». Однако, в этом документе экономические угрозы были сформулированы в принципиальном виде.
В 2009 году принят Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Этот документ – один из важнейших для развития нашей страны и определяет ключевые направления внешней и внутренней политики[3]. По словам президента Дмитрия Анатольевича Медведева, этот документ, имеет общенациональный характер и не может быть реализован только усилиями власти. В достижении целей и приоритетов стратегии необходимо участие всего общества.
Анализ социально-экономического развития регионов России в аспекте обеспечения экономической безопасности государства
Анализ внешних и внутренних факторов показывает, что причины складывающихся угроз экономической безопасности страны имеют ярко выраженный региональный характер. Они регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад или безработица, высокий уровень задолженности по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям, низкая финансовая дисциплина и т.д. Решению многих социально-экономических проблем препятствуют несовершенные, не соответствующие полномочиям региональных органов налоговая и бюджетная системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных, льгот, затрудняющих решение стратегических задач. Поэтому дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества зависит от четкой региональной политики государства.
Учитывая необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности России, государственная региональная политика призвана решать двуединую задачу. С одной стороны, необходимо активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики. С другой – свести к минимуму риск возникновения угроз экономической безопасности в регионах и обеспечить стабилизацию и устойчивое развитие политической, социальной, экологической обстановки и процесса воспроизводства в каждом субъекте федерации. Это предполагает комплекс мер, учитывающих экономико-географические, социально-экономические, социально-культурные, исторические и другие особенности каждого отдельного региона страны.
Таким образом, сущность экономической безопасности региона можно определить как возможность и способность его экономики обеспечивать качество жизни населения на уровне соответствующих стандартов, социально-экономическую и общественно-политическую стабильность, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и при не истощаемом использовании природных факторов.
Экономическую безопасность на уровне региона следует рассматривать как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения.
Система экономической безопасности региона включает в себя следующие блоки:
интересы региона в области экономики;
оценка внешних, и внутренних угроз экономической безопасности региона;
формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональной экономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства;
организационное обеспечение защиты экономической безопасности региона.
Во внутренней структуре экономической безопасности региона можно выделить три важнейших блока.
1. Экономическая независимость, которая носит относительный характер ввиду экономико-политической зависимости региона от федерального центра и взаимосвязанности экономик областей. В этих условиях экономическая независимость – возможность контроля региональной власти за региональными ресурсами (в рамках предоставленных федеральным центром полномочий); достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на рапных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
2. Стабильность и устойчивость региональной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах; создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности; сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.).
3. Способность к саморазвитию и прогрессу – создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников и т.д.
Традиционно развитие (или деградация) системы рассматривается в рамках достаточно плавных и относительно стабильных экономических процессов, описываемых зависимостями, близкими к линейным. Однако в результате реализации внешних или внутренних угроз в системе не исключено возникновение кризиса, т.е. ситуации переломного характера. Это связано с тем, что сложились следующие отличительные способности:
более открытый характер экономики региона и обширные межрегиональные связи как необходимый элемент эффективного территориального разделения труда:
несоответствие произведенного в регионе совокупного общественного продукта ресурсам, с которыми связано его производство. Это закономерно, так как созданный в регионе совокупный общественный продукт отражает место региона в территориальном разделении труда, а ресурсы воспроизводства – отношение распределения и перераспределении и степень участия региона в общественном потреблении;
отсутствие строгой зависимости между произведенным и использованным национальным доходом;
межотраслевые диспропорции как следствие территориального разделения труда и специализации регионов;
особенности структуры использованного национального дохода.
В связи с этим, экономическая безопасность региона обеспечивается комплексом мер, препятствующих возникновению и реализации угроз для экономики региона в целом, экономического положения его жителей и хозяйственных субъектов. Этот комплекс мер призван обеспечить достаточный уровень жизни, бесперебойное функционирование инфраструктуры, наполнение регионального бюджета, регулирование движения рабочей силы, устранение препятствий для развития бизнеса. Важнейшими задачами также являются предотвращение зависимости от одного источника ресурсов, устранение диспропорций развития отдельных территорий и неравенства доходов населения. Существенную роль играют контроль над использованием природных ресурсов, устранение коррупции в сфере управления.
Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что в связи с формированием многоукладной экономики, новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления встала задача формирования нового механизма управления социально-экономическим развитием региона. Создание такого механизма должно базироваться на теории регионального воспроизводства, на изучении законов общественного воспроизводства и их проявления на региональном уровне.
Неотъемлемой частью регионального воспроизводства является экономическая безопасность. Проблема экономической безопасности никогда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий. Следовательно, для выработки стратегии и создания эффективной системы экономической безопасности необходима, четкая и ясная оценка ее состояния.
Например, в своих трудах В.К. Сенчагов рассматривает экономическую безопасность региона как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения [9].
Рассмотрим уровень социально-экономического развития Северо-Западного региона. Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), включающий 11 субъектов Федерации (табл. 1), играет важную стратегическую роль приграничной части России на Европейском Севере и западе страны. В его пределах находятся очень крупные промышленные и яркие культурные центры, важные морские порты, уникальные объекты, включенные в список Всемирного культурного и природного наследия (в городах Санкт-Петербург и Новгород, а также на Соловецких островах и острове Кижи).
Таблица 1 [10] Состав Северо-Западного федерального округа (2006 г.)
Регион |
Пл. террит. тыс. км2 |
Числ. насел. тыс. чел. |
Числ. жит. на км2 |
Административный центр и наиболее крупные города |
Северо-Западный федеральный округ |
1687,0 |
13 628 | 8,1 | Санкт-Петербург |
Республика Карелия | 180,5 | 698 | 3,9 | Петрозаводск, Кондопога, Сегежа, Костомукша, Сортавала |
Республика Коми | 416,8 | 985 | 3,9 | Сыктывкар, Ухта, Воркута, Печора |
Архангельская область В том числе Ненецкий автономный округ |
589,9 176,8 |
1 291 42 |
2,2 0,2 |
Архангельск, Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма Нарьян-Мар |
Вологодская область | 144,5 | 1 235 | 8,5 | Вологда, Череповец, Сокол, Великий Устюг |
Калининградская область | 15,1 | 940 | 62,1 | Калининград, Советск, Черняховск, Балтийск, Гусев |
Ленинградская область | 83,9 | 1 644 | 19,6 | Гатчина, Выборг, Сосновый Бор, Тихвин, Кириши |
Мурманская область | 144,9 | 864 | 6,0 | Мурманск, Апатиты, Североморск, Мончегорск, Кандалакша |
Новгородская область | 54,5 | 665 | 12,2 | Великий Новгород, Боровичи, Старая Русса |
Псковская область | 55,4 | 725 | 13,1 | Псков, Великие Луки, Остров |
Санкт-Петербург | 1,4 | 4 581 | 3274,2 | Санкт-Петербург |
СЗФО является одним из ведущих российских центров научно-технического прогресса и подготовки высококвалифицированных кадров, здесь находятся объекты культуры и истории России, имеющие мировую значимость.
СЗФО занимает в нашей стране особое место по выпуску электротехнического оборудования, электроники, оптико-механической продукции, судостроению. В СЗФО производится значительная часть республиканского объема фосфатного сырья, деловой древесины, около 33% целлюлозы, готового проката, велика его доля и в улове рыбы.
Округ занимает площадь, равную почти 10% территории Российской Федерации, на которой в настоящее время проживает 13,6 млн. человек, или 9,5% численности населения страны [7].
Экономико-географическое положение округа имеет ряд достоинств. Выходы к морям – Балтийскому, Баренцеву и Белому – обеспечивают судоходные пути на запад – в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток – по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Большое значение имеют общие границы со странами Европейского Союза – Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей, а также граница с экономически развитыми Центральным и Уральским федеральными округами, с которыми растет и обоюдовыгодный рыночный товарообмен на кратчайших расстояниях для перевозок товаров и предоставления услуг. К недостаткам экономико-географического положения следует отнести относительно суровые климатические условия северных регионов, снижающие комфортность проживания и значительно удорожающие технико-экономические показатели всех отраслей хозяйства. Достигнутый уровень социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа выражается в показателях его удельного веса в общероссийских показателях (табл. 2).
Таблица 2. Удельный вес Северо-Западного федерального округа в общероссийских социально-экономических показателях
Показатель | Удельный вес, % |
Территория | 9,9 |
Численность населения | 9,5 |
Валовой региональный продукт | 10,3 |
Основные фонды | 10,0 |
Объем отгруженных товаров собственного производства: добыча полезных ископаемых обрабатывающие производства производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
6,1 12,1 11,3 |
Продукция сельского хозяйства | 5,9 |
Строительство | 12,9 |
Инвестиции в основной капитал | 13,2 |
Экспорт | 8,6 |
Импорт | 20,2 |
Объем отгруженной продукции добывающих отраслей в округе пока не соответствует растущим возможностям использования природно-ресурсного потенциала и составляет 6,1%, в основном за счет Республики Коми и Ненецкого автономного округа, где наиболее активно осваиваются минерально-сырьевые, в первую очередь топливные ресурсы Тимано-Печорского комплекса. Следует выделить высокий удельный вес импорта продукции, более чем вдвое превышающий долю в экспорте.
СЗФО в настоящее время не отличается благоприятной экологической обстановкой, поскольку здесь формируется почти пятая часть всех загрязненных сточных вод Российской Федерации и около 11% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В северной части округа имеются проблемы радиационного загрязнения, вызванные утилизацией выработавших ресурс ядерных судовых реакторов (на побережье Кольского полуострова) и последствиями ядерных испытаний прошлых лет (архипелаг Новая Земля).
Природно-ресурсный потенциал СЗФО, в целом очень значительный, распределен по его территории неравномерно, за исключением повсеместной обеспеченности водными и лесными ресурсами, которые составляют почти половину всех ресурсов европейской территории страны. Относительно малая обеспеченность лесными ресурсами наблюдается только в Мурманской и Калининградской областях и особенно в Ненецком автономном округе.
Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах Европейского Севера. Это крупнейшие (до 40%) разведанные запасы топливно-энергетических ресурсов на западе Российской Федерации, крупные запасы руд черных и цветных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых – алмазов, апатитов, слюды, строительных материалов и др.
Население СЗФО, составлявшее на 1 января 2006 г. [10] 13,6 млн человек, отличается высоким удельным весом городских жителей – свыше 82%. Урбанизация нарастает в направлении северных регионов (максимальная в Мурманской области – 90%) и имеет абсолютное значение для Санкт-Петербургского мегаполиса. Плотность населения на территории округа неравномерна. Естественный прирост населения в 2005 г. был кризисным (-8,4 человек на 1000 жителей). Наиболее критических величин естественная убыль населения достигала в Псковской и Новгородской областях – что свидетельствовало о наличии в этих регионах социально-экономического кризиса, индикаторами которого являются недостаточные инвестиции (в первую очередь в обрабатывающие производства), безработица и недоразвитость социальной структуры. Существенный вклад в значительную естественную убыль населения округа вносит также старая возрастная структура населения. Людей в пенсионном возрасте в СЗФО уже в 1,5 раза больше, чем детей до 16 лет. Выездная миграция тоже является главной причиной сокращения численности населения. Уезжает в основном люди трудоспособного возраста с детьми, что ведет к дальнейшему старению возрастной структуры населения и усугублению демографических проблем. СЗФО отличается многонациональным составом населения, в котором преобладают русские, а также народы финской группы.
Богатство природными ресурсами, суровый климат, на большой части территории, обусловили особенности исторического развития и освоения СЗФО. Здесь основными отраслями рыночной специализации в индустриальной сфере являются топливная промышленность, черная и цветная металлургия, многопрофильное машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, пищевая, рыбная промышленность, а в сельском хозяйстве – льноводство, молочно-мясное скотоводство, оленеводство, рыболовство.
Таблица 3. Отраслевая структура валового регионального продукта Северо-Западного федерального округа в 2006 г.
Отрасль | Удельный вес, % |
Отрасли, производящие товары: промышленность сельское хозяйство строительство |
48,1 36,2 2,5 8,7 |
Отрасли, производящие услуги: транспорт связь торговля и коммерческая деятельность |
46,8 9,2 2,5 13,7 |
В Северо-Западном федеральном округе довольно четко можно выделить три части (подрайона), различающиеся как по современной социально-экономической ситуации, так и по перспективам развития в ближайшие годы.
Первый подрайон – это центральная часть округа, включающая Санкт-Петербург и Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области, а также южную часть Республики Карелия и западную часть Вологодской области. Фактически это территория, находящаяся под непосредственным влиянием Санкт-Петербурга – многомиллионного города, «второй столицы» России. Соответственно в промышленности здесь главенствуют обрабатывающие отрасли – машиностроение, химическая промышленность, производство стали и проката. Относительно благоприятны условия для развития некоторых отраслей сельского хозяйства (молочно-мясное скотоводство, овощеводство, выращивание картофеля и льна). На местном и импортном сырье могут развиваться перерабатывающие звенья агропромышленного комплекса – пищевая и легкая промышленность. Транспортная инфраструктура является одной из наиболее развитых в России. Хорошо развиты многие отрасли непроизводственной сферы, в том числе наука, высшее образование, культура и искусство. Наличие многочисленных культурно-исторических достопримечательностей, в том числе входящих в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, способствует развитию туризма. В перспективе здесь продолжится развитие тех отраслей, которым способствуют выгодное экономико-географическое положение, накопленный научно-технический и культурный потенциал, наличие квалифицированных трудовых ресурсов. Усилится значение подрайона как связующего звена между внутренними частями России и западноевропейскими государствами. Этому должно способствовать сооружение новых объектов транспортной инфраструктуры – нефте- и газопроводов, скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей, морских портов.
Второй подрайон – северо-восточная часть округа, включающая Мурманскую и Архангельскую области (в том числе Ненецкий АО), Республику Коми, а также северную часть Республики Карелия (севернее Онежского озера) и восточную часть Вологодской области (восточнее железнодорожной магистрали Москва–Архангельск).
Это территория с суровыми природными условиями, что обусловливает неразвитость сельского хозяйства, слабые заселенность и транспортную освоенность. В то же время здесь значительны запасы многих видов природных ресурсов, и расположены они сравнительно близко от главных экономических центров России и экспортных портов. Поэтому в ближайшей перспективе ведущими на территории подрайона будут отрасли экономики, связанные с добычей и первичной переработкой имеющихся природных ресурсов.
Имеются также условия для развития туризма (горнолыжные курорты в Хибинах в Мурманской области, Соловецкий монастырь в Архангельской области, «родина Деда Мороза» в городе Великий Устюг Вологодской области и др.). Однако развитие экономики будет возможным только при условии закрепления на территории подрайона молодых и высокообразованных людей, для чего необходимо развивать сферу обслуживания населения и транспортную инфраструктуру [11].
Третья часть СЗФО – это расположенная на юго-западе Калининградская область, отделенная от остальной России территориями зарубежных государств. Своеобразие социально-экономической ситуации создают географическая оторванность, небольшие масштабы природных и социально-экономических ресурсов, а также особенности исторического развития.
Главная в Калининградской области рыбная промышленность, поскольку она производит более 2/3 всей промышленной продукции региона. Топливная промышленность обеспечивает около 1/5 производства в области. Ежегодно добывается 1,2 млн. т нефти, 100 млн. м3 газа, а также 30 тыс. т торфа. Месторождения нефти и газа на суше уже истощены, и поэтому в перспективе намечается переход на шельфовую добычу. Разведанные запасы позволят полностью удовлетворить собственные потребности в топливе, а также экспортировать часть добываемой нефти. Машиностроение области производит около 15% промышленной продукции.
Морской транспорт области также имеет межрайонное значение, но мощности Калининградского морского порта (4,5 млн. т грузов в год) не отвечают потребностям России. Главное достоинство порта – единственный незамерзающий порт России на Балтийском море.
Курортные учреждения сосредоточены на балтийском взморье. Возможно, рекреационное использование российской части Куршской косы, но в ограниченных масштабах, поскольку она признана ЮНЕСКО памятником природного наследия человечества.
Особое место в экономике региона занимает добыча янтаря на крупнейшем в мире месторождении этого минерала, расположенном на балтийском побережье. В Калининграде действуют предприятия по обработке янтаря, производству различных изделий их него, создан музей янтаря.
Развитие рыночных отношений в СЗФО сопровождается целенаправленными структурными сдвигами в экономике. В северных регионах округа стратегия развития связывается с наращиванием межрегиональных и внешних поставок сырьевых ресурсов. Должно вырасти значение морского транспортного комплекса – базового для круглогодичной навигации в западном секторе Арктики, а также для осуществления морских перевозок по трассе Северного морского пути, включая транзитные – между странами ЕС и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
На территории Европейского Севера инвестиционные проекты обеспечивают продвижение объектов нефтегазового комплекса на север – в сторону основных запасов углеводородов, расположенных на побережье Печорского моря, а также на шельфе Печорского и Баренцева морей. Развитие регионов Северо-Западного федерального округа будет сопровождаться развитием рыночной инфраструктуры, активизацией малого и среднего бизнеса.
Система безопасности и пути ее построения
Проблемы экономической безопасности возникают у предприятия при работе в стабильной экономической среде и кризисные периоды, комплекс решаемых при этом целевых задач имеет существенное различие:
в режиме устойчивого функционирования предприятие акцентирует внимание на поддержании нормального ритма производства и сбыта продукции, на предотвращении материального и / или финансового ущерба, на недопущении несанкционированного доступа к служебной информации и разрушения компьютерных баз данных, на противодействии недобросовестной конкуренции и криминальным проявлениям.
в кризисные периоды развития – опасность для предприятия представляет разрушение его потенциала (производственного, технологического, научно-технического и кадрового), возможностей. А условия хозяйствования таковы, что не обеспечивается способность потенциала к воспроизводству. Ресурсы для этого, предприятие может приобретать исходя из результатов своей деятельности (точнее – амортизационных отчислений и прибыли) и заёмных средств. Эти источники инвестиций в кризисной ситуации у предприятия, оказываются перекрыты.
В настоящее время большинство российских промышленных предприятий, работая в нестабильной экономической среде, являются убыточными, переживают глубокий спад производства и находится в критическом (банкротном) состоянии. Такое положение представляет опасность как для экономики и социальной стабильности в регионе, так и для потенциала и коллектива каждого конкретного предприятия. Промышленное предприятие – основной структурообразующий элемент экономики, выполняющий не только производственную функцию, но и дающий средства к существованию людей, связанных с ним, то есть несёт определённую социальную нагрузку и ответственность. Предприятие не может ощущать себя в экономической безопасности, если его продукция не востребована рынком; ни одно предприятие, производящее средства производства, не может ощущать себя в безопасности, если происходит длительный спад в технологическом развитии страны.
Сейчас наблюдается тенденция утраты промышленными предприятиями способности производства сложной и наукоемкой продукции. Это значит, что под угрозой находится техническое перевооружение производственного аппарата базовых отраслей экономики (энергетика, транспорт, металлургия, химия, добыча полезных ископаемых и т.д.) так как по мере износа активной части основного капитала этих отраслей их полноценное замещение новым отечественным оборудованием будет затруднено или невозможно.
Под экономической безопасностью предприятия, понимают защищённость его научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от прямых и косвенных экономических угроз. Тенденции развития, обеспечивающие экономическую безопасность предприятия, исключают или минимизируют ущерб потенциалу отдельного предприятия. Экономическая безопасность предприятия имеет прямую причинно-обусловленную связь с системой и результатами стратегического планирования своего развития в зависимости от целей производства, средств и возможностей их достижения, конкурентной среды и т.д. Стратегия экономической безопасности, формулируя цели и указывая объекты стратегии, должна включать:
характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности предприятия;
определение и мониторинг факторов, укрепляющих или разрушающих устойчивость его социально-экономического положения на краткосрочную и среднесрочную (три – пять лет) перспективу;
определение критериев и параметров (пороговых значений) показателей, характеризующих интересы предприятия и отвечающих требованиям его экономической безопасности;
разработку экономической политики, включающей механизмы учёта воздействующих на состояние экономической безопасности факторов; направления деятельности предприятия по реализации стратегии.
Одной из целей мониторинга экономической безопасности предприятия является диагностика его состояния по системе показателей, учитывающих специфические отраслевые особенности, наиболее характерных для данного предприятия и имеющих для последнего важное стратегическое значение. Если использовать такую методику для построения системы количественных и качественных показателей экономической безопасности на уровне предприятия, то в неё нужно включить следующие главные индикаторы [5]:
а) индикаторы производства:
– динамика производства (рост, спад, стабильное состояние, темп изменения);
– реальный уровень загрузки производственных мощностей;
– доля НИОКР в общем объёме работ;
– доля НИР в общем объеме НИОКР;
– темп обновления основных производственных фондов (реновации);
– стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определённого времени);
– удельный вес производства в ВВП (для крупных предприятий-монополистов);
– оценка конкурентоспособности продукции;
– возрастная структура и технический ресурс парка машин и оборудования;
б) финансовые индикаторы:
– объем «портфеля» заказов (общий объём предполагаемых продаж);
– фактический и необходимый объём инвестиций (для поддержания и развития имеющегося потенциала);
– уровень инновационной активности (объём инвестиций в нововведения);
– уровень рентабельности производства;
– фондоотдача (капиталоемкость) производства;
– просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская);
– доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов, энергоносителей для производства;
в) социальные индикаторы:
– уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по промышленности или экономике в целом;
– уровень задолженности по зарплате;
– потери рабочего времени;
– структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная).
Применительно к специфике предприятия и в соответствии с фактическими и нормативными значениями индикаторов экономической безопасности состояние этого предприятия характеризуется как:
а) нормальное – индикаторы находятся в пределах пороговых значений, а степень использования имеющегося потенциала близка к технически обоснованным нормативам загрузки оборудования и площадей;
б) предкризисное – переступается барьерное значение хотя бы одного из индикаторов, а другие приблизились к окрестности своих барьерных значений и при этом не утрачены технические и технологические возможности улучшения условий и результатов производства путём принятия мер предупредительного характера;
в) кризисное – переступается барьерное значение большинства основных индикаторов, и появляются признаки необратимости спада производства и частичной утраты потенциала, вследствие исчерпания технического ресурса оборудования и площадей, сокращения персонала;
г) критическое – нарушаются все (или почти все) барьеры, отделяющие нормальное и кризисное состояния развития производства, а частичная утрата потенциала становится неизбежной и неотвратимой.
Степень живучести промышленных предприятий в условиях прошедшего кризиса оказалась высокой, и не оправдались прогнозы о прекращении их деятельности. Дело в том, что возможность выживания предприятий определяется конкурентоспособностью выпускаемой продукции, которая зависит от уровня внутренних цен на продукцию.
На внутренние цены влияют две группы главных факторов:
расходы на создание научно-технических заделов, на заработную плату персонала, амортизационные отчисления;
цены на расходные материалы – сырье, полуфабрикаты, комплектующие и т.п.
Влияние первой группы факторов на уровень внутренних цен снижается, а второй группы – растёт (цены на топливно-энергетические ресурсы, полуфабрикаты и комплектующие приблизились или превысили уровень мировых цен).
Поддержание потенциала предприятия в современных условиях должно основываться на комплексном решении проблемы многоканальности ресурсного обеспечения его жизнедеятельности за счёт различных источников. Завоевание новых рынков для своей продукции как дополнительных источников средств необходимо для компенсации дефицита финансирования и доведения его до уровня пороговых значений показателей экономической безопасности предприятия, ниже которых начинается необратимая деградация его потенциала, при которой сама постановка задачи оценки экономической безопасности теряет смысл. Выявление и принятие мер, направленных на предотвращение угроз экономической безопасности, предполагает анализ гипотетического состояния предприятия в результате выполнения принятых ранее стратегических для этого предприятия экономических и научно-технических решений.
Проявление и действие угроз – сложный динамический процесс, и оценка экономической безопасности должна осуществляться в динамике изменения потенциала этого производства на некотором временном интервале, который должен определяться исходя из представлений о достоверности информации, используемой в качестве базы прогнозирования. Для контрольных точек прогнозирования необходим расчёт технико-экономических показателей состояния производства предприятия, являющихся основой такой оценки. Усиление факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия и обусловливающих его депрессивное развитие, ставит вопрос о создании системы мониторинга состояния и динамики развития предприятия, с целью предупреждения опасности и принятия, необходимых мер защиты [1].
Основные цели мониторинга:
– оценка состояния и динамики развития производства предприятия;
– выявление деструктивных тенденций и процессов развития потенциала этого производства;
– определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия угрожающих факторов на потенциал производства;
– прогнозирование последствий, как на потенциал производства, так и на сферы деятельности, обеспечиваемые продукцией и услугами этого потенциала;
– системно-аналитическое изучение ситуации и тенденций их развития, разработка целевых мероприятий по парированию угроз предприятию.
При осуществлении мониторинга должен действовать принцип непрерывности наблюдения за состоянием объекта мониторинга с учётом фактического состояния и тенденций развития его потенциала, а также общего развития экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов. Для проведения мониторинга необходимо соответствующее методическое, организационное, информационное, техническое обеспечение.
Содержание и последовательность осуществления мониторинга предприятия:
1. Идентификация предприятия – объекта мониторинга.
2. Формирование системы технико-экономических показателей оценки экономической безопасности предприятия с учётом его специфики.
3. Сбор и подготовка информации, характеризующей состояние объекта.
4. Выявление факторов, характеризующих перспективные направления развития предприятия.
5. Моделирование и формирование стратегий развития предприятия.
6. Расчёт технико-экономических показателей предприятия на прогнозный период.
7. Анализ показателей экономической безопасности предприятия.
8. Разработка предложений по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности предприятия.
Данный методический подход и инструментарий анализа и диагностики состояния предприятия позволяют исследовать комплекс факторов, угрожающих экономической безопасности предприятия, организовать и выполнить мониторинг, системно анализировать динамично меняющуюся социально-экономическую ситуацию, проводить технико-экономическое обоснование принимаемых управленческих решений.
Для создания надежной системы безопасности предприятия необходимо провести комплекс подготовительных мероприятий. Изучить окружающую среду на макро- и региональном уровнях, а также на уровне партнеров и конкурентов. Произвести оценку обеспеченности предприятия ресурсами, степень защищенности объектов безопасности, надежность кадрового потенциала (особенно кто имеет доступ к коммерческой тайне и принимает ответственные управленческие решения), состояние финансовой, информационной, кадровой, технико-технологической, экологической, интеллектуальной, политико-правовой и силовой составляющих экономической безопасности; возможности предприятия по созданию, содержанию и оснащению собственной службы безопасности и т.д. [9]
На основе полученной информации разрабатывается концепция экономической безопасности предприятия. Она представляет собой систему взглядов, идей, целевых установок, пронизанных единым замыслом, на проблему безопасности основных объектов безопасности предприятия, а также систему достижения поставленных целей и создания благоприятных условий для достижения целей бизнеса в условиях неопределенности. Концепция безопасности предприятия – это официально утвержденный документ. Концепция экономической безопасности предприятия включает следующие блоки:
1. Описание проблемной ситуации в области безопасности предприятия:
а) определение состояния окружающей среды;
б) анализ состояния предприятия, его ресурсного потенциала, степени защищенности объектов безопасности, надежности кадрового потенциала, состояния его функциональных составляющих: финансовой, кадровой и интеллектуальной, правовой, информационной и т.д.;
в) выявление потенциальных и реальных опасностей и угроз, их ранжирование по степени значимости или опасности по времени наступления или величине возможно нанесенного ущерба;
г) определение причин и факторов зарождения опасностей и угроз;
д) прогнозирование возможных негативных последствий отдельных опасностей и угроз, расчет возможного ущерба;
е) формулировка проблемной ситуации.
2. Определение целевой установки обеспечения безопасности:
а) формулирование политики и стратегии безопасности;
б) определение цели безопасности;
в) постановка задач, способствующих достижению цели и реализации сформулированной политики и выбранного типа стратегии.
3. Построение системы экономической безопасности предприятия:
а) формулирование функций системы безопасности предприятия и выбор тех принципов, на которых она строится;
б) определение объектов безопасности и анализ их защищенности;
в) создание органов обеспечения безопасности;
г) разработка механизмов обеспечения безопасности;
д) создание организационной структуры управления системой безопасности предприятия.
4. Разработка методологического инструментария оценки состояния экономической безопасности предприятия:
а) определение основополагающих критериев и показателей состояния экономической безопасности;
б) выбор методов оценки состояния экономической безопасности предприятия;
в) формирование системы методов анализа хозяйственного риска.
5. Расчет сил и средств, необходимых для обеспечения безопасности:
а) расчет количества материально-технических, энергетических и других ресурсов, средств защиты и охраны объектов безопасности;
б) определение необходимого количества людских ресурсов и затрат на их содержание и стимулирование труда;
в) определение финансовых затрат, необходимых для обеспечения безопасности предприятия;
г) сопоставление необходимых затрат с возможным ущербом от воздействия опасностей и угроз.
6. Разработка мер по реализации основных положений концепции безопасности предприятия:
а) определение условий, необходимых и достаточных для реализации концепции;
б) нахождение источников ресурсного обеспечения концепции;
в) выделение финансовых средств для реализации концепции;
г) разработка стратегического плана и планов работы структурных подразделений службы безопасности по решению задач, определенных концепцией;
д) подготовка профессиональных кадров для службы безопасности, а также обучение сотрудников фирмы вопросам соблюдения правил безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях, правилам пропускного режима, работы с документами, соблюдению коммерческой тайны и т.д.;
е) создание службы безопасности и организация управления ею;
ж) установление технических средств защиты и др.;
з) контроль за выполнением основных положений концепции экономической безопасности;
и) развитие системы безопасности предприятия, постоянная адаптация ее к изменяющимся условиям, совершенствование форм и методов ее работы.
7. Выводы о необходимости разработки и реализации концепции экономической безопасности предприятия и эффективности ее применения:
а) соответствие концепции созданной системы безопасности реальным и потенциальным угрозам и опасностям;
б) степень достаточности ресурсов для реализации концепции;
в) способность службы безопасности решить стоящие перед ней задачи;
г) эффективность реализации концепции экономической безопасности предприятия.
Важнейшим стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности предприятия является планирование на основе выработанной концепции. Планирование начинается с разработки стратегического плана. Это наиболее общий план, в котором задаются количественные ориентиры обеспечения функциональных составляющих и в целом состояния экономической безопасности предприятия, предусматривается оптимальная схема использования в этих целях ресурсов, разрабатываются организационные мероприятия и взаимодействие структурных подразделений. Обеспечению безопасности предприятия способствуют планы: финансовый, производственный, планирование персонала, а также планы работы отдельных структурных подразделений, причем они не являются специальными планами по обеспечению безопасности, но вносят организованность в действия подразделений и способствуют эффективному достижению целей бизнеса.
Одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности предприятия является выявление, предотвращение, нейтрализация, пресечение опасностей и угроз, а в случае необходимости – возмещение ущерба, восстановление объектов защиты, пострадавших в результате противоправных действий, халатности, форс-мажорных обстоятельств и др. [1]
Реализация данного стратегического направления требует высокого мастерства и профессионализма сотрудников фирмы, значительных затрат корпоративных ресурсов, хорошей организации, четкости, дисциплинированности и т.д. По сути дела, практическое решение данной задачи является воплощением в жизнь важнейших положений концепции, политики и стратегии безопасности; система экономической безопасности предприятия проявляет себя в действии. Для реализации столь важного стратегического направления безопасности для каждого объекта безопасности должна быть разработана принципиальная, концептуальная модель безопасности.
Несомненно, на каждом предприятии свой подход, свои угрозы и их источники, свои средства обеспечения безопасности. В данном случае важен сам принципиальный подход, который является методологической основой детализации конкретных мер защиты объекта безопасности.
Заключение
В современных условиях важнейшее значение для России приобретает задача обеспечения экономической безопасности и соблюдения соответствующих национальных интересов страны. Система обеспечения экономической безопасности связана с решением правовых, экономических и правоохранительных задач, с защитой экономических интересов и прав собственности государства, субъектов экономической деятельности – предприятий, организаций и физических лиц.
Российские предприятия и организации подвержены воздействию многочисленных внутренних и внешних угроз, иногда криминального характера, что приводит к негативным последствиям для всего народного хозяйства. Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятий является одним из приоритетных направлений в системе экономической безопасности России.
Положение с обеспечением экономической безопасности на многих предприятиях различных отраслей не всегда является удовлетворительным. За рубежом проблеме безопасности бизнеса придается большее значение, так как опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики у развитых зарубежных государств гораздо богаче.
Список литературы
Закон Российской Федерации от 05.03.1992 №2446–1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности».
Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2009 №2063-р «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 год в сфере обеспечения безопасности в сферах экономики и информации».
Богомолов В.А. Экономическая безопасность. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 295 с.
Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
Федеральные округа России. Региональная экономика. Под ред. Глушковой В.Г, Симагина Ю.А. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2009. – 352 с.
Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.
Экономическая безопасность России. Общий курс. Под ред. Сенчагова В.К. 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – 896 с.
Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2006. С. 41–43.
http://vologda-oblast.ru – Официальный сайт Правительства Вологодской области.