"Карандаш - мое оружие" – к 100-летию со дня рождения художника Жукова Н.Н.
«Уголок в Ельце заветный есть,
Где хранят с любовью земляки
Чудные плоды его руки…».
Ю.В. Ширяев.
Жуков Николай Николаевич, российский художник-график, народный художник СССР (1963), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1949).
Дважды лауреат Государственной премии СССР (1943, 1951). Жуков Н.Н. награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Орденом Красной Звезды и многими медалями. Почётный гражданин города Ельца.
Николай Николаевич Жуков родился 02.12.1908 в семье адвоката. Его детство и юность прошли в городе Ельце. Здесь он окончил среднюю школу № 1.
В этом одноэтажном, бревенчатом доме художник и провел свои детские и юношеские годы.
Архитектура его типична для многих небогатых зданий начала второй половины XIX века. Обычный деревянный дом прошлого столетия.
Семья художника проживала в этом доме с конца 1916 по 1931 год.
В комнате сохранились вещи, принадлежавшие семье Жуковых. Граммофон, шкатулка, альбом для фотографий, книги, кошелек, вышитый бисером. Батистовый платок, который мама, Валентина Яковлевна, сохранила в память о дне венчания.
На фотографии 4 летний Николай Жуков изображен в фуражке с надписью «Люби меня». Надпись отображает дух того времени с теплыми отношениями между людьми.
Большой интерес вызывают книги, по которым учился художник: «Живое слово», книга для изучения родного языка 1916 года издания по которому будущий художник учился в школе. «Школа здоровья», полный курс медицины, изданная в 1899 году, книгопродавцам Ступиным в Москве, с дарственной надписью матери сыну.
Великолепный набор красок, английской мануфактуры, которые отец, заметив способности к рисованию у сына, привез ему. Эти краски чуть тронуты, их выдавали мальчику только по большим праздникам.
Они стоили по тем временам огромных денег. Жуков очень трепетно относился к ним. Он мечтал о том, что когда вырастет, то обязательно нарисует что-то необыкновенное. Поэтому художник всю жизнь трепетно хранил их и никогда ими не пользовался.
В своих воспоминаниях художник пишет: «Восторг охватил меня, когда я впервые открыл коробку с красками. Я нашел там круглое солнце и реку Вятку, зелень деревьев и цвет анютиных глазок, растущих под моим окном. Мне очень нравилось, как маленький диск краски растворялся и таял под мокрой кистью и потом возникал в еще более ярком виде на листе моей бумаги. Но мне все, же казалось, что за окном солнце блестит ярче, и я торопливо макал кисть в оранжевую краску. Когда сочная его капля растекалась в желтом кружке, мне на мгновение казалось, что солнце стало моим. Вот это и была та первая моя радость искусства, которая не давала мне спать».
В день открытия музея, в знак большой признательности, дети художника – дочь А.Н. Полянская и сын А.Н. Жуков – преподнесли в дар дому-музею в Ельце эту реликвию, хранившуюся в доме Жукова в Москве несколько десятилетий.
У Жукова была мечта стать художником. Он поступает в художественное училище в Нижнем Новгороде.
В 1928 году Жуков переводится на графическое отделение Саратовского художественного техникума, который заканчивает в 1930 году.
Он писал в своем дневнике: "Первые шаги в любимом творчестве были сделаны на Елецкой земле. Вот почему всегда и везде я оглядываюсь на этот славный зелёный город. Берегите его русскую красоту".
С самого начала творческого пути Н. Жуков определился как художник-график. Он брался за любую работу – от оформления обложек и иллюстраций для «Детгиза» и «Молодой гвардии», Гослитиздата до огромных рекламных плакатов для торговой палаты и «Интуриста».
В состав экспозиции включена коробка папирос «Казбек». Выполнив этот эскиз, художник получил свой первый гонорар.
В 1938 году Н. Жуков обратился к историко-революционной теме, которая на долгие годы определила круг его творческих интересов.
Более 30-ти лет художник посвятил Лениниане.
Создав 2500 рисунков, мастеру удалось с художественной убедительностью воссоздать образ Ленина – руководителя первого в мире социалистического государства. По мнению Г. Кржижановского, который знал В.И. Ленина лично, именно Жуков овладел тайной ленинского жеста. В экспозиции представлены работы «Володенька», «Приезд в Кашино», литография «Не теряйте минуты», «Надя Крупская» и другие. Многие рисунки Жукова стали хрестоматийными.
Созданные Жуковым портреты исторической тематики, жанровые станковые рисунки, литографии, книжные иллюстрации стали достоянием истории изобразительного искусства и по праву входят в число лучших произведений историко-революционной графики в нашей стране и за рубежом.
"Карандаш - мое оружие"
"17 июня я получил извещение из военкомата: явиться для прохождения учебного сбора. 18 июня мой последний цивильный вечер. А утром 19-холодный металл стригущей машинки смахнул мои кудри в общую кучу. Очень не хотелось прерывать работу даже на срок учебного сбора. Кудри вырастут, даже будут еще лучше, а времени жаль. Я был одержим творческими планами".
Но война все разрушила.
Н.Н. Жуков вспоминает его восприятие объявления о войне:
" Это было что-то непонятное, неподвластное не уму, ни сердцу. Что-то тревожное витало в воздухе. Что будет теперь? Как теперь жить?".
С августа 1941 года по 1944 год Н. Жуков находился на фронте. Определили его в 115-й Стрелковый запасной артиллерийский полк. Но он не смог сидеть писарем при штабе. Оптимизм, впитанный в него с воздухом Ельца, вера в то, что с ним ничего страшного не может произойти, толкали в пекло сражений, чтобы самому увидеть и запечатлеть, занести в блокнот или дневник.
Как корреспондент газеты "На разгром врага" Н.Н. Жуков сначала стеснялся своего основного занятия, встречаясь с воевавшими солдатами. Требовалось графически набросать увиденное.
Он вспоминал, когда люди не расставались с оружием, я доставал свой огрызок карандаша, пытался на бумаге что-то нарисовать, ловил на себе недоуменные взгляды. Мне было неловко перед людьми, и тогда я понял, что рисовать я должен быстро, так хорошо, чтобы моё искусство было понятно и доступно всем".
Каким образом тренировал он свою зрительную память и руку, остается загадкой. Но он наловчился делать эскизы карандашом в таком ускоренном темпе, что его стали называть мастером молниеносного рисунка. При этом сходство с оригиналом достигало высокой точности.
В своих работах «По шестому талону», «Утро в партизанском лесу», «Санитарка Маша», «Ремонт автоколонны», репродукции плакатов – «Бей насмерть», «Выстоять», «Отстоим Москву» – художник сумел показать героизм и самоотверженность людей не только в момент совершения подвига, но и в будничных фронтовых условиях.
На рисунке "Дед партизан" - старик присел передохнуть. Закручивая самокрутку, над, чем он так глубоко задумался? Может о доме, может о погибших друзьях...
Но он даже во время перекура не расстается со своим оружием.
Оно лежит у него на коленях, как будто отдыхает.
Готовится к новым боям.
Целый цикл зарисовок относится к так называемому психологическому оружию.
На другой картине Лиза Чайкина, ее ведут на расстрел. Ей, слабой, замученной пытками, немцы связали руки. Потому что даже такая она наводит на страх на врага. Идя с гордо поднятой головой, зная, что ее убьют, она не просит пощады, а призывает бить фашистов.
А вот более оптимистическая зарисовка "В ловушке". Мальчонка, лет 10 - 12 - впереди, за ним отряд фашистов. Видать поверили они ему, что проведет их по скрытой тропе к партизанам. Но ребёнок знал, кто такой Иван Сусанин и хотел повторить его подвиг, наведя фрицев на засаду.
Художник создал серию работ о Великой Отечественной войне: листовки, фронтовые зарисовки, наброски, плакаты.
Тут уместно обойтись без выстрелов и громогласного "Ура!". Молчаливое воздействие на чувства человеческие иногда оказывается надежнее, чем применение силы.
Графика Н.Н. Жукова - это искусство, через которое предполагается разговор шепотом: "Этого нельзя забыть", "К недалекому будущему".
В 1943 году за серию рисунков о войне и иллюстрации к книге «Воспоминания о Марксе и Энгельсе» Н. Жуков был награжден Государственной (Сталинской) премией. В том же году его назначили художественным руководителем Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Художники-грековцы были разбросаны по разным фронтам, но студия не прекращала свою работу.
Пройдя всю войну на передовой, Н.Н Жуков не только изобразил, но и описал, что оставляли после себя озлобленные, убегающие фашисты.
Его сюжет "Убитые лошади" и приписка к нему:
"В 9.30 приехал в Могилёв. В пригороде, где были особенно сильные бои, зрелище ужасное. Попадаются брошенные на свалке до полусотни убитых и сгоревших лошадей, тут же повозки, зарядные ящики, трупы - все это уже начинает разлагаться. Тлеют и чадят догорающие дома. Потрясающая картина для возвращенцев. Ничего равного по впечатлению еще не видел".
Об этом он писал в 1944 году, когда работал в "Правде".
Карандаш стал главным оружием художника. Листовки, плакаты, карикатуры внесли свой посильный вклад в дело победы.
И вот грянула Победа! Военный журналист, график Н.Н. Жуков встретил радостную весть на австрийской земле. Вот его запись от 9 мая 1945 года:
"В три часа ночи проснулись от голоса бешеной пальбы. Бьют автоматы, зенитки. Суматошная пистолетная стрельба. Трассирующие пули, слышны перебежки. Стрельба в нашем районе, иногда выстрелы где-то совсем рядом. Все встревожены. Возникли разные предположения: восстание, облава на оставшихся в засаде фашистов или бандитов. Революция, десант. Стрельба становится страшно беспорядочной. Слышно уже в разных концах города. Все оделись, проверили пистолеты, вышли вниз. Там узнали от бойцов, что выступает Сталин. В комендатуре пошло оживление. Чистят, топят, жарят. Комендант нас поздравил с заключением мира".
Следующее испытание выпало на долю Н. Жуков в феврале 1946 года.
В составе делегации он был направлен на Нюрнбергский процесс. Его откомандировали вместе Борисом Полевым, автором "Повести о настоящем человеке".
Состоялся международный суд над идеологами фашизма.
Николай Николаевич пишет, что очень сильно волновался.
Ведь ему предстояло рисовать лица военных преступников.
Поначалу он занял место в первом ряду зала судебного заседания.
Откуда было ближе и удобнее разглядывать деспотов, затеявших мировое кровопролитие. Однако вскоре Жуков понял, что допустил серьёзный промах.
Бонзы Третьего Рейха вели себя неестественно под его наблюдательным взглядом, прикрывали лица. И пошёл он на военную хитрость - перебрался на последний ряд. Оттуда, вооружившись биноклем - подарок отца он стал музейным экспонатом - стал наблюдать за происходящим. Но, возникли осложнения, перевод текста, читаемого трибуналом, слушал через наушники.
40 дней работал художник на заседаниях Международного трибунала и оставил для истории 200 рисунков – документально-художественных характеристик главных военных преступников, их судей, обвинителей, защитников, свидетелей.
Эта серия работ художника – своеобразный драматический спектакль в рисунках.
Одновременно художник умудрился отправить письмо своей матери, подлинник которого дочь Жукова нашла недавно в архиве. Вот выдержка из письма: "Мамаша, художники здесь есть, но наши - Елецкие - самые лучшие".
Почему он о себе писал во множественном числе? Наверно потому, что одному человеку исполнить то, что совершил он в ходе судебного разбирательства, было просто не по силам. В данном случае довольно самокритичный человек мог позволить себе некое преувеличение.
Со временем Нюрнбергские рисунки по специальному заказу были серийными партиями перенесены на большие листы из серого картона.
Используя белую пастель, мастер графики и акварели представил зрителю военных преступников как неких призраков, которые выползают из тьмы.
Возможно из небытия, куда снова вернулись, сотворив на Земле столько зла.
Это было столь мастерски и выразительно сделано, что автор фундаментальной серии, Н.Н. Жукову, был награжден Золотой медалью Студии военных художников имени Грекова. Свидетельство о награждении тоже хранится в музее в Ельце.
Работ о правосудии мирового значения пока нет в музее, но выставка рано, или поздно состоится.
«…Я воспринимал карандаш как оружие, врученное мне для расплаты. Это был карандаш, острие которого затачивалось 4 года войны и, которым я хотел выразить свое отношение ненависти и презрения, какие чувствовал весь наш народ к фашизму и его вдохновителям».
Часть иллюстраций Н. Жукова посвящена к книгам Ю. Фучика «Репортаж с петлей на шее», и Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Книгу Б. Полевого иллюстрировали 19 художников, но лучшими были признаны иллюстрации Н.Н. Жукова.
Писатель и художник познакомились на войне, сохранив в дальнейшем дружбу на всю жизнь. «Повесть о настоящем человеке» тесно связала не только Б. Полевого, как писателя, А. Маресьева как героя, Н. Жукова как иллюстратора, но и город Елец, а затем и музей Н. Жукова.
За оформление книги Н. Жуков получил вторую Сталинскую премию.
В музее представлены портреты Маресьева, Полевого, сделанные художником, а также фотографии А.Н. Невструева (в военные и послевоенные годы), который парнишкой защищал Елец в ополчении, а затем воевал в авиации, в 1943 году командиром его отряда был знаменитый летчик А.П. Маресьев. До конца войны А.Н. Невструев служил механиком у Маресьева, переписывался с ним и после войны.
Поездки в Англию, Финляндию, Китай, Италию, Польшу, Венгрию и другие страны дали Н. Жукову интереснейший материал для работы.
Особенно полно наблюдательность мастера, замечающего все детали окружающей жизни, проявились в итальянских зарисовках.
Его работы, «На площади Флоренции», «В Риме. Отдых туриста», «Гондольер в Венеции», выполненные карандашом, тушью, пастелью, сангиной, акварелью, произведения искусства приковывают к себе внимание, подкупая своей искренностью и непосредственностью. Там же художник познакомился с бывшими партизанами, героями движения Сопротивления.
За галерею портретов итальянских партизан Н. Жуков был награжден Золотой медалью им. М.Б. Грекова, а в Италии – памятной медалью братьев Черви и косынкой итальянских партизан. Эти предметы находятся в витрине выставочного зала.
Большое место в творчестве художника отведено теме детства.
Рисунки Н.Н. Жукова: «Вырастем вместе», «Подружка», «Наташа играет на гармошке», «Ариночка за чтением», «Егорка», «Андрюша на даче», «Колыбельная», на которых изображены жена, дочь художника и другие, вызывают трогательный интерес.
К рисункам детской серии примыкают зарисовки друзей и близких художника, деятелей культуры и искусства, согласовываясь по остроте охваченного в них движения, по тонкости и живости портретной характеристики.
В экспозиции музея размещены портреты космонавта Юрия Гагарина, поэта Евгения Евтушенко, актеров Бориса Ливанова, Ростислава Плятта и других.
Прекрасная галерея женских портретов, среди которых особенно выделяется портрет жены художника, Альбины Феликсовны, и портрет матери, Валентины Яковлевны.
На эскизе "Горе матери" - художник выразил глубокое страдание матери. Она не верит в страшную весть с фронта.
Разве можно смириться с потерей самого близкого человека.
Убита горем, мать прикрыла лицо скрюченными пальцами, на которые спадают выбеленные сединой волосы, и, кажется, плечи ее вздрагивают от молчаливого рыдания.
А чуткое сердце матери в стонет и взывает:
"Немецкий солдат, ты вспомнил колыбельную песню, что пела тебе твоя мать? Брось воевать. Вернись к родимой, подарившей тебе жизнь, утешь ее и больше не покидай. И не бери в руки карабин смертоносный".
Особое внимание привлекаю пейзажи Н.Н. Жукова.
– «Из окна вагона», «А жизнь продолжается».
Знаменитые натюрморты – это праздник для глаз и души.
Две грани таланта Жукова – художника и писателя – оказываются в близком родстве и очень похожи в главном.
Это – та же легкость и прозрачность стиля, сочетающего мужественность и нежность, та же психологическая проникновенность и отточенность образов людей, и тот же неиссякаемый источник искусства – жизнь.
Обладатель огромного количества наград – он гордился званием Почетного гражданина города Ельца, которого был удостоен 9 сентября 1972 года.
Ровно через год художника не стало, 24 сентября 1973 года Николай Николаевич Жуков умер внезапно, в пору признаний, удач, радостных надежд на будущее.
Сколько графических зарисовок, плакатов, портретов, иллюстраций, пейзажей, тончайших акварелей оставил этот человек людям, уйдя из жизни! Все они надолго останутся жить. И в них – автор, умевший вкладывать в любую работу частицу самого себя, свою душу, свою мечту.
В Ельце впервые открыл двери музей для посетителей 12 декабря 1992 года. Расположен по ул. 9-го Декабря, дом 42.
Обходя залы и, видя многое впервые, мы попадаем в эпоху, о которой Почетный гражданин Ельца говорил, писал, рисовал.
Из столицы в музей перевезена большая часть материала.
Младшая дочь художника Арина Николаевна Полянская-Жукова передала городу большое количество репродукций с его рисунками, подарила три необыкновенные коллекции на различные тематики.
Пользуясь дневниками отца, она выпустила в 2005 году книгу
"Мир. Война. Николай Жуков". Туда включены многочисленные наброски, эскизы, семейные фото, фронтовые снимки, путевые записки. Произведение стало эксклюзивным экспонатом музея.
12 сентября 2008 года в городе Ельце, в честь 100 летия со дня рождения великого художника установлен памятник, на улице Мира, неподалеку с ее пересечением с ул. Коммунаров, народному художнику СССР, почетному гражданину города Ельца Н. Н. Жукову.
Автор скульптуры — Александр Михайлович Таратынов.
Художник среди детей, они словно учатся у него, его искусству рисования и здесь остаётся с ним его карандаш.
Ельчане гордятся своим великим земляком и свято чтут его память.