СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Сущность инновационного проекта, его этапы и методы проектирования
1.1 Сущность инновационного
1.2 Этапы и методы проектирования
ГЛАВА 2. Характеристик ЗАО «» и его нововведения
2.1 Краткая характеристика ЗАО «»
2.2 Текущая маркетинговая ситуация
2.3 Характеристика инновации внедренной ЗАО «»
Глава 3. Оценка эффективности инновационного проекта
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Кардинальные преобразования, происходящие в настоящее время в России, затрагивают все сферы деятельности, не исключая, разумеется, и такую важнейшую, как научно-техническая политика. Проблема эффективного использования достижений науки и техники (инноваций) не исчезает в ходе осуществления рыночной реформы. Напротив, для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством. Для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности они обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.
Научно-техническая политика предприятия подчинена достижению его главной цели: максимально полное удовлетворение требований потребителей количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство с одновременным обеспечением ее безопасности (промышленной, экологической и т.д.) как в изготовлении, так и в потреблении.
Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие "инновация'' применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.
Цель данной курсовой работы: комплексная характеристика нововведения, исследование потенциальных возможностей фирмы как организационно-правовой формы осуществления инноваций, организация процесса выбора инновации фирмой, оценка эффективности инновационного предложения.
В данной курсовой работе представлен инновационный проект по организации ввода в производства нового алюминиевого композитного материала – ALPOLIC, его описание, сферы применения, оценка эффективности нововведения.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы 23 страницы. Курсовая работа иллюстрирована 2 таблицами. Список использованной литературы включает в себя 7 источников.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА, ЕГО ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1 Сущность инновационного проекта
Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости :
- модернизационный (псевдо-инновации), когда конструкция прототипна или базовая технология кардинально не изменяются. Например, расширение размерных рядов и гаммы изделий, установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля;
- новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего. Например, добавление новых качеств, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий;
- опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях. Например, введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся;
- пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции. Например, композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии.
Уровень значимости проекта, а впоследствии и всей инновационной программы, определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.
1.2 Этапы и методы проектирования
Виды инновационных проектов по основным типам:
1. По периоду реализации проекта: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет);
2. По характеру целей проекта: конечные и промежуточные;
3. По виду удовлетворяемых потребностей ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;
4. По типу инноваций, могут быть введение нового или усовершен- ствованного продукта, создание нового рынка, освоение нового источника сырья или полуфабрикатов, реорганизация структуры управления;
5. По уровню принимаемых решений, могут носить международный федеральный, региональный, отраслевой и фирменный характер;
6. С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:
а) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
б) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;
в) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.
Состав стадий и этапов проекта определяется его отраслевой и функциональной принадлежностью. Основными разделами инновационного проекта являются:
- содержание и актуальность проблемы (идеи);
- дерево целей проекта, построение на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;
- система мероприятий по реализации дерева целей проекта;
- комплексное обоснование проекта;
- обеспечение реализации проекта;
- экспертное заключение проекта;
- механизм реализации проекта и система мотивации.
Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.
Жизненный цикл инновационного проекта начинается с фундаментальных исследований, предусматривает прикладные и опытно-конструкторские разработки. Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания и подготовка производства). Затем процесс промышленного производства, где знания материализуются, и эта стадия предусматривает 2 этапа: промышленное производство и реализация продукции. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, обслуживанию, обучению персонала. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи. Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на их основе заключаются контракты и другие правовые документы. Финансирование проекта создает финансовую зону и ориентируется на инвестиционный рынок.
Основными участниками инновационного проекта являются:
1. Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
2. Инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
3. Проектировщик – разработчик проекта;
4. Поставщик – организация, которая обеспечивает материально-
техническое обеспечение;
5. Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;
6. Команда проекта, создается на период работ.
Создание и реализация проекта включают следующие этапы:
1. Формирование инвестиционного замысла (идеи);
2. Исследование инвестиционных возможностей;
3. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;
4. Подготовка контрактной документации;
5. Подготовка проектной документации;
6. Строительно-монтажные работы;
7. Эксплуатация объекта;
8. Мониторинг экономических показателей.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО "" И ЕГО НОВОВВЕДЕНИЯ
2.1 Краткая характеристика ЗАО ""
Основным родом деятельности фирмы является производство, монтаж и продажа металлических конструкций.
Общие характеристики товара.
Металлические конструкции представляют собой строительные конструкции, применяемые, как несущие в каркасах зданий и других инженерных сооружениях (стальные металлические конструкции), в большепролётных покрытиях, обшивках стеновых и кровельных панелей (алюминиевые металлические конструкции).
Металлические конструкции обладают следующими характеристиками позволяющими применять их в разнообразных сооружениях:
Надёжность;
Лёгкость;
Индустриальность;
Непроницаемость.
2.2 Текущая маркетинговая ситуация
Сегментация рынка.
Сегментом рынка для товаров, производимых фирмой ЗАО "", с географической точки зрения будет рынок города Новокузнецк и близко расположенных к нему городов, в которых не существует фирм, занимающихся производством аналогичных товаров.
Далее, уже в рамках выделенного сегмента рынка, можно определить покупателей на наш товар. Это будут:
1. Государственные строительные фирмы, занимающиеся постройкой зданий промышленного назначения, жилых многоэтажных зданий, мостов, эстакад и т.п.;
2. Коммерческие строительные фирмы, занимающиеся аналогичной деятельностью;
3. Люди, ведущие строительство для себя (очень маленький сегмент, как правило, богатые люди, строящие большие дома).
Конкуренты.
Для производства металлоконструкций нужны довольно большие цеха со специальным оборудованием. На данный момент в городе Новокузнецк помимо цехов данной фирмы, других не существует. Чтобы построить аналогичное предприятие и запустить его в эксплуатацию нужно, по крайней мере, 8 - 10 лет. Но так как город Новокузнецк не большой и фирма ЗАО "" практически может сама полностью удовлетворять потребности потребителей, то строительство новых предприятий не выгодно, так как ведёт за собой большие издержки, не считая того, что вновь образовавшейся фирме придётся выходить на старый рынок (рынок нашей фирмы), да ещё и предлагая такой же товар. Правда, можно отнести к конкурентам производителей железобетонных конструкций, но их и наши интересы пересекаются редко, потому что покупатель, как правило, не колеблема при выборе между металлическими конструкциями и железобетонными, всё зависит от того какие функции выполняемые конструкцией ему в данном случае нужны. Также нашими конкурентами могут являться аналогичные фирмы, расположенные не в нашем городе, но это только в том случае, если мы будем сильно завышать цену.
2.3 Характеристика инновации, внедряемой в ЗАО «»
Специалистами был разработан новый алюминиевый композитный материал – ALPOLIC - композитный сэндвич - материал, состоящий из двух алюминиевых листов толщиной 0,2 мм; 0,3 мм; 0,5 мм, с внутренней полимерной прослойкой. Композитная структура материала придаёт ему лёгкость и высокую прочность, а ламинированная слоями алюминия и упруговязкая основа не позволяет ему ломаться и трескаться. Надёжная обработка поверхности обеспечивает превосходную сопротивляемость коррозии и погодным условиям независимо от температурных колебаний. Такая структура и технология изготовления позволяют материалу иметь особенные, а в чём-то и уникальные свойства для архитектуры и строительства:
1. Легкость и жесткость
Легкий и прочный листовой материал с удельным весом от 1,2 до 1,5, что на 40% меньше, чем у сплошного алюминиевого листа с эквивалентной жесткостью.
2. Отличное качество окраски.
Процесс покрытия поверхности, применяемый при изготовлении ALPOLIC, обеспечивает превосходную ровность в окраске, на поверхности нет никакой видимой зернистости или разводов благодаря использованию уникальной технологии нанесения.
3. Стойкость к ударам.
Благодаря ламинированию алюминия и использованию вязко-эластичного высокомолекулярного каучука, ALPOLIC не трескается и не ломается.
4. Податливость в обработке.
Разрезание, изгибание, вырезание нестандартных форм, прорезание пазов, и другие процедуры легко выполняются с помощью машин, предназначенных для обработки алюминия или дерева.
5. Стойкость к коррозии и погодным условиям.
Надежная обработка поверхности обеспечивает исключительную стойкость к коррозии и погодным условиям, безразличие к температурным изменениям - незаменимые свойства для современной архитектуры и строительства.
6. Превосходная ровность.
Непрерывный процесс ламинирования при нанесении слоев алюминия толщиной 0,5 мм и материал сердцевины обеспечивают исключительную ровность панели, отсутствие дефектов и прогибов.
По сравнению с другими материала того же веса (сталь, алюминий, фанера, и т.д.) ALPOLIC имеет большую потерю при передаче звука, т.е. лучшие звукоизоляционные свойства.
Панели ALPOLIC имеют фторуглеродное покрытие на основе люмифлона, которое испытывалось Японской Ассоциацией по Инспектированию Красок (Japan Paint Inspecting Association)
ALPOLIC поставляется с ровными краями, без выступов листов алюминия или наполнителя.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Для снижения риска инновационной деятельности компании необходимо, в первую очередь, провести тщательную оценку предполагаемого к осуществлению инновационного проекта.
Проведем оценку эффективности инновационного проекта по организации производства нового алюминиевого композитного материала – ALPOLIC.
Таблица 1 Предполагаемая выручка по годам, млн. руб.
Год | Без использования инновации | С использованием инновации |
2008 | 210 | 218,4 |
2009 | 262,5 | 281,7 |
2010 | 328,1 | 363,4 |
Расчеты произведены с учетом инфляции в 13% и предполагаемым повышением объема выручки с использованием инновации на 4 %.
ЗАО «» успешное предприятие и ее прибыль составляет 21% от выручки.
Таблица 2 Предполагаемая прибыль, млн. руб.
Год | Без использования инновации | С использованием инновации | Прибыль от использования инновации |
2008 | 44.1 | 45,8 | 1,7 |
2009 | 55,1 | 59,1 | 4,1 |
2010 | 68,9 | 76,32 | 7,4 |
Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:
Основанные на дисконтированных оценках ("динамические" методы):
Чистая приведенная стоимость - NPV (Net Present Value);
Индекс рентабельности инвестиций - PI (Profitability Index);
Внутренняя норма прибыли - IRR (Internal Rate of Return);
Модифицированная внутренняя норма прибыли- MIRR (Modified Internal Rate of Return);
Дисконтированный срок окупаемости инвестиций - DPP (Discounted Payback Period).
Основанные на учетных оценках ("статистические" методы):
Срок окупаемости инвестиций - PP (Payback Period);
Коэффициент эффективности инвестиций - ARR (Accounted Rate of Return).
В нашем случае делается прогноз, что инвестиция (IC) в размере 5 млн. руб. будут генерировать в течение 3 лет, годовые доходы составят P1 = 1,7 млн. руб., P2 = 4,1 млн. руб., P3 = 7,4 млн. руб. Коэффициент r составит 18 %
Чистая приведенная стоимость.(NPV)
Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, . Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:
,
.
Если:
NPV > 0, то проект следует принять;
NPV < 0, то проект следует отвергнуть;
NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный
,
3,84 > 0, значит, проект будет прибыльный, его следует принять.
Индекс рентабельности инвестиций.(PI)
Этот метод является, по сути, следствием метода чистой теперешней стоимости. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле
Очевидно, что если:
РI > 1, то проект следует принять;
РI< 1, то проект следует отвергнуть;
РI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Логика критерия PI такова: он характеризует доход на единицу затрат; именно этот критерий наиболее предпочтителен, когда необходимо упорядочить независимые проекты для создания оптимального портфеля в случае ограниченность сверху общего объема инвестиций.
1,8 > 1, значит, проект будет прибыльный, его следует принять.
Внутренняя норма прибыли инвестиций.(IRR)
Вторым стандартным методом оценки эффективности инвестиционных проектов является метод определения внутренней нормы рентабельности проекта (internal rate of return, IRR), т.е. такой ставки дисконта, при которой значение чистого приведенного дохода равно нулю.
,
IRR > r, значит проект прибыльный
33% > 18% - проект следует принять.
Дисконтированный срок окупаемости (DPP)
Дисконтированный срок окупаемости инвестиций рассчитывается по формуле:
Инновационный проект должен окупиться за 6 мес.
После данных расчетов можно сделать вывод, что предложенный инновационный проект является выгодным и рентабельным как со стороны инновационной политики, так и финансовой эффективности вложенных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники. Инновационная программа или проект эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетенции персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и тому подобному. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта или программы, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов. Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы предъявляют экономические. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финансировании инновации, является период, в течение которого будут возмещены понесенные расходы, для этого рассчитываются сроки окупаемости, чистая текущая прибыль и коэффициент рентабельности инвестиций.
Проведя оценку эффективности инновационного проекта по организации производства нового алюминиевого композитного материала – ALPOLIC можно сделать следующие выводы:
Предложенный инновационный проект является выгодным, т.к.
NPV=3, 84 > 0,
PI=1, 77 > 1,
IRR=33% > 18%
Это говорит о том, что проект является прибыльным и его следует принять.
DPP=0, 57, следовательно данный проект окупится за полгода.
Основанные на дисконтированных оценках ("динамические" методы):
Чистая приведенная стоимость - NPV (Net Present Value);
Индекс рентабельности инвестиций - PI (Profitability Index);
Внутренняя норма прибыли - IRR (Internal Rate of Return);
Модифицированная внутренняя норма прибыли- MIRR (Modified Internal Rate of Return);
Дисконтированный срок окупаемости инвестиций - DPP (Discounted Payback Period).
Основанные на учетных оценках ("статистические" методы):
Срок окупаемости инвестиций - PP (Payback Period);
Коэффициент эффективности инвестиций - ARR (Accounted Rate of Return).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - Спб.: ИД «Питер», 2002.
2. Зубенко В.А. Курс лекций по инновационному менеджменту. - М.: РГТЭУ, 2004.
3. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами //Менеджмент в России и за рубежом. №4. 2002.
6. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. - М.: ИНФРА-М, 2005.
7. Шапиро В.Д. Управление проектами. - М.: Юнити, 2004.
19