Коммунаровская школа искусств
Реферат на тему:
Пётр Ильич
Чайковский
Филиппова Ивана
Коммунар
Май 2007
Введение
О Петре Ильиче Чайковском написано немало, но в основном, это музыкальная литература. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей. Всё своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе.
Творчество Чайковского — вершина мировой, музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.
Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал своё новое слово гениального художника. Для произведений Чайковского характерны ярчайшие контрасты, чрезвычайно напряжённое развитие музыки, в процессе которого обозначается тот или иной исход конфликта. Они имеют много общего со сценической драмой, в которой есть «завязка» действия, развитие его вплоть до предельного обострения - «кульминации» и «развязка», разрешение противоречий. Чайковский был величайшим симфонистом-драматургом. Стремление к простоте, яркой декоративности и доступности проявляется в оркестровых сочинениях Чайковского.
Самым любимым для него жанром была опера (он написал 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» и др.). В ней Чайковский явился подлинным реформатором. Большое внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему хорошо знал и понимал. Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром, один для скрипки и ряд оркестровых сюит.
Чайковский сочинил также много фортепианных пьес и романсов, как, например, цикл «Времена года».
Пётр Ильич Чайковский родился 25.04.1840г на Урале в небольшом городе Воткинске. Семья Чайковских была большая.
Но именно в Петербурге он начал серьёзно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Чайковский не только выразительно играл разные пьесы, но и импровизировал. Юношеские годы с 15 до 18 лет - начальный период его музыкального развития, он начинает заниматься композицией.
По окончании училища правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В начале 60х годов Чайковский поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию, чтобы серьёзно заняться композицией.
Чиновник или музыкант?
В сентябре 1862г в Петербурге открылась консерватория. Одним из первых учеников стал П.И.Чайковский, решивший окончательно посвятить себя музыке.
Петру Ильичу пришлось много времени тратить на то, чтобы заработать хоть сколько-нибудь, давая уроки музыки - рояля и теории, аккомпанируя певцам и т.д. Нужно отметить, что тогда у молодого композитора не замечали особого таланта, ему даже говорили, что он плохо знает музыку.
Помимо своих ученических произведений, так называемых, домашних заданий, композитор создаёт свои первые музыкальные произведения - «Песнь Земфиры» и «Характерные танцы» для симфонического оркестра.
К окончанию консерваторского курса Петру Чайковскому было заказано большое сочинение. В ответ на кантату с сопровождением оркестра на оду Шиллера «К радости» Чайковский получил диплом на звание свободного художника и... серебряную медаль.
Без творчества нет жизни.
С начала 1866 года Пётр Ильич Чайковский стал преподавателем Московской консерватории. Преподавал он в консерватории 12 лет. Начатую в Москве симфонию «Зимние грёзы» Чайковскому удалось закончить летом 1866 года. Первая симфония «Зимние грёзы» - единственное после окончания консерватории произведение, частично написанное и оркестрованное под Петербургом. Ни одной вещи после неё ни написал Чайковский в нашем городе.
финал:
Период до 1877 года отмечен взлётами и падениями, успехом и провалом и, безусловно, активным творчеством. Создаются оперы « Воевода» (по поводу «Воеводы» у критиков возникли такие разногласия, в результате которых автор сжег партитуру), «Опричник», «Буря» по произведению Шекспира.
Был объявлен конкурс на сочинение «Кузнец Вакула» на либретто по рассказу Гоголя «Ночь перед Рождеством». Чайковский получает на нём первую премию. Через год он заканчивает балет «Лебединое озеро», заказанный для московского театра.
Годы скитаний явились весьма плодотворными для композитора. Он посетил Швейцарию и Италию. А в январе 1880 года начал работать над новым произведением на итальянские народные темы. Ему хотелось написать что-нибудь вроде «испанских фантазий» Глинки. К февралю «Итальянская фантазия», как он раньше называл «Каприччио», была закончена. Это одно из самых жизнерадостных произведений Чайковского.
Евгений Онегин
В 1877г. композитор задумал и в основном написал произведение, которому была суждена долгая, благодарная любовь слушателей и зрителей - оперу «Евгений Онегин». Даже сейчас «Онегин» занимает первое место по количеству исполнений среди всех опер. Сверх превосходно очерченных музыкальных портретов и без натяжек развивающегося сюжета, в этой опере есть почти не встречавшаяся до того в оперном искусстве особенность - выдержанность общего настроения. Чайковский хорошо сознавал необычность своего произведения, его коренные отличия от распространённого романтического типа оперы.
В опере ярко и правдиво раскрываются картины быта провинциально-помещичьей усадьбы и столичного светского общества. Характеры героев на протяжении развития сюжета также развиваются и постепенно изменяются. Каждый из основных героев очерчен своими особыми музыкальными темами.
Первая картина оперы начинается небольшим оркестровым вступлением. Его нежная, задумчивая тема, построенная на нисходящих мелодических оборотах, является музыкальной характеристикой Татьяны. В опере она появляется несколько раз - в первой, второй, и седьмой картинах.
Речитатив и ариозо Ленского - его первая характеристика. Восторженный и поэтичный облик юноши раскрывается о первых задушевных слов: «Прелестно здесь! Люблю я этот сад, укромный и тенистый». Ариозо «Я люблю вас» выражает нежное, глубокое чувство Ленского, его искренность и душевную теплоту:
Сцена письма - одно из высочайших достижений мирового оперного искусства. Характер героини раскрывается здесь в движении, неустанном развитии. Из наивной, мечтательной девочки Татьяна превращается в страстно любящую женщину, обретает душевную зрелость.
Вся сцена состоит из 4 разделов. Первый раздел - небольшое ариозо Татьяны «Пускай погибну я»
Второй раздел начинается проникновенной лирической темой в исполнении гобоя.
Тема письма проходит дважды при вторичном проведении музыка звучит более напряжённо и драматично. Развитие приводит к новой теме, с которой начинается 3 раздел сцены письма: «Другой! Нет, никому на свете не отдала бы сердце я»
Третья картина - сцена свидания Татьяны и Онегина. Начиная с этой картины, драматическое развитие сюжета в опере основано на столкновении противоположных характеров: в третьей, шестой и седьмой картинах - Онегина и Татьяны; в четвертой и пятой - Онегина и Ленского.
Открывается третья картина хором «Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки!» это поют крепостные девушки, собирая ягоды. Своим светлым, спокойным и чуть лукавым характером хор ещё более подчёркивает драматизм происходящих событий.
По-иному обрисован Онегин. Уже в первых тактах вступления к его арии проступают черты человека учтивого, светского, умеющего владеть собой. Мелодия арии развёртывается неторопливо, в спокойном, размеренном ритме.
Четвёртая картина. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. В этой картине даны яркие зарисовки провинциального помещичьего быта, здесь же происходит ссора Онегина и Ленского, которая приводит к роковой развязке в следующей картине. Онегин танцует с Ольгой, и в душе Ленского вспыхивают ревнивые, горькие чувства. Происходит ссора между Ленским и Онегиным.
Пятая картина. Оркестровое вступление начинается и кончается мрачными аккордами, предвещающими трагический исход дуэли. Звучит тема из арии Ленского «Что день грядущий мне готовит?»
Шестая картина. Бал в Петербурге. Звучит тема любви. Спокойно и сдержанно разговаривает Татьяна с Онегиным. Затем под предлогом усталости она покидает бал. Картину завершает взволнованное ариозо Онегина:
Седьмая картина. Дом Лариных. Татьяна одна. В слезах читает она письмо Онегина. Внезапно появляется Онегин. Следует сцена объяснения. Онегин признаётся в любви к Татьяне. Встреча с Онегиным пробудила в душе Татьяны прежние чувства. Просто и искренне говорит она Онегину, что по-прежнему любит его, но чувство долга побеждает:
Опера заканчивается горьким восклицанием Онегина: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!»
Уже при жизни композитора «Евгений Онегин» стал одной из самых любимых опер. Вслед за постановкой силами студентов Московской консерватории, опера с успехом шла сперва на сцене Большого театра в Москве, затем в Петербурге и начала триумфальное шествие по городам России и за границей.
На вершине.
Слава, стремительно растущая благодаря огромному успеху «Евгения Онегина», она меняла не только быт Петра Ильича, но и перестроила его внутренний мир. Он – великий музыкант, обожаемый публикой, прежде всего петербургской, её любимец.
Премьера «Онегина» позади, но не смолкают обсуждения. В газетах и разговорах всё ещё чувствуется некоторое недоумение от колоссального успеха оперы, который становится всё более явным.
В 1889 года Петр Ильич уехал за границу. Вернувшись в начале мая, он сразу же был принят к постановке в Мариинском театре.
Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года. Поставили её роскошно, великолепно, как никогда раньше: и грандиозные овации не смолкали.
Заключительная часть.
До 20 октября 1893 года Петр Ильич ведёт активную жизнь: посещает театры, навещает друзей, дирижирует, участвует в постановках спектаклей. Но уже 21-го его здоровье резко ухудшилось. Приехавшие врачи определили холеру. За три дня болезнь полностью завладела им, спасти Чайковского было невозможно.
25 октября 1893 года в 3 часа ночи всё было кончено.
Кончилась жизнь - началось бессмертие...
Список литературы.
1. Л.М. Конисская. Чайковский в Петербурге. Л-д, Лениздат, 1974г.
2. Г.А. Прибегина. Пётр Ильич Чайковский. М., Музыка, 1982г.
3. Л.С. Третьякова. Страницы русской музыки. М., Знание, 1979г.
4. П.Е. Вайдман, К.Ю. Давыдова, И.Г. Соколинская. Петр Ильич Чайковский. М., Музыка, 1977г.