Московский Государственный Университет Прикладной Биотехнологии
Кафедра экономики и менеджмента
Реферат на тему:
Развитие методов экспертизы инновационных проектов и решений
Выполнила:
студентка ПБ – V – 4
Березкина К.А.
Преподаватель:
Полякова В.А.
Москва, 2010
Содержание
Введение
Понятие «Инновационный проект»
Классификация инновационных проектов
Принципы проведения экспертиз
Основные методы экспертизы инновационных проектов
Экспертиза проектов в области гуманитарных и общественных наук
Заключение
Введение
В экономике России появилась новая концепция управления проектами (концепция Project Management)1. Ее основу составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств. Процесс изменений осуществляется в рамках бюджета и временных ограничений по заранее разработанным правилам. К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех промышленно развитых странах методологией инвестиционной деятельности. В отечественной практике эта концепция нашла отражение в применении программно-целевых программ.
Задача экспертизы2 — оценить инновационный и научно-технический уровни проекта, а также реальную возможность его выполнения и эффективность. На основании экспертизы принимают решение о целесообразности и объемах финансирования проекта.
В странах с развитой рыночной экономикой функционируют стандартные процедуры оценки инновационных проектов, предусмотрены пакеты юридического оформления соглашений и контрактов, формы и методы контроля за исполнением статей договоров и соглашений. Методы контроля над ходом реализации проектов и использованием средств по целевому назначению постоянно совершенствуются. При этом увеличивается количество обязательных условий, которым должен соответствовать проект. Большое значение для заказчика и исполнителей имеют сроки проведения экспертизы согласований, а также продолжительность периода от подачи заявок и предложений до начала финансирования или предоставления льгот и субсидий.
Понятие «Инновационный проект»
Понятие «инновационный проект» рассматривается в трех аспектах:
1) как форма целевого управления инновационной деятельностью;
2) как процесс осуществления инноваций;
3) как комплект документов.
В свете первого аспекта инновационный проект представляет собой систему взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники, тогда как в свете второго он есть совокупность выполняемых в определенной последовательности научно-технологических, организационно-производственных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. При этом, безусловно, инновационный проект является комплектом технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.
С учетом всех трех аспектов можно дать определение инновационному проекту как комплекту документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени. Обоснованность целей и мероприятий достигается соблюдением научных подходов к менеджменту.
Руководство разработкой и последующей реализацией инновационного проекта осуществляют руководитель проекта (проектный менеджер) и научно-технический совет (НТС), в состав которого входят ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, степень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для достижения проектных целей. НТС организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Руководитель проекта – это юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком. Команда проекта – это организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью своевременного достижения плановых показателей. Ее состав и функции зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Для выполнения части функций разработчик может привлекать специализированные организации. Поддержку проекта осуществляют инновационные центры, фонды поддержки программ, консалтинговые формы, организации независимой экспертизы, патентно-лицензионные фирмы, аудиторские фирмы и выставочные центры.
Классификация инновационных проектов3
Инновационные проекты классифицируются на базе классификаций инноваций и по уровню утверждения, финансирования и реализации подразделяются на межгосударственные и государственные, региональные и отраслевые, а также отдельного предприятия.
Этап разработки инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Ее единый состав пока не установлен и в конкретных случаях определяется исходным технико-экономическим заданием. Однако инновационный проект любого уровня включает следующие разделы:
– содержание и актуальность проблемы;
– резюме руководителя проекта;
– дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;
– систему мероприятий по реализации дерева целей проекта;
– комплексное обоснование проекта;
– комплексное обеспечение реализации проекта;
– характеристику НТС;
– экспертное заключение проекта;
– механизму реализации проекта и система мотивации.
Механизм реализации проекта включает структуру инновационной организации, положения о ее подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы и сетевые модели, оперограммы управления проектом, планы комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения заданий, задач и целей проекта.
Одним из вопросов инновационного проектирования является определение порядка завершения проекта, включающего сдачу проекта. Последнее означает установление соответствия решений (принятых заказчиком при разработке концепции проекта) его результатам, полученным при реализации. Требования к сдаче и приемке работ устанавливаются договором. При этом, если результатом реализации проекта является готовый объект, то необходимо провести приемочные (эксплуатационные) испытания. Они включают:
а) проведение сравнения технико-экономических параметров разработки с запланированными;
б) определение причин выявления расхождений;
в) разработку мероприятий по устранению обнаруженных расхождений и организацию работ по устранению недоделок.
Если в результате испытаний получается продукция, отвечающая требованиям проекта, то приемка готовых объектов оформляется протоколом комиссии. Результаты испытаний есть основание передачи заказчику ответственности от организаций-исполнителей в период сдачи-приемки готовой продукции.
Принципы проведения экспертиз
Экспертиза инновационных проектов представляет процедуру комплексной проверки и контроля их важнейших параметров: качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента; профессионализма руководителя проекта и его команды; научно-технического потенциала и конкурентоспособности инновационной организации; достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта; качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.
Согласно кругу выполняемых задач Р.А. Фатхутдинов сравнивает экспертизу инновационных проектов с сертификацией. Он считает, что по инновационным проектам, направленным на решение крупных экологических, информационных и гуманитарных проблем, имеющим международное или национальное значение, правомерно проводить не экспертизу, а сертификацию, и лишь после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием.
Объем и глубина проверяемых при экспертизе вопросов определяется генеральным заказчиком в зависимости от вида и особенностей инновационного проекта. В соответствии с Рекомендациями ОЭСР экспертиза инновационных проектов проводится на базе принципов:
1. наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы;
2. при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;
3. проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, дающие возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
4. методы контроля увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.
Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, рекомендованных ОЭСР, Р.А. Фатхутдинов дополняет следующими:
1) экспертная группа должна быть численностью не менее чем из семи специалистов в данной области, работающих на контрактной основе;
2) работа экспертной группы должна быть организована на принципах независимости и объективности, профессионализма и комплексности, системности и мотивации конечных результатов труда;
3)основной задачей экспертной группы должна быть проверка соблюдения оцениваемой инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.
При экспертизе проектов учитывается потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социально-экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит как количественную, так и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право контролировать выполнение работ по проекту. Экспертную оценку проектов и контроль за их исполнением, как правило, выполняют организации, финансирующие проект. Обязательными параметрами при этом являются сроки завершения отдельных этапов проекта и проекта в целом, а также степень риска, связанного с осуществлением проекта.
Основные методы экспертизы инновационных проектов4
Задача экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.
Методика проведения экспертизы инновационных проектов основывается на методах и приемах анализа, прогнозирования и разработки управленческого решения. Наиболее распространенными методами экспертизы являются:
а) методы сравнения показателей, заложенных в инновационный проект или полученных в результате экспертных (сертификационных) испытаний, с международными и национальными требованиями по экологичности, эргономичности, безопасности применения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаменяемости, другим параметрам с мировыми достижениями в данной области;
б) экспертный;
в) индексный;
г) балансовый;
д) графический.
Эти методы не являются альтернативными, они дополнительны. Для одного компонента (раздела, проблемы) применяется один метод, для другого – другой. Для надежного применения любого метода необходимо изучение научных подходов и методов инновационного менеджмента.
Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов:
— Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.
— Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.
— Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.
Экспертиза проектов в области гуманитарных и общественных наук
С целью реализации научно-технических программ государственный заказчик проводит конкурсы и заключает государственные контракты. При этом экспертная оценка может быть формализована в виде ответов на вопросы экспертной анкеты с последующим итоговым балльным заключением эксперта5:
5 — проект заслуживает безусловной поддержки;
4 — проект заслуживает поддержки;
3 — проект может быть поддержан;
2 — проект не заслуживает поддержки;
1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.
Такая экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала его автора (авторов). При этом учитываются:
четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);
четкость определения методов исследования (четкое, нечеткое);
качественные показатели проекта (характер фундаментальный, междисциплинарный, или системный, и прикладной);
научный задел (имеется существенный научный и методологический задел в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);
новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).
Для экспериментально-лабораторных исследований экспертизой предусмотрены следующие вопросы:
Подготовлены ли программы исследований?
Подготовлены ли анкеты для опроса?
Проведено ли пилотажное исследование?
Обычно государственные фонды фундаментальных исследований проводят экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов, где предусмотрены три уровня экспертизы.
Первый уровень — предварительное рассмотрение и отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня; составление мотивированных заключений по отклоненным проектам; определение экспертов по каждому проекту, претендующему на индивидуальный уровень экспертизы.
Второй уровень — определение рейтинга индивидуального проекта.
Третий уровень — составление заключения по проекту (вносятся коррективы в общий рейтинг, принимается решение о финансировании).
Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает итоговое заключение эксперта по 5-бальной системе оценки.
Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).
Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).
Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.
РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов.
Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы. На третьем уровне дается заключение по проекту. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.
Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле
R = r1+r2+r3,
где R — общий рейтинг проекта; r1, r2 — коэффициенты научной ценности и реальности выполнения проекта в срок; r3 — коэффициент коррекции суммарной оценки r1 и r2. R может принимать значения от 2 до 13.
Заключение
Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Представленные инвесторам инновационные проекты, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы.
Таким образом, экспертиза инновационных проектов может осуществляться Государственным заказчиком (если финансирование идет из бюджета), а также специальными фондами поддержки научных исследований и разработок. Экспертиза проводится с целью отбора и решения проблемы финансирования.
Список используемой литературы
http://innovation-management.ru
http://biglibrary.ru
http://www.i-u.ru
http://www.dist-cons.ru
1 http://innovation-management.ru
2 http://biglibrary.ru
3 http://innovation-management.ru
4 http://www.dist-cons.ru
5 http://biglibrary.ru