"Человек есть тайна",- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе "Преступление и наказание" глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества. Он изображает и обездоленный городской люд, придавленный нуждой и унижениями, и преуспевающих дельцов, и образованных бедняков, бунтующих против зла и насилия. Раскрывая психологию человека, Достоевский ставит сложные, социальные, философские и нравственные вопросы, имеющие общечеловеческое значение. На страницах романа высказываются резко противоположные суждения. Роман полифоничен. Не только у Раскольникова есть своя идея, но и у других персонажей. Они спорят
между собой и дополняют друг друга.
Идея Раскольникова - встать выше мира и "сломать, что надо, раз и навсегда". Но здесь его мучает вопрос, сможет ли он быть настоящим человеком, способен ли на преступление: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Убийство старухи-процентщицы - это для Раскольникова эксперимент. Он ему нужен именно для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи. Ведь идея, на его взгляд, и так неопровержима. Вест месяц после убийства проходит для Родиона Раскольникова в напряжении. Он мучается и испытывает страх. Вместе с тем все нарастает и усиливается опровержение идеи Раскольникова душой и духом самого героя, а главное - духом и нравственной силой Сони. Уязвимость своей теории Раскольников чувствует и понимает сам. Он знает, что человек не вошь, что быть не может "твари дрожащей", а что есть человек. После убийства ничего не изменилось, никому
Раскольников не помог. Достоевский показал крушение теории главного героя. Об этом говорят слова Раскольникова: "Я себя убил, а не старушонку".
Свидригайлов - это своеобразный "двойник" Родиона Раскольникова, обратная сторона одной медали. Недаром Аркадий Иванович Свидригайлов говорит главному герою: "Мы одного поля ягода". И он единственный совершенно спокойно и хладнокровно воспринимает преступление Раскольникова и даже подбадривает и успокаивает его. Свидригайлов переступил в себе человека и гражданина, именно поэтому он с равнодушие и цинизмом формулирует самую суть идеи Раскольникова и признает ее и своей: "…единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша".
Другой идеи придерживается Петр Петрович Лужин. Этот расчетливый буржуазный делец отбросил всю эстетику. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Лужин говорит: "…возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано". Он никого не грабит, не убивает, но своими поступками переступает нравственный закон, закон человечности. "Благодетельствуя" Дунечке, он подавляет и унижает ее, даже не осознавая этого.
Всем этим героям противопоставлена Соня Мармеладова. Она верит в некий изначальный, глубокий смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия. Он для Сони заключается в великой силе сочувствия человека человеку, силе сострадания. Это делает ее способной на подвиги, которые, по совести, выше сил человеческих, которые требуют необыкновенной крепости духа, мужества. Ради людей, которых она любит и которые ей дороги, Соня готова на многое. В нравственной стойкости и ненасытимом сострадании весь смысл жизни Сони, ее счастье, ее радость.
"Без великодушных идей человечество жить не может", - утверждает Достоевский.Таким образом, в романе Достоевского изображено столкновение теории с логикой жизни. По мнению автора, живой жизненный процесс всегда опровергает и делает несостоятельной любую теорию: и самую передовую, и самую преступную, такую, как теория "сильной личности", которой все позволено. Достоевский утверждает, что жить по какой бы то ни было теории нельзя. "Красота спасет мир",- говорил Достоевский. Он был уверен, что нравственное перевоспитание человека сделает абсурдными преступные теории и идеи, и люди будут любить друг друга.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/