Введение
Целью курсовой работы является изучение управления себестоимости на примере предоставления услуг фитнес центра. Рассмотрим работу на примере одного вида услуг в фитнес центре – Калланетика (аэробная тренировка, комплексная система статических упражнений направленных на растяжение и сокращение мышц.).
Данные занятия в месяц посещают 235 клиентов, на каждом занятии (в группе) присутствуют по 6 человек, занятия проходят в месяц 39 раз.
Хозяйственно-правовая форма предприятия – ЧП (частное предприятия – предприятие, действующее на основе частной собственности граждан или юридического лица).
Учредителем частного предприятия является физическое лицо. Предприниматель может осуществлять хозяйственную деятельность, как с образованием юридического лица, так и без него.
Порядок создания и организации хозяйственной деятельности ЧП с образованием юридического лица не отличается от деятельности других предприятий.
Прибыль, полученная частным предпринимателем после уплаты всех налогов и платежей, полностью остается в распоряжении частного предпринимателя.
Основными документами, регламентирующими деятельность частного предприятия без образования юридического лица, являются регистрационное свидетельство, выдаваемое органами местной власти, и лицензия на право занятия определенным видом деятельности. Частный предприниматель без образования юридического лица уплачивает подоходный налог.
Предприятие находится на едином налоге - 10% от суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ и услуг), за исключением акзиного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав едино налога. Юридическое лицо, которое платит единый налог, не является плательщиком таких видов налогов и сборов (обязательных платежей): налога на добавленную стоимость, кроме случая, если юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов за единым налогом по ставке 6%; налога на прибыль предприятий; платы (налога) за землю; сбора на обязательное социальное страхование; отчислений и собрания на строительство, реконструкцию, ремонт и удержание автомобильных дорог общего пользования Украины; коммунального налога; налога на промысел; сбора на государственное пенсионное страхование; сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг; взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов; взносов в Государственный фонд содействия занятости населения; платы за патенты согласно закону Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».
Новообразованные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, которые подали в государственную налоговую службу по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности из того квартала, в котором проведена их государственная регистрация.
Не могут быть плательщиками единого налога:
Субъекты предпринимательской деятельности, на которые распространяется действие Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» в части приобретения специального патента;
Доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;
Субъекты предпринимательской деятельности, в установленном фонде которых частицы, которые принадлежат юридическим лицам – участникам и основателям данных субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышают 25%;
Физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляют торговлю ликероводочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами.
1. Группировка основных элементов оборотных средств предприятия
Таблица 2.- Группировка оборотных средств по элементам
№ п/п | Наименование статей затрат | Сумма, в ден.ед. | Удельный вес, % |
1 | Производственные запасы, в том числе: | ||
-сырье и материалы | 3816 | 95,66 | |
-возвратные отходы | 8,72 | 0,22 | |
-ТЗР | 5,38 | 0,13 | |
-топливо и энергия на технологические цели | 144,62 | 3,63 | |
-МБП | 14,36 | 0,36 | |
2 | Незавершенное производство | ---- | ---- |
3 | Расходы будущих периодов | ---- | ---- |
4 | Готовая продукция | ---- | ---- |
5 | Денежные средства | ---- | ---- |
Итого | 3989,077 | 100,00 |
Вывод: Оборотные средства предприятия представляют собой денежные средства, авансируемые на содержание оборотных производственных фондов (сырье, материалы, полуфабрикаты, тара, средства труда, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, инструменты, инвентарь) и фондов обращения.
Общая структура оборотных средств на предприятии составила 3989,077 грн. Основную часть оборотных средств составляют сырье и материалы 95,66%.
2. Формирование основных групп затрат предприятия
В этом разделе на основании исходных данных, представленных в исходной таблице, сформировываем основные группы затрат предприятия: материальные затраты, административные расходы, общепроизводственные, расходы на оплату труда и прочие расходы.
Таблица 3. - Материальные затраты
№ | Наименование статей затрат | Сумма, в ден.ед. | Удельный вес, % |
1 | Сырье и материалы | 3816,00 | 96,1 |
2 | Топливо и энергия на технологические цели | 144,62 | 3,6 |
3 | МБП | 14,36 | 0,4 |
4 | Транспортно-заготовительные расходы | 5,38 | 0,1 |
5 | Возвратные отходы | 8,72 | 0,2 |
Итого: | 3971,64 | 100,0 |
Вывод: Из данной таблицы видно, что большую часть в группе «Материальные затраты» составляют сырье и материалы (96,1%), которые образуют основу, и являются необходимыми, а самую меньшую долю занимают транспортно-заготовительные расходы (0,1%) и возвратные отходы (0,9%). Общая сумма материальных затрат составляет 3971,64 (грн.)
Определим объем затрат:
15000+500+787+1200+350+340+560+636+5640+1000=70000 (грн.)
70000+(70000*0,4)=98000,3 (грн.)
98000,3+(98000,3*0,2)=117600,3 (грн.)
117600,3/500=235 - объем клиентов за месяц. Т.к. в каждой группе занимается по 6 человек, то разделим полученный объем на 6 и найдем, сколько раз месяц проходят данные занятия.
235/6=39 (занятий)
Определим сумму сырья и материалов:
636*6=3816 (грн.)
Потери от брака:
3971,64*0,05=198,58 (грн.)
Таблица 4. - Административные расходы
№ | Наименование статей затрат | Сумма, в ден.ед. | Удельный вес, % |
1 | Расходы на отопление | 20,18 | 5,8 |
2 | Расходы на водоснабжение | 10,79 | 3,1 |
3 | Стоимость электроэнергии | 37,18 | 10,7 |
4 | Зарплата административного персонала | 82,05 | 23,5 |
5 | Начисления на заработную плату административного персонала | 29,29 | 8,4 |
6 | Расходы на телефонную связь | 5,38 | 1,5 |
7 | Представительские расходы | 25,13 | 7,2 |
8 | Оплата услуг рекламных агенств | 93,62 | 26,9 |
9 | Услуги юриста | 17,44 | 5,0 |
10 | Служебные командировки | 17,44 | 5,0 |
11 | Плата за расчетно-кассовое обслуживание | 2,31 | 0,7 |
12 | Консалтинговые услуги | 7,69 | 2,2 |
Итого: | 348,50 | 100,0 |
Вывод: В таблице административных затрат наибольшую долю составила оплата услуг рекламных агенств (26,9 %), а самую меньшую долю занимает плата за расчетно-кассовое обслуживание (0,7%). Общая сумма административных расходов составила 348,50 (грн.).
Таблица 5. - Общепроизводственные расходы
№ | Наименование статей затрат | Сумма, в ден.ед. | Удельный вес, % |
1 | Аренда здания | 384,62 | 78,45 |
2 | Аренда оборудования | 8,97 | 1,8 |
3 | Транспортные расходы | 30,77 | 6,3 |
4 | Ремонт оборудования | 12,82 | 2,6 |
5 | Охрана труда | 5,38 | 1,1 |
6 | Обеспечение сторожевой охраной | 19,49 | 4,0 |
7 | Расходы, связанные с обеспечением пожарной и сторожевой охраной | 9,23 | 1,9 |
8 | Наладка оборудования | 9,13 | 1,9 |
9 | Технический контроль | 3,85 | 0,8 |
10 | Расходы материалов для содержания и обслуживания ОС | 6,00 | 1,2 |
Итого: | 490,26 | 100,0 |
Вывод: Из таблицы общепроизводственные расходы можно увидеть, что самый большой удельный вес принадлежит аренде здания (78,45%), также можно сказать, что самую меньшую долю в общепроизводственных расходах занимает технический контроль, удельный вес которого равен 0,8%.
Таблица 6. - Затраты на оплату труда
№ | Наименование статей затрат | Сумма, в ден.ед. | Удельный вес, % |
1 | Зарплата основных производственных рабочих | 347,33 | 93,13 |
2 | Расходы на оплату ежегодных отпусков персоналу предприятия | 25,64 | 6,87 |
Итого: | 372,97 | 100,00 |
Вывод: затраты на оплату труда – расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы персоналу в соответствии с системой оплаты труда, принятой на предприятии.
Таблица 7. -Прочие расходы
№ | Наименование статей затрат | Сумма, в ден.ед. | Удельный вес, % |
1 | Сертификация | 560,00 | 50,9 |
2 | Расходы по обязательному страхованию имущества и работников | 541,00 | 49,1 |
Итого: | 1101,00 | 100,0 |
Вывод: Прочие расходы – это расходы, которые включаются в себестоимость продукции и не относятся к другим элементам затрат. Наибольший удельный вес приходится на начисления на сертификацию (50,9%).
3. Группировка затрат согласно системы директ-кост
Таблица 8. - Группировка затрат
Условно-постоянные затраты | сумма, в ден.ед. | Удельный вес, % | Условно-переменные затраты | Сумма в ден.ед. | Удельный вес, % |
Расходы на отопление | 20,18 | 1,4 | Сырье и материалы | 97,85 | 33,4 |
Аренда здания | 384,62 | 26,9 | МБП | 14,36 | 4,9 |
Аренда оборудования | 8,97 | 0,6 | Возвратные отходы | 8,72 | 3,0 |
Охрана труда | 5,38 | 0,4 | Топливо и энергия на технологические цели | 144,62 | 49,4 |
Расходы на водоснабжение | 10,79 | 0,8 | Транспортные расходы | 30,77 | 10,5 |
Расходы по обязательному страхованию имущества и работников | 13,87 | 1,0 | ТЗР | 5,38 | 1,8 |
Стоимость электроэнергии | 37,18 | 2,6 | |||
Начисления на з/п основных производственных рабочих | 123,98 | 8,7 | |||
З/п административного персонала | 82,05 | 5,7 | |||
Начисления на з/п административного персонала | 29,29 | 2,0 | |||
Проценты и другие расходы, связанные с исп. ОС на условиях аренды | 11,81 | 0,8 | |||
Расходы материалов для содержания и обслуживания ОС | 6,00 | 0,4 | |||
Обеспечение сторожевой охраны | 19,49 | 1,4 | |||
Расходы на телефонную связь | 5,38 | 0,4 | |||
Представительские расходы | 25,13 | 1,8 | |||
Расходы, связанные с обеспечением пожарной и сторожевой охраны | 9,23 | 0,6 | |||
Расходы на подготовку и освоение производства | 22,82 | 1,6 | |||
Служебные командировки | 17,44 | 1,2 | |||
Оплата услуг рекламных агенств | 93,62 | 6,5 | |||
Сертификация | 14,36 | 1,0 | |||
Наладка оборудования | 9,13 | 0,6 | |||
Технический контроль | 3,85 | 0,3 | |||
Консалтинговые услуги | 7,69 | 0,5 | |||
Расходы на оплату ежегодных отпусков персоналу предприятия | 25,64 | 1,8 | |||
Потери от брака | 59,49 | 4,2 | |||
З/п основных производственных рабочих | 347,33 | 0,2 | |||
Расходы на подготовку и освоение производства | 22,82 | 7,8 | |||
Ремонт оборудования | 12,82 | 0,9 | |||
Итого: | 1430,37 | 100,0 | Итого: | 292,97 | 100,0 |
Вывод: Условно-постоянные затраты: аренда здания – 26,9%; З/п основных производственных рабочих – 0,2%.
Условно-переменные затраты: Топливо и энергия на технологические цели – 49,4%; возвратные отходы – 3,0%.
4. Распределение затрат согласно источников покрытия Группировка затрат согласно источника покрытия
В данном разделе группируем затраты предприятия согласно источников их покрытия. Важным этапом в хозяйственной деятельности предприятия является определение источника компенсации каждого вида затрат. Существуют затраты, которые возможно лишь частично компенсировать себестоимостью, а частично за счет результатов и чистой прибыли. Результаты группировки представляем в форме таблицы.
Таблица 9.- Результаты группировки
Затраты включаемые стоимость |
Сумма, в ден.ед. | Смешанные затраты | Сумма, в ден.ед. |
Финансов результат |
Сумма, в ден.ед. | Чистая прибыль | Сумма, в ден.ед. |
Матери альные затраты |
3971,64 |
Служебные команди ровки |
17,44 | Налог на загрязнение окр.среды. | 3,08 | ||
Затраты на оплату труда | 372,97 | Расходы на телефонную связь | 5,38 |
Материа Льная помощь |
42,31 | ||
Отчисления на социальные мероприятия | 153,29 |
Оплата рекламных агенств |
93,62 | ||||
Аренда ОПФ | 393,59 |
Представи- тельские расходы |
25,13 | ||||
Прочие затраты | 30,54 | Потери от брака | 198,58 | ||||
Итого: | 4922,03 | Итого: | 340,14 | 45,38 |
5. Формирование себестоимости производства продукции
В данном разделе определена себестоимость единицы продукции (работ, услуг). Определена себестоимость продукции по элементам затрат и полная себестоимость реализации продукции (П(с)БУ№16).
Таблица 10. Структура себестоимости продукции по элементам затрат
№ | Наименование статей затрат | Сумма, в ден.ед. | Удельный вес в структуре затрат |
1 | Материальные затраты | 3971,64 | 87,7 |
2 | Затраты на оплату труда | 372,97 | 8,2 |
3 | Отчисления на соц.мероприятия | 153,29 | 3,4 |
4 | Прочие затраты | 30,54 | 0,7 |
Итого: | 4528,44 | 100,0 |
Вывод: сформировав себестоимость единицы продукции по элементам затрат видим, что наибольший удельный вес составляют материальные затраты – 87,7%, а наименьший прочие затраты – 0,7%.
Таблица 11. - Формирование полной себестоимости реализации готовой продукции (П(с)БУ№16)
№ | Наименование статей затрат | Сумма, в ден.ед. | Сумма,в ден.ед. на единицу товара |
1 | Материальные затраты | 3971,64 | 352,71 |
2 | Затраты на оплату труда | 372,97 | 33,12 |
3 | Отчисления на соц.мероприятия | 153,29 | 13,61 |
4 | Расходы на подготовку и освоение производства | 22,82 | 2,03 |
4 | Общепроизводственные расходы: | ||
Аренда оборудования | 8,97 | 0,80 | |
Транспортные расходы | 30,77 | 2,73 | |
Ремонт оборудования | 12,82 | 1,14 | |
Охрана труда | 5,38 | 0,48 | |
Наладка оборудования | 9,13 | 0,81 | |
Расходы материалов для содержания и обслуживания ОС | 6,00 | 0,53 | |
Расходы сторожевой охраной | 19,49 | 1,73 | |
Расходы, связанные с обеспечением пожарной и сторожевой охраной | 19,49 | 1,73 | |
Потери от барака | 198,58 | 17,64 | |
Итого производственная себестоимость | 4831,36 | 429,06 | |
5 | Административные затраты | ||
Представительские расходы | 25,13 | 2,23 | |
Служебные командировки | 17,44 | 1,55 | |
Расходы на отопление | 20,18 | 1,79 | |
Расходы на водоснабжение | 10,79 | 0,96 | |
Расходы на телефонную связь | 5,38 | 0,48 | |
Аренда здания | 384,62 | 34,16 | |
Стоимость электроэнергии | 37,18 | 3,30 | |
З/п административного персонала | 82,05 | 7,29 | |
Начисления на з/п административного персонала | 29,29 | 2,60 | |
услуги юриста | 17,44 | 1,55 | |
Консалтинговые услуги | 7,69 | 0,68 | |
Оплата услуг рекламных агенств | 93,62 | 8,31 | |
6 | Прочие расходы | 30,54 | 2,71 |
7 | Затраты на МИС | 25,64 | 2,28 |
8 | Процентов и другие расходы, связанные и исп. ОС на условиях аренды | 11,81 | 1,05 |
Итого полная себестоимость готовой продукции: | 798,79 | 70,94 | |
9 | Переменные расходы на сбыт | ||
Итого полная себестоимость реализации продукции: | 5630,15 | 500,00 |
Вывод: полная себестоимость готовой реализации продукции представляет собой затраты, с производством продукции, организацией и управлением производством и обслуживанием объектов общественного назначения, с обслуживанием и управлением предприятием, а также с эксплуатацией объектов социально культурного назначения и составляет 5630,15 грн.
6. Формирование цены реализации продукции
В этом разделе курсовой работы «Формирование цены реализации продукции» необходимо представить структуру цены реализации товара (услуги).
Таблица 12 - Структура цены
Наименование статей затрат | Сумма, в ден.ед. | Сумма, в ден.ед. На единицу товара |
Полная себестоимость | 5630,15 | 500,00 |
Оптовая цена: -плановые накопления (10%); -полная себестоимость. |
6193,167 | 550,00 |
Отпускная цена: -косвенные налоги (НДС, 20%); -оптовая цена. |
7431,8 | 660,00 |
Вывод: Таким образом, общая отпускная цена составила 7431,80 грн., а стоимость абонемента на 1-го клиента составила 660,00 грн.
7. Определение финансовых результатов деятельности предприятия
В данном разделе были высчитаны финансовые результаты предприятия и показатели, характеризующие доходность и рентабельность деятельности предприятия в зависимости от системы налогообложения предприятия.
Таблица 13. - Финансовые результаты предприятия
№ | Финансовый результат | Сумма, в ден.ед. | Механизм расчета показателей |
1 | Выручка от реализации продукции | 44590,80 | Цена*объем производства |
2 | Прибыль от реализации услуг | 34501,57 | Прибыль=Выручка-себестоимость-ставка единого налога (10%) |
3 | Рентабельность | 6,13 | (ЧП/себестоимость) * 100% |
Вывод: Чистая прибыль является основным источником формирования доходов и денежных накоплений предприятия, используемых для целей накопления, воспроизводства и материального стимулирования персонала предприятия. Чистая прибыль предприятия является конечным финансовым результатом деятельности предприятия и образуется после формирования фонда оплаты труда, уплаты налогов, отчислений обязательных платежей в бюджет и выше стоящие организации, а также компенсации затрат, связанных с осуществлением обычной деятельности.
Рентабельность – это состояние фирмы, когда сумма выручки от реализации продукции покрывает затраты на производство и реализацию этой продукции.
В результате расчетов прибыль составила 34501,57
грн., а рентабельность – 6,13%.
8. Определение чистой прибыли предприятия и ее распределение
В данном разделе мы предоставили механизм формирования, и распределения чистой прибыли предприятия. Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, направляется на накопление, дальнейшее развитие и потребление, что характеризует процесс формирования денежных фондов и резервов предприятия.
Таблица 14. - Определение чистой прибыли предприятия и ее распределение
Прибыль | Направление использования | Сумма, в ден.ед. |
Чистая прибыль | Налог на загрязнение окружающей среды | 120,00 |
34339,26 | Материальная помощь | 42,31 |
Вывод: Чистая прибыль составила 34339,26 грн. После получения чистой прибыли часть денежных средств направляется в различные фонды предприятия, также с чистой прибыли выплачивается налог на загрязнение окружающей среды и материальная помощь.
Заключение
Себестоимость продукции (изделий, работ, услуг)
- это выражение в денежной форме текущие расходы предприятия на ее производство и сбыт.
Перечень включенных в себестоимость текущих расходов определен Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий».
Направления использования себестоимости:
- оценка и анализ использования плановых показателей;
-определение результатов деятельности структурных подразделений и предприятия в целом;
- оценка фактической эффективности организационно-технических мероприятий, направленных на развитие и усовершенствование производства;
- планово-экономические и аналитические расчеты.
Как правило, все перечисленные задачи требуют обеспечения полного сопоставления плановых и отчетных данных относительно состава и классификации расходов, объектов и единиц калькулирования, методов распределения расходов по плановым (отчетным) периодам.
Таким образом, можно сделать вывод: себестоимость расходов составила 5630,15 грн., чистая прибыль предоставления услуг фитнес центра равна 34339,26грн., а рентабельность составила 6,13%. Что свидетельствует о том, что предприятие является прибыльным и рентабельным.
Список использованной литературы:
Бережная И.В., Михуринская Е.А. Экономика предприятия – Учебное пособие. 2008 г.
Руденко А.И. Экономика предприятия. Симферополь. Таврия. 2004 г.
Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. Учебник. К., 2007 г.
Кулішов В.В. Економіка підприємства: теорія і практика: Навч.посібник.- К.: Вікар, 2007 р.
Сідун В.А., Пономарьова Ю.В. Економіка підприємства. К., 2004 р.
П(с)БУ№16.
http://www.openbusiness.ru/index.htm
http://fitnes-liga.at.ua/
http://www.tsunami.com.ua/
http://www.kedrclub.com/
Приложение А
Таблица 1. - Исходные данные
№ п/п | Наименование статей затрат | Сумма денежных средств, грн. |
1 | Аренда здания | 384,62 |
2 | Ремонт оборудования | 12,82 |
3 | Расходы на отопление | 20,18 |
4 | Транспортные расходы | 30,77 |
5 | Аренда оборудования | 8,97 |
6 | Возвратные отходы | 8,72 |
7 | МБП | 14,36 |
8 | Сырье и материалы | 3816,00 |
9 | Охрана труда | 5,38 |
10 | Расходы на водоснабжение | 10,79 |
11 | Расходы по обязательному страхованию имущества и работников | 13,87 |
12 | Стоимость электроэнергии | 37,18 |
13 | Зарплата основных производственных рабочих | 347,33 |
14 | Начисления на з/п производственных рабочих | 123,98 |
15 | Зарплата административного персонала | 82,05 |
16 | Начисления на з/п административного персонала | 29,29 |
19 | Топливо и энергия на технологические цели | 144,62 |
20 | ТЗР | 5,38 |
21 | Проценты и другие расходы, связанные с использованием ОС на условиях аренды | 11,81 |
22 | Расходы материалов для содержания и обслуживания ОС | 6,00 |
23 | Обеспечение сторожевой охраной | 19,49 |
24 | Расходы на телефонную связь | 5,38 |
25 | Представительские расходы | 25,13 |
26 | Налог на загрязнение окр.среды. | 3,08 |
27 | Расходы, связанные с обеспечением пожарной и сторожевой охраны | 9,23 |
28 | Плата за расчетно-кассовое обслуживание | 2,31 |
29 | Служебные командировки | 17,44 |
30 | Оплата услуг рекламных агенств | 93,62 |
31 | Материальная помощь | 42,31 |
32 | Сертификация | 14,36 |
33 | Расходы на подготовку и освоение производства | 22,82 |
34 | Наладка оборудования | 9,13 |
36 | Услуги юриста | 17,44 |
37 | Технический контроль | 3,85 |
38 | Затраты на МИС | 25,64 |
39 | Консалтинговые услуги | 7,69 |
40 | Топливо и энергия на технологические цели | 144,62 |
41 | Расходы на оплату ежегодных отпусков персоналу предприятия | 25,64 |
Итого: | 5594,57 |
Приложение Б
Таблиця 2. - Структура сырья и материалов
№ п/п | Наименование статей затрат | Норма на единицу, шт. | Сумма денежных средств, грн. |
1 | Гимнастический коврик | 1 | 143,00 |
2 | Мяч для фитнеса (фитбол) | 1 | 170,00 |
3 | Гантели 1кг. 2 шт. | 1 | 87,00 |
4 | Скакалка | 1 | 36,00 |
5 | Эспандер | 1 | 200,00 |
Итого: | 636,00 |
Приложение В
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы»
Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 1999 года № 318
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 19 января 2000 года под № 27/4248 (с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены приказом Министерства финансов Украины от 25 сентября 2009 года № 1125)
Общие положения
1. Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятия и ее раскрытия в финансовой отчетности.
2. Нормы настоящего Положения (стандарта) применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами (далее — предприятия) независимо от форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений).
3. Положение (стандарт) 16 применяется для учета расходов по строительным контрактам с учетом особенностей их признания и состава, установленных Положением (стандартом) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты». Положение (стандарт) 16 не распространяется на расходы, связанные с первоначальным признанием и изменением справедливой стоимости биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, и с первоначальным признанием сельскохозяйственной продукции.
4. Термины, приведенные в положениях (стандартах) бухгалтерского учета, имеют следующее значение:
Элемент расходов — совокупность экономически однородных расходов.
Прямые расходы — расходы, которые могут быть отнесены непосредственно к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем.
Нормальная мощность — ожидаемый средний объем деятельности, который может быть достигнут при условиях обычной деятельности предприятия в течение нескольких лет или операционных циклов с учетом запланированного обслуживания производства.
Объект расходов — продукция, работы, услуги или вид деятельности предприятия, требующие определения связанных с их производством (выполнением) расходов.
Признание расходов
5. Расходы отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств.
6. Расходами отчетного периода признаются или уменьшение активов, или увеличение обязательств, приводящие к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала в результате его изъятия или распределения собственниками), при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены.
7. Расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены.
Расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены.
8. Если актив обеспечивает получение экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов, то расходы признаются путем систематического распределения его стоимости (например, в виде амортизации) между соответствующими отчетными периодами.
9. Не признаются расходами и не включаются в отчет о финансовых результатах:
9.1. Платежи по договорам комиссии, агентским соглашениям и другим аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.
9.2. Предварительная (авансовая) оплата запасов, работ, услуг.
9.3. Погашение полученных займов.
9.4. Другие уменьшения активов или увеличения обязательств, которые не соответствуют признакам, приведенным в пункте 6 настоящего Положения (стандарта).
9.5. Расходы, отражающиеся уменьшением собственного капитала согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета.
Состав расходов
10. Себестоимость реализованных товаров определяется по Положению (стандарту) бухгалтерского учета 9 «Запасы».
11. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) состоит из производственной себестоимости продукции (работ, услуг), реализованной в течение отчетного периода, нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов и сверхнормативных производственных расходов.
В производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
прямые материальные расходы;
прямые расходы на оплату труда;
прочие прямые расходы;
переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы.
Производственная себестоимость продукции уменьшается на справедливую стоимость реализуемой сопутствующей продукции и стоимость сопутствующей продукции в оценке возможного ее использования, используемой на самом предприятии.
Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются предприятием.
12. В состав прямых материальных расходов включается стоимость сырья и основных материалов, образующих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, вспомогательных и других материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов. Прямые материальные расходы уменьшаются на стоимость возвратных отходов, полученных в процессе производства, которые оцениваются в порядке, изложенном в пункте 11 настоящего Положения (стандарта).
13. В состав прямых расходов на оплату труда включаются заработная плата и другие выплаты рабочим, занятым в производстве продукции, выполнении работ или предоставлении услуг, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов.
14. В состав прочих прямых расходов включаются все прочие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов, в частности, отчисления на социальные мероприятия, плата за аренду земельных и имущественных паев, амортизация, потери от брака, состоящие из стоимости окончательно забракованной по технологическим причинам продукции (изделий, узлов, полуфабрикатов), уменьшенной на ее справедливую стоимость, и расходов на исправление такого технически неизбежного брака.
15. В состав общепроизводственных расходов включаются:
15.1. Расходы на управление производством (оплата труда аппарата управления цехами, участками и т. п.; отчисления на социальные мероприятия и медицинское страхование аппарата управления цехами, участками; расходы на оплату служебных командировок персонала цехов, участков и т. п.).
15.2. Амортизация основных средств общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения.
15.3. Амортизация нематериальных активов общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения.
15.4. Расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, операционную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения.
15.5. Расходы на усовершенствование технологии и организации производства (оплата труда и отчисления на социальные мероприятия работников, занятых усовершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности, других эксплуатационных характеристик в производственном процессе; расходы материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, оплата услуг сторонних организаций и т. п.).
15.6. Расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другое содержание производственных помещений.
15.7. Расходы на обслуживание производственного процесса (оплата труда общепроизводственного персонала; отчисления на социальные мероприятия, медицинское страхование рабочих и аппарата управления производством; расходы на осуществление технологического контроля за производственными процессами и качеством продукции, работ, услуг).
15.8. Расходы на охрану труда, технику безопасности и охрану окружающей природной среды.
15.9. Другие расходы (внутризаводское перемещение материалов, деталей, полуфабрикатов, инструментов со складов в цеха и готовой продукции на склады; недостачи незавершенного производства; недостачи и потери от порчи материальных ценностей в цехах; оплата простоев и т. п.).
16. Общепроизводственные расходы делятся на постоянные и переменные.
К переменным общепроизводственным расходам относятся расходы на обслуживание и управление производством (цехов, участков), изменяющиеся прямо (или почти прямо) пропорционально изменению объема деятельности. Переменные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием базы распределения (часов работы, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и т. п.) исходя из фактической мощности отчетного периода.
К постоянным общепроизводственным расходам относятся расходы на обслуживание и управление производством, остающиеся неизменными (или почти неизменными) при изменении объема деятельности. Постоянные общепроизводственные расходы распределяются на каждый объект расходов с использованием базы распределения (часов работы, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов и т. п.) при нормальной мощности. Нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы включаются в состав себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в периоде их возникновения. Общая сумма распределенных и нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов не может превышать их фактическую величину.
Пример распределения общепроизводственных расходов приведен в приложении 1 к настоящему Положению (стандарту).
Перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов устанавливаются предприятием.
17. Расходы, связанные с операционной деятельностью, не включаемые в себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), разделяются на административные расходы, расходы на сбыт и другие операционные расходы.
18. К административным расходам относятся следующие общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление предприятием:
общие корпоративные расходы (организационные расходы, расходы на проведение годовых собраний, представительские расходы и т. п.);
расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием и другого общехозяйственного персонала;
расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов общехозяйственного использования (операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение, охрана);
вознаграждения за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, по оценке имущества и т. п.);
расходы на связь (почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс и т. п.);
амортизация нематериальных активов общехозяйственного использования;
расходы на урегулирование споров в судебных органах;
налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, включаемых в производственную себестоимость продукции, работ, услуг);
плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков;
другие расходы общехозяйственного назначения.
19. Расходы на сбыт включают следующие расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг):
расходы упаковочных материалов для затаривания готовой продукции на складах готовой продукции;
расходы на ремонт тары;
оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспечивающих сбыт;
расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг);
расходы на предпродажную подготовку товаров;
расходы на командировки работников, занятых сбытом;
расходы на содержание основных средств, других материальных необоротных активов, связанных со сбытом продукции, товаров, работ, услуг (операционная аренда, страхование, амортизация, ремонт, отопление, освещение, охрана);
расходы на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) согласно условиям договора (базиса) поставки;
расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
расходы на страхование предназначенной для дальнейшей реализации готовой продукции (товаров), хранящейся на складе предприятия;
расходы на транспортировку готовой продукции (товаров) между складами подразделений (филиалов, представительств) предприятия;
прочие расходы, связанные со сбытом продукции, товаров, работ, услуг.
В состав расходов на сбыт в торговых организациях включаются расходы обращения, за исключением расходов, приведенных в пунктах 18, 20 и 27 настоящего Положения (стандарта).
20. В прочие операционные расходы включаются:
расходы на исследования и разработки согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы»;
себестоимость реализованной иностранной валюты, которая для целей бухгалтерского учета определяется путем пересчета иностранной валюты в денежную единицу Украины по курсу Национального банка Украины на дату продажи иностранной валюты, плюс расходы, связанные с продажей иностранной валюты;
себестоимость реализованных производственных запасов, которая для целей бухгалтерского учета состоит из их учетной стоимости и расходов, связанных с их реализацией;
сумма безнадежной дебиторской задолженности и отчисления в резерв сомнительных долгов;
потери от операционной курсовой разницы (т. е. от изменения курса валюты по операциям, активам и обязательствам, связанным с операционной деятельностью предприятия);
потери от обесценивания запасов;
недостачи и потери от порчи ценностей;
признанные штрафы, пеня, неустойка;
расходы на содержание объектов социально-культурного назначения;
другие расходы операционной деятельности.
21. Расходы операционной деятельности группируются по следующим экономическим элементам:
материальные затраты;
расходы на оплату труда;
отчисления на социальные мероприятия;
амортизация;
прочие операционные расходы.
22. В состав элемента «Материальные затраты» включается стоимость израсходованных в производстве (кроме продукта собственного производства):
сырья и основных материалов;
покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;
топлива и энергии;
строительных материалов;
запасных частей;
тары и тарных материалов;
вспомогательных и других материалов.
Стоимость возвратных отходов, полученных в процессе производства, не включается в элемент операционных расходов «Материальные расходы».
23. В состав элемента «Расходы на оплату труда» включаются заработная плата по окладам и тарифам, премии и поощрения, материальная помощь, компенсационные выплаты, оплата отпусков и другого неотработанного времени, другие расходы на оплату труда.
24. В состав элемента «Отчисления на социальные мероприятия» включаются: отчисления на пенсионное обеспечение, отчисления на социальное страхование, страховые взносы на случай безработицы, отчисления на индивидуальное страхование персонала предприятия, отчисления на другие социальные мероприятия.
25. В состав элемента «Амортизация» включается сумма начисленной амортизации основных средств, нематериальных активов и других необоротных материальных активов.
26. В состав элемента «Прочие операционные расходы» включаются расходы операционной деятельности, которые не вошли в состав элементов, приведенных в пп. 22 — 25 настоящего Положения (стандарта), в частности расходы на командировки, на услуги связи, плата за расчетно-кассовое обслуживание и т. п.
27. К финансовым расходам относятся расходы на проценты (за пользование кредитами полученными, по облигациям выпущенным, по финансовой аренде и т. п.) и другие расходы предприятия, связанные с заимствованиями (кроме финансовых расходов, включаемых в себестоимость квалификационных активов в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 31 «Финансовые расходы»).
28. Потери от участия в капитале являются убытками от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия, которые учитываются по методу участия в капитале. Пример расчета потерь от участия в капитале приведен в приложении 2 к настоящему Положению (стандарту).
29. В состав прочих расходов включаются расходы, возникающие во время обычной деятельности (кроме финансовых расходов), но не связанные непосредственно с производством и/или реализацией продукции (товаров, работ, услуг). К таким расходам относятся:
себестоимость реализованных финансовых инвестиций (балансовая стоимость и расходы, связанные с реализацией финансовых инвестиций);
потери от уменьшения полезности необоротных активов;
потери от бесплатной передачи необоротных активов;
потери от неоперационных курсовых разниц;
сумма уценки необоротных активов и финансовых инвестиций;
расходы на ликвидацию необоротных активов (разборка, демонтаж и т. п.);
остаточная стоимость ликвидированных (списанных) необоротных активов;
другие расходы обычной деятельности.
30. Налоги на прибыль признаются расходами в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 17 «Налог на прибыль».
31. Чрезвычайные расходы включаются в финансовую отчетность за вычетом суммы, на которую уменьшается налог на прибыль от деятельности предприятия вследствие убытков от чрезвычайных событий. Пример расчета для включения в финансовую отчетность потерь от чрезвычайных событий приведен в приложении 3 к настоящему Положению (стандарту).
Раскрытие информации о расходах в примечаниях к финансовой отчетности
32. В примечаниях к финансовой отчетности приводится информация о:
составе и сумме расходов, отраженных в статьях «Прочие операционные расходы» и «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах;
составе и сумме доходов и потерь по каждому чрезвычайному событию;
составе и сумме расходов, не включенных в статьи расходов Отчета о финансовых результатах, а отраженных непосредственно в составе собственного капитала (кроме изъятия капитала и распределения между собственниками).