Рефетека.ру / Психология

Реферат: Гендерные стереотипы в спорте

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология»

по теме: «Гендерные стереотипы в спорте»

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. Гендерные отношения и происхождение гендерной ассиметрии

2. Маскулинность как проявление гендерных стереотипов в профессиональном спорте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ


Рост популярности женских и гендерных исследований привел к появлению новых исследований о гендерных стереотипах в различных областях. Несмотря на то, что институциональный анализ уже проник в мужские исследования, почти нет работ, посвященных такому истинно мужскому занятию, как, профессиональный спорт. Спорт как социальный институт – идеальная возможность, для изучения мужчин и гендерных стереотипов, в особенности маскулинности. Это и определяет актуальность темы данной работы.

1. Гендерные отношения и происхождение гендерной ассиметрии


Гендерный подход к взаимоотношениям между полами предполагает разделение понятий пол (sex) и гендер (gender). При этом понятию пола соответствуют представления, которые обозначает анатомо-морфологические особенности людей принадлежащих к разным полам (по большей части это первичные и вторичные половые признаки), по наличию или отсутствию которых люди определяют половую принадлежность друг друга. К таким характеристикам, помимо половых признаков, можно отнести особенности голоса, общий габитус, и некоторые другие, хотя их применимость базируется не на абсолютном соответствии, а, скорее, соответствии усвоенными идеальными представлениями о внешнем облике мужчины или женщины (так, например, выражения «женоподобный» и «мужеподобный» будут иметь разное смысловое наполнение в различных культурах).

Термин «пол» во всех концепциях гендера употребляется только в отношении тех особенностей, которые детерминируются биологическими различиями, так называемыми первичными и вторичными половыми признаками между мужчинами и женщинами.

Понятие «гендер» представляет собой «…сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом».

Гендер введен как базовое измерение при описании социальной структуры общества, вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст). Таким образом, гендерные исследования посвящаются выявлению социального содержания всего, что привычно связывается с принадлежностью к определенному полу и с взаимоотношением полов. Гендерный подход к общественным проблемам призван проанализировать и по-новому переосмыслить феномен социального взаимодействия полов. Понятие гендерных отношений используется в данной работе как определение отношений между людьми, возникающие вследствие их принадлежности к различным гендерам, не зависимо от того, в какой социальной сфере складываются эти отношения.

Анализируя гендерные отношения, характерные для современной цивилизации, возможно рассматривать общественную жизнь как систему взаимодействия двух сфер, приватной и публичной. В первую очередь, система гендерных отношений лежит в основе института брака и семьи, который составляет собой ядро приватной сферы.

Гендерный анализ семьи предусматривает рассмотрение, как функций семьи, так и возникающие при выполнении этих функций конфликты в свете сложившихся в обществе гендерных отношений. Так, независимо от уровня развития общества, функция социализации выполняется, в основном, женщинами, особенно социализация детей грудного и младшего возраста. Конфликтные ситуации в семье, особенно современной, зачастую связаны с несогласием женщины ограничивать свою деятельность предписанными гендерными стереотипами рамками, или неспособностью мужчины соответствовать этим стереотипам. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

С середины ХХ века наблюдается трансформация гендерных отношений, связанная с отказом от патриархатных стереотипов, и, соответственно, изменением выполняемых мужчиной и женщиной функций, как в публичной, так и в приватной сфере. Процесс трансформации гендерных отношений более всего затронул образцы поведения, предписываемые женщинам, что можно считать одним из структурных элементов кризиса современной семьи. Увеличение нагрузки, связанной с занятостью на производстве, и экономическая независимость предопределили стиль поведения, отличающийся от предписываемого патриархатными традициями.

Трансформации, происходящие в различных сферах общественной жизни в ХХ веке, и связанные, прежде всего, с переходом от сельскохозяйственного общества к индустриальному, не могли не оказать влияния на гендерные отношения. Можно сказать, что одна из наиболее ярких характеристик социокультурных изменений ХХ века – это трансформация сложившихся гендерных отношений. Определенное влияние на эту трансформацию оказывала индустриализация общества и растущая потребность в рабочей силе, однако, по нашему мнению, гендерные отношения трансформировались не столько по содержанию, сколько по форме.

Если проанализировать типичные образцы представлений о различиях мужского и женского поведения, можно выявить наиболее распространенные представления о типизации мужского и женского, соответствующей конкретной эпохе. Например, применительно к мужчинам, исследователи выделяют стереотип «крутого» или настоящего мужчины, который необходимо включает в себя следующие психологические черты: а) полная антитеза женственного – подчеркнутая грубость, жесткость, физическая сила и агрессивность, б) главная жизненная ценность – успех и независимость, в) «принципиальное одиночество», т.е. в нашем толковании, отсутствие психологической и юридической связи с женщиной.

Подобный стереотип, если анализировать его с точки зрения биологии человека, является примитивным идеалом полигамного самца, отвоевывающего гарем у соперника, оставляющего конкурентоспособное потомство (но не заботящегося о нем), и быстро гибнущего, уступая место более достойному, что являлось залогом генетического разнообразия потомства, материалом для естественного отбора. Естественно, по мере развития общества подобный стереотип поведения культурно трансформировался, так как заложен был всего лишь в области инстинктов. Однако присутствующее здесь представление о женщине, самке, продолжательнице рода, которую нужно завоевать и удержать сохранилось и воспроизводится до сих пор в патриархатных гендерных стереотипах. Данные стереотипы особенно четко прослеживаются в профессиональном спорте. Они будут рассмотрены в следующем разделе.


2. Маскулинность как проявление гендерных стереотипов в профессиональном спорте


Как уже отмечалось выше, гендерные стереотипы в спорте практически не рассматривались в трудах отечественных социологов и психологов. Поэтому рассмотрим, как тема маскулинности в профессиональном спорте исследовалась в трудах зарубежных, в частности американских, ученых.

В рамках спортивной социологии пол в его взаимодействии с социальной группой и расой обычно игнорируется или считается самим собой разумеющимся, кроме случаев исследования женщин-спортсменок. Социологи, которые пытаются серьезно исследовать проблему опыта чернокожих в целом и в профессиональном спорте в частности, сосредоточивали свое внимание преимущественно на элементе «черный», а не на элементе «мужчина». Маскулинность, например, рассматривается как биологически обусловленная тенденция к исполнению ролей кормильца и защитника, которой у черных мужчин не позволяют развиться социальные и экономические препятствия. Некоторые ученые считают, что мужественность конструируется социально, но это происходит само собой, и сосредоточивает внимание на тех препятствиях, которые мешают черным мужчинам эффективно исполнять свою роль. Эти теории маскулинности не учитывают взаимодействия мужской роли с теми структурными ограничениями, которые и загоняют черных мужчин в рамки разрушительного образа жизни.

Профессиональный спорт представляется деятельностью, в процессе которой происходит манифестация различий между мужчинами и женщинами, а также доминирование первых над вторыми и в то же время дистанцирование нормативной маскулинности (белый, гетеросексуальный, среднего класса) от маргинальной и подчиненной.

Майкл Месснер в период с 1983 по 1985 год провел 30 глубинных интервью с бывшими спортсменами. Целью было исследовать формирование маскулинности и те изменения, которые она претерпевает, взаимодействуя с социальным миром профессионального спорта. Большинство из проинтервьюированных занимались самыми популярными в США видами спорта: футболом, баскетболом, бейсболом и атлетикой. Все они оставили профессиональный спорт по крайней мере за 5 лет до интервью.

Возраст опрошенных колебался от 21 до 48 лет, в среднем составив 33 года. 14 из них были белыми, 14 – черными, 2 – латинос. 15 из 16 черных и латинос являлись выходцами из бедных семей, в то время как большинство (9 из 14) белых мужчин – из семей среднего класса. 12 занимались спортом в школе, 11 – в колледже, 7 были профессиональными спортсменами. Все они в определенный период своей жизни осознавали себя через принадлежность к спорту, следовательно, их можно было считать профессиональными спортсменами.

В ходе исследования были получены следующие выводы.

Исследования, посвященные маскулинности и спорту, утверждают, что спорт превращает мальчиков в мужчин. Они познают такие ценности, как соревновательность, сила воли, достижение победы любой ценой, т. е. культурно релевантные элементы мужественности. Наряду с некоторыми важными догадками эти ранние исследования страдали ограниченностью, навязанной теорией половых ролей, согласно которой мальчики, впервые пришедшие в спортивный зал, представляют собой чистый лист, на котором будет «напечатана» маскулинность. Это упрощенный подход. На самом деле молодые люди приходят в спорт с уже сформировавшейся гендерной идентичностью, которая укрепляется в процессе развития личности. Как ни парадоксально, индивидуализация завершается только через общение с другими людьми. Таким образом, хотя основная задача маскулинности – в развитии и интерактивной личности и окончательном разграничении себя другого, она может быть осуществлена только через взаимодействие с другими людьми. Согласно данному исследованию, для мужчин мир профессионального спорта, подчиняющийся строгим правилам, становится средой, которая дает им возможность создать свою мужскую интерактивную идентичность.

При объяснении раннего вовлечения мальчиков в профессиональный спорт нельзя обойтись без феминистской психоаналитической теории мужественности и теории развития, однако выбор и контуры жизненного пути не могут определяться только императивами первичной тендерной идентичности. Необходимо учитывать, что мужская идентичность формируется во взаимодействии внутренних (психологическая амбивалентность) и внешних (социальных, исторических, институциональных) факторов.

В исследовании рассматривались мужчины «среднего класса» и мужчины из низших социальных групп.

Средние социальные слои с их высокой оценкой образования и дохода показывают своим детям, что у них есть выбор и что спортивная карьера – не самый лучший шанс из существующих. Если подросток считает спорт приемлемой перспективой, в рамках которой можно самоутверждаться, то юноша и молодой человек из высших социальных групп просто переносят те же надежды в другой институциональный контекст: на образование и профессиональную карьеру.

Для мужчины из обеспеченной среды, решившего не идти в профессионалы, спорт остается важным по двум причинам. Во-первых, будучи блестящим спортсменом в школе или в колледже, он подкрепляет свой авторитет мужественностью, которая дополняет его профессиональный статус.

Здесь спорт выступает в роли объединяющего фактора, активизирующего мужское начало, в привилегированных слоях и помогает сохранять связи даже спустя годы после отказа от спортивной карьеры. Образованные, сделавшие блестящую карьеру мужчины, по данным исследования, редко откровенно выражают сексистские, расистские или классовые взгляды, в отношениях с женщинами они стремятся самораскрыться и смеются над преувеличением роли мужского начала. Но хотя внешне они соответствуют тому, что называют «современным образом мужчины», неформальные отношения внутри их мужских групп способствуют конструированию их гендерного и классового статуса; посредством создания четкой границы между ними, женщинами и мужчинами из более низких слоев. Доминирующее положение, этих мужчин, основывающееся на ритуальных формах мужского общения (дружба, соперничество), было изначально предопределено еще в юношестве, при занятиях привилегированные видами деятельности в своих компаниях

Во-вторых, помимо объединения взрослых обеспеченных людей на основе доминирующего положения в обществе, спорт является частью гендерных отношений. Большинство мужчин продолжают следить за спортивными событиями, обсуждать и чувствовать свою принадлежность к этой сфере деятельное даже спустя годы после завершения спортивной карьеры. Спорт как зрелище является важнейшим фактором, который поддерживает традиционную концепцию мужского превосходства, в последнее время оспариваемую женщинами.

Спорт – это важнейший профессиональный институт для выражения маскулинности. Именно здесь мужское доминирование над женщинами становится «естественным» и связывается с социальным распределением насилия. Спорт подавляет природное равенство полов, конструирует различия, а затем, в значительной степени при помощи СМИ, выстраивает вокруг них структуру символов и толкований, которые их обосновывают.

Таким образом, спорт сохраняет свою значимость для мужчин из высших социальных групп со школьных лет до взрослого состояния. Но, и это важно, к старшим классам школы или к университету большая часть этих молодых людей поняли, что профессиональный спорт – не для них. Культурные ценности среднего класса направляют их устремления в более «разумную» область образования и профессиональной карьеры, со спортом не связанной. Спорт же остается очень важным для создания и осознания их статуса и среди таких же привилегированных, как они, и в карьере. Спорт как публичное зрелище является основным моментом, вокруг которого создается и становится общепринятой идеология мужского превосходства над женщинами и превосходства богатых над бедными.

Для молодого человека из менее обеспеченной семьи успех в спорте не является лишь доказательством маскулинности, для него это часто единственная надежда занять подобающее мужчине общественное положение. Ситуация в образовании и небольшие финансовые возможности делают для таких молодых людей выбор спортивной карьеры наиболее рациональным.

Этот вывод неприменим к молодым женщинам из бедных семей. Начиная со средних классов школы и до взрослого состояния чернокожие молодые люди делают ставку на спорт, в то время как девушки – на образование. Здесь прослеживается половая динамика, которая управляет подростковыми группами и заставляет мальчиков ценить спортивные достижения выше образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В социальной среде со значительным классовым и расовым расслоением выбор спортивной карьеры или отказ от нее определяется рациональной оценкой приемлемых способов достижения маскулинного статуса. Почти для всех мужчин из низших слоев этот статус и уважение, которых они достигали с помощью спорта, являются временными и не дают возможностей дальнейшего продвижения.

Для молодых черных мужчин более реально попасть в колледж в качестве спортсменов, чем благодаря усилиям в неспортивной деятельности.

Но было бы ошибочным считать, что достаточно создать социально-экономические условия, которые дадут возможность бедным копировать «разумный выбор» белых выходцев из среднего класса. Объективно подходя к этому вопросу, мы должны критически отнестись к самосознанию мужчин среднего класса, а не считать его нормативным стандартом маскулинности. Это невозможно без понимания того, как профессиональный спорт создает и легализует гендерные различия и неравенство.

Исследователи феминистской ориентации доказали, что профессиональный спорт является для мужчин всех слоев общества таким средством повышения социального статуса, который недоступен молодым женщинам. Спорт, таким образом, служит мужским интересам, помогая создать и легализовать их доминирующее положение в обществе и по отношению к женщинам.

Хотя спорт важен как для бедных, так и для обеспеченных мужчин, налицо яркие различия в зависимости от социального слоя. Они возникают в результате того, что мужчины, прилагая усилия в спорте, в большей степени борются за определенное положение среди других мужчин, чем доказывают свое превосходство над женщинами.

Маскулинность как способ доминирования (сложившийся исторически) конструируется во взаимоотношении с разными формами мужской субординации и женского самосознания. Доминирование мужчин над женщинами сплачивает их, но мужчины по-разному относятся к этому превосходству и по-разному пользуются его плодами.

ЛИТЕРАТУРА


Берн Ш. Гендерная психология. М., 2001.

Маркова О.Ю. Гендерные измерения современного общества.// Сборник «Отчуждение человека в перспективе глобализации мира». Спб., изд.: Петрополис, 2001. С. 100-122.

Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт. // Антология гендерной теории. Минск, изд.: Пропилеи, 2000. С. 218-228.

Теория и методология гендерных исследований.// Курс лекций под редакцией Ворониной О.А. М., 2001.

Похожие работы:

  1. • Особенности личности людей, занимающихся ...
  2. • Гендерные стереотипы в испанской спортивной прессе
  3. • Проблемы гендерной асимметрии в современном олимпийском ...
  4. • Гендерный аспект в образовании
  5. • Сущность гендерных стереотипов
  6. • Социально-психологические характеристики гендерных ...
  7. • Гендерные стереотипы
  8. • Гендерный аспект управления
  9. • Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей ...
  10. • Особенности гендерных стереотипов в современном ...
  11. • Некоторые особенности восприятия гендерных стереотипов ...
  12. • Проблемы гендерной социализации
  13. • Присвоение и конструирование гендерных установок женщинами с ...
  14. • Гендерные аспекты брачного поведения
  15. • Исследование гендерных стереотипов и моделей ...
  16. • Применение гендерного подхода в образовании
  17. • Гендерные исследования в современной лингвистике
  18. • Гендерные стереотипы в рекламе
  19. • Гендерные стереотипы и семья
Рефетека ру refoteka@gmail.com